договор европейское объединение угля и стали

Создано Европейское объединение угля и стали

договор европейское объединение угля и стали. договор европейское объединение угля и стали фото. картинка договор европейское объединение угля и стали. смотреть фото договор европейское объединение угля и стали. смотреть картинку договор европейское объединение угля и стали.

Европейское объединение угля и стали — международная организация, объединявшая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заложившая основу дальнейшей экономической интеграции в Европе.

Идея создания ЕОУС впервые была предложена 9 мая 1950 года Робером Шуманом, министром иностранных дел Франции, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Он заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая-либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям». Для достижения цели Парижским договором была учреждена первая европейская наднациональная организация, в которую вошли не только Франция и ФРГ, но также Италия и страны Бенилюкса: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. В рамках договора между странами создавался общий рынок угля и стали. ЕОУС управлялся Высшим руководящим органом, контролируемый Советом министров, Ассамблеей и независимым Судом.

Объединение прекратило существование 23 июня 2002 года в связи с истечением срока действия договора.

9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастёт жизненный уровень населения, поскольку произойдёт объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал положить конец долговременному соперничеству между Францией и Германией, организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа, подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов.

В ФРГ Конрад Аденауэр поддержал декларацию Шумана, тогда как Социал-демократическая партия Германии не соглашалась с ней: по мнению руководителя СДПГ Курта Шумахера, ЕОУС расстроит все надежды на национализацию металлургической отрасли и приведёт к Европе «картелей, клерикалов и консерваторов».

В результате последовавших межправительственных переговоров и дискуссий был подготовлен Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. Его первоначальными участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Договор был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет и вступил в силу 25 июля 1952 г.

В соответствии с Договором, в течение 1952—1957 гг. был постепенно сформирован общий рынок угля, железной руды, железного лома, стали, чугуна и специальных сталей государств-участников, внутри ЕОУС были отменены таможенные пошлины на продукцию угледобывающей и металлургической промышленности и количественные ограничения в торговле этой продукцией, введены единые транспортные тарифы на перевозки угля и руды, железного лома и продукции металлургической промышленности.

Уже к 1955 г. добыча угля в государствах-членах выросла до 250 млн тонн, а производства стали — до 60 млн тонн в год.

Источник

Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) (Подписан в г. Париже 18.04.1951) (с изм. и доп. на февраль 1986 г.)

[неофициальный перевод]
ДОГОВОР
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УГЛЯ И СТАЛИ
(Париж, 18 апреля 1951 года)
(в ред. на февраль 1986 г.)
Президент Федеративной Республики Германия, Его Королевское Высочество Принц Королевства Бельгия, Президент Французской Республики, Президент Итальянской Республики, Ее Королевское Высочество Великая Герцогиня Люксембургская, Ее Величество Королева Нидерландов,

считая, что мир на Земле может быть сохранен лишь созидательными усилиями, соизмеримыми с грозящей ей опасностью;

убежденные в том, что вклад организованной и жизнедеятельной Европы в развитие цивилизации неотделим от поддержания мирных отношений;

признавая, что Европейское здание может опираться лишь на практические достижения, формирующие прежде всего реальную солидарность, и создание общей основы экономического развития;

желая способствовать повышению жизненного уровня и дальнейшему укреплению мира посредством расширения основных производств;

исполненные решимости заменить многовековое соперничество слиянием своих коренных интересов; создать посредством учреждения экономического сообщества основу для более широкого и глубокого объединения народов, долгое время разделявшихся кровавыми конфликтами; заложить основу для институтов, которые укажут направление к ставшей отныне общей для них судьбе;

решили создать Европейское объединение угля и стали и для этого назначили своими полномочными представителями:

Президент Федеративной Республики Германия:

доктора Конрада Аденауэра, федерального канцлера и министра иностранных дел;

Его Королевское Высочество Принц Королевства Бельгия:

г-на Пауля ван Зееланда, министра иностранных дел;

г-на Йозефа Меуриса, министра внешней торговли;

Президент Французской Республики:

г-на Робера Шумана, министра иностранных дел;

Президент Итальянской Республики:

г-на Карло Сфорца, министра иностранных дел;

Ее Королевское Высочество Великая Герцогиня Люксембургская:

г-на Йозефа Беха, министра иностранных дел;

Ее Величество Королева Нидерландов:

г-на Д.У. Стиккера, министра иностранных дел;

г-на Й.Р.М. ван ден Бринка, министра экономики;

которые, обменявшись своими полномочиями, найденными в полном порядке и надлежащей форме, договорились о нижеследующем.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ

Статья 1

Данным Договором Высокие Договаривающиеся Стороны учреждают Европейское объединение угля и стали, основанное на общем рынке, общих целях и общих институтах.

Статья 2

Европейское объединение угля и стали в полном соответствии с экономическими системами государств-членов имеет своей целью способствование экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня в государствах-членах путем учреждения общего рынка, как предусматривается статьей 4.

Объединение будет последовательно создавать условия, которые сами по себе обеспечат наиболее рациональное распределение продукции при возможно более высоком уровне производительности, сохранять постоянную занятость и заботиться о том, чтобы не вызвать существенных и долговременных нарушений в экономике государств-членов.

Статья 3

Институты Объединения, действуя в общих интересах и в рамках соответствующих полномочий:

a) обеспечивают упорядоченное снабжение общего рынка, принимая во внимание потребности третьих стран;

b) обеспечивают равный доступ к источникам производства всех потребителей, находящихся в сравнимом положении в общем рынке;

c) обеспечивают установление самых низких цен при условии, что они не будут компенсироваться более высокими ценами, устанавливаемыми теми же предприятиями в других сделках, либо более высоким общим уровнем цен в другое время, и одновременно позволят нести необходимые амортизационные расходы и получать норму прибыли с вложенного капитала;

d) обеспечивают поддержание условий, которые будут стимулировать предприятия к наращиванию и улучшению их производственного потенциала и содействовать политике рационального использования природных ресурсов и предотвращения их безрассудного истощения;

e) способствуют улучшению условий труда и жизненного уровня трудящихся в каждой из отраслей, за которые отвечает Объединение, с тем чтобы добиться гармонизации этих условий в процессе их улучшения;

f) способствуют росту международной торговли и обеспечивают соблюдение одинаковых ограничений в экспортных ценах;

g) способствуют упорядоченному наращиванию и модернизации производства, а также улучшению качества при отказе от протекционизма против конкурирующих производств, если только он не оправдан неправильными действиями с их стороны или в их пользу.

Статья 4

Данным Договором предусматривается, что признаются несовместимыми с общим рынком угля и стали и соответственно подлежат отмене и запрещению в рамках Объединения следующие действия:

a) импортные и экспортные пошлины или сборы, имеющие эквивалентный эффект, а также количественные ограничения на движение товаров;

b) меры и практика, дискриминационные по отношению к производителям, покупателям и потребителям, особенно в ценах, сроках поставки, тарифах и условиях транспортировки, а также меры и практика, являющиеся вмешательством в свободный выбор поставщика покупателем;

c) субсидии или помощь, предоставляемые государствами, как и особые сборы, налагаемые государствами в какой бы то ни было форме;

d) ограничительная практика, ведущая к разделу или эксплуатации рынков.

Статья 5

Объединение будет осуществлять свои задачи в соответствии с настоящим Договором с ограниченной степенью вмешательства.

Для этого Объединение:

— обеспечивает общее руководство и помощь заинтересованным сторонам путем получения информации, организации консультаций и разработки общих целей;

— предоставляет финансовые ресурсы в распоряжение предприятий для инвестирования и частично несет расходы по реадаптации;

— обеспечивает создание, сохранение и соблюдение условий для нормальной конкуренции, осуществляя прямое воздействие на производство или на рынок лишь в том случае, если этого потребуют обстоятельства;

— делает достоянием гласности причины своих действий и предпринимает необходимые меры, обеспечивающие соблюдение положений настоящего Договора.

Институты Объединения осуществляют свою деятельность при минимальном использовании административного механизма и в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами.

Статья 6

Объединение является юридическим лицом.

В международных отношениях Объединение обладает правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения целей.

В каждом из государств-членов Объединение обладает наибольшей правоспособностью, предоставляемой юридическим лицам в данном государстве; Объединение может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество и выступать стороной в суде.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ИНСТИТУТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья 7

Институтами Объединения являются:

— Высший руководящий орган и состоящий при нем Консультативный комитет;

— Общая ассамблея (ниже именуемая «Европейский парламент»);

— Специальный Совет министров (ниже именуемый «Совет»);

— Суд ЕС (ниже именуемый «Суд»).

____________________________
* Второй отступ включен на основании статьи 1 Договора об изменении некоторых финансовых положений.

Глава I
ВЫСШИЙ РУКОВОДЯЩИЙ ОРГАН

Статья 8

Обязанность Высшего руководящего органа состоит в том, чтобы обеспечить достижение целей, поставленных в настоящем Договоре, в соответствии с его положениями.

Статья 9

(Статья аннулирована на основании статьи 19 Договора о слиянии.)
[Смотри статью 10 Договора о слиянии, изложенную следующим образом:

Число членов Комиссии может быть изменено единогласным решением Совета.

Членами Комиссии могут быть только граждане государств-членов.

В составе Комиссии должен быть по крайней мере один гражданин от каждого государства-члена, но не может быть более двух членов, имеющих гражданство одного и того же государства.

____________________________
* Первый абзац параграфа 1 изменен в соответствии со статьей 15 Акта о вступлении Испании и Португалии.

2. Члены Комиссии, действуя в общих интересах Сообществ, полностью независимы в выполнении своих обязанностей.

При выполнении своих обязанностей они не запрашивают и не принимают инструкций от какого бы то ни было правительства или иного органа. Они воздерживаются от всяких действий, несовместимых с их обязанностями. Каждое государство-член обязуется уважать этот принцип и воздерживаться от попыток повлиять на членов Комиссии при выполнении ими своих обязанностей.

В течение всего срока своих полномочий члены Комиссии не могут заниматься какой-либо другой деятельностью, за вознаграждение или безвозмездно. Вступая в должность, они торжественно подтверждают, что, как в период ее исполнения, так и впоследствии они будут соблюдать вытекающие из этого обязательства, и особенно проявлять щепетильность и осторожность в том, что касается согласия занять определенные должности или получить определенные выгоды после прекращения их деятельности в Комиссии. В случае нарушения этих обязательств членом Комиссии Суд по запросу Совета или Комиссии и в зависимости от обстоятельств, может принять решение об отстранении его от должности в соответствии с положениями статьи 13 либо лишении права на пенсию или иных преимуществ, заменяющих ее.]
____________________________
Статья 13 Договора о слиянии. Смотри также сноску к статье 12.

Статья 10

(Статья аннулирована на основании статьи 19 Договора о слиянии)
[Смотри статью 11 Договора о слиянии, изложенную следующим образом:

Члены Комиссии назначаются по общему согласию правительств государств-членов.

Статья 11

(Статья аннулирована на основании статьи 19 Договора о слиянии).

[Смотри статью 14 Договора о слиянии, изложенную следующим образом:

За исключением случаев, когда заменяется весь состав, такие назначения производятся после консультации с Комиссией.

В случае отставки или смерти председателя и вице-председателя эти должности замещаются на оставшийся срок в соответствии с вышеизложенными положениями.]
____________________________
* Первый абзац изменен в соответствии со статьей 16 Акта о вступлении Испании и Португалии.

Второй абзац включен на основании статьи 16 того же Акта.

Статья 12

(Статья аннулирована на основании статьи 19 Договора о слиянии).

[Смотри статью 12 Договора о слиянии, изложенную следующим образом:

Помимо обычного порядка обновления состава или случаев смерти, обязанности члена Комиссии прекращаются вследствие добровольной отставки или отстранения от должности.

Возникшая вакансия заполняется на остающийся срок полномочий данного члена Комиссии. Совет, при условии единогласия, может решить, что в заполнении вакансии нет необходимости.

Если какой-либо член Комиссии более не удовлетворяет требованиям, необходимым для исполнения обязанностей, либо оказывается виновным в недостойном поведении, Суд может отправить его в принудительную отставку по обращении Совета или Комиссии.

Статья 13

(Статья аннулирована на основании статьи 19 Договора о слиянии).

[Смотри статью 17 Договора о слиянии, изложенную следующим образом:

Заседание Комиссии считается правомочным лишь при наличии кворума, предусмотренного ее процедурными правилами.]
____________________________
* Статья 10 Договора о слиянии. Смотри выше также статью 9.

Статья 14

Для выполнения своих задач в соответствии с положениями настоящего Договора Высший руководящий орган принимает решения, дает рекомендации или заключения.

Решения являются обязательными во всех своих частях.

Рекомендации являются обязательными в части, касающейся преследуемых целей, но оставляют выбор соответствующих методов достижения этих целей за теми, кому адресованы рекомендации.

Заключения не имеют обязательной силы.

В случаях, когда Высший руководящий орган компетентен принимать решения, он может ограничиться рекомендацией.

Статья 15

Решения, рекомендации и заключения Высшего руководящего органа содержат изложение доводов, на которых они основаны, а также отсылки к мнениям, затребованным в ходе подготовки.

Когда решения и рекомендации носят индивидуальный характер, они становятся обязательными к исполнению после уведомления стороны, которой они касаются.

Во всех остальных случаях они вступают в силу в момент опубликования.

Высший руководящий орган определяет процедуру выполнения данной статьи.

Статья 16

Высший руководящий орган проводит все организационные мероприятия, обеспечивающие деятельность его департаментов.

Он может учреждать комитеты по изучению, в том числе комитет по изучению экономических вопросов.

(Третий абзац аннулирован на основании статьи 19 Договора о слиянии).

[Смотри статью 16 Договора о слиянии, изложенную следующим образом:

Комиссия устанавливает свои процедурные правила с целью обеспечения своей работы и работы своих департаментов в соответствии с положениями Договоров о создании Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества, Европейского сообщества по атомной энергии, а также настоящего Договора. Она обеспечивает опубликование этих правил.]

Статья 17

(Статья аннулирована на основании статьи 19 Договора о слиянии).

[Смотри статью 18 Договора о слиянии, изложенную следующим образом:

Ежегодно, не позже чем за месяц до открытия

Источник

Первый шаг к ЕС: 70 лет назад было создано Европейское объединение угля и стали

Участниками соглашения стали шесть государств: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. К созданию ЕОУС страны подтолкнула представленная 9 мая 1950 года декларация французского министра иностранных дел Роберта Шумана.

Согласно документу, налаживание совместного производства угля и стали должно было стать первым шагом к европейской интеграции. Итогом этого процесса объединения Шуман видел создание европейской федерации.

По мнению политика, только интеграция могла спасти Европу от нового военного конфликта. Одновременно сотрудничество в рамках ЕОУС должно было стимулировать развитие промышленности во всех странах-участницах и способствовать их экономическому выравниванию.

Сталелитейная промышленность, как и металлургия в целом, были драйверами экономики Европы тех лет. Об этом RT рассказал старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

«В свою очередь, уголь в то время был основным видом топлива и важным элементом металлургического процесса. Речь шла о том, чтобы придать рынку регулируемый характер, избежать ненужной конкуренции и максимально аккумулировать потенциал крупнейших стран Европы того периода», — добавил эксперт.

Так, даже в 1962 году производство стали и связанные с этим сектора экономики обеспечивали 38,8% ВВП стран ЕОУС. При этом на уголь приходилось почти 50% всего потребления энергоресурсов участников объединения. Об этом свидетельствуют данные Евростата.

В целях формирования общеевропейского рынка угля и стали страны — участницы ЕОУС устранили торговые барьеры и предоставили взаимный доступ к месторождениям угля и железной руды, а также к производственным мощностям. Для этого в рамках организации были созданы высший руководящий орган, Совет министров, общая ассамблея и суд.

«В результате к 1958 году торговля сталью между шестью странами увеличилась на 151% по сравнению с 1950 годом; торговля углём увеличилась на 21%, железной рудой — на 25%», — отмечал в 2002 году председатель Европарламента Пэт Кокс.

Новые сообщества

Первоначальные успехи европейской интеграции подтолкнули шесть стран — членов ЕОУС к подписанию в 1957 году в Риме ещё двух договоров: о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Если целью Евратома являлось налаживание сотрудничества шести государств в области мирного использования атомной энергии, то у ЕЭС были гораздо более амбициозные задачи. Об этом RT рассказал научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Сергей Шеин.

«Договор о ЕЭС ставил целью создание в рамках «шестёрки» таможенного союза с последующим переходом к общему рынку. На первом этапе участники ЕЭС планировали отменить таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами, создать общий таможенный тариф, ввести общую аграрную и торговую политику. На втором этапе предполагалось обеспечить четыре свободы — движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов», — пояснил эксперт.

В результате подписания римских договорённостей шесть государств стали участниками трёх организаций одновременно. За соглашениями закрепилось название «Европейские сообщества».

«Органы управления ЕЭС и Евратома повторяли уже известную по ЕОУС структуру. В ней, к слову, была попытка учесть наднациональный интерес — это высший руководящий орган и суд, интересы стран — участниц — это Совет министров, а также интерес европейских граждан — общая ассамблея», — объяснил Шеин.

8 апреля 1965 года в Брюсселе был подписан договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ. Соглашение вступило в силу в 1967 году.

Тормозной путь

Участие в Европейских сообществах придавало импульс для быстрого экономического развития. Так, с 1962 по 1967 год темпы роста ВВП шести членов ЕОУС ежегодно составляли 4,4%, а с 1967 по 1973 год — 5,1%.

Тем не менее в 1970-e годы интеграционные процессы в Европейских сообществах замедлились. Как отметил Сергей Шеин, начался период «европессимизма». По словам эксперта, государства стали вести протекционистскую политику и нарушать Римские соглашения. К этому их подтолкнули внешние экономические проблемы.

«В августе 1971 года произошёл крах Бреттон-Вудской валютной системы, основанной на золотодолларовом стандарте. После этого курс той или иной валюты стал определяться на основе рыночной конъюнктуры. Кроме этого, в 1973 году на фоне очередной арабо-израильской войны случился первый нефтяной кризис», — напомнил эксперт.

Трансформация мировой финансовой системы и резкий рост цен на нефть, ставшей к тому времени основным топливом, привели к резкому замедлению деловой активности в странах Европейских сообществ. Среднегодовые темпы роста экономики в 1973—1986 годах опустились до 2%.

По данным Всемирного банка, в 1975 году кризис привёл к падению ВВП Германии на 0,9%, Франции — на 1%, Бельгии — на 2%, Италии — на 2,1%, а Люксембурга — на 6,6%. В свою очередь, Нидерланды продемонстрировали околонулевые темпы роста.

Впрочем, одновременно с этим происходило расширение ЕОУС, ЕЭС и Евратома. В 1973 году к шести странам Европейского сообщества присоединились ещё три государства: Великобритания, Ирландия и Дания. Любопытно, что до этого Великобритания дважды неудачно подавала заявки на вступление, отметил Сергей Шеин.

«Против участия Британии в объединении изначально был Шарль Де Голль, который воспринимал её как троянского коня США», — добавил эксперт.

В 1980-х годах страны Европы продолжали присоединяться к Европейскому сообществу. Несмотря на временные затруднения, европейская интеграция оставалась привлекательной с экономической точки зрения, полагает Владимир Оленченко.

«Сами шесть стран постепенно стали стремиться к привлечению других государств в Европейское сообщество. Например, Германия начала формироваться как экспортно ориентированная экономика. Ей были нужны рынки», — объяснил специалист.

По мнению эксперта, именно по этой причине в 1981 году к ЕЭС и ЕОУС присоединилась Греция, а в 1986-м — Испания и Португалия.

«Эти страны, конечно в развитии отставали, но представляли интерес как ёмкий рынок сбыта. В свою очередь, у них был интерес включиться в общую интеграцию и повысить свой уровень», — добавил эксперт.

В едином союзе

Параллельно с присоединением новых стран к участию в Европейских сообществах, в объединении начала формироваться единая денежная система. Так, ещё в 1971 году появился механизм «валютной змеи». Согласно ему члены сообществ привязывали свои валюты друг к другу и допускали колебания их курсов в заранее заданных границах.

На этой основе в 1979 году появилась Европейская валютная система и расчётная единица экю. Как рассказал Владимир Оленченко, страны Европы постепенно совершенствовали валютную систему, что позволило к 1999 году создать единую европейскую валюту — евро.

В 1986 году страны — участницы Европейских сообществ подписали Единый европейский акт, который вступил в силу с 1987-го. Государства приняли решение вернуться к выполнению целей ЕЭС и сформировать единое европейское пространство со свободой движения людей, капиталов, товаров и услуг.

Спустя шесть лет, в 1993 году, вступил в силу Маастрихтский договор, учредивший новое политическое и экономическое образование на базе Европейских сообществ. Так был сформирован Европейский союз.

В результате на территории Европы появился общий рынок. Для этого европейские власти приняли более 200 законов в области налоговой политики, регулирования бизнеса и других сфер.

В свою очередь, ЕОУС прекратило своё существование в 2002 году в связи с истечением срока действия Парижского договора. По словам Владимира Оленченко, страны ЕС не стали продлевать договор в связи с потерей угольной и сталелитейной промышленностью былой значимости.

Так, по данным Евростата, доля производства стали и смежных отраслей в экономике ЕС уже к 2000 году опустилась до 21,9%. В свою очередь, в 1999 году на долю угля приходилось лишь 10,9% всего потребления энергоресурсов в ЕС.

Хрупкий баланс

Как полагают эксперты, одним из главных вызовов для Евросоюза стало стратегическое решение о расширении ЕС на восток. Так, в 2004 году в объединение приняли восемь государств Восточной Европы, в 2007 году — ещё два.

«Под это решение необходимы были ресурсы, и тогда был принят план, который предполагал выделение денег на адаптацию этих стран, большинство из которых ранее входили в соцсодружество», — отметил Владимир Оленченко.

По словам специалиста, новые члены ЕС до сих пор продолжают требовать финансовых вливаний. При этом основными странами-донорами остаются Германия и Франция. По последним данным Евростата, в 2019 году на обе страны приходилось соответственно 24,7% и 17,4% ВВП ЕС.

«Таким образом, Германия с Францией устраивают своего рода благотворительность. При этом те же Польша и страны Прибалтики выступают против строительства газопровода «Северный поток — 2», отказ от которого означает потерю сырья для промышленности Германии», — рассказал Оленченко.

По его словам, в случае отказа от проекта «Северный поток — 2» Германия будет вынуждена покупать СПГ из США через распределительные терминалы в Польше. В этом случае газ для промышленных предприятий будет на 30—35% дороже, что приведёт к увеличению стоимости конечной продукции, подчеркнул эксперт.

«Соответственно, промышленность Германии не сможет конкурировать на мировом рынке и продавать свои товары. Тут получается абсурд — немецкая казна недополучает доходы, но при этом вынуждена давать новые дотации. А Польша и Прибалтика просят эти дотации и настаивают на их увеличении. В целом если до расширения ЕС был компактным и управляемым, то сейчас это уже не совсем так», — подчеркнул экономист.

Увеличение количества игроков в ЕС привело к затруднению при принятии стратегических решений, считает Сергей Шеин. Более того, по мнению эксперта, непонимание путей развития наблюдается и в «ядре» Евросоюза.

«С середины 2000-х годов ЕС столкнулся с чередой связанных и взаимно усиливающих друг друга кризисов. Попытка превратить Европейский союз в подобие федерации провалилась вместе с результатами референдумов о Конституции Европейского союза во Франции и Нидерландах», — добавил экономист.

Отметим, что противоречия в объединении уже привели к выходу из ЕС Великобритании. Так, страна проголосовала за брексит в 2016 году, а 31 января 2020 года окончательно вышла из Европейского союза.

«С момента своего присоединения к Европейским сообществам в 1973 году Великобритания всегда выбирала особый путь. Соединённое Королевство не участвовало во многих интеграционных инициативах. Например, страна не приняла евро и имела собственное представление о европейской интеграции, выступая против её углубления», — отметил Сергей Шеин.

Помимо этого, как подчеркнул эксперт, в настоящий момент ситуацию в ЕС усугубляет кризис политического лидерства.

«Всё чаще возникают алармистские настроения относительно «конца ЕС». На мой взгляд, они несколько преувеличены. Между тем отсутствие солидарности, идейный вакуум и кризис лидерства превращают вызовы экономического, миграционного, эпидемиологического плана для Европейского союза в полноценные кризисы и затрудняют процесс выхода из них», — заключил Шеин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *