договор банковского сопровождения контрактов что это
Договор банковского сопровождения контрактов что это
Статья 35. Банковское сопровождение контрактов
1. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
2. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.
Банковское сопровождение государственных контрактов
Мониторинг расчетов и контроль целевого расходования денежных средств
Обеспечение прозрачных финансовых потоков инвестиционных проектов
Прозрачные финансовые потоки на инвестиционных проектах
Сберегите бюджет и репутацию
Предотвратите перерасход и нецелевое использование денег
Без посещения офиса Банка
Получите отчет о ходе инвестпроекта
Получите номер счёта за 5 минут 5 минут — среднее время, необходимое для заполнения анкеты юридического лица или индивидуального предпринимателя, формирования номера расчетного счета и необходимых процедур идентификации при использовании сервиса «Онлайн резервирование банковского счёта»
Отдельные счета всем участникам исполнения контракта
Сбербанк оказывает услуги по банковскому сопровождению контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов»
Банковское сопровождение позволит вам
Банковское сопровождение позволит вам
Обособить инвестиционный поток на отдельных счетах
Направить инвестиции именно на тот объект, для которого предусмотрены денежные средства, и исключить платежи на другие цели
Повысить эффективность и оперативность управления
Приостановить платежи в случае выявления злоупотреблений при реализации инвестиционного проекта
Получить оперативную информацию об исполнении контракта
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ
Принятие и вступление в силу №44-ФЗ привело к формированию новых правил функционирования контрактной системы в России. В число важных нововведений вошло банковское сопровождение контрактов (сокращенно – БСК). Порядок его проведения регламентирован статьей 35 №44-ФЗ и отдельным ПП №963 (датируется 20.09.2014). Рассмотрим подробнее, что это – банковское сопровождение договора, производимое в рамках госзакупок по №44-ФЗ.
Для чего нужно БСК
Под банковским сопровождением понимается контроль исполнения контракта, заключенного по итогам проведения закупки, который производится уполномоченной финансовой организацией на основании специального договора. Целью подобной услуги становится обеспечение прозрачности расходования денежных средств, выделенных из бюджетов разного уровня.
Договор на проведение БСК заключается со всеми участвующими в исполнении контракта сторонами. В числе последних: заказчик, подрядчик, субподрядчики и другие заинтересованные лица в статусе ООО или ИП.
Виды банковского сопровождения контракта
Положения ПП №963 позволяют разделить рассматриваемую услуга на две разновидности. Каждый вариант БСК следует рассмотреть и описать более детально:
Стоимость БСК
Как было отмечено выше, простое БСК не предусматривает взимания платы за предоставление услуги. Предельная величина комиссии за расширенное банковское сопровождение регламентирована положениями ПП №963, рассчитается в зависимости от цены договора и составляет:
Когда необходимо заключать договор на проведение БСК
Простое БСК нужно использовать при выполнении любого из двух условий. Первое – начальная цена государственного контракта составляет более 10 млрд. руб. Второе – ограниченный срок действия поставленного товара или услуги рамками одного жизненного цикла. Кроме того, мониторинг исполнения договора по итогам закупки по №44-ФЗ требуется осуществлять, если он контракт с единственным поставщиком (сокращенно – ЕП) на сумму от 10 млрд. руб.
Расширенное БСК следует применять при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
Специальные условия проведения БСК установлены для госзакупок, которые проводит в качестве заказчика Минпромторг. В этом случае следует руководствоваться положениями Распоряжения ПП №1658-р (датируется 03.08.2017).
Порядок проведения БСК
Предоставление услуги БСК предусматривает работу банка сразу по нескольким направлениям. Основные этапы привлечения финансовой организации к контролю над реализацией государственного контракта следует рассмотреть отдельно.
Где указаны сведения о банковском сопровождении
Необходимость заключения договора на БСК обязательно указывается в тендерной документации. Речь идет о следующих документах:
Требования к банкам при осуществлении БСК
К банкам, которые проводят сопровождение государственных и муниципальных контрактов, предъявляется несколько требований, обязательных для выполнения. В их числе:
Еще одним обязательным условием становится аккредитация банка Минфином России. Перечень финансовых организаций, имеющих право производить банковское сопровождение контрактов и выдавать гарантии в рамках №44-ФЗ, размещается в свободном доступе на сайте контролирующего ведомства.
Договор БСК
Основанием для предоставления услуги БСК становится договор. Его содержание включает следующие обязательные сведения и условия сотрудничества:
Грамотная работа специалистов банка, предоставляющего услугу БСК, обеспечивает жесткий контроль над движением бюджетных средств. Результатом становится эффективность их расходования и четкое выполнение условий государственного контракта, заключенного по итогам проведения госзакупки в рамках №44-ФЗ.
Успешное применение БСК привело к появлению и востребованности услуги банковского сопровождение коммерческих контрактов. Она применяется на сегодняшнем финансовом рынке заказчиками самого разного юридического статуса, прежде всего – крупными частными компаниями.
Часто задаваемые вопросы
Что понимается под БСК?
Банковское сопровождение контракта – это специализированная финансовая услуга, целью предоставления которой становится контроль над расходованием бюджетных средств и точное выполнение контрактных условий.
Каковы цели осуществления БСК?
Основной задачей банка, оказывающего услуги банковского сопровождения, становится контролирование перемещения выделенных из бюджета средств для их целевого расходования.
Какие виды банковского сопровождения государственных контрактов применяются на практике?
Различают два вида рассматриваемой услуги – простое и расширенное БСК. В первом случае деятельность банка ограничивается мониторингом движения денежных средств. Во втором речь идет о контроле над исполнением базовых условий контракта.
Какие банки имеют право предоставлять услуги БСК?
Как определяется стоимость банковского сопровождения?
Простое БСК не предусматривает взимание платы. Комиссия за расширенное банковское сопровождение рассчитывается в процентах от суммы контракта и регламентируется контролирующими финансовый рынок органами.
Что важно знать о банковском сопровождении контракта по 44-ФЗ
Что такое банковское сопровождение контракта
Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком. Финансовая организация будет проводить мониторинг движения денег в рамках госконтракта на отдельном расчетном счете, а также информировать об этом заказчика. В особых случаях банк оказывает дополнительный перечень услуг. Правила их оказания утверждены Постановлением Правительства от 20.09.2014 № 963 (далее — Правила).
Привлекать банк, который соответствует ст. 74.1 НК РФ, может как участник торгов, так и сам заказчик через торги по 44-ФЗ.
Обслуживаемый документ должен содержать подробные условия, ответственность и сроки выполнения операций, связанных с банковским обслуживанием (п. 6–9 Правил).
Виды банковского сопровождения
Первый вид — мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком. Отчет заказчику передается не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. При этом заказчик получает выписку о движениях денег на отдельном счете исполнителя, данные об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость. Эти услуги бесплатны.
Второй вид — расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — подразумевает дополнительно сверку данных в платежных поручениях:
с фактически поставленным товаром (оказанными услугами);
со сроками исполнения обязательств;
с фактическими поставками или работами (не менее 75 % от стоимости договора).
Согласно п. 4 Правил, плата за осуществление расширенного сопровождения зависит от цены контракта. При этом она не может превышать:
1,09 процента цены контракта — при цене от 5 до 10 млрд рублей; 1,05 процента цены контракта — при цене от 10 до 15 млрд рублей;
1 процента цены контракта — при его стоимости более 15 млрд рублей.
Когда требуется банковское сопровождение контракта
Только мониторинг используют, если документ действует в период жизненного цикла товара либо при НМЦК более 10 млрд руб. Также эта услуга применима для сделок стоимостью более 10 млрд руб. с единственным поставщиком (решение Правительства РФ), при этом требование об обеспечении документа отсутствует.
Если же субъект РФ либо муниципальное образование проводят закупку на сумму от 1 млрд руб. или от 200 млн руб. соответственно, то здесь необходимо включить в договор условие о проведении мониторинга. А сделки таких заказчиков от 5 млрд руб. и более потребуют расширенного спектра услуг банка.
На банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также на документы, содержащие гостайну, действие Правил не распространяется.
Кроме того, не обслуживают документы, заключенные, в соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 15 закона № 44, до 04.10.2014 г., а также сделки, совершаемые по результатам закупок, извещения о которых были размещены в ЕИС ранее указанной даты.
Порядок осуществления
Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре.
Кроме того, договор содержит:
1.Условия открытия отдельного счета.
2.Обязанности и права сторон.
3.Сроки и методы проведения расчетов.
4.Правила списания по требованию заказчика с отдельного счета суммы, равной авансу (если отсутствует обеспечение).
5.Обязанность банка передавать заказчику результаты мониторинга.
6.Порядок изменения и расторжения договора.
7.Обязанность банка направлять данные о расчетах на отдельном счете в Федеральное казначейство, если эти операции должны отражаться на лицевых счетах, открытых в территориальных органах ФК.
Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также:
1.Согласованные между заказчиком и банком данные, указываемые в платежном поручении.
2.Условия и права банка на проверку платежных документов.
3.Список и правила предоставления поставщиком документов для подтверждения основания платежа.
4.Сверка вышеуказанных документов с реальной поставкой / оказанной услугой.
5.Права, условия и ответственность банка при отказе в проведении платежа.
6.Порядок предоставления отчетности по требованию ФК.
Договор банковского сопровождения Скачать
Договор на расширенное сопровождение Скачать
Газпромбанк проконтролирует расходы подрядчиков «Газпрома»
«Газпром» с 2020 года ввел банковское сопровождение контрактов со всеми российскими контрагентами, которых выбирает по итогам закупок, сообщил организатор закупок ООО «ППТК» (принадлежит «Газпрому»). Речь идет о договорах подряда и поставках оборудования. Ежегодно «Газпром» тратит на стройку и ремонт большую часть своей инвестпрограммы — почти по 1 трлн руб.
Монополия стала вводить сопровождение еще в 2017 году, заключив договор с Газпромбанком. Сначала речь шла о точечных закупках оборудования «на десятки миллиардов рублей», и тогда у «Газпрома» появились данные, сколько стоит оборудование для его проектов на заводе, вспоминает источник РБК, близкий к компании. В 2019 году банк начал отслеживать и договоры с некоторыми подрядчиками.
Но основные победители тендеров «Газпрома» — «Стройтранснефтегаз» Геннадия Тимченко и Алексея Митюшова (акции в ЗПИФе) и «Стройгазмонтаж» (до ноября 2019 года принадлежал Аркадию Ротенбергу) — никогда не отчитывались о том, кого и за сколько нанимают на субподряд, утверждают два источника, близких к этим компаниям.
С 2020 года «Газпром» будет контролировать все траты, в том числе нового единого подрядчика — «Газстройпром», который должен консолидировать крупнейших игроков на рынке.
Как работает банковское сопровождение
Все участники строек и других контрактов «Газпрома» получают деньги от компании или победителя тендера только на спецсчета в уполномоченном банке и не могут получить деньги, пока не закончат проект. Банк отслеживает все движения средств по цепочке и блокирует «нецелевые расходы», список которых заранее оговорен: это вывод средств через займы и кредиты, благотворительные взносы, покупка акций и векселей, взносы в уставные капиталы, перечисление денег физическим лицам (кроме зарплат и командировочных расходов) и др. Если банк получил заявку на другие спорные платежи, он обращается в «Газпром» за согласованием.
Но есть исключения: «Газпром» не будет отслеживать операции с госорганами, предприятиями ЖКХ и производителями оборудования. По данным ППТК, «Газпром» также не следит за мелкими исполнителями, чьи услуги стоят меньше 3% цены договора. Но источник в «Газстройпроме» отмечает, что «Газпром» проверяет и небольшие контракты, минимальная отсечка по ним пока не сформирована: «Две недели назад было 1 млн руб., а сейчас — 3 млн руб.».
Кто присмотрит за 1 трлн руб.
«Газпром» не ограничивает число банков для контроля за инвестициями. «Мы открыты для предложений», — заверил РБК его представитель. Но сопровождение газовых контрактов уже начал Газпромбанк (у монополии 46% его акций). «Мы первыми заключили договор на услугу (. ) и, естественно, приложим все усилия, чтобы сохранить лидерство в этой области», — сообщил РБК представитель банка.
Другой сопровождающий контрактов — банк «Россия», знает источник РБК, близкий к группе «Газпром». Сотрудничество уже отражено в отчете банка за 2018 год: сопровождение контрактов заказала минимум одна из «дочек» «Газпром межрегионгаза». Но, вероятнее всего, доля «России» [в услугах банковского сопровождения] будет небольшой — у банка сейчас только несколько проектов с «Газпром межрегионгазом», говорит другой источник РБК, близкий к «Газпрому».
К контролю за стройками «Газпрома» хочет присоединиться и Сбербанк, который финансирует многих подрядчиков монополии, рассказали РБК два человека, близких к обеим сторонам. «У одного банка вряд ли хватит ресурсов для обслуживания всех контрактов, да и непонятно, как отдавать сопровождение в Газпромбанке, если кредиторы у подрядчика другие», — рассуждает один из собеседников. Но, по его словам, пока Сбербанк «только ищет» газовые проекты, на которых «можно попилотировать сопровождение».
РБК направил запросы в десять крупнейших банков. Представитель Сбербанка заявил, что организация «активно развивает банковское сопровождение и обсуждает его реализацию с ключевыми клиентами». Представители ВТБ и Raiffeisenbank отказались от комментариев, остальные, включая банк «Россия», не ответили на запросы РБК.
Сколько заработают банки на сопровождении
Обычно банки зарабатывают на комиссии за сопровождение контрактов, поясняет старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин. Но Газпромбанк работает за символическую плату, «практически бесплатно», уверяет один из собеседников РБК.
Кроме комиссии банк получит дополнительные пассивы и, соответственно, сможет на них зарабатывать: подрядчики и поставщики будут держать остатки по контрактам на его счетах, говорит аналитик Fitch Антон Лопатин. На 1 января общий объем депозитов ГПБ был около 5,2 трлн руб., указывает он.
Газпромбанк сопровождает контракты «Газпрома» уже на 262,5 млрд руб. — эта цифра была опубликована на сайте электронной торговой площадки банка. После запроса РБК в пресс-службу банка эта информация с сайта была удалена. Текущая сумма больше, отмечает один из источников РБК. По информации другого собеседника, объем контрактов на сопровождение «приближается к 500 млрд руб.». Представители Газпромбанка и «Газпрома» отказались это комментировать.
Еще одна потенциальная статья доходов для банков — прибыль от кросс-продаж новым клиентам дополнительных услуг, говорит Тетерин. Аналитики затруднились подсчитать, сколько Газпромбанк может заработать на сопровождении, но, по словам Тетерина, «прибыль может вырасти на миллиарды».
Зачем «Газпрому» контроль за расходами
Нецелевое расходование средств подрядчиками «Газпрома» и организация нелегальных схем с участием топ-менеджеров самой компании неоднократно приводили к судебным разбирательствам и уголовным делам. Например, в 2015 году «Газпром Инвест» принял у подрядчика газопровод до Приозерска длиной 125 км и стоимостью почти 2 млрд руб. Журналисты «Фонтанки» попыталась найти газопровод, но обнаружили только малую его часть (40 км), а вместо оставшейся части трубы — пустую просеку. Было возбуждено уголовное дело.
В 2012 году менеджеры «Газпрома» использовали цепочку фирм-однодневок, чтобы в 12 раз (до 356 млн руб.) завысить стоимость оборудования фирмы Weatherford для проекта «Газпром Добыча Надым», а затем получить повышенный вычет по НДС, указывал в своем решении Арбитражный суд Москвы. Деньги выводились «переводом в офшорные юрисдикции или снятием наличных». Такие же схемы использовались при поставках оборудования из Франции, Австрии и Германии, указывал суд.
Сколько сэкономит «Газпром»
Газпромбанк и «Газпром» отказались сообщить РБК сумму нецелевых расходов, которую заблокировали к началу 2020 года. Но, например, в 2017–2018 годах банк получил заявки на перевод 24,5 млрд руб, а отклонил примерно 20% (на 5,5 млрд руб.). Основная причина: отсутствие или неполный комплект обосновывающих документов. При этом заявки на 545 млн руб. были признаны нецелевыми расходами. Это цифры из презентации Газпромбанка, которая размещалась на сайте электронной торговой площадки банка, но после запроса РБК исчезла. За последние полгода банк заблокировал переводы еще примерно на 1 млрд руб., говорит источник РБК, близкий к «Газпрому».
Введение контроля, как рассказывает один из собеседников РБК, позволило заблокировать, например, попытку перевода бонуса топ-менеджменту одного из подрядчиков сразу после получения первых средств от газовой монополии по подрядному контракту, еще задолго до завершения работ. Проблематичным оказалось согласование транзакций и для «Газстройпрома», утверждают два источника, близкие к «Газпрому» и подрядчику. «У нас все расходы целевые, — рассказывает источник в «Газстройпроме». — Но Газпромбанк не включил в свой специальный реестр компаний (те, которые могут перечислять средства на спецсчета) производственные и сервисные структуры «Газстройпрома», так что компания не может платить некоторым контрагентам». Как поясняет другой источник РБК, у «Газстройпрома» «слишком много компаний», структура взаимоотношений между которыми не до конца понятна ни «Газпрому», ни банку. «Газпром» мониторит своевременность перечисления денежных средств и пока не выявлял случаев нарушения установленных сроков», — прокомментировал РБК представитель монополии возможные проблемы подрядчиков.