дифференцированные отношения в семье это

Про отношения и близость: уровни дифференциации

дифференцированные отношения в семье это. дифференцированные отношения в семье это фото. картинка дифференцированные отношения в семье это. смотреть фото дифференцированные отношения в семье это. смотреть картинку дифференцированные отношения в семье это.

Мюррей Боуэн говорил о способности партнеров к близости. Он описывал это через степени, типы, или уровни дифференциации. Насколько партнер в паре может отделять себя от другого человека и выстраивать отношения? В этой статье рассмотрим различные типы психологической зрелости людей в паре. Понимание этих особенностей даст возможность выйти на такой контакт с близким человеком, который позволит им быть вместе в паре.

Насколько мы способны выстроить отношения с реальным партнером? Часто бывает так, что эти отношения строятся не с данным партнером, а со своими представлениями о нем. Особенно это касается периода начала контакта в паре. Люди склонны воспринимать других через свои проекции. Например, додумывать за партнеров, обращая внимание на то, что они заметили, однако, то, как обстоят дела в реальности, они не представляют. Период романтической влюбленности в самом начале отношений во многом определяется гормональным взрывом и тем, что пока оба человека не познакомились друг с другом.

Если человек может воспринимать себя, как отдельную личность и видеть своего партнера, как отдельную личность, тогда отношения возможны. Если этого не происходит, то сложно представить истинную близость между людьми. Если оба человека в паре могут увидеть и принять разницу между ними и при этом оставаться рядом, то тогда они реально встретились.

Как правило, модель восприятия людьми друг друга проистекает из родительской семьи. Это можно корректировать, повышая общий уровень осознанности каждой личности в паре.

Далее мы рассмотрим степени дифференциации от самого низкого к высокому. Чем выше этот уровень, тем более качественными и глубокими, насыщенными будут отношения. Это коррелирует со степенью психологической зрелости личности.

Однако важно отметить, что сильный уровень стресса может сдвинуть тип на низкий.

Повысить уровень дифференциации возможно через принятие себя.

Низкий тип дифференциации

Люди, которые для того, чтобы чувствовать себя комфортно, ищут отношения. Вне отношений они себя практически не представляют. Это может выглядеть так, что даже один вечер им бывает сложно побыть наедине с самими собой. Рука тянется к гаджетам, где можно с кем-то пообщаться.

Запросы к психологу касаются всего того, что касается партнера. Что же делать, чтобы он изменился и у нас все было хорошо? Часто это выглядит так, что клиенты очень долго могут говорить о другом человеке в паре. Отмечают, что их состояние напрямую зависит от того, что сейчас происходит в отношениях.

В родительской семье, скорее всего, присутствовал слишком высокий уровень заботы, или отмечается ранняя травматизация. Это способствует тому, чтобы формировался такой тип. Таких детей часто излишне контролировали, опекали, ограничивали их свободу.

Воспринимают любое отдаление партнера, как реальную, очень сильную угрозу, что повышает уровень тревоги. Это активизирует людей в направлении контроля всего того, что происходит с партнером. Часто преувеличивают, говоря о том, например, что их парень стал уделять им меньше времени. Не всегда отдают себе отчет в том. что могут быть объективные факторы, которые определяют такое поведение их любимого человека. Ревнивы.

Чувства, как правило, не отделяют от фактов. Им кажется, что процессы, которые происходят с ними, реальны. Задачей психолога в данном случае будет показывать клиенту то, что их предположения не всегда имеют реальное подтверждение.

Нацелены на слияние с другими, тратят практически всю энергию на удержание людей вокруг себя. Ради любви и одобрения они способны на все. Им сложно представить себе, что их партнер может предпочитать проводить какое-то время не с ними или увлекаться чем-то отдельно.

Аутоагрессия присутствует в случаях, если не удается по каким-то причинам высказывать все свои претензии партнеру. Это может вызывать сложности в регулировании собственного напряжения. Возможно развитие психосоматических заболеваний.

Очень сильно нуждаются в сексуальных отношениях. Часто говорят о том, что их партнеры от них отдаляются, не хотят секса и близости. Эти люди считывают свою тревогу от того, что их партнер от них отдаляется как сексуальное возбуждение. Часто бывает так, что когда отношения в паре стабилизируются, то количество секса, который им нужен, снижается.

Требуют много внимания к себе, прилипают к другому человеку.

Любая внешняя тревога может ими восприниматься, как начало проблем в отношениях. Если их партнер имеет противоположный вариант реагирования на стресс, например, предпочитает закрываться, люди с низким типом дифференциации пытаются еще больше приблизиться. Это вызывает множество противоречий. И та, и другая сторона нуждаются в том, чтобы реализовывать привычные для них варианты справляться со сложностями. Однако они могут быть диаметрально противоположными людьми. В этом случае важно понимать эти особенности и договариваться.

Склонны к изменам. Рассматривая других людей, как «запасной аэродром», они справляются с чувством тревоги.

В работе с психологом требуется много времени для того, чтобы успокоиться, почувствовать принятие, распознать самого себя. Только после этого они способны увидеть перед собой другого человека.

Стремятся примыкать к социальным или религиозным организациям, которые, по их мнению, способны их поддержать. Для них ценно быть частью чего-то.

Таким людям важно говорить о том, что все нормально в отношениях. Часто бывает так, что они напрямую могут спрашивать об этом партнера очень часто и искать этому подтверждение.

В сексуальных отношениях направлены на обслуживание партнера. Не всегда понимают то, что они сами хотят в сексе. Ожидают от партнера, что он сам догадается и удовлетворит их. Часто этого не происходит, что вызывает обиды.

Опыт безусловного принятия в отношениях будет для такого типа дифференциации очень ценным. Его можно получать в кабинете психолога.

Во время высокого уровня стресса эти механизмы обостряются.

Важно формировать мета позицию. Взгляд со стороны, отстраненный и не эмоциональный, дает возможность обнаружить себя в реальности. Действительно ли все так, как он воспринимает? Если опираться на свое об этом представление, то можно легко утратить критичность и контакт с реальностью.

Средний тип дифференциации

Отличают чувства от фактов. Осмысливают происходящее.

Нарциссическая, или пограничная организация личности часто коррелирует с этим уровнем дифференциации.

В детско-родительской семье таким людям давали противоречивые послания. С одной стороны, он чувствует себя любимым и принимаемым, а с другой стороны, он этого не чувствует. Например, за одно и тоже сегодня от мамы ребенок получил похвалу, а завтра наказание. Ребенок не понимает, чему верить. Также потом начинает относиться к другим, принимая их условно. Это может выглядеть, как социальная маска.

Сложно опираться на себя. Много ссылок на авторитеты. Могут опираться на чужой опыт о том, как должно быть правильно. Ориентация на чужую, особенно успешную позицию, дает им устойчивость. Это компенсация собственной самооценки.

Ищут отношения и любовь для того, чтобы получит одобрение. Им важны те отношения, где их будут безусловно принимать, хвалить, восхищаться.

Самооценка сильно зависит от других людей. Им необходимо подтверждение того, что они молодцы и с ними все в порядке.

Если они чувствуют себя слабыми и неуверенными, важно найти тех, кто их похвалит.

Есть те, кого они страстно хотят, но эти люди не доступны. А их реальный партнер недостаточно хорош.

В социальных группах такие люди ориентированы на то, чтобы понравиться другим людям. Стараются быть максимально принятыми и хорошими. Однако, после того, как они это получают, начинают отмечать, что что-то не так, как они хотели бы. Могут быстро менять людей и коллективы. Им сложно длительное время оставаться в привязанности и близости.

Чтобы дистанцироваться от партнера, если в отношениях все хорошо, могут устраивать скандалы. Это происходит потому, что они не удерживаются долго в близости.

Для них очень важно быть в постели самым лучшим и идеальным любовником. Также предпочитают все самое лучшее и идеальное в своей жизни. Для них будет ценным то, что человек носит дорогую брендовую одежду, имеет престижное образование.

Отделить себя от другого им сложно. Окружают себя большим количеством друзей.

Личная жизнь не всегда соответствует тому, что они знают и понимают про то, как отношения должны быть устроены.

Постоянное стремление к идеалу. Причем промежуточные достижения их ненадолго удовлетворят. Этот процесс становится бесконечным. Того же требуют от других людей.

Много фантазий на тему поиска идеального партнера. Могут часто изменять с целью поиска идеала.

Не выносят долго близости. Часто бывает так, что одновременно в отношениях присутствуют два партнера, которые имеют разные характеристики. С одним партнером этим людям сложно находиться длительное время и испытывать разные эмоции, воспринимая своего партнера разным.

Высокий тип дифференциации

Самый зрелый тип отношений, если оба партнера высокого типа дифференциации.

Если родители устойчивы с ребенком, были способны выдерживать любые его проявления, то у таких людей формируется зрелый тип близости. В психологии есть такое понятие, как контейнирование. Буквально это означает то, сколько человек способен терпеть проявления другого. Мама вынуждена справляться с аффективными реакциями ребенка практически ежедневно. Если при этом она ему демонстрирует понимание и принятие, то ребенок вырастет способным сформировать зрелый тип привязанности.

Это люди, которые способны совмещать в себе разные образы себя. Человек понимает, что он может быть разным. И также относятся к другому человеку, к своему партнеру. Когда-то я прав, а иногда могу ошибаться. Сегодня мой партнер выспался и в хорошем настроении, а завтра, из-за того, что начальник идиот, будет раздраженным. Эти состояния возможны. Если каждый из партнеров в паре способны с этим оставаться, замечать друг друга, поддерживать, то такие отношения можно назвать зрелыми и гармоничными союзами.

Понимают, что их партнеры могут отличаться от них самих, что это другой человек. Способны испытывать разные чувства к одному и тому же человеку и находиться при этом в долгосрочных отношениях.

Способны длительное время испытывать сексуальное влечение к одному и тому же партнеру.

Есть другая жизнь, помимо отношений. Такие люди спокойно относятся к увеличению дистанции, или принимают увлечения своих любимых чем-то, что им самим не интересно. Уважают и чувствуют границы партнера.

Эти люди способны до момента создания пары спокойно жить в одиночестве. При этом у них нет депрессивных, тревожных или иных сильных переживаний.

При расставании отмечают, что виноваты оба партнера. Происходит процесс горевания. В большинстве случаев эти люди в дальнейшем остаются хорошими друзьями, близкими людьми.

Предпочитают решать сложности в отношениях. Такие пары часто приходят к психологу, чтобы разобраться с тем, что происходит в их отношениях, готовы над ними работать.

Не склонны к изменам в отношениях. Предпочитают, как правило, начинать новые отношения после того, как прежние будут завершены. Готовы обсуждать то, что происходит, признают личную ответственность.

Способны выносить напряженность разных чувств в одних отношениях. Психологи говорят о том, что такой способности люди достигают примерно к 24 годам.

Ориентированы на собственное удовольствие в сексе. Однако, им также важно, чтобы их партнер также получал сексуальное удовлетворение.

Статья написана по материалам специализации по сексологии Фотинии Ефремовой.

Источник

Дифференциация в межличностных отношениях

Согласно М. Боуэну, основные паттерны взаимодействия в период ухаживания, между супругами, матерью, отцом и ребенком являются ре­продукцией способов эмоционального взаимодействия в предшествующих поколениях и будут повторяться в последующих. Люди предпочитают вступать в брак, имея схожий уровень дифференциации, который определя­ется паттернами жизненных стилей и уровнями дифференциации, создан­ными в их родительских семьях.

Симптомы недифференцфованности межличностных отношений в семье

Симптомами недифференцированности межличностных отношений в семье являются: супружеские конфликты, нарушение деятельности одного и супругов, процесс семейной проекции.

Супружеский конфликт

Существуют браки с низким уровнем дифференциации, в котори большая часть недифференцированности трансформируется в конфлим Основной паттерн супружеских взаимоотношений проявляется в том, ч! супруги, предъявляя требования друг к другу, не могут уступить и ни одш из них не хочет занять адаптивную позицию. В таком случае отношения! паре разворачиваются по этапам.

Этап 2. Непосредственно супружеский конфликт. Для периода конфликтов характерны частые ссоры, обиды. Затем частота и интенсивность контактов снижается, что обеспечивает эмоциональное дистанцирование зависимых супругов.

Этап 3. Период примирения, с которого начинается эмоциональное сближение супругов и новый период эмоциональной близости.

Затем цикл отношений повторяется вновь.

Нарушение деятельности (дисфункция) одного из супругов

Появление нарушений в деятельности одного из супругов связано с тем, что большое количество недифференцированной эмоциональности сконцентрировано в адаптивной позиции одного из партнеров. В его поведении постояннно обнаруживается стремление приспособиться к супругу (супруге), к его доминантной позиции. Псевдо-«Я» адаптивного партнера посгепенно поглощается псевдо-«Я» доминирующего, вынуждая последнего брать все больше ответственности за обоих. Тот из супругов, который длительное время находился в адаптивной позиции, постепенно утрачивает и потребность, и способность самостоятельно принимать решения, ощущая постоянную зависимость от своего супруга. И тогда, по мнению М. Боуэна, достаточно небольшого стресса, чтобы дать толчок к нарушению деятельности адаптивного партнера. Дисфункция может выражаться в эмоциональном расстройстве, болезни, пьянстве и т. п. Такие нарушения часто становятся хроническими и трудно устраняются. Браки таких супругов очень прочные. Порой только хроническая болезнь или инвалидность могут быть единственными признаками низкого профиля дифференциации и недостатка недифференцирован­ности в межличностных отношениях. Партнер с недостатками благодарен та уход, внимание и заботу, а сверхдоминантный получает признание.

Процесс семейной проекции

Объектом семейной проекции может стать первый ребенок, единственный ребенок любого пола, ребенок, родившийся в период стресса ма­тери, ребенок, к которому у матери особое эмоциональное отношение или тот из детей, который, по мнению матери, может иметь особое значение для отца, ребенок с дефектом. Общим признаком является особая эмоциональная вовлеченность матери в появление ребенка.

Процесс семейной проекции начинается с тревоги матери, в основе ко­торой, по мнению М. Боуэна, лежит материнский инстинкт. Именно он по­буждает мать чрезмерно беспокоиться во время репродукции и раннего дет­ства. На тревогу матери ребенок отвечает беспокойством, которое мать не­верно трактует как проблему ребенка. Отец, как правило, сензитивен к тревоге матери. Родительская опека, внимание, забота приобретают чрез­мерный характер и не соответствуют потребностям ребенка. Так возникает паттерн инфантилизации ребенка. Он растет в ситуации усиленного кон­троля, гипертрофированного внимания и заботы, не приобретая самостоятельности, ответственности и автономии. Отношения ребенка с матерью или обоими родителями будут сохранять стабильность, эмоциональную уравновешенность, носить характер симбиотичности вплоть до подросткового возраста, когда он попытается претендовать на самостоятельность во Мнениях и решениях. Тогда отношения начинают катастрофически ухуд­шаться, и у ребенка возникает симптом: от незначительных нарушений в поведении до невроза и психоза. М. Боуэн отмечает, что многие взрослые «задеты» проективными процессами в своих родительских семьях, что про­является в повседневной жизни: они менее успешны в карьере, недовольны отношениями с близкими и знакомыми, часто болеют, менее дифференци­рованы, чем их братья и сестры.

Источник

Влияние эмоциональной недифференцированности семейных отношений на формирование личности ребенка

Определяющее влияние семейных отношений на формирование личности ребенка признается большинством исследователей. Характер этого влияния и его последствия для функционирования зрелой личности понимается по-разному в соответствии с теоретической ориентацией авторов. Особенно важное значение анализ этих взаимоотношений приобретает в клинической психологии, психологическом консультировании и психотерапии. У людей, испытывающих психологические проблемы вплоть до личностной патологии, в истории развития обычно обнаруживаются нарушенные семейные отношения, семейные дисфункции или негармоничный стиль родительского воспитания.

Многолетний опыт автора статьи в области психологического консультирования и психотерапии показывает, что при устойчивых состояниях психологического неблагополучия, низкой стрессоустойчивости, повышенной тревожности, наличии социальных фобий, возникновении панических и обсессивно-компульсивных расстройств в истории развития индивида обнаруживается специфический паттерн отношений с родителями – и, в первую очередь, матерью. Этот паттерн отношений, с нашей точки зрения, продуктивно рассматривать с позиций системной семейной терапии как феномен эмоциональной недифференцированности семейных отношений.

Эмоциональная недифференцированность семейных отношений, с точки зрения автора теории Мюррея Боуэна, порождает, в свою очередь, недифференцированность Я. Понятие дифференцированности, согласно Боуэну, характеризует людей по степени слитности или раздельности эмоционального и интеллектуального функционирования [1, С.185].

Боуєн считал, что дифференциация Я – это степень слитности проявлений эмоциональной и интеллектуальной жизни человека, которая может варьировать от очень высокой до достаточно низкой, и представлял ее в виде континуума. В зависимости от расположения на континууме, Боуэн разделил всех людей на четыре группы: с низкой, умеренной, хорошей и высокой дифференциацией.

Таким образом, недифференцированные индивиды обладают пониженной способностью к саморегуляции и адаптации к новым ситуациям, остро реагируют на стресс и склонны к переживанию постоянной тревоги. У людей с низкой дифференциацией Я, как указывалось, часто развиваются расстройства невротического круга.

С нашей точки зрения, данная концепция имеет не только мощный объяснительный и психотерапевтический потенциал, но и может быть очень полезной в психолого-педагогическом просвещении и психологической профилактике. Именно слитность отношений матери и ребенка, сохранение подобия симбиоза с выросшим ребенком, конфликтные отношения с негативной проекцией, как правило, приводят к недифференцированности Я и в дальнейшем могут стать причиной невротических, депрессивных и пограничных расстройств. Как указывает Боуэн, в семейных отношениях результатом слияния является состояние тревоги у одного или у обоих супругов, эта тревога часто триангулируется (проецируется в отношениях треугольника) на ребенка.

Слитные отношения препятствуют формированию личностной идентичности. Е.Т.Соколова описывает модель порождения и функционирования так называемой пограничной личности, формирование которой связано с дисфункцией самоидентичности [2]. Для пограничной организации личности, как полагает Е.Т. Соколова, характерен своеобразный аффективно-когнитивный стиль, представленный двумя измерениями: низким уровнем дифференциации границ психических подсистем, их недостаточной четкостью (артикулированностью) и зависимостью (слипание, склеенность, дефицит автономного режима функционирования).

Боуэн утверждает, что недифференцированные семьи передают свои стереотипы семейного эмоционального реагирования из поколения в поколение, и тревога, вызываемая недифференцированностью семьи регулируется дисфункциональностью одного из членов семьи. Дисфункциональность накапливается приблизительно в трех поколениях и затем может проявляться так сильно, что кто-то из членов семьи (часто это бывает ребенок) становится «идентифицированным пациентом». Чем ниже уровень дифференциации, тем сильнее эмоциональное слияние в браке [1, c.208]. Результатом слияния является состояние тревоги у одного или у обоих супругов. Характерной особенностью таких семей является возрастание тревоги у всех членов семьи при стрессах и феномен заражения тревогой [1, c.185 ].

В нашей практике достаточно представительной оказалась выборка женщин с признаками недифференцированности Я. Часть из них обращалась за психологической помощью самостоятельно, часть была направлена психиатром или другим врачом в связи с тревожными расстройствами, фобиями, приступами паники, невротической депрессией. Указанные особенности личностной организации обнаруживались также у некоторых участниц в процессе самораскрытия в тренингах личностного роста и родительской эффективности.

В процессе работы с этими женщинами, как правило, выяснялось, что в семьях, где они воспитывались, существовали эмоционально недифференцированные отношения двух типов. Чаще это были сложные отношения с матерями, отличавшимися доминантным, подавляющим поведением, с чрезмерной навязчивой опекой, упреками, критикой, выражаемым недовольством поведением дочери. В некоторых случаях у матерей можно было предположить психопатические черты, примитивную проекцию на дочь своих негативных качеств, личных неудач и отвержение их. Интересно, что если в семье было две дочери, то «клиенткой» оказывалась младшая, у которой развивалось тревожное расстройство, иногда с паническими приступами, или невротическая депрессия. Отношения с матерью характеризовались уступчивостью и вынужденным терпением. Старшая сестра находилась, как правило, в открыто враждебных отношениях с матерью и отличалась также психопатическими чертами, агрессивностью и озлобленностью.

Второй тип отношений, который встречался реже, характеризовался очень хорошими и близкими отношениями с матерью, однако эти отношения выглядели слишком тесными, мать принимала чрезмерное участие в жизни дочери, советовала, опекала, жертвовала собой. Особенно негативно отражались на формировании личности дочери ситуация, когда мать, имеющая слабый характер и склонность к жертвенности, вела себя так, что вырастающей дочери приходилось как бы меняться с ней местами и опекать ее.

На пагубность позиции жертвенности собой ради семьи и детей указывает К.Г.Юнг: «Негативный аспект заметен в женщине, у которой основной целью является рождение детей…. Даже собственная личность приобретает для нее второстепенное значение, она часто остается совершенно бессознательной к этому; она живет лишь для других и ее жизнь протекает в более или менее сложной идентификации со всеми объектами ее заботы. Произведя на свет детей, она уже не мыслит своего существования без них…. Женщины этого типа, хотя и продолжают «жить для других», на самом деле неспособны на какие-либо реальные жертвы. Руководствуясь собственными материнскими правами, безжалостной волей к власти, которая проявляется в виде фантастической настойчивости, они часто преуспевают в уничтожении не только своей личности, но и личности своих детей» [4].

М.Боуэн полагает, что непроработанность эмоциональной привязанности к родителям в той или иной степени присуща всем людям. «Степень не проработанной эмоциональной привязанности к родителям эквивалентна степени недифференцированности, с которой как-то вынужден справляться сам человек на протяжении своей жизни, и последующие поколения» [1, с. 216 ].

Дифференциация Я, согласно Боуэну, приводит к эмоциональному отделению себя от других (прежде всего родителей, воспитателей) и росту самостоятельности, независимости и ответственности за свое собственное существование, признание себя и других отдельными, отграниченными, имеющими право на свой жизненный выбор существами. «Способность индивида поддерживать и отстаивать свое самоопределение важна как для взаимоотношений в ядерной и расширенной семьях, так и для систем несемейных отношений» [1, с. 231].

Для выявления особенностей семейного воспитания использовался тест Д.Х. Олсона FACES – III, направленный на выявление уровня семейной адаптации и сплоченности [6]. Кроме того, мы сделали попытку составления методики для выявления уровня семейной эмоциональной дифференцированности. Наш опросник «СНД» включал шкалы из методики PARI Е.С. Шефера и Р.К. Белла и Опросника родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги и В.В. Столина: симбиоз, зависимость от семьи, ощущение самопожертвования, чрезмерная забота, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка. Несколько вопросов было добавлено нами.

Недифференцированные семейные отношения в украинской культуре встречаются весьма часто. В трудах украинских этнографов и этнопсихологов обращается внимание на то, что главной фигурой в семье является мать, характерно уважительное отношение к старшим членам семьи, теплые и тесные отношения с родственниками.

В рамках диссертационного исследовании Л.К.Спиридоновой, выполненного под нашим руководством, мы разработали опросник украинских социальных аксиом [7,8], опираясь на теорию M.H.Bond, K.Leung [9] и руководствуясь их инструкциями. Наиболее ярко выраженной особенностью социальных аксиом украинцев (наиболее мощный фактор) оказалась ориентация на семейные отношения, «чадолюбие», чрезмерная опека детей и стремление родителей (особенно матерей) продолжать слитные отношения с детьми, даже когда они вырастают. Среди 112 взрослых жителей г.Одессы около 68% респондентов согласились с утверждением: «Ради семьи можно пожертвовать всем» и только 16 % с этим не согласны. Больше половины респондентов считают, что «Если понадобится, мать должна пожертвовать своим счастьем ради ребенка», и только четвертая часть участвовавших в исследовании считает это неправильным. Удивительно, что молодежь также считает нормальным явлением жертвенность матери: в нашем исследовании из 260 студентов г.Одессы согласились с этим утверждением 47%, против 28%, выразивших несогласие.

Недавно переизданной монографии Боуэна с соавторами предпослано введение К.Бейкер и П.Тайтельмана, проводивших обучающий семинар по теории Боуэна в Москве «Выходная диагностика» показала, что более 50% участников признают самым сложным понятием теории Боуэна феномен дифференциация [10, с. 21]. Эти интересные данные показывают, что и в российской культуре (возможно, даже больше, чем в украинской из за более выраженного коллективизма) процессы эмоциональной дифференциации в семьях плохо осознаются и поддаются логическому анализу. Людям, находящимся в эмоциональном слиянии со своими близкими, такие отношения кажутся гармоничными.

Таким образом, похоже, что недифференцированность, склонность к эмоциональной слитности в отношениях с близкими является весьма распространенным явлением как в украинской, так и в российской культурах. Представляется, что в украинской культуре это больше связано с традиционной семейственностью, ориентацией на «малі спільноти співпереживань» [11], своеобразным индивидуализмом [12], а в российской – с преобладанием коллективизма как культурной доминанты, над индивидуализмом [13].

…Бабушки и дедушки живут отдельно, предполагается, что они ведут свою собственную жизнь, переживая «третий возраст». Если они становятся немощными, они переезжают (или их перевозят) в дома для пожилых, где о них заботится персонал специалистов, а не их дети или внуки «[14].

Итак, возможно предположить, что возрастание индивидуализма, которое наблюдается в последние годы как в России, так и в Украине (что связано, по мнению ряда крос-культурных психологов, с ростом благосостояния общества), будет постепенно уменьшать недифференцированность семейных отношений, а вместе с ней – недифференцированность Я. Следует ожидать, что у членов семей будут меньше проявляться психологические проблемы, связанные с этой особенностью, а развитие личности детей в семье будет изменяться в сторону большей самостоятельности и независимости.

Помочь родителям правильно строить отношения с ребенком, избегая слитности и эмоциональной недифференцированности, проработать свою эмоциональную зависимость от своих родителей и других родственников, может активная работа по психологическому просвещению, в частности, тренинги родительской эффективности.

Перспективы дальнейших исследований видим в:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *