дневник наблюдений тьютора в школе образец

Рекомендации по ведению дневников наблюдений

ДНЕВНИК ТЬЮТОРА

Вариант 1 «Дневник наблюдений за ребенком с ОВЗ»

Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребенка в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения.

Материалы дневника наблюдения могут быть предложены для ознакомления родителям. Важно показать родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.

Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от конкретных задач дневники могут быть различными, например:

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни.

2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

3. Дневник как способ информирования родителей о школьной жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения.

Важно отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение. Параметры могут быть следующими:

Кроме того, по каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы, например:

– возможные пути преодоления;

– действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.

Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой:

Таблица сформированности основных навыков

Рекомендации по ведению дневников наблюдений

1. Дневник наблюдений один из основных документов, позволяющих отследить динамику развития учащегося (воспитанника).

2. Тьютор заполняют дневник на основе личных наблюдений, результатов диагностик.

3. 3. В записи следует отразить:

динамику развития воспитанника;

-анализ результатов психолого – педагогического мониторинга.

4. Сроки заполнения: ежедневно.

Подлежит фиксации:

1. Состояние органов чувств.

12.. Общие выводы: трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания, их преодоление; на преодоление какого недостатка, в первую очередь, должно быть направлено внимание тьютора, на какие положительные качества личности должен опереться тьютор в своей работе, какие коррекционно-педагогические мероприятия должны быть проведены в дальнейшем с этим учеником, динамика развития.

Вариант 2 «Дневник наблюдений за учащимся общеобразовательной школы с целью повышения качества образования»

Источник

«Дневник комплексного динамического наблюдения развития обучающихся с ОВЗ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ДНЕВНИК КОМПЛЕКСНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА

НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Дюкова Альбина Викторовна

Дети, обучающиеся в рамках инклюзивного образования и дети с проблемами в обучении, в образовательной организации должны сопровождаться документацией по коррекционной работе. Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер и двигательной активности учащихся с проблемами в обучении, средствами обучения и воспитания. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ (Л.С. Выготский). Чтобы иметь реальную информацию о динамике развития учащегося и отслеживать результативность коррекционного воздействия, оптимальным вариантом будет ведение дневника. «Дневник» – это отражение психического развития ребенка, один из способов взаимодействия между педагогами, работающими с ребенком, возможность педагогу-тьютору анализировать и планировать свою работу. В коррекционно-развивающей работе «Дневник» способствует системной организации всестороннего изучения учащихся и ориентирует педагогов на учет позитивных изменений, служит опорой для выбора эффективных средств, форм обучения и воспитания, учитывая индивидуальное развитие и потенциальные возможности каждого ребенка.

При изучении учащегося перед школой стоят следующие задачи:

Выявление индивидуальных особенностей и нарушений развития (патология анализаторов, нарушение нейродинамики, нарушение личности, ассоциальное поведение).

Уточнение уровня интеллектуального развития. Определение особенностей развития познавательной деятельности (уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия, темп деятельности, усидчивость ребенка, мотивация).

Определение оптимальных условий обучения и коррекционно-воспитательной работы, а также условий успешной социально-трудовой адаптации.

«Дневник» построен на принципах комплексного и динамического изучения состояния ребенка. Он создает предпосылки для преемственности в работе педагогов, сопровождая ребенка с момента поступления в учреждение до окончания срока пребывания в нем, отражая целостную и всестороннюю картину усилий всех педагогов и специалистов. «Дневник» обеспечивает непрерывность коррекционной работы при переходе ребенка в другое учреждение.

Индивидуальный образовательный маршрут носит прогностический характер и корректируется в зависимости от темпа развития тех или иных сфер личности, определенных навыков, знаний, умений. В конце каждой четверти педагоги выявляют динамику развития обучающегося и корректируют его образовательный маршрут.

Цель: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.

 ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях

 развитие мотивации учебной деятельности

 развитие функции самоконтроля

 повышение работоспособности и самостоятельности

 формирование адекватной самооценки

 формирование и развитие логического мышления

 развитие навыков планирования собственной деятельности

 развитие внимания и памяти

 развитие навыков контроля и словесного отчёта

Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся.

Объект коррекции: дети с задержкой психического развития.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ФИО ученика (цы) ________________________________________________________________

Дата (число, месяц, год) и место рождения____________________________________________

Семья ребёнка: _________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Группа здоровья ребенка, заболевания: ______________________________________________

3.ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЁНКА

Характерные особенности ребёнка

Отказывается от коллективной игры

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Имеет низкую самооценку

Создаёт конфликтные ситуации

Отстаёт в развитии речи

Совершает стереотипные механические движения

Контролирует своё поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы: боли в животе, горле,

головные боли, тошнота

Часто спорит с взрослыми

Кажется, отрешённым, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Плохо ориентируется в пространстве

Имеет отсутствующий взгляд

Не может адекватно оценить своё поведение

Имеет импульсивное напряжение

Имеет плохую координацию движения

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых/детей

Задаёт много вопросов, но редко дожидается ответов

Играет в одну и ту же игру

Толкает, ломает, рушит всё кругом

Не может долго работать не уставая

Ему трудно сосредоточиться на чём-либо

Обидчив, но не злопамятен

Часто меняется настроение

Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ

Может нагрубить педагогу

Требует к себе внимания, не хочет ждать

Горячится во время разговора, часто повышает голос

Дополнительные сведения ________________________________________________________

4.ТАБЛИЦА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ

НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА

Сформированность умения корректно отстаивать свою точку зрения

Сформированность умения изложить собственные мысли

Сформированность восприятия устной информации

Сформированность восприятия письменной инструкции

Сформированность умения задавать вопросы

Сформированность умения отвечать на вопросы

Сформированность умения взаимодействовать в группе (группе сверстников

Сформированность умения учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения)

Поднимает руку, когда знает ответ

Выполняет инструкции учителя, может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски

Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски

Может повторять действия за учителем

На перемене общается со сверстниками

Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, часто переспрашивает.

Быстро нарастает утомление, истощение, становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя

С трудом включается в работу и долго переключается на новый вид деятельности.

В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает не может выполнить инструкцию, не удерживает её в памяти или быстро забывает.

Постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля педагога-тьютора, более детального индивидуального объяснения.

Может самостоятельно писать, пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием

Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте

Теряется при ответе у доски.

Не может отвечать, даже если знает материал, неожиданный вопрос приводит в замешательство.

В тетрадях много исправлений, почерк неустойчивый.

На низкое оценивание реагирует плачем, истерикой, отказом от работы.

Забывает школьные принадлежности.

Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией

Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты»

Ждет, когда надо ждать всех

Помогает другим, по просьбе

Помогает другим, без просьбы, по ситуации

Поздравляет, выражает радость успеху других

Переживает за других в случае грустной ситуации

5.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ(ЕЙСЯ)
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КЛАССА

Источник

Методические рекомендации по ведению документации тьютора

Методические рекомендации по ведению документации тьютора образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по ведению документации тьютора»

Методические рекомендации по ведению документации тьютора КГКОУ ШИ 11

Заместитель директора по УВР Васильева А.Ю.

Служба является структурным подразделением образовательного учреждения, предназначенной для осуществления сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подчиняется директору и заместителю директора по УВР.

В своей деятельности Служба руководствуется следующими нормативными документами:

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 328-51-513/16 (методические рекомендации по психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).

АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ 11.

Приказ от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».

Устав образовательного учреждения, локальные и нормативные акты КГКОУ ШИ 11.

Положение о тьюторской службе КГКОУ ШИ 11 (приказ № 69-од» от 13.11.2017 г.

Основные направления деятельности Службы:

Диагностическое: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего развития, определение зоны актуального и ближайшего развития.

Проектировочное: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой помощи.

Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.

Аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по индивидуальным программам сопровождения, СИПР обучающихся.

Документация специалистов Службы.

Годовой план работы тьютора.

Директор КГКОУ ШИ 11

«___» сентября 2017 г.

План работы тьютора ФИО на 2017-2018 учебный год

Цель: индивидуальное сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе и успешное их включение в среду образовательного учреждения.

1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамики в развитии детей.

2. Прогностическая: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения обучающихся.

3. Регулятивная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для обучающихся служб и специалистов школы.

4. Аналитическая: оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пополнение нормативно-правовой и методической базы

Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов

Составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого тьюторанта

Оформление и ведение дневника наблюдений тьютора

Индивидуальные консультации с обучающимися, родителями (законными представителями), классными руководителями

Участие в педагогическом совете школы, на заседаниях ПМПк

Источник

Дневник наблюдений тьютора (детский сад)

Данная разработка предназначена для тьюторов и воспитателей.

Просмотр содержимого документа
«Дневник наблюдений тьютора (детский сад)»

1 группа 3 дошкольное подразделение

Деятельность ребёнка(что должен делать?)

Занятие в спортивном зале

Занятие с психологом(адаптация)

Спокоен. Испытывал интерес к обстановке зала.

Испытывал интерес к обстановке группы.

Равнодушен к обстановке.

Плаксив. Равнодушен к обстановке. Уставший вид.

Самостоятельный приём пищи.

Включение в групповые занятия. Учиться по подражанию повторять определённые действия и движения.

Самостоятельный приём пищи.

Включение в групповые занятия. Нахождение предмета по его свойству. Учиться сидеть вместе с детьми, удерживать слуховое и зрительное внимание. Развитие памяти.

Не самостоятелен в снятии и надевании вещей.

Прогулка и совместная игровая деятельность детьми.

Самостоятельный приём пищи.

Самостоятельно принимал пищу.

Тяжело выполнял заданные движения воспитателем. Отвлекался на посторонние предметы.

Самостоятельно сел за обеденный стол.

Отвлекался на посторонние предметы, терял интерес к занятию. Выполнял простые движения.

Самостоятельно не одевался.

С интересом играл в игрушки, не контактировал с детьми.

Сел за стол с сопровождением тьютора. Есть еду отказывался. Плакал.

Помогала выполнять все предложенные движения.

Предлагала пищу, возвращала ребёнка к обеденному столу.

Помогала выполнять все предложенные задания.

Источник

Необходимая документация тьютора

Одно из направлений деятельности тьютора в инклюзивном ОУ – это ведение документации, сопровождающей пребывание ребенка с ОВЗ, отражающей организацию и содержание образовательной, коррекционно-развивающей работы, степень адаптации и развития ребенка, этапы и особенности социализации, работу с родителями, со сверстниками ребенка.

Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребенка в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения.

Материалы дневника наблюдения могут быть представлены на заседаниях ПМПк ОУ и окружной ПМПК, предложены для ознакомления родителям. Важно показать родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.

Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от конкретных задач дневники могут быть различными, например:

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей поведения ребенка, тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя.

2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

3. Дневник как способ информирования родителей о школьной жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения.

Важно отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение. Параметры могут быть следующими:

Кроме того, по каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы, например:

– возможные пути преодоления;

– действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.

Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.п.

Существуют также общие документы, которые заполняет команда специалистов, работающая с ребенком.

Тьютор может вносить записи в Дневник психолого-педагогического сопровождения, который хранится у координатора по инклюзии, специалиста психолого-педагогического сопровождения, педагога или тьютора. В дневник педагоги и специалисты сопровождения заносят проблемные вопросы, требующие коллегиального разрешения всеми членами междисциплинарной команды, сопровождающей ребенка и его семью в ОУ. В дальнейшем эти вопросы обсуждаются на ПМПк, других встречах междисциплинарной команды.

Единое календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами и хранится у координатора по инклюзии и заместителя директора по учебно-воспитательной работе (старшего воспитателя в ДОУ). Задачи этого документа – обеспечение единого подхода специалистов сопровождения в распределении учебного времени; включение в содержание коррекционно-развивающей работы материалов из образовательной программы (школа), программ воспитания и обучения в детском саду, реализуемых в режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-тематического планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок с ОВЗ не испытывал излишней нагрузки, осваивая дополнительный материал.

Индивидуальный образовательный план – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации поддержки ребенку с ОВЗ в процессе получения им образования и максимальной социальной адаптации.

В настоящее время в нашей стране не существует единого документа, включающего в себя все аспекты психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (такие документы разработаны и действуют в образовательных учреждениях Великобритании, Норвегии, США). Существуют и применяются в практике, а так же описаны в научно-методической и практикоориентированной литературе различные варианты составления индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных планов, индивидуальных комплексных коррекционно-образовательных программ, индивидуальных программ развития (в ДОУ) и т.д.

Хотылева Т.Ю, Дмитриева Т.П. предложили следующую форму комплексного документа «Индивидуальный образовательный план»:

Примерная структура индивидуального образовательного плана (ИОП):

Ф. И.О. ребенка: Возраст: Школа: Класс__________________:
Ф.И.О. родителей:
Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя):
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед Учитель-дефектолог Педагог-психолог Социальный педагог Тьютор Инструктор ЛФК
Заключение и рекомендации ПМПК
Долговременные цели
Цели на текущий период (учебный год)
Режим пребывания ребенка в ОУ

II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)

Направления деятельностиЗадачи на периодМеханизм решения и ответственныйСрокиКритерии (индикаторы) решения задачи
Обеспечение доступности среды
Организация развивающей среды
Комфортная среда
Обеспечение дополнительным оборудованием

III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по решению ПМПк)

IV Освоение образовательной программы:

V. Формирование социальной компетентности:

Направления деятельности (примерные)Конкретные задачи на периодОтветств-енныеМеханизмы решения и формы деятельностиКритерии достиженийФормы оценки достижений
Усвоение школьных правил
Адекватное поведение в учебной и внеучебной ситуации
Коммуникативная компетентность
Формирование положительной мотивации и т.д.

Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным учеником.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *