дистанционное заключение договора оказания услуг связи
Как заключить договор дистанционно?
Я фрилансер, оказываю услуги заказчикам из других городов. Хочу перейти на электронный документооборот, чтобы делать все дистанционно: каждый раз отправлять договор почтой не очень удобно, плюс это дополнительные расходы.
Я купил электронную подпись, но не у всех заказчиков она тоже есть. Как быть в этом случае? Могу ли я со своей стороны подписывать документ электронной подписью, а заказчик — другим способом?
Письменные договоры обязательно должны подписать обе стороны. Подпись можно поставить любым способом, но так, чтобы можно было достоверно и однозначно определить подписанта.
Чтобы в будущем не было споров, состоялась сделка или нет, порядок дистанционного заключения договора нужно прописать в самом договоре. Отдельно надо согласовать электронную подпись и электронный обмен документами, если вы их используете.
Как заключают договоры дистанционно
Судя по вашему вопросу, раньше вы заключали письменный договор самым распространенным способом — составляли документ, который подписывала каждая из сторон, и отправляли бумажные оригиналы друг другу по почте. Но этот способ не единственный.
Договор можно заключить, обменявшись письмами, телеграммами или электронными документами. Стандартный бумажный экземпляр при этом оформлять не нужно.
Электронный документ с электронными подписями, то есть текстовый файл с информацией об ЭП, — это тоже письменный договор. Но чтобы он считался заключенным, нужно выполнить два условия:
Чтобы дистанционно заключить договор, необязательно пользоваться услугами Почты России или подписывать договор электронной подписью. Вот как, например, можно это сделать:
Чтобы эта схема стала рабочей, в договоре нужно подробно описать:
Еще в тексте договора пишут, что если документы приходят в согласованном порядке, то стороны их безоговорочно признают. Например, в договоре указано, что стороны будут обмениваться документами по электронной почте. Исполнитель отправил акт выполненных работ электронно, заказчик получил его на свою почту и на этом основании оплатил работы. От исполнителя никакие документы больше не нужны — он прислал акт в согласованном порядке.
Заключение договора об оказании услуг связи с помощью биометрии
Автор: Нестеров С. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В рамках построения цифровой экономики и развития информационного общества особую актуальность приобретают вопросы расширения возможностей удаленной идентификации и дистанционных способов заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. В этих целях в Госдуму был внесен проект Федерального закона № 891465-7 (далее – Законопроект).
Действующие правила заключения договоров об оказании услуг связи
Порядок заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи регулируется:
статьей 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
разделами II и VII Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342.
Договор может быть заключен в письменной форме в офисе обслуживания оператора связи или его официального представителя.
К сведению: Федеральным законом от 29.07.2017 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» была введена возможность заключения договора через Интернет с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.
Заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи через Интернет используется гражданами значительно реже, чем личное посещение офиса обслуживания оператора связи, в том числе в связи с отсутствием у населения электронных подписей.
Внесение изменений в Федеральный закон № 126-ФЗ
В пояснительной записке к Законопроекту отмечено, что в настоящее время на территории РФ не решена проблема незаконного распространения идентификационных модулей (SIM-карт). Однако наряду с ужесточением порядка распространения идентификационных модулей (SIM-карт) и усилением административной ответственности за его нарушение необходимо расширять возможности дистанционного взаимодействия граждан и организаций с операторами связи, использования технологических возможностей для автоматизации процесса обмена информацией и повышения качества собираемых данных. Этот вопрос приобретает особое значение в силу территориальной протяженности нашего государства, отдаленности значительного числа населенных пунктов, отсутствия сетей федеральных операторов связи в отдельных регионах. Кроме того, потребность в расширении способов заключении договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи сохраняет свою актуальность в связи с бурным развитием «Интернета вещей». Поэтому процедура дистанционного заключения договоров должна быть быстрой, понятной и удобной при соблюдении предусмотренных законодательством требований.
В Законопроекте предлагается ввести дополнительный способ заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством Интернета c применением информационных технологий, предназначенных для обработки биометрических персональных данных и получения сведений, необходимых для заключения таких договоров. Особенности процедуры будут указаны в новой редакции Правил оказания услуг телефонной связи.
Для заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту потребуется установить на пользовательское оборудование специальное программное обеспечение оператора связи, с помощью которого:
осуществляется фотографирование человека и распознавание страниц документа, удостоверяющего личность;
подтверждается совпадение изображения человека, полученного с помощью программного обеспечения, с фотографией в документе, удостоверяющем личность.
Полученные сведения должны направляться оператору связи в режиме реального времени. SIM-карта будет заблокирована до внесения в базы данных оператора связи сведений об абоненте, полученных через программное обеспечение.
Поскольку физическое лицо или индивидуальный предприниматель не будут находиться в офисе оператора связи при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи указанным выше способом, то с целью обеспечения возможности дистанционной обработки биометрических персональных данных предусмотрено внесение изменений в ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ и в ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
К сведению: Федеральным законом от 29.07.2017 № 245-ФЗ предусмотрена обязанность оператора связи осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП. Проверка может проводиться, в частности, с помощью федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА), а также с помощью информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Ввиду реализации нового способа дистанционного заключения договора, повышающего качество идентификации абонента, а также с учетом существующих ограничений информационных систем органов власти, в том числе при взаимодействии со СМЭВ, и недостаточным количеством подтвержденных учетных записей о гражданах в ЕСИА необходимы дополнительные дистанционные способы проверки сведений об абонентах и пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП.
В качестве дополнительного способа проверки сведений об абонентах и пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП предлагается использовать сведения о плательщике, полученные от коммерческих банков и других кредитных организаций, при оплате в безналичной форме с банковского счета абонента, выставленного оператором связи счета за услуги связи. Предлагаемые Законопроектом меры позволят:
гражданам – заключать договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в любом месте на территории РФ, сократить распространение идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения договоров;
операторам связи – создать дополнительные способы получения достоверных сведений об абонентах и пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП, что будет способствовать выполнению требований Постановления Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».
Итак, чтобы заключить с физическим лицом или индивидуальным предпринимателем через Интернет договор об оказании услуг мобильной связи, будет достаточно его биометрических персональных данных. Для этого абоненту потребуется установить (например, на смартфон) специальное приложение оператора связи, которое позволит сделать фото лица и распознать страницы документа, удостоверяющего личность. Данные будут направлены оператору связи. При этом он не окажет услуги, пока в его базу данных не поступят достоверные сведения об абоненте. Согласие на обработку биометрических персональных данных не понадобится.
Также планируется ввести новый способ проверки достоверности информации об абоненте – физическом лице: использование сведений банка, полученных при безналичной оплате услуг связи абонентом.
Появилось приложение для заключения договоров в онлайн-режиме
studiostoks / Depositphotos.com |
Минцифры России сообщило о запуске приложения, благодаря которому граждане могут заключать договоры дистанционно (информация Минцифры России от 3 августа 2021 г.). Новое приложение из семейства Госуслуг называется «Госключ», его уже можно скачать в магазинах приложений.
Воспользоваться «Госключом» могут граждане с подтвержденной учетной записью на Едином портале госуслуг. По данным министерства, сегодня насчитывается почти 80 млн таких пользователей.
Новое приложение создает электронную подпись пользователя, которая хранится в защищенной и безопасной инфраструктуре электронного правительства. После этого можно приступать к оформлению договора. Функционал приложения доступен без взимания платы.
В настоящее время дистанционно можно подписать только один вид договора – на оказание услуг сотовой связи. Пока лишь с одним оператором, но в ближайшее время к «Госключу» подключатся все крупные операторы сотовой связи.
Минцифры России пообещало, что перечень сделок и юридических документов, которые можно подписывать с помощью нового сервиса, будет расширен. В том числе планируется использование «Госключа» для онлайн-подписания договоров купли-продажи автомобиля и аренды недвижимости.
С какого момента договор считается действующим? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Приложение «Госключ» разработано в рамках эксперимента по использованию электронной подписи портала госуслуг для заключения договоров. Он пройдет с 20 июля 2021 года по 31 июля 2022 года (постановление Правительства РФ от 15 июля 2021 г. № 1207).
Что кроется за дистанционным заключением договоров на оказание услуг связи?
Начнем с упрощения дистанционных процедур заключения, изменения и прекращения договоров об оказании услуг связи, в том числе для технологии eSIM. Законопроект позволяет абонентам, как и раньше, заключать договоры с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). При этом ни одного положения, что упрощается получение УКЭП, законопроект не содержит. Если у лица этой подписи до сих пор нет, то придется собрать необходимый пакет документов и, несмотря на ковид, отправиться в аккредитованный удостоверяющий центр за ее получением лично, с паспортом и за плату.
Возникает закономерный вопрос, а почему бы сразу не пойти в офис оператора связи или салон сотовой связи и по старинке не заключить договор на оказание услуг связи? Видимо, для того чтобы можно было потом сменить оператора мобильной связи, сидя на диване, как предлагается в пояснительной записке. В отличие от предыдущего законопроекта, этот законопроект не предлагает варианта заключения договора путем установки специального приложения на мобильное устройство, где в режиме реального времени можно было бы направить необходимые личные данные оператору связи и заключить договор.
Следующей целью законопроекта является противодействие кражам мобильных устройств. Для реализации этой цели ранее уже предлагалось ввести понятие «идентификатор пользовательского оборудования» и закрепить возможность абонента внести данные о таком идентификаторе в ЕСИА. В дополнение к этому законопроект предоставляет абоненту право в случае утраты (кражи) устройства обратиться в Роскомнадзор с требованием не оказывать услуги связи лицу, использующему утраченное устройство, исходя из данных об идентификаторе в ЕСИА. Однако идентификатор пользовательского оборудования не имеет своей уникальности в силу технологических особенностей и может быть сменен как производителем, так и иными лицами с помощью программного обеспечения. Это создает вероятность блокировки в том числе и других устройств с идентичным номером.
Кроме того, в пояснительной записке ставится знак равенства между понятием «идентификатор пользовательского оборудования» и IMEI, однако текст самого законопроекта не оперирует понятием IMEI. Отсутствие четкого понятийного аппарата может привести к коллизиям на практике.
И наконец, действующее регулирование уже предусматривает прекращение оказания услуг связи по заявлению абонента, и согласно правилам оказания услуг связи абонент обязан сообщать оператору связи об утрате идентификационного модуля (SIM-карты). В связи с этим возникает вопрос о необходимости внесения в ЕСИА сведений об IMEI. Видимо, цель не столько в противодействии кражам, сколько в усилении контроля за населением, в том числе через используемые абонентские устройства.
Заключительной целью законопроекта названа борьба с распространением «серых» SIM-карт (которые, как правило, оформлены на юридических лиц (ЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ИП). В связи с этим законопроект предусматривает обязанность операторов связи оказывать услуги связи только авторизованным абонентам в ЕСИА с добавлением в нее информации о номере телефона.
При этом законопроект не предлагает оператору брать сведения из ЕСИА, а именно сверять. Таким образом, государство накладывает на бизнес дополнительные обязанности, расписываясь в неэффективности системы контроля за оборотом «серых» SIM-карт.
Что кроется за дистанционным заключением договоров на оказание услуг связи?
Начнем с упрощения дистанционных процедур заключения, изменения и прекращения договоров об оказании услуг связи, в том числе для технологии eSIM. Законопроект позволяет абонентам, как и раньше, заключать договоры с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). При этом ни одного положения, что упрощается получение УКЭП, законопроект не содержит. Если у лица этой подписи до сих пор нет, то придется собрать необходимый пакет документов и, несмотря на ковид, отправиться в аккредитованный удостоверяющий центр за ее получением лично, с паспортом и за плату.
Возникает закономерный вопрос, а почему бы сразу не пойти в офис оператора связи или салон сотовой связи и по старинке не заключить договор на оказание услуг связи? Видимо, для того чтобы можно было потом сменить оператора мобильной связи, сидя на диване, как предлагается в пояснительной записке. В отличие от предыдущего законопроекта, этот законопроект не предлагает варианта заключения договора путем установки специального приложения на мобильное устройство, где в режиме реального времени можно было бы направить необходимые личные данные оператору связи и заключить договор.
Следующей целью законопроекта является противодействие кражам мобильных устройств. Для реализации этой цели ранее уже предлагалось ввести понятие «идентификатор пользовательского оборудования» и закрепить возможность абонента внести данные о таком идентификаторе в ЕСИА. В дополнение к этому законопроект предоставляет абоненту право в случае утраты (кражи) устройства обратиться в Роскомнадзор с требованием не оказывать услуги связи лицу, использующему утраченное устройство, исходя из данных об идентификаторе в ЕСИА. Однако идентификатор пользовательского оборудования не имеет своей уникальности в силу технологических особенностей и может быть сменен как производителем, так и иными лицами с помощью программного обеспечения. Это создает вероятность блокировки в том числе и других устройств с идентичным номером.
Кроме того, в пояснительной записке ставится знак равенства между понятием «идентификатор пользовательского оборудования» и IMEI, однако текст самого законопроекта не оперирует понятием IMEI. Отсутствие четкого понятийного аппарата может привести к коллизиям на практике.
И наконец, действующее регулирование уже предусматривает прекращение оказания услуг связи по заявлению абонента, и согласно правилам оказания услуг связи абонент обязан сообщать оператору связи об утрате идентификационного модуля (SIM-карты). В связи с этим возникает вопрос о необходимости внесения в ЕСИА сведений об IMEI. Видимо, цель не столько в противодействии кражам, сколько в усилении контроля за населением, в том числе через используемые абонентские устройства.
Заключительной целью законопроекта названа борьба с распространением «серых» SIM-карт (которые, как правило, оформлены на юридических лиц (ЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ИП). В связи с этим законопроект предусматривает обязанность операторов связи оказывать услуги связи только авторизованным абонентам в ЕСИА с добавлением в нее информации о номере телефона.
При этом законопроект не предлагает оператору брать сведения из ЕСИА, а именно сверять. Таким образом, государство накладывает на бизнес дополнительные обязанности, расписываясь в неэффективности системы контроля за оборотом «серых» SIM-карт.