дневник учета дрессировки тренировки служебной собаки
Дневник учета дрессировки тренировки служебной собаки
Проявление и выражение пастушьего инстинкта у собак разных пород
Тренировка служебных собак А. П. Орлов
Тренировка служебных собак является продолжением дрессировки, цель которой закрепление и совершенствование навыков, выработанных при дрессировке, а также приучение собаки к работе в определенных условиях. Полное отсутствие тренировки или ее недостаточность, редкое служебное использование собаки, а также недостаточное подкрепление условных раздражителей безусловными вызывает угасательное торможение в коре головного мозга, в результате которого ранее выработанные условные рефлексы постепенно ослабляются и перестают проявляться на условные раздражители (команды и жесты). Поэтому и по окончании курсов общей дрессировки (ОКД) и специальной дрессировки (СКД) необходимо проводить с собакой регулярные занятия — тренировки.
Приложение 1
Примерный план тренировочных занятий на спортивно-дрессировочной площадке клуба служебного собаководства ДОСААФ по общему курсу дрессировки (ОКД) и защитно-караульной службе (ЗКС) на: 20___ г.
1. Месячный курс тренировки проводится с собаками, ранее тренировавшимися, подготавливаемыми к повторным испытаниям и соревнованиям;
2. Кроме занятий по ОКД, предусмотренных настоящим планом, владельцы по возможности должны ежедневно заниматься с собаками дома по 25–30 минут.
Приложение 2
План-конспект занятия по дрессировке (тренировке) служебных собак на 20___ г.
Место проведения занятий ______________________
Время занятий: с ______________________ до ______________________
Тема и цель занятий (по программе) ______________________
Содержание и продолжительность занятий:
а) построение группы и движение к месту занятий _______ мин.
б) объявление темы, метода и времени занятий _______ мин.
в) проведение групповых занятий по отработке (указываются отрабатываемые темы) _______ мин.
г) проведение индивидуальных занятий:
Фамилии дрессировщиков ______________________
Отрабатываемые приемы ______________________
д) подведение итогов занятий и задания дрессировщикам по подготовке к следующим занятиям и по индивидуальной работе с собаками _______ мин.
Материальное обеспечение занятий (указывается, какой потребуется специнвентарь, наглядные пособия, какая собака будет использоваться для показа обучаемым отрабатываемых приемов и др.).
Подпись руководителя занятий ______________________
«___» ___________ 20___ г.
Тренировка собак должна проводиться планово, под руководством инструктора-дрессировщика, и самостоятельно — дрессировщиком (хозяином).
Тренировочные занятия собак под руководством инструкторов проводятся на спортивно-дрессировочных площадках клубов служебного собаководства ДОСААФ по месячным планам, составляемым в клубах. Инструкторы разделяют дрессировщиков с собаками на учебные группы в зависимости от служебного назначения собак и степени их подготовки. На основе месячных планов составляются расписания занятий на недели и отдельные дни.
Перед каждым занятием дрессировщиков инструктируют с учетом их опыта и индивидуальных особенностей собак. Одновременно инструктируются заранее подобранные помощники. Помощников желательно менять как можно чаще, по возможности необходимо разнообразить их одежду. В качестве помощников можно привлекать взрослых местных жителей или учащихся ПТУ и старших классов средних школ, интересующихся собаководством, предварительно подготовленных инструкторами-дрессировщиками.
Инструктор-дрессировщик непосредственно руководит тренировочными занятиями и своевременно устраняет ошибки, допускаемые дрессировщиками — владельцами собак.
Самостоятельная тренировка служебных собак проводится собаководами-любителями, а также вожатыми, проводниками собак в определенное время. Желательно периодически обращаться за советами к инструкторам — дрессировщикам клубов служебного собаководства ДОСААФ или к опытным собаководам-любителям, а также время от времени повторять соответствующие разделы учебных пособий по служебному собаководству.
Для учета тренировочных занятий и степени подготовки собаки следует вести журнал (дневник) тренировки собаки, где отмечать, когда, на какой местности и в какое время проводилась тренировка, как работала собака (оценка), какие допускала ошибки, вид (содержание) тренировки и др. (приложение 3).
Приложение 3
Дневник учета дрессировки (тренировки) служебной собаки
При тренировке собак необходимо соблюдать следующие основные правила:
1. Тренировку собак проводить регулярно, не менее 2–3 раз в неделю. Перед подготовкой к соревнованиям (состязаниям) количество тренировочных занятий увеличивать.
2. Занятия проводить в разнообразных условиях (на различной местности, в разное время дня, по возможности и ночью), приближая эти условия к условиям, в которых собаке придется нести постоянную службу.
3. Последовательными тренировочными упражнениями развивать и совершенствовать навыки, выработанные в процессе дрессировки, а также физические качества и выносливость собаки.
4. За правильно выполненные собакой команды своевременно ее поощрять, а также вовремя прекращать нежелательные (неправильные) действия собаки и немедленно исправлять ошибки.
5. Не допускать перетренировки собаки, то есть длительных, однообразных упражнений, ведущих к перенапряжению нервной системы животного и резко выраженному переутомлению.
Тренировка собак по общему и специальному курсу дрессировки
Тренировка собак подразделяется на общую и специальную. Общая тренировка имеет целью закреплять и совершенствовать навыки общей дрессировки (общее послушание собаки). Особое внимание обращается на четкость и безотказность выполнения
Дневник учета дрессировки (тренировки) служебной собаки
Порода …………. Кличка………… Год рождения ……………. Владелец ……………..
Дни занятий (дата) | Место проведения занятий | Содержание занятий (какие отрабатывались упражнения) | Выполнение собакой упражнений (как работала собака) | Оценка работы собаки | Кто проводил занятия (подпись) |
При тренировке собак необходимо соблюдать следующие основные правила:
1. Тренировку собак проводить регулярно, не менее 2—3 раз в неделю. Перед подготовкой к соревнованиям (состязаниям) количество тренировочных занятий увеличивать.
2. Занятия проводить в разнообразных условиях (на различной местности, в разное время дня, по возможности и ночью), приближая эти условия к условиям, в которых собаке придется нести постоянную службу.
3. Последовательными тренировочными упражнениями развивать и совершенствовать навыки, выработанные в процессе дрессировки, а также физические качества и выносливость собаки.
4. За правильно выполненные собакой команды своевременно ее поощрять, а также вовремя прекращать нежелательные (неправильные) действия собаки и немедленно исправлять ошибки.
5. Не допускать перетренировки собаки, то есть длительных, однообразных упражнений, ведущих к перенапряжению нервной системы животного и резко выраженному переутомлению.
Учета дрессировки (тренировки) служебной собаки
Общие правила техники безопасности
1. Организация безопасных условий труда и соблюдение правил техники безопасности являются неотъемлемыми элементами организации производства и требований трудового законодательства.
2. За нарушение или невыполнение правил техники безопасности виновные привлекаются к административной или судебной ответственности.
3. Обязательным условием для предотвращения несчастных случаев должно быть хорошее знание рабочими (студентами) устройства машин и правил техники безопасности.
4. К управлению и обслуживанию тракторов, самоходных машин, а также сельскохозяйственных и специализированных машин допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверения на право управления ими и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
5. Все виды инструктажа проводятся в строгом соответствии с действующими инструкциями, правилами и нормами по технике безопасности применительно к профессиям.
6. В предприятиях, организациях и учреждениях Минсельхозпрода РФ проводится по технике безопасности:
1) вводный инструктаж;
2) инструктаж на рабочем месте;
3) периодический инструктаж;
4) курсовое обучение.
Вводный инструктаж заключается в ознакомлении вновь поступающего работника (студента) с общими положениями и правилами, по технике безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ, использовании машинно-тракторного парка, обслуживании животных, при работе с ядохимикатами и т. д.
Работник, направленный в бригаду, мастерскую, на ферму, участок, при допуске к работе или при переводе с одной работы на другую, или при изменении условий и характера работы должен пройти инструктаж на рабочем месте. Инструктаж проводят непосредственно руководители данного участка работ (бригадиры, заведующие фермами, механики, зоотехники и т. д.), с наглядным показом безопасных приемов работы и применением предохранительных приспособлений.
Периодический инструктаж проводят перед весенними полевыми и уборочными работами по усмотрению администрации.
10. Студент, прошедший инструктаж, расписывается в карточке инструктажа.
11. С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов или на рабочие места (должности) на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие на данном предприятии.
12.Студенты! Строго соблюдайте правила техники безопасности!
Записи инструктирующих и проверяющих прохождение студентом практики
№ п/п | Дата инструктажа или проверки | Замечания, предложения по работе практиканта | Подпись, должность |
От колледжа | |||
От предприятия |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРАКТИКИ
Общая продолжительность практики, как предусмотрено учебным планом, составляет 20 рабочих дней практика преддипломная
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Управление (объединение) ___________________________________________________________________________
Область, край, республика ___________________________________________________________________________Адрес почтовый ___________________________________________________________________________
История создания организации
Организационная структура организации
Количество собак по видам служб ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.РАБОТА В КАЧЕСТВЕ ДУБЛЕРА ПРИГОТОВИТЕЛЯ КОРМОВ.
Задание 2.1. Изучитеобязанности приготовителякормов и запишите в дневник.
Задание 2.2. Опишите организацию приготовления корма в организации.
Задание 2.3. Опишите нормы кормления служебных собак.
Нормы суточного кормления служебных собак
Количество (в граммах)
На одну собаку в сутки
Задание 2.4. Опишите методику перевода собак с одного типа кормления на другой.
Дни | Сухой корм % | Корм из натуральных продуктов % |
Задание 2.5. Опишите проблемы при переводе собак на кормление сухими кормами.
Задание 2.6. Опишите правила содержания, кормления и ухода за служебными собаками.
3.РАБОТА В КАЧЕСТВЕ ДУБЛЕРА ИНСТРУКТОРА КИНОЛОГА
Задание 3.1. Изучите обязанности специалиста кинолога на месте прохождения практики.
Задание 3.2. Составить график тренировок – дрессировок со служебными собаками.
График
дрессировки (тренировки) служебных собак учреждения____________________________________________ на _________ месяц 20___ г
Задание 3.3 Составить дневник учета тренированности закрепленной собаки.
ДНЕВНИК
учета дрессировки (тренировки) служебной собаки
Дата и часы | Кличка собаки | Содержание дрессировки (тренировки) | Результаты дрессировки (тренировки) |
Задание 3.4. Изучить приказы о кинологической деятельности.
Задание 3.5. Самостоятельно отработать и описать приемы общего и специального курса дрессировки.
Задание 3.6. В случае применения служебной собаки составить акт о результативном или нерезультативном применении.
Задание 3.7. Принять участие в обысковых мероприятиях по поиску запрещенных предметов, наркотических и взрывоопасных веществ и описать.
Задание 3.8. Ознакомится и записать правила эксплуатации имитаторов наркосодержащих и взрывоопасных веществ.
Задание 3.9. Изучить и перечислить нормативные документы по применению служебных собак.
Задание 3.10. Заполнить документы
г. ________________ “____” _____________20__ года
Комиссия в составе председателя______________________________________________
и членов комиссии___________________________________________________________
составили настоящий акт в том, что принадлежащая______________________________
(фамилия, имя, отчество, адрес и № паспорта владельца)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________(порода, кличка, пол, окрас, возраст, особые приметы)
осмотрена. В результате осмотра комиссия установила:
упитанность _____________________ характер поведения_________________________
выставочная _____________________ диплом на испытаниях______________________
________________________________ пригодность для несения службы______________
Собака оценивается в сумме ____________________________________________рублей.
Поименованную в акте собаку:
обследования и приема собаки
г. ________________ “____” _____________20__ года
Комиссия в составе председателя______________________________________________
и членов комиссии___________________________________________________________
___________________________________________________________________________произвела обследование собаки, принадлежащей частному лицу, выращенной в питомнике по разведению и выращиванию собак служебных пород ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (нужное подчеркнуть, указать Ф. И. О. и адрес владельца собаки;
___________________________________________________________________________ должность, звание и Ф. И. О. сотрудника вырастившего собаку или принявшего ___________________________________________________________________________решения работать в уголовно-исполнительной системе со своей собакой)
с целью определения ее пригодности для дрессировки к___________________________
В результате обследования комиссия установила:
Кличка собаки_______________________ Порода_________________________________
Пол_________________ Окрас_________________ Дата рождения___________________
Состояние здоровья и упитанность: клинически здорова, хорошей, средней упитанности, жирная, истощенная (нужное подчеркнуть, конкретизировать)
Физические качества: телосложение – пропорциональное, непропорциональное; рост в пределах стандарта, выше, ниже стандарта; конституция – крепкая, нежная, сухая, грубая, сырая; мускулатура – хорошо или недостаточно развитая; прикус – правильный, неправильный; постав конечностей – правильный, неправильный (нужное подчеркнуть, конкретизировать)__________________________________________________________
Особенности поведения: подвижная, возбудимая, уравновешенная, недоверчивая к посторонним, злобная, трусливая, активная, пассивная, заинтересована в поиске, прочный, слабый контакт с хозяином (нужное подчеркнуть, конкретизировать)__________________________________________________________
Острота чутья: отличная, хорошая, удовлетворительная, плохая (нужное подчеркнуть, конкретизировать)__________________________________________________________
Наличие родословной: имеется, не имеется, полная, неполная (нужное подчеркнуть, конкретизировать)__________________________________________________________
Оценки на выставках, испытаниях, соревнованиях: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно»; дипломы – III, II, I степени (нужное подчеркнуть)
4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКСКУРСИИ.
Задание 4.1. Ознакомьтесь с передовым организациями района (области)
А) Составьте план экскурсии.
Получив положительный ответ, подготовьте вопросы для изучения во время экскурсии. Разработанный план согласуйте с руководителем практики.
После завершения экскурсии запишите изученные вопросы; план экскурсии и другие материалы приложите.
Б) Изложите кратко содержание экскурсии.
Приложите схематический план предприятия, по возможности фотографии.
В) Запишите ваши предложения по внедрению передовых приемов в организации, где проходите практику.
5. ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Записи в дневнике ведите ежедневно с первого до последнего дня практики по нижеуказанной форме. Записывайте выполненную работу в течении дня, делайте анализ, внесите свои предложения, а также приемы работы руководителей производства, их отношение к делу, личные качества, достойные подражания.
Дата | Место работы, выполняемые функции | Описание деятельности |
Дата | Место работы, выполняемые функции | Описание деятельности |
6. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ, ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА – ОТЧЕТА О ПРАКТИКЕ
Задание 6.1. Сделайте заключение о практике
В книге содержатся сведения по анатомии, физиологии, конституции и экстерьеру собак служебных пород, их разведению, выращиванию и дрессировке.
1. Месячный курс тренировки проводится с собаками, ранее тренировавшимися, подготавливаемыми к повторным испытаниям и соревнованиям;
2. Кроме занятий по ОКД, предусмотренных настоящим планом, владельцы по возможности должны ежедневно заниматься с собаками дома по 25—30 минут.
План-конспект занятия по дрессировке (тренировке) служебных собак на_________20_____г.
Место проведения занятий_______________________
Время занятий: с_______ до ______________________________
Тема и цель занятий (по программе) ______________________
Содержание и продолжительность занятий:
а) построение группы и движение к месту занятий ___________ мин.
б) объявление темы, метода и времени занятий ___________ мин.
в) проведение групповых занятий по отработке (указываются
отрабатываемые темы)_________________________мин.
г) проведение индивидуальных занятий:
Фамилии дрессировщиков_______________________Отрабатываемые приемы
д) подведение итогов занятий и задания дрессировщикам по подготовке к следующим занятиям и по индивидуальной работе с собаками _______________________ мин.
Материальное обеспечение занятий (указывается, какой потребуется специнвентарь, наглядные пособия, какая собака будет использоваться для показа обучаемым отрабатываемых приемов и др.).
Подпись руководителя занятий _____________________________
«____»_____________20____г.
Тренировка собак должна проводиться планово, под руководством инструктора-дрессировщика, и самостоятельно — дрессировщиком (хозяином).
Тренировочные занятия собак под руководством инструкторов проводятся на спортивно-дрессировочных площадках клубов служебного собаководства ДОСААФ по месячным планам, составляемым в клубах. Инструкторы разделяют дрессировщиков с собаками на учебные группы в зависимости от служебного назначения собак и степени их подготовки. На основе месячных планов составляются расписания занятий на недели и отдельные дни.
Перед каждым занятием дрессировщиков инструктируют с учетом их опыта и индивидуальных особенностей собак. Одновременно инструктируются заранее подобранные помощники. Помощников желательно менять как можно чаще, по возможности необходимо разнообразить их одежду. В качестве помощников можно привлекать взрослых местных жителей или учащихся ПТУ и старших классов средних школ, интересующихся собаководством, предварительно подготовленных инструкторами-дрессировщиками.
Инструктор-дрессировщик непосредственно руководит тренировочными занятиями и своевременно устраняет ошибки, допускаемые дрессировщиками — владельцами собак.
Самостоятельная тренировка служебных собак проводится собаководами-любителями, а также вожатыми, проводниками собак в определенное время. Желательно периодически обращаться за советами к инструкторам — дрессировщикам клубов служебного собаководства ДОСААФ или к опытным собаководам-любителям, а также время от времени повторять соответствующие разделы учебных пособий по служебному собаководству.
Для учета тренировочных занятий и степени подготовки собаки следует вести журнал (дневник) тренировки собаки, где отмечать, когда, на какой местности и в какое время проводилась тренировка, как работала собака (оценка), какие допускала ошибки, вид (содержание) тренировки и др. (приложение 3).
Дневник учета дрессировки (тренировки) служебной собаки.
Порода …………. Кличка………… Год рождения ……………. Владелец ……………..
Дни занятий (дата) | Место проведения занятий | Содержание занятий (какие отрабатывались упражнения) | Выполнение собакой упражнений (как работала собака) | Оценка работы собаки | Кто проводил занятия (подпись) |
При тренировке собак необходимо соблюдать следующие основные правила:
1. Тренировку собак проводить регулярно, не менее 2—3 раз в неделю. Перед подготовкой к соревнованиям (состязаниям) количество тренировочных занятий увеличивать.
2. Занятия проводить в разнообразных условиях (на различной местности, в разное время дня, по возможности и ночью), приближая эти условия к условиям, в которых собаке придется нести постоянную службу.
3. Последовательными тренировочными упражнениями развивать и совершенствовать навыки, выработанные в процессе дрессировки, а также физические качества и выносливость собаки.
4. За правильно выполненные собакой команды своевременно ее поощрять, а также вовремя прекращать нежелательные (неправильные) действия собаки и немедленно исправлять ошибки.
5. Не допускать перетренировки собаки, то есть длительных, однообразных упражнений, ведущих к перенапряжению нервной системы животного и резко выраженному переутомлению.
Тренировка собак по общему и специальному курсу дрессировки.
Тренировка собак подразделяется на общую и специальную. Общая тренировка имеет целью закреплять и совершенствовать навыки общей дрессировки (общее послушание собаки). Особое внимание обращается на четкость и безотказность выполнения собакой всех команд дрессировщика в различных условиях и на выработку у собаки выдержки в различных положениях (сидя, стоя и др.). При этом необходимо руководствоваться требованиями, установленными в инструкциях и наставлениях по дрессировке и испытаниям служебных собак.
Тренировка по общему курсу дрессировки должна чередоваться с тренировочными занятиями по курсу специальной дрессировки. Практически общедисциплинарная тренировка проводится перед началом тренировки по специальному курсу, а также в промежутке между двумя видами специальной тренировки или в конце ее. Общедисциплинарная тренировка может проводиться во время выхода с собакой на тренировку по специальному курсу: подача команд «Рядом», «Ко мне», «Тише» и др.
Тренировка собак по специальному курсу дрессировки имеет цель закрепление и совершенствование навыков, обеспечивающих успешное, эффективное использование собак для определенной службы, например защитно-караульной, розыскной и др. Основные требования этого вида тренировки — проведение занятий в условиях, приближенных к тем, в которых собака несет повседневную службу.
На тренировках по специальному курсу особое внимание следует уделять тем навыкам, которые обеспечивают успешное использование этих собак в службе. Так, например, при тренировке розыскных собак стремятся максимально совершенствовать их способность безотказно работать по запаховым следам человека, на тренировке караульных собак особое внимание уделяют развитию у собаки злобы, недоверия к посторонним людям, у собак — буксировщиков лыжников развивают силу и выносливость животных.
Тренировка собак защитно-караульной службы должна проводиться в местах возможного их использования: на окраинах населенных пунктов, нелюдных улицах, пустырях, в лесу и т. п. Во избежание покусов помощников их следует обеспечивать дрессировочными костюмами.
Приступая к тренировке розыскных собак, необходимо учитывать условия ее использования. Следует добиваться от собаки четкой, безотказной проработки запаховых следов людей на разнообразной местности, в различное время года и суток, умение безошибочно выбирать вещи людей по их индивидуальному запаху, выбирать человека из группы людей по запаху его следа, обнаруживать по следу вещи и подбирать их.
Тренировку караульных собак лучше всего проводить на постах, где они несут службу, и в то время суток, когда собаки выставляются для охраны объектов.
Тренировку рудорозыскных собак необходимо проводить в местах, где собаки этой службы используются в работе. Особое внимание следует уделять выработке навыков четкой работы на маршрутах большой протяженности.
Собаки газоразведывательной службы тренируются, как правило, на маршрутах газопроводов. Предварительно на этих маршрутах за 2—3 суток закапывают в землю баллоны с газом и одновременно делают ложные закопки.
Тренировка собак — подносчиков легких грузов и для розыска людей должна проводиться на пересеченной местности. Массу груза надо увеличивать постепенно, каждое занятие заканчивать поиском человека по его запаховому следу.
Собаки — буксировщики лыжников и ездовые тренируются в зимних условиях на различной местности, при разной температуре воздуха и различном снежном покрове. Масса груза, длина пробега увеличиваются постепенно.
Тренировка собак — проводников слепых проводится по маршрутам их работы и, как правило, слепыми с помощью зрячих помощников. Тренировка поисково-спасательных собак ведется на участках их возможного использования в службе.
Внедрение в служебное собаководство элементов военно-прикладного спорта и проведение спортивных соревнований со служебными собаками вызвали необходимость организации совместной тренировки собак и спортсменов. Инструктор, организующий такие тренировки, должен знать правила тренировки служебных собак, а также иметь достаточное представление о правилах тренировки спортсменов данного вида спорта. С этой целью в помощь инструкторам-дрессировщикам целесообразно привлекать тренеров по военно-прикладным видам спорта. В плане занятий указываются упражнения для служебных собак, а также для спортсменов-дрессировщиков.
Первоначально тренировка спортсменов и служебных собак проводится раздельно. Спортсмен тренируется без собаки в беге на 100 метров, преодолении полосы препятствий, бросании гранаты и др. Параллельно он тренирует свою собаку в преодолении полосы препятствий, переползании, задержании, охране и конвоировании помощника и в защите дрессировщика. Тренировка собак обычно проводится на спортивно-дрессировочных площадках клубов служебного собаководства ДОСААФ, имеющих соответствующее оборудование (рис. 127).
ПОДГОТОВКА ЩЕНКОВ И ПЛЕМЕННЫХ СОБАК К ВЫВОДКЕ, СОБАК К ВЫСТАВКЕ И СПОРТИВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ
Выводки щенков и племенных собак организуются клубами служебного собаководства 2 раза в год (весной и осенью), а выставки собак — 1 раз в год, для того, чтобы оценить молодняк по породности и качеству выращивания. Дать владельцам молодых собак советы по вопросам выращивания и воспитания их питомцев, изучения производителей (кобелей и сук) по их потомству и экспертизы собак.
На выводки представляется все поголовье щенков и молодых собак в возрасте от 5 до 10 месяцев и родители, от которых произошли щенки. На выставки представляются собаки от 10 месяцев до 9 лет.
Владельцы щенков и собак должны тщательно подготовиться к участию к выводке или выставке.
Прежде всего, необходимо своевременно зарегистрировать щенка (собаку) в ветеринарной станции и в клубе служебного собаководства ДОСААФ и получить на них регистрационные знаки и соответствующие документы. Непосредственно перед выводкой (выставкой) следует получить в ветеринарной станции справку на щенка (собаку) о проведении профилактической прививки против бешенства и о благополучии района, из которого доставляется щенок (собака) в отношении заразных болезней животных.
Ко времени выводки щенок должен иметь первоначальные общедисциплинарные навыки (ходить рядом с дрессировщиком (хозяином), выполнять команды «Ко мне», «Покажи зубы» и др.). Перед выводкой щенка (собаку) нужно тщательно вычистить, а в случае сильного загрязнения — вымыть.
Взрослые собаки могут участвовать в выставках, смотрах-соревнованиях, спортивных соревнованиях. Для того чтобы успешно выступить на них и получить высокие оценки, необходима соответствующая подготовка. Она должна вестись с учетом всех требований, предъявляемых к собакам, учетом натренированности собак и их индивидуальных особенностей. Чтобы не упустить важных элементов подготовки, рекомендуется заранее проконсультироваться по этому вопросу в клубе служебного собаководства и составить конкретный календарный план подготовки к выставке и соревнованиям. В плане предусматриваются как вопросы тренировки собак, так и обеспечение ее хорошим уходом, содержанием, полноценным кормлением, исправным снаряжением и инвентарем (ошейник, поводок, намордник, апортировочные предметы и др.), получение ветеринарного свидетельства (на собаку, вывозимую в другой город) или ветеринарной справки (на собаку, перевозимую в пределах города).
В период подготовки к соревнованиям тренировки собак нужно проводить более интенсивно. Но делать это следует разумно, так как непосильная тренировка может не только ухудшить состояние собаки, но и вызвать ее заболевание от перегрузки.
Параллельно с подготовкой к соревнованиям собак соответствующую подготовку (тренировку) должны пройти и их владельцы, для чего следует своевременно ознакомиться с правилами проведения выставок, смотров-соревнований и соревнований со служебными собаками. Большую помощь в период подготовки могут принести квалифицированные советы специалистов клубов служебного собаководства. Подготовка команд к участию в соревнованиях по летнему многоборью со служебными собаками проводится под руководством инструкторов (тренеров) клубов служебного собаководства.
Глава 9. СПОРТ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК
В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, в том числе спорта с применением служебных собак.
Идея организации спортивных соревнований среди дрессировщиков с использованием собак возникла в Ленинградском городском клубе служебного собаководства ДОСААФ. В основу соревнований были положены поиск и задержание «нарушителя» границы, навыки по общему курсу дрессировки и защитно-караульной службе, а также элементы военно-прикладного спорта (бег, преодоление препятствий и гранатометание). Этот вид спорта привлек к себе большое внимание молодежи и за короткий период получил распространение в клубах страны.
В 1972 году решением ЦК ДОСААФ СССР военизированные соревнования дрессировщиков собак служебных пород были включены в календарный план Всесоюзных и Всероссийских соревнований. Первые официальные Всесоюзные соревнования по военно-спортивному многоборью были проведены на спортивной базе Московского областного клуба служебного собаководства ДОСААФ. В них принимали участие 10 команд. Первые три места завоевали команды Москвы, Ленинграда и РСФСР. В личном зачете приняли участие 36 спортсменов-дрессировщиков. Чемпионами СССР стали Н. Корлякова и В. Гончаренко (сборная команда РСФСР), победителем среди юношей С. Немцев (г. Ленинград).
В 1975 году летнее многоборье с применением служебных собак, состоящее по существу из двух упражнений: преодоление полосы препятствий и задержание «нарушителя», было включено в Единую Всесоюзную спортивную классификацию с правом присвоения спортсменам до I спортивного разряда включительно. Спустя два года в программу соревнований вошло три самостоятельных упражнения — бег на 100 м, преодоление полосы препятствий и задержание «нарушителя». Соревнования не только по названию, но и по содержанию были приведены к многоборской системе. Они получили название «Летнее многоборье со служебными собаками», стали более динамичными и зрелищными.
В эти же годы в клубах служебного собаководства широкое распространение получили зимние соревнования: «Буксировка собакой лыжника». Программа предусматривает буксировку спортсмена собакой, в ходе которой лыжник поражает три мишени из пневматической винтовки, управляет собакой на дистанции, преодолевает ворота и метает гранаты.
Кроме того, клубами служебного собаководства ДОСААФ проводятся соревнования по летней и зимней эстафетам, по общему курсу дрессировки, защитно-караульной и другим службам.
Особой популярностью среди молодежи пользуется летнее многоборье. Вместе с ростом у молодежи интереса к соревнованиям возрастало мастерство спортсменов и уровень подготовки команд. Соревнования стали проводиться на более высоком организационном и судейском уровне. Этому в немалой степени способствовал выпуск в 1978 году Правил соревнований в служебном собаководстве.
Важным этапом в развитии спорта с применением служебных собак, свидетельствующим о его признании и возросшей популярности, стало постановление Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР № 7 от 5 июля 1979 года. «О включении летнего многоборья со служебными собаками в Единую Всесоюзную спортивную классификацию с правом присвоения звания «Мастер спорта СССР» и разряда «Кандидат в мастера спорта» и «О награждении чемпионов и призеров чемпионатов СССР малыми золотыми, серебряными и бронзовыми медалями».
В 1983 году был проведен I кубок СССР по летнему многоборью со служебными собаками. Победителем стала сборная команда РСФСР, в личном зачете победили С. Яковцев и Е. Завсаголова (РСФСР).
Летнее многоборье включено в программу VIII летней Спартакиады народов СССР. Командное первенство завоевала сборная РСФСР, на втором месте была команда Казахской ССР и на третьем — г. Ленинграда. Первыми чемпионами Спартакиады народов СССР стали В. Борисов и М. Кихтенко (РСФСР), победителем среди юношей — ленинградец И. Иванов.
Чемпионаты СССР и другие всесоюзные соревнования проводились в Таллинне, Харькове, Фергане, Ленинграде, Красноярске, Перми, Омске, Вильнюсе, Днепропетровске, Подольске, Минске и других городах. Все эти старты стали настоящими праздниками, смотрами достижений спортсменов-дрессировщиков. Современный этап развития технических и военно-прикладных видов спорта потребовал пересмотра их содержания в сторону значительного повышения прикладности. Содержание и характер упражнений, входящих в многоборье со служебными собаками, должны быть подчинены основной цели: качественной, разносторонней подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах СССР.
Достижению этой цели в наибольшей мере отвечают пятиборье и четырехборье со служебными собаками. Эти многоборья введены в 1987 году.
Пятиборье включает в себя стрельбу из малокалиберной винтовки (упражнения МВ-2а), кросс с собакой на 1500 (1000) м, плавание на 100 м и специальные прикладные упражнения: «Задержание «нарушителя» (выполняется в комплексе с кроссом) и «Преодоление полосы препятствий». В четырехборье выполняются те же упражнения, за исключением плавания.
Такой комплекс упражнений позволяет дать спортсмену разностороннюю физическую подготовку, прививает ряд прикладных качеств, имеющих оборонное значение, и умение применять их в критической обстановке.
Соревнования спортсменов-дрессировщиков — это особый и довольно сложный прикладной вид спорта, требующий всесторонней спортивной подготовки спортсмена и его четвероногого друга.
Наиболее сложным и трудным в подготовке спортсменов и собак является летнее многоборье.
О подготовке спортсмена и собаки к этому виду соревнований пойдет речь дальше.
ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА И СОБАКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ЛЕТНЕМУ МНОГОБОРЬЮ
Летнее многоборье со служебными собаками включает различные виды бега, прыжки, метание гранат, переползание, преодоление препятствий, стрельбу, управление собакой.
Помимо высокого технического мастерства, спортсмену-многоборцу необходимо обладать быстротой спринтера, силой и меткостью метателя, прыгучестью и легкостью прыгуна, смелостью барьериста, скоростной выносливостью бегуна, иметь хорошую подготовку по стрельбе и высокие волевые качества.
Спортивные результаты в многоборье со служебными собаками зависят не только от личной подготовленности спортсмена, а в значительной, иногда и в решающей степени от подготовки собаки. Хороший многоборец — не только разносторонний спортсмен, он и незаурядный дрессировщик, который должен иметь большие теоретические знания и практические навыки по технике дрессировки и управления собакой.
Практика показывает, что лучшие спортивные результаты в многоборье со служебными собаками достигаются лишь в том случае, если функциональные и технические данные спортсмена соответствуют физическому развитию собаки и степени ее дрессированности.
Спортсмену для успешной подготовки нужно от трех до пяти лет. Собаки наиболее устойчивые результаты показывают в возрасте трех — шести лет. В возрасте до трех лет собаки выступают в соревнованиях очень неровно, поскольку нервная система и другие функциональные системы организма еще не полностью сформированы и окрепли. А в возрасте старше шести лет многие собаки теряют свои спортивные качества, силу и подвижность процессов торможения и возбуждения и не в состоянии переносить большие нагрузки.
При подготовке к соревнованиям на первый план выступает комплексная специализированная подготовка спортсмена и собаки, создание (воспитание) пары, сочетающей в себе высокие функциональные и технические возможности спортсмена с отличной степенью дрессировки и хорошим физическим состоянием собаки. Собака здесь — надежный помощник, а в некоторых случаях играет ведущую роль. Но собака может и мешать спортсмену, тормозить его при выполнении упражнений.
Комплексную подготовку спортсмена следует начинать не позднее, чем с 16-летнего возраста.
Для целенаправленной подготовки спортсмена к соревнованиям из числа дрессировщиков, желающих заниматься летним многоборьем в клубах служебного собаководства ДОСААФ, комплектуются учебные группы:
группа начинающих спортсменов;
группа массовых разрядов (спортсмены V—II разрядов);
группа спортивного совершенствования (спортсмены I разряда, кандидаты в мастера спорта и мастера спорта СССР).
Эти группы комплектуются с учетом подготовленности и возраста спортсменов.
До начала комплексной специальной подготовки юноши и девушки должны пройти первый этап — общей подготовки в группах начинающих спортсменов, обычно параллельно с занятиями в группах по общему курсу дрессировки собак.
Основными задачами этого этапа являются:
укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
выработка привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, среди которых значительное место занимает разносторонняя физическая подготовка: воспитание скоростно-силовых качеств, общей выносливости, ловкости и подвижности в суставах, обучение технике бега, прыжков, метания, плавания, преодоление спортивных снарядов полосы препятствий, стрельбы из малокалиберной винтовки;
обучение самостоятельному ведению спортивной борьбы;
обучение методам дрессировки и установление тесного контакта в действиях спортсмена и собаки.
По мере приобретения хорошей разносторонней физической подготовленности, усвоения основных приемов и методов дрессировки собак переходят ко второму этапу — этапу специальной подготовки, проводимой в группах массовых разрядов. Его особенность заключается в том, что тренировка спортсмена и дрессировка собаки становятся более специфическими. В данный период уделяется внимание:
повышению уровня разносторонней физической, специальной и технической подготовленности;
развитию быстроты, выносливости, силы, ловкости, скоростно-силовых качеств;
совершенствованию техники бега, прыжков, метания, плавания, стрельбы и преодоления снарядов (препятствий) совместно с собакой;
ведению борьбы и психологической подготовке;
привитию навыков и умений анализировать результаты выступления в соревнованиях и работы, проделанной за определенный период подготовки.
И наконец, на последнем этапе — спортивного совершенствования оттачивается мастерство многоборца, раскрываются все его потенциальные возможности как спортсмена и дрессировщика.
Основными задачами этого этапа являются:
дальнейшее повышение общей и специальной физической подготовленности спортсмена и собаки;
становление высокой спортивной формы, дальнейшее совершенствование технической оснащенности, выполнение упражнений многоборья без собаки на уровне II спортивного разряда (по видам спорта: стрельба, плавание, легкая атлетика);
безукоризненное выполнение упражнений многоборья с собакой независимо от внешних раздражителей и погодных условий;
воспитание волевых качеств и тактического мышления.
Специальная тренировка в этот период проводится весьма интенсивно, все другие упражнения играют вспомогательную роль.
Учитывая специфические и прикладные особенности летнего многоборья, а также содержание и характер упражнений, основой которых является бег на время (дистанции 300, 1000 и 1500 м), преодоление различных препятствий спортсменом и собакой, плавание (дистанция 100 м) и стрельба (упражнение МВ-2а). В подготовке спортсменов-многоборцев применяются те же средства и методы обучения технике и средства тренировки, как у стайеров (бег на 1000 и 1500 м), бегунов на 400 м с барьерами, прыгунов, метателей соответствующего возраста, стрелков, пловцов и дрессировщиков.
Кроме того, на всех этапах необходимо систематически проводить теоретические и практические занятия, обязательно выполнять планы учебно-тренировочных и дрессировочных занятий, контрольные нормативы; регулярно участвовать в соревнованиях; осуществлять лечебно-профилактические мероприятия.
Весь процесс спортивной подготовки должен быть направлен на достижение наивысших результатов в избранном виде спорта. В этом и состоит его огромное воспитательное значение. В процессе занятий необходимо постоянно и неуклонно, помимо повышения функциональных возможностей спортсмена, расширять его кругозор в области общей культуры и специальных вопросов тренировки и дрессировки, техники и тактики выступления в соревнованиях.
Выполнение задач по этапам подготовки во времени строго индивидуально у разных спортсменов.
Подготовка многоборца — это многолетний, круглогодичный, систематический процесс, направленный на достижение физического совершенства и высоких спортивных результатов. Форсированная тренировка, натаскивание спортсмена на какой-то результат не дают выступающим устойчивости и, кроме того, они вредны для здоровья спортсмена.
Как и в любом виде спорта, в летнем многоборье со служебными собаками учебно-тренировочный процесс в годичном цикле тренировки делится на этапы подготовки. Учитывая специфичность этого вида спорта, годовой тренировочный процесс может быть поделен на три периода.