для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно

Для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно

1. Выбрать правильный ответ

Ведущим видом деятельности подростка является:

2. Выбрать правильный ответ

Схема учебного взаимодействия:

3. Выбрать правильный ответ

Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является:

4. Выбрать правильный ответ

Преобладающим мотивом учения в юношеском возрасте является:

5. Выбрать правильные ответы

Структурными компонентами учения являются:

6. Выбрать правильный ответ

Основная линия отношений для социальной ситуации развития подростка:

7. Выбрать правильные ответы

Особенности самосознания личности в подростковом возрасте:

8. Выбрать правильные ответы

Особенностями самосознания личности в юношеском возрасте являются:

9. Выбрать правильный ответ

К мотивам плохого поведения подростков НЕ относится:

10. Выбрать правильный ответ

Признаком компетентного человека является:

11. Выбрать правильный ответ

Специфическим видом межличностных отношений у подростка является:

12. Выбрать правильные ответы

К особенностям общения подростка со взрослыми относятся:

13. Выбрать правильные ответы

К психологическим факторам, обуславливающим успех в учении, относятся:

14. Выбрать правильный ответ

К психологическим факторами, обуславливающим успех в учении, не относится:

14. Выбрать правильные ответы

Признаками положительного отношения учащегося к учебной деятельности являются:

15. Выбрать правильные ответы

Специфическими особенностями педагогического общения являются:

16. Выбрать правильные ответы

Профессионально-важными личностными качествами педагога являются:

17. Выбрать правильный ответ

Стиль общения, который отличает стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на партнера, называется:

18. Выбрать правильный ответ

Стиль общения, для которого характерно превосходство одного партнера; деловые, короткие распоряжения; запреты с угрозой, неприветливый тон, возможность быстрого принятия решений о стабилизации общения, называется:

19. Выбрать правильный ответ

Стиль общения, для которого характерно: предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановке цели, оценке работы, уважительное отношение и забота о потребностях партнеров по общению, называется:

20. Выбрать правильный ответ

К вербальным средствам общения относится:

21. Выбрать правильные ответы

К невербальным средствам общения относятся:

22. Выбрать правильный ответ

23. Выбрать правильный ответ

24. Выбрать правильные ответы

Одна учительница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Причинами конфликта в данном случае явились:

25. Выбрать правильный ответ

Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является:

26. Выбрать правильный ответ

Технология эффективного общения в конфликте позволяет:

27. Выбрать правильные ответы

Стратегиями поведения в конфликте являются:

28. Выбрать правильные ответы

Безоценочное отношение к личности ученика помогает:

29. Выбрать правильные ответы

Толерантный класс характеризует:

Источник

Подросток

для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно фото. картинка для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть фото для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть картинку для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно фото. картинка для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть фото для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть картинку для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно фото. картинка для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть фото для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть картинку для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно фото. картинка для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть фото для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть картинку для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно.

для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно фото. картинка для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть фото для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть картинку для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно.

для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно фото. картинка для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть фото для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть картинку для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно.

148. Общепринятые границы подросткового возраста в отечественной психологии:

149. Исследователь, назвавший подростковый возраст возрастом «бури и натиска»:

а) эмоциональная реактивность

б) возмужание, половая зрелость

в) эмансипация от взрослых

151. Фактор, обусловливающий резкие изменения в психике в начальной стадии подросткового возраста:

а) половое созревание

б) посткризисные проявления предыдущего возраста

в) разрушение старой социальной ситуации развития

г) конфликтные отношения с взрослыми

152. Ученые различают три точки созревания: органического, полового и социального. В подростковом возрасте эти линии развития существуют в следующем соотношении:

а) все линии развития совпадают во времени

б) социальное созревание опережает органическое и половое

в) половое развитие опережает органическое и социальное

г) органическое развитие опережает половое и социальное

153. Для подросткового возраста не характерно:

а) повышенная возбудимость

б) относительная неустойчивость нервной системы

в) быстро протекающие изменения в организме

г) завершение физического развития

154. Характерная черта подросткового возраста:

а) повышенная реактивность

б) повышенная обидчивость

г) эмоциональная устойчивость

155. Специфика социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается в том, что:

а) подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь

б) возникает необходимость определить свое место в жизни

в) характерно господство детского сообщества над взрослым

г) налаживаются отношения со взрослыми

156. Ведущая деятельность подросткового возраста:

а) интимно-личностное общение

157. Центральным новообразованием подросткового возраста выступает:

а) готовность к профессиональному и личностному самоопределению

г) чувство взрослости

158. Уменьшенная поглощенность учением у подростков вызвана:

а) осложнением отношений с учителями

б) усложнением учебного материала

в) удовлетворением прежних мотивов к учению, и отсутствием новых

г) несформированностью навыков учебной деятельности

159. Основной критерий оценки подростками деятельности педагога:

а) отношение учителя к своей работе

б) личностные качества учителя

в) особенности внешности учителя

г) профессионализм учителя

160. Ведущий мотив в учебной деятельности подростков:

а) значимость самого процесса учения как социальноценной деятельности

б) стремление завоевать положение в классе, добиться признания сверстников

в) получение хорошей оценки

г) стремление к превосходству

161. С точки зрения Ж. Пиаже, в подростковом возрасте интеллект развивается до стадии:

б) конкретных операций

в) формальных операций

162. Существенное влияние на широту и содержание мыслей подростка, как и на его способность к моральным рассуждениям, оказывает развитие:

а) конкретных операций

в) наглядного мышления

г) образного мышления

163. Я согласен(а) с утверждением, что:

а) память подростка все больше обогащается и замещается мышлением

б) у подростка развита установка привычка заучивать материал путем повторения

в) у подростков развивается произвольная память

г) подростки начинают осваивать приемы запоминания материала

164. Подростки используют преимущественно:

а) логическую память

б) механическую память

в) непроизвольное запоминание

г) непосредственное запоминание

165. Для восприятия подростка характерно:

а) выраженная эмоциональность

б) развитие логического восприятия

в) малая дифференцированность

г) развитие предметного восприятия

166. В мотивационной структуре общения подростков появляется:

а) ярко выраженная познавательная потребность

б) потребность в принадлежности какой-либо группе

в) потребность в самореализации

г) телесные потребности

167. В выборе друга подросток ориентируется:

в) личностные качества

для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно фото. картинка для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть фото для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно. смотреть картинку для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно.

168. Для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно:

а) реакция эмансипации от взрослых

б) реакция группирования со сверстниками

в) снижение конфликтности в общении с взрослыми

г) притупление остроты восприятия сверстников

169. Характерная черта межличностных отношений в подростковом возрасте:

а) сужение круга межличностного взаимодействия

б) исповедальный характер межличностного взаимодействия

в) усиление контактов с лицами противоположного пола

г) реакция группирования со сверстниками

170. Характерная черта подростка:

а) эмоциональная устойчивость

г) реакция эмансипации

171. Чувство взрослости проявляется:

а) в подражании внешним признакам взрослости

б) равнении на психосоциальные образцы своего пола

в) социально-моральном и интеллектуальном взрослении

г) во всем перечисленном

172. В сфере самосознания подростка происходят следующие изменения:

а) открытие внутреннего мира и осознание его уникальности

б) повышенный интерес к своей личности

в) осознание временной перспективы

г) осознание своих недостатков, повышенный интерес к ним

173. Потребность, характерная для подросткового возраста:

а) быть принятым и признанным сверстниками

б) в самовоспитание

в) в заботе о другом

г) в оценочной деятельности

174. Становление самооценки подростка происходит под влиянием:

а) самого подростка

175. Я согласен с утверждением, что:

а) самооценка подростков — воспроизведение, как правило, оценки взрослыми

б) уровень успеваемости подростка существенно влияет на его самооценку

в) самооценка переориентируется на взаимоотношения и на физические качества

г) подросток в состоянии осознать свою особенность и неповторимость

176. Для эмоциональной сферы подростка характерно:

а) резкая смена настроения и переживаний

б) бурное развитие «эмоционального языка»

в) эмоциональная впечатлительность

г) осознание своего состояния

ЮНОСТЬ

177. Границы юношеского возраста:

г) нет однозначного подхода к выделению границ

178. В анатомо-физиологическом плане юноша характеризуется:

а) в основном завершением физического развития

б) бурным половым созреванием

в) активным физическим ростом организма

г) активным созреванием коры головного мозга

179. Главная характеристика социальной ситуации развития в юношеском возрасте:

а) зрелое отношение к жизни

б) две системы отношений: с взрослыми и сверстниками

в) необходимость профессионального самоопределения

г) реакция группирования со сверстниками

180. Ведущая деятельность в юношеском возрасте:

а) интимно-личностное общение

б) учебная деятельность

181. Центральное новообразование юношеского возраста:

а) чувство взрослости

б) профессиональное и жизненное самоопределение

в) становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я

г) чувство компетентности

182. Аффективный центр жизни в юношеском возрасте:

а) первая влюбленность

б) обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив

в) отношения с товарищами

г) отношения с родителями

183. В целом познавательные возможности старших школьников характеризуются (выберите лишнее):

а) активизация умственной деятельности

б) развитие способности к постижению отвлеченного, абстрактного

в) рост произвольности интеллектуальной деятельности

г) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими

184. Умственная активность в юношеском возрасте приобретает характерную черту:

а) интерес к реальным явлениям

б) интерес к анализу фактов, обсуждению и размышлению над ними

в) повышенное внимание к наглядному материалу

г) внутренний план действий

185. В старших классах ведущими мотивами учения становятся:

а) значимость самого процесса учения как социально ценной деятельности

б) стремление старшеклассника добиться признания сверстников

в) осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений

г) стремление к превосходству

186. Одно из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте:

а) развитие произвольного внимания

б) развитие синтезирующего восприятия

в) развитие произвольной памяти

г) прогрессирующее развитие теоретического мышления

187. Споры в юношеском возрасте об отвлеченных предметах, например о философских проблемах, об устройстве мироздания, связаны с развитием:

а) общих и специальных способностей

б) абстрактно-логического мышления

в) наглядно-действенного мышления

г) наглядно-образного мышления

188. Я согласен, что в юношеском возрасте:

а) развитие интеллектуальной сферы заканчивается

б) развитие интеллектуальной сферы совпадает с развитием личностной сферы

в) развитие интеллектуальной сферы юношей и девушек не имеет различий

г) развитие интеллекта связано с развитием творческих способностей

189. Факторы, способствующие формированию гибкого, творческого стиля мышления:

а) общение с взрослыми

б) более сложная и более самостоятельная учебная работа

в) непосредственное выполнение заданий учителя

190. В выборе друга старшеклассник руководствуется:

б) деловыми качествами

в) личностными качествами

г) нравственными чертами личности

191. В основе юношеской дружбы лежит:

а) потребность в понимании другого и себя другим, в самораскрытии

б) потребность быть в коллективе

в) познавательные потребности

г) потребность в признании

а) это проявление врожденных свойств организма

б) форма поведения, приобретаемая в результате освоения социальных эталонов

в) такого понятия в науке нет, это житейская характеристика различных полов

г) форма поведения, обусловленная принадлежностью к физическому полу

193. Для мотивационной структуры процесса общения в юношеском возрасте характерно:

а) неактуальность отношений с родителями

б) приоритетность отношений со сверстниками

в) потребность в принадлежности какой-либо группе

г) усиление контактов с лицами противоположного пола

194. В сфере самосознания главным достижением юношеского возраста выступает:

а) открытие своего внутреннего мира

б) чувство взрослости

в) осознание своих недостатков

г) чувство одиночества

195. В эмоциональной сфере юношей и девушек формируются:

а) мировоззренческие чувства (прекрасного, трагического, юмора и т.д.)

б) предметные чувства

в) эстетические чувства

г) чувство взрослости

196. Эмоциональные сдвиги, неустойчивость в юношеском возрасте вызваны чаще всего:

а) гормональными процессами

б) физиологическими процессами

в) социальными факторами

г) индивидуально-типологическими особенностями

197. Старшеклассникам свойственно:

а) эмоциональная неустойчивость

г) юношеский максимализм

198. Утверждение, с которым можно согласиться:

а) самооценка юношей воспроизводит оценку, которую они получают от взрослых

б) в юношеском возрасте ребенок переориентируется с оценки на самооценку

в) в юношеском возрасте человек не в состоянии осознать свою неповторимость

г) в юношеском возрасте человек смотрит на себя глазами окружающих

199. Особенность мотивационной сферы в юношеском возрасте:

а) сочетание широких социальных и познавательных мотивов

б) мотив превосходства

в) оценочная мотивация

г) социально-ролевой мотив

200. Термин «эго-идентичность» означает:

а) субъективное чувство принадлежности к группе

б) субъективное чувство непрерывной самотождественности

в) субъективное отношение к миру

г) субъективное отношение к своему «Я»

201. Одно из проявлений кризиса идентичности:

Источник

Статья «Межличностные отношения в подростковом возрасте»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Межличностные отношения подростков в течение всего периода их школьного обучения изменяются и модернизируются.

Во время пубертатного периода у детей начинают появляться две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, а другая – со своими сверстниками. Обе системы взаимоотношений продолжают формироваться на второй ступени обучения. Так как у них идентичная социализирующая роль, то нередко между данными системами происходит своеобразный конфликт, который заключается в остром противоречии по своему содержанию и нормам регуляции.

Когда подросток входит в орбиту относительно взрослых интересов, то это подталкивает его к изменению формы взаимоотношения с обществом. Ребенок начинает выдвигать завышенные требования как к своей персоне, так и ко взрослым, противится и выражает свое недовольство по поводу отношения к себе как к младшим. Он начинает стараться завоевать себе новые права и привилегии в зависимости от расширения спектра его обязанностей. В ответ на непонимание его положения со стороны взрослых подросток проявляет случаи систематического неповиновения, негативизма, а также саботирования своей деятельности. Если же взрослые сумеют вовремя определить причину данных конфликтов и сами возложат на себя ответственность в деле модернизации взаимоотношений, то данный период проходит практически бесконфликтно. В противном случае кризис подросткового возраста проходит довольно бурно и в равной степени начинает затрагивать как детей, так и взрослых. Непонимание между подростками и взрослыми зачастую появляются ввиду разных взглядов на систему ценностей, прав и обязанностей родителей и их отпрысков, взрослых и детей. Эффективным способом урегулирования конфликта в случае его возникновения является выбор взрослым иной стратегии общения с подростком, которая должна включать в себя более уважительный взгляд на ребенка и содержать меньше нравоучений, критики. Это предполагает передачу ребенку более полной ответственности за свои поступки и расширение предоставленного ему простора для действий.

Но сохранение у подростков в их образе мышления и манере поведения некоторых черт, которые наиболее характерны именно для детей, в особенности отсутствие подлинной серьезности по отношению к своим обязанностям, а также практически полное отсутствие навыков ответственного и самостоятельного ведения своих дел, сильно снижает скорость изменения отношения подростка к взрослому. В то же время недостаточно быстрое изменение отношения взрослого к ребенку в соответствующем направлении практически всегда вызывает негативную реакцию у подростка. Такое неприятие при неблагоприятных условиях часто преобразуется в устойчивый межличностный конфликт, который при длительном разрешении зачастую ведет к возникновению задержек в личностном развитии подростка. В его поведении проявляется равнодушие, безразличие, вера в то, что взрослые не могут даже немного его понять, становится все сильнее и сильнее. В итоге именно в этот самый момент жизни, когда ребенок наиболее нуждается во внимании и помощи со стороны родителей, они теряют способность оказывать на него влияние.

В качестве грамотного и эффективного способа устранения межличностного конфликта между «отцами и детьми» выступает установление между ними формы общения, основанной на доверительном, товарищеском, уважительном отношении. Формированию таких отношений способствует просьба о помощи ребенка в решении серьезных проблем в разнообразных сферах деятельности.

Межличностные отношения со сверстниками обычно регулируются нормами равноправия, но взаимоотношения с родителями и педагогами продолжают строиться неравноправно. Поскольку общение с друзьями для подростка является более быстрым и привлекательным способом удовлетворения его насущных интересов и желаний, он начинает дистанцироваться от своей семьи и учебных заведений, начинает уделять подавляющее большинство своего личного времени сверстникам.

В конце пубертатного периода мы можем наблюдать три различных вида взаимоотношений, которые имеют различия по своему содержанию, степени близости и функциям, которые они выполняют в жизни:

1) Непостоянные внешние, так называемые «деловые» контакты, которые являются инструментом удовлетворения одномоментных прихотей и потребностей и не затрагивают саму личность глубоко.

2) Общение на уровне товарищеских отношений, помогающие взаимному обучению.

3) Появившиеся полноценные дружеские связи, дающие возможность решения вопросов эмоционально-личностного характера.

С вступлением во вторую фазу пубертатного периода (данная половина начинается примерно с VI класса школы) подростковое общение становится полностью отдельным видом деятельности, на который уходит довольно большое количество времени и которому отводится значительная роль в жизни ребенка. К тому же важность общения со своими ровесниками для ребенка, обычно важнее, чем учебная деятельность и все остальные интересы. Старший подросток редко является домоседом, его тянет к друзьям, его цель – это социальный образ жизни. Это – отличительная характеристика детей данного возрастного периода, не зависящая от развития особой потребности в общении – аффилиативной потребности. Неудачные личные отношения с друзьями подростки переживают и воспринимают крайне болезненно, и в этом легко удостовериться, ознакомившись с акцентуациями характера, свойственными возрасту. Большинство детей этого возраста принимают разлад в личных отношениях с друзьями как личную драму. Для того чтобы заполучить дружеские отношения, обратить на себя внимание сверстников, подросток действует любыми средствами; в некоторых случаях он грубо попирает сложившиеся социальные нормы, идет на открытый конфликт со взрослыми.

Во взаимоотношениях подростков крайне ценится дружба. Основой этих взаимоотношений является своеобразный «кодекс товарищества», состоящий из таких понятий как уважение чужого мнения, отсутствие иерархических различий, честность, верность, взаимовыручка. В подростковых сообществах подвергаются осуждению эгоизм, корыстность, предательство, чванливость, желание доминировать, пренебрежение мнением своего круга общения. Подобные проявления в компаниях сверстников не только не поощряются, но зачастую могут и вызвать агрессивный отпор к тому, кто нарушает данный неписанный свод правил. Нарушителя могут бойкотировать, а также выгнать из компании.

Для подростковых сообществ характерны лидерские отношения. Если лидер проявляет внимание к ребенку, который в компании не пользуется особой популярностью, то это является чрезвычайно ценным для самооценки отмеченного подростка. Своими дружескими отношениями с лидером он особенно гордится и всеми силами старается завоевать себе авторитет в его глазах. Не менее ценными для детей этого возраста являются близкие друзья, в отношениях с которыми они сами могут занимать место лидера или партнера.

Сходность интересов и совместная деятельность выступает первейшим фактором формирования дружеских отношений для подростков. В некоторых случаях симпатия к сверстнику, стремление с ним дружить являются причинами появления интереса к делу, которым занят сверстник. В итоге у ребенка могут возникнуть познавательные интересы, которых раньше не было. Дружба дает стимул к межличностным контактам подростков, беседы на различные темы занимают у них значительное время. Во время таких бесед обсуждаются различные стороны жизни, в том числе школьной: отношения к другим детям, сплетни про ровесников, учителей и других взрослых.

Ближе к концу пубертатного периода, возникает потребность в лучшем друге, появляются определенные требования к дружеским отношениям: обоюдная откровенность, отзывчивость, понимание, способность хранить секреты. Подобная «родственность душ» по мере взросления становится все более серьезным фактором, который определяет личные взаимоотношения подростков. Формирование нравственных норм в характере ребенка является главным личностным приобретением пубертатного периода.

По мере взросления у подростков появляется цель завоевать дружбу противоположного пола, стремление быть привлекательным, поэтому значительно повышается внимание к внешнему виду, привычкам. Поначалу интерес к представителям противоположного пола зачастую приобретает типичное для подростков неординарное внешнее выражение. В это время мальчики всячески пристают к девочкам, а те со своей стороны постоянно жалуются на обидчиков, сами подстраивают им мелкие пакости, но подобный повышенный интерес доставляет и тем, и другим приятные впечатления. Впоследствии внешние проявления отношений между полами значительно изменяются, возникает некоторая стеснительность, в некоторых случаях это проявляется в экстравагантном виде: притворное равнодушие, пренебрежительный характер отношений к ровеснику другого пола. Такие проявления свойственны для подростков, которые проходят обучение в V – VI классах.

В VII – VIII классах между мальчиками и девочками отношения приобретают более романтичный характер: они пишут друг другу послания, назначают свидания, устраивают совместные прогулки, совершают походы в кино и клубы. Благодаря таким отношениям подростки начинают стремиться к самосовершенствованию. В данном возрасте большинство подростков начинают заниматься самовоспитанием.

По мере взросления межличностные взаимоотношения дифференцируются. Происходит значительное расширение круга общения, увеличивается количество друзей вне образовательного учреждения, но также и возникает сильная дифференциация межличностных взаимоотношений внутри класса. Социометрические изыскания Я. Коломинского, Х. Лийметса и прочих исследователей, указывают, что контраст в положении «звезд» и «отвергаемых» становится наиболее ярким в этот возрастной период. Особенно тяжелым является положение изгоев.

Условия, которые влияют на социометрический статус старшего школьника в его классе, крайне многочисленны и сложны. В соответствии с выводами Я.Л. Коломинского, первоочередным является воздействие на ровесников с помощью грубой физической силы; на втором месте – общественная работа и некоторые качества личности, напрямую влияющие на манеру общения; далее ценятся интеллект и успехи в учебе, трудолюбие и трудовые навыки, красивая внешность; в последнюю очередь ценится желание командовать. По исследованиям Б. Н. Волкова, у десятиклассников больше всего ценятся индивидуальные качества, проявляющиеся в процессе общения, взаимодействии с друзьями (преданность, отзывчивость), а также воля индивида, и, наконец, – его интеллект. Однако А. Н. Лутошкин считает, что предпочтения подростков имеют другие приоритеты: интеллект, отношение к обществу (милосердие, альтруизм), моральные, волевые, деловые достоинства, красивая внешность и опрятность.

Такие кардинальные отличия этих данных объяснимы отличием как в подборе методов исследования, так и в качественном и количественном составе испытуемых в экспериментальных условиях. По мере усложнения содержательной части коллективной деятельности, структуры группы положение личности в коллективе зависит от моральных и деловых качеств ребенка, в том числе от отношения к самой группе, его уровня социальной ответственности, а не от общительности. В связи с этим в классах со слабой сплочённостью общительность оказывает значительное влияние на социометрический выбор, в том числе по «деловым» критериям, в то время, как в классе с сильной коллективной сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу.

Изоляция трудного подростка в классном коллективе, возможно, является не только причиной, но и следствием того, что он держится обособленно от коллектива, игнорирует его ценности и нормы поведения. Поэтому крайне важно, чтобы учитель четко осознавал, каким образом складываются межличностные отношения в классе. Увы, по Я. Л. Коломинскому, для учителя характерна склонность к идеализированному представлению об отношениях в классе, что мешает ему дать правильную оценку положению в классном коллективе и помочь ребенку выйти из затруднительного положения.

В данном случае для получения реалистичной картины межличностных отношений в ученическом коллективе, классный руководитель может обратиться за помощью к педагогу-психологу, который поможет выяснить обстановку в классе с помощью социометрического метода. Полученные результаты дадут возможность классному руководителю выбрать верную стратегию для вовлечения трудного подростка в жизнь класса и школы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *