договор гпх с администратором салона красоты образец
Договор гражданско-правового характера
Зачем нужно соглашение ГПХ и как составить
Договор гражданско-правового характера — любое соглашение в рамках гражданского законодательства. В нем стороны договариваются о взаимных правах и обязанностях. Чаще так: один что-то делает, другой платит.
По договору ГПХ могут работать внештатные специалисты: строители, бухгалтеры, агенты по недвижимости, писатели и другие. Соглашением ГПХ оформляется разовая работа или оказание услуги, а результат фиксируется актом выполненных работ.
Какие бывают договоры ГПХ
К соглашениям ГПХ относят договоры:
Для оформления работ обычно используют договор подряда, для услуг — договор возмездного оказания услуг.
Договор подряда — это когда исполнитель выполняет работу по заданию заказчика и передает ему результаты работы, а заказчик их оплачивает.
Такое соглашение часто заключают на ремонтные и строительные работы, переработку и изготовление мебели, украшений или чего-то еще. Он подразумевает материальный результат работы, который можно потрогать.
Договор возмездного оказания услуг подразумевает процесс оказания услуг, его результат нельзя потрогать. Обычно его заключают на:
Еще есть договор авторского заказа. Его заключают, если результат работы — произведение: иллюстрация, статья, научное исследование.
Стороны могут заключить договор ГПХ, который не предусмотрен законом, или смешанный — это когда в одном документе содержатся элементы различных соглашений.
Когда заключают
Соглашение ГПХ можно заключить на разовую или проектную работу или услугу: изготовить детскую кровать, сделать ремонт в санузле или помочь кому-то продать квартиру. Работа по договору ГПХ всегда разовая — она не носит регулярный характер.
Как заключить договор гражданско-правового характера
Соглашение ГПХ всегда заключается в письменной форме. Но физлица могут договориться между собой устно, если стоимость сделки не больше 10 000 рублей.
Для заключения договора ГПХ исполнителю нужны:
Трудовая книжка для оформления сотрудничества не нужна. Если договор ГПХ заключается с иностранным гражданином, понадобится разрешение на работу или патент.
При заключении договора ГПХ заказчик не оформляет приказ о приеме на работу и не делает запись в трудовой книжке исполнителя.
Условия соглашения
В договоре ГПХ прописывают предмет соглашения, сроки, стоимость работ или услуг. Еще в нем указывают порядок выполнения работ или оказания услуг, их объем, ответственность сторон и другие условия.
Предмет — то, о чем договариваются стороны: что именно должен сделать исполнитель и за какой результат или услугу — заплатить заказчик.
В договоре подряда и авторского заказа всегда указываются сроки завершения работы. Договор подряда может содержать промежуточные сроки — сроки завершения отдельных видов работ. Это когда одну большую задачу разбивают на несколько небольших и каждую сдают отдельно. В случае договора на ремонтные работы в санузле первым этапом может быть отделка пола и стен, вторым — установка сантехники. В договоре оказания услуг сроки работы указывать не обязательно.
В соглашении ГПХ указывают стоимость работы исполнителя. Еще прописывают, как проходит процедура сдачи-приемки работы или услуги и какие последствия ждут исполнителя, если работа или услуга окажется некачественной. Можно договориться о предоплате или поэтапной оплате и указать в договоре суммы за каждый этап. Если стоимость работы в договоре не прописана, заказчик платит среднюю цену по рынку за аналогичную работу или услугу.
В соглашении ГПХ можно прописать место работы исполнителя: бухгалтер выполняет задачи в офисе заказчика, а юрист консультирует только в своем офисе. Также важно обозначить, может ли исполнитель поручить работу третьим лицам или должен выполнить ее самостоятельно.
На какой срок можно заключать
Договор ГПХ заключается на определенный срок, но законом этот срок не ограничен. Заключить соглашение можно на несколько дней, недель или лет, но лучше договариваться о времени, которого исполнителю будет достаточно для выполнения работы или оказания услуги.
Порядок расторжения
Расторгнуть соглашение ГПХ можно в одностороннем порядке или по соглашению сторон.
Договор оказания услуг может расторгнуть в одностороннем порядке и заказчик, и исполнитель, если один оплатит другому понесенные расходы. Расторгнуть подряд в одностороннем порядке вправе только заказчик, если оплатит расходы подрядчика.
Если обе стороны решили прекратить сотрудничество, они оформляют письменное соглашение о расторжении. Порядок расторжения может быть прописан в договоре ГПХ, тогда стороны действуют по правилам из документа.
Расторгнуть договор ГПХ можно через суд только в случае, если вторая сторона против или не отвечает на уведомление о расторжении в установленный соглашением срок или в течение 30 дней, если срок не установлен.
Чем договор ГПХ отличается от трудового договора
Основные отличия — стороны и предмет соглашения.
В первом случае договор заключается между заказчиком и исполнителем, а предметом соглашения является результат работы или услуги. Во втором — договор заключается между работодателем и работником, а предметом является трудовая функция — работа по должности, штатному расписанию и профессии.
По трудовому договору работника оформляют в штат и он получает зарплату. Между ним и работодателем возникают трудовые отношения. А у работника появляются гарантии и компенсации: оплата больничных и ежегодного отпуска, выплаты при увольнении или сокращении.
По договору ГПХ исполнитель не числится в штате и работает в удобное время, а вместо зарплаты получает вознаграждение за выполненные работы. Результат отражают в акте выполненных работ.
Как салону красоты оформить сотрудников так, чтобы платить поменьше налогов?
У меня небольшой маникюрный салон, в котором работают пять мастеров. Я зарегистрирована как ИП, плачу на УСН 6% от дохода, а мои мастера никак не оформлены. Клиенты платят мастерам напрямую, те оставляют половину себе, а половину отдают мне. Если клиент хочет расплатиться картой, он переводит деньги мне, а я — половину мастеру.
Я понимаю, что это неправильно, но платить все налоги и взносы за работников мне не хочется, тем более что мастера часто меняются.
Как мне оформить мастеров так, чтобы все было законно, но платить поменьше?
Таким вопросом задаются почти все, кто с помощью нескольких сотрудников оказывает услуги людям: репетиторы, юристы, массажисты, тренеры, дизайнеры, строители и т. д.
Варианты решения почти для всех одинаковы. Разберемся на примере вашего маникюрного салона.
Никого не оформлять и ничего не подписывать
Некоторые предприниматели предпочитают решать проблемы по мере их поступления: никак не оформляют сотрудников и работают вообще без документов, а заниматься формальностями начинают только после первых штрафов. Проблема в том, что штрафы могут быть немаленькими.
Налоговая может заинтересоваться деньгами, которые проходили через мастеров и предпринимателя: с них должны были платить НДФЛ и взносы, а их не платили. Выяснить, кто и как передавал наличные деньги, налоговая не сможет, а вот все переводы по счетам за последние три года поднять будет легко.
Налоговая доначислит налоги и пени за просрочку, а также оштрафует предпринимателя за умышленную неуплату налога на 40% от суммы недоимки. Эти деньги просто снимут с его счета.
ст. 122 НК РФ — неуплата или неполная уплата налога
Конечно, когда салон только открылся, предпринимателю не до трудового кодекса: все деньги ушли на запуск дела, на счету каждая копейка, и вообще непонятно, взлетит бизнес или нет. Даже если никого не оформлять, вряд ли налоговая или трудовая инспекция успеет прийти в салон в первые два-три месяца работы. Многие предприниматели начинают первый бизнес именно так. Главное — вспомнить про оформление сотрудников, как только салон выйдет на какой-то относительно стабильный доход.
Сдать рабочие места мастерам в аренду
Салон салоном, но можно обставить все иначе. Представьте, что вы не работодатель с работниками, а всего лишь владелец помещения, который сдает рабочие столы в почасовую аренду. В таком случае не вы платите мастерам за работу, а они вам за аренду места. Тогда ваша деятельность становится абсолютно законной и прозрачной: вы ИП, который зарабатывает на том, что сдает помещение в аренду, а оформление мастеров становится их проблемой, а не вашей.
Если мастера работают вообще без регистрации, то они не платят никаких налогов, но рискуют получить штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность. Чтобы работать законно, им нужно зарегистрироваться в качестве самозанятых, если это возможно, или стать ИП на патентной системе.
Когда у мастера есть налоговый патент, ему не надо платить НДС и НДФЛ. Он просто ведет книгу учетов расходов и доходов, а вместо всех налогов платит два раза в год фиксированную сумму. Стоимость патента зависит от региона и вида деятельности. Кроме тех, кто оказывает косметические услуги, на патенте могут работать репетиторы, фотографы, ремонтники, повара и др. Главное, чтобы их доход был меньше 60 млн рублей в год.
ст. 346.43 НК РФ — кому можно работать на патентной системе
Отступление про самозанятость
Если у вас салон в Москве или Московской области, Калужской области или Республике Татарстан, то вашим мастерам не обязательно регистрироваться в качестве ИП. В этих регионах сейчас можно стать самозанятым и платить только налог на профессиональный доход. С 19 января 2020 года к ним добавятся еще 19 регионов.
Самозанятость — это особый налоговый режим для специалистов, которые работают сами на себя. Такие люди просто скачивают мобильное приложение «Мой налог» и ведут в нем учет входящих платежей. Приложение заменяет онлайн-кассу и бухучет, самостоятельно формирует чеки и уведомляет, когда надо уплатить налог — 4% от всех поступлений. В Т—Ж есть отдельная подборка статей про самозанятых.
В таком случае организация работы салона выглядит следующим образом. Владелец салона зарегистрирован в качестве ИП, сдает по договорам почасовой аренды рабочие места мастерам. Мастера оформлены в качестве ИП или самозанятых. Нужно только, чтобы договор аренды не был похож на трудовой: в нем не должно быть никаких графиков работы, отпусков, штрафов и всего, что сопровождает трудовые отношения.
Главный подвох такой организации в том, что каждый мастер в салоне будет сам себе хозяин. Его нельзя будет уволить за плохую работу или прогул, нельзя запретить ему работать в других салонах и уводить клиентов домой. С другой стороны, даже официальное трудоустройство в штат не сможет полностью защитить работодателя от такого поведения сотрудника. Поэтому, на мой взгляд, если салон сможет построить свою работу так, чтобы мастера за него держались, этот вариант работы будет самым выгодным и для мастера, и для салона.
Устроить мастеров к себе на работу
Если салон приводит мастерам клиентов и руководит их работой, можно устроить их в качестве штатных сотрудников. Тогда они будут обязаны соблюдать условия трудового договора и все внутренние регламенты, а за нарушения их можно будет оштрафовать или уволить. Но при этом оформление в штат — самый затратный вариант оформления отношений с мастерами.
Мастерам от оформления в штат одни плюсы: тут и оплачиваемый отпуск, и больничные, и пенсионный стаж. Правда, весь праздник — за счет работодателя. С каждой зарплаты салон будет платить взносы и НДФЛ.
В общем, если ваш салон только открылся, можно какое-то время поработать вообще без документов. Сначала убедитесь, что салон приносит прибыль, а потом занимайтесь бумагами. Когда станет ясно, что дело пошло в гору, выберите способ оформления, который больше подходит в вашей ситуации. Если мастера приходят к вам со своими клиентами, сдайте им место в аренду и помогите стать ИП или самозанятыми. Если вы обеспечиваете мастеров и хотите руководить их работой, оформляйте в штат.
Если кратко
Если вы любитель острых ощущений, никого не оформляйте, работайте до первой проверки. Потом, если что, уплатите штрафы или переедете и смените вывеску.
Если вы доверяете своим мастерам как себе и хотите платить как можно меньше налогов, то ваш выбор — самозанятые или ИП, которые арендуют у вас рабочее место.
Если вы серьезный предприниматель, оформляйте всех по трудовому договору или договору ГПХ в зависимости от вида работы или услуги.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Договор возмездного оказания услуг (договор ГПХ): правила, нюансы, образцы
Исключите подозрения на трудовое соглашение
Первое, что должны сделать в организации, намеренной заключить договор с физическим лицом, — исключить формулировки и пункты, из-за которых соглашение могут признать трудовым. То есть в таком документе не должно быть:
Определите, какой вид соглашения заключать
Немногие знают, в чем отличие ГПХ от договора оказания услуг и от договора подряда. Объясняем: ГПД — это название, которое подходит для разных контрактов гражданско-правового характера. Но сами соглашения имеют специфику. Например, предметом договоренности в одном случае будут услуги, а в другом — работы.
Стоимость, сроки реализации и в целом методы выполнения обязанностей по контрактам также отличаются. Так, исполнитель лично все делает (как правило) и получает за это фиксированную сумму. При выполнении работ подрядчику чаще всего разрешено пользоваться помощью третьих лиц, устанавливаются промежуточные сроки проверки исполнения контракта, вводится предоплата и поэтапная оплата.
Проверьте, все ли обязательные пункты содержатся в ГПД
В конце статьи вы сможете бесплатно скачать образцы контрактов для наиболее распространенных ситуаций — на предоставление юридических, бухгалтерских, консультационных и транспортных услуг. Но если ни один образец договора оказания услуг (ГПХ) не подойдет, вы можете составить шаблон самостоятельно с учетом определений требований законодательства.
Что обязательно должно быть в ГПД:
Какие налоги и страховые взносы платят по договору ГПХ
Рассказываем, какие налоги и взносы должен платить работодатель за сотрудников, оформленных по договору ГПХ
Михаил Кратов
Исполнителей по договору ГПХ не оформляют в штат, но с их вознаграждения надо заплатить НДФЛ и страховые взносы, а также сдать по ним отчетность. Как именно это делать и есть ли отличия от отчетности за штатных сотрудников — разбираемся в статье.
Статья будет полезна бухгалтерам, ИП и руководителям компаний.
Чем договор ГПХ отличается от других договоров
Договор ГПХ означает «договор гражданско-правового характера». Его заключают с исполнителями, которые работают вне штата: официально не числятся сотрудниками компании и выполняют разовую работу.
В договоре ГПХ есть две стороны — исполнитель и заказчик. Между ними нет трудовых отношений: заказчик не обязан оплачивать исполнителю отпускные и больничные, а исполнитель — подчиняться внутренним правилам компании, приходить в офис или соблюдать дресс-код.
В журнал о путешествиях нужны авторы, которые будут писать статьи о своих поездках. Авторы могут написать только одну статью или писать, например, раз в полгода. С каждым автором журнал подписывает договор ГПХ и платит фиксированную сумму за каждый материал.
Другой пример. Строительной компании нужен новый сайт, поэтому она находит исполнителя, договаривается с ним о цене и они вместе подписывают договор ГПХ со сроком в один месяц. Через месяц исполнитель отдает готовый сайт, а компания оплачивает работу.
Использовать договор ГПХ для постоянных сотрудников — незаконно. Если нужен работник в штат, а полноценной загрузки для него не набирается, можно рассмотреть трудоустройство по совместительству или по совмещению.
По совместительству — если сотрудника нанимают в свободное от основной работы время. Например, он уже работает с 09:00 до 18:00, а трудоустраивается с 19:00 до 21:00.
По совмещению — если сотрудник в течение своего рабочего дня будет совмещать две должности одновременно. Например, администратор салона красоты записывает клиентов и убирает в салоне два раза в день.
Какие налоги и страховые взносы платят по ГПХ
По договору ГПХ можно нанимать физлиц без какого-либо статуса, самозанятых и ИП. Налоги и страховые взносы нужно платить только за людей, которые не зарегистрированы как ИП или самозанятые.
НДФЛ. Если исполнитель — налоговый резидент РФ, то ставка НДФЛ — 13% с каждой выплаты, а если выплаченные с начала года исполнителю доходы превысили 5 000 000 ₽ — 15% от суммы превышения.
Если исполнитель — налоговый нерезидент, ставка всегда 30%.
Размер НДФЛ считают так, чтобы за вычетом налога сумма вознаграждения исполнителю к выплате на руки была такой, о которой стороны договорились изначально.
Компании «Елки-Иголки» за месяц до Нового года понадобился внештатный художник для росписи игрушек. Стороны оформили договор ГПХ на месяц. Договорились, что художник оформит 250 елочных шариков и получит за работу 40 000 ₽.
Чтобы исполнитель за минусом НДФЛ получил на руки 40 000 ₽, стороны прописывают в договоре вознаграждение 40 000 ₽ × 1,14943 = 45 977,20 ₽.
При выплате компания удерживает НДФЛ по ставке 13%: 45 977,20 ₽ × 13% = 5977,20 ₽ и перечисляет в бюджет. Художник получает оговоренные 40 000 ₽: 45 977,20 ₽ − 5977,20 ₽.
Если заказчик и исполнитель договорились об авансе, с него тоже нужно удержать НДФЛ.
Перевести НДФЛ в налоговую нужно в тот же день, когда выплатили деньги исполнителю, или на следующий рабочий. Например, если работу оплатили в пятницу вечером, уплатить НДФЛ нужно не позже понедельника.
Если ранее не было сотрудников в штате и исполнителей по ГПХ, можно оплатить налоги через сайт налоговой службы. Для этого нужно заполнить платежное поручение и перевести деньги по реквизитам своей налоговой инспекции.
Страховые взносы. Заказчик должен начислять два вида взносов: на обязательное пенсионное страхование — ОПС — и на обязательное медицинское страхование — ОМС.
Стандартные тарифы по взносам на пенсионное страхование:
Это сделано для того, чтобы снизить расходы для заказчиков: чем выше зарплата исполнителя, тем меньше взносов нужно платить, и наоборот.
Для расчета ОМС всегда один тариф: 5,1% от вознаграждения.
За художника по росписи елочных игрушек заказчик должен начислить:
Общая сумма расходов заказчика: 40 000 + 5977,20 + 10 114,98 + 2344,83 = 58 437,01 ₽.
Для малого и среднего бизнеса из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Если выплаты исполнителю в месяц превышают сумму МРОТ — 12 792 ₽ в 2021 году, то взносы на ОПС составят 10% от вознаграждения, на ОМС — 5%.
Перечислить взносы нужно до 15-го числа месяца, следующего за месяцем подписания акта выполненных работ или оказанных услуг. Например, если подписали акт 3 сентября, перевести взносы нужно до 15 октября включительно.
Страховые взносы переводят сразу за всех сотрудников и исполнителей. Отдельную платежку на каждого человека заполнять не нужно.
Какую отчетность сдают при договоре ГПХ
Отчет | Куда подавать | Когда подавать |
---|---|---|
РСВ — расчет по страховым взносам | В налоговую | Ежеквартально: |
— до 30 апреля — за первый квартал;
— до 30 июля — за полугодие;
— до 1 ноября — за 9 месяцев;
— до 31 января следующего года — за истекший отчетный год
— до 30 апреля — за первый квартал;
— до 30 июля — за полугодие;
— до 1 ноября — за 9 месяцев;
— до 31 января следующего года — за истекший отчетный год
РСВ — отчет по страховым взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование, кроме взносов на травматизм.
6-НДФЛ — расчет, в котором показывают выплаченные физлицам доходы с начала года и удержанные с них НДФЛ.
В годовой расчет включают справки о доходах каждого физлица, с которым сотрудничала компания или ИП. Раньше они назывались 2-НДФЛ и сдавались отдельно, с 2021 года они стали приложениями к 6-НДФЛ за год.
Если сотрудников больше десяти, расчет подают только в электронном виде. Если меньше, то на выбор: в электронном виде или на бумаге — лично в налоговую инспекцию или по почте.
— форма отчетности в пенсионный фонд. В ней указывают информацию обо всех людях, с которыми в отчетном месяце действовали трудовые договоры или договоры ГПХ.
СЗВ-СТАЖ — годовая форма в пенсионный фонд, в которой указывают пенсионный стаж каждого исполнителя.
Отдельные формы за сотрудников по ГПХ подавать не нужно: их включают в отчеты за сотрудников, оформленных в штат.
Когда заказчику не нужно платить НДФЛ и страховые взносы
Заказчик не обязан платить НДФЛ и взносы, если исполнитель оформлен как ИП или самозанятый без такого статуса:
Если исполнитель — ИП или самозанятый, в договоре прописывают не только имя исполнителя, но и правовой статус: «Индивидуальный предприниматель» или «Плательщик налога на профессиональный доход». Для ИП дополнительно нужно указать ОГРНИП.
Договор оказания парикмахерских услуг для самозанятого
Какие особенности нужно учитывать и что включить в текст договора
Договор оказания услуг с самозанятым парикмахером
Образец договора, подготовленный специалистами сервиса.
Статус самозанятого определяется федеральным законом № 422-ФЗ от 27.11.2018 г. В данном документе нет определённого перечня видов деятельности, при которых можно применять налог на профессиональный доход (НПД).
Главное, чтобы соблюдались следующие условия:
То есть если парикмахер (стилист) оказывает услуги на дому или с выездом к клиенту, то такая деятельность вполне сопоставима с понятием самозанятости. Также иногда самозанятые арендуют парикмахерские кресла в салонах (то есть заключают договор аренды рабочего места), но арендовать помещение и открыть свой салон красоты с таким статусом уже не получится.
Гражданско правовой договор с самозанятым парикмахером в письменном виде является не обязательным, т.к. обычно клиенты парикмахера — это частные лица. Но, чтобы защитить себя в случаях недопонимания с клиентами и для выхода из спорных ситуаций, его наличие крайне целесообразно.
Парикмахеру следует заключать с клиентами именно договор оказания услуг (не подряда), т.к. в его деятельности приоритетней процесс, а не конечный результат.
Договор на оказание услуг заключается между двумя сторонами: заказчиком и исполнителем. Согласно этому документу, заказчик обязуется принять выполненную исполнителем работу и своевременно оплатить ее, тогда как другая сторона должна в обозначенные сроки исполнить взятые на себя обязательства по выполнению конкретной работы или услуги.
Договор об оказании парикмахерских услуг должен содержать:
Также в тексте договора обязательно нужно указать, что исполнитель применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Пропишите обязанность исполнителя на каждую выплаченную ему сумму передать заказчику чек, сформированный при расчете за услуги, указанные в договоре. Самозанятые налогоплательщики обязаны выдавать своим клиентам чек, в противном случае они могут быть привлечены к налоговой ответственности.
Чек формируется в приложение «Мой налог» и должен содержать формулировку услуги, соответствующую предмету договора. Его можно выгрузить из приложения и распечатать или направить заказчику в электронном виде.
Договор оказания услуг с самозанятым парикмахером, если он является индивидуальным предпринимателем (ИП) или просто физическим лицом, вы можете создать в сервисе «Документовед».