университет» в качестве учебного пособия для студентов
вузов, обучающихся по специальностям: «Коммерция
(торговое дело)», «Реклама», «Маркетинг»
Москва Юрайт 2011 УДК 657 (075.8) ББК 65.052я73 Д53 Автор:
Дмитриева Ирина Михайловна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» Российского государственного торгово-экономического университета.
Гетьман В. Г. — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета ГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»;
Парамонова Т. Н. — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой рекламы и маркетинга ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».
Бухгалтерский учет и аудит : учеб. пособие / И. М. Дмитриева. – Д 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2011. – 287 с. — Серия : Основы наук.
ISBN 978-5-9916-1024- Учебное пособие включает следующие темы: учет основных средств и нематериальных активов, материально-производственных запасов и готовой продукции, расчетов с персоналом по оплате труда, с бюджетом, органами социального страхования и обеспечения, учет финансовых вложений, капитала, фондов и резервов, финансовых результатов, а также анализ хозяйственной деятельности торговой организации и методику проведения аудита. Текст учебного пособия содержит примеры, контрольные вопросы и тесты.
Для студентов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)», «Маркетинг», «Реклама», а также для специалистовпрактиков. Может быть использовано при подготовке бакалавров по направлению «Экономика».
1.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
1.2. Содержание бухгалтерского учета, его основные задачи
1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета
Глава 2. Баланс организации
2.1. Бухгалтерский баланс и принципы его построения. 2.2. Регистры и формы бухгалтерского учета
2.3. Упрощенная система учета, отчетности и налогообложения для малых предприятий
Глава 3. Бухгалтерский учет
3.1. Учет денежных средств
3.2. Учет финансовых вложений
3.3. Учет расчетов
3.4. Учет материально-производственных запасов, готовой продукции, реализации
3.5. Учет долгосрочных инвестиций, основных средств и нематериальных активов
3.6. Учет затрат на производство, финансовых результатов и нераспределенной прибыли
3.7. Учет капитала, фондов и резервов
3.8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
3.9. Анализ финансовых результатов и использования прибыли
3.10. Принципы управленческого учета
Глава 4. Бухгалтерский учет на персональном компьютере
Глава 5. Международный учет и отчетность
6.1. Аудиторская деятельность и ее правовые основы. 6.2. Аудиторы и аудиторские организации
Переход России к рыночной экономике вызвал неизбежность реформирования системы бухгалтерского учета в стране в соответствии с требованиями рынка и необходимостью доступности финансовой отчетности российских организаций для иностранных инвесторов и других внешних пользователей. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 (далее — Постановление Правительства РФ № 283) в качестве основы реформирования отечественного учета были выбраны Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), получившие в последние годы признание во многих странах мира. Министерством финансов Российской Федерации (Минфин России) была разработана и утверждена приказом от 1 июля 2004 г. № 180 Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее — Концепция развития бухучета).
Правительственная программа реформирования бухгалтерского учета предусматривает приведение национальной системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. В ходе выполнения программы утвержден целый ряд новых положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), принят модернизированный план счетов.
В области социально-экономической политики Правительством РФ была поставлена задача по повышению прозрачности и инвестиционной привлекательности российской экономики. Одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности российских организаций должно стать совершенствование бухгалтерского учета и отчетности на основе МСФО.
Вопрос о перспективах применения МСФО для российских организаций возник еще в начале 1990-х гг. в связи с либерализацией внешней торговли и созданием крупных акционерных обществ в результате приватизации государственной собственности. Составление отчетности по международным стандартам для таких организаций было вынужденной мерой в связи с выходом их ценных бумаг на мировые фондовые рынки.
В то время бухгалтерский учет в российских организациях строился на основе Плана счетов, утвержденного Минфином России в 1991 г.
Как уже говорилось, Постановлением Правительства РФ № 283 была принята Программа реформирования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.
Главной задачей реформирования стало формирование системы стандартов учета и составления отчетности, обеспечивающей полезной информацией пользователей, в первую очередь, инвесторов. Для решения поставленной задачи в последние годы были выпущены ПБУ, построенные по МСФО; трансформированы основные формы российской бухгалтерской отчетности; издан новый План счетов бухгалтерского учета и др.
Отличительной чертой национального учета всегда было стремление следовать мировым учетным тенденциям, поэтому многое из международной учетной практики в России применялось и до перехода экономики на рыночные отношения.
Рыночные отношения подразумевают заинтересованную подотчетность заемщиков перед кредиторами, эмитентов перед инвесторами, банков перед вкладчиками, высшего управленческого персонала перед акционерами. Противоречия между прозрачностью отчетности и конфиденциальностью информации преодолеваются точным соблюдением требований МСФО по раскрытию информации в финансовой отчетности.
По мере становления рыночной экономики степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета и аудита возрастает. В настоящее время создается институт механизма надзора за аудиторской и бухгалтерской деятельностью в лице профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций.
Именно им переданы функции контроля качества аудита и формирования методологии бухгалтерского учета, а также лицензирования отдельных видов деятельности, в частности, аудиторской деятельности.
Специалистам в области коммерции, маркетинга, рекламы знание основ бухгалтерского учета и аудита необходимо с позиции изучения документального оформления хозяйственных операций, а также в целях ознакомления с методикой отражения на счетах основных хозяйственных операций, связанных с движением активов и источников их возникновения в организациях. Будущие специалистыкоммерсанты как руководители торговых организаций должны хорошо ориентироваться в законодательнонормативном регулировании бухгалтерского учета и аудита, уметь «читать» и анализировать бухгалтерскую отчетность, знать основы аудита.
СущНОСть бухГАЛтЕрСкОГО учЕтА 1.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского Сложившаяся в России система рыночных отношений и новая экономическая среда обусловили необходимость правового регулирования бухгалтерского учета на законодательном уровне. В связи с этим был принят Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете). В нем закреплено, что основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:
— обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
— составление и представление сопоставимой и достоверной информации об их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Законом о бухгалтерском учете общее методическое руководство бухгалтерским учетом на всей территории Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, в частности, Минфин России, а сама система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня.
К первому уровню — законодательному — относятся федеральные законы, постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ. На данном уровне системы определяется стратегическая линия развития бухгалтерского учета и его реформирования в соответствии с МСФО.
Так, Законом о бухгалтерском учете установлены базовые принципы бухгалтерского учета, к которым относятся допущения и требования. В бухгалтерском учете существуют следующие допущения, признанные в мировой практике:
1.1. Система нормативного регулирования. учета — имущественной обособленности, когда активы и обязательства организации существуют отдельно от активов и обязательств собственников этой организации, а также других организаций;
— непрерывности деятельности — организация осуществляет уставную деятельность без намерения ликвидации в обозримом будущем;
— временной определенности фактов хозяйственной деятельности — факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, когда они произошли, независимо от времени оплаты или поступления денежных средств.
К основным требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету в соответствии с международной практикой, относятся:
— полнота — в бухгалтерском учете отражаются все без исключения факты хозяйственной деятельности;
— осмотрительность — большая готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем доходов и активов;
— ведущая роль содержания перед формой — факты хозяйственной деятельности учитываются, исходя из их экономического содержания и при соблюдении правовой формы;
— рациональность — оптимизация затрат на ведение бухгалтерского учета.
Законом о бухгалтерском учете были также определены основные требования к ведению учета и отчетности, которые нашли свое дальнейшее развитие в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н (далее — Положение по ведению бухучета и отчетности).
К высшему уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся и другие федеральные законы, опосредовано влияющие на организацию и методику ведения учета. В частности, это Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
(далее — Закон об АО), Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) и др.
Глава 1. Сущность бухгалтерского учета Ко второму уровню регулирования бухгалтерского учета — нормативному — относятся, в первую очередь, российские бухгалтерские стандарты (ПБУ). На уровне стандартов определяется тактическое применение базовых принципов бухгалтерского учета, определенных на законодательном уровне.
Российские стандарты разрабатываются исходя из положений МСФО, но полной аналогии между ними нет, поскольку российские стандарты создаются на базе традиционного отечественного учета и в рамках гражданского и налогового законодательств, действующих в нашей стране. Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются приказами Минфина России, носят обязательный для исполнения характер и определяют методику ведения отдельных участков учета, видов имущества и обязательств. Например, приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. было утверждено ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (далее — ПБУ 4/99). Это Положение было разработано с учетом основных требований МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств», МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность». В основу разработки ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н (далее — ПБУ 5/01) заложены положения МСФО 2 «Запасы» и т.д.
К 2010 г. Минфином России было разработано 22 отечественных стандарта, отдельные стандарты перерабатываются и их выпуск ожидается и в дальнейшем.
К третьему уровню регулирования бухгалтерского учета — методическому — относятся инструкции, методические указания, письма, разъяснения, которые выпускаются как Минфином России, так и другими органами исполнительной власти, в частности, Федеральной налоговой службой (ФНС России), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзором), Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и другими ведомствами.
Документы третьего уровня носят, как правило, рекомендательный характер и не регистрируются в Министерстве юстиции Российской Федерации (Минюсте России). К данному уровню можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций 1.1. Система нормативного регулирования. учета и инструкцию по его применению, введенные в действие приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
Указанный документ по определению самого министерства не носит нормативно-правового характера и при решении спорных вопросов в области методики учета приоритет должен быть отдан соответствующим стандартам, т.е. документам второго уровня. К третьему уровню относятся различного рода инструкции, например по составлению форм отчетности, письма отраслевых министерств и т.д.
Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета формируется самой организацией в виде учетной политики, как совокупности способов ведения учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. При этом, исходя из базовых принципов бухгалтерского учета, предполагается, что учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Она вводится в действие с 1 января года, следующего за годом утверждения приказа, применяется всеми филиалами и представительствами организации, независимо от их места нахождения. Изменяться учетная политика фирмы может в случаях, когда меняется законодательство или нормативные акты по бухгалтерскому учету, или если организация разрабатывает новые способы ведения учета или существенно меняет условия своей деятельности.
Вполне естественно, что документы четвертого уровня нормативного регулирования не могут противоречить документам третьего, второго и первого уровней. Иными словами, когда определены стратегия и тактика на первом и втором уровнях, получены соответствующие методические рекомендации на третьем уровне, т.е. разработаны все «правила игры», организация на своем уровне начинает «игру», т.е. формирует совокупность способов ведения учета.
Рассмотрим, как действует система нормативного регулирования бухгалтерского учета на примере бухгалтерской отчетности.
На первом уровне в Законе о бухгалтерском учете определены: состав отчетности, адреса и сроки представления, публичность отчетности.
На этом же уровне в Положении по ведению бухучета и отчетности представлены основные правила составления и представления отчетности, даны правила оценки статей бухгалтерской отчетности.
На втором уровне нормативного регулирования действует стандарт — ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
На третьем уровне по этому поводу выпущен приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Исходя из указанных документов, организация на четвертом уровне в приказе по учетной политике закрепляет основные положения по составлению и представлению отчетности, составу ее форм.
Учетная политика организации, как совокупность способов ведения учета, имеет два основных аспекта:
организационно-технический и методический.
Организационно-технический аспект предполагает раскрытие информации об организации бухгалтерской службы, рабочем плане счетов, формах первичных документов, регистров и документов для внутренней бухгалтерской отчетности, порядка проведения инвентаризаций активов и обязательств, методов оценки активов и обязательств, правил документооборота, контроля над хозяйственными операциями и т.д.
Методический аспект учетной политики предполагает выбор и обоснование одного из нескольких способов ведения учета исходя из вариантов, определенных на нормативном уровне. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения учета, то организация самостоятельно их разрабатывает в соответствии с иными положениями или МСФО.
При раскрытии организацией методического аспекта учетной политики следует также учитывать, что выбранный способ ведения учета активов и обязательств будет формировать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов или, наоборот, полученная информация не будет приниматься в целях налогообложения.
С введением в действие гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (НК РФ) возникло понятие налогового учета, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным порядком. Налоговый учет осуществляется для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения 1.2. Содержание бухгалтерского учета, его основные задачи хозяйственных операций, которые осуществлялись налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Также он нужен для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.
Кроме того, возникла необходимость применять учетную политику для целей налогообложения, которая представляет собой совокупность способов ведения налогового учета.
Так же как и учетная политика, налоговая политика организаций имеет два аспекта: организационно-технический и методический, а также содержит ряд элементов методики исчисления некоторых налогов.
Организация может иметь два отдельных приказа по учетной политике — для целей бухгалтерского и налогового учета; один приказ с двумя разделами (первый — учетная политика для целей бухгалтерского учета, второй — для целей налогообложения) или объединенную учетную политику. Если организация вновь создана, то приказ по учетной политике утверждается руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации. Учетная политика для целей налогообложения утверждается руководителем не позднее окончания первого налогового периода.
1.2. Содержание бухгалтерского учета, его основные Согласно Закону о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Из приведенного определения следует, что объектами учета являются: имущество организаций, их обязательства и совокупность хозяйственных операций, осуществляемых в процессе деятельности.
В системе управления организацией бухгалтерскому учету принадлежит ведущая роль, не случайно бухгалтерская информация служит языком бизнеса, а бухгалтерская отчетность — визитной карточкой организации. Бухгалтерский учет не только системно собирает, регистрирует, Глава 1. Сущность бухгалтерского учета но и обобщает информацию, необходимую для различных уровней управления, начиная с высшего руководства организацией и заканчивая начальниками отделов, цехов, участков, секций или других структурных подразделений.
Информацией бухгалтерского учета пользуется широкий круг потребителей, всю совокупность которых можно условно разбить на две группы: внешние потребители с прямыми интересами в деятельности организации и ее финансовом положении; внутренние потребители информации.
Исходя из этого условного деления, систему бухгалтерского учета можно разделить на две подсистемы: финансовый и управленческий учет.
Финансовый учет (financial accounting) обеспечивает информацией внешних потребителей, таких как инвесторы, кредиторы, заимодавцы, акционеры. Указанные лица, как физические, так и юридические, в силу своих функций прямо заинтересованы в полной и достоверной информации об уставной деятельности организации, ее текущем хозяйственно-финансовом положении, результатах работы за отчетный год. Финансовый учет нормативно регулируется, информация представляется потребителям в унифицированном виде, согласно формам бухгалтерской отчетности, утверждаемым Минфином России. Информация финансового учета носит открытый и ретроспективный характер и представляется в сопоставимых числовых показателях, в денежном измерении.
Управленческий учет (management accounting) обеспечивает информацией внутренних потребителей: руководителей различных уровней, учредителей, участников, собственников имущества, акционеров — сотрудников организации. Информация управленческого учета о формировании затрат и финансовых результатов для указанного круга потребителей необходима для обоснования, выработки и принятия управленческих решений на различных уровнях в конкретной организации. В этой связи управленческий учет нормативно не регламентирован, информация может быть представлена в произвольной форме в виде справки, расчета, прогноза. Информация для управленческих звеньев всех уровней носит, как правило, закрытый характер и имеет перспективную направленность, при этом она может быть представлена не только в денежных, но и в натуральных измерителях.
1.2. Содержание бухгалтерского учета, его основные задачи Помимо вышеперечисленных пользователей бухгалтерской информации, имеющих прямые интересы, есть круг внешних пользователей данной информации с косвенными интересами в области контроля над правильностью, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов. Данное обстоятельство обусловило обособление налогового учета.
Налоговый учет (tax accounting) необходим для внешних пользователей с косвенными интересами, информация представляется особому кругу потребителей в лице налоговых инспекций в виде налоговых деклараций и справок, составляемых по унифицированным формам.
Информация в налоговом учете носит как ретроспективный, так и перспективный характер (в части авансовых платежей) и, как правило, закрыта.
Бухгалтерская информация востребована не только широким кругом потребителей, она нужна и на различных стадиях процесса управления организацией: планировании, прогнозировании, оперативном контроле, финансовом анализе и т.д. Именно поэтому к бухгалтерской информации предъявляются строгие требования. Она должна быть достоверной и объективной, оперативной и удобной для потребителей, в том числе зарубежных партнеров и инвесторов.
Таким образом, первой задачей и функцией современного бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации и информационное обеспечение заинтересованных пользователей.
Вторая по значимости задача бухгалтерского учета — контроль. Информационное обеспечение внешних потребителей с прямыми и косвенными интересами дает возможность осуществлять контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственной деятельности. Внутренние потребители информации получают возможность контроля над целесообразностью совершения тех или иных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Контроль может быть предварительным и осуществляться на стадии, когда хозяйственная операция еще не произведена. Например, это предварительный контроль за отпуском сырья и материалов в производство, расходованием наличных денежных средств на хозяйственные нужды, очередностью погашения обязательств организации.
Контроль может быть и текущим, т.е. оперативным, и осуществляться в момент совершения хозяйственных операций, например, контроль за поступлением денежных средств в кассу, расходами отдельных структурных подразделений организации — участков, отделов, секций.
Когда хозяйственные операции организации или их комплекс завершены, проводится последующий контроль.
Например, это контроль за выполнением сметы расходов на текущий ремонт, расходованием средств на представительские функции, рекламу, командировки в соответствии с утвержденными нормами. Последующий контроль результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации дает информацию для проведения анализа финансового состояния.
Контрольная функция бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования приобретает особо значимую роль. С одной стороны, организациям различных отраслей и организационно-правовых форм предоставлено право самостоятельно формировать учетную и налоговую политику в рамках действующих нормативных документов, а с другой стороны, организации прямо заинтересованы в эффективном контроле над собственной хозяйственной деятельностью в условиях рыночных отношений и конкуренции.
Третьей задачей бухгалтерского учета является выявление резервов дальнейшего развития организации, решение которой невозможно без осуществления функций информационного обеспечения и контроля. Кроме того, при решении этой задачи появляется возможность предотвратить отрицательные результаты хозяйственной деятельности.
Руководство торговой организации получило бухгалтерскую информацию о том, что по договору поставки товаров, предусматривающему равномерную поставку в течение месяца на условии полной предоплаты, поступление товаров задерживается. Намеченный план по денежной выручке не выполняется. В текущем месяце денежных средств на рекламу и представительские расходы израсходовано больше, чем предполагалось по смете, а расходы на оплату коммунальных услуг и аренды возросли.
Руководство организации принимает следующие решения: применить штрафные санкции к поставщику в соответствии с договором; сократить в следующем месяце представительские и рекламные расходы;
снизить текущие расходы путем более экономного расходования электроэнергии; уменьшить расходы на междугородные телефонные переговоры, почтово-телеграфные расходы; изыскать возможность заключения альтернативных договоров поставки.
Принятие адекватных управленческих решений дало возможность избежать убытка как отрицательного результата деятельности.
Итак, правильно выстроенная система сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации является основой для принятия грамотных управленческих решений (рис. 1.1).
Информация (сбор, регистрация, обобщение) Рис. 1.1. Функции бухгалтерского учета в управлении 1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета Предметом бухгалтерского учета является финансовохозяйственная деятельность организации, реализуемая через хозяйственные операции (действия).
В хозяйственных операциях организации отражаются в динамике движение имущества, его источников, обязательств перед организацией и самой организации и иных фактов хозяйственной деятельности. Имущество, обязательства и сами хозяйственные операции признаются объектами бухгалтерского учета.
Для отражения в бухгалтерском учете имущество организации оценивается в денежном выражении. При этом должны соблюдаться следующие основные принципы оценки, закрепленные в нормативных документах:
— имущество, приобретенное за плату, оценивается по фактическим затратам на его покупку (стоимость объекта, проценты по кредитам и займам для приобретения объекта, комиссионные вознаграждения посредникам, таможенные
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Амурский государственный университет Кафедра Экономической теории и государственного управления УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Основной образовательной программы по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление Благовещенск 2012 СОДЕРЖАНИЕ 1 Рабочая программа учебной дисциплины 4 2. »
«Партии и выборы в современной России, 2003, Борис Иванович Зеленко, 5841101196, 9785841101192, Современная экономика и право, 2003 Опубликовано: 25th May 2010 Партии и выборы в современной России СКАЧАТЬ http://bit.ly/1cA7FJA История политических и правовых учений XX в, Владик Сумбатович Нерсесянц, Институт государства и права (Российская академия наук), 1995, Law, 347 страниц.. Политическая глобалистика Учебное пособие, Ирина Алексеевна Василенко, 2000, Globalization, 358 страниц. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА МАРКЕТИНГА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ МАРКЕТИНГ для студентов IV курса специальности Коммерция ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Рекомендовано научно-методическим советом университета Методические указания по курсу Маркетинг для студентов IV курса. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для студентов, обучающихся по специальности 08010965 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Составители: М. А. Рябова, Н. А. Богданова Ульяновск 2009 1 УДК 657 (075) ББК65.052я7 Р 98 Рецензент : кандидат экономических наук., доцент кафедры Статистики и организации предприятий АПК УГСХА Е. А. Погодина Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра управления экономическими и социальными процессами СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ОТРАСЛИ Методические указания по выполнениЮ контро.Л
ной работы для С’I)’дентов факультета управления дневного отделения: 080502 Экономика и управление на. »
«Обобщение практики рассмотрения Арбитражным судом Республики Карелия споров с применением законодательства о государственной кадастровой оценке недвижимости за 2013 год и 1 квартал 2014 года. Настоящее обобщение проведено в соответствии с Планом работы Арбитражного суда Республики Карелия на 1 полугодие 2014 года на основании судебной практики по рассмотрению споров с применением законодательства о государственной кадастровой оценке недвижимости за 2013 год и 1 квартал 2014 года, к которому. »
«Приложение 6А Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Смоленский промышленно-экономический колледж ПЕРЕЧЕНЬ МОНОГРАФИЙ, УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ВЫПУЩЕННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ Гриф (Министерств, УМО, НМС, ВИД Наименование дисцип- Объем, Авторы Название Тираж Примечание и номер документа) № лин п.л. Учебное Методич. дата прип/п учебник вид пособие пособие своения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Монографии Судденкова Н.В. »
«Проф. Косарев В.П. В помощь студентам первого и второго курсов института “Финансовый менеджмент”, изучающим в 2009-2010 уч. году дисциплину “Информатика” Тема “Табличный процессор EXCEL” 1.1 Основные термины и методические указания 1.1.1 Функциональные возможности и пользовательский интерфейс программы Excel Табличным процессором называется программный комплекс, предназначенный для создания и обработки документов (обычно называемых электронными таблицами) с широким набором вычислений, с. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Ю.А. РЫКОВА МОДЕЛИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 2 ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ББК 65.290- Р Рекомендовано научно-методическим советом университета Рыкова Ю.А. Р 94 Модели систем управления качеством : учебное. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С. М. КИРОВА КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Методические указания для подготовки дипломированных специалистов по специальности 080507 Менеджмент организации СЫКТЫВКАР УДК 004:005. ББК И. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уральский государственный экономический университет ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Методические указания к лабораторному практикуму и самостоятельной работе для студентов торгово-технологического факультета дневной формы обучения 080401 (товароведение и экспертиза товаров по областям применения) 260202 (технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий), 260501 (технология продуктов общественного питания), Екатеринбург 2010 Составители: Калугина. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ для студентов 3 курса специальности Менеджмент организации заочного факультета ИЗДАТЕЛЬСТВО. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ для студентов заочного обучения Направление подготовки – 080100 – Экономика Квалификация – бакалавр ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
«Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) Кафедра экономики и управления предприятиями ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине Организация производства на предприятиях отрасли для студентов специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт) Составитель Л.В.Толкачева Омск СибАДИ 2009 УДК 65.012.25 ББК – 65.9(2)29. »
«Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Охремчук Л.В. КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ Учебное пособие Иркутск, 2008 г. Печатается по решению ЦКМС Иркутского государственного медицинского университета (протокол N 9 от 25.03 2008 года) Учебное пособие клиническая фармакология лекарственных. »
«ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ М.С. АНТРОПОВ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебное пособие Москва 2008 ВВЕДЕНИЕ Отличительной чертой современной мировой экономики является глобализация, одна из основных граней которой связана с деятельностью крупных организаций, действующих в рамках глобальных рынков (глобально доступных потребителей и ресурсов). Стратегический менеджмент в таких организациях, определяющий ключевые параметры их. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА МАРКЕТИНГА Н.И. МЕЛЕНТЬЕВА МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ББК 65.290- М Мелентьева Н.И. Маркетинговые коммуникации : Учебное пособие / Н.И. МеМ лентьева. –. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. М. КИРОВА Кафедра автоматизации технологических процессов и производств Н. А. Секушин АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Учебное пособие Утверждено учебно-методическим советом Сыктывкарского лесного. »
«ВЫСШЕЕ ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учебное пособие Под редакцией В.И. Бариленко Омега-Л Москва, 2009 УДК ББК А 64 Публикуется с разрешения ООО Ай Пи Эр Медиа Авторы: Бариленко В.И. — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Анализ хозяйственной деятельности и аудита Саратовского государственного социально-экономического университета. Плотникова Л.К. — к.э.н., доцент кафедры Анализ хозяйственной деятельности и аудита Саратовского государственного. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ Ю.А. ЛАВРИКОВА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (для студентов заочной формы обучения)
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам. Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.