диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве

Методы информационного права

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы информационного права

Информационное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, касающиеся использования, перемещения, создания и защиты информационных ресурсов.

В современном обществе усиливается процесс информатизации и увеличивается рост важности информационных процессов, которые нуждаются в определенном комплексном регулировании.

Информационное право, как и любая отрасль права, имеет свои методы.

Методы информационного права – это способы влияния данной правовой отрасли на информационные отношения. Особенности методов информационного права проявляются в содержании и форме правоотношений, правовом положении участников правоотношений, юридической практике, имеющей влияние на общественные отношения.

Все отрасли права, в том числе и информационная, в целях регулирования используют единые механизмы правового влияния, составляющие основу права. В качестве способов правового регулирования во всех правовых отраслях используются юридические возможности, которые выражены в предписании, а именно:

Запрет чаще всего применяется в уголовном праве. Он юридически обязывает всех участников общественных отношений воздержаться от каких – либо действий, прописанных правовыми нормами.

Дозволение применяется в гражданском праве, где значительная часть норм строится на равенстве сторон. Дозволение разрешает участникам совершать юридически значимые действия или отказаться от них, ориентируясь на свое усмотрение.

Повеление обязывает участников общественных отношений брать на себя юридические обязанности и действовать согласно правовых норм. Повеление присуще тому административному праву, где нормы имеют императивный характер.

В информационном праве действует комплексный механизм правового регулирования, предметом которого является разнообразие информационных отношений. Данные отношения возникают, прекращаются и изменяются в информационной сфере и подсистемах. Характерность информационных отношений определяет комбинацию правовых приемов, именующихся методами информационного права, а также способы воздействия на субъектов.

Готовые работы на аналогичную тему

Исходя из этого, выделяют два основных метода информационного права:

Метод диспозитивного регулирования

Метод диспозитивного регулирования применяется при регулировании общественных отношений в информационном праве.

Для метода диспозитивного регулирования характерны:

Диспозитивные методы используются в информационном праве в регулировании вопросов, связанных с информационной собственностью (интеллектуальной и вещной). При использовании и создании информационных технологий, а также средств обеспечения (право собственности, авторское право, отношения заказчиков и разработчиков информационных технологий и средств обеспечения). Данные методы основываются на равенстве участников общественных отношений, на самостоятельном выборе вступления в информационные отношения, на свободном осуществлении прав, полной личной ответственности по обязательствам.

Императивный метод регулирования

Императивному методу регулирования информационных отношений свойственно:

Императивные методы применяются в информационном праве государственной властью и органами местного самоуправления при закреплении своих позиций по производству и тиражированию информации, которая создана данными структурами с целью обеспечения конституционных гарантий и прав физических и юридических лиц в поиске и получении нужной информации, касающейся непосредственно личности. В создании и применении государственных информационных технологий и систем, целью которых является обработка информации отдельного вида, лежит исполнение данными органами своих полномочий в этом спектре.

Императивный метод применим государственными структурами при реализации и формировании государственной политики по созданию информационного общества, при реализации действий, которые связаны с регистрацией в государственных органах информационных ресурсов и информационных систем государственной формы собственности.

При регламентации информационных отношений в сфере средств массовой информации, информационных отношений в сфере информационной безопасности, которая включает коммерческую тайну, государственную, персональные данные и иные виды тайн, при сертификации и лицензировании специализированных видов деятельности, в информационной области, различные виды деятельности государственных структур и органов власти, а также других органов, уполномоченных в информационной сфере.

Источник

Диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Источник

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Методы информационно-правового регулирования

Метод информационного права – приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права.

При изучении информационного права применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные – для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Среди основных методов информационного права можно выделить следующие.

1. Формально-догматический метод. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификация и систематизация явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов.

В результате применения формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, получают определенную, четкую форму их представления, удобную для их запоминания и последующего изучения.

2. Метод сравнительного правового исследования основан на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т. п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т. п.) с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов.

3. Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права.

4. Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом.

Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет выявлять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права.

5. Методы алгоритмизации и моделирования активно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов информационных правоотношений.

6. Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, его элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном полном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования.

Источник

Методы информационного права

диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве фото. картинка диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть фото диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть картинку диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве фото. картинка диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть фото диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть картинку диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве фото. картинка диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть фото диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть картинку диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве фото. картинка диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть фото диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть картинку диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве.

диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве фото. картинка диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть фото диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть картинку диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве.

диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве фото. картинка диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть фото диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть картинку диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве.

Под методом правового регулирования в информационном праве будем понимать способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения[23].

Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно согласиться с тем, что любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности[24], выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.

Повеление — возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер. Запрет — возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве. Дозволение — разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению[25]. Такой способ правового регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон).

В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.

Известно, что в основе гражданского права лежит метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации и координации, в публичном — метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений[26].

Для метода диспозитивного регулирования, применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерны[27]:

равенство субъектов правоотношений, выражающееся, прежде всего, в их свободной волевой ориентации и независимости своей воли;

самостоятельность участников правоотношений и свободное осуществление ими своих прав;

самостоятельность субъектов правоотношений в смысле ответственности по обязательствам.

Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т.п. Как отмечалось выше, эти методы основаны на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам и т.п.

Методу императивного регулирования, применяемому при регулировании информационных отношений, присущи[28]:

использование властеотношений «команда — исполнение» или «власти — подчинения» (отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон);

строгая связанность субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют по своему усмотрению, но только лишь в пределах пред оставленных законом полномочий — «закрытый» перечень полномочий);

позитивное обзывание (обязанность действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей);

возможное запрещение каких-либо действий в порядке очерчивания возможной зоны неправомерного поведения;

сочетание убеждения и принуждения.

диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве фото. картинка диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть фото диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве. смотреть картинку диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве.

Императивные методы регулирования информационных отношений применяются в информационном праве:

при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности;

при установлении порядка создания и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части;

при формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества;

при осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем;

при регулировании информационных отношений в области массовой информации;

при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;

при решении органами государственной власти и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере;

другие виды деятельности государственных органов и других государственных структур или уполномоченных ими образований в информационной сфере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *