для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития

Для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития

Метод (от греч. Methodos путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методах начало складываться в эпоху Нового времени, большую роль здесь сыграли философские работы Р. Декарта и Ф. Бэкона

Диалектика строится на

-принцип всеобщей универсальной связи ( рассматривать взаимосвязанность разных моментов бытия )

-принцип развития ( представлять мир, находящимся в развитии )

в ) строить противоречивые суждения по принципу «и то, и это» (ибо противоречивость заложена в основу диалектического метода познания).

-единства и борьбы противоположностей,

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

-взаим. Перехода качества в количество (механизм развития)

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

-отрицания отрицания (направленность развития, путь, траектория)

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

Диалектика Гегеля: Идеалистическая; Абсолютная идея способная к развитию и создает все сущее в мире; Развитие=прогресс(прогрессистский хар-р).

Диалектика Маркса : Материалистическая; Распространил диалектику из сферы духа в сферу материалистич. Явлений; Прогрессистская.

Негативная диалектика : рассмотрение регресса, а не только прогресса.

Метафизика – метод, противоположный диалектике. Отвергает её принципы, объекты неизменны, признаются только локальные связи. Не являлась фил. Методом, проникла из науки. Под метафизикой современные авторы понимают всю классическую философию.

Характерными чертами метафизического метода являются:

а ) представлять мир, находящимся в покое,

б ) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга,

в ) строить категорические утверждения по принципу «или то, или это».

Источник

Закон единства и борьбы противоположностей

СЕМИНАР 3.

УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ. Диалектика

Задания и вопросы

Задание 1. Терминология философии.

Выпишите термины по изучаемой теме, укажите их значение.

Задание 2. Теория философии.

Подготовьте устные сообщения по следующим темам.

1. Модели развития.

2. Законы развития.

2.1.Закон единства и борьбы противоположностей.

2.2.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

2.3.Закон отрицания отрицания.

3. Детерминизм и индетерминизм.

4. Детерминизм и закономерность.

5. Главные онтологические категории.

Задание 3. Задания для проверки уровня компетенций.

Материал для устных сообщений

Учение о развитии

Развитие является основным предметом диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации. Развитие – это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы.

В истории философии известны две универсальные концепции развития материального и духовного мира: диалектическая и метафизическая. Обе имеют свои корни в начальном периоде становления философии. Существенными чертами метафизики являются односторонность, гиперболизация и абсолютизация какой-то одной стороны многогранного процесса познания или элемента системы. Будучи альтернативой диалектики, метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным: она также имеет свои исторические формы. В древности – это метафизичность философских позиций элеатов (Парменид), утверждавших, что нет небытия, поэтому отсутствует переход из бытия в небытие, и нет движения.

Свое историческое оправдание метафизический метод познания имел в XVII-XIX вв. в период формирования отдельных частных конкретных наук, при создании конкретно-научных, еще не связанных друг с другом картин мира. Особенностью этой формы метафизики является отрицание принципов всеобщей связи и развития предметов и явлений. В тот период времени объекты исследовались в их неизменности и вне связи с другими объектами. Такой способ мышления на уровне здравого смысла правомерен в житейских делах, когда не нужно рассматривать объект в его развитии и общей связи с другими.

С конца XIX в. под воздействием новых научных открытий и изменений в общественной практике стала формироваться новая метафизика, которая не отвергает принципов всеобщей связи и всеобщего развития, но трактует феномены связи и развития односторонне. С ее точки зрения:

· изменяются явления, но не сущность вещей, явление и сущность противопоставляются друг другу;

· развитие понимается как процесс только количественных, постепенных изменений («плоский эволюционизм») или, наоборот, лишь качественных изменений, как сплошные скачки;

· как движение только по кругу;

· как только прогрессивное;

· источником развития метафизики считают не внутренние противоречия объекта, а лишь внешние, находящиеся за его пределами.

Для метафизического способа познания характерна редукция – сведение специфики высших форм развития явлений к низшим.

В качестве альтернатив диалектики выступают: псевдодиалектика, утверждающая, что в новом ничего не должно оставаться от старого, релятивизм, догматизм, а также софистика и эклектика, обычно понимаемые как виды или разновидности метафизики.

Софистика и эклектика зародились еще в Древней Греции. Софистика(от греч. – «умение хитроумно вести спор») представляет собой рассуждение и вывод, основанные на нарушении принципов и законов формальной логики, на употреблении ложных аргументов, которые выдаются за истинные. Софистика отрицает абсолютные моменты в процессе познания истины.

Эклектика(от греч. – «способный выбирать, выбирающий») – это соединение разнородных взглядов, идей, концепций, принципов на основе их произвольного смешивания. Выдергивание отдельных сторон, свойств объекта, а также фактов, взглядов и т.п., их механическое соединение являются характерным приемом эклектики.

Догматика – антиисторический, недиалектический, схематически-окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени. Догматика односторонне относится к истине, признает в ней абсолютный момент при одновременном игнорировании ее относительности.

Итак, метафизика и диалектика по-разному трактуют развитие.

Модели развития

Наиболее видным представителем градуалистской модели развития, оказавшим большое влияние на европейскую философию второй половины XIX – начала ХХ вв., был английский философ Г. Спенсер (1820-1903). Составными частями спенсеровской трактовки развития были идея сводимости высших форм движения материи к низшим (социальной – к биологической, биологической – к физической и химической), а также теория равновесия. Главные недостатки такого понимания всеобщего развития: 1) исключительно постепенный характер эволюции и 2) внешний источник изменения и развития материальных систем.

Градуалистская трактовка развития стала приходить в резкие противоречия с действительностью в первой половине ХХ столетия. Развертывалась научная революция в физике, еще с конца прошлого века заявившая о себе открытием рентгеновских лучей и явления радиоактивности. Большое значение для понимания характера движения имела разработка квантовой теории. Был обнаружен качественно новый уровень материи – микромир, существенно отличающийся по своей внутренней природе и закономерностям от макромира. В биологии было открыто явление естественного мутагенеза (1907), а затем и явление искусственного мутагенеза (вторая половина 20-х гг. ХХ в.). Все это свидетельствовало о нередко взрывном характере развития природы, о недостаточности его плоскоэволюционистской концепции, главные принципы которой были угаданы еще Г.В.Ф. Гегелем.

В западноевропейской философии сформировалась еще одна концепция, называемая «творческий эволюционизм»,или«эмерджентизм». Главная черта этой концепции – абсолютизация скачков в развитии, притом скачков интегративных, взрывообразных.

Со второй половины XIX столетия все большее значение в науке стала иметь еще одна концепция – «натуралистская». Это – диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции дает эволюционизм Ч. Дарвина.
В ХХ столетии эта концепция разрабатывалась среди естествоиспытателей в трудах Дж. Хаксли, Л. Берталанфи, Г. Меллера, Дж. Симпсона, Э. Майра, А. Сент-Дьерди и др. В динамизме этой концепции обнаруживается сильная тенденция к сближению с научно-диалектической концепцией развития.

Противоположностью сциентистской (натуралистской) концепции является антропологическая модель развития. Ей присуща антисциентистская направленность. Один из виднейших представителей экзистенциализма Ж.-П. Сартр считает, что диалектика – только в тотальности человеческого духа, в его противоречивом динамизме. Диалектика синтетична, природа аналитична. Хотя явления природы и могут быть внутреннее противоречивыми, их нельзя рассматривать как целостности.

В начале XVII в. в целях объяснения общества складывается теория равновесия. Ее главной идеей было представление об обществе как равновесной системе, все части которой сбалансированы между собой. Сначала общество уподобляется физической равновесной системе, подчиняющейся третьему закону Ньютона, говорящему о равенстве и противоположной направленности действия двух тел друг на друга. Затем физикалистский редукционизм сменился биологическим (во второй половине XIX в.) и общество стало рассматриваться преимущественно по аналогии с живым организмом, саморегулирующимся и устойчиво равновесным. В настоящее время в теорию равновесия включаются данные кибернетики, ее принципы. Наиболее видными представителями теории равновесия были Г. Спенсер, Ле Дантек, Л.Ф. Уорд.

Основные положения теории равновесия следующие. 1. Равновесие абсолютно (в том смысле, что оно является преобладающим состоянием систем); борьба относительная. 2. Равновесие лишено противоречий; это положительное состояние; противоречия в борьбе негативны, вредны для системы. 3. Нарушение равновесия происходит под воздействием внешних сил (или главным образом этих сил). 4. Преодоление противоречий осуществляется за счет приспособления системы к внешней среде (или ее элемента к нему противоположному), что обеспечивает «нейтрализацию» противоположностей и новое равновесие. 5. Развитие идет по формуле: Равновесие – Неравновесие 1 – Равновесие 2.

Недостаток теории равновесия прежде всего в том, что она рассматривает равновесные состояния как лишенные противоречий. Не соответствует действительности положение теории равновесия в том, что противоречия (конфликты) негативны, в принципе губительны для системы. На самом деле, значение конфликтов для прогресса социальной системы может быть различным.

К числу наиболее значительных концепций развития ХХ века относится диалектико-материалистическая концепция. Она сложилась еще в 40-е гг. XIX столетия и ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Наиболее адекватной формой объяснения развития является диалектическая концепция развития, в основе которой лежат два фундаментальных принципа.

1. Принцип развития, утверждающий, что мир представляет собой развивающуюся реальность.

2. Принцип детерминизма, говорящий о том, что мир представляет собой упорядоченное целое, основанное на устойчивости и взаимосвязанности основных свойств бытия.

Детерминизм (от лат. determine – определяю) философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Законы развития

В русле отечественной философской традиции, сложившейся в ХХ веке, принято выделять три всеобщих закона диалектики: закон отрицания отрицания, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон единства и борьбы противоположностей. Законы диалектики, ее категориальный аппарат являются важной составляющей мировой и отечественной философской культуры. Они образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически смотреть на мир, не допуская огульных отрицаний или догматизации тех или иных положений. Диалектика помогает нам творчески осмысливать противоречия бытия; она не допускает абсолютизацию достигнутого сегодня знания, ибо завтра мы обязательно познаем нечто принципиально новое.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон выражает самую суть процесса развития. Анализ окружающего нас мира приводил к выводу о том, что вся структура и динамика космического целого и индивидуального человеческого существования с необходимостью выводят на фундаментальные пары противоположностей, очерчивающие крайние точки, как бы логические пределы того, что мы можем о различных формах и проявлениях бытия помыслить, к чему нам надо стремиться и чего избегать. Философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бытии и в познании. Начиная с Платона, философский разум характеризовался способностью к диалектическому мышлению, исследующему различные взаимоотношения, в которых могут находиться противоположности мировой жизни. Гегель предпримет свою величественную попытку построить целую философскую систему на базе учения о диалектике противоположностей, на взаимоотрицании и синтезе. Сформулируем несколько ключевых тезисов относительно сущности и механизмов разрешения диалектических противоречий.

1. Под диалектическим противоречием следует понимать взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе, которые выступают источником и движущей силой ее развития.

2. Противоречия действуют на всех структурных уровнях бытия, как в его материальных, так и в духовных измерениях, представляют собой генетическое и функциональное единство, где разрешение одних противоречий может быть средством для разрешения других, более общих системных противоречий.

3. Диалектические противоречия могут разрешаться различными путями.

4. Опосредствование противоположностей заключается не только в появлении конкретных (материальных или идеальных) третьих членов, в которых сочетались бы характеристики обеих противоположных сторон. Опосредствование сторон противоречия другим противоречием – ключ к пониманию их системного действия в качестве движущей силы развития.

Источник

Для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития

для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития. для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития фото. картинка для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития. смотреть фото для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития. смотреть картинку для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития.

для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития. для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития фото. картинка для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития. смотреть фото для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития. смотреть картинку для метафизического способа познания характерна сведения специфики высших форм развития.

Уральский учитель запись закреплена

9. Метафизический метод и его применение в науке.
В истории изучения человеком природы сложились два прямо противоположных, несовместимых метода этого изучения, которые приобрели статус общефилософских, т.е. носящих всеобщий характер. Это – диалектический и метафизический методы.
Метафизика (букв. «после физики») употребляется в трех основных значениях: 1) как синоним философии; 2) как синоним особой философской науки – онтологии, т.е. учения о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов логики и теории познания; 3) философский метод познания, мышления, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Самая характерная, существенная черта метафизики как метода – абсолютизация того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме. Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах. Специфика метафизики, характерной для философии и науки XVII–XIX вв., в отрицании всеобщей связи и развития явлений. Этот метод мышления имел объективную основу своего появления – необходимость исследования предметов в их неизменности, устойчивости, вне связи с другими, чем и занималась наука того времени. Исторически вторая форма метафизики не отвергает всеобщую связь явлений, их развитие, но абсолютизирует какой-либо один аспект. Метафизический способ мышления вполне правомерен и необходим везде, где не требуется рассматривать предмет в развитии и во всех его взаимосвязях.
При метафизическом подходе объекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и как бы в застывшем, фиксированном, неизменном состоянии. Диалектический подход, наоборот, предполагает изучение объектов, явлений со всем богатством их взаимосвязей, с учетом реальных процессов их изменения, развития.
Истоки этих противоположных подходов к осмыслению мира лежат в глубокой древности. Одним из ярких выразителей диалектического подхода (несмотря на всю его наивность) был древнегреческий мыслитель Гераклит. Он обращал внимание на взаимосвязи и изменчивость в природе, выдвигал идею о ее беспрерывном движении и обновлении. Дошедшие до нас афоризмы Гераклита свидетельствуют о глубине его понимания окружающего природного мира.
«Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу. – писал Ф. Энгельс, – то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает. Этот первоначальный, наивный, но по сути дела правильный взгляд на мир был присущ древнегреческой философии и впервые выражен Гераклитом. ».
В то же время в древнегреческой философии VI–V веков до н.э. зародился и другой подход к познанию мира. В учениях некоторых философов этого периода (Ксенофана, Парменида, Зенона) проявились попытки доказать, что окружающий мир неподвижен, неизменен, ибо всякое изменение представляется противоречивым, а потому – невозможным. Подобные воззрения много веков спустя проявились в науке Нового времени (во всяком случае, до середины XVIII в.), а соответствующий им метод познания получил наименование метафизического.
На определенном этапе научного познания природы метафизический метод, которым руководствовались ученые-естествоиспытатели, был вполне пригоден и даже неизбежен, ибо упрощал, облегчал сам процесс познания. «Разложение природы на ее отдельные части, разделение различных процессов и предметов природы на определенные классы, исследование внутреннего строения органических тел по их многообразным анатомическим формам – все это было основным условием тех исполинских успехов, которые были достигнуты в области познания природы за последние четыреста лет», – писал Ф. Энгельс. В рамках метафизического подхода к миру учеными изучались многие объекты, явления природы, проводилась их классификация.
Наглядным примером этого может служить весьма плодотворная деятельность известного шведского ученого, метафизически мыслящего натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Будучи талантливым, неутомимым исследователем, Линней все силы своего огромного ума, обогащенного наблюдениями в многочисленных путешествиях, употребил на создание классификации растительного и животного мира. В своем основном труде «Система природы» он сформулировал принцип такой классификации, установив для представителей живой природы следующую градацию: класс, отряд, род, вид, вариация. Живые организмы, например, Линней разделил на 6 классов (млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые), а в растительном мире выделил целых 24 класса. Оригинальной идеей Линнея стала бинарная система обозначения растений и животных. Согласно этой системе, любое название представителя растительного или животного мира состоит из двух латинских наименований: одно из них является родовым, а второе – видовым. Например, в указанной системе человек именовался по латыни Homo sapiens, т.е. человек разумный.
Но, проделав огромную и очень полезную классификационную работу, Линней вместе с тем не вышел за рамки традиционного для науки XVIII века метафизического метода мышления. Распределив, образно говоря, «по полочкам» разновидности представителей живой природы, расположив растения и животных в порядке усложнения их строения, он не усмотрел в этом усложнении развития. Линней считал виды растений и животных абсолютно неизменными. А самих «видов, столько, сколько их создано Творцом», – писал он в своей знаменитой «Системе природы».

10. Диалектический метод и его применение в науке.
Диалектика есть общая теория развития‚ учение о развитии и связях бытия. Она исследует причины развития, его механизм и направления. При изучении связей диалектика акцентирует внимание на связях всеобщих, устойчивых, повторяющихся, необходимых. Слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначавший им свой метод философствования. Диалектику Сократ любил сравнивать с майевтикой, так как диалектика – такой способ рассуждений‚ в результате которого вскрываются внутренние противоречия в речи противника или в исследуемом воззрении отбрасываются мнения, которые ведут к противоречивым следствиям. Это позволяет выявить те мнения, которые ведут к знанию, истине. Таким образом и осуществляется «родовспоможение» или помощь рождению истины. Сократ полагает, что пробуждая в других стремление к истине, он продолжает в нравственной области дело своей матери, повитухи Фенареты. Но еще ранее, чем появилось само слово «диалектика» и значение его как метода философии, начала складываться диалектическая теория в философии античности.
Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, становления. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребил Гегель, трактовавший ее как умение отыскивать противоположности в развитии действительности, т.е. как учение о развитии через противоречие.
Диалектика как способ рационально-понятийного освоения бытия рассматривает познание как сложный процесс, в котором субъект познания (человек) и объект познания находятся в особых взаимоотношениях. Субъект обладает творческой активностью и потому не просто созерцает мир, но выбирает из него интересующие его явления и предметы, превращая их в объекты познания. Таким образом, результат познания есть не зеркальное отражение мира, а вполне определенная информация о той или иной области бытия. Физик ищет и находит в природе физические закономерности, химик или биолог соответственно – химические или биологические, социолог – социальные и т.д. Ученый как бы надевает очки, соответствующие его предмету, и видит мир сквозь их призму, отвлекаясь от того, что несущественно для исследуемого предмета и, напротив, идеализируя существенное. Любой предмет, любое явление мира бесконечно многообразно, но когда они становятся объектом познания, они как бы поворачиваются к познающему лишь одной стороной. В этом смысле предмет любой науки есть заведомо интерпретированная действительность, не тождественная с бытием. Познавая отдельные стороны бытия, мы должны помнить о допущенных предметных «огрублениях», понимая их ограниченность и относительность. Диалектика как метод познания основана на понимании, что мир многообразен и представляет собой нечто становящееся и развивающееся.
Диалектические идеи всеобщей взаимосвязи и развития могли утвердиться в естествознании лишь после того, как был пройден этап изучения отдельных объектов, явлений природы и их классификации. Не изучив, например, отдельные разновидности растительного и животного мира, не классифицировав их, невозможно было обосновать идею эволюции органической природы. Другими словами, эпохальное открытие Чарльза Дарвина, о котором речь пойдет ниже, могло быть сделало лишь после гигантского труда Карла Линнея, в результате которого уже можно было сравнивать между собой изученные и классифицированные виды растений и животных от простейших и до человека.
Новые научные идеи и открытия второй половины XVIII – первой половины XIX веков вскрыли диалектический характер явлений природы. Достижения естествознания этого периода опровергали метафизический взгляд на природу, демонстрировали ограниченность метафизики, которая все более и более тормозила дальнейший прогресс науки. Только диалектика могла помочь естествознанию выбраться из теоретических трудностей.

11. Общелогические методы и особенности их использования в научном естествознании.
Формализация – использование специальной символики вместо реальных объектов.
Ярким примером формализации является широкое использование математической символики и математических методов в естествознании. Этой же цели служат различные логические системы, широко используемые в современной науке. Формализация всегда происходит по единым правилам: в первую очередь определяется тот набор символов и знаков, с которым будет иметь дело ученый, во-вторых, задается система правил, по которым из введенных знаков и символов можно получать какие-то выводы.
Формализация дает возможность исследовать объекты без непосредственного обращения к ним и записывать полученные результаты в краткой и четкой форме.
По сути дела, формализация представляет собой создание искусственного языка, без которого практически невозможно существование научной теории и который является ее семиотическим основанием.
Индукция – метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента, получение общего вывода на основании частных посылок; движение от частного к общему,
Родоначальником индуктивного метода познания является крупнейший философ Нового времени Ф. Бэкон. Он считал индукцию важнейшим методом поиска истины в науке. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества таких предметов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические обобщения. Так, ученые в большом числе опытов по изучению электропроводности фиксировали способность металлов проводить электрический ток. На основании этих опытов и было сделано индуктивное умозаключение об электропроводности как свойстве всех металлов.
Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода. Приведенный выше вывод об электропроводности металлов является примером полной индукции. Но в окружающем нас мире не так много подобных объектов одного класса, число которых ограниченно настолько, что исследователь может изучить каждый из них.
Поэтому гораздо чаще ученые прибегают к неполной индукции, которая строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди них не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Например, если ученый в ста или более случаях наблюдает один и тот же факт, он может сделать вывод, что этот эффект проявится и при других сходных обстоятельствах. Естественно, что добытая таким путем истина неполна, полученное знание носит вероятностный характер и требует дополнительного подтверждения.
Научная индукция может реализовываться в целом ряде методов:
• метод единственного сходства – если во всех случаях наблюдения какого-то явления выявляется лишь один общий фактор, то он и есть причина этого явления;• метод единственного различия – если наблюдаемое явление возникает лишь при наличии какого-то фактора, отсутствующего при прочих условиях, этот фактор и является причиной данного явления;
• метод сходства и различия – соединение двух первых методов;
• метод сопутствующих изменений – если известные изменения какого-то явления каждый раз приводят к изменениям в другом явлении, между этими явлениями существует причинно-следственная связь;
• метод остатков – если сложное явление вызывается несколькими причинами и у части данного явления причины известны, то оставшиеся факторы являются причиной остальной части явления.
Индукция не может существовать в отрыве от дедукции.
Дедукция – метод научного познания, представляющий собой получение частных выводов на основе общих знаний; вывод от общего к частному.
Дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов, поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок. Поэтому она не может существовать в отрыве от индукции.

12. Методы эмпирических и теоретических исследований в научном естествознании.
Процесс познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности человека. Изучение возникающих при этом проблем достигается посредством особых приемов (методов), позволяющих перейти от известных знаний к новому знанию. Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Он оптимизирует деятельность человека, вооружает его наиболее рациональными способами организации деятельности.
В структуре научного познания четко выделяются два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них характеризуется не только собственными формами организации научного знания, но и присущими им методами познания.
На эмпирическом уровне происходит сбор фактов и информации (установление фактов, их регистрация, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).
Теоретическая сторона связана с объяснением и обобщением фактов, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, а также предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира, что важно для осуществления мировоззренческой функции науки.
Средства и методы познания соответствуют названной структуре науки, которая одновременно представляет собой данные этапы развития научного знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которых устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование предполагает абстрактную работу ученых, направленную на объяснение фактов (предположительное – с помощью гипотез, проверенное и доказанное – с помощью теорий и законов науки), на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе позволяет осуществить проверку познанного на практике.
В основе методов науки лежит единство эмпирических и теоретических сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной стороны за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт – слепым.
Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависят от уровня и глубины научного исследования. Это про

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *