диспетчеризация узлов учета тепловой энергии
ГК «Теплоприбор» – разработка, производство и комплексная поставка контрольно-измерительных приборов и автоматики — КИПиА.
Группа компаний (ГК) «Теплоприбор» (Теплоприборы, Промприбор, Теплоконтроль и др.) — это приборы и автоматика для измерения, контроля и регулирования параметров технологических процессов (расходометрия, теплоконтроль, теплоучёт, контроль давления, уровня, свойств и концентрации и пр.).
По цене производителя отгружается продукция как собственного производства, так и наших партнёров — ведущих заводов — производителей КИПиА, аппаратуры регулирования, систем и оборудования для управления технологическими процессами — АСУ ТП (многое имеется в наличии на складе или может быть изготовлено и отгружено в кратчайшие сроки).
Теплоприбор.рф — официальный сайт ГК «Теплоприбор» — это гарантия качества, сроков, справедливой стоимости и прайс-листа с актуальными ценами* (любое предложение на сайте не является публичной офертой).
География ГК «Теплоприбор»:
Москва, Рязань, Челябинск, Казань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Белгород, Волгоград, Краснодар, Саратов, Тюмень, Томск, Омск, Иркутск, Улан-Удэ, Саранск, Чебоксары, Ярославль и другие города РФ, также мы работаем с Белоруссией, Украиной и Казахстаном.
Рекомендации как правильно выбрать, заказать и купить контрольно-измерительные приборы и автоматику (КИПиА), дополнительное/вспомогательное оборудование и защитно-монтажную арматуру, а также другую полезную и интересную информацию см. наши официальные сайты.
Работа и вакансии: в Московский офис (СЗАО, ст. метро Планерная, р-н Куркино (рядом МКАД и г. Химки) требуется менеджер по сбыту КИПиА, ЗП достойная, возможна удаленная работа оклад + %.
teplokip@yandex.ru
Новые публикации: Статья «Датчики давления. Сравнительный обзор видов, характеристик и цен.»
1.5. Диспетчеризация
Диспетчеризация – это дистанционный съем текущих показаний с теплосчетчика и накопленных архивных данных, а также постоянного мониторинга работы тепловой системы.
По текущим показаниям, выводимым на экран компьютера оператора в диспетчерской, можно контролировать:
— работу автоматики теплового пункта (по показаниям температуры «обратки»);
— наличие утечек в системе отопления (по разнице расходов между «подачей» и «обраткой»);
— качество подаваемого теплоносителя с теплосетей, т.е. контролировать температуру подаваемого теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха (сопоставляя показания датчика наружного воздуха, который можно подключить к вычислительному устройству (ВУ), с температурным графиком теплосетей).
В современных счетчиках тепловой энергии (теплосчетчиках) съем показаний максимально упрощен и производится при помощи понятного клиенто-ориентированного программного обеспечения — ПО (имеющего относительно незначительную стоимость или вообще предоставляемого некоторыми производителями ТС бесплатно).
В настоящее время наибольшее расспространение получили четыре основных варианта диспетчеризации теплосчетиков в зависимости от способа съема и передачи показаний:
1. Непосредственно на объекте при помощи специальных портативных (переносных) устройств считывания (например УС-2). Это один из самый распространенных способов.
Устройство считывания (УС-2) подключается к вычислительному устройству (ВУ) через разъем-интерфейс RS-232, самостоятельно определяет номер теплосчетчика, самостоятельно считывает архивы. На современных устройствах считывания даже нет кнопок (т.е. диспетчеру-оператору никуда нажимать не надо, прибор делает все сам). По окончании процесса на индикаторном табло ВУ появляется надпись «Перенос завершен», после чего можно отсоединить УС-2. Объем памяти устройства позволяет хранить годовые данные сотни архивов.
Далее чтобы сформировать месячный бланк отчета, диспетчер-оператор возвращается на свое рабочее место — за компьютер, где установлена специальная программа (например Teplocont и др.).
В последствии, что распечатать архив с одного объекта, у диспетчер-оператор будет уходить максимум 1,5-2 минуты рабочего времени.
2. Непосредственно на объекте при помощи ноутбука.
Это самый дешевый способ, при котором не требуется приобретать специализированное портативное устройство считывания- УС-2. Но ноутбук должен иметь выход RS-232 (Сom-port), предустановленное программное обеспечение, а оператор должен знать алгоритм действий (инструкцию как считать архив с теплосчетчика с помощью ноутбука).
3. Дистанционно при помощи GPRS-модема.
Связь происходит через сеть Internet при участии оператора сотовой связи. GPRS-модем с SIM-картой устанавливается у потребителя тепловой энергии — со стороны теплосчетчика, а у принимающей стороны — со стороны компьютера устанавливается программное обеспечение, которое требует определенных настроек.
При данном способе передачи данных для обеспечения диспетчеризации требуется сим-карта с Интернет-тарифом, обязывающим делать ежемесячные платежи за скачанные мегабайты информации (особенно если подключить тариф без абонентской платы). В среднем объем месячного архива с теплосчетчика составляет менее 1 Мб. В принципе получается совсем недорого. К тому же GPRS-диспетчеризация позволяет связаться и снимать показания с теплосчетчика из любой точки мира. GPRS-диспетчеризация применяется в основном если нет другой возможности дистанционно связаться с счетчиком тепла (например по внутренней сети Ethernet).
4. Дистанционно при помощи прибора — ретранслятора (этажного модуля передачи одно-, двух- или четырехканального).
Связь происходит через локальную сеть Ethernet, проложенную между теплосчетчиком (подключенном проводом или радиоканалом к ретранслятору — этажному модулю передачи), который в свою очередь также подключается проводной линией или радиоканалом к базовой станции (концентратору), которая уже кабелем подключается к компьютером диспетчера-оператора.
Ретрансляторно-концентраторный метод — это самый быстрый и надежный способ диспетчерезации, не требующий ежемесячных затрат на услуги связи и обхода оператора. Требуется только провести сетевой кабель или установить радио-модули до места установки теплосчетчика и небольшая помощь системного администратора по настройке компьютера и ПО. Настойка весьма простая. Такая дистанционная диспетчеризация применяется при наличии локальной сети и позволяет круглосуточно контролировать (мониторить) состояние теплосчетчика и всей теплосистемы.
Система сбора и обработки данных по радиоканалу (СОДР)
Система сбора и обработки данных по радиоканалу (СОДР) для автоматизации съема показаний приборов учета, контроля утечки, качества воды и др.аналитических данных
Диспетчеризация с M-Bus и RS485
Пример-расчет спецификации по диспетчеризации теплосчетчиков многоквартирного жилого дома по проводной схеме с использованием интерфейсов M-Bus и RS485
Комплектация объектов ЖКХ
Индивидуальные и общедомовые приборы учета расхода воды и тепла (квартирные водосчетчики и теплосчетчики), узлы учета расхода и тепловой энергии УУТЭ. Монтажная, запорная и регулирующая арматура. Контрольно-измерительные приборы (давление, температура, расход, уровень) и автоматика КИПиА и котельное оборудование для ЖКХ.
Переносное устройство считывания данных УС-Н2 для чтения архивных данных тепловычислителей ТМК-Н в составе теплосчетчика ТС.ТМК-Н: интерфейс RS-232, 100 архивов, память: 4, 8,16 Мб, скорость обмена с устройством 1200…115200 бод, скорость обмена с ПК 1200…460800 бод, Тос +5…+35°С, IP54. ДПОМ02-21
ИТП: БМВ, БМУ, БМР
индивидуальные тепловые пункты (ИТП), состоящие из блочных модулей учета (БМУ), блочных модулей регулирования (БМР) и блочных модулей водоподготовки (БМВ) для устойчивой циркуляции и преобразования теплоносителя, поддержания необходимых параметров теплоносителя (температура, скорость, давление) для обеспечения в отапливаемых помещениях заданного комфортного температурного режима, температуры воды в системе ГВС
для обработки и регистрации информации с первичных преобразователей узла учёта энергоресурсов в тепловычислитель ТВ-7, GSM 900/1800 (для БАРС-02-Р-3-П), GPRS, SMS (для БАРС-02-Р-3-П), 220В 50Гц, потребляемая мощность не более 3-10 Вт, стандарт проводной связи (Ethernet) IEEE 802.3u, 2 внешних дискретных датчика, от 84 до 106,7 кПа, Тос +5…+50ºС, IP54
Садко-Тепло
аппаратно-программный комплекс (АПК), разработанный для автоматического сбора, обработки данных с приборов учета (теплосчетчиков, электросчетчиков, счетчиков воды и газа и управления термоконтроллерами
УСПД «МАРС»
Устройство сбора и передачи данных УСПД МАРС для сбора, хранения, отображения и передачи архивов со счетчиков воды, тепла и электричества, подключенных к сети RS-485 (максимально 256 устройств). Встроенная точка доступа Wi-Fi. импорт данных в ПО «1С:Предприятие. Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК». Пылеводозащита IP66, рабочая температура +5…+50°С. Питание 220В. ДПОМ02-21
Герконовые импульсные датчики
Герконовые импульсов ДГ для счетчиков Декаст, для подключения счетчиков к различным системам считывания показаний: 50 В, 100 А, не выше 1 Гц, защита IP68. ДПОМ02-21
КСМ-М3
Рекомендации как правильно выбрать, заказать и купить приборы.
* Рекомендуем уточнять цены на момент выписки счета, т.к. реальная стоимость продукции может незначительно отличаться от заявленной в силу периодичности обновления прайс-листа, объема заказа, условий поставки и других факторов. Оптовая цена указана на базовые исполнение без учета НДС, стоимости дополнительного оборудования, услуг, расходов на тару-упаковку и доставку. Действует гибкая система скидок и спец. предложений.
Внимание! Будьте осторожны при выборе поставщика — на рынке КИПиА имеются дешевые некачественные копии: аналоги, подделки и восстановленные неликвиды, лишенные должного сервиса, гарантии, с меньшими или истекающими сроками поверки или в неполной комплектации.
Подробнее о контрафакте
Предупреждение о воровстве контента
Диспетчеризация УУТЭ
Формирование непрерывного слежения за работоспособностью разных подструктур сооружения онлайн не зависимо от дальности субъектов носит название диспетчеризация УУТЭ. Кроме стремительного обмена сведениями промеж основным операторским пультом и субъектами диспетчеризации, она еще согласует весь спектр линий деятельности.
Достоинства введения структуры
Фирмы результативно проводят весь диапазон по осуществлению планов, задачей которых считается автоматизирование и диспетчеризация узла учета тепловой энергии. Ввод этого комплекта всех составляющих для отслеживания и централизованной ревизии, аудита и руководства конфигурациями УУТЭ – это наилучшая методика:
Фото объектов
САО, ул. Беломорская
ЦАО, ул. Земляной Вал
Объекты на карте
Видео компании «ПРОМСТРОЙ»
«Техническое обслуживание тепловых пунктов»
Смотреть 11 видеоуроков от специалистов компании ПРОМСТРОЙ
Посмотреть другие видео
Что такое тепловой пункт?
ТО №1 теплового пункта
ТО №2 теплового пункта
Инфраструктуры диспетчеризации узла учета гарантируют
Выберите калькулятор для расчета стоимости работ
Рассчитать стоимость диспетчеризации УУТЭ за Вас
На данный момент оптимальное распространение приобрели 4 ключевых вариации диспетчеризации теплосчетчика, исходя от метода снятия и передачи характеристик УУТЭ:
Механизм чтения подсоединяется к вычислительному прибору УУТЭ сквозь гнездо-интерфейс, самостоятельно устанавливает нумерацию теплодатчика, сам же читает архивы.
Стоимость диспетчеризации УУТЭ
Способ организации связи | Стоимость установки | Последующие затраты (абонентская плата сотовому оператору) |
На основе CSD-канала (сотовая связь) | от 10 500 рублей с НДС | 300 руб/мес. с НДС |
На основе GPRS-канала (сотовая связь) | от 25 500 рублей с НДС | 120 руб/мес. с НДС |
На основе проводного канала связи (RS-232, RS-485, локальная сеть) | от 50 руб/метр | — |
Вспомогательные возможности структур администрирования
Диспетчеризация УУ – это масштабируемость, разносторонность и глобальность возможностей. Только потому оборудование субъектов этими инфраструктурами руководства, взвешенными и, при всем, легкими в обеспечении дает отличный экономический результат.
К важнейшим достоинствам функционала можно отнести к тому же снабжение:
Объединенный функционал всех инфраструктур, который отвечает за полное регулирование над жизнедеятельностью – назначение только для профессиональных организаций. Они разрешат все на специализированном уровне и покажут высочайшее качество деятельности, которое будет выполняться в самое короткое время.
Контроль поставщика тепловой энергии или зачем надо внедрять систему диспетчеризации
Отечественное ЖКХ, изначально ориентировалось на дешевые энергоносители. Оно и теперь продолжает оставаться колоссальной ресурсозатратной отраслью, неэффективность работы которой в виде завышенных коммунальных платежей перекладывается на потребителя.
Наиболее эффективным выходом, как демонстрирует мировая и отечественная практика, из ситуации это проведение мероприятий по оптимизации потребления энергетических ресурсов (электро-, теплоэнергии, воды) на объектах отрасли. Решить эту задачу, как подсказывает опыт, можно благодаря внедрению современных систем диспетчеризации объектов потребляющих энергоресурсы.
Почему пишу эту статью
Решил написать продолжение статьи «15 причин подключения приборов учета к системам диспетчеризации», которую ранее публиковал на Хабре.
Контроль поставщика тепловой энергии, это 16-я причина внедрения диспетчеризации.
Суть внедрения в том, что результатом диспетчеризации, стал контроль качества ресурсов тепло- и энергоснабжающей компании. Пожалуй, это самая важная и значимая причина использовать диспетчеризацию у себя в компании.
Однако вначале рассмотрим подробнее, как было до появления диспетчеризации и стало после.
Как контролировали теплоснабжение до внедрения систем диспетчеризации
Мы регулярно сталкиваемся с тепловыми ресурсами, которые отличаются не всегда достаточным качеством. Иногда температура в системе отопления жилых домов оставляет желать лучшего, бывает, наоборот, в квартире сауна. Отсюда жалобы населения на обогрев или перегрев, последнее случается, конечно, намного реже. Управляющие компании обязаны реагировать на жалобы людей в связи с недостатком тепла.
Поступает жалоба от жильцов на низкую температуру в квартире в зимний период, жалобы могут быть в различные инстанции: администрацию города, района или области, обслуживающую компанию, прокуратуру и так далее
Любая жалоба находится на контроле в администрации района, которой подчинен объект теплоснабжения.
Соответственно администрация направляет уведомление о проведении комиссионного осмотра объекта вместе с представителями: теплоснабжающей компании, обслуживающей, жилищной инспекции, сотрудников администрации, в случае если жалоба поступила через прокуратуру, то с их представителем.
Всем может показаться, что схема идеальная, и не требующая никаких улучшений описанная выше процедура является исчерпывающей и достаточной для качественного контроля поставщика тепловой энергии.
Какая была главная задача контроля или как работала комиссия
Все представители выходили на объект.
На вводе теплоснабжения в жилой дом замеряли температуру. Для этого использовали простейший термометр или пирометр. У каждого представителя служб был свой аппарат.
Измерили температуру, сравнили результаты убедились, что показания соответствуют нормам.
Сразу возникает вопрос: жалоба есть а пострадавших нет, как так?
Ответ простой. Распределение теплоснабжения не везде, но в большей части городов происходит в рамках единой системы теплоснабжения от крупного источника.
В нашем примере происходило следующее. Когда выявилась недостача тепла и собиралась комиссия, теплоснабжающая компания оперативно реагировала на происходящее. Добавили нужную мощность путем перераспределения теплоэнергии. Процесс не быстрый, но 10-15 часов запаса времени всегда было. Поэтому к приезду комиссии показатели температуры обычно удовлетворяли нормам и соответствовали ГОСТ. Обнаружить некачественный ресурс было практически невозможно.
Что собой представляет схема распределения теплоснабжения и ГВС
Что-то подобное происходит и с теплом, но не всегда, в каждом регионе свои моменты, где то ТЭЦ не может выдерживать график поставки больше 90 градусов и работает как котельная, где-то применяются мини-котельные, а где-то отапливают каменным углем.
Подробно ознакомиться с правилами распределения тепла можно в Своде Правил СП 124.13330.2012 «Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003».
Критический взгляд на тарифы потребления тепловой энергии
Регулирование потребления, экономия тепла и зверские тарифы еще один повод внедрить систему диспетчеризации.
Идеальное решение, конечно, когда под боком стоит Атомная станция (да, я пишу Атомная с большой буквы). Тогда тепла хватит не на один город.
Однако давайте взглянем на тарифы. К сожалению на сайте АтомТеплоЭлектроСеть есть информация только за 2019 год и 2020 год.
тарифы АтомТеплоЭлектроСеть
Что мы видим: 638,93 рублей за 1 Гкал. При таких тарифах в нынешних реалиях, от себя могу сказать: можно ничего не считать и не контролировать, а жить по нормативу заложенному строителями. Хороший тариф из доброй страны «СССР».
Что происходит сейчас? Давайте откроем тариф из Санкт-Петербурга ГУП «ТЭК СПБ». В основном наблюдаем котельные, которые разбросаны по всему городу.
тарифы ГУП «ТЭК СПБ» 2019-й год
Очень хороший тариф в первом полугодии 2 057 рублей (80 копеек). К сожалению, тарифы выше почти в 3 раза.
Бывают и такие примеры: современный бизнес-центр, много этажей, большая площадь, высокая энергоэффективность здания.
Пример потребления тепла этого здания на картинке ниже.
Вроде бы 1 208 Гигакалорий. Но от мирного атома они стоили бы чуть больше 770.000 рублей, а по счёту стоят более 9 млн рублей за сезон. Вот такая констатация фактов. В этом, не единичном случае диспетчеризация помогает только считать и оплакивать счета.
Как с внедрением диспетчеризации происходит контроль за поставками тепловой энергии
Для того чтобы видеть качество теплоснабжения, сейчас нет нужды собирать комиссию. Жалобы сами по себе не стали нужны. Благодаря серверу, обслуживающая компания делает опрос потребления тепла микрорайоном за очень короткое время. Сразу видим карту распределения теплоносителя и проблемные места.
После внедрения автоматизированной системы управляющие компании перешли на другую схему. Каждое утро представители УК мониторят потребление тепла, проводят опрос жилого района и смотрят, чтобы температура ГВС и отопления соответствовала нормам.
Нормы температуры ГВС и то, какими критериями должна обладать тепловая энергия можно посмотреть в ГОСТ Р 56501-2015 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования».
Оперативные данные по ГВС
Один из важных показателей в контроле – это температура на вводе подающего трубопровода в дом, как отопления так и гвс. Поэтому принудительный ручной мониторинг осуществляется каждое утро. Не все операции можно доверять роботу, особенно контроль финансов. В 8.00 специалист проводит принудительный ручной опрос микрорайона и смотрит температуру ГВС. Проводит сортировку домов, где температура теплоносителя не соответствует нормам. Обычно это те потребители, где температура воды менее 60 о С.
После этого заполняется заявка на комиссию в администрацию и жилищную инспекцию. В этот же день после 12 часов дня, отталкиваясь от оперативных данных, комиссия выезжает на место, чтобы убедиться в наличии нарушений теплоснабжения.
С помощью опроса микрорайонов легко сравнить качество теплоснабжения. Отталкиваюсь от системы теплоснабжения своего города. По сравнению с 2020 годом, уровень качества тепла вырос минимум на 15%. Однако поставщики тепловой энергии и Управляющие Компании активно занимаются доработкой сетей теплоснабжения. Так что, можно сказать, жители города даже выиграли от внедрения систем диспетчеризации.
Сам факт появления контроля в режиме онлайн, который работает практически в реальном времени, улучшил качество теплоснабжения.
Кстати, с повышением качества теплоснабжения попутно улучшается энергосбережение в зданиях и качество самого обслуживания.
С нормативами по тепловой защите и тепловодоэлектроснабжению можно ознакомиться в нормативных документах МГСН 2.01-99. Эти нормы для Москвы, но для каждого региона действуют свои нормы. Например, для Омской области ТСН 23-338-2002, для Санкт-Петербурга ТСН 23-340-2003.
И так далее. Список ТСН для всех регионов РФ можно посмотреть здесь.
Контроль поставщика тепловой энергии для решения судебных споров
Данные мониторинг-опроса не спрячешь. Все процессы остаются в памяти базы данных сервера. В случае спорной ситуации между теплоснабжающей организацией и потребителем данные по температуре и по качеству ГВС – реальное доказательство в суде.
Теперь все просто, мы имеем возможность видеть недостачу тепла, а при необходимости можем предъявить счет.
Опрос-мониторинг демонстрирует недостатки теплоснабжения наглядно. Поэтому теплоснабжающие компании стараются повышать качество поставок тепла. На вводе некоторых домов можно видеть температуру ГВС + 70 о С.
Мониторинг потребления тепловой энергии производится согласно ГОСТ Р 58940-2020 Требования к протоколам обмена информацией между компонентами интеллектуальной системы учета и приборами учета