до 5 6 лет единственной доступной детям графической формой передачи сообщений является
Глава 1 Психология формирования письменной речи у детей
Первые попытки применения знаков в коммуникативных целях, вероятно, имели место уже на ранних ступенях архаического мышления [Клике Ф., 1983]. Способность использовать знаки для передачи сообщения возникла в контексте выполнения магических действий и ритуалов и десятки тысячелетий находилась в своего рода зачаточном состоянии. Первые, иконические формы письменности («пиктографическое письмо») возникли в ранних городах-государствах Востока под влиянием потребности в «непрямом, безличном оформлении прав и в особенности обязанностей жителей. » (там же, с. 191).
Будучи недостаточно совершенным для передачи сообщений, идеографическое письмо постепенно уступило место силлабическим (слоговым), а потом и альфабетическим (алфавитным) системам письменности. Подобная эволюция письменной речи, кроме общественной потребности, по-видимому, была обусловлена еще и достаточным усложнением когнитивных способностей человека и большей дифференциацией его сенсомоторных навыков. Как свидетельствует изучение исторических материалов и культуры отсталых племен, существующих в наше время, развитые формы письменности возникают лишь при определенном, минимально необходимом уровне выработанных обществом когнитивных навыков. «Понятиями архаического мышления являются наглядно-иконические представления. Их репрезентации с целью сообщения чего-либо другому. соответствуют воспроизведению в форме графического рисунка. В этот период могло появиться понимание возможности передавать простейшие сообщения с помощью рисунков» (там же, с. 209). Развитие языковых форм мышления позволило освободить мысль от обязательной связи с наглядными образами. Переход к графической символизации единиц звукового рисунка речи сделал письменную речь гибким инструментом выражения и передачи мыслительной продукции.
Нечто напоминающее общественно-исторические этапы становления письменности происходит в детстве при овладении грамотой. До 5-6 лет единственной доступной детям графической формой передачи сообщений является рисунок. А. Р. Лурия (1929) в своем исследовании, посвященном генезису письма у ребенка, показал, что овладение графическим знаком проходит у детей два этапа: а) условно-подражательной записи (каракули, лишь внешне напоминающие письменный текст) и б) запись образа — пиктограмма, которая позднее дифференцируется в буквенную запись. По меткому выражению Л. С. Выготского (1983), для того, чтобы ребенку овладеть альфабетическим письмом, ему необходимо «сделать основное открытие, а именно: рисовать можно не только вещи, но и речь» (с. 191).
ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. Первые попытки применения знаков в коммуникативных целях, вероятно, имели место уже на ранних ступенях архаического мышления [Клике Ф
Первые попытки применения знаков в коммуникативных целях, вероятно, имели место уже на ранних ступенях архаического мышления [Клике Ф., 1983]. Способность использовать знаки для передачи сообщения возникла в контексте выполнения магических действий и ритуалов и десятки тысячелетий находилась в своего рода зачаточном состоянии. Первые, иконические формы письменности («пиктографическое письмо») возникли в ранних городах-государствах Востока под влиянием потребности в «непрямом, безличном оформлении прав и в особенности обязанностей жителей. » (там же, с. 191).
Будучи недостаточно совершенным для передачи сообщений, идеографическое письмо постепенно уступило место силлабическим (слоговым), а потом и альфабетическим (алфавитным) системам письменности. Подобная эволюция письменной речи, кроме общественной потребности, по-видимому, была обусловлена еще и достаточным усложнением когнитивных способностей человека и большей дифференциацией его сенсомоторных навыков. Как свидетельствует изучение исторических материалов и культуры отсталых племен, существующих в наше время, развитые формы письменности возникают лишь при определенном, минимально необходимом уровне выработанных обществом когнитивных навыков. «Понятиями архаического мышления являются наглядно-иконические представления. Их репрезентации с целью сообщения чего-либо другому. соответствуют воспроизведению в форме графического рисунка. В этот период могло появиться понимание возможности передавать простейшие сообщения с помощью рисунков» (там же, с. 209). Развитие языковых форм мышления позволило освободить мысль от обязательной связи с наглядными образами. Переход к графической символизации единиц звукового рисунка речи сделал письменную речь гибким инструментом выражения и передачи мыслительной продукции.
Нечто напоминающее общественно-исторические этапы становления письменности происходит в детстве при овладении грамотой. До 5-6 лет единственной доступной детям графической формой передачи сообщений является рисунок. А. Р. Лурия (1929) в своем исследовании, посвященном генезису письма у ребенка, показал, что овладение графическим знаком проходит у детей два этапа: а) условно-подражательной записи (каракули, лишь внешне напоминающие письменный текст) и б) запись образа — пиктограмма, которая позднее дифференцируется в буквенную запись. По меткому выражению Л. С. Выготского (1983), для того, чтобы ребенку овладеть альфабетическим письмом, ему необходимо «сделать основное открытие, а именно: рисовать можно не только вещи, но и речь» (с. 191).
Письменность — это особая, новая для ребенка знаковая система. Трудность ее усвоения связана не только с тем, что это символы второго порядка (символическое обозначение слов, которые сами являются символами первого порядка). Другая трудность обусловлена высокой степенью произвольности акта письма и наличием у него сложноорганизованной сенсомоторной базы. Чтобы овладение письмом стало возможным, языковые и когнитивные способности ребенка должны достичь определенного, минимально необходимого уровня зрелости. Поскольку хронологически этот этап совпадает с моментом поступления ребенка в школу, то это состояние называют «школьной зрелостью». Нередко значение этого понятия абсолютизируют, полагая, что по его достижении ребенок способен обучаться в школе по любой программе. Однако транскультуральные сопоставления показывают скорее его условность. В разных странах это происходит в разном возрасте: в Индии — в 4 года, в Англии — в 4-5, Швеции, Германии — в 6-7, в США — в 6 лет. Знакомство с методиками начального обучения в этих странах показывает, что они адаптированы применительно к особенностям психики детей данного возраста. Эта адаптация касается как содержания и методов обучения, так и стиля взаимоотношений с детьми в классе. Таким образом, понятие «школьная зрелость» следует соотносить с уровнем требований и методикой обучения, присущими той или иной программе.
Дипломная работа: Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи
По-видимому, указание о формировании навыка предварительных коррекций должно войти в методику обучения письму как осознанная задача, для решения которой нужны целенаправленные педагогические приемы.
Итак, цель начального периода обучения грамоте – формирование сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом кинетическом образе слова.
1.2 Психология формирования письменной речи у детей
Переход к графической символизации единиц звукового рисунка речи сделал письменную речь гибким инструментом выражения и передачи мыслительной продукции. Нечто напоминающее общественно-исторические этапы становления письменности происходит в детстве при овладении грамотой. До 5-6 лет единственной доступной детям графической формой передачи сообщений является рисунок. А.Р. Лурия (1969) в своем исследовании, посвященном генезису письма у ребенка, показал, что овладение графическим знаком проходит у детей в два этапа:
а) условно-подражательной записи (каракули, лишь внешне напоминающие письменный текст);
б) запись образа – пиктограмма, которая позднее дифференцируется в буквенную запись.
По меткому выражению Л.С. Выготского (1983), для того, чтобы овладеть альфабетическим письмом, ребенку необходимо «. сделать основное открытие, а именно: рисовать можно не только вещи, но и речь»[41](c.191).
Обсуждая психологическое содержание механизмов письма, мы сталкиваемся с многозначностью интерпретации этого термина. Поэтому представляется необходимым уточнить, какие варианты трактовки понятия «письмо», в принципе возможны, и какие из них нас будут интересовать преимущественно в этом и последующих разделах.
Термин «письмо» фактически объединяет три разные категории явлений: вид особой семиотической системы, способ перекодирования устного языка в письменный, и особую форму коммуникации.
В принципе, письменный язык может быть изучен в отрыве от звукового языка. В ряде нестандартных ситуаций так и происходит. В качестве примера можно привести широко практикуемое в сурдопедагогике обучение неговорящих детей грамоте прежде, чем у них создается сформировать устную речь. При обучении иностранному языку довольно часто навыки чтения образуются до овладения устной речью. Учитывая все выше сказанное, можно согласиться с точкой зрения А.А. Леонтьева и А.А. Потебни, считавших, что при овладении письмом возникает ситуация билингизма.
ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Первые попытки применения знаков в коммуникативных целях, вероятно, имели место уже на ранних ступенях архаического мышления [Клике Ф., 1983]. Способность использовать знаки для передачи сообщения возникла в контексте выполнения магических действий и ритуалов и десятки тысячелетий находилась в своего рода зачаточном состоянии. Первые, иконические формы письменности («пиктографическое письмо») возникли в ранних городах-государствах Востока под влиянием потребности в «непрямом, безличном оформлении прав и в особенности обязанностей жителей. » (там же, с. 191).
Будучи недостаточно совершенным для передачи сообщений, идеографическое письмо постепенно уступило место силлабическим (слоговым), а потом и альфабетическим (алфавитным) системам письменности. Подобная эволюция письменной речи, кроме общественной потребности, по-видимому, была обусловлена еще и достаточным усложнением когнитивных способностей человека и большей дифференциацией его сенсомоторных навыков. Как свидетельствует изучение исторических материалов и культуры отсталых племен, существующих в наше время, развитые формы письменности возникают лишь при определенном, минимально необходимом уровне выработанных обществом когнитивных навыков. «Понятиями архаического мышления являются наглядно-иконические представления. Их репрезентации с целью сообщения чего-либо другому. соответствуют воспроизведению в форме графического рисунка. В этот период могло появиться понимание возможности передавать простейшие сообщения с помощью рисунков» (там же, с. 209). Развитие языковых форм мышления позволило освободить мысль от обязательной связи с наглядными образами. Переход к графической символизации единиц звукового рисунка речи сделал письменную речь гибким инструментом выражения и передачи мыслительной продукции.
Нечто напоминающее общественно-исторические этапы становления письменности происходит в детстве при овладении грамотой. До 5-6 лет единственной доступной детям графической формой передачи сообщений является рисунок. А. Р. Лурия (1929) в своем исследовании, посвященном генезису письма у ребенка, показал, что овладение графическим знаком проходит у детей два этапа: а) условно-подражательной записи (каракули, лишь внешне напоминающие письменный текст) и б) запись образа — пиктограмма, которая позднее дифференцируется в буквенную запись. По меткому выражению Л. С. Выготского (1983), для того, чтобы ребенку овладеть альфабетическим письмом, ему необходимо «сделать основное открытие, а именно: рисовать можно не только вещи, но и речь» (с. 191).
Письменность — это особая, новая для ребенка знаковая система. Трудность ее усвоения связана не только с тем, что это символы второго порядка (символическое обозначение слов, которые сами являются символами первого порядка). Другая трудность обусловлена высокой степенью произвольности акта письма и наличием у него сложноорганизованной сенсомоторной базы. Чтобы овладение письмом стало возможным, языковые и когнитивные способности ребенка должны достичь определенного, минимально необходимого уровня зрелости. Поскольку хронологически этот этап совпадает с моментом поступления ребенка в школу, то это состояние называют «школьной зрелостью». Нередко значение этого понятия абсолютизируют, полагая, что по его достижении ребенок способен обучаться в школе по любой программе. Однако транскультуральные сопоставления показывают скорее его условность. В разных странах это происходит в разном возрасте: в Индии — в 4 года, в Англии — в 4-5, Швеции, Германии — в 6-7, в США — в 6 лет. Знакомство с методиками начального обучения в этих странах показывает, что они адаптированы применительно к особенностям психики детей данного возраста. Эта адаптация касается как содержания и методов обучения, так и стиля взаимоотношений с детьми в классе. Таким образом, понятие «школьная зрелость» следует соотносить с уровнем требований и методикой обучения, присущими той или иной программе.
Письмо и его сущность.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Заголовок статьи: Письмо и его сущность.
Фамилия, имя, отчество автора: Беляева Любовь Валерьевна
Место работы: МОУ СОШ №8
Категория (аттестация): соответствие занимаемой должности
Письмо и его сущность.
Письменная речь является гибким инструментом выражения и передачи мыслительной продукции. Первоначальные этапы становления письменности происходит в детстве при овладении грамотой. До 5-6 лет единственной доступной детям графической формой передачи сообщений является рисунок. А. Р. Лурия (1929) в своем исследовании, посвященном генезису письма у ребенка, показал, что «овладение графическим знаком проходит у детей два этапа: а) условно-подражательной записи (каракули, лишь внешне напоминающие письменный текст) и б) запись образа — пиктограмма, которая позднее дифференцируется в буквенную запись» [3]. По выражению Л. С. Выготского (1983), для того, чтобы ребенку овладеть письмом, ему необходимо «сделать основное открытие, а именно: рисовать можно не только вещи, но и речь» [7].
Письменность — это особо новая для ребенка знаковая система. Выделяют трудности в ее усвоении письма, так как:
«письмо – это символы второго порядка, то есть через него происходит символическое обозначение слов, которые сами являются символами первого порядка» [1];
«высокая степень произвольности акта письма и наличием у него сложноорганизованной сенсомоторной базы» [1].
Чтобы овладение письмом стало возможным, языковые и когнитивные способности ребенка должны достичь определенного, минимально необходимого уровня зрелости. Поскольку хронологически этот этап совпадает с моментом поступления ребенка в школу, то это состояние называют «школьной зрелостью».
По мнению Корнева А.Н., «письменная речь — особая форма коммуникации с помощью системы письменных знаков». Она реализуется в таких жанрах, как эпистолярная продукция, дневниковые записи (аутокоммуникация), литературное творчество. Стилистические нормы, сложная система пунктуационных правил являются отличительными чертами в сравнении письменной речи от «устноязыковой». «Устноречевые» высказывания в значительно большей степени обладают эмоциональной окрашенностью и интонационной выразительностью, что практически отсутствует в рукописных текстах. [1]
Особенностью письменной речи как средства коммуникации является ее монологический и сугубо контекстный характер. Последнее обстоятельство создаёт трудности для детей, владеющих преимущественно диалогической, ситуативной формой «устноречевой» коммуникации. Детям свойственны эмоциональность, мимические и пантомимические жестикуляции во время речевого высказывания с опорой на непосредственную бытовую ситуацию.
В общепринятом понимании «письмо – это акт, объединяющей навык и вид графо-моторной деятельности человека» [5]. Несмотря на тесную связь с устной речью, навык письма имеет собственную психологическую и сенсомоторную базу.
В понимании А.Н. Леонтьева, письмо, как вид деятельности включает три основные операции: а) «символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем»; б) «моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов»; в) графо-моторные операции. Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение (см. схему «Функциональная структура психологических механизмов письма») [4].
а) Навык символизации – это буквенное обозначение фонем.
Первые проявления в формировании символической деятельности начинается с символических игр, с опорой на замещение каких-либо предметов и предметных изображений в рисунка [4].
Овладение рисованием — это освоение знаковой деятельности. Прогресс в детализации рисунков отражается в динамики усвоения языка графических символов. Незрелость подобных способностей даже при достаточном умственном развитии в дальнейшем затрудняет овладение графемами.
Необходимой предпосылкой в формировании навыка символизации является «достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания» [6].
Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий: от полного отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей до полного завершения в формировании фонематического восприятия и осознания звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит. Достижение последнего этапа развития фонематического восприятия является необходимой предпосылкой овладения фонематическим анализом.
б) Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв.
Данный навык реализуется на начальной стадии обучения грамоте и делится на два этапа:
Большинство исследователей отводит главенствующую роль в механизме дисграфии нарушению фонематического анализа, обусловленного недоразвитию фонологического структурирования. [5]
Такими учеными, как Карпенко Н. П., Подольский А. Н., отмечается особенность процесса трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем. [1] Данный этап моделирования звуковой стороны речи протекает у ребенка практически параллельно с фонематическим анализом и графо-моторными операциями записи букв.
Так же отмечается, что немало важным в овладении письмом, является способность ребёнка к удержанию в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов. Перечисленные выше нарушения также лежат в основе возникновения дисграфии. [1]
в) Графо-моторные навыки.
Данные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо, и оказывают своё влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Нарушение зрительно-моторной координации, которая лежит в основе формирования графо-моторного навыка, проявиться в затруднениях изображения букв, что, в свою очередь, загружает внимание ребенка и дезорганизует его.
По мнению А.Н. Корнева, «незрелость сложных форм зрительно-моторной координации обнаруживается у большинства детей с дислексией и дисграфией, особенно в случаях наиболее тяжелых нарушений» [2]. В ряде случаев несформированность графо-моторных навыков служит причиной особого вида нарушений — моторной или кинетической дисграфии [5,7].
Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций. Такая структура свойственна большинству систем письменности.
Таким образом, сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок письма, представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы. При нарушении или недоразвитии перечисленных выше функциональных предпосылок формирования письма, существенно повышает риск возникновения проблем с письмом дисграфического характера.
Коррекция нарушений письменной речи. /Под ред. Н. Н. Яковлевой.- Спб.: КАРО, 2007. – 261 с.
Садовникова И. А. Дисграфия и дислексия: технология преодоления.- М.: Парадигма, 2012, с. 279
Хватцев М. Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений /Под ред. Шаховской С. Н., Лалаевой Р.И. – М.: Гуманитарный Изд. Центр ВЛАДОС, 2009 – 293 с.