дистантные отношения в семейной психологии

Пустота в отношениях

дистантные отношения в семейной психологии. дистантные отношения в семейной психологии фото. картинка дистантные отношения в семейной психологии. смотреть фото дистантные отношения в семейной психологии. смотреть картинку дистантные отношения в семейной психологии.

Порой мы пугаемся искренности, стесняемся быть с другим такими, какими чувствуем себя внутри.

Подводные камни отношений

Порыв людей друг к другу ослабевает под завалами неразрешенных разочарований, недоверия, претензий и обид.

За приличным фасадом обнаруживается мало эмоционального тепла и уважительного диалога.

1. Дистантные отношения

Люди строят свои отношения так, чтобы оставаться на эмоциональной дистанции друг от друга. Причиной этого может быть скрытый незавершенный и недопроясненный конфликт.

Результат – непонятость и изоляция при формально наличествующих отношениях.

2. Конфликтные отношения

Имеется в виду дисфункциональный конфликт, когда люди постоянно ругаются, а к конструктивному разрешению и большей близости c помощью препирательств и прояснений так и не приходят.

Результат конфликтных отношений – усталость от постоянной недооцененности и давления.

3. Непостоянные отношения

В непостоянных отношениях партнер(ы) перманентно находятся в поиске «лучшего» на стороне.

Когда пустота/скука достигает критической точки, то один из партнеров (или оба), заряжается в других занятиях / отношениях.

Результат непостоянных отношений – шныряние по мелководью, сопровождаемое муками сомнений, скрытности и проблесками эйфории.

От пустоты к полноте отношений
Здоровые отношения – признаки, описанные Дж. Зинкером:

Имитацией благополучия в отношениях подобна ощущениям от елочных игрушек из анекдота:

Две недели назад на черном рынке появились фальшивые елочные игрушки. С виду они совсем как настоящие, но, фальшивка, так как радости от них никакой.

Наполненные отношения

– это не не столько безоговорочное принятие друг друга, сколько способность:

Источник

Дистантные отношения: 3 причины почему люди избегают.

Боитесь сближаться? Узнайте, чем опасны дистантные отношения

Знакомства через интернет, любовь на расстоянии уже давно стали нормой. Но порой женщины намеренно избегают реального общения и сближения с партнером. Они предпочитают так называемые дистантные отношения. Давайте обсудим по каким причинам их устраивает подобный союз и что из этого может получиться.

Дистантные отношения: откуда ноги растут

дистантные отношения в семейной психологии. дистантные отношения в семейной психологии фото. картинка дистантные отношения в семейной психологии. смотреть фото дистантные отношения в семейной психологии. смотреть картинку дистантные отношения в семейной психологии.

Почему же кому-то нравится постоянная дистанция в отношениях? Откуда берется страх сближения с любимым человеком? Или это банальный побег от ответственности? Как считаете? Поделитесь своим мнением в комментариях, они анонимны. Конечно, сохранение дистанции между мужчиной и женщиной — это почти всегда психологическая проблема. Дистантность в психологии означает отсутствие непосредственного близкого контакта между людьми. Тем не менее из таких отношений нередко получаются даже настоящие дистантные семьи.

3 главные причины, почему люди не идут на сближение с партнером:

А как обычно дистантные отношения выглядят в жизни? Примеров достаточно:

Привлекательны дистантные отношения прежде всего тем, что вы вроде бы вместе и в то же время абсолютно независимы друг от друга. Но у подобных романов есть существенные минусы.

Последствия дистантных отношений

дистантные отношения в семейной психологии. дистантные отношения в семейной психологии фото. картинка дистантные отношения в семейной психологии. смотреть фото дистантные отношения в семейной психологии. смотреть картинку дистантные отношения в семейной психологии.

В таких отношениях каждый живет своей жизнью, выставляются четкие границы, которые партнеры не могут нарушать. Общих интересов и даже целей у них обычно нет. Дистантный характер романа или брака не предполагает настоящей любви, доверия, искренности и открытости во всем. Каждый заботится о личном душевном благополучии и не пускает другого человека в свой внутренний мир.

Вот почему мужчина и женщина в подобном союзе ощущают себя одинокими, брошенными. И рано или поздно ощущение этой холодной пустоты в отношениях сведет на нет все общение. Внутренняя пустота в психологии называется экзистенциальным кризисом. Если в отношениях вы ощущаете нечто похожее, значит, они не приносят вам счастья, удовлетворения. Истинной взаимной любви в них нет, разве что симпатия. И в чем же тогда смысл?

Что делать, если вы избегаете сближения с мужчиной?

Как правило, те, кто боится близости с другим человеком и всячески избегает ее, больше всего в ней и нуждается. Им необходимы любовь, принятие, забота, крепкая духовная связь. Но человек не может довериться. Что же делать? Дистантность в психологии отношений это вполне излечимое явление.

Помните, дистантные отношения не могут принести настоящей радости и подарить те чувства, ради которых стоит бороться за любовь. В них есть свои плюсы, но только для тех, у кого сейчас психологические трудности в общении с противоположным полом. Да, это также удобный формат, чтобы прикрыть нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь. Кстати, часто в дистантных семьях один из супругов хочет сближения, но идет на поводу у любимого человека и страдает от этого. Стремитесь к здоровым отношениям по всем параметрам, к счастливой семейной жизни.

А вы какие отношения предпочитаете — близкие или на расстоянии? И почему? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник

Пустота в отношениях

«Снежная королева сказала ему: если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господином, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков. Но он никак не мог его сложить» — Г.К. Андерсон.

Скука, лень, пустота в отношениях, чем её заполнить? Как эта пустота формируется, как из неё выходить, и как понять, что выход найден верно?

Третья стадия развития любых отношений — «сотрудничества и близости» наступает, когда между людьми уже установлено доверие (первая стадия) и обозначены индивидуальные различия (вторая стадия). Пустота в отношениях часто возникает на третьей стадии, когда задачи предыдущих стадий (первой и второй) решены не достаточно качественно (это становиться подводными камнями сотрудничества), и когда неэффективно реализуется само поддержание и развитие сотрудничества/близости в отношениях.

Эстетичное сотрудничество

Пример эстетичного варианта сотрудничества — люди достаточно хорошо знают друг друга, искренны и… ценят, любят, помогают друг другу тем, чем сильны, просят и принимают помощь в моменты слабости. Основной признак — люди позволяют себе и другому быть как есть в отношениях (а не быть как-бы/казаться).

Картина здоровых отношений — признаки, описанные психологом Дж. Зинкером

Не эстетичное сотрудничество

Не эстетичный вариант сотрудничества — люди пугаются искренности, стесняются быть (близости), присутствуют в отношениях как бы, создавая внутреннюю отгороженность (эмоциональный вакуум). Пустоту, которая фонит — разъедает, изводит, тяготит отношения.

Картина нарушенных отношений:

В них много формализма, поверхностности, хвастовства достижениями, требований, и при этом мало искреннего принятия, эмоционального тепла, диалога, близости, взаимопомощи.

Три основных вида нарушенных отношений

1. Дистантные отношения

Люди строят свои отношения так, чтобы оставаться на довольно далёкой дистанции друг от друа. Причиной этого может быть скрытый незавершённый и недопроясненный конфликт.

Например: люди подняли какую-то тему в беседе, и начали ссориться. Затем, испугались ссоры, замяли её, и решили каждый для себя впредь эту тему обходить стороной. Затем, так случилось ещё с несколькими темами. И вот, им уже особо не о чем говорить, они на дистанции.

Дистанция в данном случае — это способ сохранить отношения (не ссориться), и одновременно, избежать отношений (настоящих интересующих/волнующих разговоров в них не ведётся).

Результат — непонятость и изоляция при формально наличествующих отношениях.

2. Конфликтные отношения

Имеется в виду вид дисфункционального/неправильного конфликта, когда люди постоянно ругаются, однако к конструктивному разрешению и большей близости c помощью этих препирательств/прояснений так и не приходят.

Например: Мать требует у взрослой дочери в её редкий выходной приехать в магазин на другой конец города померить кофточку. Дочь категорически отказывается, говоря, что кофточка ей абсолютно не нужна. Мать со словами: «Я забочусь о тебе, а ты…», — бросает трубку, обижается и не разговаривает с дочерью несколько дней. Дочь злится на мать уже теперь за то, что та так не заботлива к её желаниям, и т.д.

Конфликтные отношения характеризуются преобладанием подтекста над содержанием текста. Это когда люди препираются об одном (обычно о каких-то мелочах, вроде немытой посуды, кофточки и т.п.), а настоящий конфликт у них совсем о другом — том самом подтексте, о котором они не говорят.

Например: Матери нужны от дочери благодарность и признание её заботы (это подтекст матери, о котором она напрямую не говорит). Чтобы их получить, она присматривает кофточку, и далее, смотрите выше. В результате, забота матери в глазах дочери выглядит анти — заботой (это подтекст дочери). У самой же дочери ЕСТЬ благодарность к матери, однако не за кофточку, а за то, что мать в трудные моменты всегда была рядом. Однако дочь эту благодарность никогда не выражала. В результате, матери не хватает благодарности и признания дочери.

Результат конфликтных отношений — усталость от постоянного давления и непонимания.

3. Непостоянные отношения

Непостоянные отношения характеризуются тем, что в них мало чувств и близости. Этим они похожи на дистантные отношения. — Люди не открываются друг другу (из недоверия или из смущения), не интересуются друг другом (из страха, из неловкости, из-за имеющихся за пазухой негативных переживаний). Между ними нет толком ни агрессии, ни нежности.

Отличаются же непостоянные отношения от дистантных тем, что когда переживание пустоты/скуки достигает критической точки, то один из партнёров (или оба), переключаются на другие отношения. Если это пара, то случается измена(мысленная или реальная). Если это друзья — знакомые, то находятся новые друзья — знакомые. Однако отношения «на стороне», как правило, также как и предыдущие, не достигают глубины. Получается эдакое шныряние по мелководью.

Результат непостоянных отношений — тоскливая пустота с периодическими проблесками надежды

В момент осознания подобных нарушений в отношениях, человек обычно ищет выход, красивое решение. И у него действительно есть выбор:

Потребление

Кажется, что гораздо проще и эффективнее обратится наружу, к миру, который сейчас как никогда раньше, делает множество заманчивых предложений, «гарантирующих 100% решение, счастье и удовольствие». В разы проще и понятнее заполнить образовавшуюся скуку и пустоту игрушками, покупками, отдыхом за границей, едой, достижениями, внешними преобразованиями. Я серьёзно, это действительно проще! Однако, заполняется ли душа содержанием и возрождается ли переживание жизни на всю катушку?

В нашу Эпоху Потребления обществом все больше овладевает навязчивое стремление заработать и иметь побольше денег. При этом умами владеет примерно такая фантазия: «Вот я заработаю денег, и… глотну настоящей жизни» (отдыха, отношений, интересных событий). Однако! Правда в том, что жизнь происходит исключительно здесь и сейчас.

Что же заставляет нас бежать «в будущее», погружаться в фантазии о жизни потом, и избегать жить тем, что есть, уже сейчас?

Пример: «Когда я заработаю достаточно денег, я пойду на танцы, куплю машину — квартиру, вот тогда я почувствую жизнь. А сейчас я напрягаюсь на работе, отказываю себе в отдыхе, прогулках, мне некогда встретиться с друзьями, поболтать по телефону».

И весь этот надрыв нужен, чтобы заработать на счастливую будущую жизнь.

Стремление к настоящей жизни

Гонка за деньгами (достижениями, изменениями) выступает как стремление к настоящей жизни, отношениям и любви в будущем, и, одновременно как избегание жизни, отношений и любви в настоящем.

И вот что получается в настоящем — однообразие, рутина, пустота текущей жизни и отношений. Работа — дом — формальное общение — выполнение обязательств. Вроде всё есть, говорят, что в России люди никогда прежде так материально обеспеченно не жили, но, как в популярном анекдоте:

Две недели назад на чёрном рынке появились фальшивые ёлочные игрушки. С виду они совсем как настоящие, но, — фальшивка, так как радости от них никакой.

Мы бежим в искусственную реальность из нашей настоящей реальности! И видимо потому, что в нашей настоящей реальности много конфликтов, боли и страха (которых мы вместо переработки, избегаем), а мало радости, надежды, устойчивости (которые мы не умеем себе организовать). Однако, убежав от «неприятного» себя, мы попадаем не в рай, а в пустоту.

Купить счастье

На этом фоне идея заработать денег и «купить счастье» кажется гораздо более понятной, простой и реалистичной, чем что-либо другое. Многие и не подозревают, что это только идея, которая, по сути, является самообманом! Покупки лишь на короткое время компенсируют пустоту жизни и не удовлетворяющие отношения.

Неосознанные покупки часто делаются в моменты, когда человеку особенно плохо, дискомфортно и стрессово, чтобы

Симулякры

В фильме «Теорема Зеро» хорошо раскрыта тема пустоты/нуля, который якобы является стопроцентной жизнью. Современное понятие Симулякр — это и есть тот ноль, та подмена понятий, которая на полном серьёзе преподносится как нечто лучшее, чем настоящая жизнь.

Симулякр — это репрезентация чего-то, чего на самом деле не существует. Потребляя симулякры, мы испытываем искусственное воодушевление. Искусственное в том смысле, что оно вызвано не нашей реальной жизнью, а её имитацией, не нашими отношениями как они есть, а их симуляцией. Похоже на наркотики, правда? Симулякры в целом никогда не приносят истинного и глубокого удовлетворения жизнью!

Образ: все улыбаются и обнимаются, а после — понуро разбредаются по углам.

Чтобы не чувствовать пустоты, снова нужны симулякры. Чтобы потреблять симулякры, нужны деньги, и, побольше. Получается, деньги используются как способ заполнить внутреннюю пустоту и пустоту отношений.

Сейчас выросло поколение людей, не видевших картины здоровых отношений — детей сложных, разведённых, чрезмерно увлечённых собой и/или карьерой, пьющих родителей. И их стремление к близости зачастую значительно выше, чем способность эту близость выдерживать.

Ведь близость — это не только и не столько безоговорочное принятие друг друга, сколько способность быть собой рядом с другим и позволять ему тоже самое. Однако, это очень горячо! Человеку, не имевшему такого опыта раньше, изнутри непонятно, как же этого достичь, особенно, если цели и ценности расходятся, а желания противоположны?!

Контакт

Полноценный контакт в отношениях обладает лечебными свойствами — это лучший способ изменить своё состояние по-настоящему, а не через симулякр. Однако чтобы глубоко и полно присутствовать в контакте с другим человеком, не выставляя маску вместо лица, необходимо развить в себе определённые навыки.

Как встретиться друг с другом?

Всё это хорошо и просто звучит, однако на практике не так-то просто достигается, зачастую требует тренировки. Простой, быстрый и безопасный способ натренироваться быть собой в присутствии других — это терапевтическая группа. За отработкой навыков приглашаю в мою группу.

В качестве послесловия

«Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя! Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. И тогда Герда заплакала; горячие слезы её упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили ледяную кору, растопили осколок. Кай взглянул на Герду и вдруг залился слезами и плакал так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и обрадовался: — Герда! Милая Герда. » — Г.К. Андерсон, из сказки «Снежная Королева».

Источник

Близкие или дистантные отношения?

Для начала давайте разберемся в разнице между этими типами.

Дистантные отношения – это такие отношения, в которых каждый партнер заботится в большей степени о себе, о своих потребностях, чем о потребностях пары в целом. Здесь партнеры не испытывают любви, однако, эти отношения развиваются благодаря интересу друг к другу и уважению. Во многом партнеры в дистантных отношениях опираются на принцип взаимного удовольствия. Ведущей потребностью в таких отношениях может быть возможность «сохранить себя», быть защищенным от чужого вторжения на свои границы. Формулой этих отношений может стать: 1+1 = 1+1

А теперь об ограничениях и ресурсах этих типов отношений

1. Вопросы о прошлом

В близких же отношениях к вам и вашей жизни будут проявлять живой интерес, да и вы сами будете иметь право и желание искренне и открыто интересоваться прошлой жизнью партнера без риска обидеть его этим вторжением. Находясь в этих отношениях, вы сможете рассчитывать на поддержку и сочувствие партнера, рассказывая о своем прошлом, а также сможете испытать благодарность за ответное доверие с его стороны за то, что он делится с вами.

2. Сексуальная сфера

3. Возможность воспринимать личностные различия

Некоторые психоаналитические научные школы утверждают, что одной из базовых основ для возникновения чувства любви, является естественное стремление человека искать в партнере сходство с собой, будь то черты характера или привычки в быту. Этим и может объясняться болезненное восприятие «личностных несовпадений», которые мы наделяем смыслом недостатков в других.

Иногда приходится слышать: «Он не такой, как я! А если он совсем другой, как же мы найдем общий язык?! При этом я люблю этого человека».

В дистантных отношениях этот процесс пережить проще: страх от вашей непохожести не так силен, да и какими бы ни были различия между вами, они не грозят вам большим дискомфортом в будущем (если вы не планируете провести с этим человеком всю жизнь). Здесь можно опираться на исследовательский интерес к особенностям партнера и на удовольствие от возможности все же находиться рядом (пусть и не очень близко) при значительных характерологических, а может, и ценностных различиях. Это как открывать другую планету: интересно, но радуешься, что живешь все же на своей.

Как видите, и тот, и другой типы отношений имеют свои ограничения и ресурсы. Ни один из них нельзя назвать единственно правильным или лучшим. Типов отношений в парах гораздо больше, чем можно себе представить. Подробнее об этом в книге К. Роджерса «Брак и его альтернативы». Будет здорово, если вы возьмете что-то для себя из этой статьи и дополните своим материалом, так сказать адаптируете под себя. Ведь никто не может знать лучше вас самих, какой тип отношений подходит вам.

Источник

Дистантные отношения в семейной психологии

Некоторые аспекты феномена дистантной семьи и причин ее возникновения

Боярин Лилия Владимировна,

соискатель кафедры социальной и практической психологии Восточноукраинского национального университета им. В. Даля.

В статье рассматриваются причины трудовой миграции и, как следствие, возникновение дистантной семьи, осуществляется детальный анализ ее функций.

Ключевые слова: дистантная семья, трудовые мигранты, функции семьи.

В контексте современных образовательных и воспитательных приоритетов все более растет обеспокоенность и внимание к проблеме существования нового социального явления в нашей стране: дистантных семей трудовых мигрантов, социального и психического развития детей в этих семьях. К сожалению, в современных условиях приходится наблюдать результаты этого явления: деформирование семейно-брачных отношений, возникновение неполных и неблагополучных семей из-за длительного отсутствия родителей – трудовых мигрантов, вызывая появление детского бродяжничества, которое «выталкивает» детей на улицу, где они пытаются компенсировать то, что недополучили в собственной семье; изменяя свой ценностный мир и жизненные стратегии.

Характерной особенностью современных миграционных процессов в Украине является активное участие в них как мужского, так и женского населения (только в некоторые страны доминировали миграции женщин, в другие – мужские). К первым относят прежде всего Италию, где подавляющее большинство граждан Украины (по данным социологических опросов, более 90% женщин и почти 40% мужчин) занято в таких областях, как уборка и уход за больными, детьми и престарелыми – традиционно «женскими» сферами труда, также Турция и Япония, где давно есть спрос на услуги женщин в индустрии развлечений. К странам с преобладанием мужской миграции относят Португалию, Испанию, Россию, где есть значительная потребность рабочих рук на строительстве, в сфере услуг, в сельском хозяйстве и т.д. Одновременно такое распределение весьма условно, учитывая, что рынок развитых стран предлагает широкие возможности для приложения сил как для женщин, так и для мужчин.

По официальным и неофициальным источникам количество экономических мигрантов из Украины составляет от 2 до 7 млн. человек. В частности, по данным МИД Украины в Польше работает 300 тыс. граждан Украины, в Италии – 200 тыс. (по оценкам экспертов – 500 тыс.), в Чехии – около 200 тыс., в Португалии – 150 тыс., в Испании – 100 тыс., в Турции – 35 тыс., в США – 20 тыс. Всего по официальным данным МИД Украины нелегально на заработках находится около 2 млн. украинцев, неофициально – 5 млн. [5, 6]. В средствах массовой информации называется еще более тревожная цифра – 7 млн. работников. Причины такой ситуации прежде всего следует искать в социально-экономическом положении Украины, ведь главными факторами, побуждающими украинцев к выезду, являются бедность и безработица.

Вопрос дистантных семей находится в поле зрения государства, правительственных и общественных организаций (международный женский правозащитный центр «Ла Страда-Украина» в сотрудничестве с Украинским институтом социальных исследований им. Александра Яременко), ученых и практиков по социально-педагогической и социально-психологической работе.

Анализ научных исследований и публикаций

Проблема дистантных семей нашла свое освещение в трудах К.Б. Левченко, Ф.А. Мустаевой, В.С. Торохтия, И.М. Трубавиной, Д.И. Пенишкевич, Н.И. Кубьяк.

Ф.А. Мустаева характеризует дистантную семью такой, где жизнедеятельность каждого из супругов в силу специфики их профессии проходит в большей степени отдельно. К числу таковых относят семьи бортпроводников, моряков, артистов, космонавтов, геологов, военных, спортсменов и считают, что в среднем таких семей – 4-6% от общего количества [1, 5].

И.М. Трубавина дистантной называет семью, члены которой находятся по разным причинам на расстоянии друг от друга: профессия, заключение, лечение, неспособность содержать семью и передача детей временно в интернат. Автор склонна считать такой тип семьи неблагополучной [5, 7, 8].

В.С. Торохтий классифицирует дистантную семью по особенностям условий ее жизнедеятельности: это семья, где наблюдается недостаток заботы, с непостоянным отцовством и т.д. К таким семьям относит семьи моряков, бортпроводников, геологов, военных, крупных спортсменов, артистов.

Д.И. Пенишкевич относит к дистантным семьи работающих за рубежом. Анализируя их жизнедеятельность, она представляет следующую классификацию, условно разделяя их на несколько категорий:

1) семьи, где существует взаимопонимание (каждый родитель выполняет отведенную ему роль, а один из них зарабатывает деньги на обучение детей, строительство жилья, открытие собственного бизнеса и т.д.; такие семьи нельзя назвать неблагополучными, социальная защита сводится к предоставлению им социально-педагогической помощи информативного характера);

2) неблагополучные дистантные семьи (с детьми дома остается один из родителей, чаще отец; невозможность совмещения в таких условиях выполнения роли матери и отца; возникновение у членов семьи сначала стресса, а со временем и депрессии: часто потеря работы из-за необходимости ухода за ребенком; решение проблемы потребности в материальных средствах за счет заработка трудового мигранта, злоупотребление алкоголем и беспризорность ребенка);

3) оба родителя длительное время находятся на заработках за рубежом (ребенок, как правило, остается на попечении бабушки, дедушки, дальних родственников, соседей, друзей и т.д.; следствие этого – дезадаптация и социальная незащищенность ребенка [4].

Т.Г. Веретенко и Н.В. Заверико, характеризуя разновидности дистантных семей, считают важными типологическими признаками классификации: І – причину образования дистантной семьи, где сохранены прочные семейные отношения. По этому признаку авторы выделяют такие дистантные семьи [6,7,8]:

1) образовавшиеся вследствие длительного тюремного заключения одного из родителей;

2) образовавшиеся вследствие выезда на заработки одного из родителей в дальнее зарубежье (как правило, пребывание этого родителя за границей на заработках продолжается десять лет, а то и больше);

3) образовавшиеся вследствие выезда одного из родителей в ближнее зарубежье (постоянное пребывание на сезонных работах);

4) семьи, где родители работают вахтовым методом (нефтяники, газовики и др.)

5) семьи, в которых родители периодически определенное время отсутствуют (военные, моряки, артисты, спортсмены и др.)

6) образовавшиеся в результате фактического распада семьи – супруг/супруга проживают отдельно от семьи длительное время, что бывает ориентировочно в следующих ситуациях: а) «нашла коса на камень» (никто не хочет поступиться своими амбициями в семейных ссорах, поэтому один из них проживает у своих родителей, отдельно от семьи с ребенком); б) один из родителей подает на развод, другой препятствует бракоразводному процессу;

7) семьи, в которых дети рождены вне брака и родители никогда вместе не проживали;

8) семьи, состоящие из граждан разных государств, в которых ребенок проживает периодически с одним из родителей.

ІІ – качество семейных отношений:

1) благополучные и неблагополучные;

2) конфликтные, бесконфликтные.

ІІІ – ппроживание по степени родства:

1) семьи, в которых ребенок проживает с одним из родителей;

2) семьи, в которых ребенок проживает с родственниками;

4) попечительская семья.

Изложение основного материала

Семью, которая характеризуется особыми условиями жизни, связанными с пребыванием одного (или обоих) родителей за пределами страны, мы рассматриваем как дистантную.

Причины образования дистантных семей следует искать во всей палитре отношений человека с внешней средой, как социального существа, в том, что является содержанием социального бытия человека во всей его сложности и противоречиях.

Поэтому, одной из причин образования дистантных семей является социально-экономическая: необходимость материального благополучия и финансового обеспечения функционирования семьи во всех ее сферах.

Следующей причиной образования дистантных семей является социально-психологическая, которая детерминируется межличностными отношениями в семье, в том числе конфликтами внутри семьи, между родственниками и знакомыми. Межличностные конфликты, возникающие на почве неудовлетворительного социального быта человека и отношений, складывающихся вследствие этого, опасны тем, что возникают или неожиданно, как результат «накопления» недовольства на протяжении длительного периода времени, и поэтому их трудно распознать и тем более предупредить, или начинаются практически с первых дней совместной жизни и с каждым следующим днем становятся все более невыносимыми и в конечном итоге приводят к трудовой миграции.

Еще одна причина обозначенной проблемы проявляется в том, что самая высокая интенсивность трудовых миграционных поездок свойственна разведенным, которые часто сталкиваются с проблемой содержания ребенка без помощи другого родителя – особенно это касается мигрантов-женщин. В подавляющем большинстве несовершеннолетние дети из таких семей остаются на бабушек, дедушек, родственников, а иногда и просто друзей или старших детей.

И наконец, межличностные конфликты, где супруги не находят другого способа разрешения конфликта, кроме как поездка за границу.

В случае дистантной семьи мы имеем сохраненную структуру самой семьи (присутствуют оба родителя), однако в силу определенных причин (самая распространенная из них – трудовая миграция, а также трудоустройство не по месту жительства, болезнь, заключения и др.) родители разобщены пространственно, следовательно, исключается возможность одного из партнеров (реже обоих) надлежащим образом практически выполнять все свои семейные функции. Соответственно, нарушается функционирование семейной системы. Но это не значит, что все дистантные семьи являются неблагополучными. Понимание супружескими партнерами ситуации, учета ими новых задач, стоящих перед ними в условиях пространственной разлуки и построение адекватной системы действий является залогом сохранения психологического равновесия и благополучия в семье. И наоборот, нерешенность конфликтных, кризисных ситуаций на время преобразования семьи в дистантную углубляет неблагополучия в семье и может привести к ее распаду.

В круг основных психологических проблем дистантных семей входит и то, что с отъездом одного из супругов большинство потребностей, которые личность может удовлетворять в семье, перестают удовлетворятся или удовлетворяются не в полной мере. И поэтому, сущность феномена дистантной семьи наиболее полно можно раскрыть через освещение ее функций [2, 3]:

1) функция рождения и воспитания детей не имеет надлежащего обеспечения, ведь наиболее оптимальное выполнение семьей данной функции обеспечивается объединенными усилиями всех членов семьи. Нарушение процесса выполнения семьей этой функции, в первую очередь, отражается на психоэмоциональном благополучии детей, а, следовательно, и на благополучии всей семейной системы. Дети часто, образно говоря, остаются «пущенными на самотек», являются социальными сиротами при живых родителях;

2) сохранение, развитие и передача следующим поколениям традиционных семейных и нравственных ценностей, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала предков – выполнение этой функции в дистантной семье также нарушается. Однако и в современных полных семьях она выполняется на низком уровне, сегодня, к сожалению, усиливаются процессы маргинализации семей;

3) удовлетворение потребностей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, чувстве ценнотности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви; создание условий для развития личности всех членов семьи становится возможным только при условии, что семья до превращения в дистантную характеризовалась благоприятным психологическим климатом, сплоченностью, гибкостью и гармоничностью взаимоотношений. В противном случае имеем рост эмоциональной отчужденности, конфликтности членов семьи, неудовлетворенности семейной жизнью. С такого рода эмоциональной отчужденностью связана печальная статистика роста разводов между членами дистантных семей. Ведь забрать с собой за границу жену/мужа и ребенка/детей смогли не более шести процентов трудовых мигрантов;

4) удовлетворение сексуально-эротических потребностей в подавляющем большинстве дистантных семей исключается (по сравнению с небольшим количеством семей, в которых супружеский партнер-трудовой мигрант находится за границей легально, а значит, имеет возможность несколько раз в год приезжать домой). Поэтому супругам, планирующим поездку на заработки одного из них, стоит обсудить данный вопрос, впрочем, как и все другие;

5) удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, организации совместного ведения домашнего хозяйства, разделении труда в семье также исключается.

Следовательно, родитель, озабоченный проблемами устройства семейной жизни после отъезда партнера, не находит достаточно времени для своего ребенка/детей. Также иногда пытается компенсировать детям недостаток внимания и тепла материальными ценностями, а в результате получают постепенное эмоциональное отдаление ребенка, формирование у него эгоцентричной, меркантильной жизненной позиции.

6) удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении надежных коммуникативных связей с ними, а также удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях значительно затрудняется, является сильным стрессогенным фактором, что приводит к росту нервно-психического напряжения личности;

7) организация деятельности по финансовому обеспечению семьи – это едва ли не единственная функция, которая в дистантной семье может выполняться на высоком уровне, но при условии сохранения между супружескими партнерами конструктивных отношений хотя бы на минимальном уровне. Если супруг/супруга за рубежом находит себе новую семью, а дистантная семья распадается и превращается в неполную, разведенную, финансовое обеспечение последней полностью ложится на того, кто остался воспитывать ребенка/детей дома. Если на заработках находится жена, а муж воспитывает детей дома, в большинстве случаев это приводит к нарушению взаимодействия между супругами: традиционно считается, что муж является главным хранителем материального достатка семьи, собственно, на этой основе он считает себя главой семьи. В случае дистантных семей, где жена зарабатывает основные средства и обеспечивает семью, муж начинает чувствовать свою несостоятельность как главы семьи и переживает из-за этого внутриличностные конфликты, а затем может злоупотреблять алкоголем или даже употреблением наркотиков. Следовательно, функция финансового обеспечения семьи также может быть причиной нарушений жизнедеятельности дистантной семьи;

8) рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с них стрессовых состояний и т.д.; в зависимости от психоэмоциональной атмосферы в семье, данная функция может в определенной степени осуществляться.

Социально-психолого-педагогическая ситуация личностного развития подростков в дистантной семье делает невозможным удовлетворение их основных материальных, моральных и воспитательных потребностей. Все это приводит к нарушению функционирования эмоциональной сферы, к искажению личностного развития подростка из дистантной семьи и усилению возрастного кризиса (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др.).

Иерархией мотивов, обусловливающих поездки за границу, являются заработок для улучшения жилищных условий (покупки квартиры или построение дома), приобретение машины или других дорогостоящих товаров длительного пользования, заработок для удовлетворения текущих жизненных потребностей: питание, приобретение необходимых товаров повседневного потребления (одежды и т.д.), накопление средств для оплаты обучения в высших учебных заведениях, накопления стартового капитала для создания собственного бизнеса или развития своего дела; мотивы нематериального характера (увидеть мир, получить определенные трудовые навыки, улучшить знания языка и т.п.).

Дополнительным движущим фактором могут также стать личные обстоятельства: разрыв семейных отношений, или наоборот, возможность объединить семью за границей.

В контексте нашего исследования под дистантной мы рассматривали семью, в которой отсутствует один из родителей, вследствие ухудшения экономической ситуации выехавший на некоторое время за пределы своей родины для того, чтобы устроиться на работу и материально обеспечивать семью или делать сбережения для своего существования после возвращения из-за границы. Характерными психологическими признаками дистантной семьи являются: 1) отсутствие или значительное нарушение функционирования важных элементов в системе семейных отношений: цели (несоответствие целей ставящихся взрослыми членами семьи, с задачами семейной системы), порядка функционирования (дезорганизация семейных связей, что проявляется в отсутствии адекватного распределения семейных ролей, несогласованности целей и правил в функционировании семьи как целостной системы), энергетики системы (недостаток активности, направленной на удовлетворение потребностей других членов семьи, отсутствие направленности на развитие семьи в целом); 2) низкое качество функционирования семьи, вплоть до полного невыполнения семейных обязанностей членами семьи и, соответственно, неудовлетворение их основных потребностей, поскольку состояние, процесс и результат удовлетворения или неудовлетворения потребностей отражают эмоции человека.

1. Гордієнко Н.В. Сучасна українська дистантна сім’я як об’єкт соціально-педагогічної роботи. / Науковий вісник Чернівецького університету. Вип. 263. Педагогіка та психологія. – Чернівці: Рута, 2005. – С.57-61

3. Неповна сімя: особливості роботи соціального педагога / Марина Докторович. – К.: Шк.світ, 2010. – 128 с. – (Бібліотека «Шкільного світу»).

4. Пенішкевич Д. Підготовка майбутніх соціальних педагогів до роботи з дистантними сім’ями // Науковий вісник Чернівецького університету. – 2005. – Вип. 225. Педагогіка та психологія. – С. 92–97.

6. Соціальна робота в Україні: Навч. посіб. / І.Д. Звєрєва, О.В. Безпалько, С.Я. Харченко та ін.; За ред.: І.Д. Звєрєвої, Г.М. Лактіонової. – К.: ДЦССМ, 2004. – 256 с.

7. Соціально-педагогічна робота з неблагополучною сім’єю. Трубавіна І. М. Навчальний посібник. – К.: ДЦССМ, 2003. – 132 с.

8. Соціально-педагогічна та психологічна робота з дітьми трудових мігрантів: Навч.-метод. посібник / за ред. К.Б. Левченко, І.М. Трубавіної, І.І. Цушка. – К.: ФОП «Купріянова», 2007. – 240 с.

Поступила в редакцию 17.06.2014 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *