для каких этапов развития человечества не характерна форма существования педагогического знания
Для каких этапов развития человечества не характерна форма существования педагогического знания
Знание основных педагогических категорий и специфических понятий облегчит понимание педагогики как науки. Но это непросто. По силе абстракций и обобщений, отвлечений от конкретного человека и жизненных ситуаций педагогика стоит вровень с философией. Не всем дается понимание педагогического знания с одного прочтения. Нужен трудолюбивый, проницательный и терпеливый ум.
Педагогическое знание — одно из древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать нарождающимся поколениям с трудом добываемый опыт выживания. Рассмотрим таблицу 3.
Таблица 3. Этапы становления научной педагогики
Общественно-экономическая формация | Формы существования педагогического знания |
Первобытное общество | Житейские нормы |
Первобытнообщинная общественно-экономическая формация | Традиции, предания, обычаи |
Рабовладельческая общественно-экономическая формация | Философия как наука. Педагогическое знание с составе философии. |
Феодальная общественно-экономическая формация: | |
расцвет феодализма | Теология как ветвь философии. Педагогическое знание в составе теологии. |
эпоха Возрождения и Реформации (зарождение капитализма) | Философия, теология, художественная литература, появление первых педагогических работ. |
Капиталистическая общественно-экономическая формация | Педагогика как наука. Развитие педагогических теорий. |
Уже в первобытном обществе возникли воспитательные отношения по передаче опыта поколений и его усвоению. На протяжении всей истории они осложнялись, углублялись. Так, сегодня взрослые поколения не только передают знания и умения детям, но и вовлечены сами в процесс получения нового опыта. Особенно это заметно при повышении квалификации и смене профессии.
Педагогика: конспект лекций
Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
Сегодня педагогикой называется наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» — «ребенок», «гогес» — «вести») можно перевести как «детоводитель», «детовожатый» — «детовождение».
Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание как целенаправленный процесс берет свое начало с периода разделения труда. Именно с этого времени воспитание становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни и труду. К этому же периоду следует отнести рождение одной из самых древнейших профессий — профессии педагога, воспитателя, учителя. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени — охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства племен отсутствовали или же применялись крайне редко, в исключительных случаях.
Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ:
1) жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа;
2) дворцовые школы готовили писцов-чиновников для нужд административно-хозяйственного управления;
3) военные школы готовили военачальников.
Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах. Так, в школах жрецов Вавилонского государства, кроме письма, счета и чтения, преподавались право, астрология, медицина и цикл религиозных дисциплин. Обучение было столь же долгим (около 10 лет), сколь и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Обучать своих сыновей (девочек обычно не учили) могли только знатные чиновники и богатые рабовладельцы. В школах царила палочная дисциплина, а занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера.
Возникновение профессии педагога связано с историей развития школ в Древнем Египте и Древней Греции. Первым профессиональным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан (римлянин). Он говорил, что достичь гармонии можно за счет правильно организованного обучения. При этом он делал упор на общегуманитарное развитие детей. Квинтилиан первым предъявил требования к личности учителя:
1) совершенствование знаний;
3) уважение к их личности;
4) необходимость организовать деятельность так, чтобы формировалась любовь и доверие к учителю у каждого учащегося.
1. Укажите ведущие линии развития в возрасте от 9-10 до 12 мес.:
• бодрствование в режимный период увеличивается до 2,5-3 часов
• развитие понимания речи взрослых
• развитие активной речи ребенка
• возникновение способности подражать простым движениям
2. Для каких этапов развития человечества не характерна форма существования педагогического знания в виде науки?
• Рабовладельческая общественно-экономическая формация
• Эпоха Реформации
• Эпоха Возрождения
• Капиталистическая общественно-экономическая формация
3. Укажите особенности высшей нервной деятельности детей раннего возраста:
• процессы торможения преобладают над процессами возбуждения
• легко возникающее внешнее раздражение
• высокая подвижность нервных процессов
• в поведении детей много широко различных иррадиированных реакций
4. Кто считается создателем научно обоснованной теории и методики элементарного образования?
• Я.А. Коменский
• И.Г. Песталоцци
• Ж.-Ж. Руссо
• Ф. Бэкон
5. Что из нижеперечисленного определяет необходимость соблюдения дифференцированных возрастных режимов, составляющих основу воспитания детей раннего возраста?
• развитие специфической человеческой второй сигнальной системы
• медленное нарастание работоспособности нервной системы ребенка
• раннее развитие анализаторов
• относительно малая роль врожденных форм поведения
6. Кому принадлежит авторство системы «структурной педагогики»?
• К. Берейтер
• Л.С.Выготский
• Дж. Бруннер
• С. Энгельман
7. Какая из особенностей развития детей учитывается прежде всего при разработках методик развития движений ребенка?
• медленное нарастание функциональной работоспособности нервной системы
• раннее развитие анализаторов
• развитие специфической человеческой второй сигнальной системы
• относительно малая роль врожденных форм поведения
8. Опорно-двигательный аппарат включает в себя:
• суставы
• мышцы
• головной мозг
• костный скелет
9. Какой период соответствует легкой адаптации?
• 15-30 дней
• 10-15 дней
• 2 и более месяцев
• 1-2 месяца
11. Кто из основоположников дошкольной педагогики выступал за свободу детям, за «самовоспитание» и «самообучение»?
• Ф. Фребель
• Р. Оуэн
• М. Монтессори
• Ж.Ж. Руссо
12. Укажите, что не относится к специальной педагогике?
• дефектология
• социальная педагогика
• тифлопедагогика
• профессиональная педагогика
13. Какие безусловные рефлексы включаются у ребенка после рождения сразу?
• цеплятельный
• защитные
• речевой
• отталкивания
14. Кто считается основоположником возрастной педагогики и психологии?
• Ж.-Ж. Руссо
• Я.А. Коменский
• И.Г. Песталоцци
• Ф. Бэкон
15. Укажите общие проблемы исследования философии и дошкольной педагогики?
• формирование личности
• взаимосвязь коллектива и личности
• изучение сущности процесса обучения
• становление мировоззрения
16. Какой период соответствует средней тяжести адаптации?
• 15-30 дней
• 10-15 дней
• 2 и более месяцев
• 1-2 месяца
17. Укажите, что относится к специальной педагогике?
• логопедия
• дефектология
• педагогика взрослых
• олигофренопедагогика
18. Укажите ведущие линии развития в возрасте от 5-6 до 9-10 мес.:
• умение ползать
• самостоятельно садиться
• формирование самостоятельной ходьбы
• возникновение способности подражать простым движениям и первичным действиям с предметами
Этапы развития педагогического знания.
Можно выделить несколько этапов развития научно–педагогического знания (по Н.В. Бордовской).
На первом этапе появляются педагогические суждения и происходит зарождение педагогических идей в русле философских учений. Сократ, например, высказал идею об идеалистической этике, включив в нее такие добродетели, как мудрость, мужество и умеренность; разработал собственный метод обучения, который заключался в том, что он не давал готовых истин, а побуждал своих учеников отыскивать истину путем вопросов и ответов. Аристотель выдвинул идею природосообразности в воспитании, определил гармонию в развитии личности через физическое, нравственное, умственное воспитание. Римский педагог Квинтилиан в двенадцати книгах «О воспитании оратора» систематизировал заимствованные из Греции педагогические идеи и дополнил их целым рядом указаний по содержанию образования, по требованиям к учителю, по методам обучения; впервые выдвинул идею о дидактических принципах, правилах, методике обучения. Мысли о воспитании можно найти и в трудах других древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Варлаама, Авиценны, Конфуция).
Второй этап характеризуется формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. В эпоху Возрождения идеалы воспитания представлены в романах Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактатах Э. Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.–Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Данные труды еще нельзя отнести собственно к научно–педагогическим произведениям, поскольку они являлись частью философских воззрений авторов и не опирались на данные педагогической практики.
На третьем этапе происходит переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Данный этап характеризуется выделением педагогики как отдельной отрасли знания. Его начало традиционно связывают с появлением произведения чешского педагога Я.А. Коменского «Великая дидактика» (1657 г). Я.А. Коменский попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности обучения. В своем сочинении он обосновал принципы и методы обучения, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно–урочную форму обучения в школе. В XVII–XVIII вв. наметился этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци, И. Гербарта, Ф.Фребеля, А. Дистервега. Именно на этом этапе были заложены основы теории педагогики.
Четвертый этап (конец XIX – начало XX вв.) связан с ростом числа педагогических центров и появлением реформаторских педагогических идей. К традиционным направлениям в педагогике тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов) и педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания. Дальнейшее развитие педагогическая теория получила в следующих направлениях: педагогика гражданского воспитания и трудовой школы Г. Кершенштейнера (Германия), педагогика действия В.А. Лая (Германия), экспериментальная педагогика Э. Меймана (Германия), Э. Торндайка (США), прагматическая педагогика Д. Дьюи (США), педагогика воспитания «к свободе» Р. Штайнера (Германия), М. Монтессори (Италия), педагогика свободного труда С. Френе (Франция).
Характерными чертами прогрессивной русской педагогической теории, сложившейся в данный период, являются гуманизм, демократизм, народность, высокая оценка науки, просвещения и общего образования, любовь к ребенку и бережное отношение к нему, стремление развить его творчество, самостоятельность, активность. Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и мн. др.
Современный, пятый этап развития научно-педагогического знания основан на саморазвитии научной области, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками: философией, психологией, физиологией, математикой, кибернетикой, теорией систем, синергетикой. Среди актуальных задач педагогической науки можно выделить поиск и обоснование концепций реформирования образования в свете современных тенденций развития общества; систематизация педагогических явлений, а также теорий и концепций; изучение передового педагогического опыта; научное моделирование всех компонентов педагогического процесса с целью его совершенствования; развитие методологии педагогических исследований.
Этапы развития научно-педагогического знания
Этапы становления научной педагогики
Общественно-экономическая формация | Формы существования педагогического знания |
Первобытное общество | Житейские нормы |
Первобытнообщинная общественно-экономическая формация | Традиции, предания, обычаи |
Рабовладельческая общественно-экономическая формация | Философия как наука. Педагогическое знание с составе философии. |
Феодальная общественно-экономическая формация: | |
расцвет феодализма | Теология как ветвь философии. Педагогическое знание в составе теологии. |
эпоха Возрождения и Реформации (зарождение капитализма) | Философия, теология, художественная литература, появление первых педагогических работ. |
Капиталистическая общественно-экономическая формация | Педагогика как наука. Развитие педагогических теорий. |
Уже в первобытном обществе возникли воспитательные отношения по передаче опыта поколений и его усвоению. На протяжении всей истории они осложнялись, углублялись. Так, сегодня взрослые поколения не только передают знания и умения детям, но и вовлечены сами в процесс получения нового опыта. Особенно это заметно при повышении квалификации и смене профессии.
Воспитательные отношения породили разнообразные формы своего фиксирования. Как видно из таблицы 3, первоначально это были житейские нормы — верования, правила, требования. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, народный фольклор о том, какой опыт и как надо передавать молодежи, какие требования предъявляет к ней общество. Постепенно, из эпохи в эпоху, при сохранении всех ранее рожденных форм запечатления воспитательных отношений появлялись новые.
В период рабовладения в Древней Греции появился термин «педагог», давший затем название целой науке. Обозначал он тогда раба, водившего детей рабовладельцев в школу. Термин «школа» тоже зародился в то время. Значение его сохранилось до сих пор: школа — это место учения.
Рождение научной педагогики относят к концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы. Эти события связаны с именем чешского педагога Я. А. Каменского. Он первым написал правила поведения учащихся, а затем и самый крупный свой труд «Великая дидактика». Все его труды дошли до нас, не потеряв своего значения. Экспериментальная педагогика появилась значительно позже — на рубеже XIX—XX веков.
Как ни менялась педагогика, неизменным оставался объект познания— человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Отсюда и определение самой науки.
Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
Данное определение построено на известных нам понятиях. Собственно, педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого. Теперь понятно, почему тема о сущности нашей науки следует за объяснением основных понятий?
Педагогика есть наука, поскольку обладает всеми признаками последней. Кроме объекта и предмета познания она имеет свой понятийный аппарат, отличающий ее от других наук. С основными категориями и понятиями мы уже познакомились. Другие будем изучать в ходе всего курса. Таковых более ста. Именно они создают фундамент науки, придают ей логичность и определенность.
Педагогика имеет свои методы познания. Самыми распространенными и приемлемыми для педагогов практиков являются: наблюдение за отношениями и деятельностью воспитанников, беседа с ними и их родителями, изучение продуктов деятельности и документации, эксперимент по улучшению воспитательных отношений и результатов развития каждого учащегося и др. Методов достаточно много, число их растет, особенно с приходом компьютера в теоретическую и практическую педагогику.
Наконец, для любой науки важно иметь своего потребителя, т. е. пользователя. Педагогика его имеет в лице тех, кто занят передачей опыта от одного поколения другому, кто усваивает этот опыт, кто организует воспитательные отношения. Утверждают, что число таких людей быстро растет и достигнет своего пика в начале XXI века. Педагогику надо знать родителям, воспитателям, преподавателям, мастерам производственного обучения, наставникам, руководителям кружков и секций, руководителям учебных заведений. Более того, педагогическое знание нужно и самим учащимся, осуществляющим различную шефскую работу, ведущим общественную деятельность или организующим самовоспитание, самообразование, самообучение, готовящимся к созданию семьи и воспитанию своих детей.
С помощью четко обозначенных объекта, предмета, методов познания, наличия своего понятийного аппарата, педагогика и педагоги сознательно выделяют себя, своих воспитанников, процессы воспитательных отношенийи их результаты из сложной сети явлений действительности. Обозначается зона действий педагога, границы его возможностей. В этом плане предлагаем разобраться в понятиях «воспитательный» и «педагогический». Когда хотят обозначить цель — развитие человека, а также подчеркнуть объективный характер явления, употребляют понятия «воспитательное воздействие», «воспитательная деятельность», «воспитательная система» и др. Термин «педагогический» употребляется, когда хотят подчеркнуть научный, профессионально-организованный характер явлений, например педагогическое воздействие, педагогическая деятельность, педагогическая система и др. Это значит, что воздействие, деятельность и система созданы или выбраны профессионально подготовленными людьми. Здесь акцент делается не на цели развития, а на качество средств этого развития, обещающее успех при их применении. В известном смысле «педагогический» обозначает гарантированиость, научную достоверность факторов воспитания.
Разнообразие объектов и предмета педагогического познания, обилие конкретных потребителей сделали некогда единую педагогику расчлененной на отрасли и ветви. Отрасли педагогики выделяются на основе различий объектов познания. Если в ней рассматриваются воспитательные отношения и развитие детей до школы, то это дошкольная педагогика; если в период учебы в школе — школьная. Если педагогика рассматривает подготовку человека к деятельности по профессии, то это профессиональная педагогика. Так, выделяют военную педагогику, дефектологию и другие отрасли. Внутри отраслей различают ветви педагогики на основе выделения потребителя (пользователя) педагогического знания. Например, профессиональная педагогика подразделяется на педагогику профессионально-технического, среднего специального и вузовского образования, производственную педагогику. В первом случае пользователь — педагоги учреждений системы подготовки рабочих, во втором — педагоги техникумов, в третьем — вузов, в четвертом — производство.
Педагогика профессионально-технического образования (профессионально-техническая педагогика) — наука сравнительно молодая. Долгое время она развивалась как вспомогательная преимущественно в системе профессиональной и частично производственной педагогики. Следствием этого является отождествлениеих до сих пор некоторыми авторами. Между тем интенсивное развитие этих ветвей профессиональной педагогики протекало как постоянное уточнение объекта и предмета их познания. Это привело к выделению новой отрасли — педагогики профтехобразования, чему в значительной степени способствовало массовое создание средних профтехучилищ. В новую науку вошли знания из двух прародительниц, органически переплетаясь между собой и создавая условия для рождения нового знания.
Данная книга представляет собой соединение знаний общей педагогики и педагогики профтехобразования. Она предназначена, прежде всего, преподавателям технических дисциплин, мастерам производственного обучения, учителям труда, т. е. всем, кто ведет профессиональную подготовку работников на уровне начального и среднего профессионального образования. Отсюда вытекают следующие задачи, которые можно решать, используя эти знания:
выявление, описание и проектирование воспитательных отношений, обеспечивающих развитие человека;
определение особенностей проектирования воспитательных отношений в условиях профессиональной подготовки в школе, ПТУ, колледже, на производстве и т. д.
Педагогическая наука создана человечеством для удовлетворения своих потребностей в воспроизводстве общественного человека. Насколько успешно она справляется со своими задачами, как помогает практике успешнее развивать новые и новые поколения, зависит от целого ряда условий. Одним из таких условий является степень демократизации общества. Чем больше свобод у участников воспитательных отношений, тем полнее используются педагогические знания, тем большая потребность в них удовлетворяется. Педагогика по сути своей наука демократическая. Поэтому полнее развиваться она может только в условиях определенной свободы от политики и партий. Педагогика идет от человека и служит ему.
Другим условием, при котором педагогика способна успешно развиваться, является тесная связь ее с практикой. История показывает, что их развитие идет волнообразно, как бы «пульсарами», когда вперед по продуктивным идеям, теориям, результатам продвигается то теория, то практика. Так, известно, что в 80-х годах в педагогике нашей страны было развито новационное движение педагогов-практиков — В. Ф. Шаталова, Н. Н. Палтышева, Ю. Д. Городков, и др. Сейчас дело за теорией, которая только и может обобщить практику, выдвинуть новые идеи и помочь массовой школе, профтехучилищу в развитии учащихся. Связь теории с практикой должна быть повсюду: педагогические идеи — проверяться экспериментально, успех учителя — зависеть от пользования теорией. Теория без практики мертва, но только она освещает практике путь.
Наконец, еще одним условием успешного развития педагогики как науки является соответствие педагогических идей тем ценностям, которых придерживается общество. Как раньше учили молодежь житейским нормам, преданиям, традициям, т.е. культуре, так и сейчас на научном уровне должны ей передаваться те ценности, отношения, знания, которые приняты народом, нацией, обществом в целом и составляют их культуру. Чем ближе будут сходиться ценности педагогики и общества, тем больше можно рассчитывать на признание обществом педагогического знания.
Создание этих условий для проведения педагогических исследований и написания книг по педагогике позволит оградить ее от влияния изменяющихся политических и партийных течений и обеспечить ей вполне самостоятельное развитие. Педагогика может и должна зависеть в первую очередь от Человека.
И еще о перспективах развития педагогической науки. Без преувеличения, ей предуготована великая судьба, ибо только она по своей природе способна оказывать помощь человеку в образовании и воспитании, а через них и в развитии. Все дело в том, как понимает сама педагогика Человека, какое место ему отводит в своих исследованиях.
До эпохи Возрождения и Реформации педагогика опиралась на теологическое (религиозное) знание. Теологический центризм считал человека образом и подобием Божьим. В его обязанности входило принимать и разъяснять слово Божье, подчиняться божественным силам, терпеть земные тяготы и восхвалять Создателя. На смену этим взглядам, а скорее в дополнение к ним, пришел антропологический центризм. Согласно ему центром Вселенной является Человек. Только от него и через него можно понять природу, общество и само человеческое мышление. В педагогике тоже нельзя понять ни структуру, ни результаты воспитания, образования, обучения вне структуры целостной природы человека. Это направление набрало силу и сегодня считается наиболее перспективным в педагогической науке. Но и это не считается венцом идей, на которых в перспективе может развиваться наша наука. Ученые предсказывают зарождение космического мировоззрения и теории космоцентризма. Согласно этой теории Человек объясняется только в единстве с Космосом. Сторонники ее доказывают существование трансцендентного (выходящего за пределы самого человека и даже Земли) мышления, единой космической (ноосферной) мыслительной оболочки Вселенной. Если эта теория будет подтверждаться, то педагогике предстоит крупнейшая перестройка в направлении ее на развитие человека, общающегося с другими мирами.
Все три мировоззрения в понимании Человека сегодня актуальны. Религия, несмотря на десятки лет гонений и запретов, не умерла. Более того, ее влияние на людей сегодня расширяется. Библия есть первый учебник по педагогике в духе теологического представления о человеке. Антропологический центризм, начавшийся с К. Д. Ушинского, после десятилетий забвения еще только развивается и находит своих последователей. Космоцентризм ныне развивается в ряде учений, и находит еще больше последователей.
3адания для самостоятельной работы
1. Какие из ранее изученных понятий использовались для раскрытия данной темы? Проверьте по тексту, корректно ли было их употребление?
2. Из понятий, составляющих определение педагогики, сформулируйте еще два варианта определений, не искажая заложенного в нем смысла.
3. На основе общего определения педагогики постройте свое определение педагогики профтехобразования.
4. Составьте словник — алфавитный перечень терминов, обозначающих возможных пользователей педагогического знания.