до какого возраста платят пособие по уходу за ребенком инвалидом матери
Какие положены выплаты и льготы детям-инвалидам и их родителям
Что положено детям-инвалидам и какие они имеют льготы? Сколько платят по уходу за ребенком-инвалидом и что положено родителям? Как оформить пособие на ребенка-инвалида?
Если в семье есть ребенок-инвалид, то государство выплачивает на него специальную пенсию и пособия. Кроме них положен целый ряд дополнительных льгот, субсидий не только для ребенка, но и для его родителей или опекунов.
Как подтвердить инвалидность, где оформлять пособия и главное сколько государство будет платить, узнаете из нашей статьи.
Каких детей признают инвалидами
На основании ФЗ №181 от 24.11.1995 года инвалидом признается человек, который имеет стойкое нарушение здоровья из-за заболевания, травмы или врожденных дефектов и он не может вести полноценную социальную жизнь из-за полной или частичной утраты необходимых навыков.
Это положение распространяется и на взрослых и на детей, всем им одинаково нужно пройти специальную медико-социальную экспертизу (МСЭ), чтобы получить статус инвалида.
Медико-социальную экспертизу нужно будет проходить повторно, раз в 1, 2 года или 5 лет, в зависимости от заболевания. Но есть такие заболевания, например, синдром Дауна, при которых инвалидность выдается раз и навсегда.
У детей до 18 лет инвалидности не делятся на группы как у взрослых, им просто присваивается статус «ребенок-инвалид».
Установление инвалидности обычно происходит в местном бюро МСЭ, но если родители не согласны с решением комиссии, то они могут обратиться в вышестоящий орган — Федеральное бюро МСЭ.
Экспертизу назначают в течение 30 дней после подачи заявления. Свое решение комиссия оглашает сразу. Если МСЭ была заочной, то решение высылается почтой.
Комиссия МСЭ должна не просто огласить свое решение на бумаге, но и выдать специальную справку, с которой и нужно затем обращаться за различными выплатами.
Кто может получить выплаты на детей-инвалидов
Получать все положенные выплаты и льготы на ребенка-инвалида могут не только его родители, но и любые другие законные представители, например, бабушки и дедушки, другие родственники, опекуны, попечители.
При оформлении пособий достаточно будет приложить к списку необходимых документов свидетельство о рождении ребенка или его усыновлении, либо другой документ, подтверждающий факт родства. Например, дедушки и бабушки должны дополнительно приложить свидетельства о рождении своего ребенка, то есть отца или матери ребенка-инвалида.
Какие выплаты и пособия положены ребенку-инвалиду и его родителям
На федеральном уровне детям-инвалидам и их родителям выплачивают пенсии, компенсации и часть средств из материнского капитала, если ребенок рожден вторым или следующим по счету в семье.
Социальная пенсия
Главное и основное пособие, которое выплачивается ребенку-инвалиду — это социальная пенсия по инвалидности. В 2021 году ее размер равен 13 804 р. Он ежегодно индексируется.
Если инвалид живет на Крайнем Севере или в других регионах с тяжелыми климатическими условиями, то пособие увеличивается на районный коэффициент, который постоянно действует в таких регионах. Например, в городе Норильск действует районный коэффициент 1,8, значит размер пособия будет равен: 13 804 * 1,8 = 24 874,20 р.
Для получения пенсии нужно обратиться в пенсионный фонд и предоставить документы:
Пенсия назначается с 1 числа месяца в котором обратился заявитель, а выплачивается, начиная со следующего месяца.
Выплачивается пенсия до 18 лет. С наступлением совершеннолетия нужно очередное освидетельствование комиссии МСЭ, которая присвоит группу инвалидности, либо снимет инвалидность.
Компенсации ребенку-инвалиду
Кроме основной пенсии ребенку положены так называемые компенсационные выплаты. Что подразумевается под этим термином? Компенсация затрат на покупку лекарств, лечение и прочие необходимые товары и мероприятия для поддержания здоровья инвалида.
Компенсация может выдаваться либо в виде набора социальных услуг (НСУ), либо в денежном эквиваленте, как ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ).
- лекарства по рецептам; путевки в санатории для лечения; бесплатный проезд в поезде или междугороднем автобусе до места лечения и обратно.
От НСУ можно отказаться. В этом случае услуги заменяются на компенсацию. В 2021 году она составляет 1 201, 26 р. Единовременная выплата в 2021 году составляет 1 692, 71 р.
Оформить компенсационную выплату можно в Пенсионном фонде или через МФЦ. Нужно подготовить пакет документов, в который будут входить:
ЕДВ и НСУ выплачиваются инвалиду с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи документов. Эти выплаты бессрочны и отменяются только если будет снята инвалидность, то есть их не нужно ежегодно продлевать, а перестанут их платить с наступлением совершеннолетия ребенка.
Компенсационная выплата по уходу за ребенком-инвалидом
Родителям или другим опекунам и попечителям положены ежемесячные выплаты за то что они ухаживают за ребенком-инвалидом.
С 1 июля 2019 года сумма пособия для родителей, опекунов и попечителей равняется 10000 рублей. Оформить пособие можно в Пенсионном фонде, куда нужно предоставить следующие документы:
Кстати, в некоторых северных регионах сумма пособия для родителей ребенка-инвалида еще больше, например, в ЗАТО Северск Томской области пособие равняется 15 000 р.
Несколько важных моментов о компенсационной выплате:
- назначается только одному члену семьи: маме или папе, бабушке, дедушке, другому родственнику, усыновителю; выплаты может оформить только совершеннолетний родственник; если оформитель получает пособие или пенсию, то эта выплата ему не положена.
Материнский капитал на адаптацию и интеграцию ребенка-инвалида
Материнский капитал выдают в форме сертификата, с которого деньги нельзя обналичить, но есть ряд специальных направлений на которые можно потратить его средства. Одно из них — реабилитация ребенка-инвалида и интеграция его в общество.
То есть родители могут покупать необходимые товары, лекарства, приспособления для ребенка-инвалида, но нужно собирать все чеки, расходники и другие документы, подтверждающие покупки. Все это затем предоставляется в Пенсионный фонд и родителям выделяют деньги, согласно сумме их расходов.
К необходимым для ребенка-инвалида товарам относятся, например: инвалидная коляска, ходунки, костыли, трости, вертикализаторы и опоры, санитарные принадлежности, тренажеры и массажеры, ингаляторы, слуховые аппараты, очки, специальные кровати и многое другое.
В Пенсионный фонд нужно предоставить пакет документов, который дает право на получение денег:
Льготы детям-инвалидам и их родителям
Кроме материальной помощи семьям с детьми-инвалидами положены различные льготы, например, налоговый вычет для работающих родителей или преференции для детей при поступлении в ВУЗы.
Такие семьи в первоочередном порядке получают земельные участки, если такое предусмотрено в регионе. Рассмотрим подобные случаи подробнее.
Налоговый вычет для родителей
Согласно статьи 218 Налогового кодекса РФ родителям и опекунам ребенка-инвалида полагаются налоговые вычеты, причем в повышенном размере.
- родителя в размере 12000 рублей; усыновителям и опекунам — 6000 рублей.
Причем, этот налоговый вычет идет в дополнение к обычному вычету на детей, который равен 1400 рублей на первого и второго ребенка и 3000 рублей на третьего и последующих детей. Такое решение вынес президиум Верховного суда РФ.
Рекомендуем изучить подробную статью о налоговых вычетах на нашем сайте.
Льготы детям-инвалидам при поступлении в ВУЗ
Дети-инвалиды имеют первоочередное право на поступление в ВУЗ.
В разных ВУЗах условия зачисления детей-инвалидов отличаются и поступление возможно по одному из 3 вариантов:
- зачисление без вступительных экзаменов; зачисление после прохождения экзаменов; зачисление в преимущественном порядке. Если, например, у двух студентов совпали вступительные баллы, предпочтение отдается студенту-инвалиду.
Льгота на поступление в ВУЗ предоставляется только 1 раз.
Досрочная пенсия
Родители детей-инвалидов вправе выйти на пенсию раньше положенного срока, согласно ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
- мать может выйти на пенсию в 50 лет, при условии, что стаж ее работы не менее 15 лет; отец может выйти на пенсию в 55 лет, при условии, что стаж его работы не менее 20 лет; опекунам положено списание 1,5 лет за каждый год опеки, но суммарно не больше 5 лет; приемным родителям досрочный выход на пенсию не положен.
Льготы по Трудовому кодексу
Родителям ребенка-инвалида положен ряд льгот по трудовому кодексу:
- 4 дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Но это количество на обоих родителей, поэтому они могут их поделить. Дополнительный выходной день для тех родителей, которые живут в сельской местности. Двухнедельный отпуск заявитель может взять в любое удобное ему время. Мать-одиночку нельзя уволить, если только предприятие не ликвидируется. Мать или отца ребенка-инвалида нельзя вызывать на работу ночью.
Региональные особенности
Кроме федеральных выплат семьям с инвалидами полагаются и доплаты на местном уровне. Каждый регион решает эту проблему по своему и назначает выплаты из своего бюджета. На региональном же уровне могут быть введены и дополнительные субсидии и льготы.
Например, в Москве, можно дополнительно оформить:
- ежемесячную компенсационную выплату лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет — 13 141 р.; ежемесячную компенсационную выплату потерявшим кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет (для детей-инвалидов, у которых умер один или оба родителя) — 1 589 р.; ежемесячную компенсацию на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет — 740 р.
Также для инвалидов работают различные спортивные секции и группы.
А вот в Брянске выплаты скромнее. Дополнительное ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом равно 502 р.
Алименты на совершеннолетних детей
Родители детей-инвалидов по закону обязаны их содержать, выплачивать алименты после того как им исполнится 18 лет. Это закреплено в статье 85 Семейного кодекса.
Но алименты назначаются в том случае, если инвалидность продляется или является бессрочной и человек не в состоянии сам себя обеспечивать.
Даже если родители в разводе, каждый из них обязан заботиться о своем ребенке и обеспечивать его.
Сумма выплат регулируется либо на добровольных началах, когда стороны сами договариваются, либо принудительно по решению суда.
Улучшение жилищных условий и получение земельного участка
Семьям с детьми-инвалидами часто необходима помощь в улучшении жилищных условий.
Мало одного только факта наличия ребенка-инвалида, семья должна считаться именно нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Что понимается под этим:
- ветхое или аварийное жилье; недостаток квадратных метров на одного человека; неблагоприятные условия для проживания ребенка-инвалида.
Согласно статьи 17 закона № 181-Ф3 от 24.11.1995 г. семьи, которые встали в очередь на получение жилья до 1 января 2005 года имеют преимущество. Все, кто встал в очередь после этой даты руководствуются статьей 57 Жилищного кодекса.
Среди всех семей с детьми-инвалидами также идет определенное ранжирование: в первую очередь обеспечиваются жильем те, у кого более тяжелые заболевания. Чтобы встать в очередь на жилье, нужно подать пакет документов в соцзащиту.
- паспорт; справка по форме 2-НДФЛ за год; свидетельство о браке; свидетельство о рождении ребенка; акт-заключение из МСЭ об инвалидности; выписка из кадастровой палаты об имеющейся недвижимости; выписка из домовой книги (берется в своем ТСЖ); копия кадастрового плана имеющегося жилья.
Если специальная комиссия вынесет положительное решение, то семье будет выдан сертификат на котором будут средства на улучшение жилищных условий. Деньги выделяются из местного бюджета, четкие суммы не прописаны и каждый регион самостоятельно решает какую помощь оказать.
На деле семье могут выдать финансовую помощь в таком размере, которого хватит лишь на покупку квадратных метров по нормативу на одного человека — самого инвалида.
Если у семьи нет дополнительных средств, то купить другую квартиру они не смогут. В таком случае остается улучшить условия в имеющейся жилплощади.
Также региональные власти помогают семьям с инвалидами в оплате коммунальных услуг, предоставляя скидку в 50% или компенсируя половину потраченных на оплату ЖКХ средств.
Семьям с инвалидами полагается первоочередное право на получение земельных участков для строительства дома или ведения хозяйства. Но на практике, как обычно, у региональных властей не так много лишних участков и получить их можно в отдаленных районах.
Другая социальная поддержка
Поддержка детей-инвалидов выражается и в следующем:
- бесплатное питание в школьной столовой; первоочередное зачисление в детский сад; помощь в организации домашнего обучения ребенка, при сильной инвалидности; обеспечение особого режима сдачи экзаменов в том числе и ЕГЭ; помощь социальных служб в реабилитации и интеграции ребенка в общество.
Пенсия приемного ребенка-инвалида
Чтобы приемные родители или опекуны могли получать пенсию на подопечного ребенка-инвалида, им нужно обратиться в Пенсионный фонд РФ и предоставить стандартный список документов плюс приказ о назначении опеки или о создании приемной семьи.
Пока ребенок был в детском доме, государство платило ему пенсию, но она поступала на специальный счет в банке. Эти деньги опекуны и приемные родители получить не могут. Снять часть средств можно только с разрешения районного отдела опеки. Для этого нужно веская причина. Например, оплата срочного лечения, дорогостоящего лекарства или средств реабилитации.
После принятия ребенка в семью пенсия выплачивается на номинальный счет опекуна или приемного родителя. Для этого нужно открыть в любом банке номинальный счет и передать в Пенсионный фонд РФ его реквизиты.
Когда прекращают платить пособие по уходу за инвалидом
Есть ряд ситуаций, при которых пособие перестают платить, сюда входят:
- смерть ребенка; получение родителем зарплаты, пенсии или пособия по безработице; снятие инвалидности по заключению МСЭ; достижение ребенком 18 лет, без установления 1 группы инвалидности.
Запомнить
- Чтобы получать пособия по инвалидности нужно пройти специальную комиссию МСЭ. Получать пособия и льготы могут не только родители, но и любые другие законные представители ребенка. В 2021 году размер социальной пенсии по инвалидности равен 13 804,46 р. Ребенку-инвалиду положены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), либо набор социальных услуг (НСУ), можно частично совмещать выплаты с услугами. Компенсационная выплата родителям, опекунам, приемным родителям ребенка-инвалида равна 10 000 р. в месяц. Деньги с сертификата на материнский капитал можно расходовать на покупку средств реабилитации для ребенка-инвалида. Родителям и опекунам ребенка-инвалида положен налоговый вычет при уплате НДФЛ. Первым в размере 12 000 р., вторым — 6 000 р. Родители ребенка-инвалида могут досрочно выйти на пенсию. Женщины в 50 лет, мужчины в 55 лет. На региональном уровне власти тоже выплачивают пособия и компенсации. размер их устанавливают органы местного самоуправления. Родители обязаны платить алименты на своих совершеннолетних детей-инвалидов. Семьи с детьми-инвалидами могут подать документы на улучшение жилищных условий. Пенсию по инвалидности перестают платить при достижении ребенком 18 лет, если ему не присваивают 1 группу инвалидности.
Что положено тем, кто воспитывает ребенка с инвалидностью
Воспитывать ребенка с инвалидностью непросто и недешево, но финансовое бремя можно немного облегчить с помощью государства.
Вот на что имеют право родители детей-инвалидов.
Денежные выплаты
Всем инвалидам положена социальная пенсия. Ее размер зависит от группы инвалидности. Детям-инвалидам выплачивают 12 432 Р в месяц.
Чтобы родитель, который посвятил большую часть жизни уходу за ребенком-инвалидом, не терял право на пенсию, ему начислят трудовой стаж — 1,8 пенсионных баллов за каждый год.
В некоторых регионах есть свои дополнительные выплаты родителям детей-инвалидов: в Москве раз в год можно получать 10 000 Р на школьную форму, а каждый месяц — по 12 000 Р на уход и 675 Р как возмещение роста стоимости продуктов питания, если ребенку нет трех лет. Правда, родителям, которые уже получают региональную выплату, придется отказаться от федеральной помощи.
Бесплатные лекарства
Дети-инвалиды имеют право бесплатно получать лекарства, которые назначил врач, необходимые медицинские изделия, например иглу-скарификатор или автоинъектор инсулина, а еще лечебное питание.
Чтобы аптека предоставила препараты и приборы, а молочная кухня — продукты, нужно получить специальный документ — индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), которая определит нужды ребенка. На ее основании педиатр выпишет рецепт на лекарства и скажет, в какой аптеке их дадут.
Необходимое оборудование
В рамках программы можно получить технические спецсредства: инвалидную коляску, слуховой аппарат или телевизор с телетекстом, специальную одежду и обувь, средства гигиены и даже собаку-поводыря. Расходы на содержание собаки и ремонт сломавшихся вещей тоже берет на себя государство.
Некоторые необходимые вещи бесплатно получить все-таки не удастся — например, приборы для письма алфавитом Брайля или лестничные подъемники. Но тратить на это собственные деньги необязательно: если нужное устройство входит в перечень товаров, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, его можно купить за счет средств материнского капитала.
Реабилитация
Ребенок-инвалид, имеющий специальные медицинские показания, может раз в год бесплатно ездить на лечение в санаторий. Ему и сопровождающему дадут путевки на 21 день и оплатят проезд на электричке и междугороднем транспорте.
Помимо этого, бесплатно положены протезирование, восстановительная терапия и реконструктивная хирургия с необходимыми лекарствами, если ребенку-инвалиду они требуется.
Помощь с жильем
Чтобы улучшить условия жизни семьи с ребенком-инвалидом, одного факта инвалидности недостаточно — у семьи должны быть и другие основания: например, нынешняя жилплощадь меньше учетной нормы для региона или у дома протекает крыша.
При этом инвалид может претендовать на большую площадь, чем другие нуждающиеся, если его болезнь входит в перечень заболеваний, которые дают право на дополнительные жилые метры. Семье могут предоставить жилплощадь в два раза превышающую норму жилья на одного человека. Если обычно выделяют по 18 метров на человека, то родителям и ребенку с особой болезнью могут дать и стометровую квартиру.
Вне очереди дать жилье могут, только если семья живет в одной квартире с другой семьей, а у ребенка заболевание, которое делает проживание с ним невозможным. А еще семьям с инвалидами вне очереди дадут земельный участок для постройки дома или занятия садоводством.
Многоквартирный дом, в котором живет инвалид, должен быть оборудован пандусом, а ступени не должны быть скользкими. Сама квартира тоже должна соответствовать потребностям инвалида. Если это невозможно, жилье признается непригодным, и инвалид может требовать предоставления подходящей жилплощади.
Обратите внимание на региональные программы: в Москве инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставят квартиру по договору безвозмездного пользования, в то время как другие должны платить за недвижимость по договору социального найма. В Ивановской области квартиры семьям с детьми-инвалидами предоставляются в собственность.
Льготы по налогам и ЖКХ
Семьям с детьми-инвалидами положены льготы и на оплату ЖКХ: они могут отдавать на 50% меньше за воду, электричество, содержание общего имущества и плату за квартиру, снимаемую по договору социального найма. Скидок на оплату капитального ремонта не дают, но компенсируют до 50% этого взноса.
Специальные условия обучения
Для детей-инвалидов детские сады, подготовительные отделения вузов и учеба на бакалавриате и специалитете предоставляются бесплатно.
Если ребенок-инвалид ходит в школу, для него должны быть созданы специальные условия, а программа адаптирована в соответствии с его ИПРА. Если ребенок не может ходить в школу, ему бесплатно организуют обучение на дому.
Бывает, болезнь не входит в перечень заболеваний, которые позволяют не ходить в школу, но посещать ее все-таки трудно. В такой ситуации можно выбрать семейную форму обучения.
Транспорт
Машины, которые перевозят детей-инвалидов и имеют знак «Инвалид», могут игнорировать дорожные знаки, запрещающие стоянку. На каждой парковке должно быть выделено хотя бы одно бесплатное место для таких автомобилей.
Дети-инвалиды и их сопровождающие имеют право бесплатно ездить на городском и пригородном общественном транспорте. В некоторых регионах есть льготные такси, которые возят инвалидов по сниженным тарифам.
Особые условия работы
Родителям детей-инвалидов положены четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Их можно разделить между собой в любой пропорции.
Один из родителей имеет право взять отпуск в любое удобное время. Продлить его можно на 14 дней без сохранения зарплаты — эти дополнительные дни тоже можно брать в любое удобное время, даже присоединять к основному отпуску.
Если родитель ребенка-инвалида попросит, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день. Родители детей-инвалидов могут отказаться от работы в ночное время, в выходные или сверхурочно и от направления в командировку.
Уволить родителя, в одиночку воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель может только за грубое нарушение трудовой дисциплины — например, если тот совершил прогул или предоставил поддельные документы.
До какого возраста платят пособие по уходу за ребенком инвалидом матери
Назначение ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет
Условия получения услуги на сайте
Кто может обратиться за услугой
Стоимость услуги
Перечень необходимых документов
Сроки предоставления услуги
10 рабочих дней
Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня регистрации запроса в ОСЗН
В общий срок предоставления государственной услуги при подаче запроса с использованием Портала не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги
Условия получения услуги в ОИВ
Кто может обратиться за услугой:
Стоимость услуги и порядок оплаты:
Перечень необходимых сведений:
Сроки предоставления услуги
Срок приостановки: 10 рабочих дней
Основанием для приостановления предоставления государственных услуг в случае подачи запроса с использованием Портала является необходимость личной явки заявителя в МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя в городе Москве (а если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ – в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо в любой МФЦ, находящийся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя) для представления документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2-2.5.1.1.17 Административного регламента, на бумажном носителе.
Результат оказания услуги
Формы получения
Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственных услуг решения и (или) действия (бездействие) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, работников МФЦ.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляются в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным Регламентом.
3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственных услуг, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3.3. Нарушения срока предоставления государственных услуг.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственных услуг, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственных услуг по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственных услуг документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.
Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя), принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Комитетом государственных услуг города Москвы.
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.3. Почтовым отправлением.
5.4. С использованием Портала с момента реализации на Портале соответствующей технической возможности.
5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственных услуг (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (представителем заявителя). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственных услуг.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы полностью или в части или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы полностью или в части).
11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, предоставляющим государственную услугу, многофункциональным центром предоставления государственных услуг либо организацией, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).
11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственных услуг (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственных услуг).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственных услуг.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственных услуг.
14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного Регламента, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных услуг, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственных услуг.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).