диагностика форм общения ребенка со взрослым

Диагностика общения ребенка со взрослым.

Название: Изучение типа общения ребенка со взрослыми

Цель: Изучить тип общения ребенка со взрослым.

Материал: Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Проведение исследования: Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из 3 ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в эксперименте.

Я: Ярослав, что бы ты хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со мной на интересные тебе темы?

Ярослав: А это энциклопедия?

Я: Да. Может ты хочешь почитать? Узнать что то новое?

Ярослав рассматривает материал.

Ярослав: У меня дома тоже есть энциклопедия про животных, мне бабушка с дедушкой подарили.

Для Ярослава я предоставила выбор между энциклопедией, кногой для дошкольников Азбука, игрой в цветные счетные палочки Кюизенера (набор палочек разного размера и цвета для логических игр) и игрой в конструктор, где нужно собрать птичек из деталей.

Ребенок рассмотрел все предметы.

Я: Ну что ты определился, что мы будем делать? Читать, поговорим или сыграем?

Ярослав: Я хочу поиграть.

Я: Хорошо, какая игра тебя интересует?

Ярослав выбрал игру в конструктор, и подтянул к себе коробку с игрой.

Ярослав: А как в это играть?

Я: Это конструктор. Из деталей которые находятся здесь необходимо собрать все что тебе понравится. С чего ты начнешь?

Ребенок молча собирает из деталей птицу.

Я: Что у тебя получилось?

Ярослав: Это птичка.

Я: Может мы вместе соберем с тобой что нибудь еще? Ведь деталей в коробочке много?

Ярослав: Я сейчас соберу утку.

Собирает утку. И ставит рядом с первой птичкой. После этого Ярослав решил разобрать птичку и утку и собрал новое животное с 2 головами и 2 крыльями.

Я: А это кто у тебя получился?

Ярослав: Похоже на змея- Горыныча.

Мы с ребенком находились в кабинете. За дверью было слышно как дети закричали.

Ярослав: Это Артем, он вечно лезет к нам, к сильным. А потом плачет. Это мальчик из нашей группы.

Я: И вы что его обижаете?

Ярослав: Нет. Получает сдачу.

В коробке имеются детали усы, глаза, уши, рот и нос. Ребенок рассматривает их.

Я: Можно собрать лицо.

Ярослав: Мне птички нравятся.

Разбирает свои игрушки, начинает собирать новые. Новые образы имеют по две головы и 3 крыла. Потом пересобирает их. Получилась птица с 2 головами, 2 крыльями и 2 лапами. Следущей была игрушка с 3 головами, 4 крыльями и 1 хвост.

Я: Летать то она у тебя сможет?

Во время проведения исследования в кабинет заглянул ребенок. Ярослав показал жест кулаком.

Я: Зачем ты им показываешь кулак? Не обращая на них внимание. Им тоже интересно чем ты тут занимаешься.

Ярослав: Они меня так боятся.

Новый образец имел 2 головы,2 лапы, 2 крыла без хвоста.

Я: Что же у тебя получилось сейчас?

Ярослав: Это дракон.

Ребенок снова разбирает все. Изменил расположение деталей. Придумал новый образ. Он имеет 3 головы, из которых растут крылья.

Ярослав: Мама обещала мне купить новую рогатку, которая, когда ее так бум запускаешь, крутится и летит вниз. Мой дракон так же полетит.

Я: Может мы придумаем имена нашим новым игрушкам.

Ярослав положил готовую игрушку на стол.

Я: Ну что ты наигрался?

Ярослав: Нет. Я еще немного поиграть хочу.

Я: Хорошо давай еще соберем кого-нибудь. Возьми неиспользованные детали. Может мы из них составим что то новое?

Ярослав собирает новую игрушку. У нее 2 пары крыльев и голова.

Я: Она у тебя наверно только плавает и летает, ведь лапок нет.

Ярослав: Нет, я придумал новую. У меня будет красная уточка.

Ребенок выбрал детали красного цвета и собирает утку, напевая: « Ута- ута- ута- уточка»

Я: Ну все, Ярослав, спасибо тебе за игру. Тебе понравилось?

Ярослав: Да. Придете еще?

Совместная игра проходила 20 минут.

Я: Здравствуй, Ярослав. Сегодня мы с тобой будем решать что нам делать вместе: играть, читать или поговорить.

Ярослав: Вчера мы собирали.

Я: Да, вчера ты играл, а что сегодня выберешь?

Я: Хорошая занимательная игра, потом мне расскажешь как в нее играть.

Ребенок рассматривает книги.

Ярослав: У меня дома тоже энциклопедии. Даже 2. Сегодня буду наверное непонятных птичек собирать.

Я: Давай. Что ты выберешь тем и будем заниматься.

Я: Да, я тоже слышала про это. А ты много смотришь таких новостей?

Ярослав: Это папа смотрит.

Ярослав собирает новые виды птиц, на предложенную помощь отказался. Упала деталь.

Я: Давай я подниму мне ближе.

Ярослав: Она близко.

Прикрепил к телу 4 лапы, 3 головы, 2 крыла и 1 хвост.

Я: Где- то я видела похожее существо.

Ярослав: на змея- Горыныча похоже.

Я: Да, у него тоже было 4 лапки. И еще он огнем дышал

Я: Он так защищался. Ведь лапки у него коротки и победить он может только огнем.

Собирает другую игрушку.

Ярослав: Птичка- истребитель, только без крыльев.

Я: Может она бегает быстро?

Ярослав: О, спасибо за идею. Я построю птичку Киви. Вы знаете такую?

Я: Да. Ну давай соберем.

Собрал птицу с 4 крыльями.

Ярослав: Она отжимается.

Добавляет еще 4 лапы.

Ярослав: Это уже другая, четырехлапная. Мне сегодня приснился сон. Во сне была кость саблезубого тигра. Я там шел, а мои друзья испугались. Я им сказал, что они- глупышки.

Ярослав: О! (Собрал другую)

Я: Это какая то супербыстра птичка. Ведь у нее так много крыльев и лап.

Собирает другу. Последняя похожа на первую.

Я: Ну все, Ярослав. Наше время закончилось. Спасибо тебе за игру.

Ярослав: И вам спасибо.

Время проведения 2 этапа 20 минут.

Я: Здравствуй, Ярослав. Наше дело осталось тем же. Тебе нужно выбрать чего ты хочешь сделать сегодня вместе со мной: почитать, поговорить или поиграть в игру. Что ты выбираешь?

Ярослав: Я думаю. ( рассматривает все варианты)

Ребенок снова выбрал конструктор.

Я: Хорошо, это твой выбор. Давай поиграем.

Собирает образ птицы.

Ярослав: Крылья на разном уровне. Птичка.

Я: Можно исправить. Давай помогу. ( от помощи отказался) Понравился тебе так этот конструктор? Здесь можно и лицо собрать. Посмотри: усы, глаза, губы, уши.

Ярослав: У меня дома тоже конструктор. Лего мелкое и большое, и еще обычный.

Собирает из деталей лицо с усами.

Ярослав: Это для чего? ( Показывает деталь)

Я: Наверное для ног. Давай соберем. Я придумала. Посмотрим человека на косолапых ногах.

Я собрала и показала Ярославу фигуру из лица с ногами.

Я: Если ты хочешь- мы можем прервать игру.

Ярослав: Нет, я хочу эту. (Показывает палочки Кюизенера) Хочу построить что- нибудь в вышину.

Я: Построй то что тебе не интересно, ведь это не обязательно строить бо образцу.

Ярослав стал строить из палочек конструкцию.

Ярослав: На что это похоже?

Я: Похоже намост с преградой для воды. Все наше время закончилось. Хочешь взять игру и поиграть в нее. Потом оставишь ее, а я утром заберу.

Источник

Диагностика форм общения ребенка со взрослым

Необходимо помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партнера и обращение каждого направлено на ответ другого. При диагностике общения необходимо учитывать две стороны — активность и чувствительность к партнеру.

Активность проявляется в стремлении обратить на себя внимание, высказать что-то свое, развить тему разговора, предложить что-то необычное. Чувствительность к партнеру выражается во внимании к нему (в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности ответить на его предложение, в способности услышать и пенять другого. Обе стороны одинаково важны для полноценного общения, однако их выраженность может быть различной у разных детей и в разных ситуациях.

Предложите ребенку на выбор разные формы взаимодействия. Спросите его, что он больше хочет делать вместе с вами: играть с игрушками, читать новую книжку или просто поговорить о чем-нибудь. Если ребенок уверенно и однозначно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение со взрослым. Выбор новой книжки означает интерес к познавательному общению, а предпочтение разговора может свидетельствовать о стремлении ребенка к личностному общению. Однако сознательный выбор, хотя и является весьма показательным, не может быть единственным основанием для определения формы общения. Например, если ребенок выбирает совместную игру, это еще не означает его неспособности к личностному общению. Некоторые дети сразу не могут осуществить такой выбор или выбирают все три формы взаимодействия, поскольку они в равной мере являются для них привлекательными. Поэтому для более точного определения формы общения важно провести все три вида взаимодействия с одним ребенком.

Для выяснения способности к внеситуативно-личностному общению можно начать простой разговор с ребенком о его отношениях с друзьями. Например, спросить у него, кто из его сверстников ему больше нравится и почему, с кем он чаще всего ссорится, с кем хотел бы дружить. Можно спросить, есть ли у него любимая сказка (или книжка), кто из ее героев обладает какими-либо положительными или отрицательными качествами. Важно, чтобы взрослый не только спрашивал, но и сам высказывал свое отношение к тем или иным персонажам, рассказывал о себе, о других людях, словом, был равноправным участником разговора.

Еще одно отличие личностного общения от познавательного заключается в том, что первое происходит без всякого наглядного материала. Здесь ребенок должен говорить о таких вещах, которые невозможно увидеть, потрогать, нарисовать (например, о хороших и дурных качествах, настроениях человека). Именно это делает речевое личностное общение самым сложным и трудным для дошкольников. Но способность к чисто речевому общению, без опоры на наглядный материал, очень важна для дальнейшей жизни и подготовки к школе. Разговаривая с ребенком на личностные темы, важно также следить за тем, насколько он способен слышать партнера, не перебивать его, не отвлекаться на посторонние действия.

Часто бывает так, что дети очень активно и эмоционально ведут себя во время игры, увлеченно рассматривают и обсуждают книжки, но, когда взрослый начинает с ними разговор о событиях из их жизни, о том, что они любят и чего хотят, они смущаются, отводят глаза в сторону и стремятся избежать такого общения. Это может свидетельствовать о несформированности наиболее сложной для дошкольников внеситуативно-личностной формы общения. Если же ребенок одинаково активен во всех ситуациях и с удовольствием принимает все формы взаимодействия, можно говорить о том, что он овладел всеми доступными для дошкольника формами общения.

Важным показателем может быть также продолжительность того или иного взаимодействия, которую должен регулировать сам ребенок. Чем дольше ему хочется общаться со взрослым той или иной ситуации, тем больше эта ситуация соответствует его потребностям. Конечно, продолжать разговор на личностную тему в течение долгого времени слишком трудно даже для шестилетнего ребенка. Но если он может хотя бы в течение 10 минут поддерживать такой разговор, не отвлекаясь на посторонние действия, это свидетельствует о его способности к личностному общению.

Таким образом, сопоставляя поведение ребенка в разных ситуациях, нужно иметь в виду следующие показатели:

1)выбор ситуации общения;

2)активность ребенка в разных ситуациях: его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения;

3)чувствительность к словам и действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;

4)общий интерес и настроение ребенка: его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт;

5)время, в течение которого ребенок может (хочет) общаться.

Для удобства сравнения ряд показателей (активность, чувствительность, интерес) можно оценивать по следующей шкале:

0- полное отсутствие данного качества;

1- слабая выраженность качества (отдельные проявления);

2- средняя выраженность качества;

3- сильная выраженность качества (яркие и частые проявления инициативы или повышенное внимание к собеседнику).

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1881 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Педагогическая диагностика форм общения ребенка с взрослым

Определяя уровень развития общения, необходимо пом­нить, что общение обязательно предполагает взаимность, обо­юдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партне­ра, и обращение каждого направлено на ответ другого. При ди­агностике общения необходимо учитывать активность ребенка в общении и его чувствительность к партнеру.

Активность проявляется в стремлении обратить на се­бя внимание, высказать свое мнение, развить тему разговора, предложить что-то необычное и пр. Чувствительность к парт­неру выражается во внимании к нему (в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности ответить на его пред-

ложение, в способности услышать и понять другого. Обе сто­роны одинаково важны для полноценного общения, однако их выраженность может быть различной у разных детей и в раз­ных ситуациях.

Для выявления формы общения следует осуществить с ре­бенком различные виды взаимодействия в разных ситуаци­ях, моделирующих ту или иную форму общения. Для модели­рования ситуативно-деловой формы общения оптимальной ситуацией является совместная игра, внеситуативно-позна­вательной—беседа по книжке с картинками, внеситуативно-личностной — «разговор по душам». Остановимся на конкрет­ном описании данных ситуаций.

Воспитатель предлагает ребенку на выбор разные формы взаимодействия. Спрашивает его, что он больше хочет делать вместе: играть с игрушками, читать новую книжку или про­сто поговорить о чем-нибудь. Если ребенок уверенно и одно­значно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение с взрослым. Выбор новой книж­ки означает интерес к познавательному общению. Предпочте­ние разговора может свидетельствовать о стремлении ребен­ка к личностному общению с взрослым. Однако сознательный выбор, хотя и является весьма показательным, не может быть единственным для определения ведущей формы общения. На­пример, если ребенок выбирает совместную игру, это еще не означает, что он не способен к личностному общению. Кроме того, некоторые дети сразу не могут осуществить выбор или выбирают сразу все три формы взаимодействия, поскольку они привлекательны для них в равной мере. Поэтому для более точ­ного определения формы общения важно провести все три ви­да взаимодействия с ребенком.

Начинать лучше с самого простого и доступного для дошкольников — ситуативно-делового общения, то есть с совместной игры. Для этого подходят любые игрушки — кубики, куклы, машинки, конструктор и пр. Играя с ребенком, нужно обра­щать внимание не на саму его способность играть с предмета­ми, а на способность играть вместе с взрослым. Для этого важно отмечать, умеет ли ребенок ориентироваться на партнера, учи-

тывает ли его интересы, увлечен ли он совместной деятельно­стью или предпочитает играть в одиночку. Как правило, стрем­ление и способность к ситуативно-деловому общению прояв­ляют все дошкольники. Но важно выяснить, не является ли этот вид общения единственным, доступным ребенку, способен ли он к внеситуативным контактам с взрослым.

Для выяснения способности ребенка к внеситуативно-познавательному общению подходит беседа по поводу прочи­танной книги, в которой содержатся новые для ребенка зна­ния—о машинах, животных, птицах, явлениях природы и пр. Эта беседа должна строиться не как пересказ того, что запом­нил ребенок или что он понял, а как обсуждение прочитанно­го или рассказанного воспитателем. В этой беседе в равной ме­ре должны участвовать и взрослый, и его младший собеседник. При этом взрослый должен отмечать, насколько увлечен ребе­нок, задает ли он вопросы (если да, то какие), рассказывает ли о своих познаниях, как долго он может разговаривать с взрос­лым, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторон­ние действия. Бывает, что ребенок в этой ситуации не прояв­ляет никакого интереса к содержанию книжки и новым зна­ниям—смотрит по сторонам, перескакивает с одной темы на другую, стремится поскорей закончить лог скучный для не­го разговор и заняться более интересной игрой. л)то может сви­детельствовать о том, что он еще не владеет познавательным общением с взрослым, что его познавательные интересы еще не развиты. Многие дети, достаточно хороню умея общаться с взрослым на познавательные темы, до конца дошкольного ‘ возраста проявляют неспособность к личностному общению. Они не могут рассказать о себе, не проявляют интереса к дру­гим людям, не могут сказать, что они любит, а что им не нра­вится. Взрослый остается для них источником новых знаний и партнером по игре.

Для выяснения способности детей к внеситуативно-личност­ному общению можно начать простой разговор с ребенком о его отношениях с друзьями. Например, спросить у него, кто из его друзей ему больше нравится и почему, с кем он чаще всего ссо­рится, с кем хотел бы дружить. Можно спросить, есть ли у него

любимая сказка (или книжка), кто из ее героев обладает какими-либо положительными или отрицательными качествами. Важно, чтобы взрослый не только спрашивал у ребенка, но и высказы­вал свое отношение к тем или иным персонажам, рассказывал о себе, других людях—словом, был равноправным участником разговора. Темы личностного общения могут быть самыми раз­ными. Желательно, чтобы они были связаны с реальными собы­тиями жизни ребенка, с его личными интересами и с его опытом общения с другими людьми. Главное, чтобы разговор шел не о предметах или животных (как при познавательном общении)j. а о людях —их качествах, поступках, отношениях. При этом нужно выяснить, интересуется ли ребенок мнением взрослого^ важно ли ему, чтобы его оценки совпадали с оценками старшего; партнера.

Еще одно отличие личностного общения от познаватель­ного заключается в том, что личностное общение происходит без всякого наглядного материала. Здесь ребенок должен го­ворить о таких вещах, которые невозможно увидеть, потрогать и даже нарисовать на картинке (например, о хороших и дур­ных качествах, настроениях человека и пр.). Именно это делан ет речевое личностное общение трудным для дошкольников; Но способность к речевому общению без опоры на наглядный материал очень важна для дальнейшей жизни ребенка и подго­товки его к школе.

Разговаривая с ребенком на личностные темы, важно также следить за тем, насколько ребенок способен слышать взросло­го, не перебивать его, не отвлекаться на посторонние действия.

После того как воспитатель осуществил с ребенком все три вида общения, у него складывается определенное впечатле­ние о нем —что ему больше нравится делать с вами, что мень­ше. Для выявления уровня развития общения ребенка нужно; сравнить его активность и заинтересованность в разных видах взаимодействия с взрослым: когда он чаще всего обращал­ся к взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосре­доточенность, в какой ситуации он чувствовал себя наибо­лее свободно и раскованно. Часто бывает так, что дети очень активно и эмоционально ведут себя во время игры, увлеченно

рассматривают и обсуждают книжки, но когда взрослый начи­нает с ними разговор о событиях из их жизни, о том, что они любят и чего хотят, они смущаются, отводят глаза в сторону и стремятся избежать такого общения. Это может свидетельство­вать о несформированности наиболее сложной для дошколь­ников внеситуативно-личностной формы общения. Если же ребенок одинаково активен во всех ситуациях и с удовольстви­ем принимает все формы взаимодействия, можно говорить о том, что он овладел всеми доступными для дошкольника фор­мами общения.

Хорошим показателем может быть также продолжитель­ность того или иного взаимодействия, которую должен регулировать сам ребенок. Чем дольше ему хочется общаться с взрос­лым в той или иной ситуации, тем более па ситуация соот­ветствует его потребностям. Конечно, продолжать разговор на личностную тему в течение долгого времени слишком труд­но даже для 6-летнего ребенка. Но если он может хотя бы в те­чение 5—7 мин поддерживать такой разговор, не отвлекаясь на посторонние действия, это может свидетельствовать о его спо­собности к личностному общению.

Таким образом, для выявления уровня развитии общения ребенка в разных ситуациях нужно иметь в виду следующие по­казатели:

1) выбор ситуации общения с взрослым;

2) активность ребенка в разных ситуациях — его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему об­щения;

3) чувствительность к словам и действиям партнера, спо­собность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;

4) общий интерес и настроение ребенка – его сосредоточен­ность на теме общения, раскованность, эмоциональный ком­форт;

5) время, в течение которого ребенок может и хочет общаться.

Сравнение этих показателей в трех ситуациях общения по­может выяснить, какая из них является более привлекательной для ребенка и, следовательно, какой уровень общения досту-

пен для него. Напомним, что уровень развития общения опре­деляется по его высшим достижениям. Так, если ребенок одинаково активно принимает все предложенные ситуации, можно зафиксировать наиболее высокую форму общения с взрослым — внеситуативно-личностную.

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 3065 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Диагностика развития общения со взрослым

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Диагностика развития общения со взрослым

Параметры общения

Параметры развития общения:

Инициативность ребёнка в общении,

Чувствительность к воздействиям взрослого,

Эмоциональная вовлечённость в общение,

Предпочитаемая форма общения

1. Инициативность отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д.

Инициативность проявляется в обращениях ко взрослому по следующим поводам:

Достать недосягаемый предмет;

Повторить интересное действие с игрушкой;

Побудить его к желаемому взаимодействию;

Оказать помощь при затруднении;

В поисках сопереживания, защиты и поддержки;

С целью получения оценки своих действий.

При этом использует разнообразные средства общения:

Экспрессивно – мимические (положительные и отрицательные эмоции, голосовые проявления)

Предметно – действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и «изображения» действий).

Предречевые – лепет, первые слова.

Если взрослые недостаточно общаются с ребёнком (не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребёнку), его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны.

2. Чувствительность отражает желание и готовность ребёнка воспринять воздействия взрослого и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребёнка на обращения взрослого (берёт предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям взрослого, реагирует на похвалу и порицание), в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями взрослого.

3. Эмоциональная вовлечённость отражает степень его интереса к взаимодействию со взрослым, удовольствия от общения, желания его продлить. Проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов ребёнка, количестве отвлечений от общения.

Предпочитаемая форма общения отражает:

Уровень развития коммуникативной потребности

Степень её напряжённости и удовлетворённости

Характер предыдущего коммуникативного опыта.

Младенец, у которого сформирована, но недостаточно удовлетворяется потребность во внимании и доброжелательности взрослого, преимущественно стремится к ситуативно – личностному общению так же, как и ребёнок, у которого ещё не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым.

Младенец, у которого потребность во внимании и доброжелательности сформирована и удовлетворяется достаточно, который начал приобретать опыт сотрудничества со взрослым, обычно стремится к ситуативно – деловому общению.

Младенец, имеющий недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, чаще предпочитает одиночную деятельность с предметами.

Младенец, имеющий богатый опыт ситуативно – личностного и ситуативно – делового общения, легко соглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно – деловое общение, с удовольствием играет самостоятельно.

Условия проведения диагностики

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цель : выявление предпочитаемого вида деятельности и формы общения (предоставляется возможность инициировать ситуативно – личностное, ситуативно – деловое общение со взрослым или играть в игрушки самостоятельно).

Организация предметной среды. На столик выкладывается несколько игрушек – погремушки, два кубика, маленький мячик, машинка, небольшая куколка, ложечка, чашечка.

Проведение: ребёнок находится на высоком стульчике перед столом, на котором лежат игрушки. Взрослый сидит рядом, повернувшись к ребёнку лицом, но не обращаясь к нему. Если младенец начинает манипулировать игрушками, взрослый наблюдает за его действиями в течении 3 минут, не вмешиваясь в деятельность ребёнка и регистрирует его поведение в протоколе (приложение 1). Затем проводится следующая проба – «Ситуативно – деловое общение».

Если младенец обращается ко взрослому, тот отвечает ему, но не предпринимает активных действий. В течении 1 минуты регистрируются коммуникативные проявления ребёнка. Если младенец начинает проявлять недовольство, следует сразу же перейти к очередной пробе. Порядок проведения последующих проб зависит от того, какое общение инициировал ребёнок. Если он протягивает предмет, показывает на него взрослому или обращается за помощью, проводится проба «Ситуативно – деловое общение». Если ребёнок просится на руки, улыбается, прижимается ко взрослому, то проводится проба «Ситуативно – личностное общение». Если младенец предпочитает одиночную игру, применяется диагностика предметно – манипулятивной деятельности.

Ситуация 2. «Ситуативно – деловое общение»

Цель: определение уровня развития параметров общения.

Организация предметной среды. На столик выкладываются несколько игрушек – кубик, мячик, кукла.

Проведение. Взрослый демонстрирует простое действие с предметами: двигает кубик по столу, изображая звук мотора и сигнал «би-би», катает мячик или баюкает куколку, предлагая ребёнку поиграть вместе, повторить показанное действие.

Если младенец выхватывает игрушку и начинает играть с ней в одиночку, взрослый старается присоединиться к ребёнку: просит дать ему игрушку, предлагает действовать поочерёдно, показывает другое действие с ней. На случай быстрой потери интереса ребёнка к игрушке следует иметь наготове несколько запасных предметов и предложить малышу выбрать то, что ему интересно.

Если ребёнок не берёт игрушку, взрослый сам вкладывает её в руку младенца и поощрять его действия.

Если младенец включается в совместную деятельность, взрослый подбирает моменты для похвалы и порицания действий ребёнка, предлагая образцы новых действий. При этом порицание должно быть выражено со спокойной интонацией: «Не так – и сопровождаться последующим показом правильного действия из наличного репертуара ребёнка (ребёнок начал стучать кубиком по столу, бросать его на пол или грызть, ему предлагают подвигать им по поверхности стола). Поощрений должно быть больше, чем порицаний (достаточно одного порицания, если ребёнок реагирует на него, если не реагирует, то можно через какое – то время повторить его); за порицанием обязательно должно следовать поощрение. Проба длится 3 минуты. Поведение ребёнка регистрируется в протоколе.

Ситуация 3. «Ситуативно – личностное общение»

Цель: установление наличия желания и возможностей ребёнка вступать в ситуативно – личностное общение. (Это необходимо для тех детей, которые предпочитают одиночную предметно – манипулятивную деятельность, а также для детей, инициирующих ситуативно – личностное общение.)

Организация предметной среды. Никаких игрушек или предметов, отвлекающих внимание ребёнка. Знакомая ребёнку обстановка.

Проведение. Ребёнок находится на детском стульчике за столом или сидит на ковре, на диване рядом со взрослым. Взрослый обращается к ребёнку с улыбкой и ласковыми словами, называя малыша по имени, поглаживает его, глядя в глаза, приглашает сесть к себе на колени, взять на руки, обнимает, прижимает к себе.

Если ребёнок охотно идёт на эмоциональное общение, ему предоставляется инициатива, а взрослый подстраивается под обращения ребёнка.

Если младенец не отвечает взрослому в течении 3 минут, следует возобновлять воздействия, варьируя их. Можно предложить поиграть в «Ку – ку», «Ладушки», «Сороку» и вновь попытаться приласкать ребёнка.

Если малыш уклоняется от общения, отталкивает взрослого, отползает, хнычет, пробу следует завершить и переключить внимание малыша на игрушки. Поведение ребёнка фиксируется в протоколе.

Шкалы оценки параметров общения во втором полугодии жизни ребёнка

Ребёнок изредка поглядывает на взрослого, смущается, не осмеливаясь обратиться, робко дотрагивается до него, протягивая игрушку, не решается вложить её в руку взрослого; ребёнок начинает эпизодически проявлять инициативу только после обращения взрослого

Ребёнок обращается ко взрослому не во всех пробах; обращения не охватывают всего спектра возможностей, в основном обращается за помощью для поддержания самостоятельной деятельности (просит подать предмет) или время от времени в поисках ласки прижимается ко взрослому.

Ребёнок постоянно проявляет инициативу в общении; проявляет настойчивость, максимально используя средства воздействия на взрослого (заглядывает в глаза, улыбается, прижимается, пытается забраться на руки, вскрикивает, тянет за рукав, отбирает тетрадь, подаёт игрушки, сердится, хнычет, обиженно смотрит и т.д.); обращается ко взрослому по разным поводам (чтобы привлечь к совместной деятельности, продемонстрировать желаемое действие с предметом, получить оценку своих действий, в поисках ласки, сопереживания, поддержки и т.д.).

Чувствительность к воздействиям взрослого

Ребёнок не отвечает на инициативу взрослого

Ребёнок изредка отвечает на инициативу взрослого (подаёт по его просьбе игрушку, протягивает ручки, делает «ладушки», улыбается в ответ на улыбку взрослого), большинство обращений взрослого игнорирует (не смотрит на взрослого, продолжая одиночную манипулятивную деятельность, или смотрит по сторонам).

Ребёнок откликается на большинство обращений взрослого, но некоторые из них игнорирует.

Ребёнок охотно откликается на любое обращение взрослого, постоянно посматривает на него, следя за выражением лица, смотрит в глаза, пытается подражать действиям взрослого, повторяет поощряемое действие, радуется похвале, огорчается при порицании.

Вовлечённость в общение

Ребёнок отвлекается от общения и не обращает внимания на взрослого; безразлично выполняет просьбы взрослого.

Ребёнок проявляет слабый интерес ко взрослому и его действиям, часто отвлекается от общения.

Ребёнок проявляет интерес ко взрослому и его действиям, но не выражает удовольствия, радости, редко отвлекается

Ребёнок проявляет интерес, радость и удовольствие от общения (смотрит, улыбается, смеётся, вскрикивает, лепечет), не отвлекается от общения.

Экспрессивно – мимические (Э): ребёнок не использует – не обращается ко взрослому взглядом, не выражает голосом и мимикой своих переживаний;

Ребёнок использует мимику, обращается взглядом за оценкой, помощью, в поисках сопереживания.

Предметно – действенные (Д):

Ребёнок не использует – не протягивает предмет, не изображает жестами желаемое действие;

Ребёнок использует жесты, изображающие действия, протягивает предмет, вкладывает предмет в руку взрослого.

Отсутствуют – не обнаруживает понимания речи взрослого;

Ребёнок понимает речь взрослого, лепечет.

Предпочитаемая форма общения

Ребёнок предпочитает ситуативно – личностное общение (СЛО):

В ситуации пассивности взрослого и в ситуации ситуативно – делового общения (СДО) игнорирует игрушки, при этом либо инициирует СЛО (заглядывает в глаза, прижимается ко взрослому, привлекает его внимание к себе вскриками, оживлёнными движениями или выражает недовольство), либо пассивно сидит, выжидая обращения взрослого; в ситуации СЛО охотно отвечает на инициативу взрослого; все показатели общения в СЛО выше показателей общения в СДО.

В ситуации пассивности взрослого инициирует СДО либо играет один; в ситуации СДО охотно откликается на инициативу взрослого; в ситуации СЛО уклоняется от общения со взрослым; все показатели общения в СДО выше, чем в СЛО.

Ребёнок не обнаруживает предпочтения формы общения: не проявляет инициативы в ситуации пассивности взрослого, все показатели общения в СДО равны показателям общения В СЛО.

Анализ результатов и составление заключения

Проводится анализ каждого параметра общения и делается общее заключение.

Инициативность оценивается по совокупности всех трёх проб.

Отсутствие констатируется, если ребёнок ни в одной из проб не проявил инициативы в общении, демонстрируя только ответное поведение.

Низкий уровень отмечается, если ребёнок не проявил инициативности в первой ситуации, но в других пробах (или в одной из них)после обращения взрослого начал сам инициировать общение. Отсутствие инициативности или её низкий уровень могут свидетельствовать о задержке развития общения вследствие педагогической запущенности, уходящей корнями в первое полугодие жизни ребёнка.

Средний уровень отмечается, когда ребёнок не проявляет её в первой пробе, но в других после обращения взрослого сам начинает инициировать общение. Это свидетельствует о том, что ребёнок испытывает смущение перед посторонним взрослым. При высокой или средней чувствительности ребёнка к воздействиям взрослого развитие считается нормальным.

Высокий уровень отмечается, если ребёнок проявил настойчивость в привлечении взрослого к общению в первой ситуации и при ситуативно – деловом общении (СДО). Высокий уровень свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Чувствительность оценивается во второй и третьей ситуациях.

Отсутствие отмечается, если ни в одной из проб ребёнок не проявил чувствительности к воздействиям взрослого. Отсутствие инициативности и чувствительности может служить признаком задержки психического развития и показанием для обращения к другим специалистам (невропатологу, психиатру). Если отсутствует чувствительность при наличии инициативности, следует проанализировать характер инициативности ребёнка. Это может свидетельствовать о задержке ребёнка на этапе ситуативно – личностного общения (СЛО) и отсутствии опыта СДО со взрослыми.

Низкий уровень в СЛО считается нормальным, если ребёнок проявил среднюю и высокую чувствительность к воздействиям взрослого в СДО. Низкая чувствительность к воздействиям в СДО до 8 месяцев считается нормой и может свидетельствовать о начале становления СДО, а после 10 месяцев – о задержке в развитии общения.

Средний уровень является нормальным на этапе перехода от СЛО к СДО для ребёнка до 9 месяцев. После 11 месяцев средний уровень в СДО свидетельствует о недостаточном опыте совместной деятельности со взрослыми.

Высокий уровень в обеих ситуациях свидетельствует о нормальном развитии ребёнка и общем эмоциональном благополучии.

Вовлечённость в общение оценивается по всем ситуациям в совокупности.

Отсутствие или низкая вовлечённость во всех ситуациях свидетельствует о сниженном эмоциональном тонусе у ребёнка, ощущении дискомфорта и сопровождаются отсутствием инициативности в общении. Это показатель эмоционального неблагополучия ребёнка, которое связано с заболеванием или отсутствием теплоты во взаимоотношениях с близкими взрослыми.

Низкая вовлечённость в СДО при высокой вовлечённости в СЛО после 8 месяцев свидетельствует о задержке в развитии общения на ситуативно – личностном этапе. Низкая вовлечённость в СЛО при высокой вовлечённости в СДО считается нормальной.

Высокая вовлечённость в общение свидетельствует о нормальном развитии и эмоциональном благополучии ребёнка.

Средства общения. Владение средствами общения оценивается по всем ситуациям. Отсутствие предметно – действенных средств общения, понимание речи взрослого и лепета у ребёнка после 8 месяцев свидетельствуют о задержке в развитии. Она может быть вызвана органическими нарушениями ЦНС, нарушениями слуха, педагогической запущенностью. При наличии экспрессивно – мимических средств общения и понимание речи взрослого отсутствие предметно – действенных средств общения после 9 месяцев свидетельствует о задержке в развитии СДО вследствие педагогической запущенности.

Предпочитаемая форма общения. Предпочтение той или иной формы общения определяется по совокупности всех проб. Если в первой пробе ребёнок инициирует СДО, оно считается предпочитаемым. Если в первой ситуации ребёнок разворачивает индивидуальную предметно – манипулятивную деятельность, то производится сопоставление характеристик СД и СЛО. Если ребёнок инициирует СЛО и не проявляет чувствительности к СДО, то предпочитаемой формой является СЛО.

До 7 месяцев предпочтение ребёнком СЛО считается нормальным, если он при этом обнаруживает интерес и к СДО. С 7 до 9 месяцев нормальным считается предпочтение СДО или переходная форма (достаточный уровень развития СЛО сочетается с наличием отдельных характеристик СДО). После 9 месяцев в норме ребёнок предпочитает СДО, хотя охотно включается и в СЛО, особенно с близкими взрослыми.

Высокий уровень развития общения констатируется при высоких показателях всех или большинства параметров.

Средний уровень отмечается при преобладании средних показателей значений всех или большинства параметров.

Низкий уровень отмечается при преобладании низких показателей параметров или отсутствии какого – либо параметра. Свидетельствует о задержке в развитии ребёнка.

В заключении даётся качественная характеристика каждого параметра (форма в приложении).

Приложение

Протокол регистрации параметров общения

во втором полугодии жизни ребёнка

Ф.и. ребёнка ________________________ возраст__________ дата обследования_________

Средства общения (экспрессивно – мимические, предметно – действенные, предречевые – использует, не использует) ____________________________________________________

Предпочитаемая форма общения ( СЛО; СДО; СЛО, СДО) _________________________

Уровень развития общения (нормальный, задержка, глубокая задержка) ____________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *