договор безопасности японии и сша 1951
Договор о безопасности между Японией и США – причины и последствия
Прошло более 60 лет со дня подписания Договора о безопасности между США и Японией. Хочу напомнить с чего все началось.
После Второй мировой войны в Азиатско-тихоокеанском регионе установился баланс, определяемый, прежде всего, расстановкой сил в треугольнике СССР-США-Китай, в котором первостепенную роль играли США и СССР. США в своей стратегии сдерживания СССР рассматривали Японию как американский «непотопляемый» авианосец на севере тихоокеанского региона. И, соответственно, стимулировали Японию к нагнетанию претензий к СССР, в том числе и территориальных.
Договор, подписанный 8 сентября 1951 года представителями США и Японии в Сан-Франциско. Договор предоставлял США право создавать военные базы и размещать неограниченное количество вооруженных сил на японской территории как для «обеспечения безопасности Японии от вооруженного нападения извне», так и для «подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков». Он ограничивал суверенитет Японии, запрещая ей заключать какие-либо соглашения военного характера с третьими державами без предварительного согласия США.
Именно Силы самообороны Японии, под руководством администрации США сыграли особую роль в период «холодной войны».
В 1955 году, при поддержке со стороны США, к власти в Японии пришла консервативная либерально-демократическая партия, практически сразу же заявившая о намерении добиваться возвращения Японии Сахалина и Курил. Отказ от Сан-францисских договоренностей впервые обозначил стремление японских политических элит пересмотреть итоги второй мировой войны.
Обострение советско-японского спора явилось итогом скрытого давления американских политических кругов, уведомивших японское правительство о том, что если Япония подпишет мирный договор с СССР и согласится признать Ю. Сахалин и Курильские острова частью территории Советского Союза, США навечно сохранят в своем владении базы на Окинаве. В результате в 1960 году в Вашингтоне был подписан японо-американский «договор безопасности». Подписанный в Вашингтоне 19 января 1960 г. Договор сохранял за США право создавать и использовать базы на территории Японии и размещать на них неограниченное количество своих вооруженных сил. Япония взяла на себя обязательство защищать эти базы, если они подвергнутся нападению, а также наращивать свой военный потенциал.
И с какой бы стороны не смотреть на Японию, все равно просматривается давление и внешнее управление США, стремящихся защитить свои интересы чужими руками и на чужой территории.
Ошибка Сталина: почему СССР не подписал мирный договор с Японией
«Мина» из Сан-Франциско
70 лет назад произошло событие, результаты которого до сих пор аукаются руководству нашей страны проблемами на международном уровне. 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско состоялась церемония подписания мирного договора между государствами-победителями и побежденной во Второй мировой Японией. Однако представитель СССР так и не завизировал этот документ. Почему Россия предпочла остаться формально в состоянии войны со своим дальневосточным соседом, объяснил историк-востоковед.
Сан-Франциско, 8 сентября 1951 г. Госсекретарь США Дин Ачесон подписывает мирный договор. Фото: ru.wikipedia.org
— Сан-Францисский договор в международно-правовой сфере стоит особо, — сразу же подчеркнул директор Центра анализа проблем геополитики, войн и военной истории Анатолий Иванько. — Инициировавшие его появление США меньше всего руководствовались соображениями об установлении мира на Дальнем Востоке. Американцев заботила иная цель: подготовка к новой мировой войне. Поэтому для них было важно создать там линию своего оперативно-стратегического влияния на страны этого региона, прежде всего Китай и СССР. Линия эта тянулась от Алеутских островов на севере к Японии и далее, в «подбрюшье» Юго-Восточной Азии. Американское руководство предполагало со временем включить в нее и Южные Курилы.
Игра в «американку»
— На мирную конференцию в Сан-Франциско были созваны выбранные США страны, большинство из которых лишь формально участвовали в войне с Японией и нужны были для создания большинства, лояльного Штатам. Зато оппозиционно настроенные по отношению к Америке государства — Китай, Монголию, Демократическую Республику Вьетнам, КНДР — вообще не пригласили. Еще несколько стран отказались прислать своих представителей — Индия, Бирма…
Главный итоговый документ конференции — мирный договор — готовился без участия Советского Союза, хотя межправительственная комиссия для этого была создана еще на встрече глав стран-союзниц в Потсдаме летом 1945-го. Но теперь Вашингтон делал все, чтобы Москва не могла изменить договор в соответствии со своими интересами. Янки «рулили процессом», игнорируя не устраивающие их предложения, выдвинутые делегациями других стран, в первую очередь СССР. Один из самых вопиющих примеров тому: поправки Советского Союза к тексту договора даже не ставились на обсуждение.
Возглавлявший советскую делегацию 1-й замминистра иностранных дел Андрей Громыко назвал это сепаратной сделкой между Японией и США. По его заявлению, основной документ, для подписания которого собрались делегации, в том виде, в каком его предложили американцы, может спровоцировать новые международные конфликты. Такая «мина замедленного действия» появилась из-за того, что в тексте договора не указано конкретно, в чью пользу Япония отказывается от перечисленных в документе отчуждаемых у нее по итогам войны территорий. В этом списке фигурировали и Курилы.
Также Громыко резко осудил пункт, дающий возможность другим государствам по договоренности с руководством Японии размещать на ее территории свои военные базы. Наш дипломат прекрасно понимал, какая конкретно страна может в реальных условиях воспользоваться этим положением мирного договора.
— Проблема статуса южной части Курильских островов обязана своим появлением и столь долгим существованием именно проамериканскому Сан-Францисскому договору, подытожившему результаты Второй мировой на дальневосточном театре военных действий?
— «Курильская проблема» возникла вовсе не как результат той войны. На самом деле она «синтезирована» позднее в Сан-Франциско, осенью 1951-го. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть «Материалы Токийского трибунала над главными японскими военными преступниками». На судебном процессе, проходившем в 1946–1948 гг., видные японские юристы, защищавшие подсудимых, не поднимали вопроса о Курильских островах и не ставили под сомнение правомерность их передачи СССР. Напротив, в своей заключительной речи признавали: «Если Япония была побеждена в войне, вся нация должна испытывать на себе последствия этого. Она должна в зависимости от обязательств платить репарации, или возместить ущерб, или должна быть лишена своей территории».
Поражение в войне и полная капитуляция оказали решающее влияние на последующее государственно-правовое развитие Страны восходящего солнца. В 1945-м в Японии высадились войска США, установив там оккупационный режим.
Примерно до весны 1947-го политика оккупационных властей была направлена на то, чтобы воспрепятствовать быстрому восстановлению военного потенциала своего недавнего противника — Японии. Второй этап — с 1948 по 1951 г. — связан с осуществлением глобальной доктрины американского империализма — «сдерживания коммунизма» (фактически СССР и Китая). Провозглашенная президентом Трумэном в середине 1947-го, эта доктрина предусматривала использование Японии как военного плацдарма США на Тихом океане и превращение ее в основного военного союзника на Дальнем Востоке.
К слову сказать, многозначительное «совпадение». В тот же день, когда был подписан Сан-Францисский договор (буквально через 6 часов после церемонии подписания), заключено отдельное японо-американское соглашение о гарантиях безопасности. Оно закрепило на будущее возможность присутствия американских войск и военных баз на территории Японии.
Забыть про генерала Макартура!
— Тогда, 70 лет назад, наши дипломаты уже понимали все «отложенные эффекты» заключения мирного договора именно в американской редакции?
— Не только дипломаты, но и высшее руководство СССР прекрасно представляло себе, что предложенный американцами текст Сан-Францисского договора обеспечивает международно-правовую базу для подготовки к новой мировой войне, закладывает фундамент территориальных споров между многими государствами Тихоокеанского бассейна. В том числе подталкивает отношения Японии и России к постоянной конфронтации на грани военного столкновения.
— Советская сторона видела возможность избежать столь негативных последствий?
— Я уже упоминал, что наша делегация предложила ряд поправок к первоначальному тексту статей договора. Среди важнейших — обязательное упоминание о признании Японией полного суверенитета СССР и КНР над перешедшими к ним в соответствии с договоренностями членов антигитлеровской коалиции территориями: для китайцев это Тайвань, Пескадорские и Парасельские острова, а для Советского Союза — Курильские острова и Южный Сахалин.
Увы, данные поправки были проигнорированы организаторами конференции. В то же время американские авторы текста договора не могли вовсе не учитывать Ялтинское и Потсдамское соглашения. В текст договора включено положение о том, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин… суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».
Включая этот пункт в текст договора, американцы отнюдь не стремились «удовлетворить претензии Советского Союза», как об этом договорились в Ялте. По поводу истинного отношения американской стороны к послевоенным приобретениям СССР на Дальнем Востоке красноречиво говорит резолюция, принятая сенатом США во время предварительного обсуждения Сан-Францисского договора. В ней есть оговорка: «Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу России в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении».
Еще одна из держав-победительниц — Англия — на предварительном этапе подготовки мирного договора выступала с куда более справедливых по отношению к нашей стране позиций. 12 марта 1951 года британское посольство направило Госдепартаменту США меморандум, где указывалось: «В соответствии с Ялтинским соглашением, подписанным 11 февраля 1945 г., Япония должна уступить Советскому Союзу Южный Сахалин и Курильские острова».
Американцы поспешили нейтрализовать данное предложение. Их ответ англичанам гласил: «США считают, что точное определение пределов Курильских островов должно стать предметом двустороннего соглашения между японским и советским правительствами или должно быть юридически установлено Международным судом».
Следует подчеркнуть, что использованный американцами тезис о необходимости уточнения пределов Курильских островов противоречил изданному 29 января 1946 года меморандуму главнокомандующего войсками союзных держав генерала Макартура японскому императорскому правительству. В нем со всей определенностью указывалось, что «из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются все находящиеся к северу от Хоккайдо острова, в том числе группа островов Хабомаи… а также остров Шикотан». Однако пять лет спустя для закрепления Японии на проамериканских антисоветских позициях Вашингтон был готов предать забвению в том числе и этот основополагающий документ.
«Табу» «отца народов»
— Итак, в сентябре 1951-го для подписания был предложен американский вариант мирного договора?
— Да, представители заокеанской державы поставили других участников перед фактом: вот таким будет этот мирный договор, подписывайте!
— И советская сторона…
— …отказалась. Сталин не разрешил Громыко поставить подпись от имени Правительства СССР под этим текстом мирного договора с Японией.
— Какими причинами можно объяснить запрет? Не была ли это чисто эмоциональная реакция хозяина Кремля, привыкшего к абсолютной власти, на «самовольство» и несговорчивость зарубежных партнеров?
— Для руководителя государства проявление эмоций в подобной ситуации невозможно. Если бы на данном документе появилась подпись полномочного представителя советской стороны, это означало бы, что СССР принимает в том числе и уже упомянутую резолюцию Госдепа о непризнании за Россией «никаких ее прав и претензий на любые довоенные территории». А данная формулировка имела на самом деле куда более глубокий смысл: таким образом американская сторона на официальном уровне пыталась узаконить положение, что Россия не играла ведущей роли в победе союзников во Второй мировой, а война в Европе — лишь эпизод глобальных сражений, которые вели США на Тихом океане и других театрах военных действий.
Положение о признании суверенитета СССР над Курильскими островами и южной частью Сахалина являлось для руководства нашей страны принципиальным еще и потому, что в свое время именно это условие было главным при согласовании вопроса о вступления России в войну с Японией. Сталин на встрече с лидерами США и Англии сказал недвусмысленно: «Русский народ должен знать, за что он будет воевать».
Теперь, в 1951-м, видя, куда «поворачивают руль» лидеры недавних стран-союзниц, советский вождь наверняка испытывал гнев. Для него такое поведение бывших «товарищей по оружию» стало ударом, если не политической оплеухой. Оно перечеркивало логику вступления в войну с Японией как акта обеспечения безопасности дальневосточных рубежей страны и ликвидации опасного очага новых войн и вооруженных конфликтов. С другой стороны, сводились на нет все усилия Сталина по созданию мер коллективного сопротивления фашизму — антигитлеровской коалиции трех ведущих держав мира: СССР, США и Британии как залога послевоенного глобального мироустройства и гарантии недопущения новых войн.
Еще один важный момент, который наверняка повлиял на решение Сталина по Сан-Францисскому договору. В случае его подписания СССР потерял бы многих своих сторонников на мировой арене, таких как Китай, ДРВ, Монголия.
— Советский Союз был единственным государством — участником Сан-Францисской конференции, которое не подписало ее итоговый документ?
— Его отказались визировать также представители Чехословакии и Польши. Другие участники, делегированные 48 странами союзнической коалиции, утвердили своими подписями мирный договор.
— Соотношение «подписантов» и «неподписантов» впечатляет…
— Не забывайте, что были еще не приглашенные и не захотевшие приехать на конференцию. В их числе такие крупнейшие страны, как Индия и Китай.
— Это уточнение только добавляет оснований назвать Сан-Францисский мирный договор сепаратным.
— Американцы таким его и задумывали. К заключению именно сепаратного договора подталкивали их события военно-политического характера, складывавшиеся в то время в северо-западной части Тихого океана. Прежде всего победа коммунистов в Китае и война, разгоревшаяся в Корее. В небе этой страны, которая долгое время была объектом агрессии японцев, авиации США, воевавшей за «южан», противостояли советские летчики-асы, защищавшие «северян», а на сухопутье на них стороне воевала китайская пехота. Именно здесь, в Корее, оформилось послевоенное противостояние трех тихоокеанских держав: СССР, КНР и США, продолжающееся по сей день.
К этому же времени конфронтация между бывшими главными союзниками по антигитлеровской коалиции достигла наивысшего накала. СССР оказался по одну, а США и Великобритания — по другую сторону баррикад. Для России было, безусловно, важно окончательно решить территориальный вопрос в отношениях с Японией, но, по мнению сталинского руководства, еще важнее казалось «использовать Сан-Францисскую мирную конференцию для разоблачения политики Соединенных Штатов и разъяснения мировой общественности позиции Советского Союза».
— Долгосрочным перспективам налаживания международных отношений предпочли сиюминутный эффект? Это было ошибкой?
— По прошествии времени и сообразуясь с реалиями современного мира, возникает вопрос: если советская делегация все-таки приняла участие в Сан-Францисской конференции, то не разумнее было бы поставить подпись под американским проектом договора? Это позволило бы укрепить позицию СССР (следовательно, и современной России) по проблеме «спорных» территорий.
На мой взгляд, какими бы мотивами ни руководствовалось тогдашнее руководство СССР, отказываясь от подписания итогового документа конференции в Сан-Франциско, это был крупный просчет советской дипломатии.
Сан-Францисский мирный договор сыграл решающую роль для провоцирования или эскалации многих пограничных проблем. В сферу действия его положений попали огромные территории от Курильских островов до Антарктики и от Микронезии до островов Спратли. Однако документ не определил ни то, кому эти территории в конечном счете перейдут, ни их четкие границы. Тем самым были созданы предпосылки для появления многочисленных нерешенных проблем региона, уже вызвавших за прошедшие с тех пор 70 лет многочисленные международные конфликты.
Договор безопасности японии и сша 1951
8 сентября в городе Сан-Франциско был подписан мирный договор с Японией, который подытожил результаты Второй Мировой войны и заложил основание нового баланса сил в Азии и в мире. Мирный договор с Японией подписали 49 государств, но он не был подписан, такими государствами как Монголия (МНР), Китай (КНР), СССР, Вьетнам (ДРВ), Индия и Бирма, которые внесли существенный вклад в победе над Японией.
С самого начала США сделали всё, чтобы СССР никак не мог изменить договор в соответствии со своими интересами в ходе заседания конференции. Текст договора был подготовлен Великобританией и США, а его условия были заранее обговорены США и их союзниками. На мирную конференцию в Сан-Франциско были приглашены страны, выбранные США, большинство из которых лишь формально участвовали в войне с Японией и нужны были для создания большинства, лояльного США. Такие страны как МНР, ДРВ (Вьетнам), Китай, КНДР вообще не были приглашены в Сан-Франциско. Поэтому в ходе конференции предложения и поправки СССР к тексту договора даже не были поставлены на обсуждение. Тогда первый заместитель министра иностранных дел СССР (а в будущем – один из самых талантливых министров иностранных дел за всю историю России) Андрей Андреевич Громыко назвал это соглашение сепаратной сделкой между Японией и США. По заявлению А. А. Громыко данный договор может спровоцировать новые конфликты, так как в нём не указано, в чью пользу Япония отказывается от указанных территорий. Также он резко осудил пункт договора, дающий возможность размещения на территории Японии по договорённости военных баз других государств, так как вероятно догадывался, базы какой страны там будут расположены.
Сам Сан-Францисский мирный договор состоял из 7 разделов и, в совокупности, включал в себя 27 статей: мир, территория, безопасность, политические и экономические постановления, претензии и собственность, разрешение споров, заключительные постановления. По условиям мирного договора в Сан-Франциско 1951 года:
1) Япония признавала утрату своего суверенитета над Тайванем и Пескадорскими островами, Парасельскими островами и островами Спратли, над Курилами и Южным Сахалином и над Кореей (на территории которой образовались два независимых государства). Также она передавала острова Рюкю (Нансей, Окинава) под опеку США.
2) Япония признавала все решения Дальневосточного военного трибунала по военным преступлениям как внутри, так и вне Японии
3) Япония получила право на индивидуальную самооборону и право заключать соглашения о коллективной безопасности
4) Все иностранные оккупационные войска должны были быть выведены из Японии в течение 90 дней с момента подписания договора. Однако в договоре оговаривалась возможность размещения или сохранения иностранных вооруженных сил на японской территории по двусторонним или многосторонним соглашениям Японии с другими государствами
5) Япония приняла обязательства, изложенные в Статье 2 Устава Организации Объединенных Наций
6) Япония отказалась от всех своих интересов, прав и привилегий в Китае, закреплённых в Пекинском протоколе от 7 декабря 1901года
Таким образом, США сделали всё, чтобы Япония никогда не вернулась к своему милитаристскому прошлому. Однако уже полным ходом шла Холодная война, и, с потерей Китая, Вашингтон отчаянно нуждался в союзнике в Восточной Азии. Поэтому одной из главных целей, которые преследовали США на конференции в Сан-Франциско, стало желание США превратить Японию в союзное государство. Поэтому через несколько часов был подписан Японо-американский договор (о гарантии) безопасности, который был результатом компромисса между Японией и США. Ещё ранее американская оккупационная администрация Макартура в Японии составила для Японии Конституцию, по которой Япония не имела право создавать армию и объявлять войну какому-либо государству. Для обороны страны от внешних врагов создавались Силы Самообороны. По договору о безопасности, подписанному в Сан-Франциско, Япония получала гарантии безопасности от США, на её территории располагались американские военные подразделения и военные базы, а американский «ядерный зонтик» должен был защищать Японию от любой ядерной атаки. В обмен на нахождение американских военных баз на своей территории, Япония добилась от США прекращения оккупации и передачи власти собственно японскому правительству. Таким образом, США получили союзника в Восточной Азии, и одновременно исключили возможность повторной милитаризации Японии. Также, разместив свои военные базы на территории Японии, США исключили возможность присоединения Японии к коммунистическому блоку. Определённые выгоды от размещения американских военных баз получила и Япония: с этого времени ей не приходилось тратить огромные средства на содержание собственной армии, что явилось одной из причин дальнейшего интенсивного роста её экономики.
При обсуждении Договора Сан-Франциско в сенате США была принята резолюция, содержавшая следующую оговорку:
«Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу России в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении.»[1]
Подписание Сан-Францисского мирного договора и американо-японского договора о безопасности в 1951 году заложило основу американской архитектуры безопасности в Тихоокеанском регионе. Благодаря гибкой, продуманной политике и союзу с Японией, США по сей день имеют огромное влияние в динамично развивающемся Тихоокеанском регионе, что значительно укрепляет их положение в мире.
Комментарии
Простите пожалуйста, что я с вами спорю 🙂
Алексей, судя по этой фразе, Вы, действительно, многому научились у Андрея Андреевича 🙂
Не менее спорны и его достижения, касемые статуса СССР в ООН. Цитирую Alexey Klitin:
В защиту Громыко могу сказать лишь то, что своей работоспособностью он выгодно отличался от немощного большинства высшего круга номенклатуры эпохи «застоя». Но в сущности, он был министром в такой период советской истории, когда ресурсы, стоявшие за нашей дипломатией, просто, гарантировали определенный уровень влияния.
Извините что так долго не отвечал.
Денис Сергеевич, если вам всё ещё интересно что я отвечу на ваш комментарий про вето, то вот.
Я считаю, что благодаря вето СССР получил определённый уровень защиты от западных стран, которые легально никак (в большинстве случаев) не могли надавить на нашу страну и диктовать ей свои условия. Я согласен, что может показаться глупым, что после войны СССР часто так часто использовал вето. Но я думаю, что он делал это от безысходности. В Ген Ассамблеи, в Совбезе у США было много сторонников. Некоторые как Великобритания и Франция являлись основными союзниками США, некоторым, как Тайваню, Америка оказывала значительную финансовую, военную и др. помощь, а голоса некоторых (в основном стран третьего мира) она просто покупала. Исследование Гарвардского университета в 2006 году показало, что Цитата: