дипломатический корпус в международном праве это
Дипломатический корпус
Дипломатическому корпусу (в узком смысле слова), приглашенному присутствовать на различных официальных мероприятиях и церемониях (открытие сессии парламента, военные парады, демонстрации и т.п.), должно быть предоставлено почетное место в непосредственной близости от главы государства или правительства, присутствующих на этом мероприятии. При этом должно уважаться единство дипломатического корпуса, дипломатических представителей нельзя размещать в разных местах.
Согласно нормам международного права и сложившейся дипломатической практике основные функции дипломатического корпуса следующие:
♦ присутствие на различных официальных церемониях;
♦ поздравление главы государства с национальным
праздником, новым годом;
♦ выражение соболезнования главе государства, правительства или министру иностранных дел.
В списке дипломатического корпуса указываются имена и должности глав дипломатических представительств вместе с именами и рангом дипломатических работников, входящих в их представительство, а также прочие структуры, институты и персоны, принимаемые на дипломатическом уровне (например, сотрудники международной организации). Также указываются адрес представительства и иногда адреса резиденций дипломатов; их семейное положение; находятся ли с ними жены; в некоторых странах имена их незамужних дочерей, достигших совершеннолетия.
В случае если пост главы дипломатического представительства временно является вакантным, это отражается в списке. Если глава представительства не проживает постоянно в данном месте, после его имени указывается также место его проживания и адрес его представительства и резиденции.
Список обычно является доступным, а в некоторых странах может распространяться в свободную продажу. Его могут приобрести все иностранные дипломатические представительства и дипломаты, а также официальные лица государства пребывания, которым он может потребоваться в их деятельности.
Может издаваться комбинированный список дипломатического и консульского корпусов, содержащий дополнительную информацию о подробностях карьеры и имена почетных консульских служащих. При необходимости издается отдельный список консульского корпуса. В последние годы в некоторых странах список дипкорпуса размещается в сети Интернет.
Старшинство в консульском корпусе определяется в соответствии со статьями 16 и 21 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
В ряде государств консулы образуют консульский корпус. Такая группа носит характер частной ассоциации, которая не вправе претендовать на официальное признание и международно-правовые привилегии.
Дуайен
Дуайен дипкорпуса консультирует своих коллег, в особенности вновь прибывших, по вопросам местного протокола и этикета и взаимоотношений с властями страны пребывания. С этой целью он собирает у себя всю необходимую информацию и поддерживает постоянный тесный контакт с правительственными кругами и местным протоколом. Дуайен является признанным посредником между дипломатическим корпусом и правительством, при котором он аккредитован. Он может по собственной инициативе или по просьбе своих коллег предпринимать любые шаги для обеспечения защиты интересов всего дипломатического корпуса или отдельных его членов и требовать уважения их прерогатив, привилегий и иммунитетов. Сообщения МИДа, относящиеся ко всему дипломатическому корпусу, передаются через дуайена, который принимает необходимые меры для того, чтобы информировать своих коллег, или доводятся протокольной службой непосредственно каждому главе дипломатического представительства
Вопросы для самоконтроля
1. Что составляет понятие «дипломатический корпус»?
2. Перечислите ранги присущие старшинству среди дипломатов?
3. Функции определяющие Дуайен?
4. Объясните понятие апостольский нунций?
Рекомендуемая литература
1. Ковалев Ан. Азбука дипломатии. М.,1998
2.Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.,1996
3. Холопова Т., Лебедева М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995
4. Шейнов В. Психология и этика делового контакта. Минск,,1996
Дипломатический корпус
Дипломатический корпус — объединение глав дипломатических представительств, аккредитованных в государстве пребывания. Ими в соответствии со ст. 14 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года являются послы или нунции, посланники, а также поверенные в делах. Согласно другой точке зрения, принятой в международно-правовой литературе, под дипломатическим корпусом понимаются все дипломатические агенты, признанные в данном качестве правительством принимающего государства. Помимо самих глав дипломатических представительств, это их подчиненные сотрудники: советники, секретари, атташе и т. д. Иногда к дипломатическому корпусу относятся все сотрудники иностранного представительства, независимо от исполняемых функций, в том числе, члены административного и технического персонала посольства.
Дипломатический корпус не вправе вмешиваться во внутренние дела государств, в котором он находится, не обладает правом на коллективное выступление по тому или иному вопросу, не имеет юридического статуса или официального устава. Как коллективное объединение, дипкорпус собирается только для участия в церемониальных мероприятиях, таких как коронация, инаугурация или празднование дня независимости, в соответствии с обычаями страны пребывания.
Происхождение и формирование дипломатического корпуса.
Возникновение термина «дипломатический корпус» датируется 1754 годом, когда Императорский двор Вены организовал общее собрание всех дипломатов, аккредитованных при нем. Тем не менее, дипкорпус как неофициальное сообщество послов сформировался тремя столетиями ранее в Риме.
Длительное время дипломатические отношения поддерживались специальными посланниками, остававшимися при иностранных дворах для решения определенного круга вопросов и возвращавшихся домой как можно скорее. У таких посланников не было ни стимулов, ни возможностей для создания организованного сообщества с собственным сводом правил, периодическими собраниями и скользящей повесткой дня.
Такое положение стало меняться с середины XV века в ходе развития отношений между итальянскими городами-государствами, когда начали открываться первые постоянные дипломатические представительства. Поставленные условия совместного пребывания, продолжительность которого могла составлять от одного года до десяти лет, а иногда и больше, послы-резиденты получали немалую пользу от регулярного сотрудничества со своими профессиональными «коллегами».
Именно в Риме эпохи Возрождения возникают первые признаки чего-то на подобии организованного дипломатического корпуса, развивающего базовые принципы профессиональной солидарности, вырабатывающего общие правила этикета, формализующего отношения между своими членами и способного в определенных чрезвычайных ситуациях действовать как единый коллективный субъект.
Американский посол в Лондоне, г-н Кингман Брюстер, и маршал Дипломатического корпуса, генерал-майор сэр Майкл Фицалан-Говард. Июнь 1977.
Список членов дипломатического корпуса.
В большинстве крупных столиц министерство иностранных дел публикует дипломатический список – список дипломатических представительств в принимающем государстве, в котором указываются почтовые адреса, телефоны и другие контактные данные посольств, а также имена и дипломатические ранги их сотрудников.
Дипломатический список составляется на основании представленных согласно статье 10 Венской конвенции о дипломатических сношениях уведомлениях о назначении, прибытии и отбытии членов диппредставительства или о прекращении их функций. В списке могут также содержаться данные о супругах и членах семей глав представительства и дипломатического персонала.
Дипломатический список рассылается всем иностранным представительствам, а также сотрудникам правительства, таможенной и иммиграционной служб, полицейских и муниципальных органов принимающей страны, которым он может потребоваться при исполнении своих обязанностей. Список не является секретной информацией и может свободно публиковаться в Интернете.
Председатель дипломатического корпуса.
Дипломатический корпус возглавляет дуайен или декан — самый старший дипломатический представитель первого класса. В большинстве государств старшинство определяется по дате прибытия дипломата в страну назначения или с момента вручения верительных грамот. В отдельных странах (например, Германии, Австрии, Швейцарии или Лихтенштейне), статус дуайена автоматически присваивается нунцию – представителю Святого Престола. В некоторых бывших колониях (таких как Кот-д’Ивуар и Сенегал) дуайеном становится посол метрополии.
Дуайен является посредником между службой государственного протокола и дипломатическим корпусом. Он может играть определенную роль в переговорах с местными властями относительно применения положений Венской конвенции о дипломатических сношениях, таких как обеспечение дипломатического иммунитета или определение порядка оплаты сборов и пошлин, взимаемых государством пребывания.
Дуайен выступает в качестве неофициального консультанта по вопросам местного протокола и этикета взаимоотношения с властями страны пребывания. На публичных мероприятиях он выступает с речью от лица дипломатического корпуса. Но дуайен ни в коем случае не имеет права говорить или писать от имени своих коллег, не посоветовавшись предварительно с ними.
Положение дуайена дает в то же время послу соответствующей страны немало преимуществ. Он получает дополнительные возможности для установления и поддержания широких связей. Выступление от лица всего дипломатического корпуса поднимает его престиж в глазах правительства и общественности страны пребывания. В связи с нейтральным статусом, дуайен может встречаться в своем качестве с послами государств, которые не признаются или не имеют дипломатических отношений с государством, направляющим дуайена. Такие контакты не повлекут за собой какие-либо правовые или политические последствия.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС
Полезное
Смотреть что такое «ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС» в других словарях:
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС — (грек. лат.). Совокупность всех представителей и депутатов иностранных держав при каком либо дворе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС греч. лат. Наличный состав иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС — ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС, в широком смысле весь дипломатический персонал (с членами семей) дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. В узком смысле только главы дипломатических представительств. От имени… … Современная энциклопедия
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС — в широком смысле весь дипломатический персонал (с членами семей) дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве; в узком смысле только главы дипломатических представительств. Возглавляется старшиной (дуайеном) … Большой Энциклопедический словарь
Дипломатический корпус — в широком смысле весь дипломатический персонал (с членами семей) дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве; в узком смысле только главы дипломатических представительств. Возглавляется старшиной (дуайеном).… … Политология. Словарь.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС — в узком смысле совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. В широком совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и… … Юридический словарь
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС — в узком см. ысле совокупность глав дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в данной стране. В широком см. ысле совокупность членов дипломатического персонала всех дипломатических представительств, аккредитованных… … Энциклопедия юриста
Дипломатический корпус — (лат. corps diplomatique; англ. diplomatic corps/body; фр. corps diplomatigue) 1) совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данной стране; 2) в широком смысле все дипломатические работники дипломатических… … Энциклопедия права
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС — совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Д.к. является институтом, существующим на основе обычая, а не какой либо нормы права. В широком смысле Д.к. совокупность членов дипломатического … Юридическая энциклопедия
Дипломатический корпус — (фр. corps diplomatique, CD) дипломатический персонал дипломатических представительств, находящихся в данной стране. В узком смысле главы дипломатических миссий в их совокупности, включая временных поверенных в делах; в широком… … Википедия
дипломатический корпус — в широком смысле весь дипломатический персонал (с членами семей) дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве; в узком смысле только главы дипломатических представительств. Возглавляется старшиной (дуайеном). * * *… … Энциклопедический словарь
Дипломатический корпус — 1) в узком смысле главы иностранных дипломатических представительств (послы, посланники и поверенные в делах); 2) в широком смысле все дипломаты иностранных посольств и миссий в данном государстве и находящиеся с ними члены их семей. Членами… … Контрразведывательный словарь
Право внешних сношений
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
Понятие, источники и принципы права внешних сношений
Право внешних сношений — это отрасль международного права, состоящая из системы норм и принципов, регулирующих отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.
Дипломатическая деятельность — это официальная деятельность государства, его органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, его физических и юридических лиц, поддержанию режима международного порядка и законности.
Дипломатическая деятельность регулируется нормами национального и международного права, определяющими органы внешних сношений государств, регламентирующими их полномочия и формы дипломатической деятельности.
Дипломатическая деятельность осуществляется через органы внешних сношений.
Органами внешних сношений являются органы, которые осуществляют представительство, а также защиту интересов государства и его граждан и юридических лиц на официальном уровне в отношениях с другими государствами.
Органы внешних сношений делятся на внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.
К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, глава правительства, министерство иностранных дел, другие ведомства и службы, осуществляющие внешние сношения по отдельным вопросам.
Глава государства осуществляет политическое руководство внешними сношениями и представительство государства на международной арене без специального полномочия.
Полномочия главы государства в сфере внешних сношений:
Парламент осуществляет общее руководство внешней политикой.
Полномочиями парламента являются:
Основные полномочия правительства:
Министерство иностранных дел осуществляет следующие функции:
Зарубежные органы внешних сношений подразделяются на постоянные зарубежные органы внешних сношений (дипломатические и консульские представительства, представительства государств при международных организациях, торговые представительства) и временные зарубежные органы внешних сношений (специальные миссии, делегации на международных конференциях, группы наблюдателей на международных форумах, делегации для участия в работе сессий международных организаций и их органов).
К органам внешних сношений также относятся:
Основными источниками права внешних сношений являются
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.
Система права внешних сношений как отрасль международного права содержит следующие подотрасли:
Понятие и источники дипломатического права
Дипломатическое право представляет собой совокупность юридических норм и принципов, регулирующих правовой статус и деятельность дипломатических представительств.
Дипломатическое право основывалось на международно-правовых обычаях. Первая попытка кодификации дипломатического права была предпринята на региональном уровне в Латинской Америке, и в 1928 г. была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках.
К настоящему времени дипломатическое право уже кодифицировано. Основным источником дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. в соответствии со ст. 2 Конвенции «Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию».
Дипломатическое представительство
Дипломатическое представительство — это зарубежный орган внешних сношений аккредитующего государства, учрежденный в государстве пребывания для поддержания дипломатических отношений с данным государством.
Существует два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Большинство государств предпочитают обмениваться посольствами. Посольством считается представительства более высокого ранга, и его возглавляет посол. Миссия относится к представительству второго класса, и ее возглавляет посланник либо поверенный в делах. Принципиальной разницы между посольством и миссией не существует.
Персонал дипломатического представительства состоит из дипломатического, административно-технического, обслуживающего персонала.
Членам дипломатического представительства присваиваются дипломатические ранги — это служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Существуют следующие дипломатические ранги: посол, посланник, советник, секретарь (первый, второй, третий). В состав дипломатического персонала входят также торговые представители, военные атташе. В Российской Федерации существуют следующие ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го (2-го) класса, советник 1-го (2-го) класса, первый секретарь 1-го (2-го) класса, второй секретарь 1-го (2-го) класса, третий секретарь, дипломатический атташе.
Члены дипломатического персонала не могут назначаться из лиц, являющихся гражданами государства пребывания.
Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей, представителей внутренней охраны посольства,
Обслуживающий персонал включает в себя врачей, курьеров, водителей, садовников, уборщиков и т.д.
Последние две группы могут быть из граждан государства пребывания. Численность персонала дипломатического представительства определяется по соглашению между сторонами, а в случае его отсутствия — аккредитующим государством. При этом при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить аккредитующему государству, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. По этим основаниям в соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1961 г. страна пребывания может отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории.
Понятие дипломатический корпус используется как в широком, так и в узком значении. В широком значении это все сотрудники дипломатического представительства всех зарубежных посольств и миссий, а также их семей. В узком смысле это все главы дипломатических представительств, аккредитованных в государстве пребывания.
Дипломатический корпус не является организацией. Он участвует лишь в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях, таких как поздравление по случаю национального праздника; инаугурация нового главы государства; посещение исторических мест; промышленных объектов, научных центров и т.д.
Возглавляет дипломатический корпус дуайен (декан, старшина).
Дуайеном может стать лицо, которое является старшим по классу, первым по длительности своей службы в государстве пребывания глава дипломатического представительства, а также им становится наиболее старший по возрасту среди представителей дипломатического корпуса.
В соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1961 г. главы представительств подразделяются на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Класс, к которому принадлежит глава представительства, определяется соглашением между государствами.
Функции дипломатического представительства закреплены в ст. 3 Венской конвенции 1961 г.: а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан; в) ведение переговоров с правительством государства пребывания; г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства; д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.
Для открытия дипломатического представительства и назначения главы дипломатического представительства существует так называемый порядок аккредитации: подбор кандидатуры посла; запрос агремана у государства пребывания; выдача акта внутреннего права, которым оформляется назначение; выдачи верительных грамот назначенному лицу; вручение верительных грамот на официальной церемонии главе государства пребывания; официальное сообщение в средствах массовых информаций о факте вручения верительных грамот.
При открытии и назначении главы дипломатического представительства аккредитующее государство запрашивает агреман, т.е. делает запрос аккредитующего государства у государства пребывания на согласие на назначение конкретного лица главой дипломатического представительства. Однако государство пребывания может отказать в агремане и не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане (п. 2 ст. 4 Венской конвенции 1961 г.). В случае отказа в агремане аккредитующее государство подбирает другую кандидатуру. При согласии государства пребывания относительно назначения главы дипломатического представительства открывается возможность его прибытия в государство пребывания. При приезде определяется дата вручения им верительных грамот главе государства пребывания.
Верительная грамота — это документ, официально удостоверяющий статус главы дипломатического представительства, который аккредитующее государство выдает своему послу или посланнику для вручения главе государства пребывания.
Послы и посланники аккредитуются при главах государств пребывания, а верительные грамоты подписываются главами аккредитующих государств. Поверенные в делах аккредитуются при министрах иностранных дел, а вместо верительных грамот вручают письма от министров иностранных дел своего государства.
Глава дипломатического представительства считается приступившим к своим обязательствам в государстве пребывания в зависимости от существующей практики в этом государстве: либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента его прибытия и представления заверенных копий грамот министерству иностранных дел государства пребывания.
Функции дипломатического представительства могут быть приостановлены или прекращены по следующим причинам: приостановление государствами поддержания официальных отношений без их разрыва; вооруженный конфликт; разрыв дипломатических отношений; прекращение существования одного из государств; неконституционная смена правительства и социальная революция.
Функции члена дипломатического персонала могут быть прекращены по причинам его отзыва по каким-либо причинам; объявления его persona non grata — нежелательным лицом.
В соответствии со ст. 45 Венской конвенции 1961 г. «В случае разрыва дипломатических сношений между двумя государствами либо окончательного или временного отозвания представительства,
a) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами;
b) аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивами третьему государству, приемлемому для государства пребывания;
c) аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания».
Дипломатические привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и его сотрудников
Дипломатические привилегии представляет собой льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала.
К дипломатическим привилегиям относятся: право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства и автомобиле главы представительства; таможенные привилегии; налоговые привилегии.
Дипломатические иммунитеты — это изъятие из-под уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания.
К ним относятся: право на неприкосновенность дипломатических представительств; личная неприкосновенность дипломатического агента и т д.
Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются дипломатическому представительству и его дипломатическому персоналу.
Дипломатические привилегии и иммунитеты, относящиеся к дипломатическому представительству:
Дипломатические привилегии и иммунитеты, относящиеся к главам и персоналам представительств:
Административно-технический и обслуживающий персоналы и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются привилегиями и иммунитетами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей; освобождаются от налогов, соборов и пошлин на заработок. Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей.
Другие члены персонала представительства и домашние работники, которые являются гражданами государства пребывания или постоянно в нем проживают, пользуются привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.
На основе специальных соглашений между государствами на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала могут быть распространены иммунитеты членов дипломатического персонала. Такие соглашения были заключены между СССР и США и др.
Все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания.
Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства. Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства.
Понятие, источники консульского права
Консульское право — это совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих деятельность консульских учреждений и их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.
Источниками консульского права являются международный обычай, международные соглашения, внутригосударственное законодательство.
Первым источником является международный обычай, поскольку с древних времен до средневековья консульские отношения регулировались на основе обычая. Международные обычаи являются основой правового регулирования консульских отношений между государствами при отсутствии договорно-правового оформления регулирования.
Международные соглашения по консульскому праву заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Основным источником консульского права является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. Источниками консульского права также являются двусторонние консульские соглашения (например, Россия в 1992—1993 гг. заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Литвой, Эстонией, Украиной).
К источникам консульского права Российской Федерации относятся Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации», регулирующий организацию и функционирование консульских учреждений, а также Указ Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330 «Об утверждении Положения о консульском учреждении Российской Федерации». Согласно Положению консульские учреждения открываются по решению Правительства РФ на основании международного договора РФ с иностранным государством.
Установление между государствами консульских отношений осуществляется по взаимному согласию. Согласие на установление дипломатических отношений между двумя государствами означает, если не оговорено иное, согласие на установление консульских отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва отношений консульских (ст. 2 Конвенции 1963 г.).
Консульские функции выполняются консульскими учреждениями, дипломатическими представительствами.
Консульские учреждения в зависимости от класса подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.
Главы консульского учреждения назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Для их назначения требуется консульский патент — документ, выданный органами представляемого государства, подтверждающий факт назначения лица главой консульского учреждения. Консульский патент содержит, как правило, его полное имя и фамилию, категорию или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет этот патент правительству того государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции.
Глава консульского учреждения начинает выполнять свои функции после получения от государства пребывания экзекватуры — согласия государства пребывания, которой оформляется путем нанесения надписи на консульском патенте или же в виде отдельного документа. В выдачи экзекватуры может быть отказано без пояснения мотивов.
Главы консульских учреждений делятся:
Работники консульского учреждения подразделяются на консульских должностных лиц (т.е. лиц, выполняющих консульские функции), консульских служащих (лиц, выполняющих административные и технические обязанности) и работников обслуживающего персонала.
Консульские должностные лица могут быть штатные и почетные (внештатные). Консульские должностные лица должны быть гражданами представляемого государства.
Штатный консул — должностное лицо, которое состоит на государственной службе представляемого государства и является его гражданином. Он получает регулярное жалованье и не должен заниматься никакой приносящей доходы деятельностью, кроме отправления консульских функций.
Почетный консул — это лицо, не состоящее на консульской, дипломатической либо иной государственной службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания, гражданство которого оно чаще всего имеет. Жалованья от назначающего государства почетные консулы не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.
Почетные консулы подразделяются на следующие классы: почетный генеральный консул; почетный консул; почетный вицеконсул; почетный консульский агент.
Все главы консульских учреждений разных государств, которые находятся в конкретном пункте государства пребывания, составляют консульский корпус.
Консульский округ (район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций) включает всех консульских должностных лиц, членов их семей, внештатных консулов и сотрудников консульских отделов дипломатических представительств, которые находятся в данном пункте.
Консульский корпус возглавляет дуайен (старшина) — старший по рангу и времени получения экзекватуры главы консульского представительства, который выполняет в основном церемониальные функции.
К основным функциям консульских учреждений относятся:
Консульские функции могут выполняться дипломатическим представительством. В государстве, где представляемое государство не имеет дипломатического представительства и где оно не представлено дипломатическим представительством третьего государства, консульское должностное лицо может, с согласия государства пребывания и без изменения его консульского статуса, быть уполномочено на совершение дипломатических актов.
Консульские привилегии и иммунитеты консульского представительства и его сотрудников
Консульские учреждения и их работники пользуются привилегиями и иммунитетами.
К привилегиям и иммунитетам консульского учреждения относятся:
Для выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и привилегиями:
Прекращение функций работников консульского учреждения может произойти при следующих обстоятельствах:
Специальные миссии и представительства государств при международных организациях
Для участия в переговорах и иных мероприятиях в иностранные государства могут быть направлены так называемые специальные миссии. Их деятельность осуществляется на основе Конвенции о специальных миссиях 1969 г.
В соответствии со ст. 1 Конвенции специальная миссия — это «временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения с ним определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи».
Специальные миссии — это миссии, отправляемые государством в международную организацию или на конференцию или в другое государство для выполнения конкретных задач.
Государства время от времени направляют специальные миссии для выполнения определенных задач, отличных от функций постоянных представительств. Наличие дипломатических и консульских представительств не является необходимым для направления или принятия миссии.
Основные признаки специальных миссий:
Специальные миссии имеют несколько видов:
Состав специальной миссии состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Если в состав специальной миссии включены члены дипломатического и консульских представительств, то они охраняют свои привилегии и иммунитеты в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, которые признаются за ними международным правом.
Глава специальной миссии должен быть гражданином направляющего государства. В случае, если специальная миссия возглавляется главой посылающего государства, главой правительства, министром иностранных дел и другим лицом высокого ранга, то они пользуются преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом.
Привилегии и иммунитеты распространяются на специальные миссии и их персонал.
Государство может направить одну и ту же специальную миссию в два или несколько государств, но должно уведомлять об этом каждое принимающее государство, когда обращается к нему за согласием.
Два или несколько государств могут направить одновременно специальную миссию в другое государство с согласия этого государства, для совместного рассмотрения, по согласованию между всеми этими государствами, вопроса, представляющего для них общий интерес.
Функции специальной миссии начинаются с момента установления официальной связи с министерством иностранных дел принимающего государства или любым другим органом, в отношении которого имеется договоренность. Для начала выполнения ее функций не требуется, чтобы специальная миссия была представлена дипломатическим представительством своего государства и вручения верительных грамот или полномочий.
Функции специальной миссии могут быть прекращены:
Разрыв дипломатических сношений между посылающим государством и принимающим государством не влечет за собой прекращения деятельности специальных миссий.
На членов специальной миссии возлагаются обязанности уважать законы и обычаи государства пребывания, не вмешиваться во внутренние дела, не заниматься в государстве пребывания коммерческой деятельностью.
Государства могут открывать свои представительства при международных организациях. Деятельность представительств государств при международных организациях регулируются Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями 1975 г. и уставами международных организацией.
Государства в международных организациях могут открывать постоянные представительства и миссии наблюдателей. Постоянные представительства открываются только государствами-членами этих организацией, а миссии наблюдателей открываются государствами, заинтересованными в работе организации, но не являющиеся ее членами.
В соответствии со ст. 6 Венской конвенции 1975 г. функциями представительства государства при международных организациях являются следующие: а) обеспечение представительства государства при организации; б) поддержание связи между государством и организацией; в) ведение переговоров с организацией и в ее рамках; г) выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства; д) обеспечение участия государства в деятельности организации; е) защита интересов государства по отношению к организации; ж) содействие в осуществлении целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией и в ее рамках.
Функции постоянной миссии наблюдателя: а) обеспечение представительства государства и охраны его интересов относительно организации, а также поддержания связи с этой организацией; б) выяснение осуществляемой в организации деятельности и информирование о ней правительства государства; в) содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.
Глава представительства и иной дипломатический персонал назначаются только из числа направляющего государства. Получение агремана для глав представительств со стороны государства пребывания не требуются.
Привилегии и иммунитеты представительств государств при международных организациях схожи по содержанию с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств и их сотрудников.
Привилегии и иммунитеты членов делегации несколько ограничены по сравнению с привилегиями и иммунитетами представительств государств при международных организациях. Они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной ответственности государства пребывания только в отношении действий, совершенных ими при выполнении своих официальных функций.
Статус представителей государств при ООН регулируется Конвенцией ООН о привилегиях и иммунитетах 1946 г. и Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.
Согласно ст. 40 Венской конвенции 1975 г. функции главы представительства прекращаются: а) по уведомлении организации об их прекращении посылающим государством; б) если представительство отзывается окончательно или временно.
Вопросы и задания для самоконтроля