договор аренды севастополя россией

Названа новая цена аренды базы Черноморского флота

договор аренды севастополя россией. договор аренды севастополя россией фото. картинка договор аренды севастополя россией. смотреть фото договор аренды севастополя россией. смотреть картинку договор аренды севастополя россией.

Украинская Верховная рада и Госдума РФ во вторник ратифицировали соглашение о продлении пребывания Черноморского флота России в Севастополе на 25 лет после 2017 года. Цена вопроса – 100 млн долларов в год «живыми» деньгами – не намного больше, чем платит Россия сейчас. В качестве части арендной платы за базирование ЧФ в Крыму также будет учитываться газовая скидка, которую Россия предоставила Украине.

Госдума на своем заседании ратифицировала соглашение по вопросу пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины.

Документ был подписан 21 апреля Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем в Харькове. В соответствии с ним Военно-морской флот России останется в Крыму до 2042 года. За ратификацию соглашения проголосовали 410 депутатов.

Ранее во вторник соглашение ратифицировала Верховная рада Украины. Вопреки ожесточенным протестам депутатов от оппозиции в зале и тысячам протестующих вокруг здания парламента за ратификацию проголосовали 236 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов, сообщает РИА «Новости».

Согласно достигнутым договоренностям, уже с апреля Газпром предоставит Нафтогазу скидку на газ в размере 100 долларов. Взамен этого российский Черноморский флот получает право базироваться в Крыму еще как минимум 25 лет.

В подписанном соглашении оговаривается и арендная плата за пребывание Черноморского флота, которая устанавливается с 2017 года. Как заявил во вторник в Госдуме первый заместитель министра иностранных дел России Андрей Денисов, «она будет состоять из ежегодного платежа России в размере 100 млн долларов и из дополнительных средств, получаемых за счет снижения цены поставок на Украину российского природного газа».

Сейчас расчетная цена за пребывание ЧФ составляет порядка 97,8 млн долларов за год. Причем оплата шла в счет погашения государственного долга Украины перед РФ. Этот долг страна накопила с первых лет независимости.

Начиная с 2017 года Москва будет платить Киеву за аренду базы Черноморского флота «живыми» деньгами. При этом общая экономия для Украины по газовым контрактам с РФ составит порядка 40 млрд долларов в течение 10 лет.

«Российская сторона сделала скидку Украине. По нынешнему, 2010 году это 30 млрд кубометров при средней цене более 330 долларов за 1 тыс. кубометров. То есть речь идет о сумме более 3 млрд долларов, – пояснил Денисов. – В 2011 году и последующие годы фиксируется льготный объем 40 млрд кубометров в год. При сохранении нынешнего уровня цен на газ за 10-летний период действия существующих контрактов общая экономия для Украины составит порядка 40 млрд долларов».

Эксперты не раз отмечали, что Россия и Украина выиграли от подписанных соглашений в равной степени. Некоторые аналитики говорили, что Украина выиграла даже больше.

По мнению Денисова, «газовая составляющая соглашения исключает повторение конфликта России и Украины в газовой сфере», передает «Интерфакс».

Как отметил высокопоставленный дипломат, это, «несомненно, отвечает интересам укрепления энергетической безопасности в целом на европейском континенте».

Правда, как видно, на Украине не все это понимают.

Источник

Публикации

Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

При цене в 333 доллара и выше за тысячу кубометров газа снижение составит 100 долларов, при цене ниже 333 долларов снижение составит 30% от такой цены. За 10 лет эти договоренности позволят Украине сэкономить порядка 40 миллиардов долларов.

При этом он добавил, что присутствие военно-морского флота РФ в Севастополе вносит вклад в обеспечение европейской безопасности.
Справедливая цена военной базы

Если отталкиваться от рыночной цены земли на южном берегу Крыма, то прописанная в договоре сумма выглядит вполне справедливо. Стоимость годовой аренды гектара земли в местах базирования ЧФ оценивается в пределах от 10 тысяч до 50 тысяч долларов. Арендуемые Россией для нужд ЧФ 18,2 тысяч га должны были бы по таким расценкам стоить от 182 миллионов до 910 миллионов долларов в год. Плюс аренда примерно 10 тысяч погонных метров причалов.

С другой стороны по действующему сейчас базовому договору, заключенному в 1997 году, Россия платит Украине арендную плату 98 миллионов долларов. Надо заметить, что новая цена за аренду территории под военную базу в Украине одна из наиболее высоких в мировой истории.

Для сравнения, США платит Кубе за аренду базы Гуантанамо 3,4 тысячи долларов в год. Нынешний статус этой базы регулируется договором, подписанным в 1934 году. Договор является бессрочным и может быть расторгнут только по обоюдному согласию сторон, либо же при нарушении условий аренды.

В 1959 году Куба отказалась принимать от США плату за Гуантанамо, однако формальных причин для расторжения договора не было. В 2002 году база была перепрофилирована в тюрьму, Куба посчитала это нарушением условий аренды и потребовала от США ухода с острова.

Впрочем, финансовые условия американского военного присутствия на Кубе можно назвать казусом или исключением из правил. Однако таким общим правилом является финансовые аспекты экстерриториального базирования сил США в рамках союзных обязательств: в Южной Корее, Италии и Японии.

Согласно данным ежегодного доклада Пентагона, стоимость аренды в этих странах подсчитывается, но к оплате не предъявляется, поскольку считается вкладом в общую оборону и составляют основу т.н. поддержки принимающей стороны.

Если заявление Медведева о вкладе Черноморского флота в обеспечение европейской безопасности получит международное признание, то договор с Украиной теоретически можно было бы заключить на аналогичных основаниях. На самом же деле, поскольку Украина не является участницей Ташкентского договор о коллективной безопасности, то и вкладом в общую оборону эту сумму назвать пока нельзя.

В качестве альтернативного примера можно привести Великобританию, которая не имеет союзных обязательств с Кипром, однако за свои базы в этой стране аренды не платит. Согласно договору 1960 года о предоставлении Кипру независимости эти базы являются суверенной британской территорией.

Экономическую политику России в отношении своих военных баз наиболее наглядно демонстрирует история с арендной платой за базу Камрань во Вьетнаме. Она была передана Вьетнамом в бесплатную аренду СССР в 1979 году сроком на 25 лет. После распада Советского Союза права на бесплатную аренду перешли к России. В конце девяностых не базе начались активные восстановительные работы.

Однако осенью 2001 года Россия заявила про закрытие базы Камрань. Военные говорили про экономические причины этого решения. На самом деле, Вьетнам только лишь предлагал обсудить возможность проведения аукциона, на котором предварительно соглашался пролонгировать соглашение с Россией за 300 миллионов долларов в год (сообщалось, что США и Китай предлагали по 500 миллионов долларов в год).

Правовое положение военных баз

Согласно концепции национальной безопасности, интересы Российской Федерации диктуют необходимость её военного присутствия в некоторых стратегических регионах мира и размещения там военных баз.

Юридически эта потребность закреплена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и в Основных положениях военной доктрины РФ. В них говорится, что угрозу национальной безопасности России в оборонной сфере представляют собой возникновение или обострение в государствах СНГ политических и экономических кризисов, также существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в этих странах.

Военное присутствие России в странах СНГ использует опыт сотрудничества бывшего СССР с рядом зарубежных государств (Венгрией, Чехословакией, Кубой, Вьетнамом и т.д.) и основывается на Договоре о коллективной безопасности (1992 года), Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ (1994 года), Меморандуме о поддержании мира и стабильности в Содружестве.

Заключенные в развитие этих документов многосторонние и двусторонние международные договоры, определили, что размещение российских военных баз на территории стран Содружества содействует созданию устойчивого военно-стратегического баланса сил в этих регионах.
Таким образом, международно-правовое положение российских войск и военнослужащих за границей определяется комплексной системой правовых норм, в состав которой входят международные договоры различного характера, федеральное законодательство РФ и национальное законодательство государств СНГ, на территории которых находятся российские войска.

Однако вызывает опасение недостаточная регламентация обеспечения собственной безопасности военных баз, что может сказаться на их функционировании. Не совсем ясно, например, каким образом порядок обеспечения безопасности объекта, установленный в Вооружённых Силах РФ, может возыметь действие в отношении граждан страны пребывания и других лиц, намеревающихся совершить противоправные действия в отношении военной базы.

Потенциальную угрозу правовому положению российских военных баз в странах СНГ представляют особенности национального законодательства этих стран. Проблема усугубляется тем, что взаимодействие международных документов, которые регулируют правовое положение российских войск за рубежом, в отечественной правовой науке не подвергалось специальному комплексному юридическому исследованию.

Черноморский флот и украинские законы

Наиболее нестабильным, с правовой точки зрения, представляется положение Черноморского флота. Как утверждают украинские юристы, договор об аренде этой базы нарушает нормы Конституции Украины, а также нормы действующего законодательства Украины, регламентирующие порядок заключения, расторжения и пролонгации международных договоров, заключенных между государствами.

В части первой и третей статьи 2 Конституции говорится, что территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, он означает верховенство, полноту, целостность, неотчуждаемость и самостоятельность власти в пределах государственной границы.

В Основном законе Украины сказано, что «заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Украины, возможно лишь после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины». В то же время, согласно предписанию части первой статьи 17 Конституции Украины, защита суверенитета и территориальной целостности Украины является самой важной функцией государства, делом всего украинского народа. Поэтому в части седьмой указанной статьи в качестве соответствующей гарантии этого предусмотрено, что на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз.

Однако, в соответствии с пунктом 14 Конечных положений Конституции Украины, определено: «Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».

Принятие этой нормы было обусловлено тем, что на момент принятия Конституции Украины на территории страны уже существовала военная база, на которой находились иностранные военные формирования. Поэтому, предусмотрев в Конституции положение, не допускающее расположения на территории страны иностранных военных баз, Верховная Рада, предусмотрела возможность продолжения использования существующих военных баз.

Однако, как поясняют украинские юристы, такое пребывание по содержанию пункта 14 раздела XV «Переходные положения» должно было быть исключительно временным, а использование соответствующих военных баз может осуществляться лишь на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины.

В этой связи, условия заключения нынешнего соглашения между РФ и Украиной вызывают у украинских экспертов сомнения, что органами государственной власти Украины соблюдена соответствующая процедура, которая предусмотрена нормами специального нормативно-правового акта Украины.

Более того, статья 20 закона «О международных договорах Украины» гласит, что «международный договор Украины может быть пролонгирован в соответствии с условиями, определенными самим международным договором». А в статье 4 этого же закона говорится, что заключения международных договоров Украины подаются Министерством иностранных дел Украины после проведения Министерством юстиции правовой экспертизы о соответствии проекта международного договора Конституции и законам страны.

В действующем договоре о базировании Черноморского флота четко прописана процедура: если в 2016 году ни одна из сторон не заявит о его расторжении, то он автоматически продлевается на пять лет. Таким образом, подписание нынешних соглашений можно признать нарушением сразу двух статей (4 и 20) закона «О международных договорах Украины».

Перспективы

Впрочем, вопрос конституционности соглашения об аренде базы в Севастополе затрагивался неоднократно. Обращения к Конституционному Суду Украины депутатов Верховной Рады Украины и президента Виктора Ющенко по поводу соответствия Конституции указанного международного соглашения каких-либо действенных результатов не принесли.

Кроме того, надо отметить важный политический факт: подписание нового договора о базировании Черноморского флота серьезно осложняет перспективы вступления Украины в НАТО, поскольку эта организация не рекомендует своим членам размещать на своей территории военные базы иностранных государств, не входящими НАТО.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Российскому флоту придется уходить из Севастополя?

Киев не намерен продлевать соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года

В 2017 году, в общем-то, довольно скоро, истекает срок соглашения об аренде порта Севастополь, подписанного Россией и Украиной на два десятилетия. И тогда Москве придется решать, где размещать военные корабли.

20 мая украинский президент В. Ющенко издал декрет, которым поручил правительству подготовить проект закона о выводе Черноморского флота (ЧФ) России в 2017 году. Кроме того, было дано указание завершить правовое оформление украинско-российской границы по Азовскому и Черному морям.

В 1997 году Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, которым российская сторона признала Украину в границах 1954 года в расчете на гарантии развития дружеских отношений с Россией и уважение ее интересов в Крыму.

Упомянутый договор предусматривал раздел ЧФ между двумя странами. Россия получила 80 процентов Черноморского флота бывшего СССР и право аренды у Украины порта Севастополь на 20 лет. Аренда обходилась России в сумму примерно 100 млн. долларов США; деньги списывались в счет долга Украины за нефть и газ. Цена аренды не была конкретно зафиксирована, поэтому с ухудшением отношений Киев заговорил о том, что она, эта цена, может повыситься в разы.

Россия остро реагирует на любые дискуссии, связанные с Черноморским флотом. Москва уже пригрозила, что, если Киев не продлит соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года, то могут быть пересмотрены принципы договора от 1997 года, касающиеся границ Украины. А срок ‘большого договора’ истекает в 2009 году.

Как известно, несколько российских военных кораблей подошли к берегам Грузии, что уже само по себе было давлением на Тбилиси. Указ В. Ющенко, запрещающий без предварительного согласования с правительством Украины пересекать ее морскую границу, Москва сочла юридически ничтожным. Такое игнорирование Киева и возможное отделение Крыма от Украины омрачают и так напряженные украинско-российские отношения.

Становится очевидным, что Киев не намерен продлевать соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года. А Россия за девять лет вряд ли успеет обзавестись новой военно-морской базой.

Российская морская база в Севастополе за 17 лет изжила себя. Если в 1991 году ЧФ составляли 6 эскадр (противолодочная группа, десантники, морская авиация, береговая охрана и др.), то сегодня имеется всего одна эскадра, в которой три боевых корабля первого ранга. В случае утраты одного корабля было бы уже проблематичным говорить ‘эскадра’, да и базирование в другой стране потеряло бы смысл.

Российские стратеги предлагают искать запасные варианты. Примерно 200 кораблей может принять Цемесская (Новороссийская) бухта, но она не защищена от штормов и норд-оста. Сейчас появилась возможность разместить корабли малого водоизмещения в абхазском порту Очамчира, контролируемом Россией. Москва упоминает и о возможной переброске военных кораблей в сирийский порт Тартус, что на Средиземное море. Но президент Ассад не вечен.

Девять лет пробегут быстро. Если Украина вольется в НАТО раньше, то, чтобы не оказаться в тисках на Черном море, российскому флоту придется покинуть край, некогда облюбованный русскими царями, а ныне являющейся территорией независимого государства.

Источник

Россия арендовала базу в Севастополе за 10 лет скидок на газ

Виктор Янукович еще во время предвыборной кампании обещал добиваться пересмотра 11-летних контрактов «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» на поставку и транзит газа, называя их кабальными. Для России же проблема базирования Черноморского флота после 2017 г., когда истекает договор двух стран, оказалась неразрешимой. Федеральная целевая программа по развитию баз флота на территории России отстала от графика и базировать сколь-нибудь серьезный флот у нас просто негде, рассказали «Ведомостям» в Минобороны.

В Харькове президенты первым делом молча подписали принципиальное для Москвы новое соглашение о Черноморском флоте, продлевающее его пребывание в Крыму до 2042 года, пишет «Коммерсант». А затем глава «Газпрома» Алексей Миллер и руководитель «Нафтогаза Украины» Евгений Бакулин поставили автографы под дополнением к контракту от 2009 года о купле-продаже газа в 2009-2019 годах и документ об объемах и условиях его транзита через Украину.

Газовая скидка

По соглашению России и Украины о возможности продолжения базирования Черноморского флота в Крыму после 2017 года (когда истекает срок действия нынешнего соглашения) базирование продлевается на 25 лет (т. е. до 2042 года) с возможностью продления автоматически еще на пять лет.

По информации «Коммерсанта», по настоянию РФ положение о 30%-ной скидке Украине за газ включено не в газовые документы, а в само соглашение о Черноморском флоте. Иными словами, если не будет соглашения по флоту, не будет и скидки на газ.

Решив вопрос о военном присутствии в Крыму, Россия может теперь не торопиться со строительством новой мощной базы для него в Новороссийске. Кроме того, оформленная вчера сделка надолго закроет Киеву дорогу в НАТО, поскольку в альянс не принимают страны, на территории которых имеются иностранные военные базы.

Ратификация

Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что уже 27 апреля возможна синхронная ратификация соглашений в Думе и Раде. Однако оппозиция на Украине готовится противостоять этому. Фракция Блока Юлии Тимошенко вчера инициировала созыв внеочередной сессии Рады, а сама Тимошенко назвала действия Януковича противоречащими национальным интересам.

Экс-кандидат в президенты Украины Арсений Яценюк заявил «Ведомостям», что соглашение о Черноморском флоте нарушает конституцию и для его утверждения нужны изменения в основном законе страны и референдум. Это не требуется, считают в Партии регионов, для утверждения соглашений хватит согласия простого большинства в Раде, которое у президента имеется.

Источник

«Логика Киева не соотносится с реальностью»: зачем на Украине расследуют продление аренды базы в Крыму от 2010 года

Главное следственное управление Службы безопасности Украины начало досудебное расследование по факту совершения государственной измены в период с 2008 по 2010 год.

В частности, сотрудники СБУ планируют изучить обстоятельства подготовки, подписания и ратификации так называемых Харьковских соглашений 2010 года, согласно которым пребывание Черноморского флота РФ в Крыму продлевалось до 2042 года. Эти соглашения, как считают в спецслужбе, якобы помогли Москве «аннексировать» полуостров в 2014-м.

«По предварительным данным следствия, подписание этого документа привело к увеличению количества личного состава военных формирований и спецслужб РФ, причастных к аннексии территории АР (Автономной республики. — RT) Крым», — говорится на сайте СБУ.

«Разрушение всей системы нашей безопасности»

СБУ приступило к выяснению обстоятельств заключения Харьковских соглашений после соответствующего поручения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины.

«Есть отдельное поручение СБУ выяснить, каким способом эти 236 депутатов голосовали по этому вопросу (ратификации Харьковских соглашений. — RT). Если СБУ будет считать необходимым, она должна открыть (дело. — RT) по ст. 111 УК (госизмена. — RT) в отношении соответствующих лиц», — сказал на заседании СНБО секретарь этого ведомства Алексей Данилов.

Чиновник полагает, что вступление в силу Харьковских соглашений стало «первым кирпичом», с которого началось «разрушение всей системы безопасности». По словам Данилова, «цепочка измены началась не в 2014 году, а в 2010-м».

Он пояснил, что ратификация договора с Москвой перечеркнула решение СНБО от 2008 года, согласно которому срок аренды Россией базы в Севастополе истекал в 2017-м.

«Без поддержки народных депутатов, которые своим голосованием ратифицировали Харьковские соглашения, фактически открыв дверь военному вторжению, не могла бы произойти попытка аннексии Крыма и временная оккупация отдельных районов Донецкой и Луганской областей», — считает Данилов.

Напомним, что договор о продлении пребывания Черноморского флота РФ в Крыму был заключён 21 апреля 2010 года в Харькове на переговорах между Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым, которые на тот момент занимали высшие государственные посты на Украине и в РФ.

С точки зрения Януковича и его сторонников, Харьковские соглашения способствовали стабилизации российско-украинских отношений, которые пережили несколько кризисов во время президентства Виктора Ющенко.

Тем не менее договорённости между РФ и Украиной вызвали категорическое неприятие со стороны подконтрольных Ющенко и Юлии Тимошенко политических сил. Оппозиция обвинила Януковича в предательстве интересов страны и спровоцировала в Верховной раде потасовку во время голосования по ратификации договора с Россией.

Эксперты, в свою очередь, полагают, что Харьковские соглашения были действительно выгодными для обеих сторон и не оказали какого-либо влияния на события «крымской весны».

Так, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко в интервью RT напомнил, что полуостров вошёл в состав РФ исключительно по доброй воле подавляющего большинства его жителей.

«Логика Данилова и СБУ никак не соотносится с реальностью. Крым отделился от Украины потому, что так захотело его население. Россия, в свою очередь, откликнулась на их просьбу», — пояснил Оленченко.

В беседе с RT украинский политолог Александр Семченко также подчеркнул, что Харьковские соглашения не имеют никакого отношения к потере Украиной Крыма. Он напомнил, что при любых обстоятельствах срок аренды Севастопольской базы Черноморским флотом России истекал только в 2017 году.

«СНБО и СБУ сознательно искажают ситуацию, не желая выяснить реальные причины потери Крыма и наказать тех, кто действительно в этом виновен. Ведь прежде всего это те люди, которые осуществили госпереворот», — констатировал Семченко.

«Накажет всех «обидчиков»

В ближайшее время СБУ должна допросить каждого экс-депутата, голосовавшего в поддержку ратификации Харьковских соглашений. В числе бывших народных избранников, которым придётся отвечать на вопросы следователей, — миллиардер Ринат Ахметов, бизнесмен Василий Хмельницкий, а также действующие депутаты Рады Андрей Деркач и Игорь Палица.

«Это не очень умный шаг со стороны украинских властей. Прошло более десяти лет, и уже нет никакого смысла проводить разбирательство. К тому же действия СНБО и СБУ противоречат Конституции Украины, которая запрещает уголовное преследование депутатов, в том числе бывших, за их деятельность в Раде», — напомнил Оленченко.

Аналитики полагают, что, помимо бывших и действующих парламентариев, под преследование СБУ могут подпасть Виктор Янукович, экс-премьер-министр Николай Азаров и члены его кабмина, которые непосредственно занимались подготовкой Харьковских соглашений. Кроме того, расследование о госизмене может коснуться первого заместителя секретаря СНБО Руслана Демченко, который в 2010 году занимал должность замминистра иностранных дел Украины.

«Следуя логике нынешних украинских властей, к ответственности вполне можно привлечь Богдана Хмельницкого, присягнувшего русскому царю. Но если опустить шутки, то в нынешней обстановке, как мне представляется, это дело превратится в инструмент давления на тех, кто осмелится высказаться за нормализацию отношений с Москвой», — считает Оленченко.

Впрочем, Александр Семченко придерживается иного мнения. С его точки зрения, уголовное дело вряд ли будет направлено против какой-либо группы лиц, включая команду Януковича, олигарха Ахметова, а также бывших и действующих депутатов Верховной рады.

«У Ахметова масса уязвимых мест, по которым можно было бы ударить, но Зеленский этим не будет заниматься. У него, напротив, сложились с бизнесменом очень хорошие отношения. Что же касается Януковича, то он уже давно не является значимой фигурой в украинской политике», — рассуждает Семченко.

Он связал уголовное дело СБУ с «банальной имитацией бурной деятельности» офиса президента и СНБО по «защите интересов Украины». По словам Семченко, сейчас Зеленский пытается поднять собственный рейтинг, привлекая на свою сторону электорат Порошенко, который в 2010 году поддержал заключение Харьковских соглашений.

«Зеленский строит из себя патриота, сильного лидера, борющегося за интересы страны. Поэтому он постоянно обещает, что непременно накажет всех «обидчиков» Украины. Однако в реальности против тех, кто действительно губит государство, президент ничего не предпринимает», — заключил Семченко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *