договор действующий на основании доверенности образец
Доверенности
Доверенность представляет собой документ, на основании которого третье лицо получает полномочия на представление интересов. То есть, третье лицо сможет действовать от лица человека, давшего доверенность. Документ может оформляться как на одного человека, так и на группу лиц. Определение данного вида бумаги содержится в статье 185 ГК.
Основные признаки доверенности
Доверенность отличается этими признаками:
Если документ не имеет перечисленных признаков (к примеру, соглашение не заключено в письменной форме), он не будет иметь юридической силы.
Нужно ли заверять документ нотариально?
В статье 185.1 ГК указаны случаи, когда доверенность нужно заверять у нотариуса:
Существуют доверенности, которые приравнены к нотариальным. Соответственно, такие документы не нужно заверять у нотариуса. Виды подобных бумаг содержатся в части 2 статьи 185.1 ГК. В частности, заверять ничего не нужно, если документ выдается фирмой:
Если доверенность выдается от имени ЮЛ, заверять ее у нотариуса не нужно. Достаточно подписи руководителя или лиц, которые имеют право на проставление подписи согласно Уставу компании.
Разновидности доверенностей
Основные разновидности документов, передающих полномочия:
Генеральная доверенность – это особый тип документа. Оформляться она может только на человека, на которого доверитель может полностью положиться. Нужно всегда учитывать риск того, что представитель может обмануть доверие. На основании генеральной доверенности человек получает исключительные полномочия. Следовательно, высок риск злоупотребления.
Разновидности документов по типу предоставляемых полномочий
На основании доверенности могут предоставляться общие или исключительные полномочия. Рассмотрим общие полномочия в рамках делопроизводства (статья 35 ГПК, статья 41 АПК, статья 45 КАС):
Исключительные полномочия в рамках судопроизводства (статья 54 ГПК):
Под общими полномочиями понимаются полномочия, которые не нужно отдельно закреплять в доверенности. Если же это исключительные полномочия, перечень их нужно дословно указывать. Если они не будут указаны, представитель не сможет ими воспользоваться.
Содержание документа
Содержание доверенности зависит от ее вида. Но, как правило, в документе присутствуют эти реквизиты:
Иногда в документе указывается возможность передоверия. Предполагает передачу полномочий от одного представителя другому.
Договор купли-продажи квартиры по доверенности
Договор купли-продажи квартиры по доверенности мало отличается от типичного договора купли-продажи. Важно помнить о необходимости указания данных доверенного лица, а также прописать номер и дату составления доверенности. Полномочия представителя не обязательно дублировать в тексте договора. Для того, чтобы составить договор купли-продажи квартиры по доверенности в Москве, обращайтесь к специалистам портала Правио. По доступной цене они оперативно помогут оформить документ.
Договор купли-продажи квартиры по доверенности: содержание
В наши дни сделки по переходу права собственности на недвижимое имущество часто заключаются не самими сторонами, продавцом и покупателем, а их представителями, действующими на основании доверенности. По своему содержанию такой договор практически не отличается от обычного договора купли-продажи. При оформлении документа проверьте наличие следующих данных:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: необходимо дополнительно указать сведенья о представителях и основания их участия в правоотношении, то есть прописать номер и дату подписания доверенности;
Особенности договора
Если интересы продавца и/или покупателя представляет доверенное лицо, например, родственник и риелтор, важно учитывать следующие нюансы:
СОВЕТ: переписывать полномочия доверенного при заполнении бланка договора не обязательно. Достаточно их указать в самой доверенности.
Договор купли-продажи квартиры по доверенности: порядок подписания
По общему правилу заверение договора у нотариуса не предусмотрено. Исключение составляет продажа доли квартиры и сделка, в которой продавец находится под опекой.
ВАЖНО: ст. 551 ГК РФ предусматривает гос. регистрацию договора. Если Вы хотите возложить полномочия по подаче и получению документов после регистрации на представителя, необходимо при составлении доверенности прописать это полномочие. Минимум нужно распечатать три экземпляра договора: для сторон и для регистрирующего органа.
Вы можете скачать образец в любом удобном вам формате: pdf, doc, png а также распечатать для дальнейшего заполнения.
Скачать в PDF Скачать В Word Печать Просмотр
Как правильно делегировать право подписи гражданско‑правовых договоров и кадровых документов
Все документы от имени организации вправе подписывать ее руководитель. Это общее правило наверняка известно каждому бухгалтеру. Однако не всегда целесообразно тратить время руководителя на проставление подписи на каждой официальной бумаге. Ведь документооборот в компаниях может достигать значительных объемов. Кроме того, руководитель может уйти в отпуск, заболеть, уехать в командировку и т.п. Во всех этих ситуациях возникает необходимость делегировать право подписи. Порядок оформления этой операции зависит от того, что именно доверяется подписывать третьему лицу. Сегодня мы подробно остановимся на правилах передачи права подписи гражданско-правовых договоров и кадровой документации.
Подписание гражданско-правовых договоров
Общие правила оформления доверенности на подписание договоров приведены в статье 185.1 Гражданского кодекса(заметим, что эти же положения применяются и при оформлении доверенностей для большинства иных целей, например, для налоговых).
Итак, доверенность от имени юрлица выдается в простой письменной форме (за исключением случаев, когда полномочия передаются для совершения сделки, требующей нотариального удостоверения, либо для подписания различных документов, связанных с зарегистрированными объектами недвижимости — в этих случаях доверенность придется заверить у нотариуса). Никаких унифицированных форм для доверенности не установлено. Это значит, что компания может сама разработать необходимые образцы. Утверждать их каким-либо внутренним распорядительным документом не нужно. Объясняется это тем, что доверенность не является первичным учетным документом, так как никаких хозяйственных операций сама по себе не подтверждает. Таким образом, в случае необходимости компания всегда может оперативно дополнить или изменить форму доверенности.
Из обязательных реквизитов для доверенности ГК РФ называет только подпись руководителя организации и дату выдачи документа (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ и п. 1 ст. 186 ГК РФ). Ни срок действия доверенности, ни образец подписи уполномоченного лица, ни основания передачи полномочий не являются обязательными реквизитами, но могут включаться в текст документа, если доверитель считает это необходимым.
Из общих положений о доверенности следует, что она должна содержать суть делегируемых полномочий, а также данные уполномоченного лица и лица, выдавшего доверенность. На практике для идентификации в доверенности юридического лица (как доверителя, так и уполномоченного) указывается его организационно-правовая форма, фирменное наименование, ОГРН и ИНН. А для идентификации физического лица в качестве доверенного — его фамилия, имя и отчество (полностью), дата и место рождения, место жительства, а также данные паспорта (серия, номер, дата выдачи и данные подразделения, выдавшего документ (наименование и номер)). Соответственно, доверенность будет действительна только при предъявлении паспорта уполномоченного лица (где, кстати, имеется и образец подписи — именно поэтому в доверенности он необязателен).
Дополнительно в доверенности можно отразить срок ее действия. Если этого не сделать, то она будет действовать ровно один год с момента выдачи (п. 1 ст. 186 ГК РФ). Обратите внимание, что в доверенности можно указать абсолютно любой срок: ни минимальных, ни максимальных значений законодательство не предусматривает. При этом устанавливать срок доверенности в виде события (например, получение товара или подписание договора) нельзя, так как такой подход противоречит общим правилам статьи 190 ГК РФ. Эта статья разрешает определять срок указанием только на такое событие, которое должно наступить неизбежно, то есть оно не может зависеть от воли и действий сторон (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.02 № 66).
Резюмируем. Право подписывать гражданско-правовые документы от имени организации можно передать любому лицу. Передача оформляется письменной доверенностью за подписью руководителя организации. Унифицированной формы данного документа не установлено. Срок действия доверенности организация определяет самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств.
Подписание кадровой документации
На возможность подписания приказов и других локальных нормативных актов по кадровой тематике не только руководителем организации, но и иным уполномоченным лицом, указывают и подзаконные акты, которые регулируют порядок заполнения первичной учетной кадровой документации. Например, в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1; далее — Указания по заполнению унифицированных форм) сказано, что приказ о приеме на работу (форма № Т-1) может быть подписан не только руководителем, но и уполномоченным лицом. Однако в этих Указаниях не оговаривается, как оформить полномочия такого лица, и какие изменения нужно внести в форму № Т-1, если ее подписывает уполномоченное лицо.
К сожалению, Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» также не дал ответа на вопрос о том, как оформить делегирование права подписи кадровых документов. В пункте 12 этого постановления сказано лишь о том, что представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с учредительными документами юридического лица либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено соответствующими полномочиями. Другими словами, для того, чтобы передать право подписи кадровых документов, нужно предусмотреть порядок такой передачи в локальном нормативном акте организации или сделать соответствующую оговорку в трудовом договоре, заключенном с уполномоченным лицом. Однако судьи ВС РФ не уточнили, какими конкретно документами можно подтвердить временную передачу полномочий руководителя, и частности, нужно ли оформлять доверенность на уполномоченное лицо.
Формальных оснований для выдачи доверенности в данном случае нет, поскольку трудовое законодательство не содержит такого требования. Нормы статьи 185 ГК РФ о том, что для делегирования полномочий руководителя издается доверенность, не являются обязательными при передаче полномочий по подписанию кадровых документов. Ведь в силу положений статьи 5 ТК РФ трудовые отношения регулируются трудовым законодательством, которое состоит из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. То есть Гражданский кодекс, содержащий нормы гражданского (а не трудового) права, не является нормативным правовым актом, регулирующим трудовые отношения.
Однако суды не всегда признают, что для передачи полномочий руководителя по подписанию кадровых документов достаточно издать соответствующий локальный нормативный акт (например, приказ). Зачастую арбитры требуют, чтобы в этом случае на уполномоченное лицо была дополнительно оформлена доверенность (см. постановление ФАС Московского округа от 09.01.04 № КГ-А41/10211-03). Хотя иногда организациям все же удается отстоять в суде кадровые решения, принятые уполномоченным лицом, которое действовало только на основании приказа (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.09 № А19-7218/07-57-5-52-Ф02-826/09).
Сделаем вывод. Чтобы избежать оспаривания и признания незаконными кадровых решений, принятых уполномоченным лицом, лучше все же оформить на него доверенность. Тем более что это не противоречит законодательству. Ведь понятно, что уполномоченное лицо, подписывая трудовые договоры, локальные акты и прочие кадровые документы, действует не от своего имени, а представляет интересы организации-работодателя. А законодательное регулирование вопроса представительства интересов юридического лица перед третьими лицами предусмотрено лишь нормами Гражданского кодекса. Поэтому если организация, чтобы избежать рисков, решит оформить доверенность на подписание кадровых документов, то при ее составлении надо учитывать положения ГК РФ о доверенности.
В доверенности, выданной уполномоченному лицу, нужно указать, какие именно действия по «кадровой части» от имени организации оно вправе совершать, и установить срок полномочий. Также целесообразно отметить, что уполномоченное лицо действует от имени организации не как физическое лицо, а как работник организации, занимающий определенную должность. Это не позволит ему злоупотреблять предоставленными правами в случае увольнения, а также ограничит сферу деятельности доверенности «территорией» организации, поскольку для подтверждения его полномочий будет необходима информация из штатного расписания компании.
Формулировка доверенности в данном случае может быть такой:
Общество с ограниченной ответственностью «Лазурит-ФС» в лице директора Николаева Дмитрия Анатольевича, действующего на основании Устава, настоящей доверенностью уполномочивает Петрова Ивана Дмитриевича (указываются паспортные данные, дата и место рождения, место жительства и т.д.), занимающего должность руководителя отдела кадров Общества с ограниченной ответственностью «Лазурит-ФС»,…
Подытожим. Трудовое законодательство предусматривает возможность передачи полномочий руководителя по подписанию кадровых документов третьим лицам. При этом ТК РФ не дает четкого ответа на вопрос о том, как оформить делегирование полномочий руководителя организации, требуя, лишь, чтобы порядок такого делегирования был зафиксирован в локальных нормативных актах или учредительных документах. Судебная практика зачастую требует дополнительного оформления доверенности.
Поскольку уполномоченное лицо в рассматриваемой ситуации представляет интересы юридического лица, а порядок оформления такого представительства зафиксирован в Гражданском кодексе, то в случае делегирования полномочий по подписанию кадровых документов доверенность оформляется по правилам, предусмотренным этим кодексом.
Как оформляется подпись уполномоченного лица
Отдельно остановимся на особенностях оформления самих документов, завизированных уполномоченным лицом.
Когда представитель действует по доверенности, то «шапка» гражданско-правового договора составляется следующим образом. В качестве стороны по договору указывается организация-доверитель, а дальше оговаривается, что от ее лица действует представитель по доверенности. При этом в текст договора вносятся реквизиты доверенности (дата, номер, если есть). Подробные сведения об уполномоченном лице (дата, место рождения, место жительства и т.п.) в договоре можно не указывать. Но иногда это лучше сделать. Например, если речь идет о крупных сделках, либо сделках с недвижимостью, которые подлежат регистрации. Сведения об уполномоченном лице вписываются в договор в точном соответствии с тем, как они указаны в доверенности.
«Шапка» договора, заключенного доверенным лицом от имени организации, может выглядеть так:
Общество с ограниченной ответственностью «Лазурит-ФС» в лице Николаева Дмитрия Анатольевича (при необходимости указываются его паспортные данные, дата и место рождения и т.д.), действующего на основании доверенности от 16.09.2019 года…
Несколько иначе оформляется представительство, когда уполномоченное лицо подписывает от имени доверителя односторонние документы, например, заявления, претензии и т.п. В этой ситуации непосредственно рядом с подписью делается надпись «представитель по доверенности» и отображаются реквизиты доверенности.
Что касается кадровой документации, то и здесь порядок оформления подписи доверенного лица зависит от вида документа. Так, при составлении трудовых договоров применяется точно такой же подход, как и при оформлении гражданско-правовых договоров. То есть в «шапке» трудового договора указывается, что он заключен юрлицом, от лица которого действует уполномоченный представитель. А для подписания уполномоченным лицом иных кадровых документов (например, приказов) можно внести соответствующие изменения в реквизит «подпись» издаваемого документа. То есть в таком приказе будет указано не «Руководитель организации», а «Уполномоченное лицо», а также добавлены поля для отражения реквизитов доверенности.
Но можно пойти и другим путем. Как уже отмечалось, Указания по заполнению унифицированных форм прямо предусматривают возможность подписания таких форм не руководителем, а уполномоченным лицом. Но при этом никаких оговорок о том, что в этом случае надо изменить реквизит «подпись» самой формы в Указаниях нет. Поэтому можно сделать следующий вывод: уполномоченное лицо вправе поставить свою подпись в соответствующей графе вместо подписи руководителя. То есть никаких изменений в форму вносить не нужно. А полномочия подписанта в случае необходимости (по запросу работника, трудинспекции, суда и т.д.) будут подтверждены приказом и доверенностью.
Договор купли-продажи квартиры по доверенности – Образец, бланк 2021 года
Договор купли-продажа (ДКП) относится к наиболее распространённому гражданско-правовому контракту. Предметом соглашения может быть всевозможное имущество, в том числе, квартира.
В жизни могут случиться такие обстоятельства, когда, либо покупатель, либо продавец по какой-либо причине не могут присутствовать при подписании ДКП жилья. В этом варианте – такое соглашение можно оформить по доверенности, которую предъявляет от имени той или иной стороны их доверенное лицо.
Можно ли купить квартиру по доверенности – законодательное регулирование?
Оформить ДКП жилого помещения по доверенности возможно, если одна из сторон в силу различных причин не может лично присутствовать при подписании соглашения. Для этого Продавец или покупатель должен обратиться к нотариусу и выписать доверенность от своего имени доверенному лицу.
Такая форма сделок по приобретению квартиры может осуществляться, если:
При этом, основным законодательным документом, на основании которого регулируется данный вид оформления ДКП, является ГК РФ, где отмечены следующие статьи:
Кроме ГК РФ, вопросы купли-продажи жилья регулируются законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на … имущество …».
Когда и в каких случаях используется договор купли-продажи квартиры по доверенности?
Использование представителя при оформлении ДКП жилплощади регламентируется ГК РФ в том случае, если одна из сторон, при заключении такой сделки, не может лично присутствовать при подписании такого соглашения. Для оформления сделки представитель должен иметь нотариально оформленную доверенность, предоставляющую полномочия по подписанию ДКП квартиры. Причиной отсутствия одной из сторон при оформлении ДКП квартиры может быть:
В таких обстоятельствах у нотариуса осуществляется выписка доверенности, с обозначением полномочий, на основании которых представитель получает право на оформление ДКП жилья.
Примечание. Если одна из сторон сделки находится в тюремном заключении, в лечебном или социальном учреждении, на армейской службе, доверенность оформляется не нотариусом, а другими уполномоченными лицами, перечень которых представлен в ст. 185.1 ГК РФ.
Порядок оформления договора купли-продажи квартиры по доверенности
Перед оформлением ДКП квартиры представителем одной из сторон требуется обратиться к местному нотариусу для получения доверенности. Вид данного документа зависит от полномочий, которые доверительному лицу предоставляет сторона сделки. Доверенность может быть:
Примечание. Представителем стороны может быть лишь совершеннолетний и дееспособный человек. При этом, одно и то же лицо, не может одновременно выступать от имени обеих сторон (п. 3 ст. 182 ГК РФ).
При оформлении нотариальной доверенности, согласно ст. 333.24 НК РФ, установлена госпошлина в сумме 100 рублей для родственника или 500 рублей – при выписке доверенности на стороннее лицо. Дополнительно придется оплатить услуги по составлению текста, распечатке, копированию и прочих действий, выполняемых нотариусом.
Алгоритм действий по оформлению ДКП квартиры осуществляется в следующем порядке:
Примечание. ДКП квартиры непременно заверяется у нотариуса, если:
Как заполнить договор купли-продажи квартиры по доверенности в 2021 году?
Унифицированного шаблона ДКП квартиры по доверенности – законодательством РФ не предусмотрено. Такой документ не отличается от типового ДКП недвижимости. Отличием является лишь то, что в преамбуле соглашения, кроме реквизитов лиц, между которыми осуществляется сделка, отображаются реквизиты их представителей и доверенностей, которые являются непременным приложением соглашения.
ДКП квартиры заполняется на стандартном листе бумаги, формата А4. Документ может быть заполнен вручную, пастой черного или синего цвета, или в распечатанном виде, после набора на компьютере. При заполнении документа вручную нужно использовать разборчивый почерк. Документ не должен содержать ошибок, исправлений и зачеркиваний.
Заполнение документа необходимо осуществлять:
1) С отображения его названия.
2) Ниже нужно отметить населенный пункт, где заполняется документ и дату его составления.
3) Следующим пунктом является заполнение преамбулы, где указываются:
4) Далее требуется перейти к заполнению следующего раздела «Предмет договора». Здесь потребуется описать отчуждаемую квартиру с обозначением:
5) Затем нужно описать реквизиты правоустанавливающих документов. Сюда можно отнести:
6) Следующий раздел, «Стоимость и ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ», заполняется с указанием цены недвижимости цифровым значением и прописью. При этом, Продавец гарантирует, что:
7) Порядок передачи. Здесь требуется заполнить гарантии Продавца о том, что квартира не обременена, не находиться под арестом, замечания, которые обнаружены при осмотре и передаче недвижимости.
8) Также нужно отметить порядок передачи квартиры с обозначением момента принятия в собственность Покупателем и каким документом это осуществляется, кому вручаются ключи от квартиры, а также – на кого ложится бремя расходов по переоформлению собственности в Росреестре.
9) Кроме этого, нужно будет изложить информацию о прописанных лицах и, если таковые имеются, отобразить сроки их выписки.
10) Завершающим этапом оформления ДКП является заполнение раздела «ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ» где прописывается:
11) В конце договор обязан быть подписан доверенными лицами, представляющими интересы сторон, с расшифровкой фамилий подписантов.
ДКП жилплощади по доверенности обязан быть заполнен в 3-х экземплярах (по одному для сторон, заключивших сделку, третий – для Росреестра, при оформлении перерегистрации права собственности на переданную квартиру.
После получения Покупателем выписки из ЕГРН, свидетельствующей о занесении в базу данных Росреестра права собственности, Покупатель становиться полноправным владельцем квартиры.
Примечание. Данная форма ДКП квартиры не является обязательной. Стороны могут составить такой документ с заполнением дополнительных разделов, предусматривающих подробное описание обязанностей и прав сторон, а также, ответственности за невыполнение договорных условий.
Образец договора купли-продажи квартиры по доверенности
Скачать бланк и образец
Риски покупки недвижимости по доверенности
Составляя ДКП жилого помещения по доверенности, нужно быть особенно внимательным, как Продавцу, так и Покупателю, чтобы не «нарваться» на мошеннические схемы подобных сделок. При этом, проблемы с оформлением ДКП могут возникнуть не только в результате умышленных противоправных действий, но при ошибках, который могут совершить стороны, из-за отсутствия опыта по оформлению ДКП.
Для снижения риска допущения каких-либо ошибок и, чтобы не потерять деньги, причем довольно немалые, при оформлении сделки по доверенности, рекомендуется обратится к профессионалам (к нотариусу или к опытному юристу), которые не только правильно оформят все документы, но и проверят квартиру на юридическую «чистоту», а также дадут дельные советы.
Планируя приобрести квартиру, продаваемую по доверенности, покупателю нужно будет убедиться, что:
При этом, могут быть следующие риски:
Любой из перечисленных вариантов может привести к оспариванию сделки, как собственником квартиры, так и его родственниками. При таких обстоятельствах Покупатель рискует потерять не только квартиру, но и деньги, вложенные в нее.
Риски продавца могут возникнуть в следующих вариантах:
Иногда может случиться так, что владелец квартиры даже не подозревает, что его недвижимость выставлена на реализацию по доверенности. Такое может быть, если: