длительный процесс сознательного жестокого физического или психического отношения со стороны одного
Статья «Буллинг и современный подросток»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Буллинг и современный подросток
Буллинг – это длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку, который не может себя защитить.
Выделяют несколько типов буллинга:
Активное участие в буллинге всегда принимают три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч.
Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы. Но пассивное не сопротивление последней и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить.
Жертвой буллинга или его более легкой формы моббинга может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером. Для того чтобы стать жертвами более старших детей, не нужно и этого.
Последствия буллинга печальны, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:
1. Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям.
2. Сложности во взаимоотношениях. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
3. Болезни. Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии.
Конспект беседы на тему: » Стоп буллинг. Остановим травлю»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Беседа с учащимися на тему: «Стоп буллингу. Остановим травлю!»
Цель: профилактика буллинга в школьной среде
-раскрыть понятие «школьный буллинг»;
продолжить формирование толерантного отношения к сверстникам и взрослым людям.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
В школе, как и в любой социальной среде, возможны конфликты. Какие конфликты чаще возникают в школе? Итак, мы отметили, что конфликт может развиться как между двумя учениками, так может быть и односторонним, т.е. его разогревает и провоцирует один из учеников. Обычно при конфликте силы равны. А если в определенной ситуации страдает только один человек, что это за явление? Давайте попробуем разобраться.
Травля — это систематическое проявление агрессии или психологического давления по отношению к одному или нескольким членам группы. При травле существует целая группа агрессоров и есть жертва. Травля – это всегда систематическое и долговременное действие. Конфликт же случается единовременно. Травля всегда причиняет очень сильную боль жертве. При конфликте обе стороны испытывают определенные эмоции, но они не имеют последствий в дальнейшем. Если мы говорим о конфликте, то есть смена ролей, а в травле она отсутствует.
3. Понятие буллинг, его типология
Помимо буллинга существует и такая форма психологического насилия, как моббинг — форма психологического насилия в виде травли в коллективе. Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые, возможно, не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся и т. п. Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства. Как вы думаете, к чему могут привести буллинг и моббинг? К эмоциональному напряжению, постоянному стрессу, физическим заболеваниям, суициду; страху перед школой. Как избежать моббинга?
Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других — постоянная травля.
Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%.
Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
Кибербуллинг. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
4. Участники буллинга
Активное участие в буллинге всегда принимают три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком.
Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.
Жертвой буллинга или его более легкой формы моббинга может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером.
5. Последствия буллинга
А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
6. Как вести себя, если Вы стали жертвой буллинга?
Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью.
Если вы стали жертвой насилия или свидетелем не молчите! При этой проблеме не нужно стесняться или бояться обратиться за помощью ко взрослым (учителя, психолог, социальный педагог, родители).
Просмотр м/ф «Травле-НЕТ!»
В своем классе каждый имеет право быть в безопасности!
Гораздо полезнее уметь отстаивать хорошие правила, чем из страха поддерживать плохие!
Конспект беседы «Буллинг в подростковой среде»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы г. Белорецк
муниципального района Белорецкий район Республика Башкортостан
Разработка воспитательного мероприятия объединения культурно-досуговой направленности «Буллинг в подростковой среде»
Составила: социальный педагог
Хлёсткина Антонина Александровна
Цель: Воспитание и развитие навыков доброжелательного общения у подростков.
Расположить участников беседы к размышлениям о важности ликвидации буллинга в обществе.
На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость обращать внимание на поведение окружающих.
Познакомить подростков с правильной реакцией на психологическое давление.
Форма проведения: беседа
Средства обучения: компьютер, колонки, видеоэкран, мультимедиа, презентация к теме, музыкальное оформление
Методы обучения: словесный, наглядный.
Возраст детей: 13-14 лет
Соц. педагог : Добрый день! Увадаемые гости ПК «Радуга», сегодня мы пригласили вас на эту встречу, сначала она покажется вам достаточно простой и не требующей внимания, но по мере истечения времени, выделенного для нашего разговора, я надеюсь, вы осознаете всю важность обсуждаемой темы.
Показ презентации по теме – буллинг в подростковой среде.
Соц. Педагог: Вы встречали такие ситуации, когда на ваших знакомых оказывалось психологическое давление?
Расскажите в каких ситуациях, по вашему мнению, это происходило?
Ребята перечисляют ситуации из своей жизни.
Анализируем вместе с участниками результат эксперимента.
Виды буллинга: Физическая агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.
Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву совершать то, что он/она не желает делать. Мимика или «взгляд» агрессора может выражать угрозу и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.
Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является лидер группы. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.
Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги по влиянием угрозы. Могут вымогаться также завтраки или обеды. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.
Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.
Конкретные формы и способы буллинга постоянно меняются. Современные технологии создают «благоприятные» возможности для такого негативного явления, как запугивание и издевательство с использованием интернета, мобильного телефона и других технологических ресурсов. Это явление значительно опаснее того, с чем мы имели дело лишь поколение назад. Оно получило название «кибербуллинг».
Причины кибербуллинга Страх: чтобы не стать жертвой буллинга чаще примыкают к активной, предположительно сильной группе коллектива. Завоевание признания: потребность «выделиться», быть на виду, завоевать влияние и престиж в группе. Межкультурные конфликты: национальные различия в культуре, в традициях, в языке, нетипичная внешность. Скука: например, от скуки негативно прокомментировать чью-либо фотографию. Личностный кризис: разрыв любовных отношений, дружбы, чувство ненависти и зависти, неудачи, провалы, ошибки.
Вот как определяет типичные черты учащихся, склонных становиться агрессорами: • Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей. • Они импульсивны и легко приходят в ярость. • Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к одноклассникам и даже ко взрослым, включая родителей и учителей. • Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.
Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты: • Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы. • Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение. • Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве. • Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками. • Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников. • Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
Социальный педагог: Сейчас я приглашаю одного из вас для небольшого эксперимента.
Предлагаю провести диалог, в котором подросток произносит обидные слова, и показываю две модели диалога, в одном из которых я оправдываюсь перед оппонентом и соблюдаю позицию жертвы, а во втором случае отвечаю оппоненту положительными словами и комплементами в его адрес.
Ребята, скажите, что самое важное вы услышали для себя сегодня? Как вы поступите, если увидите, что в вашем классе оказывается давление на кого-либо?
Чем стала полезна для вас нашабеседа?
Мы очень рады, что вы к нам пришли, и обязательно, ждем вас в нашем подростковом клубе «Радуга». Надеюсь, что вы будете применять то, что усвоили сегодня, будете вежливо и терпеливо общаться со своими одноклассниками и не только.
1.Абрамова А. А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2010.
2. Агрессия и психическое здоровье / Т. Б. Дмитриева, Б. В. Шостакович (ред.). М.: Юридический центр Пресс, 2013.
3.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2016. Алворд М., Бэйкер П.
4. Дубинко Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. 2000. № 4. С. 85–92. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 53–58.
Психология
В этих условиях жизненно необходимой становится деятельность по профилактике школьного буллинга. За то незначительное время, когда буллинг стал предметом серьёзных научных исследований, появилось немало социально-педагогических технологий, которые могут быть использованы для решения этой непростой проблемы. Однако, отметим, что универсальных среди них нет. По мнению Дэвиса (1990), целесообразно в каждом конкретном случае (т.е. для каждой школы в отдельности) конструировать специфическую модель вмешательства в этот процесс.
По мнению Е.В. Гребенкина, на агрессивное (буллинговое) поведение детей влияет комплекс факторов:
1. персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);
2. поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);
Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребёнка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопёка или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребёнка.
Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребёнком. Развитие критического мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение и усталость от школы).
Подростковый период, период созревания, пубертат, всегда вызывал и вызывает интерес у исследователей. Бурное биологическое развитие и стремлением к самостоятельности у подростков вызывают трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Еще вчера послушный и спокойный ребёнок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня — раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.
Немецкий исследователь В.Хайтмайер разделяет методы профилактики на три основные группы:
1. методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;
2. методы, ориентированные на семейные отношения;
3. методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум).
Евгений Гребёнкин, кандидат психологических наук, в своей работе «Профилактика агрессии и насилия в школе» составил памятки для родителей и учителей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аутсайдер (жертва буллинга):
*не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
*не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
*одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт;
*по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
*задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
*у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
*выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
*выпрашивает или тайно крадёт деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
*приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
*выбирает нестандартную дорогу в школу.
Агрессор (булли):
*вспыльчив, неуравновешен (дерётся, обзывается, ябедничает, кусается);
*типичным агрессором, как правило, является ребёнок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
*ребёнок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
*в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
*приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
*группируется со старшими подростками;
*имеет садистские наклонности;
*в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
*в игре навязывает друзьям свои правила;
*злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
*игнорирует указания и легко раздражается;
*введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
*не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛ
Аутсайдер (жертва буллинга):
*его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
*на уроках ведёт себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
*во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
*его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны
других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
*хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
*опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
*во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Агрессор (булли):
*на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
*манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
*может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
*на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
*не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
*прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
*входит в состав небольшой группы, терроризирующей класс или школу;
*спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Программа действий:
Аутсайдер (жертва буллинга): приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей.
Агрессор (булли): добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют.
Уверенный в себе ребенок: утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим.
Отношение к окружающим :
Аутсайдер (жертва буллинга): чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счёт усидчивости и интеграции вне школы.
Агрессор (булли): чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников.
Уверенный в себе ребёнок: ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации.
Для большинства детей, отнесённых к агрессивному одиночному типу, свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ жестокости. Характерно, что они никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу, без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за своё бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти дети часто испытывают фрустрацию, имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиняются дисциплине. Их недостаточная социабельность проявляется в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах и в недостаточности сексуального торможения. Таких детей часто наказывают.
К сожалению, подобные наказания почти всегда усиливают выражение ярости, носящие дезадаптивный характер, вместо того, чтобы способствовать решению проблемы. Основной отличительной особенностью такого агрессивного поведения является одиночный, а не групповой характер деятельности.
Дети с агрессивными признаками спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем провоцируют конфликты с окружающими. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Это почти всегда проявляется дома и в школе, при взаимодействии с родителями или взрослыми, сверстниками, которых ребёнок хорошо знает.
Нарушения в виде непослушания всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких детей часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи. Психологами доказано, что у агрессивного ребёнка имеются нарушения в области восприятия. Данные нарушения тем более выражены, чем неоднозначней конфликтная ситуация (когда неясно, создана она непреднамеренно или намеренно). Агрессивные дети склонны приписывать окружающим дурные намерения, а неагрессивные — видят в их действиях результат собственной ошибки. К недостаточности когнитивных процессов относят: неспособность к эмпатии, ограниченность возможных стратегий преодоления конфликтов, фокусирование на конечной цели вместо обдумывания промежуточных шагов, непонимание мотивов, определяющих поступки, а также недостаточный уровень самоконтроля.
Для детей характерно саморазрушительное поведение, так как согласно клиническим наблюдениям американских психологов, инстинкт самосохранения окончательно формируется у человека только к 30 годам. Подросток 12-14 лет стремиться к бунту, желает, чтобы его заметили, о нем говорили, особенно бурно он противопоставляет себя взрослым, чтобы перегрызть пуповину детства. И если это ему удаётся, то можно утверждать, что подросток сам престаёт ощущать себя ребёнком и становится взрослым. Если же его удерживать от пубертатного бунта, происходит так называемый процесс заморозки, т.е. родители, педагоги и другие воспитатели, стремясь сделать подростка милым и послушным, загоняют его в определённую поведенческую капсулу, откладывая на потом протестное поведение. Подросток, которого таким образом «заморозили», будучи уже сформировавшимся юношей, проявит себя с негативной стороны и будет бунтовать до тех пор, пока не восстановит баланс между личностными потребностями и социальными ожиданиями.
Согласно наблюдениям норвежского учёного и педагога Д. Олвеуса, юноши чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. Мальчики-агрессоры доминантны. Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы, агрессия с их стороны может проявляться в скрытой форме. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей против персоны, которая им не нравится.
У детей при вступлении в контакт агрессия является средством проверки на прочность. Соприкасаясь, друг с другом, они выясняют, кто кого может «съесть», после чего акт поедания и подчинения производится незамедлительно. Тот факт, что объектом насилия со стороны подростков являются сверстники, учащиеся младших классов и даже учителя, объясняется очень просто — лёгкой доступностью добычи. Американский психолог А. Точ доказал, что у детей словесные оскорбления особенно часто провоцируют агрессивное поведение и применение физической силы, если несут угрозу репутации, мужскому достоинству и ведут к публичному унижению. Вероятность применения силы в ответ на оскорбление особенно велика, когда трудно избежать столкновения и когда провоцируемые действия носят серьёзный и повторяющийся характер.
Агрессивное поведение, направленное против сверстников, встречается гораздо чаще, чем против взрослых.
Во-первых, со сверстниками ребёнок сталкивается ежедневно.
Во-вторых, будучи слабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться.
Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и некомпетентных действий или оценок педагогов. Проявление агрессивности в подростковом возрасте главным образом зависит от реакции отношения родителей и значимых взрослых к тем или иным формам поведения. Если родители и педагоги не замечают или относятся терпимо к любым проявлениям агрессии, то в результате возникают символические формы агрессии, такие, как упрямство, раздражительность, злость, вандализм и другие виды сопротивления.
Агрессивное поведение, наблюдаемое в раннем детстве, в дальнейшем зачастую приводит к проблемам со школьной адаптацией. Упрямство, вспышки ярости, неповиновение, склочность, раздражительность, которые появляются в 4-6 лет, в направлении к деструктивным актам, в числе которых запугивание, вандализм, прогулы и побеги в 10-13-летнем возрасте. Не получившие профессиональной психологической консультации дети, став подростками, втягиваются в криминальную деятельность и злоупотребляют токсическими веществами. Они плохо учатся и плохо принимаются сверстниками. В отличие от других у них чаще наблюдаются депрессия и бегство от реальности.
«Трудные» дети уходят из школы по собственному желанию или их исключают за какие-либо дисциплинарные проступки. Как отмечает Ю.С. Пежемская, у истоков проблем агрессивного поведения ребёнка в 80 % случаев лежат трудности связанные с неуспешностью его в учении, проблемная семья и школа являются зоной риска, местом передачи негативного социального опыта для значительного количества детей.
Дети бывают жертвами буллинга или агрессорами (булли ) так же из-за :дефицита родительской любви; ( неумения папы и мамы показать должным образом родительскую любовь ); семейных конфликтов и семейных междоусобиц, а так же дети одиноких матерей и чаще всего дети из семей, где назревает развод или родители уже в разводе.
После того, как родители определили причины проблем своего ребёнка, желательно обсудить это с ним самим, не навязывая свою точку зрения. Главное –помочь проанализировать ситуацию, выбрать подходящий вариант поведения, помочь в последовательности выбранных действий.
Дайте ребёнку почувствовать, что вы понимаете его страх, обиду, одиночество, гнев. Помогите найти новые способы реагирования на школьный буллинг. Подбодрите ребёнка.
Порекомендуйте ребёнку понаблюдать, как общаются между собой другие ребята.
По поводу личностных особенностей, которые вызывают неприятие у одноклассников-то это процесс сложный. Нужно ли изменение личности или нет? Всегда ли нужно безумно подчиняться внутригрупповым нормам? Решать вам с вашим школьником.
Помогите ребёнку завоевать симпатию и признание одноклассников. Определите, успехи в какой области особенно ими ценятся и что он может сделать, чтобы добиться этих успехов (например, в каком-то виде спорта, в игре на гитаре, катание на роликах).Понадобятся от вас какие-то усилия, возможно материальные траты: современный компьютер, модная одежда или ещё что-то, что ценится одноклассниками. И самое основное-это ваша родительская безусловная любовь к ребёнку, которая поможет ему перенести в жизни любые невзгоды и неприятности.
Литература, которую желательно прочесть.
Е.В. Гребенкин. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
Н.И.Алёшкин, И.А.Щукина « Мультагрессия»(Классный журнал) 2002, №2.
К.Бютнер «Жить с агрессивными детьми.» М.,1991.