дистанционное обучение как перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе
Дистанционное обучение как перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе.
Дистанционное обучение производится при помощи информационно- телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.
Чтобы организовать эффективное дистанционное обучение, мало усадить ребёнка за домашнюю парту, нужно ещё поддерживать его интерес и внимание во время занятий.
Для проведения дистанционного обучения я использую платформу Учи.ру, На сайте был зарегистрирован весь класс: дети принимали активное участие в увлекательных олимпиадах, играх, марафонах, работали с карточками.
Сервис имеет яркий дизайн с забавными персонажами «Завриками». На сайте собраны заданиия по математике, русскому языку, окружающему миру. На платформе ученикам каждый день доступно 20 бесплатных заданий, а также для них бесплатно всё, что задаст учитель. Очень удобна функция «Начать урок», позволяющая ребятам выполнять неограниченное количество заданий в течение урока (60 минут). Учителю доступна статистика по последнему уроку, в которой отражено время работы каждого ученика, количество выполненных заданий и допущенных ошибок.
Дети имеют возможность самостоятельно изучать курс русского языка или математики. Учитель отслеживает и корректирует работу ребенка. Все задания выстроены так, что сначала ребенок сам изучает тему, потом идет проверка знаний и закрепление материала. Некоторые ребята класса прошли досрочно полный курс по некоторым учебным предметам, за что были отмечены специальным дипломом, который отображается в разделе «Портфолио».
Учи.ру раскрывает потенциал каждого ученика, позволяет обеспечить индивидуальный подход. Платформа анализирует действия ребенка: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая индивидуальную образовательную траекторию. Учитель видит, какие задания вызвали трудности, сколько времени было потрачено на каждое задание, какие темы отработаны. Прогресс школьников отображается в личном кабинете.
Учащиеся ежегодно активно принимают участие в различных олимпиадах, представленных на сайте. Дипломы и сертификаты можно скачать и распечатать.
Для поддержки учителей в использовании цифровых образовательных ресурсов и современных технологий в обучении на сайте разработана Программа «Активный учитель», которая позволяет учителю пополнить свое портфолио.
На сайте появились новые сервисы для дистанционного обучения:
Для общения с классом, проведения онлайн уроков я использовала сервис «Виртуальный класс». При проведении уроков в «Виртуальном классе» учитель формирует расписание, указывая время и название урока. В видеоконференциях присутствует обратная связь, ребенок может поднять руку, давать устные ответы, использовать «указку». Поэтому общение в рамках виртуального урока строить легко и удобно.
Кроме виртуального класса мной активно использовались сервисы «Задание от учителя» и «Проверка знаний». Они дают возможность легко и быстро отработать определенную тему и провести дистанционно самостоятельную или контрольную работу с целью актуализации знаний учащихся и восполнения пробелов.
«Задания от учителя» формируются учителем из общей базы карточек. Задания можно формировать для всего класса или индивидуально для каждого ученика. При формировании задания учитель указывает срок, отведенный на выполнение карточек. После завершения задания учитель имеет возможность видеть, какие задания были выполнены без ошибок, а для каких потребовалось две и более попыток.
Проверочные работы формируются из Банка готовых заданий. Онлайн-сервисы и платформы для школьного и дополнительного образования все больше входят в жизнь школьников.
Работа по дистанционному образованию дала возможность реализовать прохождение учебного материала, приобрести опыт удаленной работы, который актуален так же в актированные дни. Платформа Учи.ру дает детям возможность учиться удалённо, чтобы не забыть пройденные темы и наверстать пропущенное.
«Дистанционное обучение как перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Дистанционное обучение как перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе». Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Кирсанова Тамбовской области Судоргина Г. М. Декабрь 2020г. © Ольга Михайловна Носова
В начальной школе есть группа учащихся: дети, которые не могут посещать школу в связи с особыми ограничениями, связанными с болезнью; дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний; дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения. карантин © Ольга Михайловна Носова
Дистанционное обучение предполагает систему с использованием компьютерных телекоммуникаций и новейших информационных технологий Одно из основных преимуществ работы в Интернете — это развитие у ребёнка творческой и поисковой деятельности. © Ольга Михайловна Носова
Характерные особенности дистанционного образования «Гибкость». «Модульность» «Параллельность». «Дальнодействие». «Охват». «Рентабельность». «Преподаватель». «Обучающийся». © Ольга Михайловна Носова
Принципы и средства дистанционного обучения. 1.Принцип интерактивности 2.Принцип стартовых знаний 3.Принцип индивидуализации. 4.Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. © Ольга Михайловна Носова
Структурные элементы занятий: Лекция; изучение ресурсов; самостоятельная работа по сценарию; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. © Ольга Михайловна Носова
Плюсы использования дистанционного обучения во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала; в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; в-четвертых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности; · в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. © Ольга Михайловна Носова
Минусы использования дистанционного обучения Подходит не всем детям. Требует ответственности и самомотивации. Необходимость качественных интерактивных средств коммуникации (компьютеров, скоростного интернета и т.п.). нестандартность данного подхода © Ольга Михайловна Носова
Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать выводы о перспективности дистанционного обучения в начальной школе © Ольга Михайловна Носова
Список литературы. 1. http://www.mos-cons.ru/file.php/1/dist_obuchenie/dist_obuch_inv.htm 2. http://distancionnoeobuchenie.com/distancionnoe-obuchenie-detej-invalidov/ 3. http://mon.gov.ru/dok/akt/6311/ 4. http://www.nachalka.com/node/832 5. http://festival.1september.ru/articles/591796/ 6. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-321 © Ольга Михайловна Носова
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-1560151
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Дистанционное обучение как перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия, детский сад №25»
как перспективная форма организации
учебного процесса в начальной школе».
Учитель первой категории
Дегтярь Елена Юрьевна
Описание опыта работы.
«Дистанционное обучение как перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе».
Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение».
Из этого множества определений наиболее точным считается следующее: дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».
Дистанционное обучение, в том числе и в начальном звене, имеет ряд неоспоримых преимуществ.
ü Персонификация обучения. Учащийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.
ü «Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.», что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.
ü Проведение обучения учащихся, имеющие ограниченные возможности.
ü «Доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме».
ü «Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением».
ü Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:
· компьютерные обучающие программы;
· электронные учебные пособия;
· компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
· учебные аудио и видеоматериалы;
Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.
ü Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней.
ü «Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними».
ü «Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению», снятию эмоционального напряжения.
ü Возможность выбора учреждения, в котором будет происходить обучение. Оно не обязательно должно располагаться в непосредственной близости от места проживания учащегося.
ü «Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями».
ü «Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.»
ü «Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии».
Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:
ü Отсутствует личное взаимодействие ребёнка с учителем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может. В связи с этим в начальной школе важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и очные.
ü Обязательное наличие высокой степени самоорганизации ученика, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно. Не секрет, что даже самый сознательный и ответственный ученик может
ü «Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома” и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.
ü Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а учащихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.
ü Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего учителей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие учащегося и учителя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед учеником, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.
Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия ученика и преподавателя. Наиболее широкое распространение в начальной школе получили следующие:
ü Электронная почта. Данная форма взаимодействия доступна для учащихся и среднего, и начального звена. Преимущество заключается в том, что ученик может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что учитель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося.
ü Использование программы «Скайп» (Skype), позволяющей общаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с учеником ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.
ü Гугл-документы. Данный ресурс можно использовать и при работе с документами, и с презентациями, и с таблицами. При этом доступ к ним может быть одновременным, т.е. преподаватель «видит», как учащийся выполняет задание, может корректировать его работу. Недостаток данного ресурса в том, что есть ряд стран, которые ограничивают работу данного браузера и использование его ресурсов становиться невозможным.
ü Возможно также использование Moodle (система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда, которая представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения), различных чатов, блогов, форумов, видеоконференций и т.д.
При выборе средства организации взаимодействия с учеником преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.
Дистанционное обучение учащихся с полным основанием может быть отнесено к инновационным формам организации учебно-воспитательного процесса.
В начальной школе учителя стараются повысить интерес учащихся к познавательной деятельности. Практически уже сложилась система работы в этом направлении, а приходом в повседневную жизнь сети Интернет появляются новые направления и возможности для её совершенствования.
Описанный опыт может быть использован учителями начальной классов в любой общеобразовательной школе при организации учебно-воспитательного процесса. Также дистанционного обучения – это эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Доклад по теме «Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
городского округа город Агидель Республики Башкортостан
имени Руслана Константиновича Холбана
на тему: «Дистанционное обучение как одна
из форм организации учебного процесса»
Выполнила: Гилемшина Заллия Райхановна
Актуальность исследования, цели, предмет, объект, задачи, гипотеза исследования
Понятие «дистанционное обучение»
Организация взаимодействия между обучающимися и преподавателями
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
В последнее время всё большее распространение получает система дистанционного образования. Она гибка, удобна и доступна. Сама идея получения образования на расстоянии не нова. Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввёл в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах, в том числе используются и при организации учебного процесса в начальных классах.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что современная образовательная деятельность определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Также, я считаю, что данная тема является актуальной, так как в этом учебном году нам пришлось перейти на дистанционное обучение в связи со сложившейся ситуацией в стране из-за коронавирусной инфекции.
Цель исследования – выявление особенностей использования дистанционного обучения как формы организации учебного процесса.
Объект исследования – дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса.
Предмет исследования – процесс организации обучения в дистанционной форме.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие предположения: организация обучения с использованием технологий дистанционного обучения будет целесообразна и соответствовать целям обучения, если:
— проведен анализ концепции использования, методов и средств организации учебного процесса с ипользованием технологий дистанционного обучения;
— проведён анализ имеющихся информационных сред для организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения и определена наиболее соответствующая среда целям и задачам обучения;
— предложен и разработан механизм организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения.
• понять, что такое «дистанционное обучение», рассмотрев различные определения;
— рассмотреть, при помощи каких средств осуществляется взаимодействие между обучающимися и преподавателями при дистанционном обучении;
• рассмотреть преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий;
Понятие дистанционного обучения
Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение». В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводятся следующие определения.
Дистанционное образование – «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».
Дистанционное обучение – «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».
Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники».[11]
Дистанционное обучение – это «взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».
Из этого множества определений наиболее точным считается следующее: дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».
Организация взаимодействия между обучающимися и преподавателями
Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и преподавателя. Наиболее широкое распространение в начальной школе получили следующие:
Использование программы «Скайп» (Skype), позволяющей общаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с обучающимся ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.
Moodle — система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда, которая представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. « Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у обучающегося. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке обучающийся, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д. В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, преподаватель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с обучающимися. Может создавать и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д. Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал».
Возможно также использование различных чатов, блогов, форумов, видеоконференций и т.д.
При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.