договор исследования конъюнктуры рынка образец
Образец договора на оказание услуг по исследованию рынка, заключаемого между юридическим и физическим лицом
ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. По настоящему Договору Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по исследованию рынка для промышленности в пределах оговоренного географического района, предоставлению информации о продукции Заказчика и ее оптимальном использовании, а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги.
1.2. Заказчик и Исполнитель ежемесячно составляют акты об оказании услуг, в которых содержится информация о деятельности и результатах, полученных Исполнителем, а также о потенциальных контрагентах Заказчика, привлеченных исполнителем в течение месяца. Указанный акт должен быть подписан уполномоченными представителями обеих сторон. Надлежащим подписанием акта стороны признают факсимильное воспроизведение подписей уполномоченных представителей сторон и печатей до получения оригиналов курьером или почтой.
1.3. При необходимости Исполнитель обновляет информацию, касающуюся использования продуктов.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Заказчик предоставляет Исполнителю всю необходимую документацию и образцы продукции Исполнителя, предназначенной для заводов в оговоренном районе в течение дней с момента подписания настоящего договора. Заказчик обязан оплачивать оказанные ему исполнителем услуги в сроки и в порядке, которые указаны в настоящем Договоре.
2.3. Исполнитель обязан оказывать услуги лично.
2.4. По истечении срока действия договора исполнитель должен возвратить Заказчику всю полученную документацию и образцы, которые не были им использованы при оказании услуг.
2.5. Исполнитель обязуется соблюдать правила конфиденциальности в отношении любой информации, полученной от Заказчика в связи с оказанием ему услуг.
3. ОПЛАТА УСЛУГ
3.1. За оказанные услуги Заказчик ежемесячно уплачивает Исполнителю вознаграждение в размере % от суммы счетов от продажи продукции.
3.2. Заказчик не производит Исполнителю каких-либо иных выплат, кроме вознаграждения, предусмотренного п.3.1. настоящего Договора.
3.3. При выплате вознаграждения Заказчик удерживает из размера вознаграждения, указанного в п.3.1. настоящего Договора, все необходимые налоги и иные суммы, начисляемые в соответствии с действующим законодательством РФ.
4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
4.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует до « » 2021 г.
4.2. Срок действия настоящего Договора может быть продлен письменным соглашением сторон.
5. ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА
5.1. Исполнитель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.
5.2. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему Договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.
5.3. Договор может в любое время быть расторгнут любой из сторон за 3 месяца до расторжения письменным уведомлением. В случае расторжения ни одна из Сторон не получает дополнительной компенсации.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
6.1. Ответственность сторон по настоящему Договору наступает в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения стороной своих обязательств по настоящему Договору.
6.2. Любая из сторон освобождается от ответственности в случае, если неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств было обусловлено действием обстоятельств непреодолимой силы, которые не могли быть при любых условиях устранены стороной.
6.3. Споры между сторонами разрешаются в добровольном порядке путем проведения переговоров.
6.4. В случае, если в результате переговоров спор не был разрешен, он передается на рассмотрение в суд в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Настоящий Договор может быть изменен, либо дополнен дополнительным письменным соглашением сторон.
7.2. Все письменные приложения и дополнения к настоящему Договору являются его неотъемлемыми частями.
Договор на коньюктурные исследования рынка
Тип документа: Договор на оказание услуг
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 7,0 кб
Как правило, исследование рынка лежит в основе и стратегии и тактике продавца того или иного товара. Без знания обстановки на региональном рынке в разы возрастает риск понести убытки. И заказ конъюнктурного исследования – важное звено в цепи торгового бизнеса.
Заключив договор, заказчик поручает исполнителю предоставить ему в срок и за фиксированную оплату полную картину:
Кроме того, по этому договору в обязанности исполнителя вменяется проведение регулярных консультаций с заказчиком. Периодичность их тоже фиксируется в договоре. Здесь же и еженедельная информация клиенту о том, какие изменения произошли на рынке товаров и услуг. В случае изменений условий на рынке могут быть задействованы разные формы оплаты. Допускаются и варианты услуг хранения товара. Но все это должно быть предусмотрено в подписанном договоре.
Принцип исследования рынка
В рамках договора исполнитель занимается сбором информации о тех договорных ценах, которые доминируют в данное время на рынке. В соответствии с направленностью того или иного товара, исполнитель готовит базу данных, представляющую собой потенциальных заказчиков. Затем ведет переговоры, касающиеся конкретного товара, будь то приобретение или его реализация.
Схема передачи выполненной работы
Такая схема тоже прописана в договоре: как правило, это отчеты, рекомендации и база данных на магнитном носителе. Во время сдачи-приемки работы оформляется акт специального образца, в котором есть подтверждение выполнения всех работ исполнителем. Для окончательного расчета с заказчиком такой акт является основным документом. Он также заявлен в договоре.
Договор на оказание услуг по исследованию рынка
Тип документа: Договор на оказание услуг
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 10,5 кб
Когда подписывается документ между двумя сторонами на оказание каких-либо услуг, необходимо правильно составлять все пункты договора. Так в данном документе на оказание услуги по исследованию рынка, исполнитель и заказчик изучают свои обязанности и права, приписывают персональные данные, а также указывают размер вознаграждения за проделанную работу и срок действия данного документа.
Исполнитель соответственно выданному заданию должен оказать услуги по исследованию рынка, а заказчик предоставляет полный набор необходимой информации для исполнителя.
В чем заключаются обязанности и права сторон?
Заказчик со своей стороны не только передает необходимые документы и образцы продукции исполнителю, но и обязан оплатить вовремя работу второй стороны. Правила и термин оплаты должны быть прописаны в 3-м разделе этого документа (чаще всего это сумма, которая выплачивается ежемесячно и является процентом от счетов продаж продукции).
Исполнитель обязательно должен оказывать свои услуги собственнолично. Когда заканчивается срок действия договора, исполнитель возвращает всю документацию обратно заказчику. Все правила конфиденциальности относительно любых сведений должны быть четко соблюдены исполнителем.
Этот документ стороны могут дополнить или изменить только в случае обоюдного согласия.
Бланк договора на оказание услуг по исследованию рынка
Образец договора на оказание услуг по исследованию рынка (заполненный бланк)
Скачать Договор на оказание услуг по исследованию рынка
ДОГОВОР на оказание услуг по исследованию рынка №
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. По настоящему Договору Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по исследованию рынка для промышленности в пределах оговоренного географического района, предоставлению информации о продукции Заказчика и ее оптимальном использовании, а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги.
1.2. Заказчик и Исполнитель ежемесячно составляют акты об оказании услуг, в которых содержится информация о деятельности и результатах, полученных Исполнителем, а также о потенциальных контрагентах Заказчика, привлеченных исполнителем в течение месяца. Указанный акт должен быть подписан уполномоченными представителями обеих сторон. Надлежащим подписанием акта стороны признают факсимильное воспроизведение подписей уполномоченных представителей сторон и печатей до получения оригиналов курьером или почтой.
1.3. При необходимости Исполнитель обновляет информацию, касающуюся использования продуктов.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Заказчик предоставляет Исполнителю всю необходимую документацию и образцы продукции Исполнителя, предназначенной для заводов в оговоренном районе в течение дней с момента подписания настоящего договора. Заказчик обязан оплачивать оказанные ему исполнителем услуги в сроки и в порядке, которые указаны в настоящем Договоре.
2.3. Исполнитель обязан оказывать услуги лично.
2.4. По истечении срока действия договора исполнитель должен возвратить Заказчику всю полученную документацию и образцы, которые не были им использованы при оказании услуг.
2.5. Исполнитель обязуется соблюдать правила конфиденциальности в отношении любой информации, полученной от Заказчика в связи с оказанием ему услуг.
3. ОПЛАТА УСЛУГ
3.1. За оказанные услуги Заказчик ежемесячно уплачивает Исполнителю вознаграждение в размере % от суммы счетов от продажи продукции. При этом сумма счетов рассматривается без НДС.
3.2. Заказчик не производит Исполнителю каких-либо иных выплат, кроме вознаграждения, предусмотренного п.3.1. настоящего Договора.
3.3. При выплат вознаграждения Заказчик удерживает из размера вознаграждения, указанного в п.3.1. настоящего Договора, суммы подоходного налога и взносов в пенсионный фонд, начисляемые в соответствии с действующим законодательством РФ.
4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
4.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует до « » года.
4.2. Срок действия настоящего Договора может быть продлен письменным соглашением сторон.
5. ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА
5.1. Исполнитель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.
5.2. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему Договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.
5.3. Договор может в любое время быть расторгнут любой из сторон за 3 месяца до расторжения письменным уведомлением. В случае расторжения ни одна из Сторон не получает дополнительной компенсации.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
6.1. Ответственность сторон по настоящему Договору наступает в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения стороной своих обязательств по настоящему Договору.
6.2. Любая из сторон освобождается от ответственности в случае, если неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств было обусловлено действием обстоятельств непреодолимой силы, которые не могли быть при любых условиях устранены стороной.
6.3. Споры между сторонами разрешаются в добровольном порядке путем проведения переговоров.
6.4. В случае, если в результате переговоров спор не был разрешен, он передается на рассмотрение в суд в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Настоящий Договор может быть изменен, либо дополнен дополнительным письменным соглашением сторон.
7.2. Все письменные приложения и дополнения к настоящему Договору являются его неотъемлемыми частями.
Порядок учета маркетинговых расходов для целей налогообложения
Каков порядок налогового учета расходов на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Какие есть нормы указанных расходов, а также позиция контролирующих органов и судов на возможность и порядок признания таких расходов в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с точки зрения налоговых рисков?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме, при условии, что эти затраты произведены для деятельности, направленной на получение организацией дохода, что они экономически обоснованы и документально подтверждены.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы должны быть: экономически обоснованы; документально подтверждены; произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письма Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/1/17097, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8745, от 16.02.2016 N 03-03-06/1/8312, от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458, от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).
Соответственно, в целях налогообложения учитываются только те расходы, которые отвечают условиям НК РФ, т.е. обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для получения дохода (смотрите также письмо Минфина России от 04.06.2018 N 03-03-06/1/38065).
На основании п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ, если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения прибыли не учитывается.
В соответствии с пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Указанные в пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы принимаются в целях налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям, установленным нормами п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом каких-либо ограничений или условий о нормировании указанных расходов нормы НК РФ не содержат.
Таким образом, полагаем, что расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме, при условии, что эти затраты произведены для деятельности, направленной на получение организацией дохода, что они экономически обоснованы и документально подтверждены.
Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы. Смотрите, например, письма Минфина России от 17.12.2010 N 03-07-08/367, от 27.12.2007 N 03-03-06/2/238, от 30.10.2007 N 03-03-06/2/199.
Вместе с тем, анализируя арбитражную практику и позицию контролирующих органов по данному вопросу, следует отметить повышенное внимание последних к качеству и полноте документального оформления таких расходов.
Так, на практике налоговые органы требуют, чтобы документальное оформление подобных услуг было подробным, то есть какие именно услуги и в каком объеме были оказаны. Налоговые органы требуют наличия приложения к акту отчета исполнителя, в котором приводится расшифровка оказанных им, например, маркетинговых услуг. Аналогичный подход применяется также по отношению к информационным и консультационным услугам.
В отношении арбитражной практики по рассматриваемому вопросу следует отметить, что она носит противоречивый характер, поскольку вынесенные судами решения зависят от конкретных обстоятельств дела.
В ряде судебных решений суды поддерживают позицию налоговых органов*(1).
В то же время судами принимались решения и в пользу налогоплательщиков*(2).
Судебная практика по вопросу детализации оказанных услуг в первичных документах свидетельствует, что налоговые органы предъявляют претензии к содержанию актов оказанных услуг.
В целях избежания возможных споров с налоговиками следует предусмотреть, чтобы акты оказанных услуг содержали максимальное количество сведений, позволяющих идентифицировать данную услугу, в полной мере раскрыть содержание хозяйственной операции и детализировать ее состав.
В случае если акты данным требованиям не отвечают, то организации целесообразно подготовить отчет к имеющемуся акту с детализацией таких сведений.
При этом данный отчет, в силу п.п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, как первичный документ бухгалтерского учета, должен содержать подписи лиц, совершивших сделку.
В противном случае мы не исключаем, что организации с высокой долей вероятности придется отстаивать свою позицию в судебном порядке.
С учетом имеющейся арбитражной практики полагаем, что перспектива судебного разбирательства в пользу налогоплательщика представляется неопределенной.
Рекомендуем Вам ознакомиться со следующими материалами:
— Вопрос: Налоговый орган запросил отчет к акту оказанных маркетинговых услуг с полной расшифровкой услуг, подписями сторон в рамках проведения камеральной проверки декларации по НДС, на основании которой организация имеет право на возмещение налога из бюджета. Договором предусмотрен электронный документооборот. Отчет представлен в электронной форме. Подписывать его исполнитель не хочет, ссылаясь на «достаточность» акта оказанных услуг. Правомерно ли данное требование налогового органа? Каково правовое обоснование требования такого отчета налоговым органом? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.);
— Вопрос: Большую часть расходов издательства (общий режим налогообложения) составляет статья «почтовая рассылка». Услуги почтовой рассылки оказывает контрагент на основании заключенного договора. В течение месяца при осуществлении каждой почтовой рассылки контрагент оформляет дополнительное соглашение к договору и акт об оказанных услугах, в которых указываются только количество отправленных конвертов и общая стоимость услуги. Каков порядок учета описанных затрат в целях исчисления налога на прибыль? Как можно снизить налоговые риски? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2013 г.);
— Вопрос: Организации оказываются различные услуги. Правомерно ли требование налогового органа о детализации услуг в акте оказанных за отчетный период услуг? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2011 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) В постановлении АС Уральского округа от 13.03.2018 N Ф09-939/18 по делу N А60-11336/2017 отмечено, что представленные в подтверждение расходов документы (договоры, акты выполненных работ) не позволяют определить, в чем заключается услуга, не представлены задания на проведение исследований, отчеты исполнителя (исследователя рынка) либо иной результат действий исполнителя, за который им предъявлен счет налогоплательщику; акты на оказание услуг содержат лишь указание на то, что услуги по договору оказаны, претензий нет. В связи с этим суд указал, что налогоплательщиком и другими лицами был создан формальный документооборот с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
В постановлении Четырнадцатого ААС от 16.01.2019 N 14АП-6797/18 было упомянуто, что предъявленные в подтверждение факта оказания услуги акты не содержат расшифровки проведенных мероприятий (речь шла о подтверждении факта дробления обществом бизнеса с целью сохранения специального налогового режима).
В постановлении АС Северо-Западного округа от 11.11.2014 N А56-78283/2012 сказано, что составленные контрагентами отчеты о результатах маркетинговых исследований по существу бессодержательны, в них отсутствуют специальные рекомендации для деятельности именно заявителя; информация, содержащаяся в отчетах, является общедоступной, содержащейся в открытых источниках информации, и не требует проведения специальных исследований, приведенные в ней отдельные обстоятельства относятся к более позднему периоду; в свободных источниках сети Интернет содержится более 10 ссылок на отчеты с идентичным содержанием.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 15.05.2014 N Ф06-5866/13 судьи пришли к выводу, что документы не содержат сведений о том, в чем заключались оказанные маркетинговые услуги, их объем, характер, сроки выполнения, затраченное время, то есть в них не отражен факт исполнения обязательств по количественным, качественным и ценовым показателям, что не свидетельствует о реальном исполнении сделки. При этом результаты сделки не могли иметь для заявителя какого-либо практического значения и не были использованы в предпринимательской деятельности общества, поскольку продажа автомобилей была произведена задолго до заключения договора оказания маркетинговых услуг.
Смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2013 N Ф07-3781/13, ФАС Поволжского округа от 04.05.2010 N А55-12359/2009, постановления Шестнадцатого ААС от 07.07.2015 N 16АП-2479/15, Пятнадцатого ААС от 13.12.2013 N 15АП-16618/13.
*(2) В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 N 2236/07 суд отметил, что в актах приема-передачи работ были указаны все обязательные реквизиты согласно закону о бухгалтерском учете. Поэтому предъявление инспекцией дополнительных требований к их содержанию неправомерно.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2011 по делу N А13-415/2010 отмечено, что НК РФ не устанавливает перечня первичных документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных хозяйственных операций, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению. Смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 N Ф04-3677/2008(6731-А46-26).
В постановлении ФАС Поволжского округа от 23.04.2009 N А55-9765/2008 судьи указали, что в правовых нормах отсутствует указание на то, с какой степенью детализации и каким способом содержание операции должно быть описано и раскрыто. Следовательно, содержание услуги должно быть отражено в документах любым образом, позволяющим идентифицировать оказанную услугу. Аналогичная позиция приведена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N Ф07-8528/2010.
В постановлении Девятнадцатого ААС от 24.05.2012 N 19АП-1887/12 судом указано, что не может быть принят во внимание довод инспекции о том, что в акте отсутствует перечень услуг, оказанных согласно договору (маркетинговые исследования), так как действующее законодательство не содержит требований о необходимости детально указывать в актах приемки расшифровку оказанных услуг. Факт отсутствия расшифровки акта сдачи-приемки оказанных услуг не является основанием для отказа в отнесении указанных затрат на расходы.
Анализ конъюнктуры рынка
Рынок как сложная социально-экономическая категория может быть охарактеризован многочисленными показателями в зависимости от цели исследования. Анализ рынка позволяет:
Прогноз конъюнктуры рынка представляет возможные варианты изменений в структуре и объеме потребления, которые сопоставляются с оценками развития производства товара, что позволяет получить прогнозы объема продаж, спроса, предложения и соотношения между ними.
При составлении прогноза рынка как части общего маркетингового прогноза используют информацию из разнообразных аналитических маркетинговых исследований (среды, потребителя, товара, предприятия).
Анализ конъюнктуры рынка
Положение на рынке зависит от конъюнктуры рынка, т.е. от состояния спроса и предложения. Для того чтобы понять ситуацию на рынке, необходимо дать определение конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка — сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка — это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.
Основная цель изучения конъюнктуры рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайне мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.
По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению с годовыми, снижает эту точность.
Задачи при изучении конъюнктуры рынка
Для анализа конъюнктуры рынка проводят исследование:
Объем спроса зависит от покупательной способности населения, которая определяется уровнем реальных доходов, условиями получения кредитов, суммой сбережений, соотношением между расходами на приобретение товаров и услуг. Сумма средств населения, направляемая на приобретение товаров, составляет объем платежеспособного спроса.
Емкость рынка конкретного товара, т.е. объем потребленного (приобретенного) за определенный период времени товара, определяется как объем производства с учетом изменения запасов товаров и сальдо экспорта и импорта. Когда спрос на товар не удовлетворяется полностью, возникает феномен неудовлетворенного платежеспособного спроса, который не характерен для рыночной экономики или проявляется на начальных стадиях появления на рынке нового товара.
Емкость рынка можно также определить, используя данные о реализованном спросе или объеме розничного товарооборота данного товара. При проведении анализа необходимо помнить, что стоимостные показатели спроса включают в себя оптовые и розничные наценки на товары. В связи с этим стоимостной анализ рекомендуется дополнять анализом спроса в натуральных показателях (штуках, килограммах, литрах) с учетом структуры розничных и оптовых цен, а также их изменения.
Объем производственного потребления товарного рынка определяется величиной закупок потребителей. Среди факторов можно отметить общеэкономические, отраслевые, внутрихозяйственные.
Объем государственного потребления определяется государственным заказом на товар. Главными факторами развития этого сектора рынка являются потребности государства в данном товаре и его финансовые возможности.
Объем экспорта товара уменьшает емкость рынка. Величины экспорта регистрируются государственными таможенными службами, и данные о них публикуются в статистических сборниках. Среди факторов, влияющих на экспортные поставки, необходимо отметить следующие:
Анализ тенденций развития спроса и предложения на исследуемом рынке служит логическим продолжением предшествующих этапов анализа. На данном этапе основная задача — выявить тенденции динамики стоимостных и натуральных измерителей спроса и предложения, определить количественные и качественные факторы, влияющие на объемные и структурные изменения спроса и предложения, сопоставить выявленные тенденции на рынке страны с тенденциями в других регионах и других странах; определить стадию жизненного цикла, на которой находится товар. Результаты этого анализа являются отражением процесса удовлетворения потребности, которую выражают покупатели товара.
Изучение конъюнктуры товарного рынка завершается анализом развития и удовлетворения потребностей, в процессе которого отслеживается развитие потребности, выраженной и удовлетворенной посредством товара, появление новых его разновидностей или, наоборот, уменьшение потребности или ее исчезновение. Кроме этого, изучается возможность удовлетворения потребности с помощью другого товара — заменителя, вероятно, пока не представленного на рынке.
Задачи исследования потребностей носят качественный характер и решаются в основном путем опросов потребителей и специалистов — маркетологов, товароведов, социологов. Результаты анализа конъюнктуры рынка товара вместе с прогнозом общехозяйственной конъюнктуры становятся основой разработки конъюнктурного прогноза.