договор гпх с бухгалтером снт
Бухгалтерия
Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!
Должность бухгалтера СНТ
Бухгалтер в СНТ — наемный работник, это не выборная должность, как, например, председатель или члены правления и за кандидатуру бухгалтера на общем собрании не нужно голосовать и утверждать. Председатель СНТ вправе единолично или с участием правления подобрать подходящего кандидата для ведения бухгалтерии товарищества. Прием сотрудников на работу в товарищество — в компетенции председателя (пп.5 п.1 ст.19 ФЗ-217).
Но это не означает, что председатель организует учет в СНТ так, как ему заблагорассудится.
Общее собрание должно принять решение по ключевым моментам: условия найма бухгалтера и оплаты его труда. Это отнесено законом к компетенции общего собрания (пп.3 п.1 ст.17 ФЗ-217). Собрание должно определить, будет ли бухгалтер включен в штат и работать по трудовому договору, будет ли он оказывать услуги по договору ГПХ, будет ли это самозанятый, или бухучет будет поручен фирме на аутсорсе. Возможно, сам председатель будет вести бухгалтерию товарищества, это законом не запрещено.
В зависимости от выбранного варианта, правление готовит, а общее собрание утверждает штатное расписание, трудовые функции и условия трудового договора с бухгалтером; либо условия договора ГПХ и т.п. Каждое СНТ будет решать исходя из своих возможностей и особенностей. Ведь работа бухгалтера оплачивается садоводами из членских взносов. Любые траты на бухгалтера, дополнительные выплаты и компенсации ему проезда до офиса и банка, сотовой связи, ГСМ и т.п. должны быть утверждены общим собранием товарищества.
Только на основании решения общего собрания председатель подбирает кандидатуру бухгалтера и нанимает его.
Требования к бухгалтеру СНТ
Важно.
С 1 января 2020 вся бухгалтерская отчетность сдается в налоговые органы только в электронном виде через операторов электронного документооборота (Федеральный закон от 28.11.2018 №444-ФЗ).
Все платежи и взносы должны поступать на расчетный счет товарищества (п.3 ст.14 ФЗ-217).
Специфические требования к бухгалтеру СНТ законом не предусмотрены. Поэтому, руководствуемся ФЗ-402 “О бухгалтерском учете” от 06.12.2011. Закон применим к СНТ, поскольку товарищество — юрлицо, и должно подчиняться правилам ведения бухгалтерского и налогового учета.
Итак, специальных требований к квалификации бухгалтера СНТ в законе нет. Но их вполне можно прописать в уставе товарищества, локальных актах и должностной инструкции бухгалтера. Можно взять за основу требования, установленные законом для бухгалтера/главного бухгалтера организации: отсутствие судимости за экономические преступления, высшее профильное образование, опыт работы бухгалтером в течение определенного времени и т.п. Большим преимуществом будет знакомство бухгалтера со спецификой ведения учета в некоммерческих организациях, в нашем случае — в СНТ, а также опыт работы непосредственно в этой сфере.
Функции бухгалтера должны быть подробно прописаны в его должностной инструкции, в договоре с ним четко определен круг его обязанностей. В СНТ на бухгалтера, помимо ведения бухучета и сдачи отчетности, могут быть также возложены обязанности кадрового учета штатных сотрудников товарищества, подготовка смет и ФЭО, подготовка отчетов председателя и правления, которые затем выносятся на рассмотрение общего собрания. Когда СНТ могли принимать наличные, бухгалтер по сути выполнял еще и функцию кассира и инкассатора. В общем, все обязанности и функции фиксируем на бумаге, сюрпризов и необоснованных требований быть не должно.
Членство и родство
Может ли председатель вести бухгалтерию?
Может, законом это не запрещено.
Согласно п.3 ст.7 ФЗ-402 О бухгалтерском учете, руководители организаций, имеющих право на упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета ( а СНТ — в их числе), могут самостоятельно выполнять эту функцию. То есть, найм бухгалтера — право председателя, но не обязанность.
В любом случае, будет в СНТ бухгалтер или нет, председатель СНТ как руководитель организации несет ответственность за ведение бухгалтерского и налогового учета и сдачу отчетности (ст.7 ФЗ-402).
Виды взаимоотношений СНТ с бухгалтером
Штатный сотрудник
Необходимо заключить трудовой договор. Заработная плата при полной занятости назначается не ниже МРОТ, установленного в данном регионе. Сотруднику положены все выплаты, гарантии и компенсации согласно Трудовому кодексу (больничные, отпускные и т.п.). Придется уплачивать за сотрудника налог и делать отчисления в фонды.
Совместитель
В таком случае выплаты могут быть уменьшены пропорционально отработанному времени. Заключается трудовой договор.
Самозанятый
Заключаем договор оказания услуг с самозанятым бухгалтером. Бремя налогов и отчислений в фонды несет самозанятый самостоятельно.
Однако, нужно соблюсти требование закона о том, что бывший сотрудник организации не может заключать с ней же договор как самозанятый в течение двух лет со дня увольнения (пп.8 п.2 ст.6 ФЗ-422 о самозанятых). Так, нельзя в целях экономии на налогах уволить штатного бухгалтера и тут же заключить с ним договор как с самозанятым.
Договор ГПХ
Договор оказания услуг, или договор ГПХ. Отношения регулируются Гражданским кодексом. Также экономия на налогах и отчислениях в фонды. Однако, нужно следить за тем, чтобы трудовая инспекция не могла квалифицировать такой договор как трудовой. Иначе придется возместить все недоплаченные налоги и взносы на сотрудника.
Аутсорсинг бухгалтерии
Преимущества удаленного бухгалтера для СНТ
Профессионально
Удаленные бухгалтеры специализируются на ведении учета в некоммерческих организациях, имеют богатый опыт в этой сфере, знают специфику деятельности СНТ, в курсе всех нововведений в учете, налогообложении и законодательстве по садоводствам.
Выгодно
Не нужно держать бухгалтера в штате СНТ, а значит можно сэкономить на выплатах в социальные фонды, налогах, больничных, отпускных, оборудовании рабочего места штатного бухгалтера.
Стоимость услуг удаленного бухгалтера ниже за счет узкой специализации на СНТ, автоматизации процессов. Просто сравните: месячный тариф на аутсорсинг будет ниже обычной ставки штатного бухгалтера.
Цена ошибок в бухучете высока — штрафы и блокировка счета. Грамотный удаленный бухгалтер будет дешевле. Бонусом станут ваше спокойствие и сбереженные нервы!
Удобно
Вся работа ведется дистанционно — в программе, по электронной почте и т.п. Нет необходимости постоянно встречаться в офисе. Обслуживаются СНТ по всей стране. Бухгалтер на связи в рабочие часы для консультаций и оперативной помощи.
Вся отчетность сдается через системы электронного документооборота — председателю не нужно ходить в налоговую лично. Для этого ему делается электронная цифровая подпись.
Комплекс услуг
— начисление взносов и платежей членов СНТ и индивидуалов
— начисление заработной платы
— ведение кадрового делопроизводства
— расчеты с контрагентами
— уплата налогов
— сдача бухгалтерской и налоговой отчетности
— помощь в подготовке финансовых документов к общему собранию (смета, ФЭО, отчет об исполнении сметы)
— подготовка документов в судебные органы для взыскания долгов
Прозрачно
Вы получаете независимого бухгалтера. Его задача — выполнить работу по договору, грамотно вести учет и вовремя сдавать отчетность. Он заинтересован в качественном исполнении своей работы: делать плохо невыгодно — потеряет заказчика или выплатит неустойку. Он далек от междоусобиц в товариществе, ни с кем не вступает в сговор, работает по правилам бухучета и закону, а не по чьим-то указаниям.
Председатель имеет удаленный доступ к бухгалтерии для контроля деятельности.
Без перебоев
Бухгалтерия ведется непрерывно — нет отпусков и больничных, как в случае со штатным бухгалтером. Бухгалтерия вдруг не пропадет из-за смены власти в СНТ, пожара, потопа и т.д. Если будет необходимость, вы получите грамотную и оперативную помощь в восстановлении бухгалтерии, которая была утрачена или не велась какое-то время до вашего обращения к услугам аутсорсинга.
Ответственность бухгалтера
С бухгалтером СНТ может быть заключен договор о полной материальной ответственности. На основании такого договора бухгалтер будет возмещать ущерб или недостачу, причиненную им намеренно либо по неосторожности и небрежности. Если такой договор не заключен, то материально ответственным лицом является руководитель, то есть председатель товарищества.
Если бухгалтерия СНТ отдана на аутсорс, то в договоре должна быть предусмотрена ответственность бухгалтера-аутсорсера или компании-аутсорсера, четко прописано, за что конкретно она возникает и размер компенсации в случае штрафов, полученных товариществом по вине бухгалтера-аутсорсера. Уважающие себя компании обязательно предусмотрят эти положения в договоре, но проконтролировать это должен сам заказчик, ведь ответственность за ведение бухучета, сохранность документов и сдачу отчетности лежит по закону на нем.
Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!
Гражданско-правовой договор с бухгалтером: законен ли учет «время от времени»?
О рисках переквалификации гражданско-правового договора с бухгалтером в трудовой часто задумываются работодатели. Давайте разберемся, насколько эти опасения оправданны?
На кого можно возложить обязанности по ведению учета
Допустимо ли заключать с ним ГПД, если такой бухгалтер не имеет статуса ИП? Существуют ли какие-то риски при исполнении такого договора? И, если да, то как их избежать?
Если работодатель пренебрежет своими обязанностями по проведению спецоценки условий труда на рабочем месте бухгалтера, то ему также грозит административная ответственность (ч. 2 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Также необходимо помнить еще и о положениях ст. 19.1 ТК РФ, где говорится о том, что отношения, связанные с использованием личного труда на основании ГПД, могут быть признаны трудовыми в принудительном порядке.
Можно ожидать пристального внимания и от ФСС – по, так называемым, «недополученным» взносам на обязательное страхование по травматизму. По этому поводу уже сложилась и арбитражная практика, например, Постановление АС ЗСО от 20.12.2016 №Ф04-297/2016.
Вот такие, на первый взгляд, неприятности грозят работодателю в случае заключения с бухгалтером ГПД. Однако, мне представляется, что их можно избежать. Давайте порассуждаем, как. Заодно, из моих рассуждений, при их внимательном прочтении, вы сможете сразу же составить ГПД. Или, у кого он уже есть, подготовить базу для возражений и доказательства в случае, если придется спорить с контролерами.
Если говорить о Законе №402-ФЗ, то не важно, какой вид договора заключен, результат должен быть одинаков. Однако, если говорить о специфике ГПД именно в бухгалтерской сфере, то в порядке исполнения договора очень сложно провести грань между гражданско-правовыми отношениями и трудовыми.
Таким образом, если со всей ответственностью подойти к составлению договора возмездного оказания услуг по бухгалтерскому сопровождению бизнеса и составить его с юридической точки зрения безупречно, то переквалифицировать в трудовой будет практически нереально. Договором об оказании услуг по ведению учета можно предусмотреть такие условия, при которых деятельность исполнителя не будет отличаться от действий работника.
Давайте посмотрим на эти условия.
Условие в договоре № 1
Как известно, в случае заключения трудового договора, сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 15 ТК РФ). И обычно, считается, что наличие этого пункта в ГПД автоматически говорит в пользу его переквалификации в трудовой договор. Так ли это?
На основании п. 3 ст. 703 ГК РФ заказчик вправе определять способы выполнения задания исполнителем. Однако, не стоит забывать, что методы ведения учета, не регламентированные законодательно, определяет учетная политика организации, которую утверждает ее руководитель (п. 2, 8 ПБУ 1/2008). Если в компании еще и разработаны стандарты экономического субъекта, предназначенные для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета (ч. 11, 12 ст. 21 Закона №402-ФЗ), то исполнитель будет вынужден соблюдать все это.
Особенности хранения бухгалтерской документации порождают для исполнителя дополнительные ограничения.
В этих нормах сказано, что «…документы, предусмотренные федеральными законами, следует хранить по месту нахождения единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам Общества». Перечень документов, подлежащих хранению, можно найти в ст. 29 Закона №402-ФЗ. Законно ли при таких обстоятельствах ведение учета исполнителем, например, на дому? С учетом принципа неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ) такой вариант вызывает большие сомнения.
Если предусмотреть для бухгалтерской информации режим коммерческой тайны (ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне») без права выноса документов за пределы бухгалтерской службы, то таким образом, заказчик бухгалтерских услуг обяжет исполнителя вести учет исключительно у себя в офисе. И тогда он будет вынужден считаться с режимом работы компании наравне с ее сотрудниками.
Более того, на основании ч. 1, 2 ст. 10 Закона №402-ФЗ, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета, не допускаются пропуски при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
Таким образом, подход к ведению бухгалтерского учета по принципу «время от времени» недопустим. Поэтому бухгалтер просто обязан вести учет по мере поступления первичных документов. В итоге, исполнителю для соблюдения всех вышеперечисленных условий придется постоянно находиться в офисе компании.
Что касается контроля, то здесь следует учитывать, что право заказчика на контроль установлено ст. 715 ГК РФ. Так, заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой исполнителем. Более того, заказчик обязан осуществлять внутренний контроль в равной степени как за работником, так и за исполнителем в силу требований ст. 19 Закона №402-ФЗ. Получается, что с учетом всех приведенных аргументов самостоятельность и неподконтрольность исполнителя при ведении бухучета – не более, чем иллюзия.
Условие в договоре № 2
Согласно положений ст. 15, 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать сотрудника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, а также выплачивать работнику заработную плату. Известно, что, если такие условия прописать в ГПД, то претензий проверяющих избежать не удастся и, скорее всего, спор закончится переквалификацией договора в трудовой. Что можно противопоставить этим требованиям в случае привлечения исполнителя?
Договор оказания услуг может предусматривать условие о предоставлении исполнителю оборудования и материалов (п. 1 ст. 704, ст. 714 ГК РФ). Поэтому использование бухгалтером офисной техники заказчика не доказывает наличия между ними трудовых отношений.
Риск незаконного предпринимательства?
Позиция суда была следующей.
В нашем случае бухгалтер, подписав ГПД, проявил добровольное волеизъявление. Соответственно, он осознанно несет все бремя ответственности и ограничений, сопряженных с гражданско-правовым режимом его деятельности. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, и это право обеспечивается правосудием (ч. 1 ст. 37, ст. 18 Конституции РФ).
Тем не менее, требует ответа такой вопрос: не является ли деятельность бухгалтера в данном случае предпринимательской, осуществляемой без государственной регистрации?
Ч. 1 ст. 34 Конституции РФ предусматривает наряду с предпринимательской иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Полагаю, таковую как раз и будет осуществлять бухгалтер. Действия сторон договора не приносят им необоснованной налоговой выгоды. А предпринимательством суды признают такую деловую активность гражданина, при которой он обслуживает несколько клиентов, размещает рекламу услуг, целенаправленно приобретает имущество для извлечения прибыли.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП влечет административный штраф в размере от 500 до 2 000 рублей (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ). Однако Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 18 (п. 13) разъяснено, что «…отдельные случаи оказания услуг не образуют состав данного правонарушения при условии, если объемы оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли».
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Договор гражданско-правового характера
Зачем нужно соглашение ГПХ и как составить
Договор гражданско-правового характера — любое соглашение в рамках гражданского законодательства. В нем стороны договариваются о взаимных правах и обязанностях. Чаще так: один что-то делает, другой платит.
По договору ГПХ могут работать внештатные специалисты: строители, бухгалтеры, агенты по недвижимости, писатели и другие. Соглашением ГПХ оформляется разовая работа или оказание услуги, а результат фиксируется актом выполненных работ.
Какие бывают договоры ГПХ
К соглашениям ГПХ относят договоры:
Для оформления работ обычно используют договор подряда, для услуг — договор возмездного оказания услуг.
Договор подряда — это когда исполнитель выполняет работу по заданию заказчика и передает ему результаты работы, а заказчик их оплачивает.
Такое соглашение часто заключают на ремонтные и строительные работы, переработку и изготовление мебели, украшений или чего-то еще. Он подразумевает материальный результат работы, который можно потрогать.
Договор возмездного оказания услуг подразумевает процесс оказания услуг, его результат нельзя потрогать. Обычно его заключают на:
Еще есть договор авторского заказа. Его заключают, если результат работы — произведение: иллюстрация, статья, научное исследование.
Стороны могут заключить договор ГПХ, который не предусмотрен законом, или смешанный — это когда в одном документе содержатся элементы различных соглашений.
Когда заключают
Соглашение ГПХ можно заключить на разовую или проектную работу или услугу: изготовить детскую кровать, сделать ремонт в санузле или помочь кому-то продать квартиру. Работа по договору ГПХ всегда разовая — она не носит регулярный характер.
Как заключить договор гражданско-правового характера
Соглашение ГПХ всегда заключается в письменной форме. Но физлица могут договориться между собой устно, если стоимость сделки не больше 10 000 рублей.
Для заключения договора ГПХ исполнителю нужны:
Трудовая книжка для оформления сотрудничества не нужна. Если договор ГПХ заключается с иностранным гражданином, понадобится разрешение на работу или патент.
При заключении договора ГПХ заказчик не оформляет приказ о приеме на работу и не делает запись в трудовой книжке исполнителя.
Условия соглашения
В договоре ГПХ прописывают предмет соглашения, сроки, стоимость работ или услуг. Еще в нем указывают порядок выполнения работ или оказания услуг, их объем, ответственность сторон и другие условия.
Предмет — то, о чем договариваются стороны: что именно должен сделать исполнитель и за какой результат или услугу — заплатить заказчик.
В договоре подряда и авторского заказа всегда указываются сроки завершения работы. Договор подряда может содержать промежуточные сроки — сроки завершения отдельных видов работ. Это когда одну большую задачу разбивают на несколько небольших и каждую сдают отдельно. В случае договора на ремонтные работы в санузле первым этапом может быть отделка пола и стен, вторым — установка сантехники. В договоре оказания услуг сроки работы указывать не обязательно.
В соглашении ГПХ указывают стоимость работы исполнителя. Еще прописывают, как проходит процедура сдачи-приемки работы или услуги и какие последствия ждут исполнителя, если работа или услуга окажется некачественной. Можно договориться о предоплате или поэтапной оплате и указать в договоре суммы за каждый этап. Если стоимость работы в договоре не прописана, заказчик платит среднюю цену по рынку за аналогичную работу или услугу.
В соглашении ГПХ можно прописать место работы исполнителя: бухгалтер выполняет задачи в офисе заказчика, а юрист консультирует только в своем офисе. Также важно обозначить, может ли исполнитель поручить работу третьим лицам или должен выполнить ее самостоятельно.
На какой срок можно заключать
Договор ГПХ заключается на определенный срок, но законом этот срок не ограничен. Заключить соглашение можно на несколько дней, недель или лет, но лучше договариваться о времени, которого исполнителю будет достаточно для выполнения работы или оказания услуги.
Порядок расторжения
Расторгнуть соглашение ГПХ можно в одностороннем порядке или по соглашению сторон.
Договор оказания услуг может расторгнуть в одностороннем порядке и заказчик, и исполнитель, если один оплатит другому понесенные расходы. Расторгнуть подряд в одностороннем порядке вправе только заказчик, если оплатит расходы подрядчика.
Если обе стороны решили прекратить сотрудничество, они оформляют письменное соглашение о расторжении. Порядок расторжения может быть прописан в договоре ГПХ, тогда стороны действуют по правилам из документа.
Расторгнуть договор ГПХ можно через суд только в случае, если вторая сторона против или не отвечает на уведомление о расторжении в установленный соглашением срок или в течение 30 дней, если срок не установлен.
Чем договор ГПХ отличается от трудового договора
Основные отличия — стороны и предмет соглашения.
В первом случае договор заключается между заказчиком и исполнителем, а предметом соглашения является результат работы или услуги. Во втором — договор заключается между работодателем и работником, а предметом является трудовая функция — работа по должности, штатному расписанию и профессии.
По трудовому договору работника оформляют в штат и он получает зарплату. Между ним и работодателем возникают трудовые отношения. А у работника появляются гарантии и компенсации: оплата больничных и ежегодного отпуска, выплаты при увольнении или сокращении.
По договору ГПХ исполнитель не числится в штате и работает в удобное время, а вместо зарплаты получает вознаграждение за выполненные работы. Результат отражают в акте выполненных работ.
Договор на оказание бухгалтерских услуг: что про него нужно знать
Договор на оказание бухгалтерских услуг — это документ, определяющий условия сотрудничества, взаимные права, обязанности и ответственность организации или ИП при использовании услуг внештатного бухгалтера. Как его грамотно составить, какие возможны риски и как их избежать, расскажем в статье.
Договор с бухгалтером на оказание услуг — описание и условия
Привлечение стороннего бухгалтера (аутсорсинг) влечет необходимость заключения с ним не трудового контракта, а договора возмездного оказания услуг по правилам главы 39 ГК РФ. Такая сделка заключается между заказчиком (организацией или ИП) и исполнителем (бухгалтером-гражданином или компанией, оказывающей подобные услуги).
Бухгалтер при этом обязуется в течение определенного срока за плату осуществлять бухгалтерское сопровождение деятельности организации, заказчик — оплачивать его услуги.
П. 2 ст. 779 ГК РФ указывает, что на договор об оказании услуг помимо профильных норм главы 39 ГК РФ распространяются также правила сделок о подряде. Это означает, что при определении перечня существенных условий и правомочий сторон следует учитывать и положения ст. 702–729 ГК РФ.
Договор на оказание бухгалтерских услуг составляется в письменном виде. В нем рекомендуется согласовать следующие условия:
Сделка, предусматривающая оказание бухгалтерских услуг, заключается в письменной форме. Специальных требований к ней, таких как госрегистрация или нотариальное удостоверение, закон не предъявляет.
Обязанности и ответственность сторон, образец договора аутсорсинга на оказание бухгалтерских услуг
Помимо оплаты услуг специалиста, заказчик должен обеспечить:
На бухгалтера, в свою очередь, в большинстве случаев возлагаются следующие обязанности:
Ответственность сторон
Ответственность сторон за несвоевременное либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей регулируется нормами ГК РФ о подряде. При обнаружении недостатков в работе бухгалтера заказчик, согласно положениям п. 1 ст. 723 ГК РФ, может потребовать (по выбору):
Согласно ст. 782 ГК РФ, как заказчик, так и бухгалтер вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке. При этом заказчик должен возместить все понесенные бухгалтером фактические расходы, исполнитель — возместить все причиненные заказчику убытки.
Риски аутсорсинга бухгалтера: как подстраховаться в договоре
Основной плюс бухгалтерского аутсорсинга — выгодность и надежность. Платить раз в месяц абонентскую плату за обслуживание намного дешевле, чем зарплату сотруднику, от которой еще нужно дополнительно рассчитывать страховые взносы в фонды и выделять 13% НДФЛ. Кроме того, бухгалтер на аутсорсинге не возьмет больничный и не уйдет в отпуск, оставив нерешенные проблемы.
С другой стороны, есть определенные риски, которые можно предупредить в договоре с исполнителем.
Таким образом, в договоре с бухгалтером обязательно нужно согласовать предмет сделки — оказание конкретных бухгалтерских услуг за плату. Кроме того, рекомендуется дополнительно отразить в тексте соглашения стоимость услуг и сроки их оказания. При этом стоит не только полно и точно описать обязанности бухгалтера, но и определить меры ответственности, которые могут быть применены к исполнителю по договору, если он нарушит свои обязательства.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.