дневники наблюдения в коррекционной школе образец
Дневники наблюдения в специальной (коррекционной) школе, как профилактика и коррекция отклонений.
Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учёбе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребёнка.
Важные условия успешной коррекционной работы :
Ведут записи в коррекционном дневнике.
Средством такого взаимодействия между педагогами служит дневник коррекционной работы.
Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов.
Цель психологического сопровождения:
Цель логопедического сопровождения:
Цель педагогического сопровождения:
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения:
Цели воспитательного сопровождения:
Коррекционная работа должна включать в себя главные цели и подчиненные им, конкретные цели.
Сфера навыков.
Главная цель
Конкретная цель
Формирование навыков, понятий.
Совершенствование зрительного восприятия
Введение понятия товарищество.
Тренировка навыка восприятия по памяти положения трех и более предметов
Сфера самообслуживания.
Главная цель
(записывается в коррекционном дневнике).
Конкретная цель
(записывается в ежедневном плане).
Развитие самостоятельности во время утреннего туалета
Развитие умение чистить зубы, заправлять кровать и.т.д.
После того, как в дневнике будут сформулированы специалистами цели коррекционной работы, целесообразно указать в рекомендации какие методы и приемы будет использованы педагогом для их реализации.
Например, воспитатель заметил, что во время прогулок, ребенок бесцельно бегает по территории не участвуя в играх, организованных другими детьми, не пытается придумать и организовать игру самостоятельно. Следовательно, цели коррекционной работы воспитателя с этим учеником будут сформулированы следующим образом.
Главные цели
(коррекционный
(записывается в коррекционном дневнике).
Конкретные цели
(записывается в ежедневном плане).
Формирование социальной роли учащегося в коллективе.
Развитие умения организовывать свой досуг.
1.Обучение взаимодействию в группе во время игры.
2.Освоение различных ролей во время игры(ведущей, сотруднической, подчиняющейся).
3.Привыкание к необходимости делиться игрушками предназначенными для всей группы.
Предполагаемые вопросы для анализа при появление трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д ).
— Что это за проблема?
— Когда это началось?
— Что или кто послужило причиной появления проблемы (приезд /неприезд родителей, ссора с одноклассниками и т.д).
— Кто может помочь ребенку справиться с этой проблемой
— С какими специалистами необходимо проконсультироваться, чтобы определить пути преодоления этой проблемы?
После анализа по указанным вопросам в дневник записываются рекомендации психолога, социального педагога, медицинского работника.
В соответствии с этими рекомендациями формулируются цели коррекционной работы на определенный период, по истечении которого записывается результат (он может быть как положительным, так и отрицательным.
Совершенствование навыков самообслуживания.
Развитие элементарного навыка принятия решений.
Развитие чувства коллективизма эмпатии.
Направляемая беседа, сюжетно-ролевая игра, карточки для индивидуальной работы, выполнение релаксационных занятий и т.д.
Методы и приемы работы: организованная игра, инсценировка сказок, подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе.
Формы работы: коллективная, групповая.
Пример заполнения дневника
Дата, должность наблюдателя
Занимается посторонними делами на уроках. Не всегда выполняет требования учителя. Не участвует в деятельности класса. Провоцирует одноклассников на ссоры.
Развитие умения контролировать свои действия и поступки;
– приучать к соблюдению правил школьника,
— познакомить с некоторыми техниками саморегуляции,
— воспитывать положительное отношение к окружающим людям через совместную деятельность с одноклассниками.
Мальчик с удовольствием стал выполнять поручения учителя, относится к ним серьезно. Индивидуально занимается с психологом, прослеживается положительная динамика. Старается сдерживать свои спонтанные действия. Правила поведения соблюдает частично, иногда приходится напоминать.
Дневник наблюдений учащегося с ОВЗ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № «2»
(Фамилия, имя, отчество)
· «Общие сведения об учащемся»
Анкета для родителей;
Характеристика особенностей межличностного общения учащегося;
· « Медико-педагогические и социальные данные»
Карта на учащегося.
Карта обследования семьи учащегося;
«Особенности познавательной деятельности»,
Табель успеваемости по четвертям.
· «Коррекция специалистов» (логопеда, психолога)
Бланк заявления от родителей о согласии на обследование ребенка;
Представление педагога-психолога на учащегося;
· «Индивидуальная работа с учащимся»
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ
План индивидуальной работы с учащимся;
Фамилия, Имя, Отчество ребенка
Рекомендации по коррекции
Фамилия, Имя, Отчество матери
Место работы матери
Фамилия, Имя, Отчество отца
Анкета для родителей
Фамилия, имя, отчество ребёнка
Дата рождения ребёнка
1)полная 2)одинокая мать 3)одинокий отец 4)мать, отчим 5)отец, мачеха
6) разведённая мать 7)опекуны
Род занятий и образование родителей
Другие дети в семье:
Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка в семье?
Мать отец бабушка дедушка
осуждение, лишение удовольствий, физическое воздействие (иногда или систематически),
Посещал ли детский сад:
С какого _____ до какого _____ возраста
Реакция на ясли или детский сад:
а) испугался б) переживал
в) не отпускал маму г) плакал
д) потерял интерес е) спокойно
Постарайтесь назвать 3 любимых занятия ребёнка:
Есть ли у Вашего ребёнка друзья?
Приходят ли они к нему домой?
Какие игры предпочитает Ваш ребёнок:
подвижные, настольные, коллективные, индивидуальные, другие
Готов ли Ваш ребёнок к школе:
Знает ли он буквы? ДА НЕТ
Умеет ли читать? Бегло, по слогам, по буквам,
Знает ли цифры? ДА НЕТ
Умеет ли считать? До ___________________,
складывать в пределах __________
Пересказывает ли сказки? ДА НЕТ
дословно, своими словами.
Какие особенности своего ребёнка Вы хотели бы ещё отметить?
Характеристика особенностей межличностного общения учащегося
(Заполняет классный руководитель)
1. Какое положение занимает учащийся в коллективе?
(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
2. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим
(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
3. Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный;
агрессивный; неустойчивый; обособленный)
4. Пользуется ли авторитетом в коллективе?
(у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не
(только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
6. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?
(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)
7. Как выполняет общественные поручения?
(с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)
(с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)
Медико-педагогические и социальные данные
Социальный статус семьи (подчеркнуть)
· Многодетная (перечислить ФИО детей и их дату рождения)
Жилищные условия (подчеркнуть и указать кол-во комнат)
Учебное место учащегося
· Свой письменный стол
· Условия для занятий
Состояние здоровья ребёнка
· Диспансерный учёт (диагноз)
· Есть ли у ребёнка недержание мочи
· Нарушение сердечного ритма
Уточнить номера сотовых телефонов (при изменении) и имена, отчества родственников.
· Иное (указать какое) ____________________________________________
КАРТА УЧАЩЕГОСЯ
1. ФИО ученика (цы) ___________________________________________________
2. Класс _______________________________________________________________
3. Дата (число, месяц, год) и место рождения_____________________________ _______________________________________________________________________
4. Домашний адрес, домашний телефон ________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка: ______________________
Состав семьи, её структура:_______________________________________________
Жилищно-бытовые условия ______________________________________________
_______________________________________________________________________ Взаимоотношения в семье ________________________________________________
_______________________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________
Культурный уровень семьи _______________________________________________
_______________________________________________________________________ Воспитательный потенциал семьи _________________________________________
6.Группа здоровья ребенка, заболевания: ___________________________________
7. Характер ребёнка _____________________________________________________
8. Качества личности ребенка (положительные, отрицательные) _________________
9. Положение ребенка в коллективе. _____________________________________
10. Учебная деятельность:
уровень знаний _________________________________________________________
мотивация обучения _____________________________________________________
посещаемость уроков ____________________________________________________
способности к обучению _________________________________________________
_______________________________________________________________________ познавательный интерес _________________________________________________
11. Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков _______________________________________________
предпочитаемые виды труда ______________________________________________
участие в трудовых делах ________________________________________________
_______________________________________________________________________ 12. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы ____________
13. Круг общения (ФИ друзей):
в школе _______________________________________________________________
вне школы _____________________________________________________________
14.Относится ли к «группе риска» (с какого года)? ___________________________
15. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) ____
16.Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) _________________
17.Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина) ___________________________________________________
18. Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета) _________________________________________________________
19. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)__________
20. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)__________
(год оформления карты)
(ФИО классного руководителя) (подпись)
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
1. Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________
2. Дата его рожде ния ______________________________________________________________
3. Адрес проживания семьи ________________________________________________
4. Телефон ________________________________________________ _____________________
6. Образование ___________________________________________________________
7. Место работы, должность _________________________________________________
8. Рабочий телефон ________________________________________________________
10. Образование ___________________________________________________________
11. Место работы, должность ________________________________________________
13. Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся) _______________________
14. Сведения о других проживающих вместе с ребенком _________________________
15. Условия проживания (краткая характеристика жилья, условий, созданных для
16. Даты обследования семьи _____________________________________________________________
17. Необходимая помощь (материальная, медицинская, психологи ческая) _________________________________________________________________________
18. Формы работы с семьей (посещения, беседы, привлечение к работе в классе, в школе и др.)
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
за поведением учащегося _______________________
Предмет
Проблема
Принятые меры
ТАБЕЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Коррекция специалиста (психолога)
Бланк заявления от родителей о согласии на обследование ребенка
проживающего по адресу__________
Дом. тел.: _______________________
Прошу обследовать моего ребенка
с целью определения образовательного маршрута.
Дата «____»________20___г. ____________________
Ф.И.О. ребенка _____________________________________________________________
Дата рождения __________________ Возраст на момент обследования_______________
Школа _______________________________ класс ________________
1. Внешний вид и поведение в ситуации обследования_____________________________
2. Темп работы и работоспособность____________________________________________
3. Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка)_______________
4. Особенности латерализации_________________________________________________
5. Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности_______________________
6. Особенности памяти:
7. Особенности восприятия:
8. Особенности внимания:
9. Особенности мышления:
o Уровень развития мышления:
o анализ и синтез_______________________________________________________
10. Особенности воображения_________________________________________________
11. Особенности речевого развития_____________________________________________
12. Особенности эмоционально-личностной сферы_______________________________
13. Особенности мотивационно-волевой сферы__________________________________
14. Характер межличностных отношений_______________________________________
15. Заключение педагога-психолога____________________________________________
Дата «___» _______________ 20___ г. ________________ (Подпись)
сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида)
в образовательном учреждении
Наименование учреждения _________________________________________
1. Сведения о ребенке
· Дата рождения __________________________________________________
· Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» от ________
· Статус «ребенок-инвалид» от ______________________________________
2. Социальная характеристика семьи
· Степень участия в воспитании _____________________________________
· Законные представители (для детей-сирот, находящихся под опекой) ____
· Условия проживания, устройство быта ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Описание ситуации (краткие заключения специалистов)
Выписка ПМПК от _______________________________________________
Рекомендации ПМПК _________________________________________
4. Сильные стороны ребенка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запрос родителей (законных представителей) в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида (выданной бюро медико-социальной экспертизы) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Долгосрочная цель сопровождения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Возможные риски ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Группа сопровождения (педагоги, медики, родители (законные представители и т.д) ________________________________________________________
9. Координатор или классный руководитель ____________________________________________________________________
«Дневник комплексного динамического наблюдения развития обучающихся с ОВЗ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДНЕВНИК КОМПЛЕКСНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА
НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Дюкова Альбина Викторовна
Дети, обучающиеся в рамках инклюзивного образования и дети с проблемами в обучении, в образовательной организации должны сопровождаться документацией по коррекционной работе. Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер и двигательной активности учащихся с проблемами в обучении, средствами обучения и воспитания. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ (Л.С. Выготский). Чтобы иметь реальную информацию о динамике развития учащегося и отслеживать результативность коррекционного воздействия, оптимальным вариантом будет ведение дневника. «Дневник» – это отражение психического развития ребенка, один из способов взаимодействия между педагогами, работающими с ребенком, возможность педагогу-тьютору анализировать и планировать свою работу. В коррекционно-развивающей работе «Дневник» способствует системной организации всестороннего изучения учащихся и ориентирует педагогов на учет позитивных изменений, служит опорой для выбора эффективных средств, форм обучения и воспитания, учитывая индивидуальное развитие и потенциальные возможности каждого ребенка.
При изучении учащегося перед школой стоят следующие задачи:
Выявление индивидуальных особенностей и нарушений развития (патология анализаторов, нарушение нейродинамики, нарушение личности, ассоциальное поведение).
Уточнение уровня интеллектуального развития. Определение особенностей развития познавательной деятельности (уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия, темп деятельности, усидчивость ребенка, мотивация).
Определение оптимальных условий обучения и коррекционно-воспитательной работы, а также условий успешной социально-трудовой адаптации.
«Дневник» построен на принципах комплексного и динамического изучения состояния ребенка. Он создает предпосылки для преемственности в работе педагогов, сопровождая ребенка с момента поступления в учреждение до окончания срока пребывания в нем, отражая целостную и всестороннюю картину усилий всех педагогов и специалистов. «Дневник» обеспечивает непрерывность коррекционной работы при переходе ребенка в другое учреждение.
Индивидуальный образовательный маршрут носит прогностический характер и корректируется в зависимости от темпа развития тех или иных сфер личности, определенных навыков, знаний, умений. В конце каждой четверти педагоги выявляют динамику развития обучающегося и корректируют его образовательный маршрут.
Цель: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях
развитие мотивации учебной деятельности
развитие функции самоконтроля
повышение работоспособности и самостоятельности
формирование адекватной самооценки
формирование и развитие логического мышления
развитие навыков планирования собственной деятельности
развитие внимания и памяти
развитие навыков контроля и словесного отчёта
Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся.
Объект коррекции: дети с задержкой психического развития.
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ФИО ученика (цы) ________________________________________________________________
Дата (число, месяц, год) и место рождения____________________________________________
Семья ребёнка: _________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Группа здоровья ребенка, заболевания: ______________________________________________
3.ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЁНКА
Характерные особенности ребёнка
Отказывается от коллективной игры
Имеет высокие требования к себе
Не понимает чувств и переживаний других людей
Ощущает себя отверженным
Имеет низкую самооценку
Создаёт конфликтные ситуации
Отстаёт в развитии речи
Совершает стереотипные механические движения
Контролирует своё поведение
Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
Сваливает вину на других
Беспокоен в движениях
Имеет соматические проблемы: боли в животе, горле,
головные боли, тошнота
Часто спорит с взрослыми
Кажется, отрешённым, безразличным к окружающему
Любит заниматься головоломками, мозаиками
Часто теряет контроль над собой
Отказывается выполнять просьбы
Плохо ориентируется в пространстве
Имеет отсутствующий взгляд
Не может адекватно оценить своё поведение
Имеет импульсивное напряжение
Имеет плохую координацию движения
Опасается вступать в новую деятельность
Часто специально раздражает взрослых/детей
Задаёт много вопросов, но редко дожидается ответов
Играет в одну и ту же игру
Толкает, ломает, рушит всё кругом
Не может долго работать не уставая
Ему трудно сосредоточиться на чём-либо
Обидчив, но не злопамятен
Часто меняется настроение
Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ
Может нагрубить педагогу
Требует к себе внимания, не хочет ждать
Горячится во время разговора, часто повышает голос
Дополнительные сведения ________________________________________________________
4.ТАБЛИЦА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ
НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА
Сформированность умения корректно отстаивать свою точку зрения
Сформированность умения изложить собственные мысли
Сформированность восприятия устной информации
Сформированность восприятия письменной инструкции
Сформированность умения задавать вопросы
Сформированность умения отвечать на вопросы
Сформированность умения взаимодействовать в группе (группе сверстников
Сформированность умения учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения)
Поднимает руку, когда знает ответ
Выполняет инструкции учителя, может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски
Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски
Может повторять действия за учителем
На перемене общается со сверстниками
Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, часто переспрашивает.
Быстро нарастает утомление, истощение, становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя
С трудом включается в работу и долго переключается на новый вид деятельности.
В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает не может выполнить инструкцию, не удерживает её в памяти или быстро забывает.
Постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля педагога-тьютора, более детального индивидуального объяснения.
Может самостоятельно писать, пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием
Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте
Теряется при ответе у доски.
Не может отвечать, даже если знает материал, неожиданный вопрос приводит в замешательство.
В тетрадях много исправлений, почерк неустойчивый.
На низкое оценивание реагирует плачем, истерикой, отказом от работы.
Забывает школьные принадлежности.
Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией
Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты»
Ждет, когда надо ждать всех
Помогает другим, по просьбе
Помогает другим, без просьбы, по ситуации
Поздравляет, выражает радость успеху других
Переживает за других в случае грустной ситуации
5.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ(ЕЙСЯ)
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КЛАССА