диагностика детско родительских отношений в приемной семье
ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ»
На сегодняшний день, замещающая семья является главной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Она призвана обеспечить полноценный процесс социализации и всестороннего развития ребенка.
Общее развитие таких детей предусматривает такую важную составляющую, как формирование нравственных чувств личности, которые проявляются в любви к родителям.
Проблема формирования любви, доверительных отношений между ребенком с приемными родителями очень актуальна. Каждый приемный родитель уверен в том, что принятый на воспитание ребенок в ближайшее время полностью доверится ему, будет проявлять свою любовь.
На самом деле, данные надежды не сбываются. Родители не понимают того, что это не капризы ребенка, а, всего на всего, особенности нравственного, эмоционального развития, полученные из негативного социального опыта.
Должно пройти достаточно много времени, нужно многое перетерпеть, чтобы получить желаемый результат.
Целью нашего исследования является диагностика особенностей взаимоотношений между членами семьи.
Провести диагностику испытуемого по методике «Кинетический рисунок семьи».
Интерпретировать результаты методики.
Составить рекомендации по необходимости.
Испытуемый: Игорь Г., 10 лет. Воспитывается в замещающей семье на протяжении двух лет. Биологические родители лишены родительских прав. Имеются родственники по линии кровных родителей.
Проанализировав результаты, полученные в ходе диагностики испытуемого по методике «Кинетический рисунок » семьи, мы выяснили следующие закономерности. структура семьи исследуемого была искажена. Он нарисовал всех членов приемной семьи, но, в то же время, мальчик нарисовал фигуру незнакомой женщины. В ходе беседы выяснилось, что это биологическая мама испытуемого. Данный факт позволяет нам говорить о том, что мальчику не хватает близких эмоциональных контактов, он ощущает тревожность в заме щающей семье.
Изучив рисунок по критерию расположения членов семьи на рисунке, можно сказать следующее: на рисунке все члены семьи располагались на довольно таки короткой дистанции. И биологическая мама тоже была рядом со всеми. Но в то же время, кровная мама изображена в рамочке, напоминающей отдельную комнату. Близкое расположение фигур, может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью.
Наблюдая за самим процессом рисования, было замечено, что Игорь в рисовании в большинстве своем использует штриховку, часто стирает нарисованное. Следовательно, у испытуемого высокий уровень тревожности.
Проведя дополнительную беседу с мальчиком, предусмотренную данной методикой, было выявлено, что семейная ситуация, на самом деле, не простая. Биологическая мама претендует на общение с ребенком. Приемные же родители всячески пытаются препятствовать этому. Кроме того, они постоянно внушают мальчику, что та мама очень плохая. А ребенку от этого не легче. У него нормализовались отношения с приемными родителями. Но с кровными то они и не портились. Игорь очень хочет подружить всех членов его таких полярных по своей фактуре семей и надеется, что сможет хоть иногда разговаривать. С мамой.
В данной ситуации, родителям нужно понимать, что ребенок еще адаптируется в их семье.
Существует четыре этапа адаптации ребенка в замещающей семье. Самый сложным и самым опасным является этап под названием «Вживание». На данном этапе семья восстанавливается после кризиса предыдущего этапа. Этап «Вживания» опасен тем, что он имеет несколько дестабилизирующих моментов, которые дают сбой в отношениях и мешают исправлению сложившейся ситуации. Один из мощнейших факторов дестабилизации- небрежное или неуважительное отношение приемных родителей к биологическим родственникам ребенка.
Родительско-детские отношения с приемными детьми.
Особенно сложна адаптация, если ребенок помещается в семью на постоянной основе (усыновление) или до совершеннолетия (опека, длительный патронат, приемная семья).
Замещающая семья, независимо от возраста ребенка, уже пропустила важный этап ранних отношений с ним, то есть период формирования первичной привязанности взрослого к ребенку. Таким образом, перед замещающей семьей всегда стоит проблема принятия ребенка. Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских «плохая наследственность», поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление «генетики». Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий.
Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка.
Эффективность взаимоотношений зависит от следующих факторов:
– индивидуальных особенностей ребенка и его жизненного опыта до помещения в приемную семью (травма, связанная с потерей родителей; лишение родных родителей родительских прав; беспризорность; воспитание в детском доме);
– психологических особенностей принимающей семьи как системы (личностные характеристики приемных родителей; характер их взаимоотношений; место ребенка в них и т.д.);
– условий и ситуации усыновления (в семью родственников, знакомых или незнакомых людей).
Характер детско-родительских отношений в приемных семьях определяется тремя ключевыми факторами:
– наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка;
– степенью гибкости-ригидности семейной системы.
А.С. Спиваковская обнаружила, что у родителей, воспитывающих приемных детей, часто наблюдается социально-перцептивная неадекватность родительской позиции [Спиваковская, 1999]. Образ ребенка, восприятие присущих ему психологических качеств, характера, темперамента, склонностей и даже физических особенностей «зашумляется», становится неточным, недифференцированным, грубо оценочным под действием сопровождающего родителей страха, что у ребенка плохая наследственность. При этом родители фиксируют любые, даже самые незначительные черты «неправильного» поведения, которые на самом деле могут объясняться естественным ходом взросления ребенка или закономерным возрастным кризисом. Поведение ребенка начинает обосновываться родителями как проявление болезни, а будущее его рисуется в темных тонах всевозможных бед, ограничений, непреодолимых трудностей. Эти социально-перцептивные нарушения приводят к изменениям родительских позиций и при взаимодействии с ребенком. Воспитание начинает все более переосмысливаться как исправление врожденных недостатков. Естественность, непосредственная радость от общения с ребенком сменяется родительским доминированием, подозрительностью, повышенным контролем, а жизнь с ребенком превращается в постоянное тревожное отыскивание всего того в поведении, что, якобы, неправильно, не так, как у других детей.
Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от мотивов усыновления выглядят следующим образом.
2. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления.
3. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.
4. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.
5. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. Для детско-родительских отношений характерна симбиотическая привязанность, трудности сепарации. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты. У ребенка могут возникать трудности сепарации в подростковом возрасте, он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу (например, должен быть с матерью всегда, поддерживать ее во всем и т.д.).
В ходе исследования была выявлена связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка.
1. Наличие в семье тайны усыновления, ребёнок не знает о том, что он приёмный. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны, тревожность, подозрительность, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность. Для ребёнка характерна тревожность, негативное самоотношение, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом.
2. В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта (ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно). Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается как у ребёнка, так и у родителей.
3. В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём. У ребёнка нарушено представление о семье как о целом, о её границах, есть страх потери семьи. Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье.
4. В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных родителей. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка. Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.
Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях с ним зависит от того, насколько легко семья приспосабливается к изменяющимся требованиям среды и внутрисемейной ситуации.
1. Семьи с ригидностью семейных правил. Появление ребенка сопряжено с необходимостью изменять привычки и правила всей семье, часто она к этому не готова. Детско-родительские отношения отличаются холодностью, родители разочарованы в ребёнке, недовольны семейным функционированием. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями.
2. Семьи с жёсткими семейными ролями. Если система принимает ребенка, приходя с его появлением в равновесие, то любое изменение социальной ситуации в дальнейшем или просто изменение ребенка в связи с развитием или другими факторами может привести к расшатыванию системы. В такой ситуации семья должна «приспособиться» к изменениям, что может быть затруднено в силу ригидности семейных ролей и функций. Вследствие этого, либо возникает кризис, симптоматическое поведение, либо ребенка убирают из системы (например, госпитализируют). Детско-родительские отношения сопровождаются неуверенностью родителей в ребёнке, частыми разочарованиями в нём, отсутствием принятия ребёнка как целого. Для детей характерно негативное самоотношение, агрессивные проявления, асоциальное поведение.
3. Ситуативная необходимость в приёмном ребёнке. В тех случаях, когда через некоторое время после приема ребенка происходят изменения семейной ситуации, а приемный ребенок был нужен для решения ситуативных задач, также могут возникать проблемы в детско-родительских отношениях. Например, если родители усыновили ребенка, так как родная дочь выросла и ушла из дома, то в том случае, когда она вернется жить к родителям, могут возникнуть проблемы в отношениях с приемным ребенком. Детско-родительские и семейные отношения в целом характеризуются конфликтностью, негативным отношением членов семьи к приёмному ребёнку, негативным самоотношением у ребёнка, недостатком
эмоционально-личностного общения, негативным и агрессивным отношением к изменению семейной ситуации и некоторым членам семьи.
4 этапа вхождения ребенка в новую семью:
Первый этап. Его можно назвать «завершение проблем предшествующего этапа» или «базовый шлейф». В это время процесс вхождения ребенка в семью в семью «тормозится» из-за нерешенных проблем семьи, которая его приняла, и проблем самого ребенка, обусловленных последствиями его травматического опыта. Эти проблемы обостряются под влиянием стресса, который переживают все участники ситуации. Например, при появлении приемного ребенка кровный может пережить состояние регресса, то есть «предъявить» родителям поведение, свойственное более младшему возрасту (у него могут возобновиться симптомы давно прошедшего энуреза, ухудшиться речь, способность выполнять интеллектуальные задачи). Такой же регресс может наблюдаться и у приемного ребенка. Эта фаза обычно очень быстро проходит и сменяется значительным скачком в интеллектуальном развитии, особенно у приемного ребенка. Сложнее переживается процесс его эмоционального восстановления.
В этот период состояние эйфории у членов семьи может смениться шоком. Семьи, справляются с ситуацией, если: понимают причину поведения детей, позволяют ребенку «отреагировать» свои травматические переживания, и способствуют тому, чтобы в дальнейшем отношения между ними стали более уравновешенными. Семьи, не способные «принять» ребенка, начинают сплачиваться, выстраивая незримые барьеры между кровными членами семьи и приемным ребенком/детьми.
Второй этап можно назвать этапом «перестройки«
Приемные дети обретают свое пространство в доме, и оно признается другими членами семьи. Это снижает общий уровень конфликтности, кровные и приемные дети начинают соблюдать нейтралитет. Отношения матери и приемного ребенка становятся ближе. У ребенка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряженность. Начинает формироваться вторичная привязанность, и это дает новый всплеск агрессивности, которая может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.д. В «успешных» семьях справляются и с этими проблемами. «Неуспешные» семьи, если они даже выстояли на первом этапе, на втором ждет новая волна разочарований, результатом чего может стать отказ от продолжения отношений с ребенком.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:
1. Появляется страх оказаться «плохим родителем»
2. Не вижу никаких сложностей
3. Появляется гиперответственность и связанная с ней неуверенность, которых у них не было при воспитании кровных детей
Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях. Часть 2.
Страницы: 1 2 3 4
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
2.1. Диагностика детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми
2.1.1. Критерии и уровни детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми
Наше исследование было посвящено изучению особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, в котором принимали участие 10 супружеских пар и приемные дети 34 ребенка дошкольного возраста 5-6 лет. Все дети считали своих приемных родителей родными.
На первом этапе были определены критерии для изучения детско-родительских отношений и уровни их проявления, подобраны диагностические методики для их изучения.
Понятие «детско-родительских отношений» раскрывается в совокупности следующих компонентов: отношение родителей к детям и, наоборот, отношение детей, в том числе и приемных, к своим родителям. Представим основные показатели, выявленные на основании теоретического анализа соответствующей литературы, на уровне отношений детей и их родителей и распределим их на соответствующие критерии, которые составляют ключевые компоненты детско-родительских отношений.
ТАБЛИЦА 1. — Критерии, показатели и проявления детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения | Отношение родителей к детям | Отношение детей к родителям | Показатели |
1. Критерий эмоционального развития | Эмоциональное отношение по типу «принятие-отвержение» | Эмоциональность/ |
Эмоциональная привязанность
Для оценки каждого из показателей подобран диагностический инструментарий, соответствующий целям исследования и возрастным особенностям испытуемых. Диагностика детско-родительских отношений ОРО А.Я. Варга и В.В. Столин и проективная методика «Рисунок семьи».
Представление о внутрисемейной ситуации складывалось на основании изучения анамнеза, бесед и данных обследования родителей. Поскольку детско-родительские отношения со временем претерпевают изменения. Они могут носить как отрицательную динамику, так и положительную, то определим уровневую характеристику детско-родительских отношений. В частности, в настоящем исследовании рассмотрим высокий, средний и низкий уровень детско-родительских отношений.
ТАБЛИЦА 2. — Уровни детско-родительских отношений
Уровень детско-родительских отношений | Со стороны родителя | Со стороны ребенка |
Высокий |
от 24 выше
От 16 и до 23
От 8 и до 15
Для определения общего уровня детско-родительских отношений примем каждый полученный высокий уровень за 3 балла, каждый средний за 2 и каждый низкий за одни балл.
2.1.2.Методика диагностики
В данном параграфе приведем подробное описание методик, используемых для изучения детско-родительские отношений, опишем способ интерпретации и анализа полученных данных.
Для проведения исследования были применены такие методики, как: Диагностика детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столин и методика «Рисунок семьи». Данную методику, можно применять на детях младшего и среднего дошкольного возраста, то есть 4-7 лет.
Диагностика детско-родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина
Данный опросник представляет собой диагностический инструмент, который используется для выявления детско-родительских отношений, у семей, обращающихся за психологической помощью и воспитанию детей.
Отношение родителей подразумевает под собой систему различных поступков и чувств по отношению к детям. С точки зрения психологии, «родительское отношение» — это педагогическая, социальная установка по отношению к ребенку, которая включает в себя такие компоненты, как:
Все эти компоненты в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, который, так или иначе, составляет основу данной методики.
В опроснике, с помощью 61 вопроса, составляется 5 шкал, которые выражают собой определенные виды родительского отношения к своему ребенку.
«Принятие отвержение» — Данная шкала, выявляет эмоциональное отношение родителя к ребенку. С одной стороны, содержится шкала принятия, т.е., родитель доволен тем, какой его ребенок. В противоположной же стороне, выявляется шкала отвержения, т.е., родители считают своего ребенка неприспособленным, неудачником, плохим.
«Кооперация» — социальный образ отношения родителей. Более подробно, данная шкала раскрывает, насколько родитель заинтересован в жизни своего ребенка, в его делах и планах, как он помогает ему, старается ли быть с ребенком на равных. Имеет ли место, в их семье, чтобы ребенок был самостоятельным, проявлял инициативу в тех или иных делах.
«Симбиоз» — данная шкала, определяет дистанцию общение в семье. Высокие баллы, помогают нам определить, какого стремление родителя к совместимости жизни с ребенком.
«Контроль» — в этой шкале, мы наблюдаем форму контроля к ребенку. При высшем балле, родительское отношение представляет собой авторитарную форму.
«Отношение к неудачам ребенка» — данная шкала, выявляет особенности понимания ребенка. При высоких баллах, родитель воспринимает своего ребенка, как несостоявшуюся личность в целом и в социуме.
Опросник, проводится индивидуально с каждым родителем. Вопросы опросника представлены в приложении.
Методика «Рисунок семьи»
Проективная методика позволяет узнать, какие взаимоотношения внутри семьи, поскольку это самый информативный способ диагностировать проблему. С его помощью психолог может узнать, как ребенок относится к близким. Ведь малыши видят мир не так, как взрослые. Поэтому родители могут и не видеть проблемы. По рисунку можно увидеть, как родители относятся к ребенку, как испытуемый воспринимает семью.
Тест, проводимый с помощью рисования, под названием «Моя семья» (этот вариант названия используется для испытуемых) следует проводить с ребенком, перешагнувшим 5-летний возраст. Именно в это время в голове ребенка уже полностью сложилась осознанная картинка отношений между родителями, поведения их друг с другом и с остальными членами семьи.
По результатам методики делаются выводы об психоэмоциональном состоянии детей. Оценивались особенности рисунков, их расположение, то, как были сделаны рисунки (штрихи, линии и др.), оценивалось наличие/отсутствие деталей на рисунках и т.д. В качестве ведущих критериев анализа рисунков используются эмоциональное развитие, сотрудничество, коммуникация, контроль и понимание. Негативными проявлениями детско-родительских отношений определены следующие психоэмоциональные характеристики: состояние тревожности, агрессивности, конфликтности, эмоциональности. Выраженность и направленность каждого состояния определялась на основе данных, которые описаны в методике «Рисунок семьи».
Выявление уровня детско-родительских отношений в каждой отдельно взятой семье планируется на основании интегрального показателя. По каждому из критериев и соответствующим показателям вычисляется интервалы по низкому, среднему и высокому уровням. Приведем сводные данные по уровням методики «Диагностика детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столин» и по проективной методике «Рисунок семьи».
ТАБЛИЦА 3. — Границы уровней для диагностики детско-родительских отношений
Диагностика А.Я. Варга и В.В. Столин | Методика «Рисунок семьи» | |||||||
Принятие-отвержение | Кооперация | Симбиоз | Контроль | Понимание | Тревожность | Агрессия | Конфликтность | |
Низкий | 0-8 | 1-2 | 1-2 | 1-2 | 7-8 | 3 | 3 | 3 |
Средний | 9-23 | 3-6 | 3-5 | 6-7 | 3-6 | 2 | 2 | 2 |
Высокий | 24-33 | 7-8 | 6-7 | 3-5 | 1-2 | 1 | 1 | 1 |
По результатам диагностики определяется преобладающий уровень среди анализируемых показателей. При этом принимается во внимание, что самым оптимальным уровнем контроля со стороны родителей является интервал 3-5 баллов. А понимание к ребенку считается высоким, если родитель набирает минимальное количество баллов. Это означает, что он верит в своего приемного ребенка, а неудачи случайны. Со стороны ребенка, согласно данным в таблице 2.1.2.1., если присутствуют высокие уровни агрессии, тревожности и конфликтности, то это соответствует низкому уровню детско-родительских отношений.
Таким образом, для изучения психологических проблем в семье используются методики «Диагностика детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столин» и проективная методика «Рисунок семьи». На основании подсчета баллов и уровней по критериям и показателям отношений со стороны родителей и их приемных детей выводится общий уровень детско-родительских отношений.
2.2. Организация исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми, анализ и интерпретация данных исследования
Констатирующий этап мы начинали со сбора анкетных данных родителей исследуемых детей. В результате анкетного опроса родителей были получены следующие характеристики семей с приемными детьми. Характеристика группы приемных детей и их родителей представлена в таблице 4.
ТАБЛИЦА 4. — Характеристика экспериментальной группы
№ Семьи | Приемные дети | Возраст | Родители | |
возраст | образование | |||
1. | Вадим | 5 | Елена Михайловна — 30 л. |
Артем Вадимович – 35 л.
Папа – среднее — специальное
Виктор Тимофеевич – 38 л.
Папа – высшее
Павел Николаевич – 36 л.
Папа – среднее — специальное
Дмитрий Борисович – 35л.
Папа – высшее
Александр Викторович –35 л.
Папа – среднее — специальное
Борис Николаевич –30 л.
Папа – высшее
Вячеслав Николаевич – 31 г.
Папа среднее — специальное
Петр Иванович – 32гл.
Папа – высшее
Андрей Иванович –33 г.
Папа – среднее — специальное
Виктор Борисович – 35 л.
Папа – среднее — специальное
Семья № 1 состоит из родителей: мать — 30 л. и отец — 35 л. Образованы. У мамы законченное высшее образование, а у папы – среднее специальное технического профиля. В семье находится 4 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Вадим и Марина являются родными братом и сестрой. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 6 лет.
Семья № 2 состоит из родителей: мать — 36 л. и отец — 38 л. Образованы. У обоих родителей законченное высшее образование. В семье находится 4 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Галя и Костя являются родными братом и сестрой. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 8 лет.
Семья № 3 состоит из родителей: мать — 30 л. и отец — 36 л. Образованы. У обоих родителей среднее специальное образование. В семье находится 4 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 9 лет.
Семья № 4 состоит из родителей: мать — 34 л. и отец — 35 л. Образованы. У обоих родителей законченное высшее образование. В семье находится 4 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 7 лет.
Семья № 5 состоит из родителей: мать — 35 л. и отец — 35 л. Образованы. У мамы законченное высшее образование, а у папы – среднее специальное. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 6 лет.
Семья № 6 состоит из родителей: мать — 28 л. и отец — 30 л. Образованы. У обоих родителей законченное высшее образование. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 7 лет.
Семья № 7 состоит из родителей: мать — 30 л. и отец — 31 л. Образованы. У обоих родителей среднее специальное образование. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 6 лет.
Семья № 8 состоит из родителей: мать — 32 л. и отец — 32 л. Образованы. У папы законченное высшее образование, а у мамы – среднее специальное. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 9 лет.
Семья № 9 состоит из родителей: мать — 30 л. и отец — 33 л. Образованы. У мамы законченное высшее образование, а у папы – среднее специальное. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 9 лет.
Семья № 10 состоит из родителей: мать — 43 л. и отец — 35 л. Образованы. У мамы законченное высшее образование, а у папы – среднее специальное. В семье находится 3 приёмных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Все дети не являются родными друг другу. Родители официально трудоустроены. Находятся в браке 11 лет.
Диагностика родителей и их приемных детей происходила отдельно: родители отвечали на вопросы в одной комнате, а дети находились в другой комнате и выполняли проективную методику. Исследование проводилось по группам в строгом соответствии с инструкциями. При этом соблюдались все соответствия проведения диагностик по времени.
После получения данных обследования было проведено сравнение между данными, показанными каждой группой, исходя из анализа полученных количественных и качественных показателей.
В рамках констатирующего эксперимента для выявления уровня детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми мы использовали методику «Рисунок семьи». Методика показывает отношение приемного ребенка к членам своей семьи, семейным отношениям, которые вызывают у рисующего ребенка тревогу или конфликты, восприятия взаимоотношений с другими членами семьи и своего места в семье.
По итогам диагностики родителей и их детей были получены результаты по каждой приемной семье. Сырые баллы по каждой методике, родителям и приемным детям представлены в приложении.
Результаты исследования по семье № 1 отображены в таблице 5 и рисунке 1.
ТАБЛИЦА 5. — Уровень детско-родительских отношений в семье № 1
Показатели отношения родителей к детям | Показатели отношения к родителям | |||||||||
Семья | Принятие-отвержение | Кооперация | Симбиоз | Контроль | Понимание | Тревожность | Агрессия | Конфликтность | ||
1 | м | В | С | С | С | Н | Н | Н | С | |
о | В | С | С | С | Н | С | С | С | ||
Н | С | Н | ||||||||
Н | Н | Н | ||||||||
Средний балл | 14,25 | |||||||||
Общий уровень детско-родительских отношений | Низкий |
Рис. 1 Показатели детско-родительских отношений по уровням в семье №1
Описание результатов в семье №1
В семье № 1 родители по критерию эмоционального развития находятся на высоком уровне, поскольку согласно показателю эмоционального принятия в данной семье присутствует принятие приёмных детей, а не психологическое отвержение. Это соответствует 24 и 25 баллам из 33 возможным. Кроме того, изучение критерия сотрудничества показало, что приемные родители положительно настроены к детям, они воспринимают их со всеми недостатками и проблема, поддерживают и помогают. По критерию сотрудничества в детско-родительских отношениях отмечается средний уровень. Это означает, что родители проявляют интерес к ребенку, спрашивают, что ему интересно, поощряют его самостоятельность и инициативу. Однако необходимо отметить, что по данному критерию в детско-родительских отношениях есть пути дальнейшего совершенствования и небольшой коррекции.
Изучение критерия коммуникации показало, что родители приемных детей по показателю симбиоз находятся на среднем уровне. С одной стороны, они стараются быть ближе к своим приемным детям, но, с другой, отмечается некоторая дистанция от них. Определенная психологическая отдаленность снижает общий уровень детско-родительских отношений но, вместе с тем, позволяет судить о дальнейшей коррекционной работе, о необходимости проведения мероприятий по психологическому сближению в семье № 1. По критерию контроля были получены следующие результаты: у мамы и папы в семье определяется средний уровень детско-родительских отношений. Это означает, что в семье нет избыточного контроля над детьми, родители не относятся к контролю попустительски, но иногда допускают моменты, когда он необходим. По критерию понимания в детско-родительских отношениях взрослые в семье № 1 оказались на низком уровне. По результатам диагностики видно, что они с трудом принимают интересы, увлечения, мысли и чувства своих приемных детей, которые кажутся взрослым несерьёзными, и они достаточно часто игнорируют их. В этом заключается проблема данной семьи. Они не воспринимают своих детей как индивидов, у которых есть потребности и особенности, характерные для своего возраста.
Проследим проблему понимания приемных детей по проективной методике. В результате интерпретации рисунка Вадима можно сделать вывод о том, что преобладает тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации. В семье, по мнению самого ребенка, благоприятная атмосфера, но в определенных ситуациях присутствует враждебность. Так же, по мнению ребенка отсутствует конфликтность. Доминирует в семье отец, его ребенок считает наиболее значимым замечаются тесные эмоциональные отношения между бабушкой, мамой и отцом. Ребенок уверен в себе и, по его мнению, твердую опору в жизни имеют только бабушка и отец.
У Марины по ходу результатов интерпретации было выявлено, что в данной семье присутствует хорошая семейная ситуация. Но при этом, у ребенка присутствует чувство тревожности, чувство неполноценности в семейной ситуации, а также некоторая враждебность. По мнению ребенка, главной в семье, является мать. В семье присутствует слабый эмоциональный контакт, об этом свидетельствует отдаленность персонажей друг от друга. Психологически ближе всех остальных членов семьи ребенок принимает брата. Так же, хотелось бы заметить, что, исходя из рисунка, можно судить о том, что в семье отсутствует крепкое основание, присутствует нестабильность, недостаток базового чувства защищенности.
В результате исследования рисунка Алеши, мы видим, что в данной семье преобладает благоприятная семейная ситуация, а также некоторая тревожность самого ребенка. Присутствует недостаток общения, об этом свидетельствует присутствие домашних животных на рисунке. В данной семье нет доминанта, все остаются на равных. Эмоциональная близость в семье, на среднем уровне, ребенок выделяет и эмоциональную близость, а большим количеством деталей, обращает внимание на эмоциональную недостаточность общения. Большая эмоциональная привязанность ребенка направлена на домашних животных, нежели на родственников. Так же хотелось бы отметить, что в данной семье отсутствует конфликтность, чувство неполноценности ребенка, враждебная семейная ситуация.
Коля в семье чувствует себя отверженным. В семье присутствует слабый эмоциональный контакт. Так же на данном рисунке, можно отметить, что самооценка у ребенка довольно высокая. Возможно, между родителями проявляется конфликтность, ребенок расположил их на приличном расстоянии друг от друга. Отец, по мнению малыша, имеет реальную опору в жизни, так же он считает папу самым умным в семье. Данная семья, в совокупности своей, имеет, благоприятную семейную ситуацию, так же конфликтность и враждебность. Ребенок имеет чувство неполноценности и тревожности.
Таким образом, в семье № 1 отмечается общий низкий уровень детско-родительских отношений не смотря на высокую степень психологического принятия. У 4 приемных детей по результатам проективной методики обнаруживаются проявления тревожности, агрессивности и конфликтности в ситуациях. Но, вместе с тем, дети отмечают благоприятный климат в семье, они чувствуют себя дома. Однако с точки зрения психологии актуальна проблема непонимания родителями собственных приемных детей, их возрастных проблем и потребностей.
ТАБЛИЦА 6. — Показатели детско-родительских отношений по уровням в семье № 2
Показатели отношения родителей к детям | Показатели отношения детей к родителям | ||||||||
Семья | Принятие-отвержение | Кооперация | Симбиоз | Контроль | Понимание | Тревожность | Агрессия | Конфликтность | |
2 | м | В | В | В | С | Н | Н | Н | Н |
о | В | С | В | С | Н | Н | Н | Н | |
Н | С | С | |||||||
Н | С | С | |||||||
Средний балл | 15,5 | ||||||||
Общий уровень детско-родительских отношений | Низкий |
Рис. 2 Состояние детско-родительских отношений в семье №2
Описание результатов диагностики детско-родительских отношений в семье №2
В семье № 2 родители по критерию эмоционального развития находятся на высоком уровне, что говорит о психологическом принятии приемных детей. Изучение критерия сотрудничества показало, что приемные родители положительно настроены к детям, они воспринимают их со всеми недостатками и проблема, поддерживают и помогают. Но мама поддерживает приемных детей больше, чем их отец. По критерию сотрудничества отмечается высокий уровень. Это означает, что родители проявляют достаточный интерес к ребенку, поощряют его самостоятельность и инициативу. Изучение критерия коммуникации показало, что родители приемных детей находятся на высоком уровне. По критерию контроля были получены следующие результаты: мать и отец находятся на среднем уровне. По критерию понимания родители в семье № 2 оказались на низком уровне. По результатам диагностики видно, что интересы приемных детей кажутся взрослым несерьёзными. В этом заключается проблема семьи. Они не воспринимают своих детей с точки зрения потребностей и проблем, характерных для старшего дошкольного возраста.
Страницы: 1 2 3 4