для учета основных фондов используют и измерители

Основные средства

Определение

Основные средства — это средства труда, имеющие материально-вещественную форму и сохраняющие ее в процессе использования. Объекты основных средств предназначены для использования в течение длительного времени (свыше 12 месяцев). К основным средствам относятся здания, сооружения, земля, станки, оборудование, транспорт и т.п.

Основные средства относятся к внеоборотным активам. В процессе использования они переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции (работ, услуг) посредством амортизации (износа).

Критерии основного средства

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Амортизация основных средств

Амортизация основного средства, т.е. ежемесячное списание его стоимости на затраты, может производиться следующими способами:

Второй и третий способ относятся к ускоренным способам амортизации, когда в первые годы списываются большие суммы, чем в последующие. Последний способ призван отразить зависимость износа оборудования от количества выпущенной с его помощью продукции, когда это сильней влияет на износ, чем срок службы.

Не подлежат амортизации основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, земля, объекты природопользования, музейные коллекции т.п.).

Анализ использования основных средств

Анализ использования основных средств особенно актуален для фондоемких производств, где в себестоимости продукции большую долю имеет амортизация. На уровне бухгалтерской отчетности анализируют общее изменение стоимости основных средств, их долю в активах организации, а также фондоотдачу – отношение выручки к средней стоимости основных средств (см. подробней в Справочнике финансового аналитика).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

Определение хозяйственного учета

Что понимается под учетным измерителем: понятие и его виды

Учетные измерители — единицы измерения хозяйственных фактов, явлений и процессов, необходимые для их отражения в учете. С помощью измерителей выявляются: объем, количество, время и прочие показатели деятельности предприятия.

Существуют три вида учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральные измерители, такие как кг, м, шт., кв. м, необходимы для количественного отражения объектов учета: готовой продукции, штата, материалов и пр. в единицах длины, массы, объема, счета. Они нужны для надзора за сохранностью ценностей, объемом заготовления, производства и реализации, для анализа отчетных показателей.

С помощью таких трудовых измерителей, как человеко-час, человеко-день, можно определить затраченный труд и измерить его в единицах рабочего времени. Данный вид измерителей используют одновременно с натуральными. На их основе устанавливаются различные нормативы, рассчитывается зарплата, определяется производительность труда.

Денежные измерители — центральные и обобщающие измерители учета, т. к. этот вид измерителей позволяет выразить все хозяйственные явления и процессы в денежном эквиваленте. На их основании определяется стоимость имущества, себестоимость продукции, производятся расчетные процедуры, составляются баланс и отчеты.

Что представляют собой виды хозяйственного учета

Управление предприятием невозможно без учета хозяйственного деятельности, который включает в себя: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый учет. При этом бухгалтерский учет состоит из финансового (для внешних пользователей) и управленческого (для внутренних целей). Остановимся на каждой из составляющих подробнее.

Оперативный учет

Необходим для быстрого получения информации по отдельным этапам хозяйственной деятельности. Оперативный учет помогает своевременно принимать управленческие решения по возникающим ситуациям в хозяйственной деятельности, повышает эффективность работы всех служб предприятия.

Оперативный учет осуществляется на местах производства (выполнения работ, оказания услуг): учет выработки, выпуска продукции, ее отгрузки, реализации, учет на складах (наличие запасов), учет данных по сотрудникам (прием, увольнение) и т. п.

Оперативный учет выполняет задачи каждодневного аккумулирования данных по всей деятельности предприятия для своевременного реагирования на возникающие вопросы, которые требуют неотлагательного решения.

1. Данные по объему выпуска продукции за месяц в случае необходимости помогают принять решение по изменению технологии производства.

2. Учет расходования сырья и выявленные отклонения от норм помогают контролировать его сохранность и использование.

Таким образом, целью оперативного учета является возможность своевременно реагировать на отклонения от принятых нормативов, выявление скрытых резервов, контроль производственных затрат.

Бухгалтерский (финансовый) учет

Бухгалтерский учет подразумевает под собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании первичных документов в различных измерителях.

В бухгалтерском учете ведется учет всех без исключения свершившихся и документально оформленных фактов, называемых хозяйственными операциями. Таким образом, раскрывается особенность сплошного отражения деятельности предприятия.

Принцип непрерывности характеризуется в постоянном наблюдении и записи операций в документах.

Особенность взаимосвязанного отображения означает отражение в учете любой хозяйственной операции как одновременное изменение двух или более взаимосвязанных объектов. Например, выплата зарплаты из кассы уменьшает задолженность предприятия перед сотрудниками и средства в кассе.

Этим бухгалтерский учет отличается от других видов учета и повышает его роль и значение в общей системе учета.

Какими нормативными актами регламентирован бухгалтерский учет, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Рекомендации по совершенствованию ведения бухучета вы получите в статье «Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии».

Управленческий учет

Управленческий учет представляет собой наблюдение, измерение, регистрацию и документальное оформление операций производственно-хозяйственной деятельности.

Он необходим на каждом этапе деятельности предприятия.

Управленческий учет помогает принимать решения, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия, что способствует росту его конкурентоспособности.

Методы управленческого учета: планирование, нормирование, анализ, организация управления.

Объектами управленческого учета являются: ресурсы, структурные подразделения, внутренние бизнес-процессы, количественные и качественные показатели.

Получить исчерпывающую информацию о методах и принципах данного вида учета вы сможете в материале «Что является объектами управленческого учета (перечень)?».

Управленческий учет в отличие от обязательного финансового ведется по желанию компании.

Разобраться в отличительных признаках бухгалтерского и управленческого учета поможет статья «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Налоговый учет

Полнота, своевременность начисления и уплаты налогов и сборов являются одними из важнейших задач бухгалтерской службы предприятия.

Общие принципы построения налоговой системы в РФ устанавливает Налоговый кодекс. В нем указан перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, ставки, объекты налогообложения, а также размеры финансовых санкций за неисполнение налогового законодательства.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения.

Как вести регистры налогового учета? Ответ на этот вопрос есть в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Статистический учет

Целью данного вида учета является наблюдение за экономическими и социальными процессами общественной жизни, сбор информации о ценах, объемах производства, прочих данных и, как следствие, формирование прогноза социально-экономического развития общества.

Методы статистического учета: наблюдение и регистрация, перепись, использование данных оперативного и бухгалтерского учета. Обязанности по ведению статистического учета возложены на бухгалтерию предприятия.

Данные статистического учета используются не только предприятием, но и внешними органами управления отраслью и народным хозяйством.

Итоги

Совокупность применения всех видов учета, их своевременность, полнота и объективность позволяют предприятию осуществлять эффективную деятельность, не допуская непроизводительных затрат, потерь от брака, изыскивать резервы производства, снижать себестоимость, увеличивать прибыль.

Источник

Основные средства предприятия: что это такое и для чего они нужны

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

На предприятиях существует имущество различных категорий. Оно обеспечивает работу компании, деятельность сотрудников, его используют для изготовления продуктов. Часть этого имущества – основные средства (ОС), которые в обязательном порядке фиксируют при бухгалтерском учете. Основные средства не просто находятся на балансе: их оценивают, списывают. На каждое из этих действий оформляют документацию.

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

Что такое основные средства

Основные средства предприятия – это материальные объекты компании, которые она использует в деятельности. Например, для выполнения работы, оказания услуг, производства товаров. Основные средства приносят прибыль в настоящий момент или в будущем, могут увеличиваться или уменьшаться в стоимости. Основные средства находятся на предприятия не меньше года.

Роль основных средств для предприятия

Основные средства предназначены для производственных процессов, так как их главная задача – образование материально-технической базы. Они определяют возможные объемы выпуска продукции, техническую подготовленность. При их модернизации повышается результативность и качество продукции.

Нормативная база

До 2020 года для учета ОС использовали ПБУ 6/01 «Основные средства». Теперь предприятия руководствуются федеральным вариантом – ФСБУ 6/2020 с аналогичным названием. Старое положение при этом утратило силу.

Что входит в группу основных средств

Имущество принадлежит к группе основных средств, если:

В число ОС входят помещения, машины, оборудование, инструменты, земельные участки.

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

Учитываются ли капитальные вложения в арендованные объекты ОС

Капитальные вложения входят в группу основных средств при определенных условиях. В этой ситуации есть два варианта: арендодатель компенсирует капитальные вложения или он этого не делает. В первом случае арендованное имущество не относится к ОС, так как результат вложений забирает арендатор. Во втором случае капитальные вложения формируют отдельный объект ОС.

Что не является основными средствами

Нельзя назвать основными средствами готовую продукцию, товары на складе. Это все идет на перепродажу, поэтому не расценивается как ОС. В эту категорию не попадают объекты, переданные в монтаж или еще не прибывшие на предприятие.

Классификация основных средств предприятия

Есть несколько способов классификации ОС:

Различия в бухгалтерском и налоговом учете ОС

У налогового учета схожие положения. Различия:

Что такое инвентарный объект

Это единица измерения бухгалтерского учета. Инвентарный объект может быть одним предметом (например, стол) или комплексом предметов, объединенных в единое целое и расположенных на одном фундаменте. Комплекс целостный, если каждый предмет выполняет свою функцию только в составе всей конструкции.

Методы оценки основных средств

Переоценка основных средств

Организация переоценки — это добровольная и необязательная процедура. При необходимости ее проводят каждый год для ОС однородной группы. После переоценки стоимость объектов увеличивается или уменьшается. Если цена изменяется в какую-либо сторону, ее называют восстановительной.

Срок полезного использования

Значимая характеристика для предприятия – срок полезного использования ОС. Это время, когда объект способен приносить прибыль. Существует официальная классификация основных средств, получившая утверждение Правительства Российской Федерации. На основании этой классификации определяют срок полезного использования каждого объекта. Для бухгалтерского учета эта процедура добровольная, для налогового – обязательная.

Износ ОС

Активы предприятия изнашиваются. Износ может быть связан с объективными причинами, например, длительной эксплуатации или с возникновением непредвиденных ситуаций. При износе ОС первоначальная стоимость изменяется, так как средства теряют работоспособность.

Амортизация ОС

После принятия ОС к учету, бухгалтер занимается амортизацией, т.е. регулярным списанием на актуальные расходы части общей цены объекта. Исключение: земельные участки, объекты природопользования. Амортизация на эти ОС не распространяется, так как их свойства и характеристики для потребителей не меняются.

Способы амортизации задаются не для каждого средства, а для всей группы объектов. Например, один и тот же метод для зданий, транспорта. Выбранный метод используют на протяжении всего срока эксплуатации объекта.

Бухпроводки по ОС

Задача бухгалтера – учет поступающих ОС и отображение операций, которые выполняют с ними на предприятии. В рамках бухпроводок учитывают дебет и кредит.

Документы по учету основных средств

Бухгалтерский учет требует ясного оформления документации по использованию основных средств. Все операции отражают в соответствующих формах:

Для каждой операции своя установленная форма.

Как принять объект ОС к учету

Расходы на приобретение и обработку ОС проходят по форме дебета счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Когда объект поступает на баланс в виде основного средства, бухгалтер присуждает ему величину в дебете 01 «Основные средства». Нет четких правил регламента момента перевода объекта в раздел основных средств. Каждая фирма определяет этот этап, главное – своевременно отметить его в политике учета.

ОС поступает на баланс предприятия, когда впервые начинает использоваться, или когда объект полностью готов к работе. Активы, стоимостью менее 40 тысяч рублей, отображают в числе материально-производственных запасов. Такое же правило действует и для налогового учета с минимальным показателем в 100 тысяч рублей.

Как списать ОС

Списание объекта происходит, если он больше не приносит прибыль, или если компания его продала. В этом случае созывается комиссия, в которую входит главбух предприятия. Комиссия изучает объект и подписывает акт о списании. Для этого используют стандартную форму ОС-4 (для транспортных средств – ОС-4а, для однородных групп – ОС-4б) или создают собственный вариант.

В карточку инвентарного объекта вносят запись о выбытии. Этот документ хранится в компании в течение 5 лет.

При списании открывают субсчет, который используют при оформлении всех проводок в этом направлении. Остаточную стоимость, расходы из-за выбытия отражают в дебете 91, выручку от продажи – в кредите 91.

Учет расходов на содержание и ремонт основных средств

Сумму на ремонт (текущий или капитальный) списывают на расходы и учитывают через дебет «затратных» счетов. Это положение характерно для издержек компании на поддержание состояния оборудования, проведения техосмотра.

Для модернизации, реконструкции другая форма учета. Если после затрат улучшаются показатели, которые были установлены изначально, например, длительность полезного использования, то расходы записывают не в текущие затраты, а в изначальную стоимость объекта. Бухгалтер отражает это через счет 08, а после завершения работ списывает на 01.

Работы отмечают в карточке. Для этого разработана форма ОС-6, но компания может использовать собственный вариант. Если объект изменился, можно завести новую карточку и сохранять старую в виде информационного свидетельства.

А чтобы контролировать еще один важный пункт расходов бизнеса – затраты на маркетинг, попробуйте подключиться к Calltouch – системе сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой.

Эффективный маркетинг с Calltouch

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

Учет основных средств и налог на имущество

Во время налоговых проверок отмечают – достоверно ли компания ведет бухгалтерский учет ОС. Это связано с тем, что сведения об остаточной стоимости основных средств учитывают для начисления налога на имущество, под который попадают недвижимые ОС. Важно исключить возникновение ошибок, так как это может привести к штрафу и накоплению пени.

Заключение

Основные средства организации требуют тщательного бухгалтерского учета. Информацию по их состоянию, эксплуатации, стоимости, характеристикам отображают в стандартных формах или в том, что предприятие разрабатывает для ведения внутренней документации.

Источник

Что такое хозяйственный учет и каковы его виды

Человечество производило и производит материальные блага, которые необходимо учитывать, ими управлять, распределять, изыскивать резервы эффективности их производства. Указанные цели реализуются при помощи системы хозяйственного учета, представленного несколькими видами. Рассмотрим, как на предприятии действует система хозяйственного учета и из каких взаимосвязанных элементов она состоит.

Хозяйственный учет: основные понятия

Итак, хозяйственный учет – это система непрерывного отражения хозяйственных процессов в человеческом обществе, при которых производятся, обращаются и распределяются материальные блага. Фундаментальные цели хозяйственного учета: управление процессами и повышение их экономической эффективности на каждом отдельном предприятии, затем в отрасли, в конечном счете – на уровне экономики страны. Основой всей учетной системы, первичной единицей и объектом учета является предприятие – производитель материальных благ.

При формировании показателей хозяйственного учета используют три вида измерителей: натуральные, денежные и трудовые. Напомним, что натуральный измеритель выражается в штуках (метрах, литрах и др.), денежный – валюте государства, а трудовой (для оценки затрат рабочего времени) – в днях, часах, месяцах, годах.

Существует три основных вида хозяйственного учета:

Специалистами часто выделяются в отдельные категории еще два понятия:

Далее рассмотрим особенности каждого вида хозяйственного учета подробно.

Виды учета

Необходимость оперативного учета ощущается на этапе текущих контрольных мероприятий. Контроль проводится на отдельных участках, в подразделениях предприятия, а оперативный учет обеспечивает процесс информацией. Оперативный учет фиксирует хозяйственные явления количественно, используя соответствующие измерители: штуки, дни, тонны и подобные им. В ходе оперативного учета главная цель – получение достоверной, своевременной информации о происходящих на данный момент хозяйственных явлениях. На предприятии оперативный учет может быть поручен учетчикам, бригадирам, цеховым мастерам, начальникам отделов.

Оперативные учетные данные могут:

На заметку! Вместо термина «оперативный учет» может применяться выражение «оперативно-технический учет». Смысл этих терминов один и тот же.

Бухгалтерский учет — это сбор, регистрация и обобщение информации об имуществе и обязательствах предприятия, представляющие собой четкую учетную систему. Использует как основу денежный показатель, во взаимосвязи с другими видами показателей.

Отличительными чертами бухгалтерского учета являются:

Указанный вид учета отличается особыми приемами и способами обработки данных (например: счета, система двойной записи, баланс показателей).

В процессе бухгалтерского учета фиксируется вся финансовая, хозяйственная деятельность предприятия, имущество по видам запасов, фондов; источников формирования имущества как имеющихся на предприятии, так и заемных. Учитываются производственные и коммерческие затраты, расчеты с персоналом и контрагентами, деньги и т.д.

Бухгалтерский учет жестко регламентирован на федеральном, региональном уровнях, а также внутри самого предприятия локальными нормативными актами.

Статистический учет оперирует данными о массовых явлениях и фактах. Учетные процедуры соответствуют цели зафиксировать их, оценить тенденции экономического развития в масштабах региона, отрасли, страны. Хозяйственный учет включает в себя часть статистического учета, имеющую отношение к экономике, отдельным экономическим субъектам.

В сферу статистических исследований, например, включаются данные о рынке рабочей силы, заработной плате, материальных ценностях, принадлежащих предприятиям, финансовых ресурсах юрлиц. Статистический учет базируется на данных бухгалтерского и оперативного учета, собранных на предприятии. Применяются также специальные методы исследования экономических явлений сплошного и выборочного характера.

Все три вида хозяйственного учета связаны между собой. Оперативный учет является основой бухгалтерских данных. Большинство предприятий обязано сдавать регулярную статистическую отчетность. Алгоритм подготовки таких отчетов включает использование и бухгалтерских и оперативных данных.

Финансовый учет, как отдельное понятие, актуален для внешних пользователей и контрагентов предприятия. Он охватывает показатели финансового, имущественного состояния юрлица. Такой учет ведется в основном в интересах кредиторов, банков, имеющих доли в уставном капитале, акционеров. Управленческий учет объединяет в себе все виды информации, необходимой для принятия управленческих решений и контроля работы предприятия. С другой стороны, можно сказать, что данные оперативного, бухгалтерского учета служат управленческим целям внутри предприятия, а статистического учета – на уровне отраслей и регионов.

Источник

Тема 9. Учет основных средств

Цель: раскрыть экономическое содержание основных средств и организацию бухгалтерского и налогового учета операций с основными средствами.

Задачи:

Оглавление

9.1. Понятие, оценка и классификация основных средств

Основные средства предприятия – это материально-техническая база организации, представляющая собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств и орудий труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение длительного времени.

Организация бухгалтерского учета основных средств регулируется ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (Приказ Минфина РФ от 30. 03. 2001 г. №26н) с учетом дополнений и изменений. В соответствии с п.4 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся активы, которые должны отвечать следующим требованиям:

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

В бухгалтерском учете используется следующая классификация основных средств:

Основные средства при их принятии к бухгалтерскому учету оцениваются по первоначальной стоимости. В зависимости от способа приобретения организацией основных средств ПБУ 6/01 предусматривает различные варианты определения их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Конкретный перечень фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств установлен п. 8 ПБУ 6/01.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц. Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Первоначальная стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, складывается из их денежной оценки, согласованной с учредителями (участниками) организации, затрат по доставке, установке и монтажу и расходов на доведение объекта до рабочего состояния.

Первоначальная стоимость основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно) складывается из текущей рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету, затрат по доставке, установке и монтажу и расходов по доведению объекта до рабочего состояния.

Первоначальная стоимость основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами (мена), складывается из стоимости активов переданных или подлежащих передаче по договору мены затрат по доставке, установке и монтажу и расходов на доведение объекта до рабочего состояния. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, за исключением следующих случаев:

До 1998 г. переоценки проводились только по решению Правительства России и являлись обязательными. Обязательные переоценки проводились по состоянию на 01.07.1992 г., на 01.01.1994 г., на 01.01.1995 г., на 01.01.1996 г. и на 01.01.1997 г.

Начиная с 1998 г., с момента вступления в силу Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97), утвержденного приказом Минфина России от 03.09.1997 г. № 65н (далее по тексту ПБУ 6/97), организациям дано право, а не вменено в обязанность, производить не чаще одного раза в год переоценку принадлежащих им основных средств по состоянию на начало отчетного года.

С 1 января 2001 г. уточнен порядок переоценки объектов основных средств. В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 коммерческие организации могут не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Организация, принявшая решение о переоценке основных средств, должна учитывать, что в последующие годы она обязана, будет производить переоценку регулярно.

При переоценке определяются:

Если основные средства переоцениваются (дооцениваются) впервые, то сумма дооценки основных средств в результате переоценки относится на увеличение добавочного капитала организации, а сумма переоценки (увеличения) амортизации – на уменьшение добавочного капитала. При этом делаются следующие записи:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

Д-т сч.. 83 «Добавочный капитал»

Если основные средства уцениваются впервые, то сумма у ценки относится на уменьшение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а уменьшение амортизации – на увеличение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). При этом делаются следующие записи:

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

К-т сч. 01 «Основные средства» – на сумму уценки основных средств

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – на сумму уменьшения амортизации основных средств.

Если в результате переоценки дооцениваются ранее уцененные основные средства, то сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на уменьшение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), относится на увеличение, а сумма увеличения амортизации – на уменьшение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Если в результате переоценки уцениваются ранее дооцененные основные средства, то сумма уценки объекта основных средств относится на уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки данного объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, а уменьшение суммы амортизации – на увеличение добавочного капитала.

Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на уменьшение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки списывается с добавочного капитала организации на нераспределен ную прибыль. В бухгалтерском учете делается запись:

Д-т сч. 83 «Добавочный капитал»

К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Для правильного отражения результатов переоценки основных средств в организации должен быть организован аналитический учет производимых переоценок объекта.

Под восстановительной стоимостью понимается сумма всех затрат, которые организация должна будет осуществить в случае их воспроизводства на аналогичные новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки.

В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости.

Остаточная стоимость по правилам бухгалтерского учета исчисляется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизацией на день составления баланса.

9.2. Аналитический учет и документальное оформление движения основных средств

Аналитический учет основных средств организуется по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов, мест нахождения и источников приобретения.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признаются:

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (например, технологическая линия в поточном производстве).

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Характеристика и состав инвентарных объектов по отдельным группам дана в Общероссийском классификаторе основных средств (ОКОФ), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359. Каждому инвентарному объекту присваивается свой инвентарный номер, который сохраняется за ним в течение всего периода эксплуатации. Этот номер наносится на сам объект.

Аналитический учет основных средств по каждому инвентарному объекту (или группе однородных объектов) осуществляется на инвентарных карточках. Инвентарная карточка может вестись по унифицированной форме № ОС-6, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», либо по форме, утвержденной самой организацией.

Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств.

В инвентарных карточках должны быть приведены основные данные по объекту основных средств:

Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).

Карточки открываются в одном экземпляре на каждый инвентарный объект и хранятся в бухгалтерии в специальной картотеке.

В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, пообъектный учет может быть организован в инвентарной книге учета основных средств с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и место нахождению.

Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и списание объектов основных средств. При наличии большого количества объектов основных средств в местах их эксплуатации (нахождения) учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе.

Унифицированные формы первичных учетных документов по учету основных средств утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 г. № 7.

Поступление основных средств в организацию оформляется следующими первичными документами типовой межведомственной формы.

Выбытие основных средств из организации оформляется следующими первичными документами типовой междуведомственной формы;

Акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) применяется:

Акт (накладная) приемки-передачи основных средств используется для зачисления в состав основных средств и отдельных объектов, поступивших путем:

9.3. Учет поступления основных средств

Для учета операций, связанных с движением основных средств, применяются счета: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства».

При разработке учетной политики организация в рабочем плане счетов может ввести следующие субсчета к счету 01 «Основные средства», которые позволят получать необходимую информацию для заполнения форм отчетности:

01/1 «Собственные основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, земля, объекты природопользования и т.д.)»;

01/2 «Арендованные основные средства по договору лизинга»;

01/3 «Основные средства на консервации»;

01/4 «Основные средства в запасе»;

01/5 «Выбытие основных средств» и др.

Рассмотрим организацию бухгалтерского учета операций по приобретению и сооружению основных средств.

Взаимоотношения организации с продавцом основных средств регулируется договором, в котором указывается: вид приобретаемого объекта и его стоимость, способы доставки, срок поставки, порядок расчета, форс-мажорные обстоятельства и штрафные санкции за невыполнение условий поставок.

Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов. При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете 08, списываются в дебет счета 01 «Основные средства». Счет активный, инвентарный. Дебетовое сальдо этого счета отражает величину первоначальной (восстановительной) стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации собственных основных средств организации, записи по дебету — зачисление объектов в состав основных средств. Записи по кредиту счета 01 «Основные средства» отражают операции по выбытию объектов по различным причинам.

Типовые бухгалтерские записи по приобретению основных средств за плату приведены в табл. 9.1.

Типовые бухгалтерские записи при приобретении основных средств

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

Рассмотрим организацию бухгалтерского учета операций по поступлению основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал.

Взаимоотношения организации с учредителями регламентируется учредительным договором, в котором оговаривается порядок погашения задолженности учредителя по формированию уставного капитала.

Бухгалтерские записи при получении основных средств в счет вклада в уставный капитал представлены в табл. 9.2.

Типовые бухгалтерские проводки при получении основных средств в счет вклада в уставный капитал

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

Поступление основных средств по договору дарения (безвозмездно) отражается в бухгалтерском учете следующим образом.

Согласно ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. Договор дарения обязательно должен быть заключен в письменной форме. Следует иметь в виду, что законодательством установлен запрет на дарение в отношениях между коммерческими организациями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом МРОТ (п. 4 ст. 575 ГК РФ).

Первоначальная стоимость полученных безвозмездно основных средств в оценке по рыночной стоимости на основании договора дарения отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления».

Расходы по доставке объектов основных средств, а также по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию, отражаются также по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов.

Постановка данных объектов на учет в составе основных средств осуществляется в общеустановленном порядке и отражается записью:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В соответствии с действующим законодательством по объектам основных средств, полученных по договору дарения, организация начисляет амортизацию.

Доходы будущих периодов списываются в суммах начисленной амортизации записью:

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

К-т сч. 91/1 «Прочие доходы».

Учет объектов основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, осуществляется следующим образом.

Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование либо только во временное пользование.

В договоре аренды необходимо четко определить объект аренды: его наименование, характеристику, местонахождения (для недвижимого имущества), срок аренды, арендные платежи, форс-мажорные обстоятельства и штрафные санкции.

В случае взятие в аренду недвижимого имущества договор аренды такого имущества подлежит государственной регистрации согласно ст. 609 ГК РФ.

При регистрации договора на аренду зданий, сооружений, помещений в них или части помещений к нему следует приложить поэтажные планы зданий, сооружений с указанием размера арендуемой площади.

Объекты основных средств, принятые в эксплуатацию на условиях текущей аренды, на балансе предприятия не учитываются. Они принимаются на забалансовый учет по счету 001 «Арендованные основные средства». Основанием служат договор текущей аренды; акт, составленный по форме № ОС-1, и копия инвентарной карточки арендодателя по форме № ОС-6. Объект числится в эксплуатации под инвентарным номером арендодателя.

Амортизацию по такому объекту предприятие-арендатор не начисляет. Сумма арендной платы без НДС и СН относится на затраты производства, при этом делается запись:

Д-т сч. 20, 23, 25, 26, 29

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При перечислении арендной платы в сроки, обусловленные договором делается запись:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 51 «Расчетный счет»

В случае начисления арендной платы авансом делается запись:

Д-т сч. 97 «Расходы будущих периодов»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

За нарушение условий договора (сроков уплаты арендных платежей), арендатор уплачивает пеню в размерах, предусмотренных договором, которую он относит на финансовые результаты, при этом делается запись:

Д-т сч. 91/2 «Прочие расходы»

К-т сч. 51 «Расчетный счет».

9.4. Амортизация основных средств: порядок расчета и учета

Основные средства в процессе использования и под влиянием природных, технических и экономических факторов постепенно утрачивают свои первоначальные свойства и физические качества, подвергаясь материальному (физическому) и моральному износу. Материальный (физический) износ представляет собой изменение механических, физических, химических и других свойств объектов под влиянием сил природы, процессов труда и других факторов. Моральный износ предопределен темпами технического прогресса, который приводит к удешевлению действующих основных средств ввиду появления новых, более производительных объектов. Износ основных средств в процессе их эксплуатации обусловливает необходимость возмещения утраченной стоимости посредством амортизации.

Амортизация – это перенесение части стоимости основных производственных фондов на изготовляемую с их помощью продукцию, выполненные работы и оказанные услуги в виде амортизационных отчислений.

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу, и отражается организацией в приказе об учетной политике.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется следующим образом.

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.,

А г – Годовая сумма амортизационных отчислений;

ОС пс – первоначальная стоимость объекта основных средств;

А п % – норма амортизации, %.

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.,

А г – годовая сумма амортизационных отчислений;

ОС ос – остаточная стоимость объекта основных средств на начало отчетного года;

А п % – норма амортизации, %.

Предположим, что срок полезного использования объекта основных средств составляет 5 лет, тогда сумма чисел лет составит:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 лет.

Если первоначальная стоимость объекта основных средств составляет 120 000 р., то сумма амортизационных отчислений за первый год использования объекта равна

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

сумма амортизационных отчислений за второй год для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

сумма амортизационных отчислений за третий год для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.и т. д.

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.,

V ф – объем продукции в отчетном периоде;

V n – предполагаемый объем продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно, независимо от применяемого способа начисления, в размере 1/12 годовой суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

Налоговым законодательством (п. 3 ст. 258 НК РФ) определено, что все амортизируемое имущество объединяется в десять амортизационных групп.

С 1 января 2002 г. группы амортизируемого имущества определены Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. В соответствии с п. 1 постановления данная классификация может использоваться и для целей бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления рассчитываются ежемесячно по основным средствам, числящимся на 1-е число отчетного месяца. Амортизация по вновь поступившим основным средствам начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, а по выбывшим основным средствам прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их выбытия или месяцем полного погашения стоимости объекта основных средств.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

Амортизация начисляется по основным средствам, числящимся на балансе организации.

Согласно Приказу Министерства финансов от 12.12. 2005 г. № 147н «О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету „Учет основных средств“ (ПБУ 6/01)», начиная с бухгалтерской отчетности за 2006 г., начисляется амортизация по следующим объектам, по которым ранее амортизация не начислялась:

В соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 амортизация не начисляется:

По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.

Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Начисление амортизационных отчислений приостанавливается на период нахождения объектов основных средств на:

Активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 р. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве на предприятии организуется надлежащий контроль за их движением.

Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный, регулирующий, контрактивный. По кредиту счета отражаются суммы начисленной амортизации за отчетный период, по дебету – списание начисленной амортизации по выбывшим основным средствам независимо от причины выбытия.

Суммы начисленной амортизации, отраженные по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» относятся в дебет следующих счетов:

25 «Общепроизводственные расходы» – по объектам производственного назначения,

26 «Общехозяйственные расходы» – по объектам общехозяйственного назначения,

23 «Вспомогательные производства» – по объектам вспомогательного производства,

20 «Основное производство» – по объектам основного производства при выпуске одного вида продукции (выполнении одного вида работ, услуг);

29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – по объектам непромышленных производств и хозяйств;

44 «Расходы на продажу» – по объектам, обслуживающим процесс обращения;

91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» – по объектам, сданным в текущую аренду, если сдача в аренду основных средств не является предметом деятельности организации.

К счету 02 «Амортизация основных средств» организация может открыть субсчета в зависимости от характера деятельности, направлений использования, мест нахождения основных средств, например: субсчет 1 «Амортизация собственных основных средств», субсчет 2 «Амортизация имущества, сданного в аренду». Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведётся по отдельным инвентарным объектам основных средств.

9.5. Учет ремонтов основных средств

Ремонт основных средств является одним из способов их восстановления. В зависимости от периодичности и сложности ремонт может быть текущим, средним и капитальным. Текущий и средний ремонт включает работы по систематическому и своевременному поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии.

При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т. п.).

Ремонт проводится в соответствии с планом, который разрабатывается организацией исходя из технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других факторов. План ремонта и система планово-предупредительного ремонта утверждаются руководителем организации.

Основным первичным документом, согласно которому определяется объем работ по капитальному ремонту, его продолжительность, сметная стоимость в постатейном разрезе, сроки начала и окончания работ, является дефектная ведомость. Для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации составляется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (унифицированная форма № ОС-3). Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый остается в организации, второй передается организации, выполняющей ремонт.

Ремонт объектов основных средств может проводиться подрядным (силами сторонних организаций) и хозяйственным (силами самого предприятия) способами.

При проведении ремонта подрядным способом затраты на ремонт основных средств отражаются в бухгалтерском учете на основании документов подрядчика (акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов форма ОС-3, счет-фактура и др.). Если капитальный ремонт проводится хозяйственным способом, в технических службах организации (например, отделе главного механика) на основании дефектной ведомости выписывается наряд-заказ в трех экземплярах: первый передается исполнителю, второй остается в службе для осуществления контроля за выполнением ремонта, третий направляется в бухгалтерию для организации аналитического учета. Аналитический учет затрат на капитальный ремонт ведется в карточке многографной формы, которая открывается на каждый заказ и позволяет отражать информацию о произведенных затратах на ремонт основных средств: стоимость материалов, запасных частей, заработную плату рабочих, отчисления на социальное страхование и соцобеспечение, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Учет затрат по ремонту основных средств может быть организован по одному из следующих способов.

По фактически произведенным затратам.

Затраты на ремонт основных средств включаются в затраты организации по мере их возникновения.

При хозяйственном способе проведения работ, если они выполняются ремонтным цехом организации, затраты предварительно собираются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции с кредитом счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. По окончании месяца (работ) расходы с кредита счета 23 списываются в дебет счетов издержек производства и обращения: 25 «Общепроизводственные расходы» (или 20 «Основное производство» при изготовлении одного вида продукции), 26 «Общехозяйственные расходы».

В тех случаях, когда работы выполняются рабочими основных цехов, учет затрат на ремонт может осуществляться и непосредственно на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» (или 20 «Основное производство»), 26 «Общехозяйственные расходы».

При подрядном способе проведения работ затраты отражаются по дебету счетов издержек производства и обращения: 23 «Вспомогательные производства» или 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 20 «Основное производство» без НДС в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». НДС, выделенный в счете-фактуре подрядчика со стоимости ремонтных работ, отражается по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Создание резерва на ремонт основных средств.

В соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета организации вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств для обеспечения в течение двух и более периодов равномерного включения в себестоимость продукции расходов на проведение ремонта основных средств.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение отчетного периода производятся ежемесячно в плановых размерах и отражаются записью:

К-т сч. 86 «Резерв предстоящих расходов и платежей», субсчет «Резерв на ремонт основных средств».

Фактически произведенные затраты на проведение ремонта списываются за счет средств указанного резерва.

Если фактические затраты по законченным ремонту основных средств меньше, чем суммы созданного резерва, то по окончании отчетного года сумма излишне созданного резерва на ремонт основных средств сторнируется.

Если ремонтные работы продолжаются и не завершены в отчетном году, то резерв переходит на следующий год. По окончании ремонтных работ в следующем году остаток неиспользованного резерва на ремонт основных средств присоединяется к прибыли отчетного года и отражается по дебету счета 96 «Резерв предстоящих расходов» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

9.6. Учет выбытия основных средств

Выбытие основных средств происходит в результате:

Первичными документами по выбытию основных средств являются:

Рассмотрим порядок отражения на счетах операций по выбытию основных средств.

Выбытие основных средств в случае морального и физического износа.

При выбытии основных средств в бухгалтерском учете к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств».

Балансовая стоимость выбывающего основного средства отражается по дебету счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства».

Сумма начисленной амортизации списывается по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

В результате списания балансовой стоимости основного средства и начисленной к моменту выбытия амортизации на счете 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» формируется остаточная стоимость основного средства, которая списывается бухгалтерской проводкой дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» и кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Материальные ценности, оставшиеся после списания объекта основных средств (такие как лом и утиль, стройматериалы), оцениваются по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Порядок отражения операций по выбытию основных средств на счетах в дальнейшем зависит от причины выбытия.

Расходы по ликвидации объекта основных средств отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Финансовый результат исчисляется по каждому ликвидируемому объекту на счете 91 «Прочие доходы и расходы» как разница между дебетом и кредитом данного счета и списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Убыток от списания объекта отражается записью:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Выбытие в счет вклада в уставный капитал.

Вклад в уставный капитал другой организации оценивается по согласованной учредителями стоимости, если иной порядок оценки не предусмотрен законодательством Российский Федерации. При внесении вклада основными средствами согласованная стоимость переданного объекта отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения».

Стоимость основных средств, переданных в качестве вклада в уставный капитал, отражается:

Д-т сч. 58 «Финансовые вложения» – стоимость согласованная учредителями;

К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» – остаточная стоимость;

К-т сч. 91/1 «Прочие доходы» – на сумму разницы между стоимостью согласованной с учредителями и остаточной стоимостью передаваемого объекта.

НДС подлежит восстановлению записью:

Д-т сч. 91/2 «Прочие расходы»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Выбытие основных средств в связи продажей. Продажа основных средств отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

При продаже основных средств начисляется НДС по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Остаточная стоимость реализованных основных средств отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств». Прибыль от реализации отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Выбытие в связи с безвозмездной передачей основных средств. При безвозмездной передаче организация списывает остаточную стоимость основных средств в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», при этом организация выступает плательщиком НДС. Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе. Начисленный НДС отражается записью:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Результат безвозмездной передачи отражается записью:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

9.7. Инвентаризация основных средств и отражение ее результатов в учете

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

Инвентаризация основных средств обязательна:

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек — один раз в пять лет.

Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Руководитель предприятия определяет конкретный порядок и сроки проведения инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, техники, программисты, экономисты и т. д.). Перед проведением инвентаризации уточняется правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.). Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационные описи (унифицированная форма № ИНВ-1), которые составляются в одном экземпляре отдельно по каждому должностному лицу, на которое распространяется материальная ответственность за сохранность основных средств.

На арендованные объекты основных средств составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах — для предприятия-арендатора и для арендодателя. Аналогично оформляются результаты инвентаризации основных средств, находящихся на ответственном хранении, физически изношенных и не пригодных к эксплуатации, которые на момент инвентаризации не списаны с баланса.

Объекты, которые в период инвентаризации находятся за пределами предприятия, прежде всего транспортные средства, инвентаризируются до момента временного их выбытия.

Объекты основных средств отражаются в инвентарных описях по их наименованиям с указанием количества и стоимости. Непригодные к эксплуатации отдельные объекты в силу их разукомплектованности, ветхости и других признаков, однозначно позволяющие сделать такой вывод, подлежат исключению из состава основных средств. Они записываются в отдельную инвентаризационную опись с указанием причин, исключающих их эксплуатацию. Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. В данную ведомость записываются только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.

На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации.

Выявленные ранее неучтенные основные средства принимаются на учет по текущей рыночной стоимости и отражаются записью:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Выявленная по результатам инвентаризации недостача отражается в учете с использованием счетов 91 «Прочие доходы и расходы» и 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Остаточная стоимость недостающих основных средств списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Недостача основных средств относится на виновника (материально ответственное лицо).

Недостача подлежит возмещению в оценке рыночной стоимости объекта основных средств и отражается в бухгалтерском учете записью:

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убыток от недостачи списывается согласно приказу руководителя организации на финансовые результаты организации записью:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Пример. В ноябре отчетного года организация провела инвентаризацию основных средств и выявила недостачу копировальной машины. Первоначальная стоимость недостающего объекта — 30 000 р. Начисленная амортизация на дату выявления недостачи — 500 р. Виновник недостачи на основании приказа руководителя организации возмещает рыночную стоимость недостающего объекта, которая составляет 36 000 р.

В бухгалтерском учете организации указанные операции отражаются записями:

для учета основных фондов используют и измерители. для учета основных фондов используют и измерители фото. картинка для учета основных фондов используют и измерители. смотреть фото для учета основных фондов используют и измерители. смотреть картинку для учета основных фондов используют и измерители.

При составлении бухгалтерской отчетности по операциям с основными средствами с учетом существенности подлежит раскрытию следующая информация:

Выводы

Основные средства предприятия – это активы, используемые в качестве средств труда при осуществлении производственной деятельности предприятия.

Одной из предпосылок правильного учета основных средств является их научно обоснованная классификация, правильный расчет их первоначальной стоимости, срока полезного использования.

Первоначальная стоимость основных средств слагается по-разному в зависимости от источника их поступления на предприятие.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало одного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

По мере использования основные средства снашиваются и переносят свою стоимость на продукт труда. Величина снашивания называется амортизацией. Амортизация начисляется одним из следующих способов: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Амортизация является элементом затрат на производство.

Первоначальная стоимость за вычетом начисленной амортизации представляет собой остаточную стоимость объекта.

Для поддержания основных средств в рабочем состоянии проводятся текущие и капитальные ремонты основных средств.

Затраты по текущим и капитальным ремонтам основных средств включаются в издержки производства.

В целях обеспечения сохранности и эффективного использования основных средств на предприятии проводится инвентаризация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *