диспаша в морском праве
Статья 305 КТМ РФ. Диспаша и диспашеры
По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами).
Комментарии к ст. 305 КТМ РФ
— расчет убытков по общей аварии судна (понесенных при спасении экипажа, судна, груза);
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
Диспаша составляется диспашером, который является специалистом в области морского права и устанавливает доли и распределение расходов по общей аварии, которые будут нести владелец судна, владелец перевозимого груза и лицо, оплачивающее фрахт (нанимающее судно), так как на практике оплата расходов по составлению диспаши лежит на страховщике. В России эту функцию выполняет Бюро диспашеров при Торгово-промышленной палате.
При возникновении в процессе составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации и ремонта морских судов, определения стоимости имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и других вопросов, требующих специальных знаний, диспашер вправе назначить экспертизу, поручив проведение ее одному или нескольким лицам, сведущим в соответствующей области знаний.
Заключение эксперта подлежит оценке диспашером наряду с другими доказательствами, и диспашер вправе принять его или отвергнуть. В последнем случае диспашер обязан изложить в диспаше мотивы своего несогласия с заключением эксперта.
В случае, когда в связи с общей аварией одним или несколькими грузовладельцами были депонированы в банк суммы в обеспечение платежей, которые будут причитаться с депонента, согласно диспаше по данной аварии, диспашер должен указывать в диспаше, кому и в какой сумме должны быть произведены платежи из депозита.
За составление расчета по распределению общей аварии (диспаши) взимается сбор по ставкам, утверждаемым Президиумом Торгово-промышленной палаты.
Диспаша составляется в количестве по числу сторон с учетом, что один экземпляр должен оставаться в делах Ассоциации диспашеров.
Диспаша, подписанная диспашером и скрепленная печатью Ассоциации диспашеров, заносится ответственным секретарем в реестр диспаш и затем рассылается заинтересованным сторонам. При большом числе заинтересованных сторон допускается рассылка заверенных председателем Ассоциации выписок из диспаш с указанием, что с полным текстом диспаши они могут ознакомиться по экземпляру, хранящемуся в делах Ассоциации диспашеров.
В случае обнаружения в диспаше неправильностей или ошибок в расчетах диспашер по своей инициативе или по заявлению сторон может внести соответствующее исправление в форме дополнения к основной диспаше (аддендум), оформляемое так же, как и диспаша, и являющееся ее составной частью.
В случае, когда диспаша оспорена, диспашер, составивший диспашу, обязан по требованию суда либо по собственной инициативе вступить в дело в порядке ГПК РФ и дать объяснения по существу дела. Если диспашер не может явиться в суд для объяснений по диспаше, такие объяснения в суде дает председатель Ассоциации диспашеров либо лицо, им уполномоченное.
Если диспаша не оспорена заинтересованными сторонами в порядке и в сроки, установленные статьей КТМ РФ, либо оспорена, но оставлена судом в силе, диспашер по требованию заинтересованной стороны обязан выдать справку о том, что данная диспаша не отменена и не изменена судом, указав, что она выдана для представления в нотариальную контору на предмет совершения исполнительной надписи на диспаше. Размер вознаграждения диспашерам и председателю Ассоциации за выполненную ими работу, а также экспертам, переводчикам и прочим лицам, привлекаемым диспашерами, определяется по ставкам, утверждаемым Президиумом Торгово-промышленной палаты.
Ассоциация диспашеров ставит своей целью оказание содействия урегулированию общеаварийных ситуаций, возникающих в международном морском и речном судоходстве, а также развитию советского торгового мореплавания.
Для достижения своей цели Ассоциация:
1. Организует обмен практическим опытом и мнениями между диспашерами и их консультирование по вопросам морского права, диспашного производства и другим вопросам.
2. Поддерживает контакты и развивает сотрудничество с национальными и международными диспашерскими организациями.
3. На основе анализа практики составления диспаш по урегулированию общеаварийных морских и речных ситуаций разрабатывает предложения, направленные на повышение безопасности морского и речного судоходства и улучшение правовой защиты имущественных интересов сторон, участвующих в общей аварии.
4. Осуществляет публикацию материалов о деятельности советских диспашеров, практике составления диспаш и актуальных проблемах диспашного производства в РФ и за рубежом.
5. Консультирует и оказывает помощь советским и иностранным участникам общей аварии с целью предотвращения ущерба, возникающего в морском и речном судоходстве.
6. Предпринимает другие действия, необходимые для достижения целей Ассоциации.
Общее собрание Ассоциации диспашеров заслушивает доклады и отчеты председателя Ассоциации и принимает по ним решения; рассматривает и утверждает планы работы Ассоциации; обсуждает доклады и сообщения по различным проблемам общей аварии, диспашного производства и по другим вопросам морского права и международного торгового судоходства; избирает председателя и заместителя председателя Ассоциации; разрабатывает предложения об изменениях положения об Ассоциации диспашеров и порядке составления диспаш и вносит их на рассмотрение Президиума ТПП; рекомендует Президиуму Торгово-промышленной палаты кандидатов для утверждения в качестве диспашеров.
Собрание Ассоциации диспашеров созывается не реже одного раза в два года и является полномочным в случае присутствия не менее половины членов Ассоциации. Внеочередные собрания могут созываться по решению председателя или по требованию не менее одной трети членов Ассоциации. Председатель и заместитель председателя Ассоциации диспашеров избираются сроком на 4 года.
представляет Ассоциацию в ее сношениях как в стране, так и за границей; принимает заявления от заинтересованных лиц о составлении расчетов по общей аварии, дает поручения диспашерам о рассмотрении этих заявлений и устанавливает срок составления диспаш; направляет работу диспашеров, дает им консультации по вопросам, возникающим при составлении диспаш, и составляет отчеты по законченным делам; обобщает практику составления диспаш и организует обмен опытом диспашеров; ведет переписку по общим вопросам деятельности Ассоциации диспашеров; составляет перспективные и годовые планы работы Ассоциации диспашеров, справки и отчетные сведения.
Для выполнения организационно-технической работы и осуществления делопроизводства, связанного с деятельностью Ассоциации диспашеров, Президиум Торгово-промышленной палаты назначает по представлению председателя Ассоциации ответственного секретаря Ассоциации из числа штатных сотрудников Палаты.
Общее руководство деятельностью Ассоциации диспашеров осуществляется Президиумом Торгово-промышленной палаты.
При возникновении в процессе составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации и ремонта морских судов, определения стоимости имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и других вопросов, требующих специальных знаний, диспашер вправе назначить экспертизу, поручив проведение ее одному или нескольким лицам, сведущим в соответствующей области знаний.
В случае, когда в связи с общей аварией одним или несколькими грузовладельцами были депонированы в банк суммы в обеспечение платежей, которые будут причитаться с депонента, согласно диспаше по данной аварии, диспашер должен указывать в диспаше, кому и в какой сумме должны быть произведены платежи из депозита.
За составление расчета по распределению общей аварии (диспаши) взимается сбор по утвержденным ставкам. Сумма сбора включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.
Диспаша, подписанная диспашером и скрепленная печатью, заносится ответственным секретарем в реестр диспаш и затем рассылается заинтересованным сторонам. При большом числе заинтересованных сторон допускается рассылка заверенных выписок из диспаш с указанием, что с полным текстом диспаши они могут ознакомиться по экземпляру, хранящемуся в делах организации диспашеров.
Размер вознаграждения диспашерам за выполненную ими работу, а также экспертам, переводчикам и прочим лицам, привлекаемым диспашерами, определяется по утвержденным ставкам.
Discovered
О финансах и не только…
Диспаша
Диспаша (англ. average statement, фр. dispache) – документ, в котором устанавливается факт наступления общей аварии (см. Авария в морском праве) и распределяются убытки от нее между судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости.
Место и порядок составления диспаши указывается в коносаменте. Диспаша составляется специалистами, обладающими знаниями и опытом в области морского права – диспашерами. Функции диспашера могут выполнять также и аджастеры.
К диспашному производству диспашер приступает только по заявлению заинтересованной стороны (судовладельцев, грузовладельцев, страховщиков) с приложением всех документов, касающихся аварийного случая и подтверждающих сумму убытков и расходов.
Диспашер на основании представленных документов (выписки из судового журнала, копии морского протеста, аварийной подписки, счета за произведенные работы, копии актов осмотра судна и груза, копии коносаментов и др.) выносит мотивированное постановление: признать или не признать наличие общей аварии.
Диспаша составляется по определенной схеме: сначала диспашер мотивирует свои доводы, почему он признает тот или иной случай общей аварией, затем приводится расчет общей и частной аварии; в разделе о контрибуционном капитале указывается общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и вычисляется контрибуционный дивиденд; заканчивается диспаша балансом.
При возникновении во время составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний (в области судовождения, судостроения, ремонта судов, оценки судов и грузов и др.), диспашер вправе поручить подготовить соответствующее заключение назначенному им эксперту. Такое заключение оценивается диспашером наряду с другими доказательствами.
Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для ознакомления, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им заверенные копии данных материалов.
Не принимаются в расчет убытки от гибели или повреждения:
При исчислении убытков за основание принимается цена, за которую соответствующие предметы могли бы быть проданы на месте составления диспаши, если бы они были доставлены туда в неповрежденном виде; но при этом вычитается сумма, в которую обошлись бы их перевозка (фрахт), таможенные пошлины и другие расходы на месте; при оценке убытков от повреждения предметов вычитается еще и сумма, за которую предметы эти могут быть проданы на месте в своем поврежденном виде. Убытки, понесенные кораблем, оцениваются по издержкам ремонта или по тем издержкам, которые потребуются на приобретение вместо утерянного или испорченного снаряжения; но при этом принимается в расчет и разница между старым и новым. Разложению подлежат и издержки по составлению диспаши.
По исключении потерь, не относящихся к общей аварии, устанавливается сумма убытков, подлежащих разверстке. Эти убытки могут касаться судна, груза и фрахта. Для определения долей ответственности вычисляются две имущественные массы: масса активная, к которой относятся все понесенные убытки, подлежащие возмещению, и масса пассивная, т.е. те имущественные ценности, которые оказались спасенными благодаря сделанным пожертвованиям. Далее к сумме стоимости спасенного прибавляется активная масса, и получается так называемый контрибуционный капитал. Делением активной массы на контрибуционный капитал устанавливается контрибуционный дивиденд, т.е. отношение, в котором каждое из заинтересованных лиц участвует в несении общих убытков.
За составление диспаши взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии. Собственно расчет сводится к распределению убытков по общей аварии между участниками перевозки пропорционально утраченной стоимости судна, груза, фрахта, включая вознаграждение диспашера.
Диспаша, cоставленная диспашером, рассылается всем заинтересованным сторонам. Диспаша может быть оспорена в судебном порядке в установленные сроки. Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для обозрения. Диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать также засвидетельствованные копии этих материалов.
Ошибки в расчетах, обнаруженные в диспаше после ее регистрации в реестре диспаш, могут быть исправлены диспашером по его инициативе или по заявлению лиц, между которыми была распределена общая авария путем составления аддендума (дополнения к диспаше), являющегося его составной частью.
Взыскание по диспаше может быть произведено путем совершения нотариальной надписи.
Статья 305 КТМ РФ. Диспаша и диспашеры (действующая редакция)
По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами).
Комментарий к ст. 305 КТМ РФ
— расчет убытков по общей аварии судна (понесенных при спасении экипажа, судна, груза);
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
Диспаша составляется диспашером, который является специалистом в области морского права и устанавливает доли и распределение расходов по общей аварии, которые будут нести владелец судна, владелец перевозимого груза и лицо, оплачивающее фрахт (нанимающее судно), так как на практике оплата расходов по составлению диспаши лежит на страховщике. В России эту функцию выполняет Бюро диспашеров при Торгово-промышленной палате.
При возникновении в процессе составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации и ремонта морских судов, определения стоимости имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и других вопросов, требующих специальных знаний, диспашер вправе назначить экспертизу, поручив проведение ее одному или нескольким лицам, сведущим в соответствующей области знаний.
Заключение эксперта подлежит оценке диспашером наряду с другими доказательствами, и диспашер вправе принять его или отвергнуть. В последнем случае диспашер обязан изложить в диспаше мотивы своего несогласия с заключением эксперта.
В случае, когда в связи с общей аварией одним или несколькими грузовладельцами были депонированы в банк суммы в обеспечение платежей, которые будут причитаться с депонента, согласно диспаше по данной аварии, диспашер должен указывать в диспаше, кому и в какой сумме должны быть произведены платежи из депозита.
За составление расчета по распределению общей аварии (диспаши) взимается сбор по ставкам, утверждаемым Президиумом Торгово-промышленной палаты.
Диспаша составляется в количестве по числу сторон с учетом, что один экземпляр должен оставаться в делах Ассоциации диспашеров.
Диспаша, подписанная диспашером и скрепленная печатью Ассоциации диспашеров, заносится ответственным секретарем в реестр диспаш и затем рассылается заинтересованным сторонам. При большом числе заинтересованных сторон допускается рассылка заверенных председателем Ассоциации выписок из диспаш с указанием, что с полным текстом диспаши они могут ознакомиться по экземпляру, хранящемуся в делах Ассоциации диспашеров.
В случае обнаружения в диспаше неправильностей или ошибок в расчетах диспашер по своей инициативе или по заявлению сторон может внести соответствующее исправление в форме дополнения к основной диспаше (аддендум), оформляемое так же, как и диспаша, и являющееся ее составной частью.
В случае, когда диспаша оспорена, диспашер, составивший диспашу, обязан по требованию суда либо по собственной инициативе вступить в дело в порядке ГПК РФ и дать объяснения по существу дела. Если диспашер не может явиться в суд для объяснений по диспаше, такие объяснения в суде дает председатель Ассоциации диспашеров либо лицо, им уполномоченное.
Если диспаша не оспорена заинтересованными сторонами в порядке и в сроки, установленные статьей КТМ РФ, либо оспорена, но оставлена судом в силе, диспашер по требованию заинтересованной стороны обязан выдать справку о том, что данная диспаша не отменена и не изменена судом, указав, что она выдана для представления в нотариальную контору на предмет совершения исполнительной надписи на диспаше. Размер вознаграждения диспашерам и председателю Ассоциации за выполненную ими работу, а также экспертам, переводчикам и прочим лицам, привлекаемым диспашерами, определяется по ставкам, утверждаемым Президиумом Торгово-промышленной палаты.
Ассоциация диспашеров ставит своей целью оказание содействия урегулированию общеаварийных ситуаций, возникающих в международном морском и речном судоходстве, а также развитию советского торгового мореплавания.
Для достижения своей цели Ассоциация:
1. Организует обмен практическим опытом и мнениями между диспашерами и их консультирование по вопросам морского права, диспашного производства и другим вопросам.
2. Поддерживает контакты и развивает сотрудничество с национальными и международными диспашерскими организациями.
3. На основе анализа практики составления диспаш по урегулированию общеаварийных морских и речных ситуаций разрабатывает предложения, направленные на повышение безопасности морского и речного судоходства и улучшение правовой защиты имущественных интересов сторон, участвующих в общей аварии.
4. Осуществляет публикацию материалов о деятельности советских диспашеров, практике составления диспаш и актуальных проблемах диспашного производства в РФ и за рубежом.
5. Консультирует и оказывает помощь советским и иностранным участникам общей аварии с целью предотвращения ущерба, возникающего в морском и речном судоходстве.
6. Предпринимает другие действия, необходимые для достижения целей Ассоциации.
Общее собрание Ассоциации диспашеров заслушивает доклады и отчеты председателя Ассоциации и принимает по ним решения; рассматривает и утверждает планы работы Ассоциации; обсуждает доклады и сообщения по различным проблемам общей аварии, диспашного производства и по другим вопросам морского права и международного торгового судоходства; избирает председателя и заместителя председателя Ассоциации; разрабатывает предложения об изменениях положения об Ассоциации диспашеров и порядке составления диспаш и вносит их на рассмотрение Президиума ТПП; рекомендует Президиуму Торгово-промышленной палаты кандидатов для утверждения в качестве диспашеров.
Собрание Ассоциации диспашеров созывается не реже одного раза в два года и является полномочным в случае присутствия не менее половины членов Ассоциации. Внеочередные собрания могут созываться по решению председателя или по требованию не менее одной трети членов Ассоциации. Председатель и заместитель председателя Ассоциации диспашеров избираются сроком на 4 года.
представляет Ассоциацию в ее сношениях как в стране, так и за границей; принимает заявления от заинтересованных лиц о составлении расчетов по общей аварии, дает поручения диспашерам о рассмотрении этих заявлений и устанавливает срок составления диспаш; направляет работу диспашеров, дает им консультации по вопросам, возникающим при составлении диспаш, и составляет отчеты по законченным делам; обобщает практику составления диспаш и организует обмен опытом диспашеров; ведет переписку по общим вопросам деятельности Ассоциации диспашеров; составляет перспективные и годовые планы работы Ассоциации диспашеров, справки и отчетные сведения.
Для выполнения организационно-технической работы и осуществления делопроизводства, связанного с деятельностью Ассоциации диспашеров, Президиум Торгово-промышленной палаты назначает по представлению председателя Ассоциации ответственного секретаря Ассоциации из числа штатных сотрудников Палаты.
Общее руководство деятельностью Ассоциации диспашеров осуществляется Президиумом Торгово-промышленной палаты.
При возникновении в процессе составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации и ремонта морских судов, определения стоимости имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и других вопросов, требующих специальных знаний, диспашер вправе назначить экспертизу, поручив проведение ее одному или нескольким лицам, сведущим в соответствующей области знаний.
В случае, когда в связи с общей аварией одним или несколькими грузовладельцами были депонированы в банк суммы в обеспечение платежей, которые будут причитаться с депонента, согласно диспаше по данной аварии, диспашер должен указывать в диспаше, кому и в какой сумме должны быть произведены платежи из депозита.
За составление расчета по распределению общей аварии (диспаши) взимается сбор по утвержденным ставкам. Сумма сбора включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.
Диспаша, подписанная диспашером и скрепленная печатью, заносится ответственным секретарем в реестр диспаш и затем рассылается заинтересованным сторонам. При большом числе заинтересованных сторон допускается рассылка заверенных выписок из диспаш с указанием, что с полным текстом диспаши они могут ознакомиться по экземпляру, хранящемуся в делах организации диспашеров.
Размер вознаграждения диспашерам за выполненную ими работу, а также экспертам, переводчикам и прочим лицам, привлекаемым диспашерами, определяется по утвержденным ставкам.
Российское морское право: оформление общей аварии
Для того чтобы сторона, заинтересованная в компенсации понесенных убытков, могла потребовать от других участников морского предприятия участия в распределении убытков по общей аварии, таковая должна быть документально подтверждена.
Значение отдельных документов при определении общей аварии неравнозначно. При отсутствии одних диспашер вообще не может, например, признать факт наличия или отсутствия общей аварии или определить, какие убытки были фактически понесены сторонами. Другие документы служат лишь для объяснения и уточнения отдельных вопросов, и необходимость их представления зависит от конкретных обстоятельств.
Основными, наиболее важными документами, требующимися при оформлении аварии, а также документами для составления и обжалования диспаши являются: судовой, машинный и радиожурналы, акт об аварии, а также акты, устанавливающие размеры аварии отдельно по судну и грузу.
Морской протест
Во всех случаях, когда во время плавания или стоянки судна произошли какие-то события, вследствие которых к судовладельцу могут быть предъявлены имущественные требования, капитан обязан сделать заявление о морском протесте.
Такое заявление делается в целях защиты прав и законных интересов судовладельца с тем, чтобы доказать, что действительное или предполагаемое повреждение судна или груза произошло в результате непреодолимой силы либо таких опасностей или случайностей, за последствия которых перевозчик не отвечает. Если морской протест не будет совершен, то капитану и судовладельцу придется доказывать в обычном порядке ряд обстоятельств, которые могли бы найти в нем полное отражение. К тому же в будущем судебном или арбитражном процессе представить доказательства относительно обстоятельств происшествия окажется затруднительным, а в некоторых случаях даже невозможным.
Морской протест в правовом отношении является важнейшим способом обеспечения доказательств для подтверждения юридических фактов при разрешении судебных и арбитражных дел, связанных с мореплаванием. Среди различных форм и методов защиты прав и законных интересов судовладельца, применяемых в практике морского транспорта, морской протест в силу его правового значения, порядка оформления и последствий применения занимает особое место.
Третья особенность состоит в том, что право заявления морского протеста предоставлено лишь капитанам морских судов. Это могут делать также шкиперы несамоходных морских судов, если им предоставлено право подписывать коносаменты, а также капитаны речных судов при плавании между морскими или между морскими и речными портами.
Четвертой особенностью морского протеста является необходимость заявления его в установленный законом (КТМ РФ) срок, отличающийся от сроков, предусмотренных для других юридических актов защиты интересов должников.
В соответствии со ст. 396 КТМ РФ заявление о морском протесте делается:
в порту в течение 24 часов с момента происшествия;
во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Согласно статье 397 КТМ РФ «в случае если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия». В случае если окажется невозможным заявить морской протест в сроки, установленные ст. 396 КТМ РФ, причины этого должны указываться в заявлении о морском протесте.
Пятая особенность морского протеста заключается в том, что он применим только на морском транспорте. Даже на воздушном транспорте, где условия эксплуатации воздушных судов в определенной мере сходны, подобных юридических актов законом не предусмотрено.
См.: Михаэйлис Е.В. Капитан судна, его права, обязанности и ответственность по русскому морскому торговому праву. Феодосия, 1916. С. 333.
Михаэйлис Е.В. Указ. соч. С. 335.
Согласно статье 394 КТМ РФ «морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах». Таким образом, КТМ не раскрывает понятие полной информации. Как правило, в морском протесте должно содержаться следующее:
В качестве обязательных реквизитов морской протест должен содержать также:
В конце заявления о морском протесте обычно содержится такая формула: «. поэтому протестую против всех возможных претензий. «. Именно благодаря этой формуле заявление капитана о происшествии и получило название «морской протест», поскольку капитан судна протестовал против возможных претензий определенных лиц к нему и к судовладельцу на основании того, что им были предприняты все необходимые меры для предотвращения причинения вреда, однако не зависящие от экипажа обстоятельства оказались непреодолимы.
В статье 399 КТМ РФ говорится, что в подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.
См.: Сидоренко А.В., Короткова Л.А. Морской протест. М., 1974. С. 51.
См.: Ведомости РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
На основании ст. 99 Основ законодательства РФ о нотариате в подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим торговое мореплавание, одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента захода в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала. Кроме того, для проверки соблюдения сроков, установленных КТМ РФ для совершения заявления о морском протесте, капитан представляет в нотариальную контору также справку о времени прибытия судна в порт или о времени происшествия в порту. Такая справка выдается капитаном порта.
Несмотря на важность морского протеста в вопросах обеспечения доказательств, он все же не является бесспорным доказательством и содержание его может быть опровергнуто другими документами и доказательствами.
Судовой журнал
Судовой журнал имеет большое доказательственное значение, поскольку записи в нем делаются очевидцами и непосредственно за тем или иным происшествием или за теми или иными мерами, принятыми во избежание опасности для судна, груза или для судна и груза. Судовой журнал ведется вахтенными помощниками капитана под контролем капитана.
Своевременное получение выписки из судового журнала в порту назначения при вручении капитану аварийной подписки имеет для грузополучателя исключительно важное значение, так как этим самым он препятствует возможной фальсификации судовых журналов судовладельцем. Выписку, подписанную капитаном, грузополучатель высылает диспашеру, и если последний получит от судовладельца выписку из судового журнала другого содержания, то будет отдано предпочтение той, которая была подписана капитаном в порту назначения.
Машинный журнал
При расчетах по общей аварии машинный журнал иногда бывает не менее важен, чем судовой. Ценность его, как и судового журнала, заключается в том, что записи в нем делаются в хронологическом порядке и непосредственно в момент получения и исполнения команд. Путем сопоставления записей в машинном и судовом журналах иногда удается установить такие детали происшествия, которые могут иметь решающее значение при отнесении тех или иных убытков к общей аварии.
Вахтенный журнал радиостанции
Вахтенный журнал радиостанции ведется радиооператором. На тех судах, на которых вахты несут радиотехники, его ведение возлагается на них. Однако не реже одного раза в сутки журнал должен просматривать и подписывать капитан судна. В этот журнал заносятся все получаемые и отправляемые судном во время рейса радиотелеграммы.
Необходимо следить за соответствием записей судового и радиожурнала; при несоответствии этих записей может возникнуть повод для специального расследования по проверке действительных обстоятельств происшествия.
Аварийная подписка
См.: Иванов Г.Г. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ. М., 2000. С. 462.
Акт об аварии
О любых происшествиях с судном капитан как должностное лицо обязан информировать судовладельца и порт. Расследование аварий с морскими судами в российских водах производится капитанами морских портов. По результатам расследования составляется акт об аварии, в котором со всеми подробностями описываются обстоятельства происшедшего, состояние судна перед выходом в рейс, квалификация экипажа, выполнение им правил судовождения и ухода за механизмами, состояние навигационных знаков, степень вины за аварию отдельных лиц и т.д. В особо сложных случаях к расследованию могут быть привлечены эксперты.
Прочие происшествия рассматриваются капитаном порта только в том случае, если о производстве расследования поступит просьба капитана судна, судовладельца, консула страны, под флагом которой ходит судно.
Расследование производится путем опроса личного состава судна, изучения судового и машинного журналов, вахтенного журнала радиостанции и других документов.
Своевременно и подробно составленный акт об аварии может значительно упростить распределение убытков по общей аварии, так как он является ценным документом для суждения о причинах и обстоятельствах аварии и мерах, предпринятых для ее ликвидации. Вместе с тем такой акт является только одним из видов доказательств, который оценивается диспашером при распределении убытков наряду с другими доказательствами.
Акт осмотра
В акте осмотра по каждой партии груза или поврежденных частей судна необходимо указание размера убытка, то есть стоимости ремонта и процента испорченного и поврежденного груза. Оценка повреждений судна должна производиться по каждой детали или по каждому узлу, в связи с чем составляется развернутая ремонтная ведомость. Определение стоимости ремонта на основе детализированной ведомости необходимо для того, чтобы:
Диспаша
Правила применяются с 1 июля 1974 года. XXXIV международная конференция Международного морского комитета, состоявшаяся в Париже в июне 1990 года, одобрила новый текст ст. VI Йорк-Антверпенских правил и рекомендовала, чтобы на новую редакцию этих Правил ссылались как на Йорк-Антверпенские правила 1974 года, измененные в 1990 году.
К диспашному производству диспашер приступает на основании заявления заинтересованной стороны. К заявлению должны быть приложены необходимые документы, характеризующие сущность происшествия, сумму понесенных убытков и расходов, копия морского протеста, выписки из судового, вахтенного и радиожурналов, аварийные подписки, счета на произведенные расходы, копии актов осмотра судна и груза, сведения о стоимости судна и груза в момент окончания рейса, копии коносаментов, чартеров и др.
После рассмотрения заявления и приложенных к нему документов диспашер выносит постановление о роде аварии, то есть определяет, является авария общей или частной. В постановлении также указывается, какие дополнительные документы, необходимые для составления диспаши, должны быть представлены, и устанавливается срок для выполнения этих требований.
В соответствии со статьей 306 КТМ РФ сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией. Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течение двенадцати месяцев со дня окончания общего морского предприятия. В случае если такое заявление не подано или в течение двенадцати месяцев после запроса о таком заявлении лицо не представит доказательства в целях обоснования заявленного требования либо данные о стоимости имущества, диспашер вправе составлять диспашу на основе имеющейся у него информации; при этом диспаша может оспариваться только на том основании, что она является явно неправильной.
При возникновении во время составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний (в области судовождения, судостроения, ремонта судов, оценки судов и грузов и других), диспашер вправе поручить подготовить соответствующее заключение назначенному им эксперту. Такое заключение оценивается диспашером наряду с другими доказательствами.
Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для ознакомления, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им заверенные копии данных материалов.
В начале диспаши приводится постановление диспашера, определяющее род аварии, и указывается дата, когда он приступил к составлению диспаши, затем приводится перечень документов, положенных в основание диспаши. Далее следует определение диспашера о стоимости судна и груза в неповрежденном состоянии и размере фрахта, указывается, на чьем риске они находились. В следующем разделе приводится расчет общей и частной аварий. В этом разделе указываются:
Общая стоимость имущества (судна, груза и фрахта), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость имущества), определяется в соответствии с правилами, установленными ст. 304 КТМ РФ, на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна. К такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвованное имущество, если только данная сумма в нее не включена.
При определении контрибуционной стоимости имущества вычитаются все дополнительные расходы, произведенные в отношении данного имущества после акта общей аварии, за исключением таких расходов, которые признаются общей аварией или относятся на судно на основании решения о выплате специальной компенсации в соответствии со ст. 343 КТМ РФ.
При определении контрибуционной стоимости имущества из находившихся на риске судовладельца фрахта и платы за проезд пассажиров вычитаются произведенные в целях получения фрахта и платы за проезд пассажиров расходы (в том числе расходы на заработную плату членам экипажа судна), которые не пришлось бы нести, если судно и груз погибли бы при обстоятельствах, вызвавших общую аварию, и которые не могут быть отнесены к общей аварии.
Багаж пассажиров, в том числе сопровождаемые ими автомашины и другие личные вещи пассажиров, не перевозившиеся на основании коносамента, не принимаются во внимание при определении контрибуционной стоимости имущества и взносов на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии.
Диспашер также устанавливает контрибуционный дивиденд и распределение убытков и расходов между судном, грузом и фрахтом. Контрибуционный дивиденд устанавливается из отношения суммы общей аварии к контрибуционному капиталу и составляется баланс, в котором указывается, какую сумму и кому каждая из заинтересованных сторон должна уплатить.
Заканчивается диспаша подписью диспашера с указанием даты окончания ее составления.
За составление диспаши в соответствии со ст. 307 КТМ РФ взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.
Ошибки в расчетах, обнаруженные в диспаше после ее регистрации в реестре диспаш, могут быть исправлены диспашером по своей инициативе или по заявлению лиц, между которыми распределена общая авария, посредством составления дополнения к диспаше (аддендума), являющегося ее составной частью.
Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в суде в течение шести месяцев со дня получения диспаши или аддендума к ней с обязательным извещением об этом диспашера посредством направления ему копии искового заявления.
Диспаша имеет силу доказательства. Диспашер вправе или, если потребуется, обязан принять участие в рассмотрении спора о диспаше в суде и дать объяснения по существу дела. Суд, рассматривающий спор о диспаше, может оставить диспашу в силе, внеся в нее изменения, или отменить ее и поручить диспашеру составить новый документ в соответствии с решением суда. В соответствии со ст. 409 КТМ РФ к требованиям, вытекающим из общей аварии, применяется годичный срок исковой давности. Указанный срок исчисляется со дня составления диспаши.
В случае если диспаша не оспорена в срок, предусмотренный п. 2 ст. 308 КТМ, или оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней может быть произведено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Правительством утвержден перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия. К таким документам относится диспаша, не оспоренная в течение срока, установленного КТМ РФ. Для получения исполнительной надписи представляются: а) диспаша; б) справка диспашера о том, что диспаша не отменена и не изменена судом.