добр за счет другого
Почему очень выгодно делать добро за чужой счёт
Увидеть обездоленного или нуждающегося в помощи, затем вспомнить полезного человека и к нему этого обездоленного отвести. Или просто у полезного человека попросить что-то. Не для себя же! Поэтому можно слегка надавить. Громко постучать в дверь. Я же не для себя прошу!
Добрые люди за счет других
Можно долго рассказывать о таких добрых людях, которые ни на сантиметр не подвинутся и ни копейки своей не отдадут. И свою нижнюю полку не уступят ни за что. Но они предложат это сделать другим.
Сдать деньги на благотворительность, пустить к себе кого-то пожить, полечить, оказать помощь, понести тяжёлый чемодан или подвезти на машине путника из Москвы до Сочи. Взять трёх котят…
Сами они ни одного не возьмут; у них мало места, аллергия и они до вечера на работе.
Эти добряки за чужой счёт ещё и делают вас виноватыми. Совестят. Рассказывают, какой вы жадный и злой. Вы лицемер!
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Доброта за чужой счет
Давно хотела написать этот материал. Лет с десяти. Прочла «Приключения Тома Сойера» и, как сейчас понимаю, засобиралась. И вот наконец пишу.
Тогда озадачил мое детское нравственное чувство один эпизод в книге. Рассказывая о похоронах местного хладнокровного убийцы – индейца Джо – автор добавил рассуждение о слезливых экзальтированных дамах, которые готовы просить милости хоть сатане. Едко так добавил, вполне в своем духе.
Не оправдывая в целом мировоззрение Марка Твена, могу всё же понять истоки его сарказма: острый ум должен был сильно раниться о те формы прелести, которые сплошь и рядом приобретало неправославное христианское благочестие.
У меня ум далеко не такой острый, но ведь и отсутствие трезвения среди православных людей выглядит куда хуже.
Жалеть виноватых – опасное занятие, прелестное
Жалеть виноватых за счет пострадавших – опасное занятие, прелестное. И жестокое. Притом довольно распространенное. Имею в виду призывы прощать, доходящие до осуждения тех, кто не может простить. Такое, знаете: «Ну что, вам жалко, что ли, простить? Фу, какие вы мелочные!»
Прощать, конечно, надо. И есть аскетические механизмы, помогающие прощать, – самоукорение, покаяние… Вопрос в том, как расставлены акценты. На себя должно обращать эти механизмы решительно, а на других – поостеречься.
Мы не знаем, почему человек не может простить. Даже там, где обида на первый взгляд небольшая. Возможно, она небольшая, но тысячная по счету. А может быть, у человека давнее депрессивное расстройство, и каждая пылинка на его нервах превращается в убийственный груз. Большую же обиду простить вообще крайне трудно. Настолько трудно, что Господь обещал нам Царство Небесное за одно только это делание.
Большинство людей в той или иной мере любит пожаловаться, и большинство в какой-то мере заблуждается относительно своей доброты. Поэтому ситуации, когда мы жалеем за чужой счет, – довольно обычные. Но, как говорил товарищ Гегель, большее количество имеет свойство переходить в иное качество. Этот материал написан из-за случаев, доведенных до логического конца.
Об одних ситуациях, когда кто-то прямо обижен, а его попрекают нежеланием простить и забыть, мы уже заговорили. Вместо того чтобы посочувствовать человеку, разделить и облегчить его боль и таким образом помочь ему простить, мы любим, по сути, заявить, что боль его надуманная и пустячная.
А о чужой боли надо бы рассуждать поосторожнее…
Другие ситуации имеют видимость прямо противоположную: когда некто жалуется, что жертва как раз таки он, и «защитник» на белом коне бросается в атаку на предполагаемого обидчика. Совершенно упуская из виду, что тот может быть прав в своей реакции на «бедную жертву».
В монастыре, особенно небольшом, подобные вещи диагностируются довольно легко. Если насельник начинает жалеть кого-то, переходя на осуждение тех, кто, как кажется, обижает и притесняет, то игумен/игумения легко может понять, с чем имеет дело, – с несколько горячным состраданием или с прелестью в ее частном проявлении. Для этого достаточно поселить жалеющего и жалеемого вместе или поставить их на одно послушание. Несложно догадаться, что любитель жалеть за чужой счет вскоре начинает злиться на «жертву» сильнее, чем прежние «обидчики». И это способно отрезвлять, причем и того, и другого.
В монастыре – это даже не как в семье; из семьи люди уходят на работу или в гости и там могут раскрыться / отдохнуть / сорваться… а в дом принести себя – другого. В небольшом же монастыре всё время все вместе, здесь не скроешь своей внутренней гнили, не замаскируешь.
И потому, если монашествующий со спасительного пути самоукорения неудержимо сползает на прелестный путь самооправдания и ропота, то он обычно находит лишь один выход: заводить знакомства на стороне и рассказывать свои басни мирянам.
Выход этот нелегальный – о нем подробно писал еще святитель Игнатий (Брянчанинов), говоря о том, что монаху неполезно заводить самочинные знакомства среди мирян. И еще о том, что такой монах при случае «не остановится сделать всевозможное зло обители при помощи своих непотребных связей в миру». И да – так и бывает: сперва насельник среди духовно-неопытных мирян собирает своими жалобами «группу поддержки», а потом натравливает ее на монастырь, преимущественно на настоятеля.
Если же не нарушать этого правила, то нормальный монастырь, повторюсь, относительно легко выявляет и лечит подобные заблуждения. Но вот если в миру человек сам над собой не потрудится для выявления такого самообмана, то со стороны вытрезвить его почти невозможно.
На работе обычно ни задачи, ни формат производства не позволяют руководству проводить рокировки в воспитательных целях. А вне работы человек вообще ничем не сдерживается – в наш век общения без границ он может сколько душеньке угодно плескаться в океане своих иллюзий и представлять себя хоть мучеником за правду, хоть патентованным защитником обиженных и угнетенных.
Особенность этого заблуждения в том, что при воцерковлении ему сподручно лишь усиливаться. Мы ведь слышим, что надо прощать обиды, что ближнего надо любить и жалеть, надо защищать, надо творить добрые дела… Так почему бы не постараться? За чужой счет нетрудно, а душу греет чувством исполненного долга.
Кстати, о добрых делах: еще одна разновидность этого странного делания – благотворительность за чужой счет. По той же самой схеме: «Ну что, вам жалко, что ли, помочь нуждающемуся? Фу, какие вы жадные…»
Или сразу переходя к делу:
– Павлик, мама дала нам по сырку, но я встретил бедного голодного котенка – и отдал ему твой сырок…
– Почему же ты не отдал свой?
Реальное положение дел упрекаемых людей не рассматривается: раз жалеющий решил, что эти люди могут помогать, значит, так и должно быть. И не учитывается предыдущий опыт благотворительности у этих людей. Вообще. А ведь он бывает очень и очень печальным, и в любом случае – это опыт. Которого у «добрячка» частенько просто нет.
Как тут не вспомнить ситуацию, с неподражаемой иронией описанную у того же Марка Твена от лица беспризорного мальчишки! Два ответственных человека, зная отца Гека Финна как агрессивного пропойцу и вора, пытаются спасти от него мальчика, а городской судья отказывает им в опеке, начитывает мораль и напоследок еще решает дать городу урок человеколюбия, показав, как исправить Финна-старшего.
Он поселяет его в своем доме в лучшей комнате, одевает в лучшую одежду и говорит проникновенную речь о добродетели и вере в человека. В ответ слышит не менее пафосный монолог о раскаянии и исправлении. Как результат все умиляются, плачут и расходятся по комнатам, крайне довольные собой и друг другом. А через несколько часов папаша Финн продал новый костюм, упился до невменяемости и обгадил всю гостевую комнату.
Судья после этого сказал, что исправить Финна-старшего способна разве что хорошая пуля. И над этим можно посмеяться, можно поскорбеть, а можно рассудить, что лучше уж завышенный скепсис, чем мечтания о своей доброте.
Единственно правильный способ жалеть – это самому решать проблемы человека. И тогда мы поймем не только обиженного, но и «обидчиков»
Вывод тут один: единственно правильный способ жалеть – это самому решать проблемы человека. В результате реального труда по решению проблемы и более тесного общения мы, возможно, убедимся, что понять можно не только обиженного, но и «обидчиков», не только нуждающегося, но и тех, кто не желает ему помогать… Это, повторимся, славно вытрезвляет.
Если же мы от слов не переходим к делу, то умудряемся не вытрезвляться даже при явной и вопиющей своей неправоте. Примером тому служат бесчисленные дебаты в интернете. Тут один и тот же человек может без всякой милости накинуться на того, кто дал нравственную оценку чьему-то поступку, и тут же призвать: «Мы должны давать нравственную оценку поведению других людей, но помнить, что суд без милости не сотворшим милости!» И ничего за собой не заметить и прекрасно себя потом чувствовать.
Потому иногда такие «добрые» бывают самыми злыми – могут еще и икону «Умягчение злых сердец» подарить тому, кто в сто раз великодушнее их. А иногда это просто инфантильные мечтатели вроде героини Чехова из рассказа «Княгиня». Но общее у доброты за чужой счет одно – она ужасно досаждает людям, которые реально трудятся над благоустройством жизни, терпят чьи-то недостатки, прощают обиды и сознательно пытаются творить добрые дела.
Не будем забывать, что зло не может быть объединяющим началом – бесы ведь и друг друга ненавидят. Если наши жалость и сострадание к людям выливаются в гнев, осуждение или самолюбование – это не жалость и не сострадание, а либо прельщение, либо какая-то иная форма потери реальности.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ОПАСНЫЕ ЛЮДИ – «ДОБРЕНЬКИЕ ЗА ЧУЖОЙ СЧЁТ»
ВАЖНО! Читая этот текст вы можете узнать в описании этих людей своих близких Но! Это не самое страшное – хуже, если вы узнаете себя…
С тех пор, как я занялся практической психологией… А было это году в 93-м, но это другая история… Меня жутко интересовали манипуляции. Ясное дело – сначала по молодости, с целью владеть этим миром. Но потом тема захватила меня…
Любое взаимодействие людей друг с другом это МАНИПУЛЯЦИЯ. Однако хитрые психологи предпочитают выделять среди них только «вредные» манипуляции. То есть такие, в которых одна из сторон пытается скрыть свои истинные замыслы.
Ну например, если я хочу назвать вас дебилом и называю: «вы дебил!» … Это манипуляция! Я только что изменил ваше состояние. Вы могли почувствовать гнев, стыд, радость, удивление … любу эмоцию. Значит я проманипулировал и изменил ваше состояние. Но! Я сделал это открыто!
То есть назвать человека дебилом – это «хорошая» манипуляция. А вот СЧИТАТЬ его дебилом, но продолжать общаться с ним вроде как ничего не замечая… Но! Всячески выставляя его в глупом свете, чтобы окружающие увидели, что он дебил – это «плохая» манипуляция.
НУ потому что я человеком всё-равно манипулирую, но скрываю это.
Понятно вроде, про манипуляции?
Так вот. Есть очень опасные люди-манипуляторы. Я их видел, понимал, что они просто цинично манипулируют … но они были такие … ммм… такие хорошие, правильные, милые …
Короче скажи я вам, что это – самые злостные манипуляторы, вы бы меня самого побили. За ложь! За клевету! За то, что хороших людей обвиняю… Но теперь фиг вам!
Да! Они добренькие. Они делают всегда добро. Заботятся о слабых, сирых, убогих, больных, обиженных, бездомных … и не обязательно людях! Собачки и кошечки тоже подойдут!
Чем же они отличаются от просто добрых людей? Да тем, что творят это добро за чужой счет! При этом вызывая у остальных стыд и вину… Нормальному манипулятору без этого нельзя! Ведь как только мы испытываем стыд и вину – манипулятор победил. Он может использовать нас и наши эмоции…
Итак. Нормальный человек тоже оказывает помощь. Кому – ваше личное дело. Главное, что вы делаете это ЗА СВОЙ СЧЁТ. Можете – оказываете. Не можете – … о! Тут самое интересное.
Что значит «не можете»? Нет времени и/или денег? Так ведь? Помочь хочется, но позволить вы это себе не можете! А почему?
Да потому что, как и любой махровый манипулятор (точнее будет сказать «психологический вампир») вы сами ущербны. Себе помочь не можете. Поэтому нет ни денег ни времени в избытке… Даже себе толком не хватает. Но при этом хочется помочь ещё кому-то…
Фигня, что ещё Гиппократ провозгласил: «врач, помоги сперва себе сам!» То есть сначала вылечи себя, а потом помогай другим…
Хочешь помогать? Не вопрос – иди, работай, создай свое дело или бизнес. И с доходов помогай кому хочешь! Что еще проще?
Но! Желающий быть «добреньким за чужой счёт» так не делает! Он – вампир. У него своих ресурсов нет. Поэтому он начинает искать «доноров»… Вы ведь видели подобные призывы: «помогите собрать …»
Да! Да! Важно! Просто так данная милостыня никого не спасает. У фандрайзинга (сбора денег на благотворительность) есть свои законы. Дающий и жертвующий тоже получает. Те, кто собирают деньги профессионально это знают. Они знают, что хотят «доноры» купить за свои деньги. И они умеют им это продавать.
Поэтому мы не говорим сейчас о профессионалах. МЫ говорим именно о манипуляторах. О тех, кто не создает организации помощи, не ставит фандрайзинг на профессиональную основ… мы говорим о тех, кто продолжает помогать САМ, но с вашей… с вашей помощью!
Добренький за чужой счёт!
Вечно в заботах, вечно обремененный, вечный «спасатель»… Впрочем, помогать реально – выхаживать животных или стариков, или больных … это всё-таки тяжело. Поэтому таких «доброхотов» становится всё меньше…
Зато! Зато появился способ быть «спасателем» более простой. Виртуальный.
Помните недавно в интернете поднялась волна «добреньких за чужой счёт»: «отдайте продукты малоимущим».
Помните? Может вы сами решили тоже к ней присоединиться?
А вы думали ЧТО это такое?
Из-за чего там сыр бор с продуктами разгорелся?
В современном мире ЕДА не берется из воздуха. Она даже в Хогвартсе, как выяснилось, не может взяться ниоткуда… На каждую упаковку ЕДЫ в магазине, на рынке должен быть сертификат. Имея этот сертификат через нужные базы можно выяснить кто и где эту ЕДУ произвел… Кто её купил, кто перепродал …
Это не шутка. Слишком много в истории было ситуаций связанных с отравлением некачественной, а иногда и сознательно зараженной или отравленной едой.
И если на любом этапе выявляется ВОРОВАННАЯ ЕДА, КОНТРАБАНДНАЯ ЕДА, то есть еда, у которой НЕТ сертификатов или сертификаты поддельные … Что делают с такой ЕДОЙ?
В цивилизованном ЕС ежегодно выделяется более 130 млн евро на уничтожение контрабандной и ворованной еды.
Других вариантов в цивилизованном мире нет. Только уничтожение. Потому, что иначе – опасно.
Ну и? Вы поняли, что делают «добренькие за чужой счёт», когда они прыгают и кричат: «отдайте ЕДУ бедным… нельзя так обращаться с ЕДОЙ, когда вокруг столько нуждающихся…»
Не будьте дебилами! Не надо быть добренькими за чужой счёт. Хотите помочь – помогите. Не можете – помогите сначала себе!
Добро за чужой счёт
Есть люди, которые очень любят рассуждать о судьбах обездоленных, что им надо помогать, давать разнообразные льготы, предоставлять необходимое. С такими взглядами трудно не согласиться, и это не фигура речи: если высказать несогласие, тебя сразу закидают камнями и запишут в фашисты: «ты что, хочешь, чтобы те, кому повезло меньше, чем тебе, умерли от голода и болезней?» Нет, не хочу, но спасибо, что спросил.
Чтобы оценить моральное право на такие рассуждения, достаточно спросить у крикуна, за чей счёт банкет. Самое простое — это когда человек предлагает отобрать деньги у одних, чтобы дать другим. Тут мудака вычислить несложно. Но иногда и речь не о деньгах, и сама схема не совсем на поверхности.
Есть, например, такая фигня, как «позитивная дискриминация» — когда для того, чтобы восстановить справедливость, дискриминируемым ранее меньшинствам предоставляются, наоборот, привилегии. Скажем, в Штатах была (а, может, и до сих пор где-то есть) практика предоставления темнокожим льгот при поступлении в университет: белым чуть повышают, а темнокожим чуть понижают проходной балл. Не оскорбляет ли темнокожих само это правило — вопрос довольно сложный, и тут точно не мне судить.
Но вот рассмотрим белую девушку, которой не хватило капельки для поступления, когда темнокожего взяли с худшим баллом. Это реальная история, но подробности сейчас неважны. Важно, что это было сделано по внутренним правилам университета. На её претензии университет ответил, что его миссия — повышение расового разнообразия среди специалистов. Миссия благородная, но при чём тут она? Она такой миссии себе не брала.
Руководство университета могло бы, скажем, нанять преподавателей и бесплатно готовить к поступлению тех, кто в силу исторической несправедливости имели меньше возможностей получить хорошее школьное образование. Такое решение можно было бы только приветствовать. Но что делает университет? Он просто решает не взять девушку, чтобы взять кого-то ещё. Получается, свою высокую «миссию» университет реализует не за свой счёт, а за счёт этой девушки.
Понятно, что университет вообще никому из студентов априори ничего не должен и может брать кого угодно вообще по любым правилам. То, что университет вправе так сделать, понятно. Но мы судим о благородстве других, видя, на какие жертвы они идут ради своей цели. Если пожарный, рискуя собственной жизнью, спасает ребёнка, мы им восхищаемся. Но руководителя пожарной бригады, который отдаёт приказ идти спасать ребёнка, мы героем не считаем. А тут университет хочет выглядеть благородно, не неся вообще никаких затрат и перекладывая последствия своего выбора на другого человека.
Когда кто-то заявляет благородную цель («Мы должны остановить войну!»), следите внимательно за тем, сам ли заявитель будет её реализовывать, или эта честь будет предоставлена кому-то другому, чьего мнения не спросят.
Популярные группы
Делать добро за чужой счёт выгодно
Почему очень выгодно делать добро за чужой счёт
Увидеть обездоленного или нуждающегося в помощи, затем вспомнить полезного человека и к нему этого обездоленного отвести. Или просто у полезного человека попросить что-то. Не для себя же! Поэтому можно слегка надавить. Громко постучать в дверь. Я же не для себя прошу!
Добрые люди за счет других
Вы врач? Это ничего, что мы незнакомы, я просто нашёл вас в сети. На первом этаже в соседнем подъезде в доме моей тёти живет беззубая старушка. Вставьте ей зубы. Ну и что, что вы терапевт? Обратитесь к коллеге, есть же у вас знакомые стоматологи. И пусть они бесплатно вставят старушке зубки. Нет, я платить не буду. Я и так делаю добро. Вот, обращаюсь к добрым людям за помощью. Но вы, я смотрю, не добрый!
Вы блогер? Разместите на своей странице вот эту петицию о сборе денег. Видите, какие милые дети на фото? Нужно собрать сто миллионов рублей, скорее размещайте! Или у вас нет сердца? Нет, на своей странице я не размещаю такое. У меня личная страница; фото родных и курортов, где мы отдыхаем. А вы набрали кучу подписчиков, пусть они сдают деньги. Какие ещё «мошенники»? Нет, я не проверяла информацию. Я просто делаю добро и помогаю детям. А вы жестокий эгоист!
У вас квартира двухкомнатная? И вы одна в ней живете, да? А у моей подруги дочка приезжает учиться. Пусть она у вас поживет, хорошая девочка такая. Вам не скучно будет. Материальное положение у них тяжелое, платить они не могут. Как это «пустите ее к себе»? Я не привыкла с чужими людьми жить. Как это «снимите ей комнату»? Я что, миллионер? Я только что машину поменяла и дом начала строить. У меня лишних денег нет. А у вас есть лишняя комната. Но нет совести и доброй души!
Можно долго рассказывать о таких добрых людях, которые ни на сантиметр не подвинутся и ни копейки своей не отдадут. И свою нижнюю полку не уступят ни за что. Но они предложат это сделать другим.
Сдать деньги на благотворительность, пустить к себе кого-то пожить, полечить, оказать помощь, понести тяжёлый чемодан или подвезти на машине путника из Москвы до Сочи. Взять трёх котят…
Сами они ни одного не возьмут; у них мало места, аллергия и они до вечера на работе.
Эти добряки за чужой счёт ещё и делают вас виноватыми. Совестят. Рассказывают, какой вы жадный и злой. Вы лицемер!