диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения автор

Методика «Диагностика девиантного поведения подростка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений.

Опросник «ДАП-П» является модифицированным вариантом опросника «ДАП-В» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ-7, 1999). Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 3-х блоков: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению. Ниже представлен список вопросов для школьников 14-17 лет.

Опросник содержит 47 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно» (3 балла), «верно» (2 балла), «пожалуй, так» (1 балл), «нет, это совсем не так» (0 баллов).

Сейчас вам будет предъявлено 47 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. Отвечая на них, вам нужно выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно» (3 балла), «верно» (2 балла), «пожалуй, так» (1 балл), «нет, это совсем не так» (0 баллов). На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.

Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку – к вм подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе.

1. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.

2. «За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.

3. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.

4. Я бываю излишне груб с окружающими.

5. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др.

6. Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.

7. Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.

8. В последнее время я замечаю, что стал много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.

9. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».

10. Я всегда стремился к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.

11. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

12. В состоянии агрессии я способен на многое.

13. Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.

14. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

15. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.

16. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.

17. Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.

19. Я привык считать, что «око за око, зуб за зуб».

20. Я всегда раз в неделю выпиваю.

21. Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.

22. Бывало, что я слышал голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.

23. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.

24. У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.

25. В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.

26. В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден принимать успокоительные средства.

27. Я пыталась освободиться от некоторых пагубных привычек.

29. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.

30. Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.

31.Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.

32. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.

33. В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.

34. В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.

35. У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.

36. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.

37. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.

38. Можно согласиться, с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считаю их неразумными.

39. Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т.д.

40. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) алкоголем.

41. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».

42. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

43. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».

44. Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.

45. Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считаю их скучными, неинтересными.

46. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).

47.С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться.

После проведения тестирования все данные заносятся в протокол № 1. Сырые баллы переводятся в стены, получаем: 1 балл – низкая склонность (или отсутствие) к девиантному поведению. 2-4 балла – средняя (значительная предрасположенность). 5 баллов – высокая склонность к девиантному поведению.

1. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.

Источник

Перечень методик для диагностики деструктивного.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Примерные методики, рекомендуемые для выявления несовершеннолетних,

склонных к деструктивному поведению.

2. Карта наблюдений (Д. Стотт) предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. Может использоваться для испытуемых разного возраста. Карта, оценивающая степень и характер дезадаптации школьника, состоит из 16 комплексов-симптомов – образцов поведения, или симптомокомплексов (СК). СК представлены в виде перечней и пронумерованы I–XVI. В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении карты наблюдения наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие – знаком «–». Суммируются все баллы по каждому СК. Каждая из возможных «сырых» оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100%.

3. Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений. Опросник «ДАП-П» является модифицированным вариантом опросника «ДАП-В» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ-7, 1999). Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 3-х блоков: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению.

5. Методика измерения степени агрессивности (опросник Л.Г. Почебут) . Шкалы : вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

6. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) Предназначен для диагностики общего уровня толерантности. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

7. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук). Опросник состоит из 74 вопросов, включает пять шкал: отношение в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, акцентуации характера.

8. Методика диагностики личностного роста (авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев). Методика позволяет оценить характер отношений школьника к семье, к Отечеству, к миру, к труду, к культуре, к знаниям, к людям, к себе.

10. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер) предназначена для определения степени выраженности факторов риска суицида у подростков.

11. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) предназначен для экспресс-диагностики суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

12. Шкала враждебности Кука – Медлей представляет собой краткий опросник, предназначенный для диагностики склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению.

Источник

Методы и методики диагностики прямых и косвенных показателей склонности к девиантному поведению и определения типологии девиаций

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы и методики диагностики прямых и косвенных показателей склонности к девиантному поведению и определения типологии девиаций

Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций

характера у подростков (МПДО) (Ю. А. Парфенов)

Данные опросник предстваляет собой модификацию ПДО А. Е. Личко. Целью модификации было создать более портативный тест, легко применяемый в групповой диагностике.

1. В текст опросника включены только диагностические вопросы, что

позволило уменьшить его объем с 351 до 143 вопросов.

2. Диагностически значимыми считаются только ответы «Да», что позволяет провести обследование в один прием (а не в два, как в ПДО).

3. Значительная доля обработки результатов теста может проводится самими испытуемыми: подсчет баллов на бланке ответов и выделение шкал с наибольшей суммой баллов.

4. Модификация коснулась и содержания опросника. Так, некоторые вопросы получены путем анализа большого количества проекций акцентуированных

подростков с помощью методики незаконченных предложений.

Метод МПДО предназначен для диагностики типов акцентуаций характера.

Диагностический конструкт (что изучает, по каким параметрам)

Изучает типы акцентуаций характера. В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке.

Диагностируются следующие типы акцентуаций:

Характерологические особенности личности

(кол-во субтестов, заданий и пр.)

Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.

Адресная группа и ее конкретные возрастные границы.

Методика направлена на диагностику подростков в возрасте от 12 до 18 лет.

Данные о валидности, надежности (когда, кем проведена)

Содержательная валидность МПДО проверялась двумя способами:

1. По корреляции диагнозов, полученных по МПДО, с диагнозами, полученными по ПДО. Совпадения в ответах по всем типам акцентуаций в совокупности составили 76%.

2. Проверялась корреляция полученных по МПДО диагнозов с экспертными

оценками классных руководителей. Совпадение диагнозов, полученных по МПДО,

с диагнозами, выставленными экспертами на основании «школьной клиники»,

Надежность опросника проверялась методом повторного тестирования че-

рез две недели. Подтвердилось 94% диагнозов.

МПДО апробирован на 316 акцентуированных подростках 8-11 классов.

Наличие параллельных форм (в арианты и модификации)

Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко

Форма проведения (индивидуальная, групповая)

Методика создана для применения в групповой дииагностике.

Время проведения (длительность диагностической процедуры)

Время для проведения теста с разъяснением инструкции – примерно 35–40 минут.

Источник: Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 1-3). – СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. – 316 с. (с. 91-97)

Комментарии, дополнительные сведения

Данная методика может быть применима относительно выявления девиантного поведения, так как подростки с акцентуациями характера составляют группу повышенного риска развития расстройств психического здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды или психических травм. Результатом неблагоприятной социализации таких подростков может стать отклоняющееся поведение.

Опросник предназначен для диагностики типов акцентуаций характера.

Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических

и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений.

Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.

Диапазон применения: 12–18 лет.

Инструкция для обследуемых по МПДО

Ребята, каждый из вас хочет знать особенности своего характера, по крайней мере, его наиболее яркие черты. Знание своего характера позволяет управлять собой, лучше взаимодействовать с людьми, ориентироваться на определенный круг профессий. Данный тест поможет вам определить тип вашего характера, его особенности.

Вам предложены листы вопросов и ответов. Прочитав в листе ответов каждый вопрос-утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет.

Если да, тогда подчеркните номер этого вопроса на листе ответов, если нет,

просто пропустите этот номер.

Чем точнее и искреннее будут ваши выборы, тем лучше вы узнаете ваш

После того как лист ответов будет заполнен, подсчитайте сумму набранных

вами баллов по каждой строке (один подчеркнутый номер – это один балл).

Проставьте эти суммы в конце каждой строки.

В детстве я был веселым и неугомонным

В младших классах я любил школу, а затем она начала меня тяготить.

В детстве я был таким же, как и сейчас: меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить.

У меня часто бывает плохое самочувствие.

В детстве я был обидчивым и чувствительным.

Я часто опасаюсь, что с моей мамой что-то может случиться.

Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.

В детстве я был капризным и раздражительным.

В детстве я любил беседовать и играть со взрослыми.

Считаю, что самое важное – несмотря ни на что как можно лучше провести сегодняшний день.

Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне невыгодно.

Как правило, у меня хорошее настроение.

Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неделями, когда и самочувствие, и настроение у меня плохие.

Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.

Я часто испытываю вялость, недомогание.

К спиртному я испытываю отвращение.

Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и головной боли.

Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.

Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.

Я не вижу у себя больших недостатков.

От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, молча слушаю, думая о другом.

Все мои привычки хороши и желательны.

Мое настроение не меняется от незначительных причин.

Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.

Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.

Периодами я чувствую себя бодрым, периодами – разбитым.

Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.

Мое отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.

Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночестве.

Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.

Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает взоры.

Больше всего люблю сытно поесть и хорошо отдохнуть.

Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь и ни на кого не злюсь.

Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.

Я плохо переношу голод – быстро слабею.

Одиночество я переношу легко, если оно не связано с неприятностями.

У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.

Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.

Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем, хотя повода для этого нет.

Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.

Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня не удовлетворяют.

Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнакомыми сверстниками, в новом классе, лагере труда и отдыха.

Как правило, я не готовлю уроки.

Я всегда говорю взрослым только правду.

Приключения и риск меня привлекают.

К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.

Мое настроение прямо зависит от школьных и домашних дел.

Я часто устаю к концу дня, причем так, что кажется – совсем не осталось сил.

Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.

Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.

У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.

Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.

Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.

Если учитель не контролирует меня на уроке, я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.

Мои родители никогда не раздражают меня своим поведением.

Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развлечений.

Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях.

Бывает, что я сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.

Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.

Я чрезмерно обидчив и чувствителен.

Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.

Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.

Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.

Мне часто кажется, что при желании я мог бы стать актером.

Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно – все само собой образуется.

Я всегда справедлив в отношениях с учителями, родителями, друзьями.

Я убежден, что в будущем исполнятся все мои планы и желания.

Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяжелей, чем на самом деле.

Довольно часто мое настроение отражается в моих поступках.

Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.

Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких ошибках.

Часто всякие размышления мешают мне довести начатое дело до конца.

Я могу выслушать критику и возражения, но стараюсь все равно все сделать по-своему.

Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.

Я практически никогда не испытываю чувство стыда или застенчивости.

Не испытываю стремления к занятиям спортом или физкультурой.

Я никогда не говорю о других дурно.

Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.

Иногда мое настроение зависит от погоды.

Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.

Жизнь кажется мне очень тяжелой.

Я часто испытываю робость перед учителями и школьным начальством.

Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно.

Мне кажется, что другие меня не понимают.

Я часто огорчаюсь из-за того, что, рассердившись, наговорил лишнего.

Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.

Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто прогулять уроки.

Я никогда не брал в доме ничего без спроса.

При неудаче я могу посмеяться над собой.

У меня бывают периоды подъема, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.

Если мне что-то не удается, я могу отчаяться и потерять надежду.

Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.

Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю

Я часто сомневаюсь в правильности своих поступков и решений.

Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.

Столкнувшись с несправедливостью я возмущаюсь и сразу же выступаю против нее.

Мне нравится быть в центре внимания, например, рассказывать ребятам разные забавные истории.

Считаю, что лучшее времяпрепровождение – это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.

Я никогда не опаздываю в школу или еще куда-нибудь.

Мне неприятно оставаться долго на одном месте.

Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстниками, что не могу пойти в школу.

Я не умею командовать другими людьми.

Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.

Не люблю всякие опасные и рискованные приключения.

У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.

Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.

Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.

Я всегда высказываю свое мнение, если что-то обсуждается в классе.

Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.

Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.

Всегда считала, что для интересного, заманчивого дела все правила можно обойти.

Мне иногда бывают неприятны праздники.

Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.

Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.

Я очень люблю наслаждаться красотой природы.

Уходя из дому, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электроприборы, заперта ли дверь.

Меня привлекает только то новое, что соответствует моим принципам и интересам.

Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.

Если я кого-то не уважаю, мне удается вести себя так, что он этого не замечает.

Лучше всего проводить время в разнообразных развлечениях.

Мне нравятся все школьные предметы.

Я часто бываю вожаком в играх.

Я легко переношу боль и физические страдания

Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуют или когда мне возражают.

Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всем, особенно часто – о своем здоровье.

Я редко бываю беззаботно веселым.

Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы все было хорошо.

Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса.

Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.

Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.

Учеба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще не учился бы.

У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.

У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают, отчего я такой веселый.

Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.

Малейшие неприятности слишком огорчают меня.

Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.

Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят

Учителя считают меня аккуратным и старательным.

Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.

Мне нравится, когда мне подчиняются.

Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.

Не люблю заниматься делом, требующим усилий и терпения.

Я никогда никому не желал плохого.

диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения автор. диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения автор фото. картинка диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения автор. смотреть фото диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения автор. смотреть картинку диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения автор.

На основании собранного материала, отдельно по каждому типу акцентуаций, определено минимальное диагностическое число (МДЧ), представляющее собой нижнюю границу доверительного интервала, которая рассчитывается по формуле:

Минимальные диагностические числа (МДЧ) для типов акцентуаций составляют: гипертимный – 10, циклоидный – 8, лабильный – 9, астено-невротический – 8, сенситивный – 8, тревожно-педантичный – 9, интровертированный – 9, возбудимый – 9, демонстративный – 9, неустойчивый – 10.

Контрольная шкала – 4 Показатель в 4 балла рассматривается уже как критический. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о тенденции обследуемых давать «хорошие» ответы. Высокие баллы по шкале лжи могут служить также дополнительным свидетельством демонстративности в поведении обследуемого. Поэтому при получении по контрольной шкале более 4 баллов следует прибавить к шкале демонстративности 1 балл. Если же показатель по шкале лживости превышает 7 баллов, то к шкале демонстративности прибавляются 2 балла. Однако, если несмотря на это, демонстративный тип не диагностируется, то результаты тестирования следует признать недостоверными.

Правила идентификации типов

Если МДЧ достигнуто или превышено только по одному типу, то диагностируется этот тип.

2. Если МДЧ превышено по нескольким типам, то диагностируется:

а) в случае перечисленных сочетаний – смешанный тип;

ГЦ, ЦЛ, ЛА, АС, СТ, ТИ, ИВ, ВД, ДН, ГД, ЛС, АТ, СИ, ИД, ВН, ГН, ЛД, ЛН,

Другие сочетания, полученные по МПДО, должны быть признаны несочетаемыми (что доказано клиническими наблюдениями). Например, гипертимный и интровертированный тип, сенситивный и возбудимый и т. д.

б) если по какому-либо чипу набрано баллов на 4 больше, чем по другим

типам, последние не диагностируются, даже если сочетание совместимо.

в) в случае несовместимых сочетаний диагностируется тот тип, в пользу

которого набрано больше баллов.

г) если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое количество баллов, для исключения одного из них необходимо руководствоваться следующими правилами доминирования (сохраняется тип, указанный после

3. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении нескольких типов

и по правилу 2 их не удается сократить до двух, тогда отбираются два типа с наибольшим числом баллов, после чего руководствуются правилом 2.

4. Если по контрольной шкале получено более 4 баллов, то, как уже отмечалось, к шкале демонстративности прибавляется 1 балл, если больше 7 – прибавляется соответственно 2 балла. Однако если после этого демонстративный тип не диагностируется, результаты обследования признаются недостоверными и в отношении данного подростка его надо повторить.

Достижение или превышение МДЧ по тому или иному типу плюс представленные ранее правила идентификации типов гарантируют точность диагностики не менее Р > 0,95.

Опросник уровня легитимизированной агрессии (ЛА-44), С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский.

С.Н. Ениколопов – кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии.

Н.П. Цибульский – аспирант Государственного университета гуманитарных наук.

Первоначальная версия методики представляла собой опросник-

самоотчет, включающий 74 утверждения и шесть шкал, обозначающих сферы, в которых исследовался уровень легитимизируемой субъектом агрессии:

«Политическая сфера», «СМИ», «Личный опыт», «Воспитание», «Спорт», «Традиции». Каждое из утверждений опросника необходимо было оценить по

семибалльной шкале Лайкерт-типа от 1(«абсолютно не согласен с утверждением») до 7 («абсолютно согласен с утверждением»).

Опросник предназначен для измерения агрессии, которая является социально одобряемой, легитимизированной.

Диагностический конструкт (что изучает, по каким параметрам)

Согласно концепции авторов, наряду с официально запрещенными агрессивными и насильственными формами поведения в обществе всегда существовали безнаказанные, санкционированные и даже поощряемые разновидности насилия (так называемая «легитимизированная агрессия»). Специалисты по девиантному и делинквентному агрессивному поведению отмечают, что с расширением диапазона легитимного насилия в современном обществе наблюдается рост агрессивных форм поведения, выходящих за пределы социальной нормы. Искоренение всех форм легитимного насилия невозможно и не нужно, однако есть необходимость выделить сферы – носители легитимной агрессии, наиболее влияющие на рост девиантных агрессивных поступков, необходимость переоценить легитимный статус различных проявлений агрессии и насилия в обществе. Данная идея и положена в основу создания опросника.

Диагностика эмоциональной сферы

(кол-во субтестов, заданий и пр.)

Опросник представляет перечень из 44 утверждений, которые испытуемый должен оценить по семибалльной шкале (от 1 «абсолютно не согласен» до 7 «абсолютно согласен»). Результаты обрабатываются по ключу по пяти шкалам («личный опыт», «спорт», «политика», «СМИ», «воспитание»). Сумма баллов по каждой шкале позволяет судить о выраженности склонности к легитимизированной агрессии в той или иной сфере. Также есть интегральная шкала, позволяющая сделать вывод об общей склонности испытуемого к легитимизированной агрессии.

Адресная группа и ее конкретные возрастные границы.

Данная методика может применяться на испытуемых начиная с возраста 17 лет.

Данные о валидности, надежности (когда, кем проведена)

Психометрический анализ опросника был проведен на результатах исследования выборки испытуемых численностью 339 человек (150 женщин и 189 мужчин) в возрасте 17-29 лет. Испытуемыми были сотрудники государственных и коммерческих организаций, а также студенты, обучавшиеся гуманитарным и техническим специальностям. Кроме того, для анализа валидности опросника была исследована группа мужчин-преступников (92 человека в возрасте 17-47 лет), осужденных за насильственные преступления по статьям УК РФ: «убийство», «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», «разбой», «изнасилование», «хулиганство». Психометрический анализ включал в себя оценку пригодности пунктов опросника, тестирование факторной структуры, исследование валидности, ретестовой надежности, внутренней согласованности, проверки ортогональности факторов в структуре. Результаты стандартизации методики также позволили специалистам придти к заключению о достаточно высоком уровне валидности и надежности опросника, несмотря на то, что методика требует дальнейшего психометрического изучения. Выявлена значимая корреляционная зависимость между шка-

Наличие параллельных форм (в арианты и модификации)

Авторский вариант базируется на методике PLAQ, созданной коллективом

Форма проведения (индивидуальная, групповая)

Методика предназначена для индивидуальной и групповой диагностики уровня легитимизированной агрессии.

Время проведения (длительность диагностической процедуры)

Примерное время тестирования 10 минут.

Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып.2. – Красноярск: Литера-принт, 2009 – с.205-2011.

Комментарии, дополнительные сведения

Опросник ЛА-44 может быть использован для изучения:

отношения субъекта к легитимной в культуре агрессии;

влияние легитимности в культуре агрессии на динамику агрессивных и насильственных форм поведения, в том числе делинквентных,

для анализа психологических особенностей, которые способствуют активному использованию легитимных в обществе форм насилия и агрессии;

определение наиболее опасных сфер − носителей легитимной агрессии в конкретной группе.

Кроме того, методика позволяет косвенно осуществлять диагностику склонности к агрессивным формам поведения.

Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями в соответствии со шкалой:

абсолютно не согласен с утверждением

не согласен, но бывают исключения

согласен, но бывают исключения

абсолютно согласен с утверждением

Напротив каждого утверждения обведите в круг одну цифру, соответствующую Вашему варианту ответа. Здесь нет верных или неверных ответов, нас интересует Ваше мнение относительно содержания утверждений. Некоторые утверждения могут иметь к Вам косвенное отношение. Постарайтесь представить, как бы Вы ответили на них, если бы они имели к Вам непосредственное отношение, и отвечайте соответствующим образом.

1. Уважения мирового сообщества можно добиться только путем усиления военного потенциала страны.

2. Люди, считающие, что в современных мультфильмах слишком много агрессии, абсолютно правы.

3. Мне нравится стрельба в тире.

4. Наиболее эффективный способ успокоить неугомонного ребенка − отшлепать его.

6. В боксе мне нравятся победы нокаутом.

7. Я бы не смог поднять руку на человека ни при каких обстоятельствах.

8. Искоренить драки возможно только с применением силы.

9. Сообщения о насилии или убийствах следует показывать по телевидению без излишней детализации.

10. Армия имеет право уничтожать гражданское население страны, с которой ведется война.

12. В профессиональном спорте средства защиты спортсмена должны быть сведены к минимуму.

13. В боевиках показана реальная жизнь.

15. Основной целью тюремной системы должно быть перевоспитание, а не наказание.

16. Если тебя ударили, дай сдачу.

18. Высшей мерой наказания должна быть смертная казнь.

19. Бой без правил − самый зрелищный вид спорта.

20. Школьные драки закаляют характер.

21. Увеличивающийся поток иммигрантов угрожает благополучию нашей нации.

22. Думаю, лучше отдать своего сына в секцию борьбы или бокса, чем в школу танцев.

23. Стремление к победе в спорте порождает ненависть к противнику.

24. Я не понимаю тех людей, которые часто смотрят передачи на криминальные темы.

25. Хорошая власть та, которую боятся.

26. Если родитель пообещал выпороть ребенка за провинность, он должен сдержать свое слово.

27. В отношениях с другими людьми я придерживаюсь принципа «око за око».

28. Собачьи бои могли бы стать популярным видом спорта.

29. Необходимо запретить показ документальных съемок убийств по телевидению.

30. Для подавления народных волнений правительством все средства хороши, в том числе военная сила.

33. Я не представляю себе всенародного праздника без военного парада.

34. В книгах о серийных убийцах есть своя прелесть.

35. В спорте страх противника вызывает еще большую агрессию у атакующего.

36. В нашей стране порядок можно навести только «железной рукой».

38. Судить человека следует по справедливости, даже если это противоречит закону.

39. Бьет − значит любит.

40. Не представляю себе хорошего фильма без эффектной перестрелки.

42. Враги развалили нашу страну.

43. Передачи, посвященные реальной криминальной хронике, интереснее боевиков.

Проверьте бланк опросника и убедитесь в том, что Вы оценили все утверждения и каждому из них соответствует только один ответ.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов по ключу подсчитывается сумма баллов (шкальных оценок) по каждой шкале. При этом ответы со знаком «+» оцениваются в прямом порядке (ответ «1» оценивается в 1 балл, «2» – в 2 балла, «7» − в 7 баллов), а ответы со знаком «−» оцениваются наоборот (ответ «1» оценивается в 7 баллов, «2» – в 6 баллов, «7» − в 1 балл):

абсолютно не согласен с утверждением

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *