договор хартии что это

И это все о ней (анализируем типовой договор с ООО «Хартия»).

Начнём с начала. Раздел I Предмет договора. Тут все стандартно. Предметом договора в соответствии с п.1. является оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) региональный оператор обязуется принимать ТКО в объёме и в месте, которые определены в договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель обязуется оплатить услуги по цене, в пределах утвержденного единого тарифа. Сразу замечаем, что данный договор возмездного оказания услуг, нарушает принцип диспозитивности. А именно, цена договора, как ни странно не договорная, а обязательная, которая императивного устанавливается региональным оператором. А также данное положение нарушает и принцип свободы договора. Ведь свобода договора предусматривает возможность выбора своего поведения, в том числе при согласовании условий договора. В данном случае никакой свободы поведения товарищества, а значит и для его членов как конечных получателей услуг.

Теперь дата начала оказания услуг 01.01.2019 г. Как мы рассматривали ранее, а сейчас освежим память, договор об обращении с ТКО ОБЯЗАТЕЛЕН К ЗАКЛЮЧЕНИЮ. И будь ты хоть потребителем по закону о защите прав потребителей или уполномоченная им организация, договор начинает действовать императивных образом. Опять же все это нарушает и свободу договора и принцип диспозитивности. Но кому до наших с вами претензий. Для них мы «пыль на старом рояле».

Срок оплаты также предусмотрен императивно. До 10-го числа месяца следующего за месяцем оплаты. Опять же императивно установлена, вывод же, который из этого вытекает оставим для окончания рассмотрения договора.

Теперь перейдем к правам и обязанностям сторон. Узнаем, а что там не соответствует Гражданскому Кодексу РФ. И как не удивительно, там все стандартно, как в любом другом договоре.

Итак к выводу, который вытекает из всего вышесказанного. Данный договор больше всего похож не на гражданский договор, регулируемым ГК РФ, а на договор вытекающий из публичных правоотношений, когда стороны заведомо находятся в не равном положении, т.е. когда одна из сторон публичное образование (государство, его органы и т.п.). Но вот ООО «Хартия» не разу не гос. орган, а обычная коммерческая организация. Представляете какие «ресурсы» за ними. Этот «Левиафан» поглотит любого Иова. Но вот только, они забыли, что не в силе Бог, а в правде. «У кого правда, тот и сильней».

Источник

Договор к Энергетической Хартии

Сам юридически обязывающий договор был подписан в Лиссабоне в декабре 1994 года вместе с Протоколом по энергоэффективности и связанным с ней экологическим аспектам (PEEREA). Договор и протокол вступили в силу в апреле 1998 года.

Иск энергетической компании Vattenfall против Федеративной Республики Германии в связи с прекращением использования ядерной энергии основан на Договоре к Энергетической хартии.

содержание

содержание

Контракт охватывает четыре основных направления:

В то время как Энергетическая хартия основана на идее о том, что международные инвестиции и передача технологий в энергетическом секторе взаимовыгодны, национальный суверенитет над энергетическими ресурсами остается ключевым принципом Договора (статья 18 ДЭХ). Каждая страна-член вправе решать, когда и как следует развивать свои национальные энергетические ресурсы и в какой степени ее энергетический сектор должен быть открыт для иностранных инвесторов.

В декабре 2007 года Конференция по Энергетической Хартии подтвердила свою поддержку завершения переговоров и принятия транзитного протокола к Договору к Энергетической хартии с целью расширения существующих положений Договора. Рабочей группе Энергетической Хартии по торговле и транзиту было поручено вернуться к многосторонним консультациям по проекту транзитного протокола в 2008 году.

членство

Договор к Энергетической хартии и Протокол по энергоэффективности и смежным экологическим аспектам были подписаны в декабре 1994 года и вступили в силу в апреле 1998 года. В настоящее время 51 страна, Европейское сообщество и Евратом подписали договор или присоединились к нему. Общее количество ее членов сейчас 53.

Договор ратифицировали все участники, за исключением Австралии, Беларуси, Исландии, Норвегии и России. Беларусь и Россия заявили, что они будут применять положения договора на временной основе до ратификации, поскольку это соответствует их национальным конституциям, законам и постановлениям.

Однако на основе компромиссного предложения дружественного решения достичь не удалось. Отягощающим фактором было то, что энергетические вопросы, включая транзит, также были предметом двусторонних переговоров между Европейским союзом и Россией в контексте процесса присоединения России к ВТО. Переговоры по транзитному протоколу временно приостановлены. Приостановление было снято в 2004 году после того, как Россия и ЕС согласовали условия вступления России в ВТО. Дальнейшие двусторонние переговоры между ЕС и Россией начались с осени 2004 года.

В декабре 2006 г. Россия указала, что ратификация ДЭХ маловероятна с учетом ее положений о доступе третьих сторон к трубопроводам. В начале сентября 2007 года члены комитета по иностранным делам Европарламента потребовали, чтобы ЕС поддержал членство России в ВТО только в том случае, если Россия присоединится к ДЭХ.

Весной 2015 года Италия официально объявила о выходе из числа членов, чтобы сэкономить на ежегодных членских взносах в размере 370 000 евро. Прекращение действия вступит в силу через год, но инвесторы по-прежнему могут требовать нарушения своих прав Италией в арбитражных судах до 2036 года, если их инвестиции были сделаны до того, как прекращение действия вступило в силу.

Конференция по Энергетической Хартии

Кроме того, раунд, в котором промышленность выступает в качестве консультативного органа, знакомит участников конференции и ее группы с мнениями частного сектора по вопросам инвестиций в энергетический сектор, трансграничной торговли и энергоэффективности.

Правовая консультативная группа была создана Секретариатом Энергетической хартии 2001 года для поддержки разработки типовых контрактов на трансграничные нефте- и газопроводы.

Конференцию по Энергетической Хартии поддерживает секретариат, расположенный в Брюсселе. Задачи секретариата:

Урбан Руснак является Генеральным секретарем с 1 января 2012 года. Владимир Рахманин стал заместителем генерального секретаря в июле 2008 года. Все члены представлены в Конференции Энергетической Хартии (руководящий и принимающий решения орган организации) и подчиненных органах. Конференция регулярно встречается для обсуждения вопросов, которые влияют на сотрудничество членов в области энергетики, а также для обзора выполнения ДЭХ и ПЭЭСЭА, а также для рассмотрения новых инструментов и совместной деятельности в рамках Энергетической хартии.

Члены Конференции Энергетической Хартии

договор хартии что это. договор хартии что это фото. картинка договор хартии что это. смотреть фото договор хартии что это. смотреть картинку договор хартии что это.

наблюдатель

Двадцать государств и десять международных организаций имеют статус наблюдателя в Энергетической Хартии. Наблюдатели имеют право присутствовать на всех заседаниях Хартии и дебатах на рабочем уровне и иметь доступ ко всем соответствующим документам, отчетам и аналитическим материалам. Это предназначено для того, чтобы дать соответствующим странам возможность ознакомиться с Хартией и ее функциями, чтобы впоследствии при необходимости присоединиться к ДЭХ.

состояния

Международные организации

бывшие члены

Инвестиционный арбитраж

Источник

Договор хартии что это

Договаривающиеся Стороны настоящего Договора,

принимая во внимание Парижскую хартию для новой Европы, подписанную 21 ноября 1990 года;

напоминая, что все стороны, подписавшие Заключительный документ Гаагской Конференции, обязались соблюдать цели и принципы Европейской Энергетической Хартии и осуществить и расширить их сотрудничество в максимально короткие сроки путем добросовестных переговоров с целью выработки Договора к Энергетической Хартии и Протоколов и желая подвести под обязательства, содержащиеся в указанной Хартии, прочную, имеющую обязательную силу международно-правовую основу;

стремясь также установить структурные рамки, необходимые для осуществления принципов, провозглашенных в Европейской Энергетической Хартии;

желая реализовать основную идею инициативы по Европейской Энергетической Хартии, которая должна стать катализатором экономического роста, с помощью мер по либерализации инвестиций в энергетику и торговли энергией;

заявляя, что Договаривающиеся Стороны придают исключительно важное значение эффективному осуществлению национального режима в полном объеме, а также режима наиболее благоприятствуемой нации, и что эти обязательства будут распространяться на Осуществление Инвестиций в соответствии с дополнительным договором;

принимая во внимание задачу постепенной либерализации международной торговли и принцип недопущения дискриминации в международной торговле, провозглашенные в Генеральном Соглашении по Тарифам и Торговле и Связанных с ним Документах и иным образом предусмотренные в настоящем Договоре;

преисполненные решимости постепенно устранять технические, административные и прочие препятствия в торговле Энергетическими Материалами и Продуктами и связанными с ними оборудованием, технологиями и услугами;

ожидая последующего членства в Генеральном Соглашении по Тарифам и Торговле тех Договаривающихся Сторон, которые еще не являются его сторонами, и стремясь обеспечить временные торговые механизмы, которые будут содействовать этим Договаривающимся Сторонам, а не препятствовать их подготовке к такому членству;

учитывая права и обязательства тех Договаривающихся Сторон, которые являются также сторонами Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле и Связанных с ним Документов;

принимая во внимание правила конкуренции, касающиеся слияния компаний, монополий, антиконкурентной практики и злоупотреблений господствующим положением на рынке;

признавая необходимость наиболее эффективных способов разведки, производства, преобразования, хранения, транспортировки, распределения и использования энергии;

напоминая о Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и протоколах к ней, а также о других международных соглашениях по окружающей среде, касающихся связанных с энергией аспектов; и

признавая все более срочную необходимость мер по охране окружающей среды, включая выведение из эксплуатации энергетических установок и удаление отходов, а также согласованных на международном уровне задач и критериев для этих целей;

ДОГОВОРИЛИСЬ О НИЖЕСЛЕДУЮЩЕМ:

Часть I

Определения и цель

Статья 1

В настоящем Договоре:

(1) «Хартия» означает Европейскую Энергетическую Хартию, принятую в Заключительном документе Гаагской Конференции по Европейской Энергетической Хартии, подписанном в Гааге 17 декабря 1991 года; подписание Заключительного документа рассматривается как подписание Хартии.

(2) «Договаривающаяся Сторона» означает государство или Организацию Региональной Экономической Интеграции, которые согласились с обязательностью для них настоящего Договора и для которых Договор находится в силе.

(3) «Организация Региональной Экономической Интеграции» означает организацию, учрежденную государствами, которой они передали компетенцию по определенным вопросам, ряд которых регулируется настоящим Договором, включая полномочия принимать обязательные для них решения по этим вопросам.

(4) «Энергетические Материалы и Продукты», взятые на основе Гармонизированной Системы Совета Таможенного Сотрудничества и Комбинированной Номенклатуры Европейских Сообществ, означает позиции, включенные в Приложение ЕМ*.

(5) «Хозяйственная Деятельность в Энергетическом Секторе» означает хозяйственную деятельность, относящуюся к разведке, добыче, переработке, производству, хранению, транспортировке по суше, передаче, распределению, торговле, сбыту или продаже Энергетических Материалов и Продуктов, за исключением тех, которые включены в Приложение N 1, или относящуюся к подаче тепла многим потребителям.

(6) «Инвестиция» означает все виды активов, находящихся в собственности или контролируемых прямо или косвенно Инвестором, и включает:

См. Заключительный Акт Конференции по Европейской Энергетической Хартии, Понимания, 3. В отношении Статьи 1(6), стр.28; Заключительный Акт Конференции по Европейской Энергетической Хартии, Декларации, 1. В отношении Статьи 1(6), стр.33; и сноску 22, стр.61.

(a) вещественную и невещественную, а также движимую и недвижимую, собственность и любые имущественные права, такие как аренда, ипотека, право удержания имущества и залогов;

(b) компанию или деловое предприятие, либо акции, вклады или другие формы участия в акционерном капитале компании или делового предприятия, а также облигации и другие долговые обязательства компании или делового предприятия;

(c) право требования по денежным средствам и право требования выполнения обязательств по контракту, имеющему экономическую ценность и связанному с Инвестиций;

(d) Интеллектуальную Собственность;

(f) любое право, предоставленное в соответствии с законом или по контракту или в силу любых лицензий и разрешений, выданных согласно закону, осуществлять любую Хозяйственную Деятельность в Энергетическом Секторе.

Изменение формы, в которой инвестируются активы, не влияет на их характер как инвестиций, а термин «Инвестиция» включает в себя все инвестиции, независимо от того, существовали ли они до или были осуществлены после более поздней из дат вступления в силу настоящего Договора для Договаривающейся Стороны Инвестора, осуществляющего инвестицию, и для Договаривающейся Стороны, на Территории которой осуществлена инвестиция (далее именуемой «Дата Вступления в Силу»), при условии, что Договор применяется только к вопросам, затрагивающим такие инвестиции после Даты Вступления в Силу.

«Инвестиция» относится к любой инвестиции, связанной с Хозяйственной Деятельностью в Энергетическом Секторе, а также к инвестициям или классам инвестиций, которые обозначены Договаривающейся Стороной на ее Территории как «проекты эффективности в соответствии с Хартией» и о которых под этим обозначением уведомлен Секретариат.

(7) «Инвестор» означает:

(a) в отношении Договаривающейся Стороны:

(i) физическое лицо, имеющее гражданство или подданство этой Договаривающейся Стороны или постоянно проживающее в ней в соответствии с ее применимым законодательством;

(ii) компанию или другую организацию, учрежденную в соответствии с законодательством, применимым в этой Договаривающейся Стороне;

См. Решения в Отношении Договора к Энергетической Хартии (Приложение 2 к Заключительному Акту Конференции по Европейской Энергетической Хартии), 5. В отношении Статей 24(4)(а) и 25, стр.157; сноску 38, стр.80; и сноску 39, стр.81.

(8) «Осуществлять Инвестиции» или «Осуществление Инвестиций» означает осуществление новых Инвестиций, приобретение всей или части существующих Инвестиций или распространение на другие области Инвестиционной деятельности.

(9) «Доходы» означает суммы, получаемые от Инвестиции или связанные с ней, независимо от формы, в которой они выплачиваются, включая прибыль, дивиденды, проценты, доходы от прироста капитальной стоимости, выплату роялти, вознаграждения за управление, техническое содействие или другие вознаграждения либо выплаты в натуральной форме.

(10) «Территория» означает в отношении государства, являющегося Договаривающейся Стороной:

(a) территорию, находящуюся под его суверенитетом, при том понимании, что эта территория включает сушу, внутренние воды и территориальное море; и

(b) при соблюдении норм международного морского права и в соответствии с ними: море, морское дно и его недра, в отношении которых эта Договаривающаяся Сторона осуществляет суверенные права и юрисдикцию.

В отношении Организации Региональной Экономической Интеграции, которая является Договаривающейся Стороной, Территория означает Территории государств-членов такой Организации, согласно положениям, содержащимся в соглашении об учреждении этой Организации.

(11) (а) «ГАТТ» означает «ГАТТ 1947 г.» или «ГАТТ 1994 г.», или оба, в тех случаях, когда оба применимы.

(b) «ГATT 1947 г.» означает Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года, прилагаемое к Заключительному акту, принятому на заключительном заседании Второй сессии подготовительного комитета Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и занятости с внесенными в него впоследствии уточнениями, поправками или изменениями.

(c) «ГАТТ 1994 г.» означает Генеральное соглашение по тарифам и торговле, содержащееся в Приложении 1А Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации с внесенными в него впоследствии уточнениями, поправками, или изменениями.

Сторона Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации рассматривается как сторона ГАТТ 1994 г.

(d) «Связанные с ним Документы» означает, соответственно:

(i) соглашения, договоренности или другие правовые документы, включая решения, декларации и заявления о понимании, заключенные под эгидой ГАТТ 1947 г., с внесенными в них впоследствии уточнениями, поправками или изменениями; или

(ii) Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации, включая Приложение 1 к нему (кроме ГАТТ 1994 г.), Приложения 2, 3 и 4 к нему, а также решения, декларации и заявления о понимании, относящиеся к нему, с внесенными в них впоследствии уточнениями, поправками или изменениями.

(12) «Интеллектуальная Собственность» включает авторские и аналогичные права, товарные знаки, географические обозначения, промышленные чертежи, патенты, проекты топологии интегральных схем и охрану не подлежащей разглашению информации.

(13) (а) «Протокол к Энергетической Хартии» или «Протокол» означает договор, переговоры по которому санкционированы и текст которого принят Конференцией по Хартии, в который вступают две или более Договаривающиеся Стороны в целях уточнения, дополнения, расширения или развития положений настоящего Договора в отношении любого конкретного сектора или вида деятельности в пределах охвата настоящего Договора или в отношении областей сотрудничества в соответствии с Разделом III Хартии.

(b) «Декларация к Энергетической Хартии» или «Декларация» означает не имеющий обязательной силы документ, переговоры по которому санкционированы и текст которого одобрен Конференцией по Хартии, который принимают две или более Договаривающиеся Стороны в целях уточнения или дополнения положений настоящего Договора.

(14) «Свободно Конвертируемая Валюта» означает валюту, которая широко обменивается на международных валютных рынках и широко используется в международных сделках.

Статья 2

Настоящий Договор устанавливает правовые рамки в целях оказания содействия долгосрочному сотрудничеству в области энергетики на основе взаимодополняемости и взаимной выгоды, в соответствии с целями и принципами Хартии.

Источник

О Хартии АПК

При этом, вопросы поступают, как не странно, не только от тех, кто занимается сельскохозяйственным бизнесом.

Торговцы спецодеждой, профессиональными моющими средствами, перевозчики также столкнулись с необходимостью присоединения к Хартии, чтобы не потерять постоянных клиентов.

Как же такое случилось? Разбираемся вместе.

Для чего создана Хартия

В настоящее время, согласно сведениям официального сайта Хартии АПК, она насчитывает более четырех тысяч участников. Основной миссией Хартии АПК декларируется восстановление добросовестной конкуренции на всём сельскохозяйственном рынке и формирование нетерпимого отношения к компаниям, нарушающим налоговое законодательство РФ.

Обязательства, которые принимает на себя участник Хартии:

Обеспечить предоставление такого же согласия своими контрагентами-поставщиками/исполнителями, что обеспечивается путем включения данного условия в коммерческие правила выбора/оценки контрагентов компаний-участников рынка или включение данного условия в договоры с контрагентами

Направить в налоговый орган Письмо с запросом об информировании о несформированных источниках для принятия к вычету сумм НДС по цепочке поставщиков с указанием его действия — бессрочно.

В условия договоров с контрагентами или в форме отдельного письменного документа контрагента включать оговорку о раскрытии сведений коммерческой и налоговой тайны в части признаков налоговых разрывов.

Для обеспечения возможности возмещения убытков и имущественных потерь, понесенных вследствие налоговых разрывов по взаимоотношениям с поставщиками/исполнителями включать в договоры Особые условия, обязывающие поставщиков/исполнителей возмещать такие убытки.

На первый взгляд, такой комплекс мер должен защитить компанию от претензий налоговых органов по всей цепочке поставщиков исполнителей. Но, принимая решение о присоединении к Хартии АПК, необходимо анализировать и понимать не только благоприятные последствия таких действий, но и риски, которые могут возникнуть у предпринимателя.

Риски участника Хартии АПК, в связи с принятием поставщиками на себя обязательств по возмещению убытков и имущественных потерь вследствие налоговых разрывов по взаимоотношениям с поставщиками

Многие предприятия предполагают, что подписывая соглашение на условиях Хартии АПК, они принимают на себя лишь риски возмещения убытков в связи с уклонением от уплаты налогов прямых контрагентов. Тем не менее, условия соглашений возлагают на поставщика не только риски от прямых его контрагентов, но и возникшие разрывы в дальних звеньях цепочки поставщиков.

Причиной возникновения налоговых разрывов могут быть как сознательные действия по уклонению от уплаты налогов, так и несвоевременная подача налоговой отчетности или проблемы с ее оформлением, выявление замечаний к оформлению документов по цепочке сделок, а также банкротство организации-поставщика. Появление поставщика с такими проблемами в цепочке влечет для всех поставщиков цепочки риски возмещения убытков и имущественных потерь.

При этом, условия соглашения таковы, что возмещение происходит в счет взаимных расчетов, и обращение в суд при этом совсем не обязательно. В таких условиях наиболее подвержены дискриминации мелкие поставщики, затраты на обращение в суд для которых превышают риски от потери покупателя.

Так, условие об убытках в связи с налоговыми разрывами опирается на содержащиеся в Особых условиях (их должны включать в договоры участники Хартии АПК) гарантии и заверения о добросовестном поведении контрагентов и предпринятых мерах по их проверке. Вот, что говорит законодательство:

«Сторона, которая при заключении договора либо до, либо после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обязательствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящиеся к предмету заключения договора, полномочиями на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию., либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по его требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку. Предусмотренная этой статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, исходила их того, что другая сторона будет полагаться на них, или имела разумные основания исходить из такого предложения». П. 1. ст. 431.2 Гражданского кодекса К РФ

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» разъяснено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от совершения определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса). Следует иметь в виду, что исчерпывающий перечень действий, совершение которых, либо воздержание от совершения, может быть предметом обязательства, статьей 307 Гражданского кодекса не установлен. В случаях, предусмотренных законом или вытекающих из существа обязательства, на сторону может быть возложена обязанность отвечать за наступление или ненаступление определенных обстоятельств, в том числе не зависящих от ее поведения, например в случае недостоверности заверения об обстоятельствах при осуществлении предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 431.2 Гражданского кодекса).

Достаточно стабильно суды взыскивают убытки в виде пени и штрафа по актам налоговой проверки в ситуации, когда непосредственный поставщик не оплатил НДС (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2017 № Ф08-2428/2017 по делу № А53-22858/2016, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.01.2019. по делу № А45-31548/2018, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.03.2019. по делу № А27-7380/2018, решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.09.2018. по делу № А63-3992/2018 и др.).

В тех случаях, когда налогоплательщик самостоятельно устранил налоговый разрыв, подав уточненную налоговую декларацию, суд может сделать вывод о том, что такое поведение налогоплательщика исключает причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими у истца убытками, что исключает возмещение убытков с поставщика (решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.08.2018. по делу № А63-3992/2018).

Таким образом, у участника Хартии, который не является конечным потребителем в цепочке поставок, есть 2 выхода:

— либо добровольно восстановить НДС с риском не получить возмещения убытков со своего поставщика

— либо дождаться решения налогового органа, потребовать возмещения убытков со своего поставщика, но попасть под угрозу прекращения с ним отношений дальнейшими покупателями, как минимум в тот период, пока НДС не восстановлен.

И здесь возникает еще одна интересная тенденция. Одна из позиций налоговых органов такова: если НДС не был восстановлен путем подачи уточненной налоговой декларации, то при наличии в цепочке поставщиков недобросовестного налогоплательщика (НН), покупатель получает отказ в учете расходов и вычетов, а поставщику вменяется недополученная выручка в размере разницы между ценой, по которой купил товар НН и ценой последующей реализации от НН к покупателю. Как нетрудно догадаться, бюджет при этом получает гораздо больше, чем получил бы от обычной уплаты НДС и налога на прибыль (дело № А40-206114/2017 — отказано в передаче для рассмотрения в ВС РФ, решение Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2019. по делу № А40-32793/17, принятое после возврата Верховным судом РФ дела на повторное рассмотрение, но отмененное апелляционной инстанцией 06.06.2019, что не исключает его дальнейшего обжалования).

Таким образом, говорить о сложившейся правоприменительной практике как в отношениях с налоговыми органами, так и в части возмещения убытков/имущественных потерь пока преждевременно.

Основанием для возмещения имущественных потерь своему покупателю участники Хартии АПК признают наличие решение налогового органа о привлечении/отказе в привлечении Покупателя к налоговой ответственности или постановление о возбуждении уголовного дела по ст. 159, 199, 199.1. УК РФ.

Вызывает здоровые опасения введение в гражданский оборот такого основания возмещения имущественных потерь, как постановление о возбуждении уголовного дела. Напомним, что к уголовной ответственности привлекаются исключительно физические лица, можно ли говорить, что такое основание возмещения убытков/имущественных потерь касается только поставщиков — ИП, а юридические лица в более выгодном положении? Ответа на эти вопросы документы Хартии АПК не содержат. Но, главное, решение о виновности лица в уголовном преступлении в нашей стране пока может принять только суд, до решения которого действует презумпция невиновности (ст. 49 Конституции России).

Риски участника Хартии АПК в связи с предоставлением согласия на признание части сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными

Общедоступность информации предполагает возможность её предоставления ФНС России по запросам заинтересованных лиц. Следовательно, информация о контрагенте по сделке станет возможной к предоставлению на основании простого запроса, либо будет предоставляться доступ к определенным программным ресурсам. Основные риски в данном случае касаются правильности предоставляемой таким образом информации и дальнейшей ее интерпретации и распространения. Так, распространение полученной однажды негативной информации всегда трудно остановить, даже если впоследствии налоги уплачены, задолженности погашены, и претензий к налогоплательщику нет. Возможны и акты недобросовестной конкуренции.

Информация о наличии признаков несформированного источника возмещения НДС представляет собой сведения о неисполнении лицом, являющимся звеном цепочки контрагентов, налоговой обязанности по уплате НДС в бюджет.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 102 НК РФ, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения являются общедоступными. Т.е. информация о неисполнении налоговой обязанности по уплате НДС является общедоступной, не образует налоговой тайны. Более того, таковая активно размещается ФНС России в открытом доступе.

Указанные сведения не образуют также коммерческой и иных видов тайн.

Информация такого рода не образует какую-либо тайну стороны договора, согласие на её распространение не требуется в принципе.

Однако, при получении такого согласия путем подписания особых условий, предлагаемых Хартией АПК, имеется существенный имиджевый риск при упоминании в привязке к недобросовестным поставщикам, например: «ООО «Х» является участником отношений, в которых выявлены признаки несформированного источника для принятия к вычету сумм НДС». Опровергнуть такое заявление при наличии соглашения практически невозможно, даже если ООО «Х» не имело прямых взаимоотношений с такими поставщиками, а лишь был 10-м в цепочке.

Общедоступность информации предполагает возможность её предоставления ФНС России лицам по запросам заинтересованных лиц. Следовательно, информация о контрагенте по сделке станет возможной к предоставлению на основании простого запроса, либо будет предоставляться доступ к определенным программным ресурсам. Здесь надо понимать, что такой информацией можно злоупотреблять, получая сведения не в качестве защиты от недобросовестных поставщиков, но и в части поиска базы поставщиков и покупателей, имеющей коммерческую ценность на рынке конкурентов. На сегодня говорить о предотвращении такого риска преждевременно.

То же относится к информации о наличии у организации определённого имущества, сведения о котором подлежат отражению в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (раздел 2 Приказа ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@) и др.

Получение аналогичного согласия от поставщиков/исполнителей существенно отягощает процедуру заключения договоров, особенно при закупках в малоконкурентной среде. Таким образом, с одной стороны, это условие дисциплинирует участника Хартии и может облегчить мотивацию требования расширенного пакета документов от контрагентов, с другой стороны, существенно сокращает выбор поставщиков/исполнителей, если они уже не являются участниками Хартии АПК.

Официальные позиции государственных органов

На сайте Хартии АПК размещена ссылка на письмо антимонопольного органа, не нашедшего признаков ограничения конкуренции. но если ознакомиться с текстом самого документа (можно скачать на сайте Хартии АПК), то можно узнать, что антимонопольный орган анализировал только проект Хартии и не исключает привлечение к ответственности при выявлении фактов недобросовестной конкуренции.

Также на сайте Хартии содержится указание на то, что Информационный ресурс Хартии «не является источником критериев самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов и не содержит запретов/рекомендаций по совершению/не совершению/расторжению сделок с включенными в него лицами».

Позиция налоговых органов: сама по себе ссылка на то, что договор заключен с участником Хартии АПК не освободит от обязанностей, установленных ст. 54.1. Налогового Кодекса РФ. В Письме от 11 апреля 2018 г. № ЕД-2-2/747@ ФНС России указывает, что «участие в Хартии является добровольным волеизъявлением, не дает преференций над компаниями, которые не являются подписантами, а также не запрещает любые виды договорных взаимоотношений на зерновом рынке». ФНС России участником Хартии не является. Вместе с тем отмечает, что проводимая на с/х рынке работа приводит к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет, не влияя при этом на объем экспортной и внутренней выручки участников рынка. В случае выявления схем необоснованной налоговой оптимизации ФНС России будет применять к нарушителям меры реагирования, предусмотренные НК РФ.

Таким образом, участники Хартии АПК, с одной стороны, принимают на себя обязательства по взаимному контролю за добросовестной уплатой налогов своими контрагентами по всей цепочке поставщиков, с другой стороны, принимают на себя риски такой неуплаты в объеме, превышающем установленные законодателем санкции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *