диагностика эмоциональных отношений в семье бене антони
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)
Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Описание методики
Методика имеет две формы:
Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:
Тестовый материал
Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от «дедушек» и «бабушек» до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью.
Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.
Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос господину «Никто». Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.
Вопросы теста
Форма для маленьких детей
Форма для старших детей
Литература:
Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41.
Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений»
Семья и развитие детей
Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений | |||||||||||||||||||||
авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой) Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей. Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком. Описание методики Методика имеет две формы: Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения: Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений: 1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции; 2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность; 3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»; 4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться». Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня». Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке. Тестовый материал Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от «дедушек» и «бабушек» до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью. Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию. Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос господину «Никто». Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения. Вопросы теста Форма для маленьких детей (… — место для имени ребенка) Положительные чувства, исходящие от ребенка 1. … думает, что ты хороший. Кто хороший? 2. … любит тебя. Кого любит …? 3. … нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть …? 4. … любит целовать тебя. Кто любит целовать …? 5. … любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть …? 6. … нравится быть твоим малышом. Чей малыш …? 7. … любит играть с тобой. С кем любит играть …? 8. … нравится гулять с тобой. Кто должен брать … на прогулки? Отрицательные чувства, исходящие от ребенка 10. … думает, что ты непослушный. Кто непослушный? 11…. не любит тебя. Кого не любит …? 12. … думает, что ты плохой. Кто плохой? 13. … хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать …? 14. … хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать …? 15. … ненавидит тебя. Кого ненавидит …? 16. … думает, что ты гадкий. Кто гадкий? 17. Ты злишь … Кто злит…? Положительные чувства, получаемые ребенком 20. Ты любишь играть с … Кто любит играть с …? 21. Ты любишь целовать … Кто любит целовать …? 22. Ты улыбаешься … Кто улыбается …? 23. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым? 24. Ты любишь обнимать …? Кто любит обнимать …? 25. Ты любишь … Кто любит …? 26. Ты милый с … Кто мил с …? 27. Ты думаешь, что … — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что … милый(ая) мальчик (девочка)? Отрицательные чувства, получаемые ребенком 30. Ты шлепаешь … Кто шлепает …? 31. Ты делаешь … грустным. Кто делает … грустным? 32. Ты бранишь … Кто бранит …? 33. Ты доводишь … до слез. Кто доводит … до слез? Форма для старших детей Нежные чувства, исходящие от ребенка 0. Этот член семьи очень хороший. 1. Этот член семьи очень веселый. 2. Этот член семьи всегда помогает другим. 3. Этот член семьи имеет великолепные возможности. 4. Этот член семьи никогда не подведет тебя. 5. Этот член семьи много шутит. 6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка. 7. Этот член семьи — хороший спортсмен. 8. С этим членом семьи хорошо играть. 9. Этот член семьи очень добрый. Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка 10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи. 11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи. 12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи. 13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда. 14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом. 15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи. 16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня. 17. Мне нравится обнимать этого члена семьи. Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка 20. Этот член семьи иногда слишком суетится. 21. Этот член семьи иногда придирается. 22. Этот человек иногда портит чужие забавы. 23. Этот член семьи иногда вспыльчив. 24. Этот член семьи бывает в плохом настроении. 25. Этот член семьи временами слишком много жалуется. 26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода. 27. Этот член семьи никогда не удовлетворен. 28. Этот человек не очень терпелив. 29. Этот член семьи иногда слишком зол. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка 31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь. 32. Иногда я ненавижу этого члена семьи. 33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи. 34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье. 35. Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло». 36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку. 37. Этот член семьи может сильно разозлить меня. Нежные чувства, получаемые ребенком 40. Этот член семьи добр ко мне. 41. Этот член семьи очень тактичен со мной. 42. Этот член семьи очень меня любит. 43. Этот член семьи очень внимателен ко мне. 44. Этот член семьи готов помочь мне. 45. Этот член семьи любит забавляться со мной. 46. Этот член семьи действительно понимает меня. 47. Этот член семьи всегда выслушает меня. Сильные положительные, с «сексуальным оттенком» чувства, получаемые ребенком 50. Этот член семьи любит баловать меня. 51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня. 52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе. 53. Этот член семьи любит помогать мне мыться. 54. Этот член семьи любит пощекотать меня. 55. Этот член семьи любит быть со мной в постели. 56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной. 57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом. Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком 60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно. 61. Этот член семьи любит подразнить меня. 62. Этот член семьи иногда ругает меня. 63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того. 64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности. 65. Этот член семьи иногда ворчит на меня. 66. Этот член семьи иногда зол со мной. 67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком 70. Этот член семьи часто бьет меня. 71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня. 72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым. 73. Этот член семьи заставляет меня бояться. 74. Этот член семьи неодобрителен ко мне. 75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным. 76. Этот член семьи всегда недоволен мной. 77. Этот член семьи недостаточно любит меня. 80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться. 81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть. 82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину. 83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить. 84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться. 85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться. 86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми. 87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест. 90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется. 91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания. 92. Этого члена семьи папа слишком балует. 93. С этим членом семьи папа проводит слишком много времени. 94. Этого члена семьи папа любит больше всех. 95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется. 96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания. 97. Этого члена семьи мама слишком балует. 98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени. 99. Этого члена семьи мама любит больше всех. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41. Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений» [1] [2] [3] Тест семейных отношений Бене и АнтониЧасто трудности ребёнка связаны с взаимоотношениями в семье, поэтому проведение диагностики детско-родительских отношений является неотъемлемой частью исследования проблемы ребёнка. В этом плане мне очень нравится «Тест семейных отношений Бене и Антони». Он в отличие от проективной методики «Рисунок семьи» не требует от ребёнка даже элементарных навыков рисования. К тому же не все дети умеют рисовать, очень часто отказываются, ссылаясь на не умение это делать. Цели методики:Что необходимо для методики
Вопросы тестаДетям 4-6/8 лет предъявляется 28 вопросов, а детям 6/8 — 10 лет и подросткам — 99 вопросов. Описание методикиМетодика Бене и Антони имеет две формы:Вариант для детей 4 – 6/8 лет содержит следующие отношения:Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня». Процедура проведения тестаВсе фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам: 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик (старушка), грудной ребенок и «Никто». Этап 1. Выяснение состава семьи ребенка.После установления контакта с ребёнком психолог переходит к выяснению состава семьи ребёнка. На этом этапе психологу необходимо выяснить концепцию семьи. Для этого можно использовать следующие вопросы: Люди, упомянутые ребенком, вносятся в список на листе бумаги.
Включение ребенком в список семьи собаки, канарейки или других четвероногих или пернатых любимцев семьи не учитывается и не оценивается. Этап 2. Установление семейного круга ребенка.На этапе установления семейного круга ребёнка психолог предлагает ему среди фигур женского пола выбрать маму, среди фигур мужского пола — папу, среди детей — себя и т.д. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не выберет всех членов семьи. Также ребёнку в ходе выбора фигур разрешается включать забытых братьев, сестёр, бабушек, дедушек. Все фигуры ставятся перед ребёнком на стол. После того, как семейный круг составлен психолог вводит в игру фигуру господина «Никто» и ставит его рядом с фигурами членов семьи. Этап 3. Проведение теста.Ребенок усаживается за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры членов семьи в определенном порядке, ему разрешается это сделать. Вопросы теста Бене и Антони психолог размещает кучкой перед собой и говорит:
Далее психолог переходит к тесту семейных отношений, зачитывая карточки и передавая их одну за другой ребёнку. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, психолог записывает на бланке, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону. Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке, чтобы предотвратить появление одинакового вида вопросов рядом. Однако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки должны выражать нежные положительные чувства, следующие 8 вопросов — смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три вопроса, выражающих одинаковый вид чувств, то экспериментатор подбирает четвертый вопрос так, чтобы он непременно был из другого вида. Он должен подобрать две последних карточки с вопросами положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце. Для того, чтобы решить вопрос о том, какую форму тестирования (форму для меленьких детей или форму для старших детей) выбрать, исследователь должен в ходе предыдущих этапов тестирования установить, насколько ребенок взросл и сообразителен. Линия границы проходит где-то между 6−8 годами. Если кажется, что ребенок сам бы хотел читать вопросы и к этому нет никаких препятствий, то психолог прекращает чтение после первых четырех вопросов и спрашивает ребенка, не хочет ли он прочитать послания сам. При утвердительном ответе исследователь отдает ему пачку карточек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется. Проведение теста семейных отношений Бене и Антони занимает не более 25 минут и не вызывает у ребёнка затруднений. Обработка результатов тестаКогда ребенок закончит задание, психолог забирает у фигур карточки и отмечает на бланке, кому оказалась адресована каждая карточка (помечая в столбике номер карточки). Таблица для фиксации результатов диагностики с детьми 4-6/8 лет
Таблица для фиксации результатов диагностики с детьми 6/8 — 10 лет и подростками.
Обработка состоит в записи номеров вопросов в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько каждого «вида чувств» направляется ребенком каждому члену семьи. Интерпретация тестаОтносительная психологическая значимость члена семьи.Выстраивается диаграмма относительного (ожидаемого) распределения вопросов. Важно установить, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи, нет ли преувеличенной реакции — положительной или отрицательной — на одного из родителей. Эгоцентричные ответыОни содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они указывают на чрезмерную занятость собой. Высокий уровень любви часто наблюдается у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний, а высокий уровень ненависти к себе — у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноценности, вины и стыда. АмбивалентностьАмбивалентность (двойственность) имеет место, если члену семьи было направлено положительных пунктов не более, чем в два раза больше, чем отрицательных, или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных не более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства, и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые имИсходящие — это те чувства, источником которых является ребенок и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. В случае обычного ребенка можно ожидать, что эти чувства будут связаны с его поведением. Сдержанный ребенок, не способный выразить свои чувства в реальной ситуации, возможно сможет это сделать в тестовой ситуации, но он может быть также сдержан в обеих ситуациях. Выраженные ребенком получаемые чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы защиты. Данные о полученных чувствах ставят нас перед двумя «реальностями» ребенка — реальность «действительных» эмоций, направленных на ребенка, и его «психической» реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел и в каких он нуждался. Чувства, которые ребенок направляет другим, тесно соотносятся с чувствами, которые направляются ему. ЗащитыТестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему «защиты» против чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Здесь могут быть обнаружены следующие защитные механизмы: Отсутствие нормальной защищённостиЕсли результаты показывают чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности. Источник: Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании. — М., 2019 год.
|