договор брокериджа коммерческой недвижимости

Что такое бизнес-консалтинг и брокеридж

Готовы начать сотрудничество?

Оставьте свой номер телефона и мы обязательно свяжемся с вами. Либо напишите нашему онлайн-консультанту, он с радостью ответит на все ваши вопросы.

Плюсы и минусы эксклюзивного договора при продаже недвижимости

Что такое бизнес-консалтинг и брокеридж

Due-diligence в недвижимости

Как рассчитать рентабельность покупки бизнеса с арендатором

Как сдать помещение свободного назначения

Что такое бизнес-консалтинг и брокеридж

Что такое бизнес-консалтинг и брокеридж коммерческой недвижимости. Чем бизнес-брокеры могут помочь собственнику недвижимости, и каким образом они увеличивают цену объекта

Заниматься продажей самому, нанять риелтора или обратиться в брокерскую компанию?

Продайте свой бизнес с Риал Групп

3 000+ совершенных сделок

30 000+ база клиентов

Коммерческая недвижимость может (и должна) приносить высокий стабильный доход. Но собственник не всегда знает, как «выжать» из объекта максимум. Бывает, что инвестор через какое-то время после покупки вовсе хочет избавиться от своей недвижимости, потому что она «невезучая», и арендаторы попадаются постоянно «не те».

Конечно, дело не в везении, и не в том, что кто-то навел на вашу собственность порчу. Сделать объект высокодоходным могут грамотный консалтинг и брокеридж.

В первую очередь, недвижимости нужна объективная оценка. Нет, не для того, чтобы поскорее ее продать. Консалтинговая компания выполнит оценку не только объекта в целом, но и оценку арендных ставок, где объект будет стабильно приносить прибыль как арендатору, так и собственнику помещения. Такая оценка поможет определить точки роста, при которых можно что-то изменить либо улучшить, тем самым повысив ценность объекта.

В компании «Риал Групп» опытные бизнес-брокеры, юристы и бухгалтеры. Их задача — проконсультировать вас и при необходимости скорректировать вектор. Они знают, как:

пустующее помещение, которое пока приносит одни убытки, превратить в прибыльный арендный бизнес;

сменить арендатора на более ответственного и при этом повысить арендную ставку;

максимально выгодно продать недвижимость, если лучшее решение в отношении этого объекта — продажа.

Консультация специалиста из нашей компании, его взгляд на бизнес «со стороны» помогают превратить в источник дохода недвижимость, которая остальным кажется абсолютно бесперспективной.

Брокеридж коммерческой недвижимости

Брокеридж (от англ. brokering, посредничество) — это целый комплекс услуг на рынке коммерческой недвижимости. Частично эти услуги перекликаются с тем, что может сделать агент (риелтор). Но только частично. Ведь задача риэлтора продать/сдать в аренду. А задача брокера получить наибольшую выгоду для клиента, путем правильной оценки.

Понятнее будет на примере. Допустим, вы хотите сдать или продать торговое помещение в Москве.

Что делает в этом случае агент (риелтор)?

Агент (риелтор) берет ваш объект, не оценивая его, и размещает рекламу на различных ресурсах. Как правило, эта реклама еще и некорректно написана, и в редких случаях собирает целевую аудиторию.

Далее он ждет звонков. Если звонки все-таки случаются, то агент звонит вам и засыпает вас массой вопросов, на которые он не может самостоятельно найти ответ.

В большинстве случаев он выступает к вам с предложениями по сильно заниженной цене.

В конце концов, объект «замыливается» и теряет ценность и привлекательность для потенциальных клиентов. В этом случае вам приходиться отдать объект хоть за какие-то деньги, потеряв время и нервы.

Что сделает для вас брокерская компания?

Разработает маркетинговую стратегию и упаковку проекта, которые помогут найти арендатора либо покупателя для вашей коммерческой недвижимости в самые кратчайшие сроки.

Будет вести дальнейшую работу с базой ритейла и инвесторов, отбирать и прозванивать подходящих.

Проведет переговоры со всеми желающими, соберет презентации и офферы и направит их вам. Предпочтение будет отдано тем, которые в наибольшей степени соответствуют портрету вашего клиента.

Организует подписание договора в соответствии со всеми юридическими формальностями.

В дальнейшем может взять на себя обязательства по управлению объектом, контролировать поступление арендных платежей и вместо вас решать возникшие вопросы с арендатором, управляющей компанией и контролирующими органами.

В случае досрочного съезда арендатора безвозмездно подберет нового.

Если вы приняли решение продать или сдать свою коммерческую недвижимость, услуги брокерской компании помогут сэкономить деньги и время.

Наша деловая репутация – это множество уникальных проектов с постоянными клиентами и партнерами компании, которые рекомендуют сотрудничество с нами своим друзьям и знакомым.

Источник

Брокерские услуги

Брокеридж коммерческой недвижимости – поиск арендатора или покупателя на объект недвижимости.

«Агентство регионального развития» предлагает брокерские услуги по офисным, торговым, складским, промышленным объектам недвижимости, земле коммерческого назначения и готовому бизнесу.

Наши консультанты проводят сделки с учетом потребностей клиентов:

— представляя интересы собственников, инвесторов, девелоперов коммерческой недвижимости;

— представляя интересы арендатора/покупателя.

Услуги собственникам, инвесторам, девелоперам

По программе «Все включено» консультанты АРР продают или сдают в аренду объекты коммерческой недвижимости по максимально выгодной цене, сокращая временной простой объекта по рынку в среднем в 2 раза.

Сбор и обработка информации об объекте недвижимости, анализ конкурентной среды.

Оценка объекта, рыночной стоимости/арендной ставки.

Консультации по качественной предпродажной подготовке объекта, нюансам сделки.

Разработка и реализация индивидуального маркетингового плана продвижения объекта на рынке, позволяющему сократить простой объекта.

Поиск потенциальных арендаторов и покупателей с использованием собственной базы и баз партнёрской сети.

Проведение презентаций, показов недвижимости.

Проведение, встреч, переговоров в качестве официального представителя собственника с потенциальным арендаторами, покупателями.

Юридическое сопровождение сделки (разработка/корректировка договоров; помощь в сборе и подготовке документов; регистрация сделок в Росреестр для регистрации сделки; юридические консультации).

Отчет о проделанной работе каждые две недели.

Услуги арендаторам, покупателям

В рамках поиска и подбора коммерческой недвижимости арендаторам и покупателям предоставляются:

Формирование заявки на коммерческую недвижимость с учетом всех требований и пожеланий клиента.

Поиск и подбор недвижимости из базы АРР и баз партнерской сети, составление шорт-листа объектов.

Показы, презентации объектов.

Консультации по вопросам сделки.

Проведение переговоров с собственником с представлением интересов покупателя/арендатора.

Юридическое сопровождение сделки (оформление, корректировка, проверка договоров; заказ выписок из реестров; помощь в сборе и подготовке документов; регистрация сделки в Росреестре; юридические консультации).

Отчет о проделанной работе каждые две недели.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗВОНИТЕ нашему консультанту: +7-921-730-92-01 , и мы обязательно ответим на них.

Источник

Образец договора оказания услуг по подбору для нежилого помещения, для последующего заключения договора аренды/субаренды, или уступки права аренды, или купли-продажи этого помещения, с собственником или арендатором указанного помещения, заключаемого между юридическими лицами

ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Исполнитель по заданию Заказчика обязуется совершить определенные настоящим Договором действия, а Заказчик обязуется произвести оплату за выполненные Исполнителем работы (оказанные услуги).

1.2. Исполнитель выполняет работы (оказывает услуги) по подбору для Заказчика нежилого помещения, для последующего заключения Заказчиком договора аренды/субаренды, или уступки права аренды, или купли-продажи этого помещения, с собственником или арендатором указанного помещения.

1.3. В заявке Заказчика (Приложение №1), в числе прочего указывается: намерение Заказчика заключить договор аренды, или уступки права аренды, или купли-продажи нежилого помещения, ориентировочная площадь требуемого нежилого помещения, место нахождение помещения, ориентировочная цена нежилого помещения, Ф.И.О представителя Заказчика, который будет производить осмотр помещений.

1.4. В Приложении №2 указать должность и Ф.И.О лиц, уполномоченных действовать (осуществлять просмотры и подписывать Протокол осмотра) от имени Заказчика в рамках настоящего Договора.

2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Предоставить Исполнителю все требуемые последнему документы, материалы, сведения необходимые для выполнения работ (оказания услуг) в рамках настоящего Договора. Получать сведения о ходе выполнения Исполнителем Договора.

2.2. Обеспечить участие представителя Заказчика в переговорах, консультациях организованных Исполнителем.

2.3. В день осмотра подписывать Протоколы смотра нежилого помещения, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора. В случае уклонения Заказчика от подписания Протокола осмотра, после фактически состоявшегося осмотра нежилого помещения, Исполнитель и собственник (арендатор) нежилого помещения, либо его представитель, делают об этом соответствующую отметку в Протоколе осмотра. Протокол осмотра с указанной выше отметкой считается состоявшимся.

2.4. При принятии решения о намерении заключить сделку по одному из представленных Исполнителем нежилому помещению, сделать соответствующую отметку в Протоколе осмотра.

2.5. Не вести самостоятельно, без участия представителей Исполнителя, переговоры с собственниками (арендаторами) предполагаемой недвижимости, а также их представителями.

2.6. Произвести оплату вознаграждения Исполнителю по настоящему Договору.

2.7. Не распространять и не передавать третьим лицам информацию, предоставленную Исполнителем, без письменного разрешения Исполнителя.

2.8. В течение рабочих дней с момента подписания с собственником (арендатором) нежилого помещения договора о намерениях, предварительного договора, договора купли-продажи или аренды, договора уступки прав аренды либо любого другого договора подразумевающего изменение права владения, и/или пользования, и/или распоряжения нежилым помещением указанного в любом из протоколов осмотра помещения, подписать с Исполнителем Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг). В случае не подписания Заказчиком указанного Акта и при отсутствии письменных возражений Заказчика, стороны считают, что работы (услуги) выполнены надлежащим образом, в полном объеме и в срок, и подлежат оплате в соответствии с разделом 3 Договора.

2.9. Заказчик вправе вносить изменения в заявку Заказчика (Приложение №1), путем их оформления в письменном виде. Изменения к заданию Заказчика вступают в силу после их подписания Заказчиком.

2.10. При намерении Заказчика арендовать нежилое помещение:

2.10.2. Вести поиск нежилых помещений, в соответствии с Приложением №1 к настоящему Договору, с целью осуществления намерений Заказчика.

2.10.3. Осуществлять показ помещений Заказчику и проводить переговоры с собственниками/арендаторами недвижимости.

2.10.4. Оказывать Заказчику содействие в процессе переговоров с собственниками недвижимости.

2.10.5. Не принимать никаких обязательств от имени Заказчика, без его письменного распоряжения.

2.10.6. Проверить у собственника/арендатора нежилого помещения правоустанавливающие документы на недвижимость, на предмет соответствия требования действующего законодательства.

2.10.7. Информировать Заказчика о ходе исполнения Договора.

2.11. При намерении Заказчика приобрести нежилое помещение в собственность:

2.11.1. Используя свою базу данных, находит и предлагает Заказчику нежилое помещение, отвечающее требованиям, указанным в Приложении №1.

2.11.2. Осуществлять показ помещений Заказчику и проводить переговоры с собственниками недвижимости.

2.11.3. Способами, не противоречащими действующему законодательству РФ, проверить «юридическую чистоту» нежилого помещения (права собственника на нежилое помещение, выбранное Заказчиком, а также отсутствие либо наличие имеющихся ограничений (обременений).

2.11.4. Проверяет у собственника нежилого помещения и Заказчика наличие всех документов необходимых для составления договора купли-продажи и его последующей государственной регистрации.

2.11.5. В ходе совершения перечисленных выше действий предоставляет Заказчику связанные с этими действиями необходимые консультации.

2.12. При намерении Заказчика оформить уступку прав аренды на нежилое помещение.

2.12.2. Вести поиск нежилых помещений, в соответствии с Приложением №1 к настоящему Договору, с целью осуществления намерений Заказчика.

2.12.3. Осуществлять показ помещений Заказчику и проводить переговоры с собственниками недвижимости.

2.12.4. Оказывать Заказчику содействие в процессе переговоров с арендаторами недвижимого имущества.

2.12.5. Не принимать никаких обязательств от имени Заказчика, без его письменного распоряжения.

2.12.6. Информировать Заказчика о ходе исполнения Договора.

2.12.7. Проверить у арендатора нежилого помещения договор аренды на недвижимое имущество, на предмет соответствия требования действующего законодательства и возможности заключения договора уступки прав аренды.

2.13. В течение рабочих дней с момента подписания собственника (арендатора) нежилого помещения с Заказчиком договора о намерениях, предварительного договора, договора купли-продажи или аренды, договора уступки прав аренды либо любого другого договора подразумевающего изменение права владения, и/или пользования, и/или распоряжения нежилым помещением указанного в любом из протоколов осмотра помещения, подписать с Исполнителем Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).

2.14. Исполнитель обязуется сохранить в тайне ставшие ему известными сведения о совершенных Заказчиком сделках.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение за выполненные работы (оказанные услуги) по настоящему Договору в следующем размере: от согласованной сторонами по Сделке стоимости.

3.1.1. При заключении договора аренды/субаренды размер вознаграждения Исполнителя составляет % от суммы годовой арендной/субарендной платы, указанной в договоре аренды помещения, который будет заключен между Заказчиком и собственником/арендатором нежилого помещения, подобранного Исполнителем.

3.1.2. При приобретении Заказчиком в собственность нежилого помещения, подобранного Исполнителем – в размере % от цены договора купли-продажи, который будет заключен между Заказчиком и собственником нежилого помещения.

3.1.3. При переуступке прав аренды от арендатора нежилого помещения подобранного Исполнителем к Заказчику, вознаграждение за выполненные работы (оказанные услуги) составляет % от цены договора уступки права аренды, который будет заключен между Заказчиком и арендатором нежилого помещения.

3.2. Окончательный размер вознаграждения указывается Исполнителем в Акте сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).

3.3. Оплата производится Заказчиком в течение рабочих дней с момента подписания сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) на расчетный счет Исполнителя. Оплата производится в рублях РФ.

3.4. Обязанность Заказчика по оплате считается выполненной, с момента поступления денег на расчетный счет Исполнителя.

3.5. Выплата вознаграждения не зависит от необходимости и факта регистрации договора аренды и/или купли – продажи, и/или уступки прав аренды, а также от условий указанных договоров.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Сторона Договора, имущественные интересы которой нарушены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Договору другой стороной, вправе требовать полного возмещения причиненных ей этой стороной убытков.

4.2. В случае отказа регистрирующего органа в регистрации договора аренды, или договора купли-продажи, или договора уступки прав аренды заключенного между Заказчиком и собственником (арендатором) нежилого помещения, подобранного в рамках настоящего Договора, Исполнитель ответственности не несет.

4.3. В случае подписания Заказчиком без участия или согласия Исполнителя каких-либо сделок по представляемым Исполнителем нежилым помещениям, указанным в Протоколе осмотра, в течение срока действия настоящего Договора и в течение месяцев после окончания срока его действия, Заказчик выплачивает Исполнитель штраф в размере цены настоящего Договора.

4.4. В случае нарушения Заказчиком п.5.2 Договора и последующего заключения третьими, дочерними или аффилированными лицами договора подразумевающего изменение права владения, и/или пользования, и/или распоряжения нежилым помещением, указанным в любом из протоколов осмотра помещения, на основании информации предоставленной Заказчиком, последний выплачивает Исполнителю штраф в размере цены настоящего Договора.

4.5. Ни одна из Сторон не будет нести ответственность за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему договору, если указанное неисполнение стало следствием действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), в том числе эпидемии, снежных заносов, прекращения или ограничения перевозки грузов в соответствующем направлении, наводнений, пожаров, землетрясений, иных стихийных бедствий, войн и военных действий, катастроф, а также принятием органами государственной власти и управления нормативных актов, прямо препятствующих Сторонам исполнять свои договорные обязательства. Форс-мажорными могут быть признаны также любые иные обстоятельства, указанные в ГК РФ.

5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

5.1. Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность перед третьими лицами в отношении информации и документации, полученной ими в ходе исполнения настоящего Договора, за исключением той информации и документации, раскрытие которых разумно необходимы в целях выполнения своих обязательств по Договору.

5.2. Информация о нежилых помещениях показанных Исполнителем Заказчику, указанная в Протоколах осмотра, не может быть передана Заказчиком третьим, дочерним и аффилированным лицам.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Все споры, разногласия и/или требования, возникшие из настоящего Договора и/или в связи с ним, Стороны будут пытаться разрешить путем переговоров.

6.2. По всем вопросам, не нашедшим отражения в тексте и условиях настоящего Договора, но прямо или косвенно вытекающих из данных правоотношений, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

6.4. До передачи спора в суд стороны обязаны соблюсти претензионный порядок. Датой заявления претензии считается дата календарного штемпеля почтового ведомства о приеме заказного письма либо дата отметки о получении претензии представителем стороны, которой данная претензия адресована.

6.5. Все приложения к настоящему договору, Акты сверки взаиморасчетов, первичная документация, должна в обязательном порядке удостоверяться лицами, подписавшими настоящий Договор, либо их уполномоченными представителями, и скрепляться печатями.

6.6. Настоящий Договор, может быть, расторгнут по соглашению Сторон. Последствия расторжения настоящего договора определяются взаимным соглашением его Сторон или судом по требованию любой из сторон Договора.

6.7. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и хранящихся у обеих Сторон.

6.8. Условия настоящего Договора применяются к отношениям Сторон, возникших только после заключения настоящего Договора.

Источник

Инвестируем в коммерческие помещения в новостройках: советы экспертов

договор брокериджа коммерческой недвижимости. договор брокериджа коммерческой недвижимости фото. картинка договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть фото договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть картинку договор брокериджа коммерческой недвижимости.

2020 год показал хрупкость многих инвестиционных стратегий. На какое-то время весной этого года недвижимость превратилась из актива в пассив. Особенно больно пандемия ударила по арендному рынку жилья и торговым центрам. А вот главными победителями в 2020 году можно признать владельцев дач и коттеджей под аренду в Подмосковье (ведь спрос на загородное жилье растет даже осенью), а также владельцев коммерческой недвижимости внутри жилых кварталов (особенно тех из них, кто смог сдать свои помещения под аренду продуктовому ретейлу).

В этой статье разберем тему приобретения площадей под магазины внутри ЖК-новостроек. Вместе с аналитиками, частными инвесторами и девелоперами рассказываем, как инвестировать деньги в коммерческую недвижимость на первых этажах новостроек максимально выгодно.

В этой статье

Спрос на коммерческие площади в новостройках растет

Коммерческая недвижимость становится тихой гаванью для многих инвесторов. Это касается как инвестиций в апартаменты (данный формат относится к коммерческой недвижимости, а не жилой), так и инвестиций в офисы и стрит-ретейл.

Последний формат недвижимости оказался самым гибким в кризисном 2020 году. Благодаря этому интерес инвесторов к коммерческим помещениям под ретейл не только не падал, но даже вырос, говорят аналитики. «Спрос от частных инвесторов в 2020 году высокий и даже выше обычного, особенно на помещения под супермаркеты, аптеки и небольшие кафе. Помещения первой линии в бюджете до 50 млн руб. выкупаются задолго до ввода объекта в эксплуатацию», — подтверждает руководитель департамента брокериджа компании RRG Светлана Ярова.

договор брокериджа коммерческой недвижимости. договор брокериджа коммерческой недвижимости фото. картинка договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть фото договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть картинку договор брокериджа коммерческой недвижимости.

Два типа инвесторов в коммерческую недвижимость внутри ЖК

Инвесторов, которые вкладывают свои средства в коммерческую недвижимость в новостройках, условно можно разделить на два типа: инвесторы-сберегатели и инвесторы-бизнесмены. «К первому можно отнести тех, кого интересует долгосрочный пассивный доход. Такие инвесторы предпочитают приобретать недвижимость на старте проекта, им важен стабильный доход, который они станут получать от сдачи этого помещения в аренду после того, как дом будет введен в эксплуатацию. Ко второму типу инвесторов можно отнести людей, которые рассчитывают получить максимальную прибыль в наиболее короткие сроки. Например, они приобретают максимально готовое помещение, сдают его в аренду, а затем продают как готовый бизнес», — объяснила коммерческий директор ГК ФСК Ольга Тумайкина.

Сколько стоят коммерческие помещения в новостройках

Стоимость коммерческих помещений в ЖК-новостройках зависит от многих факторов: места, класса объекта, расположения внутри комплекса (первая или вторая линия), стадии готовности дома или проекта, площади самого помещения и пр.

По оценке RRG, в Москве (включая ТиНАО) коммерческие площади в новостройках стоят от 80 тыс. до 800 тыс. руб. за 1 кв. м. «На первой линии ЖК без ограничения доступа клиентов форматные помещения до 100 кв. м могут стоить от 380 тыс. до 800 тыс. руб. за 1 кв. м, а иногда и выше. Ходовые лоты в большинстве ЖК стоят 200–400 тыс. руб. за 1 кв. м. Если говорить про не самые ликвидные площади, то они могут стоить около 100 тыс. руб. за 1 кв. м и ниже», — рассказала Ярова из RRG.

договор брокериджа коммерческой недвижимости. договор брокериджа коммерческой недвижимости фото. картинка договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть фото договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть картинку договор брокериджа коммерческой недвижимости.

Примеры цен на помещения под ретейл в новостройках

договор брокериджа коммерческой недвижимости. договор брокериджа коммерческой недвижимости фото. картинка договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть фото договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть картинку договор брокериджа коммерческой недвижимости.

Ольга Тумайкина, коммерческий директор ГК ФСК:

— В наших московских проектах комфорт-класса средняя стоимость квадратного метра варьируется от 170 тыс. до 220 тыс. руб. К примеру, в ЖК «Настроение», который мы возводим в Ростокинском районе, можно приобрести помещение площадью 67 кв. м за 12,5 млн руб. Стоимость квадратного метра составит 187 тыс. руб.

В более дорогих проектах средняя стоимость квадратного метра варьируется в пределах 260–340 тыс. руб. В ЖК бизнес-класса «Рихард» в помещении площадью 153 кв. м метр квадратный стоит 263 тыс. руб.

В проектах, которые мы реализуем в Московской области, средняя стоимость варьируется в пределах 130–170 тыс. руб. за 1 кв. м. Например, в ЖК «Южная Битца», который мы строим в Ленинском районе, в помещении площадью 50,8 кв. м стоимость метра составляет 153 тыс. руб.

Ставки аренды на ретейл-помещения в новых ЖК

Ставки аренды в жилых комплексах определяются двумя основными факторами: числом жителей самого ЖК (то есть размером комплекса, его плотностью) и наличием/отсутствием дополнительного трафика извне.

«Если речь идет о небольшом закрытом объекте, то ставки в нем будут низкие, потому что там мало людей и можно рассчитывать только на тот трафик, который присутствует непосредственно в этом ЖК», — отметила консультант департамента стрит-ретейла Colliers International Анастасия Шакина.

Ставки аренды на ретейл-площади в новостройках могут разниться достаточно серьезно даже в рамках одного комплекса. «Скажем, витринное помещение правильной формы с достаточной электрической мощностью, выходящее на улицу с высоким трафиком, может стоить в два-три раза дороже, чем помещение в том же ЖК, расположенное со стороны двора и предназначенное для сопутствующих услуг или детского/образовательного центра, где уже нет и таких характеристик самого помещения, и высокой проходимости», — продолжила эксперт из Colliers International.

Какие площади под стрит-ретейл в новостройках востребованы, а какие нет

Инвесторам в стрит-ретейл в новостройках важно, чтобы их помещения нашли арендатора максимально быстро, дорого и надолго. «Основные профили арендаторов, типичные для стрит-ретейла жилых комплексов, — это аптеки, ателье и бытовые услуги, небольшие продуктовые магазины, пекарни, магазины алкогольной продукции, а также различные детские заведения: школы иностранных языков, детские развивающие центры и т. д.», — перечисляет Шакина из Colliers International.

По словам эксперта, возможность размещения арендатора того или иного профиля обусловлена размерами помещений, потребностью в данном профиле, размерами самого жилого комплекса и технической готовностью девелопера предлагать решения для более широкого круга арендаторов. Например, для ресторанных помещений требуется специальная вытяжка, а для супермаркетов — продуманная зона погрузки-разгрузки, не мешающая жителям шумом.

Востребованными инвесторами могут быть не отдельные помещения, а целые ЖК. «Помещения раскупаются в комплексах «понятных» застройщиков либо в районах плотной застройки (ЖК от 1 тыс. квартир), либо в ЖК, встроенных в окружение, где есть перспектива роста — будущая застройка, появление станции метро и т. д.», — рассказала Ярова из RRG.

С трудом покупаются помещения в бюджете от 200 млн руб. либо просто крупные помещения от 150 кв. м без возможности деления, неформатные, темные, с большим количеством несущих стен и др. либо расположенные в ЖК, который находится в глубине района. «Также с некоторым затруднением продаются помещения на огороженных территориях или с окнами и входной группой во двор, так как это, скорее, офисы либо помещения под свой бизнес — йога, школа, салон красоты и др. Но визуальная и физическая доступность для клиентов, формальность помещения и качество инфраструктуры и самого ЖК являются крайне важными для инвесторов сегодня. Ну и цена, конечно. Она должна давать возможность рассчитывать на доходность от 8% годовых, иначе нет смысла в такой инвестиции», — добавила эксперт из RRG.

договор брокериджа коммерческой недвижимости. договор брокериджа коммерческой недвижимости фото. картинка договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть фото договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть картинку договор брокериджа коммерческой недвижимости.

Личный опыт: интервью с инвестором в коммерческие площади в новостройках

договор брокериджа коммерческой недвижимости. договор брокериджа коммерческой недвижимости фото. картинка договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть фото договор брокериджа коммерческой недвижимости. смотреть картинку договор брокериджа коммерческой недвижимости.

Роман Лапурко — эксперт, в портфеле реализованных проектов которого находится более 40 торговых помещений коммерческой недвижимости различной квадратуры в Москве и Подмосковье

— Как выбрать локацию для покупки коммерческой недвижимости на первых этажах новостройки?

— В идеальном сценарии нужно выбирать локацию и инвестировать в покупку коммерческих площадей на первых этажах новостройки уже с расчетом на конкретную компанию-арендатора, согласовав эту покупку с ним. Сегодня на рынке нередки подобные случаи, и эти взаимодействия выгодны обеим сторонам. Если же таких партнеров у вас нет, то, обращая внимание на местоположение ЖК, вы должны исходить из того, что у большинства арендаторов какие-то районы максимально востребованы, какие-то менее, в каких-то часть арендаторов не развивается вообще. Здесь важна и густонаселенность, и покупательная способность. Скажем, потенциалы ЖК востока Москвы и западной части кардинально разные. Это касается и скорости сдачи помещения в аренду, и арендной ставки. Немаловажным фактором является близость к метро. Если говорить о Подмосковье, то учитывается удаленность ЖК от Москвы. Например, есть компании, не развивающиеся в удаленности более 15 км от МКАД. Но, помимо локации, вам необходимо обращать внимание на число жителей в ЖК. Если рассматривать самостоятельный ЖК, а не дома, вписанные в уже в существующий жилой фонд, то хороший сетевой арендатор, как правило, не рассматривает ЖК, где численность жителей менее 10 тыс. человек.

— А как выбирать помещения внутри ЖК-новостройки? На что обращать внимание при выборе?

— Каждый ЖК необходимо рассматривать индивидуально — факторов, влияющих на принятие решения, довольно много. Внутри новостроек, если это крупный ЖК с квартальной застройкой, самые топовые места находятся на основных трафиковых артериях либо рядом с крупными супермаркетами. Почти всегда хорошо работают въездные группы, где концентрируется максимальный трафик. Все просто — на въезде вас видят все жильцы, на периферии — только те, кто там живет. Локация очень важна для сетевых арендаторов — крупных компаний: кофеен, аптек, продуктового ретейла. Однако есть арендаторы, для которых локационные возможности не так важны. Например, коммерческие помещения где-нибудь вдали от пешеходного трафика, внутри ЖК, могут быть интересны различным службам доставки, дарк-китченам, студиям детского развития. Также надо понимать, в каком окружении находится дом, в котором предлагаются помещения, и стремиться искать соответствующих арендаторов. Например, если по соседству с объектом есть больница/поликлиника, то коммерческие помещения здесь могут стать магнитом для сопутствующего бизнеса — аптек, частных медицинских клиник, лабораторий. Школа или детский сад притягивают магазины канцтоваров, студии детского развития и дошкольного образования. В некоторых случаях также можно ориентироваться на близость помещения к остановкам общественного транспорта.

— Какие планировки удачные, а какие нет? Какие площади самые востребованные у арендаторов?

— Планировки коммерческих помещений в новостройках можно разделить на два типа: комнатные и зальные. Комнатные планировки в коммерческих помещениях — это наследие панельного домостроения, сегодня они считаются неликвидным активом и их очень сложно сдать в аренду. В последние годы застройщики даже при панельном строительстве стараются первый этаж, отведенный для нежилых помещений, делать монолитным. Это позволяет выводить на рынок гораздо большее количество помещений со свободными зальными планировками. Большое количество колонн, пилонов негативно влияет на сдачу помещения в аренду. Также необходимо учитывать меньшую ликвидность помещений, расположенных не на одном уровне с тротуаром, имеющих ступени. У помещения должны быть хорошие видовые и рекламные возможности — панорамные окна, двери должны выходить на проезжую часть либо трафиковую пешеходную артерию. Чем больше окон — тем лучше. Оптимальный размер коммерческого помещения в новостройках Москвы и Подмосковья, я бы сказал, от 60 до 90 кв. м. Многие компании работают в сегменте, предусматривающем открытия в такой квадратуре. Такие помещения находят арендаторов быстрее. Ну и, конечно, каждое помещение должно иметь мокрую точку.

— Если заранее арендатора найти не удалось, на каком этапе начинать его поиск?

— Я бы рекомендовал приступать к поиску уже в момент ввода корпуса в эксплуатацию, то есть за три-четыре месяца до получения ключей. Большинство компаний без проблем выходят на подписание предварительного договора аренды, тем самым заранее обеспечивая себя необходимым помещением.

— Как и где искать арендатора?

— Существует три основных варианта. Первый вариант назовем пассивным — через размещение объявления в интернете на специализированных площадках. Для этого достаточно короткого описания, плана помещения и нескольких фотографий объекта. Второй вариант — более активный — через работу с потенциальными арендаторами. Для этого необходимо найти контакты отдела развития интересующей вас сети, составить письмо — коммерческое предложение, отправить его потенциальному арендатору. Это более трудозатратная и профессиональная работа. Третий вариант, возможный только после передачи застройщиком помещения вам, — через застекольную рекламу. На окне-витрине своего помещения повесьте слово «Аренда» и оставьте телефон для связи. Самостоятельный поиск выглядит так. Все три варианта — рабочие, надо пользоваться всеми.

— Как собственнику определить ставку аренды?

— Самый верный способ правильно определить ставку — изучить конкурентную среду. Надо понять, какую ставку называют по помещениям в этом ЖК с максимально схожей локацией и квадратурой. Нужно понимать, что вы не можете проводить сравнение с помещением, расположенным на первой линии, и, например, помещением в глубине дворов. Характеристики должны быть максимально схожи. Так определяется стартовая ставка. Ставка ежегодно индексируется в среднем по рынку на 5%, это прописывается в договоре аренды. Повысить или пересмотреть ставку в новостройке возможно через некоторое время, после ввода основной части корпусов в эксплуатацию. В ЖК растет количество жителей, у вашего арендатора растет количество потенциальных клиентов, а значит, есть возможность повысить ставку. Но все зависит от ваших договоренностей с арендатором и от того, по долгосрочному договору вы работаете или краткосрочному. Желательно продумывать эти повышения заранее и согласовывать их с арендатором в самом начале взаимоотношений. Тогда ваши договоренности могут предусматривать градацию ставок на первый, второй, третий год аренды, что должно быть отражено в договоре. Встречаются такие примеры, когда за пару лет ставка может вырасти на 30–40% (с учетом, что количество жильцов в ЖК выросло как минимум на эту же процентовку).

Еще раз хотел бы уточнить: ориентировочное понимание арендной ставки должно определить целесообразность покупки помещения, прорабатывать этот вопрос необходимо еще до покупки. Нередко встречаются предложения с завышенным прайсом, да еще и с окончанием строительства корпуса и вводом его в эксплуатацию через два года. На этом непрофессиональный инвестор может обжечься и обмануться в своих ожиданиях.

— Как готовить помещение под арендатора? Стоит ли вкладываться в ремонт?

— Однозначно — нет. И сетевые арендаторы, и частный несетевой бизнес подписывают помещения «в бетоне», так как зонирование помещения, определение квадратуры торгового зала, склада, местонахождения санузлов и т. д. определяются индивидуально каждым арендатором в зависимости от специфики его деятельности. Например, студия детского творчества поделит ваше помещение на пять кабинетов, а алкомаркету нужны один торговый зал и небольшой склад. Зонирование совершенно разное, все очень индивидуально, по этой причине ремонт без подписанного арендатора выполнять не стоит. Также надо иметь в виду, что арендодатель частично компенсирует затраты на ремонт, давая арендатору арендные каникулы на время проведения строительных работ. Средний срок каникул для квадратуры 60–90 кв. м обычно составляет два-три месяца.

Еще одна важная деталь: каждому арендатору нужны определенные электромощности. Для большинства арендаторов, работающих в помещениях площадью 60–90 кв. м, мощность должна начинаться как минимум от 15 кВт.

— Стоит ли покупать коммерческие помещения на первых этажах новостроек с целью перепродажи для заработка на росте стоимости?

— Да, но для этого необходимо обладать глубокой рыночной экспертизой. Это возможно, но на сверхдоходность ориентироваться не стоит. Если сдать в аренду неправильно выбранное помещение тяжело, но все же возможно, пусть и запросив невысокую арендную ставку, то перепродать такое помещение с выгодой будет уже сложнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *