для чего нужен учредительный договор

Как создать учредительный договор ООО в 2021 году

Образец учредительного договора ООО

для чего нужен учредительный договор. для чего нужен учредительный договор фото. картинка для чего нужен учредительный договор. смотреть фото для чего нужен учредительный договор. смотреть картинку для чего нужен учредительный договор.

1. Основные пункты договора об учреждении общества

Обязательной формы договора об учреждении ООО законом не предусмотрено, но для того, чтобы документ имел юридическую силу, в нем должна быть указана обязательная информация и реквизиты общества. Учредители вправе дополнять договор любыми дополнительными сведениями, не противоречащими закону, которые посчитают значимыми.

В учредительный договор следует внести такие сведения:

Вы можете внести любые дополнительные сведения, не противоречащие законодательству. Например, можно установить срок создания устава, описать полномочия исполнительного органа.

2. Правила составления учредительного договора ООО

Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью необходимо составить до устава и регистрации общества. Распечатайте по копии на каждого учредителя, на каждой из них проставьте подписи всех участников общества. Нотариальное удостоверение договора об учреждении ООО не требуется. Каждый участник будет хранить свою копию самостоятельно.

Если вы примете решение об изменении размера уставного капитала, корректировать договор не нужно. Изменения в деятельности уже зарегистрированного общества с несколькими участниками закрепляются посредством протокола общего собрания.

Учредительный договор хоть и не является обязательным, многие инспекции требуют его наличия в регистрационном пакете документов. На всякий случай предоставьте договор об учреждении или его копию на регистрацию.

Источник

Учредительный договор

Учредительный договор — договор, заключаемый между учредителями юридического лица при его создании.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности.

Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Признаки учредительного договора

Признаки учредительного договора:

учредительный договор направлен на создание коллективных образований – юридических лиц;

учредительный договор устанавливает с момента регистрации юридического лица правовую связь не только между теми, кто его подписал, но и каждого из них с самим созданным образованием;

вклады участников (учредителей) определены в учредительном договоре.

Участники учредительного договора

Учредитель – лицо, участвующее в деятельности своим имуществом и принимающее непосредственное участие в управлении юридическим лицом.

Участник – лицо, участвующее в деятельности только своим имуществом.

Учредитель и участник могут совпадать в одном лице, а могут и не совпадать.

Состав учредителей и участников учредительного договора зависит от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

По общему правилу учредителями и участниками учредительного договора могут выступать граждане и юридические лица.

Предмет и существенные условия учредительного договора

Предмет учредительного договора – отношения по созданию юридического лица.

Содержание учредительного договора в значительной степени определяется организационно-правовой формой создаваемого на его основе юридического лица.

Существенные условия любого учредительного договора независимо от формы образуемого юридического лица перечислены в Гражданском кодексе РФ.

К ним относятся условия о:

организационно-правовой форме создаваемого юридического лица;

порядке совместной деятельности учредителей по его созданию;

передаче учредителями имущества юридическому лицу;

участии учредителей в деятельности юридического лица;

порядке управления этой деятельностью;

порядке выхода учредителей из его состава.

При создании коммерческой организации существенным для учредительного договора является также условие о распределении прибыли между учредителями.

Сфера применения учредительного договора

Кроме того, допускается использование учредительного договора при создании некоммерческого партнерства.

Учредительный договор можно использовать также для создания некоторых других видов юридических лиц, например фондов.

Учредительный договор является единственным учредительным документом для полных и коммандитных товариществ.

Для остальных указанных выше организационно-правовых форм юридического лица наряду с учредительным договором требуется также устав.

Учредительный договор является учредительным документом юридического лица, а потому заключается в простой письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Функции учредительного договора

Учредительный договор выполняет три функции.

Во-первых, он регламентирует обязательственные отношения, которые складываются между учредителями с момента заключения учредительного договора до государственной регистрации юридического лица.

Договор устанавливает права и обязанности учредителей по совершению фактических и юридических действий, направленных на создание нового субъекта права, в том числе по формированию его уставного капитала, часть которого оплачивается до регистрации, по подготовке пакета документов, требуемых для государственной регистрации юридического лица, и др.

Во-вторых, учредительный договор регламентирует корпоративные отношения, возникающие с момента государственной регистрации юридического лица между самим юридическим лицом, его учредителями и субъектами, осуществляющими функции его органов.

Корпоративными отношениями могут являться:

правовые связи между учредителями (участниками) юридического лица;

правовые связи между юридическим лицом и каждым из его учредителей (участников);

связи между юридическим лицом и каждым из субъектов, исполняющих функции органов юридического лица.

Содержание корпоративного отношения составляет целый комплекс взаимных корпоративных прав и обязанностей отдельных участников этого отношения.

Третья важная функция учредительного договора состоит в том, что после государственной регистрации нового субъекта права учредительный договор в качестве учредительного документа определяет правовой статус юридического лица.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Как открыть ООО

И что делать после этого

Чтобы открыть ООО, надо подготовиться: собрать учредителей, оформить документы, уплатить пошлину и подать заявление в налоговую. В этом процессе много тонкостей, а из-за ошибки в документах могут отказать в регистрации или выписать штраф. Раскладываем весь процесс по шагам и рассказываем про подводные камни.

Пошаговая инструкция

Подготовиться к подаче заявки

Открыть ООО можно одному или вместе с партнерами. Люди, которые открывают компанию, называются учредителями, максимум их может быть 50 человек.

Учредители принимают решения по ООО на официальных собраниях. Первое такое собрание проводят до регистрации.

Вот какие вопросы на нем надо обсудить:

По итогам надо составить протокол собрания учредителей и заверить его нотариально. После регистрации ООО учредители станут называться участниками. Запомните это, чтобы потом не было путаницы.

Вы можете назвать свою компанию как угодно, даже если такое название уже у кого-то есть. Но есть несколько правил.

Разрешение на название со словами «Россия», «Москва» можно получить в Минюсте России. При этом у компании должны быть филиалы в разных регионах страны и доля рынка больше 35%. Для нового ООО этот вариант не подходит.

Основное название должно быть на русском языке и с полным указанием формы собственности — общество с ограниченной ответственностью. Дополнительные — сокращенное наименование и вариант написания на иностранном языке.

Подходящие и неподходящие названия для ООО

НеправильноПравильно
Общество с ограниченной ответственностью Green StarОбщество с ограниченной ответственностью «Грин Стар»
ООО Green StarООО «Грин Стар»
Ltd Green Star

Такие варианты лучше не использовать:

Уставный капитал — это вклад учредителей в ООО. Это могут быть деньги, имущество, мебель, ценные бумаги.

Учредители могут договориться, что какое-то имущество не подходит для уставного капитала, и прописать это в уставе. Например, облигации и недвижимость можно, а мебель или офисную технику — нет. Долю каждого учредителя указывают в учредительном договоре.

Имущество, которое вносят в уставный капитал, оценивают в рублях. Это делает независимый оценщик: проводит экспертизу и составляет отчет об оценке имущества. Например, Петров внес долю трактором Беларусь, его стоимость 1,8 млн рублей. Сумму записывают в учредительный договор.

Каждый учредитель вносит свою долю в уставный капитал в течение четырех месяцев с момента регистрации ООО или быстрее, если это прописано в уставе. Если не внесет в нужный срок, то перестанет быть участником ООО и потеряет свою долю в бизнесе.

Учредители отвечают по обязательствам общества своими долями в уставном капитале, а личным имуществом не рискуют. Правда, есть нюансы. Если компанию признают банкротом, на учредителей может быть наложена субсидиарная ответственность — тогда им придется выплачивать долги компании личными деньгами. Об этом тоже лучше проконсультироваться у юриста.

На первом собрании общим голосованием учредители выбирают гендиректора. Потом он сам себе подписывает трудовой договор.

Юридический адрес ООО — это почтовый адрес помещения, где будет работать офис компании. Это может быть:

Если планируете регистрировать юрадрес в квартире, придется получить согласие всех членов семьи и нотариально его заверить. Налоговая попросит это согласие при регистрации.

Юридический адрес записывают в ЕГРЮЛ. Налоговая и другие ведомства будут отправлять туда официальные письма, например уведомления о проверках. И эти письма считаются автоматически полученными.

Налоговая не может отказать в регистрации по месту жительства учредителя. Это повод пойти в суд.

Документы, которые нужны для налоговой:

Утвержденной формы гарантийного письма нет, его пишут в произвольной форме, например по такому алгоритму:

Гарантийное письмо нотариально заверять не нужно.

Налоговая может отказать в регистрации ООО, если:

ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. У каждого вида деятельности свой набор цифр. С помощью этих кодов можно коротко описать, чем занимается компания. Их надо указывать при регистрации ООО. Например, 91.02 — деятельность музеев, 14.11 — производство одежды из кожи.

В первую очередь коды ОКВЭД нужны для налоговой и Росстата. Налоговая следит, чтобы фактическая деятельность компании совпадала с деятельностью по ОКВЭД.

Все коды разделены на группы. Первые 2 цифры указывают на вид деятельности, подкоды уточняют сферу, методы и способы работы. В заявлении налоговой надо указывать коды, в которых минимум 4 цифры.

Например, компания открывает кемпинг. Это гостиничные услуги. В классификаторе ОКВЭД гостиничные услуги — это класс 55. Но нам нужен более точный код. К кемпингу относится код 55.30 — «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах». Его нужно указать при регистрации.

Налоговая следит, чтобы деятельность компании совпадала с указанными кодами. Если окажется, что компания выбрала одни коды, а работает в другой сфере, будут неприятности.

Компании, которые занимаются обналом, часто указывают много разных кодов, чтобы было проще перегонять деньги. Такое поведение может заинтересовать налоговую, и в регистрации откажут.

При регистрации ООО учредителям надо выбрать систему налогообложения, на которой будет работать компания. Если этого не сделать, налоговая по умолчанию назначит общую систему. А это несколько видов налогов и сложная отчетность, в которой без бухгалтера не разобраться.

Чтобы работать по упрощенной системе, ЕНВД или ЕСХН, нужно к заявлению на регистрацию ООО приложить уведомление о переходе на УСН, ЕНВД или ЕСХН со дня создания. Для каждого режима своя форма уведомления. С 2021 года ЕНВД отменят — если выбрать эту систему, в конце года придется переходить на другую.

Для того чтобы работать на упрощенных режимах, ООО должно соответствовать определенным критериям, которые описаны в налоговом кодексе. Например, компания не может работать на УСН, если физлицам принадлежит менее половины уставного капитала.

Систему налогообложения можно изменить позже, но есть ограничения. Перейти на УСН или ЕСХН можно только с начала календарного года — заявление о переходе на другую систему налогообложения надо подать в налоговую до 31 декабря, иначе систему не изменят.

Компания обязана сама следить за тем, чтобы система налогообложения соответствовала налоговым критериям. Если налоговая увидит, что ООО не отвечает требованиям, она обяжет перейти на другой режим налогообложения и выпишет штраф.

Договор об учреждении общества составляют, когда компанию открывают несколько человек. Для налоговой он не нужен — только для учредителей. Если учредитель один, договор не делают.

Вот что должно быть в договоре.

Сведения об учредителях. Это ФИО, данные паспорта, адрес проживания. Если партнер — юрлицо, то указывают название компании, реквизиты и ФИО генерального директора.

Название ООО. Этот пункт необязателен по закону, но чтобы информация в договоре была конкретнее, лучше указать полное и сокращенное название компании.

Юридический адрес. Почтовый адрес помещения, где будет находиться офис компании.

Размер уставного капитала. В валюте нельзя — только в рублях.

Доли каждого учредителя, сроки их оплаты и номинальная стоимость. Номинальная стоимость доли — это сумма, которую участник внес в уставный капитал, ее указывают в рублях. Размер доли записывают в процентах или в виде дроби от общего размера уставного капитала.

Работа ООО. Учредители заранее решают, как отправлять сообщения о собраниях, как выдвигать новых кандидатов на должности, когда будут проводиться общие собрания.

Решение спорных вопросов. Учредители заранее договариваются, как будут решать разногласия. Например, нужно собирать внеочередное собрание и добиваться решения минимум 75% участников.

Другая важная информация. Можно прописать, какой штраф будет, если учредитель не внесет свою долю уставного капитала, или как будут распределяться расходы во время создания ООО.

Подписать договор должны все учредители лично или их представители с нотариально заверенными доверенностями. Нотариально заверять договор не нужно.

Устав — единственный учредительный документ ООО. Это свод правил, по которым будет работать ООО. Проблемы или спорные вопросы в ООО решаются на основании устава.

Например, участник продал свою долю другому человеку. Но по уставу делать так он не имел права — в уставе написано, что передачу или продажу доли другим людям можно провести только с согласия остальных участников. Суд признает такую сделку недействительной.

Чтобы подготовить устав, есть два варианта:

Минэкономразвития подготовило 36 вариантов типового устава. В шаблоне указывают название ООО и данные участников, остальное остается без изменений.

Устав можно изменить в любой момент или перейти с типового на индивидуальный. Все изменения регистрируют в налоговой.

В уставе обязательно должна быть такая информация:

Все вопросы участники решают на общих собраниях. Они могут быть:

Первое собрание проводят до регистрации. Участники оговаривают дату и место проведения. Присутствовать должны все — если кого-то не будет, то принятые решения на собрании могут признать недействительными.

Участники выбирают председателя и секретаря собрания простым голосованием. Они будут следить за повесткой дня, подсчитывать голоса и оформлять протокол общего собрания.

В протоколе первого собрания пишут:

Если есть другие вопросы, которые обсуждали на собрании, их тоже нужно включить в протокол. Например, партнеры решали, как будут выдавать доверенности от имени ООО, или выбирали аудитора.

На первое собрание придется пригласить нотариуса — он заверит подписи участников в протоколе. Чтобы не приглашать нотариуса на каждое собрание, в уставе участники прописывают, как будут удостоверять подлинность подписей без нотариуса. Если в уставе это укажут, нотариуса звать больше не нужно. Если протокол не будет заверен нотариально, ООО не зарегистрируют.

Когда в ООО один учредитель, то вместо протокола он сам подписывает решение единственного учредителя ООО в присутствии нотариуса. Чтобы больше не приглашать нотариуса, он должен прописать в уставе, что документы по ООО визирует сам.

Шаблон этого решения может выглядеть так:

Зарегистрировать ООО

Организационные вопросы решили, документы собрали — идем регистрировать ООО в налоговой.

Порядок действий такой:

На госпошлине можно сэкономить, если подать все документы на регистрацию через сайт налоговой, портал госуслуг или нотариуса. Госпошлину не надо оплачивать второй раз, если налоговая вернула документы на доработку. А вот если вернет второй раз — госпошлину придется заплатить снова.

Заявление на регистрацию ООО можно заполнить заранее или прямо в налоговой.

Форма заявления на регистрацию ОООDOC, 1,5 МБ

Заявление заполняют в одном экземпляре. Каждый разворот должен быть на отдельном листе — распечатывать на двух сторонах нельзя. Страницы, которые не подходят под сферу работы общества, не заполняют и не включают в заявление. Сшивать, нумеровать или скреплять листы заявления не нужно.

Заявление заполняют по правилам. Налоговая откажет в регистрации ООО, если:

Заявление заполняют только ручкой с пастой черного цвета и заглавными буквами.

Последний шаг перед регистрацией — собрать пакет документов и отнести в налоговую лично или отправить почтой, через нотариуса, МФЦ или онлайн.

Личная регистрация. В налоговую приходит человек, который заполнил заявление. С собой нужно взять оригиналы паспорта и учредительных документов. Во время самоизоляции личная регистрация недоступна.

Онлайн-регистрация. Если отправлять документы по интернету, к заявлению надо будет приложить сканы документов, а само заявление и подписи учредителей должны быть заверены квалифицированной электронной подписью.

Налоговая рассматривает заявление три рабочих дня: регистрирует ООО или отказывает. Если пришел отказ, выясните причину.

Вот самые частые причины:

Проверьте документы — правильно ли указаны данные о компании и учредителях. Налоговая, бывает, тоже ошибается.

Если налоговая зарегистрирует ООО, она должна выдать вам:

Эти документы налоговая отправит на вашу электронную почту. Если нужны бумажные оригиналы, нужно подать запрос в налоговую.

Как облегчить себе регистрацию и избежать ошибок

Есть сервисы, которые помогают с регистрацией ООО. Например, можно снизить количество ошибок, убрать лишние листы, которые заполнять не нужно, а также разобраться в том, что и за чем делать, если воспользоваться специальной официальной программой, которую сделала налоговая. Другие сервисы не только заполняют заявление, но и платят госпошлину и отправляют сами все в налоговую, например как сервис Тинькофф-банка.

Запустить работу компании

ООО зарегистрировали, теперь надо подписать трудовой договор с гендиректором и открыть расчетный счет.

Генеральный директор — это наемный работник, его оформляют так же, как и всех остальных сотрудников. Если учредители выбрали гендиректора на первом собрании, то он может сам подписать свой трудовой договор и сделать приказ.

Подписать договор. Гендиректора оформляют по стандартному трудовому договору, но есть тонкости, которые зависят от формулировок в уставе:

Издать приказ. После того как оформили и подписали трудовой договор с гендиректором, надо издать приказ о его назначении. Это первый приказ в новом ООО.

Приказ можно распечатать на фирменном бланке компании или на обычном листе с указанием реквизитов компании, подписью гендиректора и печатью ООО, если она есть.

Текст приказа составляют в произвольной форме, в нем указывают, на основании какого документа человека назначают генеральным директором и с какого числа.

По закону ООО может не открывать расчетный счет. Но работать без него будет сложно — есть ограничения по расчетам наличными. Например, могут возникнуть проблемы с зачетом налоговых платежей в ИФНС или с оплатой поставщикам.

Счет открывают сразу после регистрации ООО в налоговой. Для открытия счета надо подать заявку в банк и предоставить документы. В некоторые банки надо будет лично прийти для открытия счета, а из некоторых к вам приедет представитель.

Что нужно для открытия расчетного счета:

Не все банки требуют такой пакет документов. Например, для открытия расчетного счета в Тинькофф-банке достаточно паспорта гендиректора, приказа о его назначении и устава ООО.

Нужно ли заверять документы нотариально, надо узнать в выбранном банке — требования разные.

Банк проверяет документы и открывает расчетный счет. Он может отказать в открытии счета, если одновременно есть несколько признаков:

ООО обязано вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность. Документов много: авансовые отчеты, зарплатные ведомости, кассовые ордера. Любая операция должна быть учтена и зафиксирована в отчетах.

Отвечает за бухучет генеральный директор компании. Если налоговая найдет нарушения в ведении бухучета, выпишет штраф.

Упрощенный бухучет может вести сам генеральный директор — без найма бухгалтера. Но есть отрасли, где нанять главного бухгалтера требует закон. Например, это обязательно для банков и микрофинансовых организаций.

Но даже в этом случае гендиректор может вести бухучет компании сам. Для этого достаточно в приказе о назначении гендиректора указать, что он принимает на себя обязанности главного бухгалтера.

Если генеральный директор не может вести бухгалтерский учет, то нужно нанять бухгалтера: в штат или удаленно. Часто бухгалтерия на аутсорсе выгоднее человека в штате: нет налогов на зарплату работника, не надо выделять место в офисе, тратить деньги на оборудование и программное обеспечение.

Есть компании и сервисы, которые предлагают полностью взять на себя бухучет и отчетность. Например, в Тинькофф-банке есть услуга «Бухгалтер на аутсорсе». Специалист наведет порядок в документах, рассчитает налоги, подготовит и отправит отчетность, пообщается с налоговой, если будут вопросы.

Источник

Как подстраховаться от партнёра по ООО: устав и корпоративный договор

для чего нужен учредительный договор. для чего нужен учредительный договор фото. картинка для чего нужен учредительный договор. смотреть фото для чего нужен учредительный договор. смотреть картинку для чего нужен учредительный договор.

Главная страховка при работе с партнёром через ООО — ясная договорённость. О чём договорились, записывают в устав и корпоративный договор.

Устав нужен не только для налоговой. Устав — это правила работы внутри компании. Взять готовый шаблон в интернете — не очень. Гораздо лучше поменять шаблонные положения на свои. Это не так сложно, как кажется.

Корпоративный договор партнёры заключают по желанию. В нём договариваются о решении сложных ситуаций.

Мы подготовили чек-лист устава для ООО с несколькими учредителями и советы по частым проблемам для корпоративного договора.

Устав ООО: почему важен и что проверить по чек-листу

Иногда общее дело становится невыгодным. Идея провалилась, заинтересовал новый проект, надоели письма из налоговой. Вдруг партнёр сольётся?

Случается и наоборот: товар отлично зашёл на рынок, бренд узнают. Тут опасность, что партнёр отберёт бизнес или подключит нового человека.

Продуманный устав — простой способ защиты от потери бизнеса и расхлёбывания проблем в одиночку.

Участнику нельзя проигнорировать правила из устава. Нотариус не оформит выход из ООО без разрешения из устава. Налоговая не впишет постороннего человека, если другой участник не в курсе. Росреестр не пропустит продажу офиса, если у директора нет протокола одобрения крупной сделки.

Устав не снимает абсолютно все риски, но неплохо снижает их.

Устав делают перед регистрацией ООО. Все учредители должны его одобрить. Но положения устава меняют и в работающей компании. Для этого партнёры голосуют, оформляют протокол и регистрируют изменения в налоговой.

Уставы бывают индивидуальные и типовые. Каким пользоваться — решают участники.

Индивидуальный устав учредители составляют сами. Обычно берут шаблон из интернета — в нём уже есть обязательные пункты про наименование, адрес и размер уставного капитала по ст. 12 Закона об ООО. В шаблон вписывают нужное. Ваша задача — пройтись по нашему чек-листу и выбрать удобные условия.

Типовой устав — когда учредители выбирают один из 36 готовых вариантов. Составлять документ самостоятельно и нести в налоговую не нужно. В заявлении на регистрацию указывают, что ООО действует по типовому уставу. Зарегистрированные компании тоже могут перейти на него. Для этого в налоговую подают заявление об изменениях.

На начало 2021 года типовыми уставами пока нельзя пользоваться. Но в будущем нужный типовой устав тоже можно выбрать по нашему чек-листу.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Чек-лист устава ООО: о чём договориться с партнёром

✔ Есть ли максимальный размер доли участника?

По умолчанию предельного размера доли нет. Например, в обществе с тремя участниками один может продать долю другому. Тогда этот участник станет контролировать бизнес.

Можно ввести ограничение: размер доли участника не может быть больше 50 % уставного капитала.

✔ Могут ли посторонние лица вносить дополнительный вклад и входить в ваш бизнес?

Речь идёт об инвесторах. После вклада инвестор станет участником бизнеса с правом голосовать и получать дивиденды.

По закону можно приглашать в дело новых людей, если все участники за. Не хотите изменений — напишите в уставе, что увеличение уставного капитала за счёт вкладов третьих лиц запрещено.

✔ Может ли участник выйти из общества?

Выйти — значит, в любой момент сказать: «Я покидаю бизнес и забираю часть заработанных денег».

По умолчанию выход запрещён. Если нравится такая возможность, запишите в устав, что участник имеет право выйти из общества. Главное помнить: правило о свободном выходе работает для всех.

✔ Нужно ли согласие участников на продажу доли другому участнику?

По закону участники свободно продают доли друг другу. Согласие защитит от концентрации долей в одних руках, если участников больше двух.

Пример условия: участник вправе продать или подарить долю в уставном капитале одному или нескольким участникам с согласия остальных участников общества.

✔ Есть ли у общества преимущественное право покупки доли?

Для участников работает преимущественное право покупки доли другого участника. Это означает, что долю в бизнесе сначала предлагают своему партнёру. Чужому продают после отказа.

В устав можно записать, что преимущественное право есть и у общества. В таком случае долю выкупают на деньги бизнеса, если личных не хватает.

✔ Есть ли у участника право купить долю по заранее определённой цене?

Участникам можно заранее договориться о цене продажи доли друг другу. Например, 50 000 ₽ или 50 % от прибыли фирмы за последний год. Удобство в том, что партнёр точно знает, сколько денег потратит при расставании.

✔ Возьмёте ли в бизнес наследника умершего участника?

Не все наследники способны вести бизнес. А ещё наследников бывает несколько, тогда доля раздробится среди них. Новые люди с кусочками бизнеса — так себе перспектива.

Варианты для устава: принимаете наследников, не принимаете или принимаете с согласия всех участников.

✔ Что входит в компетенцию общего собрания участников?

Ключевые вопросы бизнеса участники решают на собрании. Компетенция в общем виде прописана в ст. 33 Закона об ООО. Там про избрание директора, дивиденды и крупные сделки.

Компетенцию собрания можно расширить. Впишите вопросы, которые готовы и хотите контролировать. Например, что через собрание проходят любые договоры с оплатой выше 100 000 ₽.

✔ Как распределяете прибыль?

Общее правило: прибыль распределяют по долям.

Доля в обществе показывает, сколько денег вложил участник. Но вклады в общее дело не всегда денежные.

Может, один партнёр пускает в свой офис и продумывает продукт, а второй просто вложил свободные деньги. В таких ситуациях прибыль можно делить не по долям. Пропишите это.

Например, у участников доли по 50 %. Но один получает 70 % прибыли, а второй только 30 %.

✔ Как часто проводите очередное общее собрание участников?

Участники встречаются раз в год на собрание по ст. 34 Закона об ООО. На таком собрании надо, как минимум, разделить прибыль. Желаете чаще выводить дивиденды и проверять финансовые отчёты, сделайте собрание раз в полгода или квартал.

✔ Сколько голосов у участников на общем собрании?

Количество голосов участника на собрании равно размеру его доли: 70 % это 70 голосов. Но можно договориться, что голосов одинаково. Например, с долями 70 и 30 % голосов будет у каждого по одному.

✔ Каким количеством голосов меняете устав?

Для изменения устава надо не менее ⅔ голосов за. Но прописать можно, что устав меняется единогласно. Это спасёт партнёра с маленькой долей от внезапно новых правил игры.

✔ Каким количеством голосов назначаете и увольняете директора?

По умолчанию директора избирают простым большинством голосов.

Директор работает от имени всех участников. Закупает товары, нанимает работников, решает претензии клиентов. Если приглашаете директора со стороны, запишите, что участники голосуют единогласно. Это усилит контроль.

✔ Срок полномочий директора?

Срок полномочий директора ограничен только вашей фантазией.

Корпоративный договор: в каких случаях поможет

Участники могут заключить корпоративный договор. Это необязательный, но полезный документ. Название из Закона об ООО — договор об осуществлении прав участников общества.

В корпоративном договоре участники заранее решают, как действовать в трудных ситуациях. Например, когда оформили на ООО кредит, а прибыль упала.

Корпоративный договор заключают и расторгают в любой момент. В этом его удобство. Можно придумать решения для предполагаемых проблем. А можно для конкретной ситуации, например, с тем же кредитом. Количество договоров не ограничено.

О заключении договора сообщают директору общества. Сам текст показывать необязательно.

Текст соглашения заказывают у юриста или скачивают шаблон и переделывают самостоятельно. В шаблоне важно не оставить случайные пункты — документ действует целиком.

Пункты договора не должны подменять устав и противоречить ему. Нельзя добавлять полномочий директору, делить доли или отменять голосование за крупные сделки.

Вот примерные (но не исчерпывающие) ситуации для корпоративного договора:

📝 Участники понимают, что бизнес может не взлететь и придётся разойтись.

На этот случай договариваются о продаже доли. Например, если через год чистая прибыль будет меньше 3 000 000 ₽, один участник продаёт свою долю другому за 50 000 ₽.

📝 Запуск проекта требует расходов.

Надо закупить товар, сверстать сайт и нанять менеджера на звонки. Учредители договариваются, что первый платит поставщику, второй — фрилансеру за сайт, а на зарплату менеджеру скидываются поровну.

📝 В деле нужно распределить обязанности.

Пока создают новую программу, один ищет клиентов, а остальные пишут код.

📝 На общество оформили кредит, а выручки не хватает.

Партнёры договариваются, что платят кредит личными деньгами. Каждый ежемесячно вносит на ссудный счёт по 20 000 ₽.

📝 Один из участников оформил на себя кредит и пустил деньги в общий котёл.

Справедливо договориться, что до погашения кредита партнёра прибыль делят 80 % на 20 %.

📝 У каждого по 50 % доли. При голосовании за избрание директора, покупки дорогого оборудования или оформления займа участники не могут договориться. Это называется дедлок.

Есть несколько вариантов выхода из дедлока:

— Прописать в договоре, что по определённому вопросу партнёры голосуют за. Например, каждый год за переизбрание директора.

— Договориться, кто у кого и по какой цене выкупает долю.

— Ликвидировать общество и разделить остатки денег и имущества.

📝 Бизнес не пошёл и решили закрыться. Но надо расплатиться с кредиторами.

Пока на ООО долги, ликвидироваться нельзя. Если у одного партнёра есть деньги, можно согласовать, что с кредиторами расплатится он. Но остатки товара и оборудования после ликвидации получит тоже он. Или что-то наподобие.

За нарушения условий договора можно прописать штрафы. Участник не проголосовал, как договорились — платит второму 100 000 ₽.

У корпоративного договора есть слабость. Если участник нарушит условие, поможет только суд. Партнер не продаёт вам долю, хотя договорились — придётся судиться. Налоговая, нотариус и все остальные органы в мире не вмешиваются. Это и есть предпринимательский риск.

Статья актуальна на 08.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *