диагностика детей с зпр в доу образец
Пакет диагностических методик для психолого-педагогического изучения детей с зпр
Просмотр содержимого документа
«Пакет диагностических методик для психолого-педагогического изучения детей с зпр»
Пакет диагностических методик для психолого-педагогического изучения детей с ЗПР
Методика «Чего не хватает?»
Цель: выявление уровня концентрации внимания.
Возраст: для детей с 4 лет.
Проведение обследования: Ребёнку предлагаются картинки, даётся инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Время проведения обследования – 25 секунд.
10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребёнок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – время поиска всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.
6 – 7 баллов (норма) – время поиска заняло от 31 до 35 секунд.
4 – 5 баллов (средний) – время поиска составило от 36 до 40 секунд.
2 – 3 балла (низкий) – время поиска оказалось в пределах от 41 до 45 секунд.
0 – 1 балл (очень низкий) – время поиска составило в целом больше чем 45 секунд.
Методика «Разрезные картинки»
Автор: С.Д. Забрамная
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки
Возраст: для детей с 3 лет.
Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные по диагонали.
Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.
Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.
Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение.
Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.
Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.
3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.
4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.
Методика «Узнавание фигур»
Для исследования процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной зрительной памяти использую методику «Узнавание фигур».
Ребенку предъявляется лист бумаги с изображениями фигур и дается задание внимательно рассмотреть фигуры. Затем ребенок получает другой лист бумаги с изображениями. На нем он по памяти должен найти фигуры, которые были на первом рисунке.
Дети, относящиеся ко 2-му уровню, не столь внимательны, поэтому продуктивность их запоминания и узнавания ниже (5 фигур из 9).
К 4-му уровню относят детей, узнавших менее 3 фигур.
Методика «Найди отличия»
(устойчивость и переключаемость внимания)
Цель: определить уровень внимания: насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.
Процедура проведения: перед ребенком на столе кладут по очереди 2 картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20-30 сек. Инструкция: «На этик картинка одинаковые изображения, но что-то в них есть разное. Найди отличия на картинках». Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.
Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания – 4 минуты.
16 – 17 баллов – высокий уровень;
13-15 баллов – выше среднего;
8-12 баллов – средний уровень;
4-7 балла – ниже среднего;
0-3 балла – низкий уровень.
Методика «10 картинок»
Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки, посмотри на них внимательно и постарайся их запомнить».
Процедура обследования: ребенку предъявляется 10 картинок (время предъявления – 15 секунд).
За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.
8-10 – высокий уровень
6-7 – хороший уровень
4-5 – средний уровень
3 и меньше – низкий
Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Пожалуйста, слушай меня внимательно».
Процедура обследования: ребенку вслух называют 10 слов с интервалом в 1 секунду между словами.
Слова: гриб, слон, мяч, зонт, улитка, дом, груша, ёлка, юла, мышь.
За каждое правильное воспроизведенное слова выставляется по одному баллу.
8-10 слов – высокий уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
6-7 слов – хороший уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
4-5 – средний уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
3 и меньше – низкий (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
Методика «Четвертое лишнее»
(образно-логическое мышление, классификации)
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
0-1 балл – очень низкий
Методика «Кто что любит»
Цель: исследование мыслительной операции – классификации, запаса общих представлений ребенка.
Стимульный материал: изображения животных и того, что они едят.
Инструкция: перед ребенком кладут картинки в ряд и под ними вместо инструкции соответствующие изображения. После этого ребенок должен сам разложить остальные картинки. Эта невербальная классификация исследует не только мыслительные операции детей, но и запас общих представлений.
Цель: определить психофизиологическое состояние ребенка, его, активность и коммуникативные способности.
Процедура обследования: для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представлены на рисунке. Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.
этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль. У ребенка существует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.
этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное к ним отношение со стороны педагога и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.
этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.
цвет означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего, склонен слушаться педагога, выполнять его указания
цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. В целом настроение положительное.
цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей
этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься
цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.
Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.
Цель: определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается:
менее 3 баллов – позитивное психическое состояние
4-6 балла – негативное психическое состояние низкой степени
7-9 балла – негативное психическое состояние средней степени
более 9 баллов – негативное психическое состояние высокой степени
Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
— 70 % и выше – высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
Блок диагностических методик детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Мигулина Джамиля Курбановна
Блок диагностических методик детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №17 «Родничок» пос. Восход
муниципального образования Новокубанский район
КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТ ИЯ [/i]
В методическом пособии собран, обобщён и представлен диагностический инструментарий для изучения уровня социально-психологической адаптации, психомоторного развития, познавательной и эмоционально-личностной сферы детей, имеющих особенности развития (задержка психического развития (далее ЗПР).
Пособие предназначено для педагогов-психологов, работающих в ДОУ.
Введение
В условиях детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка с ЗПР.
Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
В течение учебного года специалист проводит обследование в три этапа.
Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития ребенка. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с ребенком. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
1. Психодиагностика должна быть максимально ранней.
2. Используемые методы и методики должны отличаться надежностью и валидностью.
3. Психологический инструментарий должен соответствовать возрасту, степени тяжести и структуре заболевания ребенка.
4. Вследствие истощаемости детей с особенностями здоровья, тестовые нагрузки должны быть дозированы.
5. Результаты исследования должны носить конфиденциальный характер.
6. К проведению психодиагностики должны привлекаться только специалисты.
Диагностика проводится психологом индивидуально с каждым ребенком. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.
Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая малышу адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт.
Одним из важных диагностических показателей является эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (адекватность поведения). Можно выделить несколько вариантов поведения детей в такой ситуации. Наиболее естественная реакция — вол-нение, которое испытывает большинство детей в непривычных условиях. В этих случаях дети могут держаться несколько настороженно, напряженно. Иногда у них наблюдаются возбуждение, неадекватная веселость, фамильярность со взрослым. Безразличие, беспричинный смех, несоблюдение дистанции в старшем дошкольном возрасте могут являться показателем непонимания ситуации ребенком и свидетельствовать, в частности, о низком умственном развитии.
После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, можно переходить к следующему этапу — диагностике. Ребенок выполняет ряд заданий, а психолог в это время ведет протокол обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы.
Протокол является частью Диагностической карты, которая заполняется на каждого ребенка. По результатам проведенного обследования для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации, которые также фиксируются.
Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей и разработать коррекционно-развивающие программы.
Методика исследования детей подготовительной группы (6-7 лет,
имеющих задержку психического развития
После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.
1. Познавательная деятельность
Цель: оценка степени сформированности восприятия основных цветов спектра, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции, способности назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак
Оборудование: цветные кубики (2 набора, один для специалиста, другой для ребёнка)
Процедура проведения. Процедура проведения делится на два этапа: первый этап: тренировочный. Оценивается второй этап.
1 этап: перед ребенком раскладываются цветные кубики с основными цветами спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, коричневый, оранжевый, бардовый, розовый, фиолетовый, бирюзовый, бежевый, второй набор находится перед специалистом.
Инструкция: «Перед тобой лежат разноцветные кубики. Сейчас я буду показывать кубик и называть его цвет, а ты должен показать такой же кубик по цвету».
2 этап: инструкция: «теперь я свои кубики уберу и буду тебе называть только цвета, не показывая их, а ты должен показать мне соответствующие кубики.» после этого, можно задать ребёнку вопросы в отношении цветовой гаммы и предметов окружающего мира.
Ребёнок различает 4 основных цвета. Может назвать правильно хотя бы один из цветов – 2 балла.
Ребёнок соотносит и дифференцирует 4 основных цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов – 3 балла.
Ребёнок умеет достаточно свободно различать и называть основные цвета и некоторые их оттенки – 4 балла.
Восприятие (форма)
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Оборудование: коробка форм, доска Сегена.
Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена, фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».
Ребёнок использует силу, положительного результата не всегда добивается; помощь использует не в полном объёме – 2 балла.
Ребёнок понимает понятие «форма». При выполнении заданий использует силу, но обучается и добивается положительного результата – 3 балла.
Ребёнок действует путём целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. Ребёнок может различать и называть простые и сложные формы. Знает объёмные фигуры – 4 балла.
Восприятие (величина)
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.
Оборудование: набор предметов, имеющих различную величину
Процедура проведения. Ребенку показывают предметы различной величины и просят показать самый маленький, самый большой и т. д.
Ребёнок не справляется с заданием даже с обучающей помощью, не понимает понятия «величина» – 1 балл.
Ребёнок выполняет задание с различными видами помощи, положительного результата не всегда добивается – 2 балла.
Ребёнок обучается и добивается положительного результата. Может сравнивать предметы по величине – 3 балла.
Целостное восприятие
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Оборудование: разрезные картинки (четыре части)
Процедура проведения: перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты дума-ешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»
Ребёнок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Результат не достигнут. Помощь не эффективна – 1 балл.
Ребёнок совершает попытки выполнить задание, результат деятельности достигается при взаимодействии с педагогом – 2 балла.
Ребёнок выполняет задание с направляющей помощью педагога. Результат деятельности достигнут – 3 балла.
Ребёнок складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения – 4 балла.
Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
Процедура проведения: ребёнку читают 10 слов: год, дом, слон, мяч, мыло, соль, рука, пол, весна, сын. И предлагают воспроизвести их в любом порядке.
Ребёнок запоминает и воспроизводит 1-2 слова после прочтения педагогом – 1 балл.
Ребёнок запоминает и воспроизводит только 3-4 слова после однократного прочтения педагогом – 2 балла.
Ребёнок запоминает и воспроизводит 5-6 слов после однократного прочтения педагогом – 3 балла.
Ребёнок запоминает и воспроизводит 7-10 слов после однократного прочтения педагогом. Ребенок способен запомнить фразы, двустишия и воспроизвести их по требованию – 4 балла.
начало учебного года
Зрительная (образная) память
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями десяти предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время психолог убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.
Ребёнок способен запомнить 1 картинку среди 10 – 1 балл.
Ребёнок способен запомнить 2-3 картинки из 10 – 2 балла.
Ребёнок способен запомнить 4-9 картинок из 10 – 3 балла.
Ребенок запоминает все 10 картинок из 10 представленных – 4 балла.
Внимание (устойчивость внимания)
Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия, выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его.
Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым кладется листок с «Домиком», Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
Ребенок не способен к сосредоточению внимания на предмете, быстро отвлекается – 1 балл.
Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное – 2 балла.
Внимание достаточно устойчивое. Ребенок способен к сосредоточению внимания на предмете – 3 балла.
Внимание (концентрация вниман ия)
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности.
Оборудование: два одинаковых набора картинок
Процедура проведения: перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
Ребенок не способен к концентрации внимания – 1 балл
Внимание поверхностное, низкая концентрация – 2 балла.
Внимание достаточно стойкое. Ребенок способен к концентрации внимания – 3 балла.
Внимание (переключаемость внимания)
Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, целе-направленности восприятия.
Оборудование: таблица с тремя видами чередующихся предметов (5 рядов по семь предметов в каждом).
Процедура проведения. ребёнку предлагается просмотреть пять строчек с предметами и как можно быстрее зачеркнуть сначала один вид предметов, затем второй вид предметов и третий.
Переключаемость внимания затруднена – 1 балл.
Замедленная переключаемость внимания – 2 балла.
Ребенок легко переключает внимание с одного вида деятельности на другой – 3 балла.
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Процедура проведения: Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»
Ребёнок совершает попытки выполнить задание, устанавливает отличие конкретных предметов – 1 балл.
Ребёнок может устанавливать сходства, выделять общие признаки, делает простейшие обобщения между предметами – 2 балла.
Ребёнок устанавливает последовательность. При работе действут целенаправленно – 3 балла.
Ребенок может устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Замечает свои ошибки и исправляет их – 4 балла.
4 высокий уровень мышления.
1 низкий уровень мышления.
5. Пространственно-временные представления
Цель: выявление уровня пространственных представлений
Оборудование: картинки с изображением предметов и животных
Процедура проведения: ребёнку показывают картинки с изображениями и задают вопросы: скажи, что находится с лева от тебя, что находится справа от тебя, вверху, внизу. Посмотри, здесь нарисована коробка и спички. Покажи, где спичка лежит справа, слева, на коробке, в коробке, сзади коробки и т. д.
Ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве, не может правильно назвать направления (спереди, сзади, справа, слева) – 1 балл.
Ребёнок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления – 2 балла.
Ребёнок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя – 3 балла.
Ребенок ориентируется на листе бумаги, различает правую и левую руку, осуществляет перенос на другого. Легко и спокойно ориентируется в пространстве – 4 балла.
Цель: выявление уровня временных представлений
Оборудование: набор картинки с изображением времён года, частей суток
Процедура проведения: ребёнку показывают картинки с изображениями времён года и частей суток, задают соответствующие вопросы.
Ребенок может самостоятельно ориентироваться во времени, но не может правильно назвать временные отрезки (части суток, времена года) – 1 балл.
Ребёнок понимает временные отрезки (части суток, времена года, но путается в их правильном названии и последовательности – 2 балла.
Ребёнок знает временные отрезки и может назвать части суток, времена года в правильной последовательности – 3 балла.
Представления о частях суток, днях недели, временах года и их последовательности сформированы – 4 балла.
6. Психомоторное развитие
Цель: выявление уровня мелкой моторики руки
Оборудование: картинка с изображением машинки и дорожки, на конце которой находится домик, по которой едет машинка. Набор предметов различной величины.
Ребёнок не может делать пальцами захвата предметов, не может удержать достаточно легкий предмет. Движения затруднены. Не может провести линию по дорожке – 1 балл.
Ребенок может захватывать крупные и лёгкие предметы. При выполнении заданий наблюдается моторная неловкость. Может пройти по дорожке с помощью специалиста – 2 балла.
Хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может пройти по дорожке, но с искревлением. Удерживает позу кисти руки – 3 балла.
Ребёнок чётко выполняет задание, удерживает позу кисти руки – 4 балла.
Общая координация движений
Цель: выявление уровня координации движений
Процедура проведения: в игровой форме спуститься и подняться с ребёнком по лестнице. Поиграть с ним в мяч, предложить ему пройти на цыпочках, попрыгать как зайчик.
Ребёнок может сохранять равновесие при ходьбе, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью – 1 балл.
Ребенок может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно, немного бегает, может поднять и развести руки, присесть – 2 балла.
Ребенок может играть с мячом, подпрыгивать. Может пройти на цыпочках – 3 балла.
Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, играет с мячом. Движения ребёнка чётко скоординированы – 4 балла.
Используемая литература при составлении методического пособия:
1. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : учеб. пособие / В. М. Астапов. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.
2. Адаптивный13. Методика «Перепутанные линии» : Изучаем концентрацию и устойчивость внимания детей [Электронный ресурс] / Школа Моей Мечты. – Режим доступа : http: // shkolabuduschego.ru/shkola/metodikapereputannyielinii-izuchaem-kontsentratsiyu-i-ustoychivost-vnimaniya-detey.html. – Загл. с экрана.
4. Быкова, М., Аромштам, М. Я в детском саду : тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада /М. Быкова, М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2002. – № 12. –410 с.
5. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики :
учебно-метод. пособие / Г. А. Волкова. – М. : СЕЮ ; ДЕТСТВО-ПРЕСС,
6. Гамаюнова, А. Н. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта : учеб. пособие / А. Н. Гамаюнова. – СПб. : Питер,
7. Диагностика уровня воображения [Электронный ресурс] / Студенческая библиотека онлайн. – Режим доступа : http: // studbooks.net/1614641/psihologiya/diagnostika_urovnya_razvitiya_voobrazhen
iya. – Загл. с экрана.
8. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. и ун-тов /С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение ; Владос, 1995. – 112 с.
9. Исследование особенностей развития воображения у младших
школьников с умственной отсталостью в сравнении с младшими школьниками ЗПР и анализ полученных результатов [Электронный ресурс] / Инфопедия. – Режим доступа : https: // infopedia.su/5×2518.html. – Загл. с экрана.
10. Корепанова, М. В., Харлампова, Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» / М. В.
Корепанова, Е. В Харлампова. – М. : Рао ; Баласс, 2000. – 144 с.
11. Методики диагностики эмоциональной сферы : психолог. практикум / сост. О. В. Барканова. – Красноярск : Литера-принт, 2009. – 237 с.
12. Методы исследования памяти [Электронный ресурс] / Электронная библиотека. – Режим доступа : http: // rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/luriya/3/j87.html. – Загл. с экрана.
13. Методика опосредованного запоминания по А. Н. Леонтьеву
[Электронный ресурс] / Тонус Мозга. Ру. – Режим доступа : http://tonusmozga.ru/pamyat-i-zapominanie/sredstva-uluchsheniya-pamyati/
metodika-leonteva.html. – Загл. с экрана.
14. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
15. Павлова Н. Н, Руденко Л. Г. П 121 Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М. : Генезис, 2008. — 80с.
16. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося
развития : учеб. пособие / И. А. Шаповал. – М. : Сфера, 2005. – 320 с.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.
Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.
Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.
Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.
Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.
Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.