договор благотворительности бюджетному учреждению образец
Договор пожертвования денежных средств юридическому лицу
Хотите пожертвовать деньги, но не знаете, как это сделать? Вам необходимо оформить договор пожертвования денежных средств, например бюджетному учреждению или другому виду организации в вашем конкретном случае. Ведь даже такое доброе намерение, как целевое пожертвование в различные благотворительные фонды и организации, в соответствии с ГК РФ необходимо оформить определённым образом, через соответствующий договор. В связи с этим, наши специалисты, находящиеся в городе Чебоксары, подготовили для Вас соответствующий документ, чтобы Вы могли скачать бесплатно без регистрации простой письменный типовой образец (пример) формы (бланк) договора благотворительного пожертвования денежных средств от физического или юридического лица юридическому лицу (бюджетному учреждению (БУ), некоммерческой организации (НКО), казенному учреждению, ФГУП, МУП, школе, больнице, церкви или храму), соответствующий законодательным актам 2021 года.
Скачать без регистрации
Внимание. Прочтите полезную информацию ниже, чтобы правильно составить договор пожертвования денежных средств.
В конце текста БОНУС для жителей г.Чебоксары
Важно знать! Обязательно к прочтению
Внимание! Нюанс №1. Если договор пожертвования имущества заключается с гражданином, то предоставление пожертвования обязательно должно быть обусловлено использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину будет считаться обычным дарением. Во всех остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.
Внимание! Нюанс №1. Если жертвователь сомневается в добросовестности руководства учреждения, которому оно хочет перевести средства, то необходимо руководствоваться следующей инструкцией. Так как пожертвование, согласно п. 3 ст. 582 ГК, является целевым дарением, то для осуществления контроля в заключаемом договоре следует указать цели и назначения передаваемых юридическому лицу денежных средств. На основании этой же нормы, жертводатель, имеет право осуществлять контроль над использованием переданных средств по указанному в договоре назначению. К сожалению или к счастью, закон не содержит каких-либо норм, регулирующих такой контроль, поэтому для его осуществления в договор пожертвования следует внести раздел, который будет содержать конкретный порядок, способы и сроки осуществления проверок и контроля над использованием средств. И в случае обнаружения не целевого использования средств в нарушение установленного назначения, жертводатель имеет полное право инициировать судебное разбирательство, в рамках которого, на основании п. 5 ст. 582 ГК, она может потребовать отмены пожертвования, с последующим возвращением переданных средств.
Согласно пункту 1 статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ (субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования).
Как следует из определения договора пожертвования, в качестве пожертвования могут передаваться, с учётом установленных законодательством ограничений, вещи и права, в том числе: недвижимое и движимое имущество, наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность).
Соответственно, использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения без согласия жертвователя дает ему право, а также его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.
Чаще всего договоры пожертвования заключаются между коммерческими организациями (жертвователи) и различного рода бюджетными организациями (школы, детские сады, дома-интернаты, больницы и пр.).
Мы надеемся, что данный простой письменный типовой образец (пример) формы (бланк) договора целевого пожертвования денежных средств юридическому лицу (бюджетному учреждению или некоммерческой организации ), соответствующий законодательным актам 2021 года, поможет сохранить, Ваше драгоценное время, нервы и деньги которые могли потратить на юридическую помощь. Но как показывает практика, лучше не рисковать и обратиться за помощью опытных юристов, которые смогут качественно оказать услуги по разработке договора пожертвования или юридической экспертизе договоров. Тем более, что в случае подписания неправильно составленного договора (не соответствующего законодательству 2021 года), его могут признать недействительным со всеми вытекающими негативными последствиями: потерей времени, денег и нервов. Кстати, если вам нужна дополнительная информация на тему пожертвования, то рекомендуем прочитать эту статью в интернете.
Договор пожертвования бюджетному учреждению
Договор пожертвования как тип гражданско-правовой сделки регламентирован преимущественно ст. 582 «Пожертвование» ГК РФ (Гражданского кодекса Российской Федерации). Пожертвование считается разновидностью дарения вещи и с рядом оговорок подпадает под действие гл. 32 ГК РФ «Дарение».
Статья 2 ФЗ №135 относит к благотворительным целям:
Пожертвование создает благо для неопределенного числа лиц, каждое из которых может воспользоваться даром. Может касаться целей, полезных для социума в целом либо отдельных групп лиц.
Их круг может быть ограничен определенными признаками (возраст, ПМЖ в населенном пункте, членство в организации). По общему правилу, поименное указание недопустимо. Например, пожертвованием может считаться безвозмездная передача школе видеопроектора, которым будут пользоваться младшие классы. Но если родительский комитет конкретного класса купил аппарат для своих детей — это не пожертвование.
Остается открытым вопрос о возможности пожертвования в пользу бюджетного учреждения в интересах конкретного лица. Например, больница предлагает жертвователям в разделе «назначение платежа» платежного документа указывать ФИО ребенка, на покупку медикаментов для которого будет направлено пожертвование. Есть мнение, что в подобных ситуациях наличие общеполезной цели обусловлено не количеством благополучателей, а совпадением частных и общественных интересов.
Форма договора пожертвования бюджетному учреждению
Статья 582 ГК РФ не содержит специальных требований к оформлению пожертвования. Соответственно, к данным правоотношениям подлежат применению общие предписания ст. 158-165 ГК РФ и правила касательно дарственных (ст. 574 ГК РФ).
Однозначного мнения по поводу возможности пожертвования в устной форме нет.
Статья 161 ГК РФ предписывает использовать простую письменную форму, когда хотя бы одним участником правоотношений является юрлицо.
По ст. 574 ГК РФ, документарная форма обязательна при заключении договора с конклюдентной конструкцией (обещание пожертвования в будущем).
Нотариальная форма пожертвования недвижимости обязательной не является. Поскольку по ФЗ №122 от 21.07.97 г. удостоверение заменено госрегистрацией, пожертвование недвижимости может иметь простую письменную форму. Однако договор пожертвования порождает юрпоследствия только с момента регистрации перехода права собственности в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).
Бюджетные организации разрабатывают примерные формы договоров о пожертвовании на разные случаи. Статьи 160-161 ГК РФ о простой письменной форме не требуют соблюдения особых формальностей: достаточно, чтобы документ содержал ссылку на личность его сторон, их подписи и описание передаваемого. На случай «добровольно-принудительных» пожертвований образовательные и медучреждения обычно заготавливают типовые формы на несколько предложений с тремя прочерками для суммы, ФИО и подписи.
Для целей бухучета бюджетного учреждения письменное оформление благотворительного пожертвования обязательно. Для этого обычно используются приходные ордера.
Особенности договора пожертвования бюджетному учреждению
Правоотношения, возникающие из договора пожертвования бюджетному учреждению специфичны. Их нужно отличать от дарения, спонсорства или пожертвования благотворительной организации и физлицу.
Статья 582 ГК РФ прямо не указывает наименования сторон договора пожертвования. Практика пошла путем определения их как жертвователя (благотворителя); выгодо- или благополучателя. Хотя, если назвать стороны договора пожертвования дарителем и одаряемым, на законность и действительность сделки это не повлияет.
Следует избегать применения термина «спонсор» и производных от него в договорах, преддоговорной переписке, актах приемки-передачи, платежных поручениях. Согласно п. 9 ст. 3 ФЗ №38, спонсором является рекламодатель, имеющий от спонсируемого лица встречное возмещение в форме рекламы. Соответственно, спонсорские деньги являются доходами от размещения рекламы, подлежащим налогообложению.
Важнейший из признаков дарения и пожертвования — безвозмездность (ст. 572 ГК РФ). Не является пожертвованием передача бюджетному учреждению вещи/права, обусловленная любым встречным обязательством. При правильном бухучете пожертвования не облагаются налогом.
Произвести пожертвование бюджетному учреждению может любое лицо, одновременно удовлетворяющее двум признакам:
Уточнение существенно, поскольку законодательством могут устанавливаться ограничения: 16 категориям субъектов запрещено жертвовать в фонд референдумов (ст. 48 ФКЗ №5), 13 категориям — партиям (ст. 30 ФЗ №59).
Статьей 582 ГК РФ установлен специфический круг потенциальных благоприобретателей:
Согласно ст. 6 и 161 БК РФ (Бюджетного кодекса Российской Федерации) бюджетным учреждением является муниципальное либо госучреждение, материальное обеспечение деятельности которого (в т. ч. по оказанию административных услуг) осуществляется за счет денег бюджета соответствующего уровня согласно бюджетной смете.
Перечень субъектов, могущих принимать пожертвования, указан в ст. 582 ГК РФ исчерпывающим образом. Если пожертвование сделано коммерческому субъекту, целью которого, согласно учредительной документации, является извлечение прибыли, оно недействительно по ст. 168 ГК РФ как противоречащая закону сделка. Некоммерческие партнерства субъектов хозяйствования и госкорпорации также исключены из перечня получателей пожертвований.
Пожертвование принципиально отличается от дарения по ряду признаков:
Пожертвование бюджетной организации отличается от пожертвования физлицу по единому признаку. Согласно ч. 3 ст. 582 ГК РФ, благодетель вправе обусловить передачу имущества бюджетному учреждению специальным использованием. В случае с физлицом он обязан это сделать, иначе вместо правоотношений пожертвования возникнут правоотношения дарения.
Законодатель сделал исключение для бюджетных организаций, поскольку их специальная правоспособность и цели деятельности по учредительной документации даже без спецусловия должны исключить злоупотребления и нецелевое использование.
Пожертвование бюджетной организации урегулировано менее жестко, чем благотворительной организации. Например, если иное не установлено благотворительной программой, имущественные пожертвования в натурформе и минимум 80% пожертвованных денег подлежат использованию в течение года со дня получения (ст. 16 и ст. 19 ФЗ №135).
Благотворительная организация ежегодно представляет в орган регистрации отчет о деятельности с данными о расходовании пожертвованного. Бюджетным организациям лишь рекомендуют включать в бухотчетность сведения о целевом использовании пожертвований (форма №6).
Содержание договора
Данная категория включает объект пожертвования и совокупность юридически значимых действий, которые обязались совершить жертвователь и благоприобретатель.
Объем благ, которые могут стать объектом пожертвования, гораздо уже, чем при дарении. Невозможно совершить пожертвование в пользу бюджетного учреждения путем:
Мотивацией к такому ограничению стало то, что в перечисленных случаях невозможно установить и/или отследить целевое использование пожертвования.
Пожертвование, как и дарение, может иметь реальную либо консенсуальную конструкцию. В первом случае заключение договора и передача дара благоприобретателю совпадают во времени, во втором — нет.
Согласно ч. 2 ст. 582 ГК РФ, выгодоприобретатель не обязан согласовывать с кем-либо свои действия относительно приема подарка.
Согласно ч. 3 ст. 582 ГК, благодетель вправе (но не обязан) обусловить передачу имущества бюджетному учреждению его целевым использованием. Если условие установлено — благоприобретатель обязан его исполнить; если нет — бюджетная организация использует пожертвование согласно целям, обусловленным учредительной документацией. Пожертвование всегда безвозмездно. Оно не может подразумевать встречного исполнения от бюджетного учреждения. Оговоренное в ст. 582 ГК РФ целевое предназначение дара нужно воспринимать в качестве специфического обременения, позволяющего гарантировать реализацию социально полезной цели.
Условие об использовании пожертвования может быть указано с большей или меньшей степенью конкретизации. Этот вопрос более актуален для денежных средств, нежели для имущества. Так, передавая средства, можно указать «для приобретения футбольных ворот и баскетбольных стендов», а можно «на развитие технического оснащения дома спорта».
Бюджетные организации, регулярно получающие пожертвования, разрабатывают положения об использовании пожертвования, а также типовые формы договоров. В них выгодоприобретатель обычно обязуется действовать добросовестно, рациональными способами. В отсутствии локальных норм по этому поводу разумность и добросовестность поведения участников гражданских правоотношений предполагаются (ч. 3 ст. 10 ГК РФ).
Особые условия касательно использования пожертвования могут быть предусмотрены по грантовым проектам. Грант — это передача денег/имущества на специальных условиях:
Бюджетная организация, принимающая пожертвование с определенным предназначением, должна вести обособленный учет операций по расходованию/использованию пожертвований (ч. 3 ст. 582 ГК РФ). По НК РФ (Налоговому кодексу Российской Федерации), пожертвования не входят в налогооблагаемую базу для исчисления дохода. Финансы, предоставленные бюджетным организациям в качестве пожертвования, являются целевыми поступлениями и не подлежат налогообложению.
Если использование подаренного жертвователем имущества в соответствии с предусмотренным договором целевым назначением невозможно, оно может быть использовано для иных целей с согласия жертвователя (ч. 4 ст. 582 ГК). В случае смерти гражданина или ликвидации юрлица — жертвователя, разрешение на смену целевого назначения пожертвованного имущества следует испрашивать у суда. Хотя в ГК этого не оговорено, бюджетной организации следует обращаться в суд за сменой способа использования имущества в случаях, когда:
Основания и порядок отмены пожертвования бюджетному учреждению
Суть пожертвования в его социальной полезности. Поэтому нецелевое использование пожертвованных средств/имущества введено законодателем в ранг оснований для отмены данного договора (ч. 5 ст. 582 ГК).
Стоит учесть, что «отмена» — узкое понятие. Существуют иные способы вернуть пожертвованное, например признать сделку недействительной по основаниям, оговоренным § 2 гл. 9 подр. 4 ГК РФ. Основанием может послужить:
В силу ч. 6 ст. 582 ГК РФ, на пожертвования не распространяется действие ст. 578 ГК РФ. В обоснование отмены пожертвования благодетель не может ссылаться на совершение представителем/руководителем/работником бюджетного учреждения покушения на жизнь жертвователя или его родственников. По задумке законодателя, совершение одним из выгодополучателей неблаговидных действий относительно жертвователя не должно лишать других выгодополучателей возможности использовать пожертвование.
Основания для отмены пожертвования в порядке ч. 5 ст. 582 ГК могут быть договорными и внедоговорными. В первом случае в договоре содержатся условия о порядке, способах, сроках использования пожертвования бюджетным учреждением. Их нарушение, согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ, может быть расценено как существенное нарушение сделки, дающее основания расторгнуть договор.
Во втором случае условия о способе использования пожертвования в договоре отсутствуют. Неудовлетворенный жертвователь может ссылаться на общие нормы ГК РФ об обязательствах сторон гражданских правоотношений действовать разумно и добросовестно (ст. 1) и правила о пожертвовании (ст. 582 ГК РФ). Для обоснования отмены договора могут быть использованы отраслевые или ведомственные нормы, а также локальные предписания бюджетной организации: учредительная документация, положение о порядке использования пожертвования (если утверждено).
Если жертвователь — физлицо, дело подведомственно суду общей юрисдикции; если организация — арбитражному суду. Кроме требования об отмене договора пожертвования договор может содержать также виндикационное требование — об изъятии у бюджетного учреждения имущества в натуре для его передачи жертвователю либо о возвращении средств.
Суд отказал С. по таким основаниям. По ст. 582 ГК РФ, пожертвование — безвозмездная передача вещи исключительно в социально полезных целях. Совершение пожертвования образовательному учреждению не может рассматриваться в качестве оплаты обучения, как об этом заявляет истец.
Договор пожертвования от 15.08.2013 заключен с образовательным учреждением, которое в силу закона может быть субъектом данных правоотношений. Сделка заключена в установленных законодательством общеполезных, а именно в образовательных целях. Недействительной она не признана.
Согласно п. 2.3 договора от 15.08.2013, жертвователь может требовать отмены пожертвования только в случае нецелевого использования имущества. Посему оснований для расторжения сделки, предусмотренных ч. 4 ст. 582 ГК РФ, в спорных правоотношениях не усматривается.
Заключение
Предметом пожертвования может стать вещь, ценные бумаги, имущественные права.
Пожертвование бюджетному учреждению может иметь реальную и консенсуальную конструкцию. По общему правилу подлежит письменному оформлению.
Договор о пожертвовании может (хотя не должен) содержать ссылку на способ и срок использования пожертвованного. Если спецусловий не предусмотрено, бюджетная организация при расходовании пожертвованных средств или расходовании имущества руководствуется уставными целями, нормативными и локальными правилами.
Жертвователь вправе контролировать использование дара. В случае нецелевого использования он может отменить пожертвование.
Договор о благотворительном пожертвовании
Договор о благотворительном пожертвовании является разновидностью договора дарения. Его отличительной чертой выступает общеполезное назначение вещи или права, передаваемого по соглашению.
Содержание договора о благотворительном пожертвовании
СПРАВКА: подарить можно не только конкретный предмет материального мира, но и права, например, право посещать музей бесплатно для отдельных категорий граждан.
Договор благотворительного пожертвования: особенности
При составлении договора важно помнить о дополнительных обязанностях, которые возлагаются на организацию, принимающую пожертвование. Она обязана вести учет всех операций, связанных с использованием полученного имущества. Такая обязанность возникает, если жертвователь указал конкретное назначение предмета договора.
ВАЖНО: перед тем, как поставить подпись на экземпляре соглашения, проверьте, сможете ли вы использовать предмет по указанному назначению. В противном случае, когда игнорируется указание на целевое назначение, законно расторжение договора по инициативе жертвователя.
Цель пожертвования в обязательном порядке должна отвечать критериям общеполезности, то есть привести к благоприятным последствиям для широкого круга лиц.
Несмотря на то, что, как правило, результат сделки отражается на большом количестве граждан, никакого дополнительного одобрения или согласия органов или учреждений не требуется.
Кому можно сделать подарок по договору пожертвования?
Организации социального обслуживания;
Благотворительные и научные организации;
Учреждения культуры (музеи, архивы, библиотеки);
Общественные и религиозные организации.
Также принимать имущество по договору пожертвования может государство и иные субъекты гражданского права.
Договор о благотворительном пожертвовании: что можно пожертвовать?
Теоретически по договору пожертвования можно передать любое имущество:
Лекарства и медицинское оборудование;
Книги, в том числе и образовательную литературу для детей;
Любые транспортные средства и их комплектующие;
Земельные участки и недвижимое имущество;
Гигиенические принадлежности и бытовую химию;
Одежду, обувь, предметы обихода первой необходимости.
На практике некоторые некоммерческие организации могут отказаться от принятия пожертвования по причине несоответствия передаваемого имущества санитарным нормам.
Переоформление права собственности
Если по договору пожертвования передается недвижимое имущество, необходимо зарегистрировать право собственности на нового владельца. Для этого в Росреестр предоставляются такие документы:
Доверенность (при необходимости);
Для регистрации права собственности также необходимо оплатить госпошлину. Квитанцию об уплате не обязательно подавать в Росреестр, однако для того, чтобы избежать конфликтов, лучше подготовить копию данного платежного документа.
Порядок подписания договора пожертвования
Закон допускает возможность заключить договора как в устной, так и письменной форме. Обязательный письменный вариант требуется при оформлении пожертвования, в котором участвуют организации и предмет соглашения имеет ценность более 3 000 руб., а также при пожертвовании с обещанием его фактического выполнения в будущем. По общему правилу заверение документа у нотариуса не предусмотрено.
Вы можете скачать образец в любом удобном вам формате: pdf, doc, png а также распечатать для дальнейшего заполнения.
Пожертвования и иные источники дополнительного финансирования бюджетных учреждений
Учитывая недостаточность бюджетного финансирования, учреждения пытаются использовать дополнительные его источники путем привлечения безвозмездно полученного имущества, в том числе денежных средств. Нередко такую помощь называют спонсорской. Однако неправильное оформление внебюджетных поступлений может повлечь отрицательные налоговые последствия. В данной статье мы рассмотрим наиболее приемлемые варианты оформления дополнительного финансирования бюджетных учреждений.
Наиболее часто встречающейся ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных. Судебно-арбитражная практика показывает, что слово «спонсор» часто употребляется в значении «рекламодатель». В п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 37 [1] указывается, что информация о спонсоре либо о товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой. Налоговая инспекция, на основании положений Закона «О рекламе» [2], может квалифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению. Согласно
п. 9 ст. 3 указанного закона, если организация предоставляет имущество, результаты интеллектуальной деятельности, услуги, работы другим лицам на условиях распространения информации о ней, ее товарах получателем, то такая деятельность называется спонсорством. В результате спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно – рекламодателем и рекламораспространителем.
Если спонсорская помощь оказывается на основании договора, которым предусмотрено, что бюджетное учреждение должно распространить информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь не является благотворительной. Расходы на оказание спонсорской помощи будут рекламными для спонсора, а для учреждения – выручкой от реализации рекламных услуг. Услуги, оказанные бюджетным учреждением на возмездной основе, являются реализацией, следовательно, доход, полученный от такой коммерческой деятельности, подлежит налогообложению. Доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных организаций, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы ( п. 1 ст. 321.1 НК РФ ).
В то же время, если договором не предусмотрено, что учреждение – получатель взноса должно оказать спонсору рекламные услуги, то взнос можно не рассматривать как плату за рекламу, а расценивать в качестве пожертвования (просто неверные формулировки используются в договоре). При этом юридическое лицо должно оказывать такую помощь из чистой прибыли и не включать ее в расходы. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 25.03.2002 № А26-5908/01-02-07/258 был сделан вывод о несоответствии действующему законодательству доводов ИМНС, привлекшей налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога на прибыль, при применении льготы по налогу на прибыль на основании того, что льгота применяется только для взносов на благотворительные цели, а сумма, перечисленная им образовательным учреждениям, в платежных документах названа спонсорской помощью.
Например, серьезная поддержка позиции налоговых органов может быть оказана руководителем учреждения, если он на каком-либо мероприятии (премьере спектакля, открытии выставки) упоминает о спонсоре или его товарах (работах, услугах) при проведении спонсируемого мероприятия. Это может быть расценено как оказание рекламных услуг. Хотя здесь надо еще учитывать то, что в соответствии с требованиями
гл. 25 НК РФ эту выручку от оказания рекламных услуг можно уменьшить на сумму фактически понесенных, документально подтвержденных и экономически обоснованных затрат, связанных с проведением мероприятий. С другой стороны, возникают проблемы с обложением НДС.
Поэтому мы рекомендуем использовать недвусмысленные формулировки, которые верно передают смысл совершаемых действий и полностью соответствуют предписаниям законодательства о налогах и сборах, во избежание ненужных споров с налоговыми органами.
Если же возникнут проблемы с оформлением ранее полученных средств, то здесь возможно не только отстаивание своей позиции, аналогично приведенному выше примеру. Рекомендуется получить от лиц, оказавших спонсорскую помощь, письма об ошибочности формулировок в платежных поручениях с указанием верной формулировки – «пожертвование на уставную деятельность».
Использование слова «пожертвование» должно производиться с учетом смысла, вкладываемого в это определение Гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования можно делать гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ (то есть Российской Федерации, субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам, а также городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям).
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Исходя из норм ст. 130 ГК РФ следует, что к движимым вещам относятся и деньги. Поэтому пожертвование денежной суммы соответствует действующему законодательству. А если в договоре сформулировано «дарение на нужды бюджетного учреждения, на его уставную деятельность», то можно говорить о факте пожертвования – дарении в общеполезных целях.
В то же время если жертвователь дарит имущество юридическому лицу, то он имеет право выдвинуть условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению ( п. 3 ст. 582 ГК РФ ). Нарушение этой обязанности может повлечь отмену пожертвования. Чтобы использовать это имущество по иному назначению, необходимо получить согласие жертвователя.
Главное отличие пожертвования от обычного дарения состоит в целевом назначении передаваемого имущества. Поэтому, например, образовательное учреждение, принимая пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Приведем примеры формулировок, которые можно использовать при пожертвованиях:
– «пожертвование на развитие материальной базы», «пожертвование на ремонт учреждения», «пожертвование на приобретение оборудования». В этих случаях надо отслеживать целевое использование полученного имущества и вести обособленный учет всех операций с ним;
– «пожертвование учреждению культуры», «пожертвование на нужды учреждения культуры», «пожертвование на ведение уставной деятельности учреждения здравоохранения», «пожертвование на развитие учреждения образования». В таких случаях это дарение в общеполезных целях, которое не требует специального отслеживания целевого использования, так как практически любое направление будет целевым. А раздельный учет пожертвований от бюджетных средств в бюджетном учете осуществляется автоматически (код вида деятельности «2» в счетах учета). В то же время во избежание проблем с налоговыми органами в налоговом учете пожертвования должны отражаться отдельно от доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также отражаемых на счетах с кодом вида деятельности «2».
Пожертвование может быть совершено устно. Однако действующее законодательство предписывает в определенных случаях заключать договор в письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность договора.
Письменная форма обязательна, если:
– дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять МРОТ[3] (то есть 500 рублей);
– предметом пожертвования является объект недвижимости (договор дарения недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ [4]);
– договор содержит обещание дарения в будущем.
Гражданин, в отличие от организации, может пожертвовать бюджетному учреждению имущество стоимостью более пяти МРОТ без заключения договора. Но при оформлении расчетно-платежных документов и отражении операций в бухгалтерском учете должно быть использовано именно понятие «пожертвование». А сведения о жертвователе нужно указать в первичном документе – приходном ордере, акте приемки-передачи.
Договор дарения (пожертвования), заключенный с нарушением установленных запретов, не действителен как не соответствующий закону ( ст. 168 ГК РФ ).
Также следует иметь в виду, что согласно ст. 575 ГК РФ дарение (пожертвование) запрещается в случае, если:
? договор от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, заключается их законными представителями (опекунами);
? совершается работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
? совершается в отношении государственных служащих и служащих органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
? сторонами договора дарения являются коммерческие организации.
Указанные запреты не распространяются на случаи, когда в качестве дара передаются обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ.
Некоторые музыкальные школы пытаются оформлять в качестве пожертвований денежные поборы с родителей учащихся. Если это оформляется квитанциями, по которым (в кассу или банковские учреждения) платят различные суммы желающие родители (подчеркнем, что пожертвование может осуществляться только добровольно), то проблем возникать не должно. Однако некоторые руководители полагают, что можно обойтись и без бумажной волокиты, и оформляют пожертвования сводной ведомостью. Причем даже используют эту ведомость в качестве первичного бухгалтерского документа. В ведомости, как правило, стоит единая для всех родителей сумма платежа, а целевое назначение не указывается. Естественно, что ни о какой добровольности жертвователей речи не идет.
В результате любая налоговая проверка обоснованно и правомерно квалифицирует такие действия как уклонение от налогообложения с начислением не только налогов и пени, но и налоговых санкций в виде штрафов. Возможна даже и уголовная ответственность ( ст. 199 УК РФ ), но на практике такое маловероятно, так как уклонение от уплаты налогов должно быть произведено в крупных размерах.
– заявление на предоставление социального вычета;
– платежные документы, подтверждающие расходы на благотворительные цели;
– договор пожертвования (только в случае если такой договор заключался, требования налоговых органов об обязательности его представления не основаны на законе);
– справка о доходах, подтверждающая полученный доход и сумму удержанного налога, по форме 2-НДФЛ.
Дополнительное финансирование
Попечительским советом бюджетного учреждения
Вариант с пожертвованиями является наиболее оптимальным способом получения дополнительного финансирования для бюджетных учреждений, однако в случае перевода всех внебюджетных поступлений на учет в казначейство и зачисления доходов от приносящей доход деятельности распоряжаться этими средствами становится затруднительно.
Предполагается принятие изменений в Бюджетный кодекс РФ (дополнение ст. 41 БК РФ ), в соответствии с которыми средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Согласно действующему бюджетному законодательству все пожертвования должны включаться в смету доходов и расходов бюджетного учреждения. Тем самым они должны быть запланированы (что в случае с пожертвованиями, а не с их имитацией, весьма проблематично), расходование также должно производиться строго по смете.
В результате более оптимальным вариантом становится иная схема дополнительного финансирования бюджетного учреждения – через самостоятельную некоммерческую организацию Попечительский совет бюджетного учреждения (далее – Попечительский совет). Организационно-правовая форма такой организации может быть различна – одна из возможных форм некоммерческой организации. В зависимости от организационно-правовой формы денежные средства в Попечительский совет могут поступать в виде пожертвований или членских, целевых и иных взносов. Данные средства у этой организации не облагаются налогом на прибыль (естественно, при условии их целевого использования). А уже Попечительский совет может оплачивать приобретение товаров, работ услуг за бюджетное учреждение (это указывается в качестве одной из целей деятельности некоммерческой организации). В необходимых случаях возможна также передача приобретенных материальных ценностей (да и денежных средств тоже) в виде пожертвования учреждению. Являясь юридическим лицом, Попечительский совет может аккумулировать денежные средства на развитие бюджетного учреждения на своем расчетном счете, не отчитываясь об их использовании перед чиновниками казначейства.
При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы Попечительского совета следует учитывать целый ряд факторов: программно-стратегические цели; возможный состав учредителей, наличие налоговых льгот; имидж той или иной формы в массовом общественном сознании; возможность привлечения дополнительного финансирования; возможность ликвидации организации по решению учредителей; право на занятие предпринимательской деятельностью; обязательность аудита; возможность признания организации несостоятельной (банкротом); сложность управления и некоторые другие.
В соответствии со ст. 13 Закона «О некоммерческих организациях» [5] некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Закон «О некоммерческих организациях» устанавливает общие правила, единые для таких организаций. В законах об отдельных видах некоммерческих организаций могут быть предусмотрены нормы, регулирующие их создание. Так, согласно ст. 18 Закона «Об общественных объединениях» [6] решения о создании общественного объединения, утверждение его устава и формирование руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. После принятия указанных решений общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Попечительский совет (ПС) может быть преобразован либо в другую общественную организацию (объединение), либо в фонд. Однако исключена возможность преобразования в учреждение и коммерческую организацию. При преобразовании все права и обязанности к вновь созданной организации переходят в соответствии с передаточным актом.
Попечительский совет учреждения как самостоятельная некоммерческая организация может быть создан в одной из следующих основных организационно-правовых форм.
Еще одна рекомендуемая форма для создания Попечительского совета – общественная организация. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации, в соответствии с ее уставом, могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.
Автономная некоммерческая организация (АНО) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права.
Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в соответствии с ее уставом, управление – выборный коллегиальный орган управления. Как правило, АНО оказывают образовательные и другие платные услуги как на безвозмездной, так и на платной основе.
Фонд – это не объединение граждан и юридических лиц, а объединение их имущества для достижения общественно полезных целей. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учредителями общественного фонда вправе стать либо физические лица, либо физические лица и общественные объединения. Состав учредителей фонда после регистрации его устава изменять нельзя.
Фонд является собственником имущества, в том числе взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют. Фонд не основан на членстве, участие учредителей в его деятельности и в управлении им не предполагается. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика, а благотворительным фондам запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
На фонд возложена обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Поскольку порядок исполнения этой обязанности не определен, фонд самостоятелен в выборе печатного издания. Однако при этом следует учитывать территориальную сферу деятельности фонда и помещать информацию в издания, распространяемые в соответствующих регионах. Это позволит обеспечить получение информации всеми заинтересованными лицами.
Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом. Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является Попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда действует исключительно на общественных началах.
Следует также иметь в виду, что членские взносы могут собираться только в попечительских советах, являющихся членскими некоммерческими организациями. К этому виду организаций относятся: общественные организации, ассоциации, некоммерческие партнерства, а возможность взимания вступительных и членских взносов обязательно должна предусматриваться уставом Попечительского совета. В уставе также должен быть указан общий порядок установления взносов. Например, уставе этот вопрос может быть отнесен к компетенции выборного органа некоммерческой организации – совета, правления. В свою очередь, уполномоченный уставом орган определяет периодичность уплаты вступительных и членских взносов, размер взноса для отдельных категорий членов (например, различные размеры взноса для юридических и физических лиц, полных и ассоциированных членов), устанавливает круг членов, освобожденных от уплаты взносов, и др.
Для выбора между различными организационно-правовыми формами следует определить потребности конкретного учреждения и конкретные социально-экономические условия, в которых оно функционирует. Как выбрать организационно-правовую форму Попечительского совета исходя из ее характеристики и важнейших особенностей, показано в таблице. Мы полагаем, что наиболее приемлемыми формами являются членские организации, а среди них – некоммерческие партнерства и общественные организации. Укажем наиболее важные преимущества и недостатки названных организационно-правовых форм:
– возможность вхождения в состав некоммерческого партнерства юридических лиц – коммерческих организаций и невозможность – в состав общественной организации;
– возможность установления разнообразных членских взносов уставом партнерства или общественной организации, но невозможность получения партнерством пожертвований.
[1] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».
[2] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
[3] Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», равен 100 руб.
[4] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
[5] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[6] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.