диаметр нитки с учетом погрешности
Диаметр нитки с учетом погрешности
1. Загадки природы и тайны быта
Вот говорят: «Толщиной с человеческий волос». А какова она – толщина волоса? Можно ли её измерить? Или, как говорят физики, оценить, в том случае, если измерения нельзя выполнить с высокой точностью. Или, допустим, можно ли измерить толщину нитки?
2. Другие х – файлы
Возможны и другие задачи. Можно ли обычной линейкой измерить:
а) толщину страницы учебника;
б) диаметр горошины или пшена;
в) толщину тонкой проволоки?
Смотрите об этом презентацию и при затруднениях читайте текст.
Не поискать ли мне тропы иной,
Приёмов новых, сочетаний странных?
Шекспир справедливо отметил, что когда наши познания и житейский опыт не могут решить наши проблемы, надо искать другие способы решения. Как правило, какой-нибудь метод, да и отыщется!
3. А мне это надо?
А мне это надо? – спросите Вы. Как знать? Допустим, для шитья используются нитки разной толщины. Она указывается номером на катушке. Причём нитки №10 толще, чем нитки №20.
Для изготовления некоторых элементов электрической цепи необходимо знать толщину проволоки. Для печати книг, газет и журналов используется бумага разной толщины.
А ещё надо просто научиться решать практические задачи, чтобы получать хорошие отметки и сдать экзамен по физике.
4. Истина где-то рядом
Прямые измерения размеров малых или тонких тел невозможны по той причине, что измеряемые величины соизмеримы или даже меньше цены деления используемого прибора. Одним из способов измерения размеров малых тел является, так называемый, метод рядов. Этот метод основан на принципе суммирования длин (масс, объёмов) одинаковых элементов, образующих тело в целом.
Высота стопки одинаковых книг равна сумме высот отдельных книг в этой стопке: h = n · h₀
Толщина (высота) одной книги, в этом случае, равна: h₀ = h : n
Где: n – кол-во книг; h₀ — высота одной книги.
Задача 1. Определить диаметр шарика (бусины).
Обозначим диаметр буквой d . Это и будет размером малого тела, то есть его наибольшей шириной.
Сложность этой задачи заключается в размерах тел, которые такого же порядка, как и цена деления линейки. Диаметр шариков составляет несколько миллиметров и цена деления 1 мм. Это значит, что погрешность такого измерения очень большая. В этом случае лучше применить не прямое измерение диаметра шарика, а косвенное, с использованием метода рядов.
В ряд укладываем несколько шариков. Измеряем длину ряда линейкой и делим её на количество шариков в ряду. Точность косвенных измерений диаметра шарика при таком способе будет значительно выше, чем при прямом измерении линейкой.
Длина ряда: l = 5 см = 50 мм Количество шариков в ряду: n = 7
Задача 2. Найти диаметр бусины на нитке.
В этом случае задача упрощается. Достаточно плотно сдвинуть некоторое количество бусин на нитке. Расположить этот участок нити вдоль линейки. А затем выполнить прямые и косвенные измерения.
Длина участка нити: l = 6 см = 60 мм Количество бусин: n = 10
Задача 3. Определить диаметр тонкой проволоки.
Для решения этой задачи достаточно взять карандаш и намотать на него некоторое количество витков проволоки. Дальнейшие измерения и вычисления аналогичны.
Длина ряда из витков: l = 2 см = 20 мм Количество витков: n = 10
Оформление результатов
Результаты измерений лучше представлять в виде таблицы. Это удобно для косвенных измерений. А также в случае проведения однотипных измерений для разных тел.
Результаты измерений могут быть и такого вида: 6,00 мм. Такой вид записи показывает, что вычисления также выполнены с точностью до сотых. А число либо разделилось без остатка, и дольных значений нет, либо остаток меньшего порядка (тысячные, десятитысячные и т.д.).
Окончательная запись результатов в системе СИ:
С учётом погрешности:
Погрешность измерений будет уже не 0,5 мм, а в 7 (0,07 мм) и 10 (0,05 мм) раз меньше. И чем больше малых элементов в ряду, тем меньше погрешность измерений.
5. Территория экспериментов
Теперь можно решать практические задачи. В отличие от лабораторных работ, практические задачи не содержат указаний и бланк отчёта необходимо приготовить самому учащемуся. Примеры практических задач:
1. Определить толщину листа учебника физики.
2. Определить толщину нитки в катушке.
3. Определить объём одной капли воды.
Для оформления отчёта одной таблицы мало, надо знать Как составить отчёт по практической работе.
В презентации к уроку есть пример решения задачи и задание для рефлексии.
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
За 1 четверть по предмету «Физика»
1. Какое из нижеприведенных утверждений о скалярных и векторных величинах верно?
A) Вектор – это величина, которая имеет только направление
B) Скаляр – это величина, которая имеет только направление
C) Вектор – это величина, которая имеет числовое значение и направление
D) Скаляр – это величина, которая имеет числовое значение и направление
2. Найдите на рисунке изображение относящиеся к тепловому явлению?
| | | |
A | B | C | D |
3. Укажите единицу измерения скорости.
4. Выберите вариант, в котором величины расположены в порядке возрастания.
A) 20 мг, 0,25 г, 500 кг, 4 т
B) 250 мг, 0,2 г, 25 кг, 1,5 т
C) 150 мг, 0,3 г, 25 кг, 1,5 т
D) 450 мг, 0,2 г, 0,5 кг, 25 т
5. Выберите из нижеприведенных рисунков пример, показывающий равномерное прямолинейное движение.
A) | |
B) | |
C) | |
D) | |
6. Может ли путь быть меньше расстояния между начальной и конечной точками траектории?
Объясните почему___________________________________________________________ [1]
7. Ученику необходимо определить длину нити. Для этого он поместил нитку так, как показано на рисунке.
a) Определите цену деления линейки.
цена деления ________________________
b) Запишите длину нитки с учетом погрешности.
длина = _______________ ± _______________
Следующим заданием для ученика стало определение диаметра нитки. Для этого он намотал нитку на карандаш, как показано на рисунке.
c) определите количество намоток
количество намоток = _____________________________
d) Запишите диаметр нитки с учетом единицы измерения в СИ
диаметр нитки = ___________________________
8. На рисунке показано как велосипедист движется из пункта А в пункт В.
а) Первые 120 секунд велосипедист двигался со скоростью 5 м/с. Определите путь, пройденный велосипедистом за это время.
S1 = ____________________________________ м
b) Последние 40 секунд велосипедист проехал со скоростью 8 м/с. Определите пройденный путь.
S2 = ____________________________________ м
c) Вычислите среднюю скорость велосипедиста.
средняя скорость = ___________________ м/с
9. На рисунке изображен график зависимости пройденного пешеходом пути от времени движения.
а) определите вид движения в интервале времени 20-25 секунд.
b) определите скорость пешехода в интервале времени 0-5 секунд
c) напишите уравнение движения в интервале времени 0-5 секунд
d) найдите время, которое ушло на отдых пешехода
Итого: [20]
Схема выставления баллов
№ | Ответ | Балл | Дополнительная информация | |||||||||||||||||||||||||
1 | С | 1 | Нет | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Траектория – это непрерывная линия, которую описывает точка при своём движении | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
а) 0,1 см | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
b) 13,2 ± 0,1 см | 2 | 1 балл ставится за правильное определение длины нити; 1 балл ставится за правильное определениие погрешности | ||||||||||||||||||||||||||
c) 6 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
d) 0,114 см или 0,11 см | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
а) прямолинейное равнозамедленное движение | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
b) 4 м/с | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
c) начальная координата х0 равна 0 x = 4t | 1 1 | |||||||||||||||||||||||||||
d) 10 с | 1 | Принимается ответ: интервал времени 5-15 сек | ||||||||||||||||||||||||||
|
b) определите скорость пешехода в интервале времени 0-5 секунд
|
c) напишите уравнение движения в интервале времени 0-5 секунд
|
d) найдите время, которое ушло на отдых пешехода
|
Схема выставления баллов
№ | Ответ | Балл | Дополнительная информация | |
1 | С | 1 | а) 0,1 см | 1 |
b) 13,2 ±0,05 см | 2 | 1 балл ставится за правильное определение длины нити; 1 балл ставится за правильное определениие погрешности линейки | ||
c) 6 | 1 | |||
d) 0,114 см или 0,11 см | 1 | |||
а) прямолинейное равнозамедленное движение | 1 | |||
b) 2 м/с | 1 | |||
c) начальная координата х0 равна 0 x=2t | 1 1 | |||
d) 10 с | 1 | Принимается ответ: интервал времени 5-15 сек |