договор 1923 лозаннский суть договора
Лозаннский мир: официальный распад Османской империи
В 1920-м году Турции, как государству, о казавшемуся в числе проигравших Первую мировую войну, также как и другим странам был навязан мирный договор, вошедший в историю как Севрский мир 1920 года. По своей сути Севрский мир ничем от аналогичных ему договоров не отличался, исключение составляли пункты, предусматривающие переход столицы Турции – Константинополя под международный контроль и разделение ее территорий между народами, имеющими на то историческое и правовое основание. Севрский мир не просто признавал то, что Османская империя прекратила свое существование, он предполагал исчезновение с политической карты мира самой Турции, чего турецкое правительство допустить не могло. Меджлис отказался ратифицировать Севрский мир, потому вплоть до июля 1923 года Турция и бывшие союзники по Антанте фактически находились в состоянии войны.
24 июля 1923 года представители Великобритании, Франции, Италии, Японии, Греции, Румынии и Королевства сербов, хорватов и словенцев с одной стороны и представители нового турецкого правительства с другой собрались в Лозанне на одну из последних конференций, касающихся мирного урегулирования вопросов, оставшихся нерешенными после завершения Первой мировой войны. Уполномоченные лица на протяжении нескольких дней разрабатывали и принимали решения, которые окончательно были оформлены в Лозаннский мирный договор с Турцией, призванный стать заменой так и не вступившему в силу Севрскому миру.
Основные положение Лозаннского мирного договора
Лозаннским мирным договором предусматривалось установление новых территориальных границ Турции, протяженность которых ни в коей мере не совпадала с прежними границами Османской империи;
В одном из первых пунктов мира содержалось упоминание об окончательной ликвидации Османской империи и всех присвоенных данным государственным образованием привилегий;
Отторгнутые Севрским миром Восточная Фракия, Измир и другие земли были Лозаннским договором возвращены Турции;
Поскольку Турция более не являлась империей, то претендовать на владение колониями она более не могла, потому она была лишена права на колонии в Аравии, Египте, Судане, Триполитании, Киренаике, Месопотамии, Палестине, Трансиордании, Ливане и Сирии. Кроме того, Турция лишилась некоторых колоний в Эгейском море, а граница Фракии была установлена по реке Марица;
Спорный вопрос по поводу установления границ с Ираком и праве пользования нефтесодержащим районом Мосул Лозанским миром решен не был, принятие решения было отложено на целых 9 месяцев, вплоть до заключения между Великобританией и Турцией соглашения по этому поводу. Если же такового соглашения заключено не будет, дело должно было передаться на рассмотрение Лигой Наций;
Лозаннский мир отменил действующий в Турции режим вольного нахождения на ее территории любых иностранцев, с момента его ратификации иностранные граждане для нахождения на территории страны должны были проходить обычные принятые во всем мире процедуры;
Турция освобождалась от международного финансового контроля, с момента подписания мира она вновь становилась независимым суверенным государством, несущим обязательства перед остальными странами на равноправных началах;
Желая поскорее быть признанной международным сообществом, Турция согласилась на осуществление выплат по долгам, оставшимся со времен Османской империи, с тем, чтобы часть долга была распределена между другими государствами, которым досталась территория бывшей империи. Долговые обязательства должны были быть погашены на протяжении 20 лет, начиная с момента их взятия на себя;
Несмотря на то, что Турция яростно протестовала против разоружения проливов и открытия свободного доступа к ним всех судов в мирное и военное время, подобное соглашение все же было подписано. Большую роль в этом сыграла Великобритания, сумевшая надавить на турецкое правительство. Условия Лозаннского мира, касательно проливов, также предусматривали разрушение всех имевшихся береговых укреплений, прячась за которыми можно было бы без труда совершать нападения на торговые корабли, что турецкими войсками проделывалось не раз. Важно также и то, что наибольшее количество военных и торговых судов, которые государства могли провести через проливы, не должно было быть большим, чем численный состав самого большого черноморского флота. При наличии таковой необходимости международное сообщество имело право отправить в Черноморские проливы до трех судов, до 10 тысяч тонн каждое, для постоянного там нахождения, ведения патрулирования и военного контроля;
Стамбулом была учреждена международная комиссии касательно проливов, в число членов которой входила также Россия, кроме того, в условиях создания комиссии обговаривалось, что участие в ее работе имели право принять также и Соединенные Штаты, помимо таких государств, как Франция, Великобритания, Италия, Япония, Болгария, Греция, Румыния, Югославия и Турция;
Лозаннским договором предусматривалось получение Турцией со стороны Греции контрибуции за действия греческой армии на турецкой территории, но ввиду бедственного положения последней подобные репарационные выплаты были аннулированы самой же Турцией;
Предусмотренное Севрским договором создание армянской автономии было Лозаннским миром отменено. Армяне не получили никаких привилегий и приравнивались к обычным турецким гражданам. Из страны выдворялись все греки, исключение составляли жители Константинополя греческой национальности;
Лозаннский мирный договор был ратифицирован Турцией 23 августа 1923 года, спустя год это же сделали и другие участники конференции, за исключением Королевства сербов, хорватов и словенцев, отказавшихся брать на себя обязательства по выплате государственного долга Османской империи.
Турция – единственная страна Четверного союза, которая смогла сразу взять реванш за поражение в Великой войне. До Лозанны Турция большой кровью вернула себе право на Западную Анатолию и Западную Армению. Это ослабило экспансионистские и реваншистские настроения, которые в тридцатые годы охватили Венгрию, Болгарию и особенно Германию. Отстояв небольшую часть бывшей Османской империи, Ататюрк начал строить новую Турцию вместо того, чтобы тосковать по утраченному величию.
«Новую Турцию»? Ничего себе…
Для создания ТУРЦИИ
Армянских костей и крови не хватило бы.
Да тот же младотурк этот кемаль! Понял что Турции конец, вот обратился к большевикам, и решил свои вопросы.
Договор 1923 лозаннский суть договора
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Правовые взаимоотношения Севрского и Лозаннского договоров
24 июля 1923 г. был заключен Лозаннский договор. Этим договором Кемаль Ататюрк по существу сделал то, что годы спустя должен был сделать Адольф Гитлер: подверг пересмотру некоторые итоги Первой мировой войны[1]. Вместе с тем, значение Лозаннского договора переоценивается: он не подверг изменению, даже по части Турции, все итоги Первой мировой войны, а лишь пересмотрел ряд положений Севрского договора с некоторыми странами, подписавшими Лозаннский договор.
Хотя Республика Армения не составляла часть Лозаннского договора и, стало быть, последний напрямую не относится к нашей стране, однако он тесно соприкасается с армянским народом. Поэтому рассмотрим Лозаннский договор и его правовые взаимоотношения с Севрским договором согласно международному праву.
С юридической точки зрения Севрский и Лозаннский договоры – два разных документа: разных не только по кругу участников и спектру вопросов, но и, самое важное, по сущности и целям. Севрский договор относится к Первой мировой войне, а Лозаннский договор – к военным действиям, имевшим место в 1919-1922 гг.
Так, если первичной целью Севрского договора было официально положить конец Первой мировой войне между Главными Союзными силами[2] (Principal Allied Powers) и Союзническими силами[3] (Allied Powers), с одной стороны, и Турцией – с другой, и ее замена на прочный, справедливый и длительный мир (by a firm, just and durable peace), то целью Лозаннского договора было всего лишь завершение состояния войны между Высокими договаривающимися сторонами[4] (High Contracting Parties) и правительством Великого национального собрания Турции (The Government of the Grand National Assembly of Turkey), но никак не правительством Турции. Из вышеупомянутого явствует, что в Лозаннском договоре речь идет не о смене законно объявленной войны, каковой была, к примеру, Первая мировая, на мир, а лишь о завершении сохранявшегося с 1914 г. состояния войны в регионе (…to bring to a final close the state of war which has existed in the East since 1914…). То есть Лозаннский договор касается прекращения незаконных военных действий кемалистов, нарушающих Мудросское перемирие (30 октября 1918 г.). Это аргументируется также 1-ой статьей Лозаннского договора, которая говорит не об установлении мира, а о его подтверждении (…the state of peace will be definitely re-established …).
Здесь необходимо подчеркнуть, что международное право четко различает понятия «война» (war) и «состояние войны» (state of war). Только суверенные страны имеют право вести войны: в остальных случаях вооруженные конфликты (armed conflicts) квалифицируются как состояние войны[5]. В Лозаннском договоре Высокие договаривающиеся стороны четко выразили свою политическую волю по отношению к кемалистам: последние не были признаны законными представителями государства, им был лишь дарован статус воюющей стороны (recognition of belligerency).
Другое дело, что Лозаннский договор подверг пересмотру положения, касающиеся ряда стран, прямо либо косвенно участвовавших в военных действиях 1919-1922 гг., к которым обращался также Севрский договор. Международное право не запрещает заключение нового договора с заменой положений договора, заключенного в прошлом, либо модификацией (modification) многостороннего договора от имени 2-х и более сторон, составляющих часть договора. Однако однозначно, что новый договор, как впрочем и любой, может касаться только и только сторон, составляющих часть данного договора[6], а модификации договора могут касатьcя только их участников, и не имеют какого-либо влияния на права и обязательства третьих стран[7].
Еще с середины XIX в. Международное право прорабатывало четкую установку: никакое изменение договора либо модификация не могут быть юридически достоверными без участия всех сторон предыдущего договора. Декларация, прилагаемая к Первому протоколу Лондонской конференции (13 марта 1871 г.) (The Declaration annexed to the First Protocol of the London Conference, 13 March 1871), с участием 7 стран[8], в том числе, Турции, однозначно провозглашает: «Существенный принцип права наций состоит в том, что ни одна страна не может избавить себя от обязательств по договору, и не вправе изменять его условия без благосклонного согласия всех участников»[9].
Так, Республика Армения из-за оккупации не принимала участия в Лозаннской конференции и не подписывала данный договор. Поэтому Лозаннский договор не создавал и не создает каких-либо правовых обязательств для Республики Армения. В действии принцип международного права Res inter alios acta (не участвуешь – не обязан).
Из Лозаннского договора не только не очевидно, что стороны были намерены объявить Севрский договор отмененным, в нем вообще нет упоминания о Севрском договоре. Проще говоря, договор может быть отменен не иначе, как сторонами, необходимо подчеркнуть – всеми сторонами[10], заключившими договор – однозначным заявлением об этом. Один из существенных принципов международного права состоит в том, что ни одно государство не может быть освобождено от обязательств по договору, а также не может изменять его условия без четкого согласия всех других договаривающихся сторон[11].
Подписанты Лозаннского договора (24 июля 1923 г.).
Республика Армения из-за оккупации не принимала участия в этом договоре
Приведем один простой, но показательный пример. По Мюнхенскому договору (1938 г.) Судет (Sudetenland) переходил от Чехословакии к Германии. После Второй мировой войны Судет был возвращен Чехословакии. Однако, несмотря на многочисленные и разнородные договоры, заключенные побежденной Германией, Мюнхенский договор не был отменен и, следовательно, оставался в силе. И лишь в декабре 1973 г. Западная Германия как правопреемница Третьего Рейха заключила договор с Чехословакией, по которому стороны отменили договор, заключенный ими в 1938 г. [12].
Здесь необходимо подчеркнуть, что несовершённость Севрского договора (unperfected treaty), как в международном праве называются нератифицированные договоры[13], не нарушает прав РА, поскольку обязательства Турции в отношении РА вытекают не из Севрского договора, а от производного этого договора – Арбитражного решения президента США Вудро Вильсона (22 ноября 1920 г.)[14].
Несмотря на то, что в Лозаннском договоре нет какого-либо упоминания об Армении и армянах, однако по двум направлениям он касается и нас. Весь Третий раздел Лозаннского договора (статьи 37-45) относится к немусульманским меньшинствам Турции. Причем статьям, касающимся меньшинств, была дана сила основополагающего закона (fundamental law), то есть они не должны подлежать кассации и изменению. Это материал для отдельной статьи, к которому мы обратимся в будущем.
Второй взаимосвязью Армении с Лозаннским договором является связь с юридическим оформлением территории создающейся Турецкой Республики. Первый абзац 16-ой статьи Лозаннского договора провозглашает: «Сим Турция отказывается от титула и всех своих прав в отношении всех тех территорий и островов, которые лежат вне границ, изложенных в данном договоре, кроме тех, по отношению к которым данным договором был признан ее суверенитет. Будущее этих территорий и островов регулируется либо будет урегулировано заинтересованными сторонами».
Поскольку Лозаннский договор уточняет границу Турции с Болгарией (статья 2.1), Грецией (статья 2.2), Сирией (статья 3.1) и Ираком (статья 3.2), следовательно, турецкие права и титул признаются только и только на территории, лежащие внутри этой линии границы.
Лозаннский договор не обращался к армяно-турецкой границе. Причина этого в том, что она к тому времени уже раз и навсегда была определена не подлежащим кассации и обязательным для исполнения Арбитражным решением президента США Вудро Вильсона (22 ноября 1920 г.). Поскольку по Лозаннскому договору территории, ставшие подведомственными Армении по Арбитражному решению, не включены впоследствии (с 29 октября 1920 г.) в границы признанной страны – Турецкой Республики, следовательно, делегация, выступающая в Лозанне от имени Турции, по 16-ой статье[15] отказалась от своего титула и прав в его отношении. 2-ой абзац 16-ой статьи Лозаннского договора подтверждает эту действительность: «Положения данной статьи не наносят ущерба тем особым договоренностям, вытекающим из добрососедских отношений, которые были или могут быть заключены между Турцией и какой-либо из соседних стран».
Нужно обратить внимание на то важное обстоятельство, что 2-ой абзац 16-ой статьи говорит не об уточняющем границу договоре или соглашении, а об «особых договоренностях» (special arrangements), к числу которых принадлежит также Арбитражное решение.
Таким образом, 16-ая статья Лозаннского договора подтверждает отказ Турции по 90-ой статье Севрского договора от всех тех территорий, которые по Арбитражному решению Вудро Вильсона передавались Республике Армения.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие заключения:
Севрский и Лозаннский договоры – 2 разных юридических документа;
Лозаннский договор не был правомочен и не отменял Севрский договор;
Лозаннский договор в статусе основного закона зафиксировал права немусульманских меньшинств;
Лозаннский договор подтвердил отказ Турции по Арбитражному решению от титула и прав на территории, передаваемые Республике Армения.
Ара Папян, руководитель центра «Модус Вивенди», июль 2007 г.
Лозаннский мирный договор
Лозаннский мирный договор
Договор установил новые границы Турции, юридически оформив распад Османской империи и закрепив территорию Турции в её современных границах. Договор провозглашал мир между Турцией и державами Антанты. Турция сохранила за собой Восточную Фракию, Измир и другие территории, отторгнутые от нее по Севрскому мирному договору 1920 года. В то же время, Турция отказалась от претензий и утратила контроль над Аравией, Египтом, Суданом, Триполитанией, Киренаикой, Месопотамией, Палестиной, Трансиорданией, Ливаном и Сирией, островами в Эгейском море (вкл. Лемнос, Самотраки, Лесбос, Хиос, Самос, Икария). Граница во Фракии была установлена по линии реки Марица.
Решение вопроса о границе с Ираком и, соответственно, контроле над нефтеносным районом Мосул, откладывалось до определения её Турцией и Великобританией, а при недостижении согласия в течение 9 месяцев передавался в Лигу Наций (см. Мосульский конфликт).
Договор отменил режим капитуляций (экономических и политических привилегий иностранцев) в Турции и международный финансовый контроль над Турцией. Турция соглашалась на выплату части Оттоманского долга (внешнего долга Османской империи). Оттоманский долг распределялся между Турцией и теми державами, в пользу которых была отделена от Османской империи территория в результате войн 1912—1923 годов. Оттоманский долг должен был погашаться в равных долях в течение 20 лет.
В вопросе о проливах английская дипломатия добилась значительных уступок со стороны Турции: договор предусматривал свободу прохода через проливы в мирное и военное время торговых и военных (морских и воздушных) судов и демилитаризацию Босфора и Дарданелл, то есть уничтожение береговых укреплений. Максимальное число судов, которые любая страна могла провести через проливы в Чёрное море, не должно было превышать численности военно-морских сил, принадлежащих самому большому черноморскому флоту. Вместе с тем державы получали право при всяких обстоятельствах посылать в Чёрное море не более трёх судов, ни одно из которых не должно было превышать 10 тысяч тонн.
В Стамбуле учреждалась международная комиссия — Комиссия проливов, из представителей Франции, Великобритании, Италии, Японии, Болгарии, Греции, Румынии, России, Югославии и Турции. В случае присоединения США к Лозаннскому договору они получали право иметь в комиссии своего представителя.
Греция обязывалась возместить «ущерб, причинённый в Анатолии противными законам войны действиями эллинской армии или эллинской администрации». С другой стороны, Турция, принимая во внимание положение Греции, отказывалась от всяких претензий на репарации.
Турция добилась отказа Антанты от создания «национального очага» армян. Этнические греки под видом обмена населения выдворялись со всей территории Турции, за исключением Константинополя. (См. Греко-турецкий обмен населением).
23 августа 1923 года Договор ратифицировала Турция; к 6 августа 1924 года — все остальные участники Договора, за исключением Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое заявило о несогласии с отнесением на его счёт части Оттоманского долга.
Лозаннский мирный договор
Договор установил новые границы Турции, юридически оформив распад Османской империи и закрепив территорию Турции в её современных границах, за исключением Александреттского санджака, возврашённого Турции только 29 июня 1939 года. Договор провозглашал мир между Турцией и державами Антанты. Турция сохранила за собой Восточную Фракию, Смирну и другие территории, отторгнутые от неё по Севрскому мирному договору 1920 года. В то же время, Турция отказалась от претензий и утратила контроль над Аравией, Египтом, Суданом, Триполитанией, Киренаикой, Месопотамией, Палестиной, Трансиорданией, Ливаном и Сирией, островами в Эгейском море (вкл. Лемнос, Самотраки, Лесбос, Хиос, Самос, Икария). Граница во Фракии была установлена по линии реки Марица.
Решение вопроса о границе с Ираком и, соответственно, контроле над нефтеносным районом Мосул, откладывалось до определения её Турцией и Великобританией, а при недостижении согласия в течение 9 месяцев передавался в Лигу Наций (см. Мосульский конфликт).
Договор отменил режим капитуляций (экономических и политических привилегий иностранцев) в Турции и международный финансовый контроль над Турцией. Турция соглашалась на выплату части Оттоманского долга (внешнего долга Османской империи). Оттоманский долг распределялся между Турцией и теми державами, в пользу которых была отделена от Османской империи территория в результате войн 1912—1923 годов. Оттоманский долг должен был погашаться в равных долях в течение 20 лет.
В вопросе о проливах английская дипломатия добилась значительных уступок со стороны Турции: договор предусматривал свободу прохода через проливы в мирное и военное время торговых и военных (морских и воздушных) судов и демилитаризацию Босфора и Дарданелл, то есть уничтожение береговых укреплений. Максимальное число судов, которые любая страна могла провести через проливы в Чёрное море, не должно было превышать численности военно-морских сил, принадлежащих самому большому черноморскому флоту. Вместе с тем державы получали право при всяких обстоятельствах посылать в Чёрное море не более трёх судов, ни одно из которых не должно было превышать 10 тысяч тонн.
В Стамбуле учреждалась международная комиссия — Комиссия проливов, из представителей Франции, Великобритании, Италии, Японии, Болгарии, Греции, Румынии, России, Югославии и Турции. В случае присоединения США к Лозаннскому договору они получали право иметь в комиссии своего представителя.
Греция обязывалась возместить «ущерб, причинённый в Анатолии противными законам войны действиями эллинской армии или эллинской администрации». С другой стороны, Турция, принимая во внимание положение Греции, отказывалась от всяких претензий на репарации.
Турция добилась отказа Антанты от создания «национального очага» армян. Этнические греки под видом обмена населения выдворялись со всей территории Турции, за исключением Константинополя. (См. Греко-турецкий обмен населением).
23 августа 1923 года Договор ратифицировала Турция; к 6 августа 1924 года — все остальные участники Договора, за исключением Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое заявило о несогласии с отнесением на его счёт части Оттоманского долга.
Кроме того, в Лозаннском мирном договоре от 1923 года определены границы между Турцией и такими странами как Ирак и Сирия. Напомним, что ранее сирийские курды сообщали в СМИ, что турецкая армия передвинула пограничную инфраструктуру вглубь сирийской территории на несколько сотен метров.
За последние полтора века курды неоднократно пытались добиться независимости. В 1840-е годы курдский эмир из области Бохтан (входила в состав Османской Империи) возглавил движение за независимость. В 1842 году он начал чеканить свою монету и перестал признавать власть султана. Через пять лет Бохтан был занят турецкими войсками, а эмират ликвидирован. В 1854 году, воспользовавшись Крымской войной, племянник мятежного эмира предпринял новую попытку создать независимый Курдистан. Он организовал восстание, которое изначально добилось значительных успехов. Под контроль повстанцев попал крупный город Мосул. После этого курды начали готовить наступление на Эрзерум и Ван, на которые с севера наступали войска Российской Империи. Однако турки подавили восстание.
В январе 1918 года президент США Вудро Вильсон выступил с речью перед Конгрессом США. Эта речь вошла в историю под названием «14 пунктов» (Fourteen Points). В ней содержались предложения по упрочению мира после окончания Первой мировой войны (де-факто, война закончилась только через 10 месяцев). Вильсон декларировал, что народы, входящие в состав Османской Империи (подразумевались и курды), должны получить право на самоопределение. Эти тезисы обсуждались на переговорах в Версале, на которых страны-победительницы решали судьбы мира — в результате на политической карте мира появилось множество новых государств. В Севрском Договоре 1920 года указывалось, что курды имеют право создать свое государство, если пожелают этого. В 1923 году был принят Лозаннский Договор: часть Курдистана, до начала Первой мировой войны входившая в состав Османской Империи, была разделена между Турцией и двумя новообразованными государствами — Сирией и Ираком.
Тогда также были предприняты первые реальные шаги в сторону создания курдской государственности. В Мосульском вилайете Османской Империи (нынешний Иракский Курдистан), занятом англичанами, некоторое время обсуждались планы организовать конфедерацию курдских княжеств. Британцы даже назначили курдского шейха правителем города Сулеймания. Однако в 1919 году шейх поднял восстание, арестовал британских представителей, провозгласил себя королем Курдистана. Достаточно быстро его отряды были разгромлены, а новорожденное государство и сама идея курдской конфедерации были уничтожены. В 1922—1924 году на территории современной Турции существовало карликовое Королевство Курдистан.
Идея курдского государства была полностью похоронена правительством Турции, лидером которого был Мустафа Кемаль Ататюрк. В 1923 году Ататюрк денонсировал Севрский Договор и отказался предоставить курдам независимость. В 1924 году Турция приняла закон, запрещающий использовать курдский язык, курдскую национальную одежду и само название «курды» (турецкие ученые объявили курдов «горными турками», одичавшими и забывшими исконный турецкий язык). Проводились массовые депортации курдов в Западную и Центральную Анатолию. В конце 1930-х годов восстания курдских борцов за независимость в Турции были подавлены (любопытно, что в 1927 году в очередной раз восставшие курды провозгласили создание независимой Республики Арарат).