диспетчеризация деклараций на товары

ФТС России: о диспетчеризации таможенных деклараций

Федеральная таможенная служба на основании приказа ФТС России «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» (2012 г.), Положения о Федеральной таможенной службе (2013 г.), а также в рамках исполнения положений Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года приступила к диспетчеризации таможенных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности. В рамках данной реформы таможенные декларации распределяются по 16 центрам электронного декларирования (ЦЭДам) по следующему принципу.

Декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни.

Декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы. Декларации на товары, прибывающие в Московский авиационный узел, – в Авиационный ЦЭД.

Декларации по остальным товарам направляются в ЦЭДы в соответствии с регионом их налоговой регистрации (ИНН, КПП декларанта).

Старт системы диспетчеризации деклараций состоялся 1 февраля 2021 года. Диспетчеризация в настоящее время затрагивает порядка 5% всего декларационного массива, основную массу которого составляют товары, прибывающие авиационным и морским транспортом.

В случае необходимости и по запросам участников внешнеэкономической деятельности подразделения ФТС России продлевают график своей работы.

Представители делового сообщества отмечают, что внедрение диспетчеризации деклараций не оказало негативного влияния на рабочий процесс.

Юрий Хилинский, первый заместитель генерального директора ООО «Таможенный склад «Транссервис»:
«Компания не ощутила проблем в оформлении за последние дни. Наши клиенты зарегистрированы в Нижнем Новгороде, поэтому декларации стали перераспределяться из Московского областного ЦЭДа в Приволжский ЦЭД. Диспетчеризация не повлияла на нашу работу, оформление проходит в прежнем темпе, без задержек».

Юрий Ковалев, заместитель генерального директора ООО «Восход»:
«Введенная диспетчеризация несущественно повлияла на условия работы. В целом, это правильное движение к цифровой таможне, когда декларация попадает в единую точку входа и распределяется инспектору, исходя из особенностей данной поставки. Это исключает как коррупцию, так и предвзятость таможенного органа к декларантам».

***
Для обсуждения отдельных аспектов процесса диспетчеризации по итогам первой недели работы ФТС России 9 февраля 2021 года организует вебинар на странице в сети Facebook. В вебинаре смогут принять участие все желающие, предварительная регистрация не требуется.

Источник

Диспетчеризация деклараций: как это будет работать

И. В. Чиндин: Владимир Юрьевич, разрешите поздравить Вас еще раз лично от себя и от нашего портала с Днем таможенника Российской Федерации, пожелать всех благ, здоровья, удачи на профессиональном поприще. У нас несколько вопросов к Вам, как к начальнику ЦИТТУ. Расскажите, пожалуйста, о работе новых таможенных органов – центров электронного декларирования и электронных таможен. Как трансформируется IT-инфраструктура в таможенных органах в связи с данной реформой?

В. Ю. Скиба: Центры электронного декларирования (далее – ЦЭДы) – это не изобретение прошлого года, работа по их созданию велась достаточно продолжительное время. Просто назрела необходимость перейти к концентрации декларационного массива в нескольких центрах вместо большого количества небольших центров электронного декларирования или на таможенных постах, обладающих компетенциями и полномочиями по электронному декларированию. Это позволит оптимальнее и быстрее внедрять новые алгоритмы автоматического совершения таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц таможенных органов, а также уменьшить вероятность отказа в автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Поэтому в рамках «Реформы-2020» было принято решение создать 16 новых ЦЭДов, часть из которых входила бы в электронные таможни. В 2018 году эта работа началась: были созданы первые электронные таможни в Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском регионах. В 2018-2019 годах шло преобразование ЦЭДов, которые ранее обслуживали отдельные посты, либо часть таможен – Московскую областную, Балтийскую, Владивостокскую, Новороссийскую и Калининградскую областную таможни. В этом году был запущен ЦЭД в Центральной акцизной таможне и идет концентрация в нем оформления подакцизных товаров. Создана Сибирская электронная таможня и подчиненный ей ЦЭД. Заработал Авиационный ЦЭД. Планируется, что в дальнейшем будет создана Авиационная электронная таможня, где будут оформляться все товары, прибывающие авиационным транспортом.

С точки зрения инфраструктуры эта работа не такая глобальная, чем та, которая предстоит в следующем году. То есть создание электронных таможен и ЦЭДов – это промежуточный шаг для изменения всего подхода к приему, регистрации и оформлению декларационного массива.

В следующем году мы планируем приступить к внедрению новой системы таможенного оформления, где часть функций, которые сейчас выполняются непосредственно на таможенных постах или в ЦЭДах, будет выполняться на центральном уровне. Это такие функции как форматно-логический контроль, процедуры авторегистрации и автовыпуска. Передаваться в ЦЭДы будут только те декларации, которые не пройдут оформление в автоматическом режиме. Причем будет предусмотрена двухуровневая диспетчеризация – как между ЦЭДами, так и между должностными лицами в пределах одного таможенного органа.

В этом году мы уже ввели в эксплуатацию алгоритм диспетчеризации деклараций между должностными лицами на уровне ЦЭДов. Он успешно применяется во всех работающих ЦЭДах, в том числе и в тех, которые функционируют сейчас по старой схеме – без концентрации декларационного массива на уровне одной региональной электронной таможни.

И. В. Чиндин: Вообще технология подобной диспетчеризации, на наш взгляд, достаточно интересна. Вы уже обозначили приблизительный срок ее запуска: следующий, 2020 год. Не могли бы Вы подробнее рассказать, как эта технология будет работать? И какие еще нововведения в работе ЦЭДов нам следует ожидать в ближайшем будущем?

В. Ю. Скиба: С точки зрения первого уровня диспетчеризации между таможенными органами мы сейчас еще прорабатываем алгоритмы и правила диспетчеризации. Одна из наших задач – выработать механизмы, позволяющие равномерно распределять нагрузку между инспекторами в ЦЭДах вне зависимости от времени суток. Все-таки страна у нас большая, и когда Дальний Восток начинает работать, то на европейской части России рабочий день не так давно как завершился.

Второй уровень диспетчеризации – это непосредственно уровень ЦЭДов. В этом году шло активное развитие этого алгоритма, и сейчас он состоит из нескольких этапов.

Первый этап – распределение деклараций, которые не прошли автоматическую регистрацию, между должностными лицами ЦЭДов. Второй этап – это распределение деклараций, которые прошли авторегистрацию, но не прошли этап автоматического выпуска товаров, и деклараций, которые были зарегистрированы в ручном режиме, то есть должностными лицами. И на первом этапе, и на втором учитываются такие параметры как направление перемещения товаров, количество товаров, коды ТН ВЭД, нагрузка и квалификация того или иного инспектора (должностного лица). В этом году мы трижды обновляли эти алгоритмы, отрабатывали как весовые коэффициенты по нагрузке в зависимости от кодов товаров, так и коэффициенты, связанные с компетенцией и нагрузкой на конкретных выпускающих инспекторов.

Также в этом году мы отрабатывали в рамках диспетчеризации алгоритмы, связанные с распределением тех деклараций, которые не были выпущены накануне. Например, когда инспектор не завершил таможенное оформление в связи с окончанием смены, и на следующий день приходит другая смена инспекторов.

Приведу обобщенную статистику. В различных ЦЭДах, конечно, значения отличаются, в том числе и ото дня ко дню, но в целом (по нашим данным) ежедневный переход в ручной режим (связанный как с перераспределением нагрузки начальником поста, так и с графиком работы смен, когда одна смена заменяет другую), составляет в целом по системе ЦЭДов от 3% до 7%. Все остальные декларации распределяются между инспекторами автоматически.

И. В. Чиндин: Действительно, очень перспективная технология. Еще один вопрос. В рамках данного Форума Вы принимаете участие в «круглом столе», посвященном вопросам перехода к автоматической системе работы с данными. Одним из элементов такой системы является предварительное информирование (ПИ). Могли бы Вы сказать, как на практике сейчас реализуется данный процесс, и какие новации в рамках данного процесса планируются к внедрению в ближайшее время?

В. Ю. Скиба: Предварительное информирование в новом Таможенном кодексе содержит ряд отличий от действовавших в старом Кодексе норм. Во время разработки Кодекса я работал в ЕЭК, и возглавляемый мной Департамент таможенной инфраструктуры отстаивал идею трансформации института предварительного информирования – необходимо было перейти от принципа «предварительная, неокончательная, не имеющая юридическую силу информация» к принципу «информация, имеющая юридическую силу, поданная заблаговременно». В итоге в принятом Кодексе в предварительной информации предусмотрена обязательная и дополнительная части – в целях ускорения таможенных операций. Кодексом предусмотрена возможность подачи предварительной информации в виде электронного документа и использования такой предварительной информации на последующих этапах таможенного оформления – при открытии транзита, при размещении на складе временного хранения, при основном декларировании и т.д. Всего предусмотрено около десяти различных целей использования.

С 1 июля 2019 года все акты, которые приняла Коллегия ЕЭК в развитии Таможенного кодекса ЕАЭС, вступили в силу. Мы с 1 июля поменяли структуру, форматы и приступили к приему предварительной информации по-новому на всех четырех видах транспорта. При этом уже накапливается статистика по использованию ПИ в различных целях. Так, например, у нас представляют ПИ в качестве декларации на транспортные средства. Предварительная информация представляется для подтверждения соблюдения мер нетарифного регулирования. Еще представляют предварительную информацию для совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру транзита и иные цели, которые предусмотрены нормативной базой. Немного статистики за период с 1 по 20 октября 2019 года:

И. В. Чиндин: Большое спасибо. Еще раз поздравляю с Днем таможенника!

Источник

Новый порядок оформления товаров — как изменилась процедура

1 февраля 2021 года ФТС России запустила эксперимент по диспетчеризации таможенных деклараций. Прежде всего хочется отметить, что это стало неожиданностью для всех участников ВЭД и внесло значительные изменения в порядок таможенного оформления.

Ранее схема оформления выглядела так: груз, прибывший в Россию воздушным или морским транспортом, можно было перевезти транзитом на таможенный пост, в зоне деятельности которого находится компания, и провести оформление там. Например, товары, приходившие в порт Новороссийск, перемещались по стране и оформлялись в региональных ЦЭДах. Тем самым достигалась и равномерная нагрузка на все ЦЭДы в стране. Это же происходило и с товарами, доставленными по воздуху: участники ВЭД, не желающие оформлять груз, который прибыл в «Шереметьево», в ЦЭДе, объединяющем все московские аэропорты, перевозили его транзитом в интересные им таможни для последующего оформления. Оно происходило на постах фактического контроля (ПФК), расположенных на СВХ, которые были приписаны к определённым ЦЭДам. Оформление деклараций на товары шло достаточно быстро, поскольку сотрудники ЦЭДов в регионах, как правило, были знакомы с компаниями и спецификой их товаров, поэтому редко проводили досмотр. И нагрузка на инспекторский состав в ЦЭДах была примерно одинакова — штатная численность была подобрана исходя из устоявшегося потока грузов.

Теперь же начался новый эксперимент и процесс таможенного оформления кардинально отличается от прежнего — ФТС ввела диспетчеризацию подачи ДТ, в рамках которой происходит автоматическое распределение деклараций по ЦЭДам исходя из нескольких критериев.

Первый — вид транспорта. При ввозе груза в Россию через морской порт ДТ определяется в ЦЭД, в ведении которого он находится, даже если товары перемещены в другую таможню, а декларация подана в региональный ЦЭД. Грузы, попавшие в Россию через порт, будут оформляться только в морском ЦЭДе. Аналогичная схема действует и с товарами, прибывшими по воздуху. Скорость оформления в результате сильно снизилась, поскольку нагрузки на данные центры кратно возросли, также сложности стали возникать из-за разницы в часовых поясах. При импорте груза в Россию через порт Владивосток независимо от того, в какой точке страны он оказался (например в Москве), ДТ все равно будет автоматически подана в ЦЭД Владивостока. Часы его работы сильно отличаются от графика работы московского центра — разница во времени составляет 7 часов. В результате оформление ДТ часто переносится на следующий рабочий день.

Если же груз прибыл в Россию железнодорожным или автомобильным транспортом, то применяется второй критерий — регион регистрации участника ВЭД (по КПП), при этом фактическое местонахождение груза не учитывается. К примеру, если клиент питерской компании, которая отправила груз, находится в Москве, а сам груз на СВХ в Московском регионе, то ДТ попадет в Северо-Западный ЦЭД, который находится в Санкт-Петербурге.

Безусловно, товары можно оформить и в Северо-Западном ЦЭДе. Однако настройки системы управления рисками (СУР) в первые дни проведения эксперимента не были отлажены с учетом новых условий. И при подаче ДТ не по месту фактического нахождения груза срабатывал риск идентификации товара, а затем проводился тщательный досмотр с пересчетом и взвешиванием всех товаров в партии. ПФК Московского региона, где находится значительное число грузов, в том числе прибывших по морю или по воздуху, всего за несколько дней получили гигантский объем поручений на досмотр из авиационных и морских ЦЭДов, сравнимый с нормой за месяц. В результате инспекторы ПФК оказались перегружены, сотрудников не хватает. Наблюдается и нехватка мест на СВХ, где проводятся досмотры. Сроки данной процедуры выросли с одного-двух дней до пяти-семи. Ко всему этому нужно прибавить простои транспорта и увеличение сроков оформления грузов, ведь пока досмотр не проведён, ЦЭД не выпустит ДТ. Надеюсь, что по результатам прошедших дней эксперимента ФТС учтёт эту недоработку и количество досмотров уменьшится.

Время работы региональных ЦЭДов сильно осложняет таможенное оформление, так как их график существенно отличается от режима самого крупного ЦЭДа — Московского областного, в котором оформлялось большинство грузов, прибывающих в Московский регион. Он работает 7 дней в неделю, в регионах же суббота и воскресенье могут быть выходными днями. Если не успели выпустить поданную в пятницу декларацию, груз будет стоять до понедельника. Наверное, следовало бы сначала привести график работы всех ЦЭДов к общему по всей стране и потом уже начинать эксперимент, а не ставить участников ВЭД перед фактом.

В целом непонятно, с какой целью был запущен данный эксперимент. На сегодняшний день продолжается общественное обсуждение приказа Минфина «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций», в который бизнес-сообщество вносит замечания и предложения. Также неясно, почему не были заблаговременно предупреждены участники ВЭД, так как именно они несут все издержки, связанные с задержками досмотра, простоем транспорта и иными последствиями этого эксперимента.

Константин Бондаренко, заместитель генерального директора компании BMJ-logistics

Источник

Диспетчеризация таможенных деклараций: что важно знать

C 1 февраля ФТС России приступила к диспетчеризации таможенных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности. Участники ВЭД столкнулись с целым рядом проблем, связанных с автоматическим распределением деклараций по ЦЭДам.

Ранее в таможенных органах проводилось тестирование соответствующих алгоритмов автоматического распределения деклараций с применение технологии удаленного выпуска.

Под диспетчеризацией понимается автоматическое распределение деклараций на товары между таможенными органами в соответствии с установленными критериями.

Концепция диспетчеризации деклараций на товары была разработана в порядке исполнения положений Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года.

В рамках реформирования таможенных органов было принято решение о создании 16 Центров электронного декларирования (ЦЭД), в которых был бы сконцентрирован весь массив таможенных деклараций. Эта работа началась еще в 2018 году.

Целью создания крупных ЦЭДов является возможность эффективного внедрения новых алгоритмов автоматического совершения таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц таможенных органов (автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска).

Одновременно с созданием ЦЭДов и электронных таможен были определены принципы диспетчеризации деклараций, то есть автоматического распределения деклараций на товары между ЦЭДами, а также внутри ЦЭДов между должностными лицами в зависимости от их загрузки и компетенции.

Автоматическое распределение таможенных деклараций с применением технологии удаленного выпуска товаров (через ЦЭД), осуществляется в соответствии со следующими критериями:

Такой подход, а также особенности распределения деклараций, поданных физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заложен в Проекте приказа Минфина России «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций».

Компетенция таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров в настоящее время устанавливаются приказами Минфина РФ. Это прежде всего Приказы Минфина от 08.09.2020 N 185н и от 19.10.2020 N 238н.

Приказ Минфина России «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» в настоящее время так и не вступил в силу.

Тем не менее с 1 февраля автоматическое распределение деклараций между ЦЭДами началось.

Итак, согласно установленным критериям, декларации автоматически направляются в соответствующие ЦЭДы следующим образом:

1) Декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни.

2) Декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы.

Морской транспорт, через пункты пропуска, находящиеся в регионе деятельности:

Авиатранспорт московского авиаузла, товары, перемещаемые через воздушные пункты пропуска, находящиеся в регионе деятельности:

В зависимости от места налогового учета декларанта, при нахождении в:

Алгоритм диспетчеризации учитывает загруженность ЦЭДов и распределяет декларации на товары либо по виду транспорта и месту прибытия груза, либо по ИНН (КПП) декларанта.

При распределении деклараций учитывается также разница в часовых поясах в зависимости от местонахождения груза с учетом ИНН (КПП) декларанта.

Имеется также ряд исключений из диспетчеризации.

Декларации, не подпадающие под действие алгоритма автоматического распределения деклараций, диспетчеризируются по коду поста, указанному декларантом.

Право самостоятельного выбора ЦЭД предусмотрено при выборе отдельных таможенных процедур, может быть предоставлено участникам ВЭД низкого уровня риска и в других специальных случаях.

Итак, исключения из диспетчеризации допускаются в следующих случаях:

Отдельные таможенные процедуры:

Отдельные категории товаров:

Возможность полностью автоматического распределения деклараций в отношении комплектных объектов и лицензируемых товаров будет реализована только после доработки программных средств.

Таможенные посты, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, могут принимать декларации:

Проектом приказа Минфина РФ «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» ограничивается компетенция, а также устанавливаются дополнительные правомочия для некоторых таможенных постов в отношении некоторых специфичных видов товаров. В частности, товаров для проекта Сколково, проектов «Сахалин-1,2», МПО, для карнетов АТА, Абхазского и Юго-Осетинского таможенных постов и т.п.

По утверждению ФТС России диспетчеризация в настоящее время затрагивает порядка 5% всего декларационного массива, основную массу которого составляют товары, прибывающие авиационным и морским транспортом.

Ситуация активно обсуждается на форуме TKS.RU.

ФТС РФ анонсировала проведение вебинара по итогам первой недели работы по диспетчеризации деклараций на своей странице в Facebook. Вебинар пройдет 9 февраля 2021 г. для всех желающих без предварительной регистрации.

Источник

Информация ФТС России от 18.02.2021 «О работе системы диспетчеризации таможенных деклараций»

ФТС России информирует, что система автоматической диспетчеризации таможенных деклараций между центрами электронного декларирования (ЦЭДами) работает в штатном режиме. В настоящее время она затрагивает до 5% декларационного массива, при этом перераспределяются в основном декларации на импортные товары, которые прибывают авиационным и морским транспортом.

Перераспределение декларационного массива между ЦЭДами в зависимости от специфики товарных партий позволяет оптимизировать процессы таможенного оформления и не оказывает влияние на сроки выпуска товаров. В период с 1 по 14 февраля 2021 года среднее время выпуска деклараций на ввозимые безрисковые товары сопоставимо с аналогичным периодом 2020 года и не превышает двух часов.

Диспетчеризация деклараций на товары проводится на основании приказа ФТС России «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» (2012 г.), Положения о Федеральной таможенной службе (2013 г.), а также в рамках исполнения положений Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года.

В рамках данной реформы таможенные декларации распределяются по 16 центрам электронного декларирования (ЦЭДам) по следующему принципу:

— декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни;

— декларации по остальным товарам направляются в ЦЭДы в соответствии с регионом их налоговой регистрации (ИНН, КПП декларанта).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *