дистанционные формы воспитательной работы
Воспитательная работа на дистанционном обучении
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 02.05.2020
Статья просмотрена: 17949 раз
Библиографическое описание:
Хромцова, Ю. Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении / Ю. Н. Хромцова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (дата обращения: 11.11.2021).
В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия педагога и обучающихся между собой на расстоянии с помощью специфичных Интернет-технологий.
Ключевые слова: дистанционное обучение, воспитательная работа, классному руководителю.
Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами дистанта до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа.
Многие могут возразить, что воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки. «В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем» [2, 20] — утверждал Подласый И. П. Тем не менее воспитательная работа образовательного учреждения, в частности, классных руководителей, не сводится только к урочной деятельности: многие задачи целесообразно решать вне привязки к определённым темам.
В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей:
– технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, так и о низком уровне цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов);
– низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания от учителей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога);
– ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый);
– отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети как педагогам, так и подросткам ещё нужно научиться).
Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно. Более того, не следует недооценивать дистанционные формы воспитательной работы. Помимо своих стандартных задач (предоставление возможности включения в деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимся на семейном обучении; оперативное получение обучающимся и родителями информации по итогам диагностик и тестирований; гибкий график и комфортная удобная обстановка и другие), дистанционная воспитательная работа способна обеспечить решение следующих:
– индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов);
– обеспечение более личного контакта с учениками (по данным исследований [1] современные подростки почти не имеют запретов и ограничений для выхода в сеть, 45 % проводят «online» от 1 до 4 часов, а 39 % — более 4 часов, таким образом педагоги, выходя на контакт с ребятами дистанционно, попадают уже на их территорию, становятся «своими»);
– привлечение сторонних участников воспитательного процесса (в частности, это касается тех специалистов или интересных личностей, которые находятся на отдалении, например, выпускники школы или профессиональные психологи);
– включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким).
Также следует помнить, что некоторые проблемы, актуальные сегодня, просто невозможно полностью решить в стенах школы: одной из задач национального уровня является повышение цифровой грамотности населения. Так, ещё в 2018 г. в своём Послании 1 марта Президент Российской Федерации отметил: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения. к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху». Без примера и без использования цифровых возможностей современного образования, невозможно показать школьникам эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий. Так, при использовании методов и форм дистанционной воспитательной работы мы создаём условия для практической реализации навыков и умений подростков в цифровой среде, а также имеем возможность её оценивать и, при необходимости, корректировать.
Более того, в случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате (например, как во время пандемии коронавируса), удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности.
Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно?
Проще всего организовать со школьниками конференц-связь, когда учитель может, как обычно, вести повествование и демонстрировать необходимые изображения, музыку или видео. Так можно проводить информационно-ознакомительные классные часы, родительские собрания, мастер-классы и другие мероприятия. Но при этом, важно помнить, что общение с помощью специальных устройств, а не лично, обладает особенностями: вы не контролируете и не знаете, чем занят каждый ученик в «онлайн-классе». Важно договориться с учениками о правилах на таких классных часах, особенностях общения (например, в чате). Также нельзя забывать, что воспитательный процесс требует обратной связи. Важно предусмотреть рефлексию, возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающихся всему классу.
Актуальной для дистанта формой являются веб-квесты. Они представляют из себя технологию, в рамках которой «педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы» [3]. При этом за счет групповой работы развиваются коммуникативные, лидерские качества, а также повышается мотивация к процессу получения информации.
Ещё один интересный способ объединить класс во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.
Также дистанционный формат актуален для профориентационной работы: можно связаться с вузом и дать возможность обсудить перспективы обучения в нём, а можно устроить интервью с родителями — представителями разных профессий.
В рамках дистанционного обучения с ребятами можно организовать совместный просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, выход в виртуальный музей с обменом эмоциями после посещения, выставки творческих работ одноклассников, конкурсы и многое другое. Никто не отменял и личные беседы, разговоры, работу в небольших творческих группах.
При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с подростками, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами.
Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит подросткам знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.
Доклад «Реализация воспитательной деятельности в период дистанционного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Республиканский физико-математический лицей-интернат
Реализация воспитательной деятельности
в условиях дистанционного обучения
Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами дистанта до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа.
Многие могут возразить, что воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки.
«В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем»— утверждал Подласый И. П. Тем не менее воспитательная работа образовательного учреждения, в частности, классных руководителей, не сводится только к урочной деятельности: многие задачи целесообразно решать вне привязки к определённым темам.
В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей:
– технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, так и о низком уровне цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов);
– низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания от учителей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога);
– ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый);
– отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети как педагогам, так и подросткам ещё нужно научиться).
Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно. Более того, не следует недооценивать дистанционные формы воспитательной работы, потому что она способна обеспечить решение следующих задач:
– индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов);
– обеспечение более личного контакта с учениками (по данным исследований современные подростки почти не имеют запретов и ограничений для выхода в сеть, 45 % проводят «online» от 1 до 4 часов, а 39 % — более 4 часов, таким образом педагоги, выходя на контакт с ребятами дистанционно, попадают уже на их территорию, становятся «своими»);
– включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким).
Также следует помнить, что некоторые проблемы, актуальные сегодня, просто невозможно полностью решить в стенах школы: одной из задач национального уровня является повышение цифровой грамотности населения.
Более того, в случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате (например, как во время пандемии коронавируса), удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности.
Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно?
В основе любого учебного и воспитательного процесса лежит интерес. Если обучающийся действительно заинтересован в процессе, мероприятии, обучении, то с огромной долей вероятности можно сказать, что у него всё получится и будут достигнуты положительные результаты как в образовательной, так и в воспитательной деятельности. Следовательно, необходимо искать максимально интересные формы своей работы, не останавливаться на одних и тех же общепринятых мероприятиях, а стараться их максимально разнообразить, сделать более зрелищными, интерактивными, увлекательными.
Для соблюдения этого принципа педагогу необходимо не только ориентироваться на возрастные особенности детей своего класса, но и на их индивидуальные предпочтения. Если большинство учащихся в классе любят петь или читать стихи, то для них разумной формой будет проведение концерта, конкурса. Например, в этом году при подготовке празднования 75-летия победы в Великой Отечественной Войне многие ученики проявили желание учить стихотворения и песни военных лет, принимать участие в конкурсах, проектах. В результате каждый ученик был задействован в творческой деятельности, посвященной этой знаменательной дате.
А если большая часть класса любит рисовать или делать поделки?
Соответственно, в таких группах следует проводить выставку творческих работ. Следует отметить, что многие родители обучающихся принимают в изготовлении поделок активное, непосредственное участие. Обучающиеся по заданию учителя, а многие и по собственной инициативе, готовят творческие работы: поделки, рисунки, плакаты. Наиболее успешные работы можно направить на общешкольный конкурс, а так же на различные дистанционные конкурсы. В настоящее время в интернете проводится огромное количество самых разных творческих конкурсов для детей, на которые достаточно отправить фотографию работы и заявку. Такая форма работы не требует личного присутствия и прекрасно подходит для дистанционной воспитательной работы.
Одним из интересных способов объединить группу во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.
Еще одно направление работы классного руководителя, которое мы проводили дистанционно — это проведение виртуальных экскурсий и прогулок по знаменитым местам России и, возможно, других стран. Это организация виртуального посещения музеев, театров, выставок и других мероприятий, формирующих у учеников правильное эстетическое восприятие мировой культуры. Думаю, что и такие направления воспитательной работы как экологическое и патриотическое воспитание, тоже можно удачно вписать в дистанционный формат. Важно, что такие мероприятия надо стараться делать открытыми: в них должны участвовать не только дети, но и родители.
Ещё одной из форм организации воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия может стать проведение акций для учащихся. Понятие «акция» имеет иностранное происхождение и в буквальном переводе означает «действие, ведущее к определенному результату».
Можно выделить такие виды современных акций, в которых мы с вами участвовали, как:
Акция «Свеча памяти», «Георгиевская лента», «Пионеры-герои», «Окна Победы», «Окна России», во время которой участники акции готовили видеоролики и фотографии, стихотворения о пионерах-героях.
Участие в Интернет-акциях, проектах и других формах организации воспитательной работы с использованием компьютерных средств способствует формированию информационной культуры ученика и учителя, стимулирует к освоению и применению ИКТ в образовательном процессе, дает возможность дистанционного сотрудничества в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Подобные мероприятия можно организовать по скайпу, на платформе Zoom или воспользоваться другими подобными платформами.
При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с детьми, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами. Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит детям знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.
Итак, можно сделать следующие выводы:
– режим дистанционного обучения позволяет успешно проводить воспитательную работу с обучающими;
– старые, общепринятые формы ведения воспитательной работы можно адаптировать к условиям дистанционной работы;
– дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения воспитательной работы;
– для успешного ведения воспитательной работы в условиях дистанционного обучения необходимо осваивать новые технологии, средства коммуникации, программы и платформы, активно применять их в практической деятельности;
– подобный режим работы позволяет более активно привлекать родителей обучающихся к воспитательной работе.
Главное, не падать духом, искать новые формы и методы работы, рассматривать дистанционное обучение не как препятствие и сложности, а как новые возможности, поле для творчества и саморазвития.
Дистанционные формы организации воспитательной работы с учащимися
, КОИПКРО, г. Кострома
Дистанционное взаимодействие учащихся несет в себе новые возможности для организации воспитательного процесса. Наблюдается повышение у учащихся мотивации к участию в мероприятиях, активизируется познавательная, исследовательская, творческая, коммуникативная деятельность.
Одним из направлений работы региональных образовательных площадок является разработка дистанционных форм организации воспитательной работы.
В основу инновационной деятельности были заложены два подхода к моделированию данных средств воспитания:
— комбинации традиционных форм организации внеурочной деятельности, информационно-коммуникационных технологий и новых средств передачи информации путем Интернета и сотовой связи;
— использование форм привлечения молодежи к тому или иному виду деятельности в современных средствах массовой коммуникации.
После тщательного анализа творческая группа педагогов и старшеклассников остановилась на модернизации такой традиционной формы как игра.
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Наблюдалась активная позиция старшеклассников при включении в игровую деятельность при любой форме и любом содержании, заложенном в игру. Это обусловлено тем, что игра:
— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса, а не от результата;
— имеет творческий, в значительной мере импровизированный характер;
— сопровождается эмоциональной приподнятостью, соперничеством.
Любого ученика, даже находящегося на расстоянии, как это предусмотрено дистанционными формами взаимодействия, легче включить в игровой процесс, чем в какой-либо другой, связанный с образованием.
Педагогам данная форма организации внеурочной деятельности привлекательна тем, что выполняет целый ряд функций при организации воспитательного процесса: развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, корректирующую, а так же способствует самореализации личности ученика и педагога.
Кроме того, в структурные компоненты игры: игровые роли, игровые действия, сюжет содержания – легко было внести новые компоненты, связанные с ИКТ.
В результате появились следующие формы организации внеурочной деятельности группы старшеклассников, участвующих в сетевом взаимодействии:
— Дистанционная интеллектуальная игра;
— Дистанционная ролевая игра «Сотая высота».
Отличительные черты данных форм организации внеурочной деятельности:
· Работа в режиме on-line для игровых форм внеурочной деятельности (общение в реальном режиме времени в течение установленного положением срока от одного часа для интеллектуальной игры до пяти дней для ролевой игры) и в режиме off-line для проектной деятельности;
· Общение ведётся посредством электронной почты (рассылка положений, вопросов и заданий, дипломов участникам, подведение итогов) и в режиме постоянно-действующей телеконференции;
· Размещение результатов игр и проектов осуществляется в сети Интернет;
· Поиск информации для выполнения игрового и исследовательского заданий осуществляется в разнообразных источниках (Интернет, компакт-диски, справочники и энциклопедии и т. д.).
Изменения в организации и содержании внеурочной деятельности в ОУ
в связи с внедрением сетевого проекта
Нормативно – правовое направление:
· Внесение изменений в должностные (функциональные) обязанности работников воспитательной службы приказом по школе;
· Разработка локальных актов о творческих группах, педагогах, организующих дистанционное взаимодействие сетевых партнеров вне урока;
· Разработка положений о сетевых мероприятиях.
· Доплата учителю информатики за работу с электронной почтой в рамках проекта;
· Введение ставки сетевого координатора данной деятельности;
· Поиск и оформление на работу специалистов по теме проекта.
· Обучение работников воспитательной службы дистанционным методам взаимодействия;
· Поиск сетевых проектов российского и международного уровня, организация участия;
· Внедрение новых форм организации внеурочной деятельности;
· Повышение ИКТ-компетентности учащихся – участников сетевого взаимодействия.
· Участие в ведении информационного сайта проекта;
· Рекламная кампания мероприятий проекта в школе и местном сообществе.
· Обеспечение доступа в Интернет, настройка электронной почты;
· Оборудование электронного рабочего места учащегося и педагога.
Дистанционная интеллектуальная игра
Участникам предлагалось включиться в игру по следующим правилам:
Продолжительность игры 1 час.
С центрального компьютера, у которого находились организаторы игры, каждая команда получала 25 интеллектуальных вопросов из области «Естествознание» и «Обществознание». Участники сами разрабатывали стратегию и тактику поиска информации с использованием Интернет-ресурсов и других источников. Ответив на вопрос, школы посылали ответ на центральный компьютер посредством электронной почты.
На центральном компьютере производился учет ответов на вопросы и начислялись баллы от 5 до 10 (на усмотрение жюри) за каждый правильный ответ. Баллы заносились в специальную таблицу.
Команды могли обращаться за подсказкой друг к другу («бесплатно») и организаторам игры (за подсказку из счета команды вычитается 5 баллов). Такое же количество баллов снимается и в случае неправильного ответа на вопрос. Победила команда, набравшая большее количество баллов.
После окончания игры каждому участнику по электронной почте пересылались диплом победителя или сертификат участника. Было предусмотрено также материальное поощрение победителей на Форуме участников сетевого взаимодействия.
Дистанционная интеллектуальная игра вызвала положительные отклики у участников и организаторов. На совещании творческой группы эксперимента решено было сделать такой вид внеурочной деятельности традиционным и применять его не только для организации взаимодействия школ сети, но и в других воспитательных пространствах и внутри образовательного учреждения. Так, аналогичная игра была проведена для образовательных учреждений города Шарьи и для всех желающих учеников МОУ СОШ №5.
Телекоммуникационная деловая игра «Дебаты» – форма дискуссии между двумя игровыми командами, находящимися на расстоянии, выдвигающими свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса с целью убеждения в своей правоте; проводится посредством электронной почты.
Дебаты основываются на трех принципах:
· Уважение – дебаты касаются идей и их столкновений, а не личностей участников;
· Честность – честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах;
При организации игры были выдвинуты следующие задачи:
· Стимулирование развития таких качеств участников сети, как умение организовывать свои мысли, работать в команде, быть уверенным в себе, критически мыслить и т. д.;
«Дебаты» проводились по следующему механизму:
На каждую игру команды-участники получают игровую роль: «Команда утверждения» и «Команда отрицания», роли меняются от игры к игре и указываются в графике.
На каждую игру задается один тезис по какой-либо теме.
Задача «Команды утверждения»: найти как можно больше аргументов, подтверждающих предложенный тезис, и представить их в виде дискуссии своему игровому сопернику. Задача «Команды отрицания»: найти как можно больше аргументов, опровергающих предложенный тезис, и представить их в виде дискуссии своему игровому сопернику. Желательно использовать местный материал.
Аргументы команд готовятся заранее и за день до игры отправляются команде-сопернице.
Команда-соперница готовит не менее трех вопросов по предложенным аргументам.
В заключение игры представляются выводы по обсуждаемому тезису.
Был создан график игры с таким условием, чтобы все участники могли пообщаться друг с другом посредством электронной почты.
Технология дебатов позволяет заложить любое содержание по различным направлениям воспитания подрастающего поколения. Проект, проведенный в 2005 году, имел эколого-краеведческую направленность и способствовал развитию патриотических чувств воспитанников. Предусматривались следующие темы для дискуссии:
— «День победы – праздник всех времен и народов»;
— «Проект «Костромская Снегурочка» – шаг к процветанию области»;
— Дистанционная ролевая игра «Сотая высота».
Дистанционная ролевая игра «Сотая высота» заменила традиционную военизированную ролевую игру «Зарница».
Соответственно, игра была направлена на достижение двусторонней цели:
· Создание условий для формирования гражданской позиции учащихся;
· Внедрение сетевых форм взаимодействия в воспитательный процесс;
… и решала следующие задачи:
· Выявление организационного и интеллектуально-познавательного потенциала участников телекоммуникационного взаимодействия в области предметных знаний по основам безопасности жизнедеятельности и применения информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности;
· Приобщение школьников к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России;
· Отработка механизма проведения ролевой игры в условиях сетевого взаимодействия;
· Стимулирование развития таких качеств у учащихся, которые позволяют работать в условиях проекта в сетевой команде (организованность, критичность, коллективизм и т. п.).
Ролевая игра проводилась в рамках месячника патриотической работы. Командам предлагалось в течение 5 дней поэтапно выполнить задания и набрать максимальное количество баллов за их выполнение (100 баллов – «сотая высота»).
Содержание игры формировалось с учетом знаний участников в следующих предметных областях: ОБЖ, информатика, география, физкультура, литература, музыка, география, история.
В организации ролевой игры использовались как уже апробированные формы сетевого взаимодействия – интеллектуальная игра, дебаты, так и новые – заочная спартакиада.
Игровые роли участников распределялись на двух уровнях:
1 уровень: все участники сетевой игры делятся на 2 армии – «синие» и «зеленые»; желательно участие равного количества школьных команд в каждой из армий; армии играют друг против друга; цель команд внутри одной армии – совместная деятельность для победы над «врагом»;
2 уровень: внутри каждой команды участники получают игровые роли: командир, связист, разведчики, снайперы, саперы, санитары, минеры, «морские волки», пехотинцы.
Игра состояла из 7 этапов: Построение, «Шифровка», «Разведка», «Минное поле», «Спасатель», «Полоса препятствий», «Парад команд». Каждый этап проводился в строго определенное время для определенных игровых ролей. Обмен информацией происходил путем электронного взаимодействия, например, на этапе «Разведка» армии за определенное время должны узнать как можно больше информации о сопернике.
Данная форма организации внеурочной деятельности универсальна в применении и может быть адаптирована для любых типов образовательных учреждений, с изменением содержания. Так, при организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Галича и Чухломского района, был разработан и проведен свой вариант – виртуальная ролевая игра «Зарница».
Одной из форм организации воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия может стать проведение акций для подростков и молодежи.
Понятие «акция» имеет иностранное происхождение и в буквальном переводе означает «действие, ведущее к определенному результату».
Акцию, как форму привлечения молодежи к тому или иному виду деятельности, активно используют современные средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, компьютерные сети). Суть такой акции – совокупность действий, направленных на сближение с целевой аудиторией с целью завоевания доверия клиентов и увеличения продаж продукции различных производителей. Это всевозможные SMS-акции, интерактивные голосования, рекламные кампании продуктов питания и товаров первой необходимости. Форму акции используют также различные благотворительные организации, когда люди приносят в определенное место одежду, обувь, предметы домашнего обихода, книги, игрушки, которые потом будут розданы всем нуждающимся.
Несмотря на то, что данные способы воздействия на население носят чаще всего досуговый или бытовой характер, происходит процесс усвоения людьми некоторых социальных норм, формирование ценностных ориентаций и даже неформального просвещения различных слоев населения. Некоторые характеристики акций, такие, как кратковременность, конкретность задания и результата, минимальная подготовка к участию, наличие стимулирования, привлекают к участию в них широкие слои подростков и молодежи.
В зависимости от средств, с помощью которых будет происходить обмен информацией между организаторами и участниками, можно выделить такие виды современных акций, как:
· Интернет-акции (средство передачи информации – электронная почта);
· SMS-акции (средство передачи информации – сотовый телефон).
В зависимости от перечня действий, которые выполняет участник, можно выделить несколько видов акций.
1 вид: «Соверши действие» (позвони, приди, нажми на кнопку телевизора, отправь слово по электронной почте и т. п.).
Чаще всего такие акции проводятся с целью подсчета количества людей, заинтересованных в том или ином вопросе.
2 вид: «Выполни задание и сообщи о нем» (прибери двор и пришли фотоотчет, в течение 5 дней соблюдай диету и сообщи о результате и т. п.).
Акции могут проводиться в рекламных целях, но могут носить и социально значимый характер – тогда, когда необходимо привлечение большого количества участников для преобразования какого-то объекта.
3 вид: «Сделай как можно больше» (звонков, текстовых сообщений, собери крышечки от сока и т. п.).
Акция носит соревновательный характер. Цель может быть рекламной, диагностической, просветительской.
4 вид: «Приди и приведи» (друга на мероприятие, компанию на распродажу, участника войны в класс и т. п.).
Акции проводятся с целью привлечения как можно большего количества людей к участию в каком-то действии.
5 вид: «Соверши действие и получи» (купи модные дизайнерские кроссовки – получи книгу о футбольном движении в подарок (плакат с изображением футболистов) и т. п.).
В основу организации любой акции могут лечь следующие принципы:
· принцип эмоциональной встряски (информация о содержании акции носит характер эмоциональной встряски, нового ощущения, запоминается и ассоциируется на подсознательном уровне);
· принцип долгосрочного запоминания (информация преподносится через различные формы ощущения);
· принцип новизны и неожиданности подачи идеи (использование «звезд», шоу, мероприятий-событий и т. п.);
При подведении итогов акции обязательно наличие стимулирования участников. Стимул может быть материальным или моральным. Так, моральным стимулом может стать размещение материала об участнике в СМИ или на сайте в Интернете, участие в каком-то привилегированном мероприятии, пересылка материалов, связанных с результатом.
Опыт использования Итернет-акций
в образовательном региональном пространстве
Для образовательного пространства г. Волгореченска:
· Акция «Семейная реликвия с войны», во время которой участники собирали фотографии семейных реликвий.
· Акция «Военно-полевой словарь», во время которой участники давали своё определение (верное или творческое) терминам, используемым в лексиконе времён ВОВ, составляли словарь редких слов военной поры.
· Акция «Поэтическая страничка»», во время которой участники акции сочиняли стихотворения на военную тематику (используя предложенную рифму или самостоятельно).
Для образовательного пространства Галич – Чухлома:
· Акция «Аллея памяти», во время которой учащиеся сажали деревья, производили уборку у памятников и обелисков героям ВОВ, фотографировали результат своей деятельности и посылали или приносили фотоотчет в координационный пункт.
· Акция «Открытка для ветерана», во время которой учащиеся создавали макеты открытки для ветеранов в текстовом или графическом редакторе, пересылали или приносили в электронном виде в координационный пункт.
· Акция «Забытая карта», во время которой учащиеся посылали в координационный пункт названия предприятий, организаций, находящихся в их местности и внесших значительный вклад в помощь фронту во время ВОВ.
Для реализации Проекта был создан комплекс условий:
· Наличие выхода в Интернет у участников Проекта;
· Создание сайта Проекта.
· Специалист Отдела образования – координатор Проекта;
· Внесение в должностные обязанности заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе деятельности по сетевому взаимодействию;
· Сетевой координатор (лаборант).
· Обучение участников Проекта навыкам электронного оформления творческих работ.
· Положение о Проекте;
· Приложения, регламентирующие обязанности всех участников Проекта.
· Организация работы оргкомитета и творческих групп;
· Организация рекламной кампании с привлечением СМИ.
· Создание призового фонда и фонда поощрения участников проекта;
· Финансовая поддержка технического оснащения проекта.
Реализованные проекты заняли определенное место в деятельности муниципальных образований по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 60-летию Победы в ВОВ.
Во время проведения акции «Аллея памяти» усилиями учащихся и педагогов школ были озеленены территории муниципальных образований, приведены в порядок памятники героям и участникам ВОВ.
В результате акции «Открытка для ветерана» ветераны получили поздравительные открытки, созданные от души подрастающим поколением.
Материалами акций пополнены реальные и виртуальные музеи населенных пунктов, изданы литературные сборники и другие печатные материалы.
Участие в Интернет-акциях и других формах организации воспитательной работы с использованием компьютерных средств способствует формированию информационной культуры ученика и учителя, стимулирует к освоению и применению ИКТ в образовательном процессе, дает возможность дистанционного сотрудничества в вопросах воспитания подрастающего поколения.