для чего нужны регистраторы на сделке
Как не потерять квартиру при цифровых сделках с недвижимостью
Через пять-семь лет россияне смогут получать ипотечный кредит в один клик, как сейчас потребительский. От этого момента их отделяют доработки ИТ-систем на стороне государственных органов и банков, повсеместное использование биометрической идентификации и создание индивидуального кредитного рейтинга заемщика, которое уже вынесено на обсуждение Банком России.
С использованием электронной подписи и цифровой закладной процесс оформления ипотечных договоров стал намного удобнее для заемщиков, застройщиков и банков уже сейчас. Однако удачные эксперименты мошенников, связанные с выпуском электронной цифровой подписи (ЭЦП), замедлили скорость ее внедрения. На мой взгляд, основная проблема дискурса этой темы — отсутствие внятного анализа основных риск-сценариев цифрового и аналогового формата оформления документов при сделках с недвижимостью.
Сценарии мошенничества с цифровой подписью
В мае журналисты рассказали о сценарии, в котором квартира была без ведома хозяина переведена в собственность другого человека с использованием поддельной электронной цифровой подписи. Вслед за этим журналисты другого, регионального издания рассказали уже о собственном креативном эксперименте: им удалось получить ЭЦП по поддельным документам. Слабое место в каждой из этих историй одно — деятельность удостоверяющего центра, который должен проверить личность получателя цифровой подписи и убедиться в ее подлинности.
Если сотрудник удостоверяющего центра оказывается небрежным или коррумпированным, у государственных органов нет возможности отследить мошенничество. По крайней мере до момента, когда реальный владелец данных предъявит претензии.
В европейской законодательной практике регулирования сделок с ЭЦП, которая насчитывает уже два десятилетия, закреплены четыре ключевых параметра, которые определяют валидность цифрового подписания сделки:
И если гарантии исполнения первого и четвертого пунктов лежат в технологической плоскости (главное — использовать правильные программные решения с необходимым уровнем криптографии), то второй и третий пункты открывают дверь для социальной инженерии и человеческого фактора: продажи собственных авторизационных данных, подмены документов, кражи личности (identity theft). Российские примеры текущего года относятся именно к этой области. Путь к решению проблемы человеческого фактора один — тесное сотрудничество государственных органов, банков и технологических поставщиков, а также усиление ответственности за мошенничества с использованием данных.
Мошенничество в «бумажных» сценариях
Ошибка опасающегося в связи с подделкой цифровой идентификации — думать, что в случае с бумажными документами он от нее застрахован. Человеческий фактор в виде коррумпированности или неосторожности сотрудника МФЦ, оформляющего документы, остается абсолютно тем же: бумажные документы и поддельные паспорта могут стать основой для проведения сделки и в аналоговом формате. Чего стоят только истории о снятых в банках депозитах, в которых мошенникам удавалось беспрепятственно получить чужие средства.
Однако в случае с «бумажной» регистрацией договоров купли-продажи недвижимости помимо фактора мошенничества есть и другой аспект, навсегда стираемый цифровыми сделками, — непрозрачность и неэффективность рынка. Работа регистраторов, которые помогают в оформлении сделок, как правило, зашита в стоимость квартиры, при этом покупатель об этом может не знать. С помощью «своих» регистраторов, к которым ходят целые поколения, люди вкладывают время и средства в развитие рынка «черных нотариусов» и других помощников всевозможных мастей вместо того, чтобы быстро и эффективно провести сделку.
Борьба за безопасность: фигура законодательная
Отвечая на новые риски, связанные с цифровой регистрацией договоров на недвижимость, в августе этого года правительство согласовало поправки к федеральному закону о регистрации недвижимости. Согласно 286-ФЗ, электронная верификация договоров купли-продажи рассматривается Росреестром, только если продавец за пять дней до подачи написал заявление в МФЦ на оформление заявления в электронном виде. Исключение сделано только для подачи такого заявления органами местной власти, федеральной кадастровой палатой, нотариусами или при использовании информационных систем кредитной организации.
Эта мера, инициированная Росреестром, по факту направлена на ограничение доступа к цифровым инструментам регистрации. Теперь они доступны только учреждениям и лицам, которые гораздо более жестко контролируются правительством.
Автостопом по цифровым сделкам: как избежать рисков
В известной книге Дугласа Адамса человеку, желающему быстро и недорого переместиться из одного конца Вселенной в другой, требовалось иметь «субэфирный чуткомат» для того, чтобы узнать о приближении космического корабля, коротенькую черную палочку с тумблерами и шкалами, которая помогала на него попасть, а также полотенце на тот случай, если на корабле окажется очень холодно. Чтобы сэкономить время и застраховаться от неожиданностей при продаже или покупке квартиры, вам не нужны ни полотенце, ни сложные приборы — достаточно придерживаться одного правила. Воздержаться от ненужных визитов в МФЦ можно, если цифровая электронная подпись выдана вам:
Все современные средства подписания документов электронной подписью предусматривают то, что документ можно просмотреть при подписании и пользователь сам вводит пароль, известный только ему. Остерегайтесь схем, где вас просят назвать пароль сотруднику, особенно если это происходит по телефону, когда человек вам звонит, представляясь сотрудником застройщика или банка.
В случае если вы все-таки стали жертвой мошенничества с недвижимостью, государство берет на себя часть рисков. Согласно принятой в сентябре поправке к ст. 69 218-ФЗ, любой человек имеет право на однократную компенсацию за утрату прав собственности на жилое помещение, произошедшее не по вине гражданина. Получить возмещение из бюджета Российской Федерации в таком случае можно в суде. Правда, до всего этого лучше не доводить.
Зачем нужен регистратор недвижимости?
Регистрация — один из важных этапов сделки с недвижимостью, включает: подготовку пакета документов и подачу документов в государственные органы (Росреестр, кадастровую палату или МФЦ «Мои документы» (Многофункциональный центр). Стороны сделки могут самостоятельно обратиться в государственные органы для оформления прав на объект, или могут заказать помощь специалиста со знанием особенностей. Помощь регистратора — удобный сервис, сэкономит время на очередях в госорганах и зарегистрирует права в Росреестре точно в срок. Рассмотрим по пунктам, почему стоит заказать услугу регистрации:
Стоит отличать регистратора недвижимости частного от государственного. Государственный регистратор работает в Росреестре и проводит правовую экспертизу предоставленных документов. Частный регистратор недвижимости знает на что обращает внимание государственный регистратор и делает все необходимое для успешного прохождения процедуры.
Преимущества работы с регистратором
Помимо очевидных выгод регистратор недвижимости поможет:
- Рассчитаем цену и сроки Проанализируем документы Расскажем как можно и нельзя
Некоторые особенности при подаче документов на регистрацию, которые часто становятся причиной приостановок
В зависимости от типа объекта и вида регистрационного действия существует ряд особенностей:
1. Физические лица при продаже совместно нажитой недвижимости предоставляют нотариальное согласие супруга/и. При покупке недвижимости одним из супругов, согласие второго не требуется, но такое согласие может попросить банк или контрагент.
2. Дом продается совместно с земельным участком на котором он стоит, и другими зарегистрированными объектами расположенными на участке. Если не включить в договор отчуждения земельного участка объекты недвижимости находящиеся на участке, регистрация сделки будет приостановлена, так же произойдет если объекты не стоят на кадастровом учете(пока замечено на территории Москвы и области, в остальных регионах, не так строго относятся).
3. Покупая, с привлечением заемных средств(ипотеки) предоставляется кредитный договор, отчет об оценке, закладная, доверенность на представителя банка подписавшего документы
4. Юридические лица при продаже имущества обязаны оформить решение/протокол, выражающее решение всех участников сделки, если учредитель один, оно все равно требуется.
5. При покупке недвижимости юридическим лицом пошлина оплачивается в безналичной форме и предоставляется в виде платежного поручения.
6. Приобретая квартиру или помещение в стадии строительства, необходимо учесть и соблюсти все условия Договора участия в долевом строительстве. Чаще всего требуется согласие застройщика. Росреестр требует справку от Застройщика об оплате цены договора. После регистрации юрист поможет уведомить застройщика о смене правообладателя.
7. Если договор купли-продажи или уступки прав требования подразумевает оплату после регистрации перехода права на имя нового владельца, договор должен содержать условия по регистрации ипотеки(залога). При отсутствии пункта о наличии/ отсутствии ипотеки, Росреестром будет вынесено решение о приостановлении.
8. Если объект недвижимости имеет выявленную не узаконенную перепланировку, не соответствия сведений в документах и Едином Госудасртвенном реестре недвижимости (ЕГРН), имеет зарегистрированные ограничения или не погашенные обременения, отметки о не дееспособности собственников, регистрация сделки будет приостановлена и в последующем прервана. Существует еще множество причин для приостановления регистрации, отказе в регистрации, или возврате документов без рассмотрения.
Это самые распространенные вопросы, которые поступают нам по телефону. Сколько их — не сосчитаешь. Оцените перспективу самостоятельной регистрации и удобства услуг регистратора недвижимости.
Заработал новый регламент о сделках с недвижимостью
С 15 декабря заработал новый регламент Росреестра. В нем описано, как проходит регистрация сделок, сколько дней на это нужно, какие документы собирать, куда их нести и почему их могут не принять. Там даже есть требования к офису Росреестра.
Если собираетесь покупать или продавать квартиру, брать ипотеку или регистрировать дом, изучите. Так проще общаться с чиновниками и добиваться своего.
Режим работы
Есть общие рекомендации для всех регионов. Отделения Росреестра должны работать со вторника по субботу. В воскресенье выходной. В понедельник нет приема, но дают консультации.
Технический перерыв максимум 15 минут. Перерывы на обед в разных окнах не могут быть в одно и то же время.
Режим работы должен помогать избавиться от очередей. Для этого будут учитывать даже климатические особенности региона. Уточните график работы в своем городе.
Уведомления
Росреестр будет уведомлять заявителей по электронной почте или смс. Это бесплатно. Когда сделка зарегистрирована или выполнено другое действие, обязательно будет письменное подтверждение, даже если что-то пошло не так. Этот документ может пригодиться в суде или для жалобы. Просто устного отказа быть не должно.
Способ подачи
На бумаге. Заявление или сопроводительные документы можно принести лично или отправить заказным письмом с уведомлением.
Через интернет. Электронные документы нужно заверить квалифицированной подписью. Для этого используют сервисы на официальном сайте Росреестра или на госуслугах. Просто отсканировать документы и прислать по электронной почте нельзя.
Документы
Требования к документам, которые нужно представить в Росреестр, перечислены в статье 21.
Никаких лишних документов и дополнительных экземпляров от вас требовать не могут. Если документ существует в единственном экземпляре — например разрешение на строительство или постановление администрации, — оригинал потом вернут.
Если специалист Росреестра или сотрудник МФЦ требует документ, которого у вас нет, и вы не уверены, что обязаны его представить, уточните, на каком основании. Иногда из-за одной бумажки срывается сделка, а потом оказывается, что такое требование — личная инициатива сотрудника. Пресекайте это, чтобы не потерять время и деньги.
Но если требование законное, его придется исполнять. Например, если по регламенту нужна нотариальная доверенность, обычная не подойдет.
Причина отказа
Другое дело, что сделку могут не зарегистрировать. Этот вопрос решается на другом этапе и в другом кабинете. Тогда могут регистрацию приостановить или вообще отказать. Но чаще всего регистратор звонит заявителю: мол, подвезите вот это. Подвозишь — и всё оформляют.
Если еще на этапе приема документов их не берут, потому что специалисту чего-то не хватило, это незаконно. Или сотрудник в окне приема сомневается, что ваш вариант договора правильный, — это тоже его не касается. Можно идти и жаловаться.
Но если сотрудник предупреждает, что в регистрации сделки могут отказать, потому что не хватает документов, — это не нарушение. Вам могут предложить собрать полный пакет и прийти позже, чтобы не потерять госпошлину. Но если вы все равно хотите подать документы, их примут с пометкой, что вас обо всем предупредили.
Очереди
По регламенту ждать в очереди придется максимум 12 минут. Если записываться на прием через сайт, то срок ожидания составит не больше трех дней.
Сидеть часами, чтобы подать документы, или записываться за две недели не придется. По крайней мере, так по регламенту. На практике, может быть, и получится дольше. На каждый прием есть лимит по времени — 30 минут на объект, но иногда что-то идет не так. Если много участников сделки, время увеличат.
Предварительная запись
На прием по поводу госуслуг можно записаться через сайт, по телефону или при личном посещении. В п. 108 регламента есть список данных, которые нужны для записи.
Здесь есть нюанс: заполнять и диктовать данные нужно не по памяти, а как в документах. Если что-то не совпадет, запись аннулируют и приема не будет.
Офисы возле остановок
В регламенте есть даже требования к местам расположения офисов Росреестра и многофункциональных центров. До ближайшей остановки от них должно быть не больше 10 минут.
По пути должны быть указатели, возле здания — парковка. Внутри — электронная очередь, стулья, стойки, канцелярские принадлежности, администратор для помощи с талонами. В общем, по регламенту — максимальный комфорт.
Проверка документов
Сделку оформляет не тот сотрудник, который принимает документы в окошке. Пытаться с ним договориться, просить не обращать на что-то внимания или сделать что-то не по регламенту незаконно и бесполезно. Пакет документов по сделке попадет другому человеку — регистратору.
Он обязан тщательно проверить документы: все ли они представлены, нет ли в них исправлений, не истек ли срок действия, нужно ли проверить по базам других ведомств. Если нужно — проверяют.
В деле есть информация об обременениях, арестах и ограничениях. Обмануть там никого не получится: правовой экспертизе посвящен большой и подробный раздел регламента.
Почитайте пункты 213—239, если интересно, как это работает.
Выдача документов
Для этого работает отдельное окно или несколько. Документы выдают под расписку. Если отказаться расписываться в получении, по регламенту сотрудник не отдаст документы. Требовать бесполезно — документы отправят почтой.
Кто угодно забрать документы не может — только сам заявитель или его представитель по доверенности.
Можно заранее попросить отправить документы почтой. Если их подавали через интернет с электронной подписью, так же и пришлют.
Ошибки регистратора
Иногда регистраторы ошибаются: указывают не тот адрес, пропускают букву в фамилии или вообще регистрируют квартиру не на того человека. Любую ошибку, даже незначительную, нужно исправлять. Это сделают бесплатно за три или пять рабочих дней.
Иногда ошибки бывают не по вине регистратора, а из-за других ведомств. Тогда исправлять могут дольше — придется набраться терпения. Такое бывает, если часть документов не проходит по базам или в них устаревшие данные. Но никогда нельзя соглашаться с ошибкой, даже если это одна цифра. Это все усложнит при следующих сделках. Получаете документы — проверьте все данные в свидетельствах и справках.
Ответственность сотрудников
Сотрудники Росреестра несут персональную ответственность за качество своей работы. С них спрашивают за сроки, достоверность сведений, правовую экспертизу и соблюдение законов.
Если регистратор незаконно откажется регистрировать сделку, он ответит. Если зарегистрирует сделку, для которой не хватает документов, тоже ответит. Если вам отказали в регистрации сделки, скорее всего, для этого и правда есть основания.
Самих сотрудников проверяют и контролируют. В офисах стоят камеры, каждый прием записывается, некоторые отсматривают в онлайновом режиме. Есть общественный совет, который наблюдает, все ли по закону.
Над обычными сотрудниками стоят их начальники, над местными отделениями — региональные. Над всеми стоит Минэкономразвития. Если что-то не так, есть много мест, куда можно пожаловаться.
Жалобы
Жаловаться можно когда угодно, если есть основания: не соблюден срок, отказали в регистрации сделки, потребовали лишние документы или доплату, не хотят исправлять ошибки. Для жалоб есть правила — они перечислены в пунктах 314—317 регламента.
Кому и как жаловаться, указано в пунктах 318—324 регламента. Этот порядок нужно соблюдать — так больше шансов, что все получится.
Жалобу рассмотрят за две недели или быстрее. В любом случае будет ответ. Решение по жалобе можно оспорить в суде.
Где искать информацию, если что-то непонятно?
В регламенте есть список телефонов и адресов всех отделений Росреестра в регионах. Можно позвонить, написать или сходить туда на консультацию.
Еще есть общая справочная 8 (800) 100-34-34 и официальный портал. В каждом отделении работают консультанты и администраторы. Они отвечают на вопросы и помогают разбираться с документами, пошлинами и талончиками.
Это очень сложно. Лучше заплатить, чтобы все сделали за меня.
На самом деле это не так сложно. В большинстве госуслуг можно разобраться самому. А все непонятное объяснят на месте.
Каждый может сам наложить запрет на сделки со своей квартирой или получить выписку о собственниках объекта. В сложных случаях лучше проконсультироваться с экспертом, но обычную справку или дарственную на детей можно попробовать оформить без посредников.
Зачем нужен регистратор при покупке квартиры?
Зачем нужен регистратор при покупке квартиры?
Нотариус или регистратор – вот в чем вопрос!
Приветствую Вас уважаемый читатель!
С завидным постоянством сталкиваюсь в работе с мнением как продавцов, так и покупателей, что оформлять договор купли-продажи (или то же дарение) недвижимого имущество всяко лучше у нотариуса. Какие приводятся аргументы?
– У нотариуса оформлять надежнее. Это же нотариус!
– Нотариус еще и квартиру проверит.
Кто-то в принципе не знает, что у регистратора недвижимости можно не только регистрировать переход права собственности, но и саму сделку заключить.
Для себя я давно и окончательно дал ответ на этот вопрос. Все наши сделки по отчуждению недвижимости мы заключаем у регистраторов.
Аргумент первый. Так удобнее и быстрее.
Аргумент второй. Оформлять сделку у регистратора безопаснее.
Безопаснее не в том смысле, что регистратор лучше, чем нотариус проверит квартиру – этого не делает ни тот, ни другой. И нотариус, и регистратор проверяют только наличие стандартного набора документов по квартире, сверяют личности продавца и покупателя по паспортам, получают обязательные согласия от супруга, других сособственником, совершеннолетних, зарегистрированных в квартире на момент продажи. Просматриваются отметки об отсутствии арестов, обременений, запретов (на основании сведений из ЕГРНИ). Еще проверяется дееспособность продавца. Проверяется сугубо на глаз – ведет ли себя человек странно или вызывающе, не пьян ли. И это вся проверка. О проверке предыдущих собственников речи не идет, как не идет речи о проверке убытия прописанных ранее, дабы исключить вероятность их последующего возвращения в качестве имеющих право пользования вашей квартирой (это касается убывших в колонии и тюрьмы, а также детей, убывших в интернаты). Не проверяются участники приватизации, а ведь большинство квартир, построенных до 1992 года, – приватизировались, и участвовали в этом процессе, как правило, всей семьей. Проверять нужно всех. Иногда требуется дополнительная проверка квартир, по которым было наследование. Но я отвлекся от темы статьи.
Так вот, безопаснее оформлять сделку у регистратора потому, что он в режиме реального времени имеет доступ к ЕГРНИ, а нотариус нет. Нотариус о запретах и обременениях узнает благодаря упомянутой выше выписки из ЕГРНИ. Выписка действительна месяц. Так в чем же разница, спросите Вы?
Разница в том, что за месяц, неделю, и даже день может многое произойти. К примеру, Вы покупаете квартиру у продавца, уезжающего на постоянное место жительства куда-нибудь в Шри-Ланку. Задаток вы уже оформили, договорились проводить сделку у нотариуса. И тут продавца посещает мысль от лукавого. Он берет выписку из ЕГРНИ, ставит отметку в нотариальной, и едет в банк, где берет кредит, заложив продаваемую вам квартиру. Оформляется ипотека. Приходит день сделки. Нотариус ее проводит, так как про ипотеку ему ничего не известно. Вас, как покупателя, ждет сюрприз в БТИ, когда Вы придете регистрировать переход права собственности. А продавец тем временем улетит с деньгами, полученными от вас и от банка. Вот такая вот проверка от нотариуса!
У регистратора такой фокус бы не прошел, ибо ипотека была бы выявлена – сделка бы не состоялась.
Так что, оформляйтесь у регистратора – это и быстрее, и надежнее!
Если Вам понравилась эта статья, оставляйте комментарии, делитесь со знакомыми в социальных сетях при помощи кнопок ниже.
Что такое электронная регистрация права собственности
После покупки квартиры каждый покупатель должен обязательно пройти процедуру государственной регистрации права собственности. И если раньше ему приходилось выстоять очередь в Росреестре или МФЦ, подать документы на регистрацию, а потом снова приехать за документами, то теперь всё гораздо проще.
Сервис «Электронная регистрация» позволяет покупателям недвижимости оформить право собственности без посещения Росреестра или МФЦ
С помощью электронной регистрации уже зарегистрировано более 100 000 сделок по всей России. Несмотря на очевидное удобство сервиса, его стремительное развитие неизбежно влечет появление споров, мифов и вопросов.
Как работает сервис?
Отправка документов на регистрацию проходит в отделении Сбербанка или в офисе застройщика за 15 минут прямо на сделке. Документы будут зарегистрированы в течение 3-7 дней и придут на электронную почту всем участникам сделки.
Сервис доступен для покупки квартир в новостройках и на вторичном рынке, в том числе, в ипотеку. Подробнее о сервисе
Какие документы получает покупатель после регистрации?
После электронной регистрации покупатель недвижимости на вторичном рынке получает документы на электронную почту:
Покупатель квартиры в новостройке получает договор долевого участия с электронной подписью Росреестра о регистрации права требования.
А как получить бумажное свидетельство о собственности?
С 15 июля 2016 года выписка из ЕГРН является единственным документом, который подтверждает право собственности и содержит всю информацию по переходу прав и обременениям на объект недвижимости.
Бумажные свидетельства Росреестр больше не выдаёт
В выписке из ЕГРН содержится больше информации, чем в свидетельстве. Все новые сведения о недвижимости сразу вносятся в базу реестра, поэтому в выписке будет самая свежая и актуальная информация, а свидетельство могло быть выдано десятки лет назад и устареть.
Например
Анатолий решил приобрести квартиру в 2017 году. Он приехал по указанному адресу и попросил владельца квартиры предоставить документы. Продавец показал свидетельство о праве собственности, выданное 2001 году. Выписку из ЕГРН он отказался предоставлять, поэтому Анатолий сам обратился в Росреестр.
Спустя 3 дня он получил выписку и узнал, что квартира находится под арестом. Оказалось, что бывшая супруга продавца подала на развод и требует раздела имущества.
Владельцы недвижимости могут доказать свое право выпиской из ЕГРН, что уменьшит риск мошенничества в операциях с недвижимостью
Заказать выписку можно в МФЦ или на сайте Росреестра, через 3 дня она будет готова и придёт на электронную почту.
Можно ли подделать электронные документы?
Подделка исключена. Все документы будут храниться в электронном виде, также в системе безопасности будут фиксировать даты выдачи выписок. Гражданина, предоставляющего бумажный документ, можно будет проверить по базе Росреестра.
Все электронные документы подписываются УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) регистратора. Таким образом, если какой-либо документ будет отредактирован, то потеряет связь с УКЭП регистратора, и документ будет недействителен.
Что такое электронная подпись, и как она выглядит?
В письме клиенту УКЭП выглядит как файл с расширением *.sig, например «Выписка_ЕГРН.pdf.sig».
Если открыть электронную подпись, она будет выглядеть вот так:
Ничего не понятно, потому что это шифр для машин.
Выписку, которую вы получаете после электронной регистрации, не обязательно предоставлять в госорганы для получения каких-либо услуг согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Госорганы обязаны самостоятельно запросить её в Росреестре, если она необходима.
Как прописаться в квартире после электронной регистрации?
Чтобы прописаться в квартире, нужно обратиться в паспортный стол, МФЦ, подразделение ГУВМ МВД (заменяющее ФМС), управляющую компанию (в некоторых существуют паспортные столы) или воспользоваться порталом Госуслуги.
Подробная статья о том, как прописаться в квартире
В качестве подтверждения права собственности можно предоставить выписку из ЕГРН, которая пришла вам на почту после электронной регистрации.
Согласно 218 ФЗ, право собственности на недвижимость удостоверяется именно выпиской из ЕГРН. Бумажные свидетельства Росреестр больше не выдаёт, поэтому требовать их не имеют права.
Если вам отказывают в принятии документов, ссылайтесь на закон и требуйте официальный отказ с указанием ФИО и должности сотрудника. Отсканированный отказ отправьте на help@domclick.ru.
Специалисты сервиса «Электронная регистрация» помогут вам разрешить эту ситуацию.
К ак перевести лицевой счет на себя для оплаты ЖКХ?
Передавая квартиру в собственность от одного лица к другому, нужно переоформить её лицевой счёт на имя нового владельца.
Для этого вам нужно обратиться в управляющую организацию и в единый информационно-расчетный центр для перезаключения договоров на нового владельца с энергетиками, водоснабжающей и газоснабжающей организациями на поставку ресурсов.
Как получить налоговый имущественный вычет при электронной регистрации?
Налоговый вычет составляет 13% от стоимости недвижимости и всех выплаченных процентов. Максимально возможная сумма для расчета имущественного вычета – 2 млн руб., а для процентов по ипотеке – 3 млн руб. Таким образом, до 260 000 рублей можно вернуть из своих налогов при покупке квартиры, а также до 390 000 рублей за выплаченные проценты по ипотеке. Подать заявление на налоговый вычет и узнать список необходимых документов можно на сайте Федеральной налоговой службы в личном кабинете или через сервис Сбербанка.
Согласно 218-ФЗ выписка из ЕГРН является официальным подтверждением проведенной государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому может быть предоставлена для подтверждения права на получение имущественного налогового вычета.
Как использовать материнский капитал, если регистрировал собственность в электронном виде?
Чтобы воспользоваться материнским капиталом, подайте в Пенсионный Фонд заявление о перечислении материнского капитала в счет уплаты ипотечного кредита и пакет документов:
Как видите, никаких документов, связанных с электронной регистрацией права собственности, не нужно. Выписку из ЕГРН, при необходимости, Пенсионный фонд запрашивает самостоятельно в Росреестре.
Коротко
После электронной регистрации права собственности все необходимые документы придут на электронную почту. Вы не получите бумажное свидетельство, но Росреестр их больше не выдает никому.
С 15 июля 2016 года выписка из ЕГРН является единственным документом, который подтверждает право собственности.
Как проверить квартиру перед покупкой в 2020 году
1. Старые документы
Бумажное свидетельство о праве собственности на жилье до сих пор вызывает у наших граждан больше доверия, чем новомодные выписки из электронного реестра. В связи с этим эксперты Кадастровой палаты напоминают: свидетельства о регистрации прав служат подтверждением права собственности только на дату, указанную в этом свидетельстве. Как и любые выписки. И никак не подтверждают, что и сегодня человек остается собственником.
Проверить квартиру перед покупкой в 2020 году и подтвердить, кто собственник, может только свежая выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) – об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных на него правах.
– Потенциальному покупателю лучше перестраховаться и самому заказать выписку из ЕГРН, – говорит эксперт Федеральной кадастровой палаты Надежда Лещенко. – Это позволит убедиться в точности предоставленных продавцом сведений. Рекомендуется заказывать ее как можно ближе к дате потенциальной сделки.
Возможные проблемы. Самая типичная схема обмана: у продавцов остаются на руках старые документы. Их и демонстрируют в подтверждение того, что все в порядке. Да, перепродать уже проданную квартиру еще раз не получится. Но часто таким образом с нескольких покупателей собирают задатки, а потом исчезают.
2. Родственники
Эксперты рекомендуют получить нотариально заверенное согласие супруга или супруги собственника на продажу квартиры. Зарегистрируют переход права и без такого документа (в реестр будет внесена запись о его отсутствии), но покупателю лучше подстраховаться. Также стоит уточнить, нет ли зарегистрированных прав на квартиру у бывших супругов или иных родственников, а также обратить внимание, не нарушаются ли при продаже права несовершеннолетних. Все это выясняется с помощью выписок из ЕГРН (о собственниках) и из домовой книги (о зарегистрированных в квартире).
Возможные проблемы. Если жилье было куплено в браке, оно принадлежит обоим супругам на праве общей совместной собственности – независимо от того, на кого оформлено. Если нотариально заверенного согласия второго супруга нет, он или она потом вполне сможет оспорить сделку через суд.
Права несовершеннолетних нарушаются сразу из-за нескольких причин. Нередко об обмане речи нет – продавцы просто не знают законодательство. Самый характерный вариант – при приватизации дети не были включены в число собственников жилья. Обычно такие проблемы возникают с квартирами, приватизированными до 1994 года (потом включение детей в число собственников стало обязательным условием приватизации). Спустя много лет, став совершеннолетними, такие «обиженные» детки могут через суд заявить свои права на долю в перепроданной квартире.
Еще вариант – жилье, которое покупалось с использованием средств материнского капитала. Если вы участвуете в альтернативной сделке (обмен через куплю-продажу), где продавцы – такая семья, будьте готовы к тому, что сделка может развалиться. Из-за того, что на нее не дали согласие органы опеки. Или семье с детьми отказали в ипотеке на то жилье, которое они решили приобрести взамен купленного с использованием материнского капитала.
«Обойденные» наследники – самый тяжелый случай. Чаще всего такая ситуация возникает, когда продается квартира, доставшаяся по завещанию. Проверить, не нарушены ли при этом чьи-то права, тяжело. Поэтому риэлторы советуют не покупать жилье, которое недавно было получено в наследство.
Сюда примыкают и случаи, когда квартира продается от имени одиноко проживающего пожилого человека. Это характерная схема черных риэлторов. На момент сделки человек, от лица которого она совершается, уже умер. Но в ЗАГС эта информация еще не поступила, поэтому и Росреестру она недоступна. Наследники потом через суд без проблем доказывают незаконность сделки.
Как работает электронная регистрация прав на недвижимость
Сбербанк предлагает услугу электронной регистрации прав при покупке жилья. Это экономит время, но стоит до 12 250 ₽. Вот как работает сервис.
Как происходит электронная регистрация?
Если покупается квартира в новостройке, то регистрируется договор долевого участия (ДДУ), на вторичном рынке — договор купли-продажи жилья. Также сервис распространяется на земельные участки. Правда, для последних и для вторичного жилья сервис доступен только в том случае, если право собственности на них было оформлено после 1998 года. Услуга применяется только при прямых сделках, то есть цепочки сделок так зарегистрировать нельзя. Есть ещё ограничение на количество созаёмщиков (не более пяти), продавцов и покупателей (не более двух).
После одобрения ипотечного кредита нужно приехать в банк для подписания кредитного договора и других документов. В этот момент представитель банка предложит подключить сервис безопасных расчётов (2 000 ₽). Его суть — в хранении банком денег до регистрации сделки в Росреестре: только после регистрации договора банк отправит средства продавцу недвижимости. Если договор не зарегистрируют, то деньги вернутся покупателю. «Услуга необязательная», — пояснили в пресс-службе Сбербанка.
Покупателю и продавцам делают усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), которой будет подписываться договор.
Отправить пакет документов на регистрацию по условиям оказания услуги должны в течение 14 дней с момента её оплаты. Покупателю недвижимости придёт СМС-сообщение с кодом. Позвонит представитель регистратора (Росреестра) и запросит этот код. После его введения договор будет подписан цифровой подписью и передан на регистрацию.
Регистрация договора занимает 5–7 дней. Как только договор будет зарегистрирован, пришлют СМС-сообщение, а на электронную почту поступит подписанный договор.
В течение следующих суток Сбербанк должен перевести деньги продавцу недвижимости.
Зачем это нужно?
Во-первых, при оформлении ипотеки и электронной регистрации документов Сбербанк делает скидку по кредиту в размере 0,1 процентного пункта. Во-вторых, «сервис заменяет минимум четыре визита в банк и МФЦ/Росреестр», — утверждают в Сбербанке.
Найти кредит дешевле, чем в Сбербанке
Воспользоваться электронной регистрацией можно даже без оформления ипотечного кредита. Услугу предоставляют во всех регионах России.
Сколько это стоит?
Стоимость электронной регистрации составляет от 7 000 до 10 250 ₽. «Стоимость сервиса складывается из операционных затрат банка в конкретном регионе, госпошлины и затрат на оформление УКЭП», — сообщили представители банка. Также к ней можно добавить 2 000 ₽ за сервис безопасных расчётов, поскольку на практике от этой услуги не всегда получается отказаться.
Как проверить зарегистрированный договор?
Вместе с зарегистрированным договором Сбербанк присылает инструкцию для проверки документа. Для этого нужно зайти на сайт Росреестра и загрузить электронный файл в формате «xml». Затем нажать «Показать в человекочитаемом формате». В результате вы увидите дату, номер регистрации и имя регистратора.
Минусы электронной регистрации
1. Цена. Если самостоятельно отнести документы в Росреестр, то нужно заплатить только госпошлину 2 000 ₽, а электронная регистрация с учётом сервиса безопасных расчётов может стоить в 6 раз дороже.
2. Не все принимают электронную версию договора и выписки из ЕГРН. По словам управляющего партнёра компании «Метриум» Марии Литинецкой, при покупке жилья на вторичном рынке в 95% случаев необходимо арендовать банковскую ячейку. Открыть её можно только при предъявлении оригинала подписанного договора купли-продажи с печатью Росреестра о регистрации документа. «В случае же электронной процедуры такой документ предоставить невозможно. Поэтому абсолютное большинство сделок проходят с посещением МФЦ, что отнимает минимальное время, но при этом даёт возможность получить на руки зарегистрированный договор с “живой” печатью, который станет законным основанием для получения продавцом денег», — отмечает эксперт.
Ещё проблемы могут возникать на этапе регистрации по месту жительства. В некоторых МФЦ могут не принять электронную выписку из ЕГРН и потребовать бумажный документ с печатью. На это жалуются некоторые клиенты на сайте самого сервиса. То, что возникают подобные ситуации, Сравни.ру подтвердили также в одном из столичных агентств недвижимости.
Старший юрист компании «Стрим» Мария Понаморева объясняет отказ МФЦ работать с электронными выписками соображениями безопасности. По сути, говорит она, даже если речь просто о заказе на сайте Росреестра выписки в электронном виде, никто — кроме того, кто непосредственно её заказал и видит на экране компьютера — верить ей не может. Именно поэтому при регистрации по месту жительства могут потребовать документ, который заверен печатью.
Сбербанк пишет, что после электронной регистрации вообще нет необходимости предоставлять куда-либо выписку, полученную на почту. «Госорганы, в которые вы обращаетесь, могут самостоятельно запросить данные в Росреестре», — говорится на сайте сервиса. Теоретически это действительно так, объясняет Мария Понаморева, но на практике всё может зависеть от конкретного сотрудника МФЦ, на которого попадёт покупатель недвижимости.
3. Не все сделки можно так зарегистрировать. Если право собственности на вторичное жильё или землю без построек было зарегистрировано до 1998 года, то при их купле-продаже придётся обращаться в Россреестр (МФЦ) лично. Также электронная регистрация невозможна, если одной из сторон сделки являются несовершеннолетние или представители с доверенностью.
Регистрация права собственности на квартиру
Государственная регистрация прав подразумевает юридический акт, который признает права гражданина или юридического лица на конкретное имущество. Таким актом государство подтверждает возникновение прав на недвижимое имущество, в том числе и на квартиру. (раздел II Гражданского кодекса ГК РФ). Регистрацию проводят по месту нахождения имущества.
Регистрация права собственности обязательна: она является доказательством принадлежности имущества тому или иному человеку. Зарегистрированное право собственности может быть оспорено в судебном порядке. Процедуру регистрации осуществляет Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Раньше по итогам регистрации выдавалось свидетельство о государственной регистрации, сейчас это выписка из ЕГРН. Эти документы подтверждают имущественное право.
Кадастровый учет – внесение сведений о недвижимом имуществе в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сведения вносятся на основе существования этого имущества с определенными характеристиками или прекращения его существования.
Свидетельство о государственной регистрации и выписка из ЕГРН
Свидетельство о государственной регистрации права собственности выдавалось собственникам с 31 января 1998 года по 15 июля 2016 года.
У свидетельства имелся номер и серия выпуска (номер региона выдачи).
Пример: номер свидетельства на ценной бумаге (выдавались до 1 января 2015 года) – 72 НВ 890987
Расположен на титульной стороне.
Источник: https://exspertrieltor.ru/2017/08/22/svidetelstvo-o-gosudarstvennoy-registratsii-sobstvennosti/
Номер свидетельства на обычной бумаге (выдавались после 1 января 2015 года) располагается на оборотной стороне.
Выглядит примерно так: 096940.
Источник: https://exspertrieltor.ru/2017/08/22/svidetelstvo-o-gosudarstvennoy-registratsii-sobstvennosti/
Сейчас свидетельства о государственной регистрации права собственности не выдаются. Вместо них можно запросить выписку из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), заплатив госпошлину от 300 рублей для физлиц и от 950 для юридических. Выписка придет на почту в течение нескольких минут.
У выписки серии нет. Номер документа указан вверху перед кадастровым номером, пример 77/ИСХ/17-407175.
Иногда – внизу над подписью уполномоченного госрегистратора.
Источник: https://pravonedv.ru/dokumenty/vypiska-iz-egrn-seriya-i-nomer.html
Законодательная база регистрации права собственности
Сделки с квартирами подлежат государственной регистрации. Переход прав собственности от одного человека к другому должен отражаться в единой базе Росреестра ЕГРН.
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ прекращает действовать 1 января 2020 года. Вместо него полноправно будет работать закон ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости». Единственным законным доказательством зарегистрированного права станет выписка из ЕГРН.
Права на недвижимость, которые возникли до вступления в силу нового закона, действительны.
Порядок процесса регистрации, документы, права и обязанности заявителей и регистраторов перечислены в Регламенте действий Росреестра для сделок с недвижимостью. Действует с 2018 года.
В каких случаях нужна регистрация права собственности
Самые распространенные случаи, когда требуется регистрация права собственности на квартиру: покупка (ст. 551, 558 ГК РФ), мена (обмен) (ст. 567 ГК РФ), дарение (п. 3 ст. 574 ГК РФ), наследование. В этих случаях совершается государственная регистрация и самой сделки, и прав по этой сделке.
Регистрации подлежат сделки с договорами:
по продаже жилого дома, квартиры или их частей, предприятия (п. 2 ст. 558 и п. 3 ст. 560 Гражданского кодекса);
дарения (п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса);
ренты (ст. 584 Гражданского кодекса);
пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 Гражданского кодекса);
аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса);
аренды предприятия и передаче недвижимости в доверительное управление (п. 2 ст. 658 и п. 2 ст. 1017 Гражданского кодекса).
Государственная регистрация не требуется при договорах:
найма жилого помещения – коммерческого или социального;
безвозмездного пользования недвижимостью (исключение – пользование земельными участками сроком более 1 года);
аренды зданий и сооружений сроком менее 1 года.
Документы для регистрации права собственности на квартиру
Для регистрации права собственности необходимы правоустанавливающие документы и кадастровый и технический паспорта квартиры.
Документы для регистрации при договоре дарения или купли-продажи:
чек, подтверждающий оплату госпошлины;
соответствующий договор в 2 экземплярах;
паспорта заявителей или представителей;
если регистрация через представителя, нужна доверенность;
заявление о регистрации права (от человека, которому дарят имущество, или покупателя);
заявление о регистрации перехода права (от человека, который дарит или продает имущество);
документ, который подтвердит право собственности того, кто дарит или продает имущество;
при необходимости согласие собственника государственного, муниципального имущества;
если у супруга нет прав на имущество, нужен документ для подтверждения (например, брачный договор, решение суда);
если собственников несколько, нужно их нотариально заверенное согласие на продажу или передачу по договору дарения;
если кто-то из собственников недееспособен или не достиг 14 лет, необходимо разрешение органа опеки и попечительства;
если была перепланировка помещения:
заявление о государственном кадастровом учете изменений, подписанное собственником;
любой стороной заполняется заявление о регистрации ипотеки;
закладная и те документы, которые перечислены в закладной в качестве приложений;
если одна из сторон – юридическое лицо:
документ для подтверждения полномочий представителя юрлица;
Регистрация прав собственности осуществляется только на готовую квартиру на первичном или вторичном рынке. На первичном рынке, когда дом сдан, пакет документов обычно формирует застройщик. Регистрацией прав собственности на новые квартиры может заниматься застройщик или покупатель.
На квартиру в строящемся доме может быть только регистрация прав требования. Регистрируется при оформлении договора долевого участия ДДУ или договора уступки прав требования по ДДУ. Этим занимается застройщик или дольщик.
Документы для регистрации при вступлении в наследство:
чек, подтверждающий оплату госпошлины;
заявление о регистрации права;
паспорт заявителя или его представителя;
если регистрация происходит через представителя, нужна доверенность;
свидетельство о праве на наследство;
если имеется, приложить соглашение о разделе наследства в 2 экземплярах;
если одна из сторон – юридическое лицо:
документ, подтверждающий полномочия представителя юрлица;
Росреестр может бесплатно уведомлять о результатах регистрационных действий (о возврате документов без рассмотрения, отказе, приостановлении или завершении регистрации). Для этого укажите в заявлении о регистрации электронную почту или номер мобильного. Прочие образцы документов можно посмотреть здесь.
Как зарегистрировать право собственности на квартиру
Оплатите госпошлину до подачи документов: 2 000 рублей для физического лица; 22 000 рублей – для юридического лица; 200 рублей – при регистрации доли в праве общей собственности на квартиру.
Подайте заявление и все сопутствующие документы:
лично в Росреестр или кадастровую палату
через Многофункциональный центр МФЦ своего региона. Документы можно подать в МФЦ даже в другом городе, необязательно по месту нахождения квартиры.
почтовым отправлением по адресу Росреестра или МФЦ.
заказав выездное обслуживание.
Сотрудник выдает расписку в получении документов на государственную регистрацию.
Ждете окончания регистрации. В расписке стоит срок регистрации (5-12 рабочих дней), номер регистрационного дела. По номеру можно узнать информацию о ходе прохождения регистрации. Срок регистрации может увеличиться на 2-4 дня, если вы подали документы через МФЦ (включается доставка документов в регистрирующий орган и обратно в МФЦ на выдачу).
Приходите в назначенный срок или когда пришло оповещение о готовности, забираете все свои документы. Дата государственной регистрации совпадает с датой внесения изменений в ЕГРП.
Приостановление государственной регистрации права
У регистратора есть законное право приостановить регистрацию, основания для этого прописаны в статье 26 ФЗ-218.
Самые распространенные причины для приостановки регистрации права:
представлены не все документы;
документы с недостоверными сведениями или не соответствуют закону;
квартира находится под арестом или есть запрет на совершение определенных действий;
противоречия между уже зарегистрированными и заявленными правами;
противоречия между сведениями о квартире в предоставленных документах и в ЕГРН;
Причины можно устранить и после этого возобновить регистрацию. Срок при этом начинают отсчитывать по новой. Если после приостановки в регистрации отказывают, сделку (например, купли-продажи квартиры) считают несостоявшейся.
Можно приостановить и вовсе прекратить регистрацию по заявлению участников сделки.
Граждане могут подать жалобу на действия Росреестра (пункты 314-324 Регламента). Отказ в регистрации можно попробовать обжаловать в суде.
На сайте Росреестра можно заказать выписку из ЕГРН, чтобы проверить документы на квартиру.
Кому и что доказывать правом собственности на квартиру
Свидетельства о государственной регистрации права сейчас не выдаются. Права подтверждаются только наличием записи об этом в ЕГРН. Запись подтверждается выпиской из реестра.
Кому и зачем такая выписка бывает нужна: если квартира не зарегистрирована, нельзя ее будет продать, завещать или подарить.
Право собственности на квартиру пригодится во всех случаях, когда нужно доказать, что собственность принадлежит именно вам. Например, его может запросить управляющая компания для заочного голосования на общем собрании – чтобы было подтверждение, что важные вопросы решает собственник.
Словарь по теме
ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав на недвижимое имущество) – электронная база данных, создана 31 января 1998 года, находится в ведении Росреестра. Раньше эту функцию выполняло БТИ Бюро технической инвентаризации. Содержит информацию о действительных и прекращенных правах на объекты недвижимости, данные о правообладателях и обременениях прав, административно-технические параметры об объектах недвижимости (адреса, площадь, назначение).
ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) – ЕГРП, объединенная с 2017 года с базой Государственного кадастра недвижимости ГКН. Тут можно подать одно заявление на две операции: на регистрацию прав и кадастровый учет.
Росреестр (Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии) – головная организация федерального значения. Имеет территориальные органы в субъектах России в виде Управлений «Росреестра» (УФРС) и офисов-филиалов Кадастровой Палаты (ФКП Росреестра).
УФРС (Управление Федеральной Регистрационной Службы) = Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии = Управление Росреестра (территориальное отделение). В таких организациях определяют порядок регистрации права собственности на квартиру, порядок учета технических данных о квартире в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).
ФКП (Федеральная Кадастровая Палата) – структурное подразделение УФРС. Занимается регистрацией прав и сделок с недвижимостью, ведет кадастровый учет, делает записи в ЕГРП и ГКН.
Ответы на часто задаваемые вопросы о регистрации прав на сайте Росреестра
Управляющим компаниям иногда требуется подтверждение того, что данный человек является собственником квартиры в управляемом доме. Этим подтверждением на данный момент выступает выписка из ЕГРН. В программе 1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК удобно работать с лицевыми счетами и собственниками, хранить характеристики зданий и помещений, проводить голосования. Можно выводить реквизиты документов, подтверждающих право собственности участников голосования. Подробнее о возможностях программ для ЖКХ читайте здесь.