до скольки лет ставят на учет в военкомате
Первоначальная постановка на воинский учет
Граждане РФ принимаются на учет в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по первоначальной постановке на воинский учет:
По повестке военкомата они обязаны явиться на медицинское освидетельствование и заседание комиссии с документами, указанными в повестке.
Медицинское освидетельствование проводится врачами-специалистами, персональный состав которых утверждается председателем комиссии.
До освидетельствования призывники по направлению военкомата должны пройти обязательные диагностические исследования (не ранее, чем за 30 дней до освидетельствования), в частности:
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости — врачи других специальностей.
Медицинское освидетельствование граждан, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно.
Категории годности призывников к военной службе содержатся в Положении о военно-врачебной экспертизе и определяются на основании состояния здоровья граждан:
Перечень заболеваний, категории годности к военной службе и дополнительные требования к состоянию здоровья для службы по отдельным военно-учетным специальностям и для учебы в военно-учебных заведениях приведены в Приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе.
При первоначальной постановке граждан на воинский учет председатель комиссии может, кроме того, принять решение о годности призывника к обучению по военно-учетным специальностям и управлению транспортными средствами.
При невозможности принять решение самостоятельно комиссия направляет призывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд
.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Независимая экспертиза производится за счет гражданина в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе. Если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии, военно-врачебная комиссия назначает проведение новой военно-врачебной экспертизы.
Если призывник нуждается в продолжительном (свыше 3 месяцев) медицинском обследовании (лечении), комиссия выносит заключение о его временной негодности к военной службе на срок до 12 месяцев.
Направление на обследование (лечение) выдается призывнику на руки при объявлении ему решения комиссии. В направлении должны быть указаны: наименование медицинского учреждения, выдавшего направление, фамилия, имя, отчество, год рождения призывника, цель его направления на обследование (лечение), предварительный диагноз и дата явки в медицинское учреждение.
В случае направления на оперативное лечение в листе медицинского освидетельствования должна быть сделана отметка о согласии призывника на операцию, скрепленная его личной подписью.
Бланк направления должен иметь угловой штамп, печать военного комиссариата и подпись военного комиссара или его заместителя, а также номер, соответствующий порядковому номеру записи в книге протоколов заседаний комиссии.
К направлению на обследование (лечение) должны быть приложены два экземпляра бланка акта исследования состояния здоровья, медицинская карта амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывника.
Своевременность обследования (лечения) контролируется военкоматом. По его завершении составляется акт исследования состояния здоровья призывника. Уклонение от первичного и последующих медицинских освидетельствований влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.
Участие в лечебно-оздоровительных мероприятиях относится к правам, а не к обязанностям призывника. Он сам должен прийти в медицинское учреждение с жалобой на состояние своего здоровья.
Постановка на воинский учет еще не означает, что гражданину в обязательном порядке придется служить в армии. Призывнику на этом этапе (под личную подпись) выдается лишь удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с соответствующим штампом военкомата, разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, порядок подготовки к призыву на военную службу и срок прохождения призывной комиссии.
Пример
ВОПРОС: Военкомат прислал повестку на медицинское освидетельствование юноше, которому не исполнилось 18 лет. Обязан ли тот выполнить предписание повестки?
ОТВЕТ: Обязан, если медкомиссия назначена в период с 1 января по 31 марта. Встать на воинский учет гражданин должен в год, когда ему исполняется 17 лет, а не 18. Несмотря на то, что призывной возраст еще не наступил, гражданин является военнообязанным, а воинский учет входит в понятие воинской обязанности. Военкомат должен завести на юношу «карточку призывника». После медицинского освидетельствования комиссия должна определить, годен ли он к военной службе. Возможно, ему придется пройти что-то вроде психологического отбора (ответить на вопросы анкеты). Военкомат должен также определить, в какие войска в будущем его лучше направить. После этого юноша вернется домой. Призвать его на военную службу до 18 лет нельзя.
Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:
Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется специальными комиссиями в отношении каждого лица мужского пола, даже если такое лицо не подлежит дальнейшему призыву на службу по причине, например, какой-либо болезни. Вот почему для потенциального призывника, а также для его работодателя (или организации, в которой он обучается) крайне важно знать основные аспекты постановки на учет.
Цель и суть воинского учета
Мужская часть населения страны обязана исполнять воинский долг, т. е. отслужить в армии. Для этого и организуется воинский учет, который можно определить как систему регистрации всех потенциальных призывников в единой системе учета, с помощью которой органы государственной власти получают возможность своевременно отслеживать факты неисполнения (уклонения от исполнения) призывниками воинской обязанности.
Основными нормативными документами, регулирующими вопрос постановки на учет лиц мужского пола в России, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Положение № 719 (п. 2) определяет цель воинского учета в следующем:
Для того чтобы обеспечить корректный учет всех людских ресурсов призывного возраста, органы госвласти должны своевременно собирать информацию о потенциальной численности и составе лиц, подлежащих призыву/мобилизации, объединять ее в однородные по какому-либо признаку группы, а также корректно и эффективно анализировать эти сведения.
За организацию и функционирование воинского учета несут ответственность как крупные госструктуры (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления (п. 5 Положения № 719). Непосредственно же сам учет каждого отдельно взятого лица, являющегося частью мобилизационного ресурса страны, обеспечивается военными комиссариатами (либо, если их нет, органами местного самоуправления), а также организациями, в которых такие лица работают (п. 7, 9 Положения № 719).
О том, все ли компании должны вести воинский учет, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».
О том, с помощью какой формы работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».
Как же именно осуществляется воинский учет и постановка на него?
Как осуществляется воинский учет: общие правила
Независимо от того, кто именно осуществляет воинский учет (военкомат, орган местного самоуправления или организация), состав лиц, которые должны подлежать учету, таков:
К последним относится довольно широкий перечень лиц, которые могут не подлежать призыву в армию (либо уже отслужили), но воинская обязанность для них всё равно установлена законодателем:
При этом некоторые категории граждан не подлежат воинскому учету вовсе. К ним относятся, в частности, освобожденные от исполнения воинской обязанности, заключенные, женщины (за исключением указанных выше), лица, постоянно проживающие за рубежом и др. (п. 15 Положения № 719).
Сам воинский учет может быть 2 видов: общий и специальный. Специальный учет предназначен для отслеживания информации о военнообязанных специалистах, которые были ранее прикреплены к каким-либо органам госвласти на период мобилизации, а также о кадрах, которые проходят службу в правоохранительных, пожарных службах, а также в службах исполнения наказания и контроля за оборотом наркотиков (п. 16 Положения № 719). Все остальные стоят на общем воинском учете.
Первоначальная постановка на воинский учет
Итак, все военнообязанные лица должны состоять на воинском учете. Для этого законодатель установил механизм первоначальной постановки на воинский учет, который является обязанностью призывников.
В первый раз встать на воинский учет должно любое лицо мужского пола в тот год, когда ему исполнится 17 лет. При этом это нужно сделать в период с 1 января по 31 марта соответствующего года (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ).
ВАЖНО! Встать первый раз на учет нужно именно в год исполнения 17 лет, а не в год, когда 17 лет уже исполнилось. К примеру, если 17 лет исполняется в октябре 2016 года, то такое лицо обязано встать на воинский учет до 31 марта этого года.
Однако если же призывник не явился в установленные сроки в военкомат, то он может быть поставлен на воинский учет и после, в течение всего года. Кроме того, круглый год осуществляется первоначальная постановка на воинский учет женщин (сразу после присвоения им воинской специальности), лиц, только что получивших российское гражданство или переехавших на постоянное место жительства в РФ, а также для отбывших наказание заключенных (сразу после освобождения).
По общему правилу военкомат направляет призывнику повестку, в которой извещает о необходимости явиться в указанное время с целью первоначальной постановки его на воинский учет. Получив данную повестку, призывник не имеет права не прийти. При этом если он работает или учится, то должностные лица этих организаций должны предоставить ему возможность явиться в военкомат ко времени, указанному в повестке (пп. 2, 3 ст. 9 закона № 53-ФЗ).
Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется на основании решения специально созданной комиссии (п. 5 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Состав такой комиссии меняется, но принципиально в нее должны входить следующие специалисты:
Комиссия в указанном составе рассматривает каждого потенциального кандидата с тем, чтобы определить, насколько он может быть допущен к исполнению воинской обязанности.
Однако, чтобы быть допущенным до заседания комиссии, кандидат к постановке на учет должен пройти медобследования, а также профессиональный психологический отбор, организация которых является ответственностью комиссии (п. 6 ст. 9 закона № 53-ФЗ).
По итогам заседания комиссии лицо может быть признано:
После вынесения решения по кандидату председатель комиссии должен объявить его непосредственно самому кандидату, а также разъяснить ему дальнейшие обязанности в отношении воинского учета (п. 7 ст. 9 закона № 53-ФЗ).
Первичная постановка на воинский учет
Выше было указано, что первоначальную постановку граждан на воинский учет осуществляет военкомат по месту жительства призывников. Однако, как воинский учет реализуется на территориях, где нет каких-либо подразделений военкомата?
Специально для таких территорий законодатель ввел специальный подвид воинского учета — первичный учет. По сути, это тот же самый воинский учет, но который, в отличие от стандартного, осуществляется уже не военкоматами, а органами местного самоуправления.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Первичный учет осуществляется только на территориях, где нет военкоматов. Поэтому законодатель наделяет органы местного самоуправления таких территорий полномочиями вести воинский учет; эти полномочия и называются первичным учетом (п. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).
Указанные органы также осуществляют учет граждан, как постоянно проживающих на подведомственных им территориях, так и временно прибывших.
Органы местного самоуправления осуществляют воинский учет по аналогии с военными комиссариатами: собирают информацию о военнообязанных гражданах, поддерживают ее в актуальном состоянии, осуществляют постановку на учет (и снятие с него). Кроме того, они обязаны предоставлять в военкоматы всю актуальную информацию о потенциальных призывниках, а также иную информацию о военнообязанных гражданах по запросу военкомата (п. 2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).
ВАЖНО! В случае если на рассматриваемой территории создается военкомат, то с 1-го числа следующего месяца органы местного самоуправления прекращают ведение первичного воинского учета.
Итоги
Первоначальную постановку граждан на воинский учет военкомат должен осуществить в отношении каждого лица мужского пола, достигшего возраста 17 лет. При этом если потенциальный призывник учится или работает, то его организация (в которой он трудится/обучается) должна поспособствовать тому, чтобы он вовремя явился в назначенный день в военкомат для постановки на учет. Каждый призывник проходит комиссию, на которой и определяется, в состоянии ли он исполнить воинский долг или его следует от него освободить. Если на территории, где проживает военнообязанный, отсутствует военкомат, то постановку на учет (первичный учет) осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
Осенний призыв – 2021: ответы на актуальные вопросы
dayzeren / Depositphotos.com |
1 октября в России стартовала очередная призывная кампания. Согласно Указу Президента РФ от 30 сентября 2021 г. № 556 в октябре-декабре текущего года на военную службу будут призваны 127 500 человек. Призывные комиссии начали свою работу с 1 октября во всех субъектах РФ, за исключением муниципальных образований, где призыв проводится один раз в год, – здесь призывные комиссии заработают с 1 ноября.
Как отметил в ходе брифинга, посвященного началу осеннего призыва на военную службу, начальник ГОМУ ГШ ВС РФ генерал-полковник Евгений Бурдинский, в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции основные усилия при организации и проведении призыва граждан на военную службу осенью этого года будут сосредоточены на недопущении заноса COVID-19 и других сезонных заболеваний (ОРВИ, гриппа, ангины) в войска при их комплектовании молодым пополнением. «В этих целях военные комиссариаты заблаговременно обеспечены необходимым медицинским имуществом, в том числе около 5 млн. медицинских масок, более 200 тыс. тест-систем», – подчеркнул генерал-полковник.
Остановимся на ключевых нюансах призыва и его особенностях в текущем году более подробно.
Обязательна ли военная служба по призыву?
Да, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ст. 59 Конституции Российской Федерации). Но в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, допускается ее замена альтернативной гражданской службой.
Что включает в себя призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе?
Он включает: явку на медосвидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; далее – Закона № 53-ФЗ).
Кто организует призыв на военную службу?
Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения, а осуществляют – призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) по представлению военного комиссара (абз. 4 п. 1 ст. 26 Закона № 53-ФЗ).
Кто подлежит призыву на военную службу?
Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 Закона № 53-ФЗ).
Может ли быть призван в армию несовершеннолетний?
Нет, решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет (п. 4 ст. ст. 22 Закона № 53-ФЗ).
Может ли повестка о вызове в военкомат быть вручена через родителей, соседей или иных лиц?
Нет, это не допускается. Повестка о вызове на медосвидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы должна быть вручена работниками военного комиссариата или по месту работы или учебы призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами организаций лично призывнику под расписку (п. 2 ст. 31 Закона № 53-ФЗ). Следовательно, повестка, врученная не под расписку (например, брошенная в почтовый ящик), переданная через соседей, родителей (даже под их расписку), не обязывает гражданина явиться в военкомат в назначенный день. Равно как не заменяет повестку и телефонный звонок о вызове в военкомат.
Надо ли сообщать в военкомат о временном отъезде с места жительства или пребывания?
Да, если такой отъезд гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет место в период проведения призыва и длится более трех месяцев, то об этом нужно лично сообщить в военный комиссариат. Сделать это надо даже в том случае, если выезд с места жительства или пребывания не подтвержден регистрацией по месту жительства или пребывания (п. 2 ст. 10 Закона № 53-ФЗ). Причем известить можно не только военкомат, но и и местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет.
Каковы обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу?
Можно ли пойти служить по контракту, не отслужив по призыву?
Да, у граждан мужского пола, не пребывающих в запасе и получивших высшее образование, равно как и у тех, кто не пребывает в запасе, но получил среднее профобразование и поступает на военную службу в Вооруженные Силы РФ, войска национальной гвардии, спасательные воинские формирования, Службу внешней разведки РФ и органы государственной охраны, есть право выбора – заключить первый контракт о прохождении военной службы на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами, на срок два или три года или проходить военную службу по призыву. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать лица в возрасте от 18 до 40 лет (п. 1-2 ст. 34 Закона № 53-ФЗ).
Однако заявить о своем желании поступить на военную службу по контракту гражданин может до принятия призывной комиссией решения о его призыве на военную службу. В противном случае право перейти на службу по контракту возникнет у него не ранее чем через три месяца службы по призыву.
Сроки призыва и службы
Сколько раз в году проходит призывная кампания?
По общему правилу, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется 2 раза в год – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ (п. 1 ст. 25 Закона № 53-ФЗ).
Для кого действуют отличные от общеустановленных сроки призыва на военную службу?
Для граждан: проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – их призывают на службу в период с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря; проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах – для них срок призыва установлен с 15 октября по 31 декабря; являющихся педагогическими работниками образовательных организаций – они призываются с 1 мая по 15 июля (п. 1 ст. 25 Закона № 53-ФЗ).
Какова продолжительность военной службы по призыву и планируется ли ее изменение?
Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев (подп. «д» п. 1 ст. 38 Закона № 53-ФЗ). Изменение этого срока Минобороны России не планирует.
Как исчисляется срок военной службы по призыву?
Началом военной службы для призывников считается день присвоения воинского звания рядового, а окончанием – дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (п. 10 ст. 38 Закона № 53-ФЗ).
Особенности осеннего призыва на военную службу в России
Смещен ли срок начала осеннего призыва из-за пандемии коронавируса?
Нет, в текущем году осеннюю призывную кампанию решено провести в общеустановленные сроки – с 1 октября по 31 декабря (Указ Президента РФ от 30 сентября 2021 г. № 556 «О призыве в октябре – декабре 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»).
Какие меры профилактики COVID-19 будут предприниматься в ходе проведения осенней призывной кампании?
На сборных пунктах субъектов РФ для всех граждан, призванных и направляемых для прохождения военной службы, будет организовано тестирование на новую коронавирусную инфекцию. Кроме того, их обеспечат медицинскими масками как на сборных пунктах, так и в пути следования к месту прохождения военной службы, а по прибытии в воинские части призывники будут проходить двухнедельный карантин.
Что будет, если обнаружат заболевшего коронавирусом?
Во всех военных комиссариатах и воинских частях выделены отдельные помещения для размещения (изоляции) сотрудников, призывников и военнослужащих при выявлении у них не только признаков коронавируса, но и любых других респираторных заболеваний. В случае необходимости заболевший будет доставлен специализированным транспортом (машинами скорой помощи) в медорганизацию для оказания экстренной помощи.
Куда можно обратиться за консультацией по вопросам осеннего призыва?
Свои вопросы и обращения призывники и их родители могут направлять в электронные приемные главнокомандующих видами, командующих родами войск и войсками военных округов на официальном сайте Минобороны России (подраздел «Для граждан» в разделе «Контакты»).
Кроме того, с 14 октября запустят прямую линию Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по вопросам призыва граждан на военную службу. Звонки будут принимать по телефонам 8(495) 498-96-96, 8(495) 498-96-97, 8(495) 498-96-98. Номера телефонов региональных военкоматов можно узнать на сайте Минобороны России (https://recrut.mil.ru/career/conscription/hot_lines_conscription.htm).
Медосвидетельствование и психологический отбор призывников
Каких врачей должны пройти призывники?
Призывники проходят медосвидетельствование врачами-специалистами – терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей (п. 1 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ).
Могут ли призывника направить на амбулаторное или стационарное медобследование в медорганизацию?
Да, это допускается в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медосвидетельствования (п. 4 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ). Причем, если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, его освидетельствование проводится в период следующего призыва с вынесением заключения о категории годности к военной службе (абз. 4 п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565).
Какие документы необходимо собрать для медосвидетельствования и заседания призывной комиссии?
Какие бывают категории годности к военной службе?
По результатам медосвидетельствования выдается заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе (п. 2 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ).
Нужно ли призывнику платить за медосвидетельствование?
Нет, финансовое обеспечение медосвидетельствования призываемых на службу граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 6 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ). Даже если гражданин направляется военным комиссариатом в медорганизацию государственной или муниципальной системы здравоохранения для проведения ему медобследования и диагностических исследований (как обязательных, так и дополнительных), все эти мероприятия проводятся для призывника на безвозмездной основе в рамках действия Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2299.
Можно ли обжаловать решение призывной комиссии?
Да, такое решение может быть обжаловано в суд по месту жительства или в вышестоящую призывную комиссию. Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения. При этом на период рассмотрения жалобы (вплоть до принятия решения по ней или до вступления в законную силу решения суда) решение о призыве приостанавливается (п. 7 ст. 28 Закона № 53-ФЗ). При обжаловании решения призывной комиссии не лишним будет направить в полицию и прокуратуру извещение о том, что такое решение обжаловано в суд – это обезопасит призывника от незаконного обращения военкомата в прокуратуру с ходатайством о возбуждении уголовного дела об уклонении от призыва. К извещению нужно приложить копию почтовой квитанции об отправке жалобы в суд или копию самой жалобы с отметкой о ее регистрации в суде.
Нужно ли призывникам проходить профессиональный психологический отбор?
Да, требование о прохождении такого отбора распространяется не только на случаи постановки на воинский учет, направления для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, но и на случаи призыва на военную службу или поступления на военную службу по контракту, поступления в мобилизационный людской резерв и т. п. (п. 1 ст. 5.2 Закона № 53-ФЗ).
Какие заключения выносятся по результатам психологического отбора?
По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности призывника: рекомендуется в первую очередь (первая категория); рекомендуется (вторая категория); рекомендуется условно (третья категория); не рекомендуется (четвертая категория). Требования к психологической пригодности, соответствующие указанным категориям, установлены в разделе III «Оформление и учет результатов профессионального психологического отбора» Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к Приказу Минобороны России от 31 октября 2019 г. № 640).
Где и когда проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору призывников?
Проводится ли психологическое обследование призывников, имеющих освобождение или отсрочку от призыва?
Нет, обследование проводится, только если по итогам изучения отсутствуют основания для предоставления гражданину отсрочки (освобождения) от призыва на военную службу, в том числе по состоянию здоровья (п. 24 Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приложение к Приказу Минобороны России от 31 октября 2019 г. № 640).
Зачем нужно проходить профессиональный психологический отбор?
В ходе психологического обследования определяются категории профессиональной психологической пригодности призывников к подготовке по военно-учетным специальностям в учебных воинских частях и прохождению военной службы на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (абз. 2 п. 24 Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приложение к Приказу Минобороны России от 31 октября 2019 г. № 640). При этом данные, полученные в ходе мероприятий по профессиональному психологическому отбору, учитываются при вынесении заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на воинских должностях (по классам основных сходных воинских должностей) (подп. 7 п. 31 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приложение к Приказу Минобороны России от 26 января 2000 г. № 50).
Освобождение от службы и отсрочка от призыва
Кто не призывается на военную службу?
Граждане, которые: освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу; имеют отсрочку от призыва на военную службу; не подлежат призыву на военную службу (п. 2 ст. 22 Закона № 53-ФЗ).
Кого еще не призывают на военную службу?
Граждан: признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящих или прошедших военную службу в РФ; проходящих или прошедших альтернативную гражданскую службу; прошедших военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 23 Закона № 53-ФЗ). Кроме того, не подлежат призыву на военную службу лица: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд (п. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ). Освобождаются от исполнения воинской обязанности и граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья (п. 4 ст. 23 Закона № 53-ФЗ).
Кто имеет право на освобождение от службы?
Лица: имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, либо граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения со службы или после отчисления с военных сборов или окончания таких сборов (п. 2 ст. 23 Закона № 53-ФЗ).
Кому предоставляется отсрочка от призыва на военную службу?
Предоставляется ли отсрочка от призыва на военную службу студентам?
Да, отсрочкой могут воспользоваться студенты:
Могут ли студенты получить повторную отсрочку от призыва на военную службу?
По общему правилу, воспользоваться правом на отсрочку обучающиеся могут только один раз. Но есть исключение – если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена в связи с обучением по программе бакалавриата, но студент хочет освоить и программу магистратуры, то ему повторно предоставляется отсрочка для продолжения обучения (абз. 10 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Имеет ли право на отсрочку студент, воспользовавшийся во время обучения академическим отпуском?
Да, право на отсрочку от призыва на военную службу в данном случае сохраняется (абз. 15 под. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Сохраняется ли право на отсрочку от призыва при переводе на другую образовательную программу или в иную образовательную организацию?
Да, за гражданином, перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую, имеющую госаккредитацию образовательную программу того же уровня образования, либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей госаккредитацию образовательной программы того же уровня образования, сохраняется право на отсрочку. Однако это возможно при условии, что общий срок, на который была предоставлена отсрочка для обучения, не увеличивается или увеличивается не более чем на год (абз. 15 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Сохраняет ли студент, восстановившийся в образовательной организации после отчисления по инициативе этой организации, право на отсрочку?
Нет, в этом случае право на отсрочку теряется. Именно отчисление по инициативе ссуза или вуза является исключением из правила, позволяющего обучающимся, восстановившимся в той же образовательной организации, сохранить право на отсрочку от призыва при условии, что срок предоставления отсрочки для обучения в данной образовательной организации не увеличивается (абз. 16 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Имеют ли право на отсрочку от призыва аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры?
Да, лица, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, могут воспользоваться отсрочкой от призыва. Она предоставляется на период освоения образовательных программ, но не свыше установленных ФГОС сроков получения высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации, а также на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более года после завершения обучения по соответствующей программе (подп. «б» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Кто имеет право на «президентскую» отсрочку?
Речь идет об отсрочке, предоставляемой некоторым категориям граждан указами Президента РФ. К таким категориям относятся, например:
О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу смотрите Справку.
Сколько действует отсрочка от призыва для школьников?
Обучающимся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию образовательным программам среднего общего образования, отсрочка предоставляется на период освоения образовательных программ, но не более установленных ФГОС сроков получения среднего общего образования (подп. «г» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Могут ли призвать на службу выпускников школы в период между датой окончания школы и датой поступления в вуз?
Нет, если они успешно прошли государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, то им предоставляется отсрочка на период до 1 октября года прохождения такой аттестации (подп. «г.1» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Предоставляется ли отсрочка от призыва обучающимся на подготовительных отделениях в вузах?
Да, но только тем, кто учится по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, входящих в утвержденный Минобрнауки России перечень. Отсрочка дается на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год окончания школы (подп. «г.2» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Призывают ли в армию семинаристов?
Нет, лиц, получающих по очной форме обучения среднее профессиональное или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, не призывают в армию в период обучения (не более сроков получения соответствующего образования). Это касается обучения в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (подп. «д» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Может ли быть призван на военную службу проживающий в России иностранный гражданин?
Нет, законом не предусмотрено прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФ иностранными гражданами – они могут пойти служить только в добровольном порядке, то есть по контракту.
В свою очередь, лицам из числа потенциальных переселенцев предоставляется отсрочка от призыва на срок со дня регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, – на срок до трех месяцев со дня такого признания. Право на отсрочку имеют и беженцы – на срок до шести месяцев со дня приобретения ими российского гражданства (подп. «е» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Право на отсрочку от призыва на военную службу указанным категориям граждан предоставляется только один раз и при условии, что ходатайство о признании лица вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения ими возраста 17 лет и шести месяцев (п. 2.1 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Можно ли отказаться от освобождения или отсрочки от призыва на военную службу?
Да, лица, которым предоставлено право на освобождение от призыва или на отсрочку от него, могут отказаться от реализации этих прав, подав заявление о таком отказе в призывную комиссию. В этом случае они будут призваны на военную службу в общем порядке (п. 2.1 ст. 22 Закона № 53-ФЗ).
Как призываются на военную службу лица после утраты оснований для освобождения от призыва или при истечении сроков предоставления отсрочки?
Уклонение от прохождения военной службы
Может ли неявка гражданина по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, считаться уклонением от нее?
Да, если нет уважительных причин такой неявки (п. 4 ст. 31 Закона № 53-ФЗ). Уважительными причинами считаются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. Однако наличие уважительной причины неявки должно быть подтверждено документально (п. 2 ст. 7 Закона № 53-ФЗ).
Кто производит розыск и задержание граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу?
Этим занимаются органы внутренних дел в пределах своей компетенции (абз. 3 п. 3 ст. 4 Закона № 53-ФЗ). В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военкомат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета РФ по месту жительства уклониста для решения вопроса о привлечении его к ответственности (п. 2 ст. 28 Закона № 53-ФЗ).
Какая ответственность предусмотрена за уклонение от прохождения военной службы?
За это установлена уголовная ответственность. По ст. 328 Уголовного кодекса уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Более мягкие санкции предусмотрены за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы (штраф в сумме до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до шести месяцев).
По словам Евгения Бурдинского, ключевыми задачами осеннего призыва станут задачи по:
По-прежнему будет организован прием молодого пополнения в войсках, расстановка на воинские должности в соответствии с имеющейся подготовкой, а также увольнение военнослужащих, выслуживших установленный срок военной службы. «Надеюсь, что все мероприятия будут выполнены в установленные сроки и с надлежащим качеством», – заключил начальник ГОМУ ГШ ВС РФ.