договор лизинга воздушного судна
Договор лизинга воздушного судна
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Российской организацией заключен договор лизинга воздушного судна с юридическим лицом, зарегистрированным на территории Бермуд. Также планируется заключение договоров лизинга воздушных судов с другими иностранными государствами. Воздушное судно эксплуатируется по сертификату на авиалиниях на территории Российской Федерации, также осуществляются авиарейсы за границу РФ.
Лизингодатель и лизингополучатель не являются взаимозависимыми лицами. Лизингодатель не имеет представительства на территории РФ. Оплата лизинговых платежей приостановлена по просьбе лизингодателя. При этом действие договора лизинга не приостановлено и у организации нет оснований для приостановления начисления лизинговых платежей (обязательств перед лизингодателем).
Является ли российская авиакомпания налоговым агентом по налогу на прибыль по доходам в виде лизинговых платежей для иностранной организации? Есть ли между Правительством РФ и Бермудами соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал?
Обязана ли российская организаций подавать в ИФНС налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов?
Что будет являться налоговой базой для уплаты налоговым агентом налога на прибыль с доходов иностранной организации (сумма оплаченного лизингового платежа иностранной организации или сумма уплаченного лизингового платежа, уменьшенного на сумму подтвержденных расходов лизинговой компании)?
Каков момент возникновения обязанности по удержанию налога налоговым агентом в период оплаты лизинговых платежей? Если платежи приостановлены, какие будут последствия для лизингополучателя?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Договор лизинга воздушного судна
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1212 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | В. Путин |
Правила
предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1212)
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
3. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
4. Субсидия предоставляется на следующих условиях:
а) наличие договора лизинга, предусматривающего в том числе:
информацию о типе воздушного судна, количестве пассажирских мест и годе выпуска;
график лизинговых платежей за воздушное судно;
обязательство российской авиакомпании по уплате первоначального лизингового платежа в размере не менее суммы получаемой субсидии;
обязательство лизингодателя зачесть первоначальный лизинговый платеж в счет возмещения своих затрат, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга российской авиакомпании;
срок договора лизинга;
срок передачи воздушного судна российской авиакомпании;
обязательство лизинговой компании по передаче воздушного судна в собственность российской авиакомпании по истечении срока договора лизинга с указанием цены выкупа воздушного судна;
б) обязательство российской авиакомпании:
по началу эксплуатации воздушного судна, полученного по договору лизинга, для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок не позднее 6 месяцев со дня заключения договора лизинга;
по эксплуатации воздушного судна, полученного по договору лизинга, для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок не менее 5 лет со дня получения воздушного судна по договору лизинга;
5. Субсидия предоставляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключаемого в отношении каждого воздушного судна, в размере, указанном в приложении.
6. Договор о предоставлении субсидии содержит:
а) обязательство российской авиакомпании по возврату в федеральный бюджет полученной субсидии в 30-дневный срок со дня получения требования Федерального агентства воздушного транспорта о возврате в следующих случаях:
прекращение договора лизинга до истечения 5 лет со дня получения российской авиакомпанией воздушного судна по договору лизинга;
установление по итогам проверок, проведенных Агентством, а также иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил и договором о предоставлении субсидий;
б) обязательство российской авиакомпании по предоставлению в течение 1 месяца со дня заключения договора о предоставлении субсидии в Агентство копии договора о предоставлении государственной гарантии субъекта Российской Федерации или банковской гарантии российской кредитной организации, обеспечивающей надлежащее исполнение авиакомпанией своих обязательств по договору о предоставлении субсидии в размере запрашиваемой российской авиакомпанией субсидии и в течение не менее 5 лет со дня получения российской авиакомпанией воздушного судна по договору лизинга;
в) обязательство Агентства по перечислению российской авиакомпании субсидии, возникающее только после предоставления гарантии, указанной в подпункте «б» настоящего пункта;
г) обязательство российской авиакомпании по представлению в Агентство:
заверенной российской авиакомпанией копии акта приема-передачи воздушного судна по договору лизинга;
отчетности российской авиакомпании об осуществлении расходов, источником которых являются субсидии, по форме и в сроки, которые установлены договором о предоставлении субсидии;
д) расторжение в одностороннем порядке Агентством договора о предоставлении субсидии при неисполнении российской авиакомпанией обязательства, указанного в подпункте «б» настоящего пункта.
7. Для заключения договора о предоставлении субсидии российская авиакомпания представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта:
а) заявление о предоставлении субсидии, составленное в произвольной форме, с указанием размера запрашиваемой субсидии и подтверждением готовности выполнять условия предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил и договором о предоставлении субсидии;
б) нотариально заверенную копию договора лизинга;
в) письмо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или российской кредитной организации о готовности предоставить Агентству соответственно государственную или банковскую гарантию, предусмотренную подпунктом «в» пункта 4 настоящих Правил.
8. Копии документов на иностранном языке представляются с приложением их нотариально заверенных переводов на русский язык.
9. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и комплекта представленных в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил документов осуществляет проверку полноты и правильности их оформления и принимает решение о заключении с российской авиакомпанией договора о предоставлении субсидии либо возвращает представленные документы и уведомляет российскую авиакомпанию в письменной форме об отказе в заключении договора о предоставлении субсидии с указанием причин отказа.
10. Отказ в заключении договора о предоставлении субсидии осуществляется по одному из следующих оснований:
а) непредставление какого-либо из документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил;
б) несоответствие условий договора лизинга условиям предоставления субсидии;
в) недостаточность размера нераспределенных лимитов бюджетных обязательств для предоставления субсидии.
11. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на расчетный счет, открытый российской авиакомпании в российской кредитной организации.
По договору о предоставлении субсидии субсидия предоставляется 1 раз.
12. Информация о размере и сроке перечисления субсидии учитывается Федеральным агентством воздушного транспорта при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
13. Контроль за соблюдением авиакомпаниями условий предоставления субсидий осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Приложение
к Правилам предоставления субсидий
из федерального бюджета на возмещение
российским авиакомпаниям части затрат на уплату
лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые
российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний
по договорам лизинга для осуществления внутренних
региональных и местных воздушных перевозок
Размер
субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1212 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок»
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Обзор документа
Российским авиакомпаниям из федерального бюджета компенсируют часть затрат на внесение лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые от лизинговых фирм для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок. Регламентирован порядок выделения средств.
Деньги выделяются на определенных условиях. В частности, первоначальный лизинговый платеж составляет не менее суммы получаемой субсидии; лизингодатель зачитывает его в счет возмещения своих затрат по приобретению и передаче самолетов российской авиакомпании; эксплуатация судна должна начаться не позднее 6 месяцев со дня подписания договора лизинга и длиться минимум 5 лет после его получения.
Средства выделяются на основании договора, заключаемого между Росавиацией и авиакомпанией в отношении каждого воздушного судна. Обязательно наличие обеспечения (госгарантия субъекта Федерации или банковская) в размере запрашиваемой субсидии. Оно предоставляется в течение месяца после подписания договора. Только после этого авиакомпании перечисляются деньги.
Размер субсидии зависит от года выпуска судна и его вместимости.
Контролируют соблюдение условий субсидирования Росавиация и Росфиннадзор. В случае нарушений выделенные деньги возвращаются в бюджет.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
15 правил лизинга от Президиума Верховного суда
Лизингодателю и лизингополучателю не нужно заключать отдельный договор купли-продажи. Ведь договор выкупного лизинга по общему правилу и так подразумевает переход права собственности на предмет лизинга в случае уплаты лизингополучателем всех платежей (п. 4 Обзора).
По общем правилу лизингодатель не отвечает за невозможность использования предмета лизинга, который был приобретен у выбранного лизингополучателем продавца. Лизингополучатель все равно должен платить, хотя может предъявить продавцу требования, связанные с ненадлежащим исполнением им договора (п. 6 Обзора).
Но иногда лизингодатель все же отвечает перед лизингополучателем за убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства продавцом — даже тем, которого выбрал сам лизингополучатель. Такое происходит в случаях, когда продавец не передал предмет лизинга или передал с недостатками по обстоятельствам, которые зависели от лизингодателя, не проявившего должную осмотрительность (п. 7 Обзора).
Лизингополучатель обнаружил существенные неустранимые недостатки предмета лизинга. Он хочет предъявить требования к продавцу, но для этого ему нужна помощь лизингодателя. Если лизингодатель уклоняется от содействия, то это может быть признано существенным нарушением договора лизинга. Лизингополучатель вправе потребовать расторжения договора (п. 8 Обзора).
Бывает так, что лизингодатель заплатил за имущество для лизингополучателя, а продавец договор не исполнил и лизинг не состоялся. Тогда лизингодатель может одновременно потребовать свои деньги и от продавца, и от лизингополучателя, считает ВС. Ведь они солидарные кредиторы в совпадающей части (п. 11 Обзора).
Лизингодатель обязан компенсировать убытки лизингополучателя, если незаконно расторг договор или неправомерно забрал предмет лизинга. То, что лизингополучатель сначала вернул предмет лизинга, а потом пошел судиться, ни на что не влияет. Важно, что лизингодатель отказался от договора неправомерно, объясняет ВС. Претендовать можно и на компенсацию упущенной выгоды, напоминает суд (п. 12 Обзора).
В п. 13 Обзора ВС разъяснил, когда суд не обязан изымать предмет лизинга:
Если лизингодатель в одностороннем порядке отказался от договора и забрал свою вещь, неустойка начисляется дальше, отметил ВС в п. 16 Обзора. Она перестанет увеличиваться только тогда, когда контрагент исполнит свое обязательство — вернет деньги лизингодателю.
Если предмет лизинга ушел с торгов, его цена считается рыночной. Лизингополучатель может опровергнуть это, если докажет, что порядок проведения торгов нарушен. К примеру, можно сослаться на непрозрачные условия, отсутствие гласности и ограничение доступа к участию в торгах, рассказал ВС в п. 19 Обзора.
Если договор расторгли, срок исковой давности нужно считать со дня продажи предмета лизинга. ВС отметил, что если лизингодатель не сообщил о реализации, то срок будет отсчитываться с момента, когда второй стороне стало об этом известно (п. 23 Обзора).
Заключая договор лизинга, стороны предусмотрели условие: «Даже если получатель досрочно вернет все деньги или договор расторгнут, то он обязан будет погасить все будущие платежи по графику». Такое условие противоречит закону и является ничтожным, указал ВС. Иначе выходило бы, что лизинговая компания извлекает двойную выгоду (п. 26 Обзора).
Другая компания передала предпринимателю в лизинг несколько машин. В договоре они указали, что к отношениям сторон применяются «Общие условия лизинга», которые разработала компания. В них был пункт, что при расторжении договора лизингополучатель отказывается от получения сальдо встречных предоставлений. ВС указал, что такое навязанное условие, которое ставит лизингодателя в более выгодное положение при расторжении договора, можно признать ничтожным (п. 28 Обзора).
В договор можно внести условие, что лизингодатель пересматривает размер платежей в зависимости от курса валют. Но только в случае, если стороны сразу определили, в каких пределах их можно изменять (п. 29 Обзора).
Если лизингодатель отказывается или уклоняется от получения страхового возмещения, то лизингополучатель может потребовать уступить ему соответствующее право требования. Если лизингодатель не сделает этого в разумный срок или вовсе откажется, то лизингополучатель вправе приостановить внесение платежей (п. 31).
Если лизингополучатель обанкротился, то лизингодатель может изъять предмет лизинга в связи с досрочным расторжением договора в общем исковом производстве (п. 33).
Если лизингополучатель-банкрот продолжает платить лизингодателю, чтобы выкупить вещь, это не обязательно сделка с предпочтением, указал ВС в п. 34 Обзора. Ведь имущество попадет в конкурсную массу. А лизингодатель — собственник предмета лизинга, поэтому он может получить деньги за нее в обход обычного порядка удовлетворения требований кредиторов.
Соглашение о передаче лизингополучателем прав и обязанностей по договору оспаривают как причиняющее вред кредиторам. ВС указал, что факт причинения вреда можно установить из соотношения коммерческой ценности договорной позиции предыдущего лизингополучателя и размером встречного предоставления нового (п. 38 Обзора).
Вопросам о несостоятельности в Обзоре посвящен целый раздел. Доцент Российской школы частного права, председатель банкротного клуба Олег Зайцев назвал день выхода нового тематического Обзора ВС «грустным для банкротного права». По его мнению, в оОбзоре реализована идея, что «лизингодатель не подчиняется банкротному праву и свободен от учета интересов должника и его кредиторов».
Специфика лизинга воздушных судов
Покупка самолетов и вертолетов большинству компаний не по карману — это дорогостоящая авиационная техника, стоимость которой может достигать миллионов долларов. Оптимальным решением для большинства компаний, желающих приобрести данный вид транспорта, является лизинг.
Определение
По своей сути это долгосрочная аренда, которая дает возможность выкупить лизинговый предмет в собственность в будущем. Авиализинг часто подразумевает получение в распоряжение не только техники, но и дополнительной инфраструктуры, комплектации и оборудования.
Компания-лизингополучатель имеет возможность приобрести новый или бывший в употреблении самолет/вертолет, а также выбрать марку и модель авиационной техники.
Изначально услугами компаний-лизингодателей пользовались только авиаперевозчики, которые нуждались в расширении или обновлении парка авиатехники. Теперь авиализинг популярен также среди компаний, желающих приобрести самолет для личных потребностей.
Однако частные лица не имеют право приобретать авиатехнику посредством лизинга.
Лизингом авиатехники занимаются не все современные компании-лизингодатели. Те, которые специализируются на данном виде аренды, предлагают различные условия, и изучать их нужно до подписания договора. Обратите внимание на:
Особенности основных компаний-лизингодателей
У данного лизингодателя имеется собственный парк авиатехники. Компания предлагает приобрести новые самолеты. Специализация — магистральные воздушные судна.
Компания предлагает авиационную технику в финансовую аренду на срок до 120 месяцев, с первоначальным платежом 30% от стоимости предмета лизинга. Предельная сумма финансирования 500 млн рублей. Специализация — малогабаритные воздушные судна.
Лидер в авиасегменте лизингового рынка России. Поставляет технику для крупнейших компаний-лизингополучателей.
Минимальный размер аванса составляет 10%, максимальный срок договора до 120 месяцев. Удорожание предмета лизинга составит от 5,4%. Компания предлагает широкий выбор самолетов для деловой авиации, воздушную технику для сельского хозяйства и других нужд.
Виды лизинга воздушных судов
Авиализинг развивается намного динамичнее, чем остальные направления, ведь стоимость данной техники высока, и купить ее за счет собственных финансовых средств способно небольшое количество компаний. Однако авиатехника имеет свои особенности оформления, регистрации, регулярного техобслуживания, поэтому авиализинг разделяют на три вида:
Практика показывает, что после лизинга подержанные самолеты часто продаются на условиях рассрочки.
Отличается от оперативного усложненной схемой оформления и длительным сроком лизингового договора. Финансовый авиа-лизинг обходится дешевле, но при этом компания, получившая в аренду самолет/вертолет, несет ответственность за эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна.
Это форма долгосрочной финансовой аренды, поэтому лизингополучателя более тщательно проверяют на платежеспособность. Финансовый лизинг часто доступен только крупнейшим авиакомпаниям с высоким кредитным рейтингом. При расторжении договора раньше срока компанию ждут серьезные штрафные санкции.
Данный вид авиализинга не столь популярен как предыдущие. Это сравнительно новый формат, который пока не прижился в России. Суть в том, что компания-лизингополучатель должна самостоятельно договариваться с авиапроизводителем о выгодных условиях поставки воздушных судов.
После подписания договора, компания передает права на заказанную у производителя авиатехнику лизинговой фирме для получения финансирования. При этом компания-лизингополучатель дает обязательство взять в долгосрочную аренду заказанные самолеты на ранее оговоренных условиях.
Преимущество возвратного авиализинга — скидки от компании-производителя на воздушные суда и заказ техники с необходимыми параметрами. Данный формат подходит для крупнейших авиаперевозчиков, которых устраивает длительный срок аренды.
Часто на практике лизингополучатели выбирают лизинговые компании на конкурсной основе, чтобы получить максимально выгодные условия возвратного лизинга.
Плюсы приобретения авиатехники в лизинг
Лизинг дает возможность оперативно и на выгодных условиях получить в долгосрочную аренду необходимую авиатехнику. При этом нужно собрать сравнительно небольшой пакет документов и нет необходимости беспокоиться об остаточной стоимости воздушного судна (самолета/вертолета).
Достоинства лизинга особенно оценят авиакомпании-новички, которые еще не успели приобрести достаточную известность. С помощью арендованной техники они могут расширить географию присутствия на рынке авиаперевозок. Оперативный авиализинг позволяет авиаперевозчикам обновлять парк раз в 6-7 лет, а вот финансовый дает серьезные налоговые преференции.
Требования к компании-лизингополучателю
Чтобы оформить в лизинг магистральный самолет, компания-лизингополучатель должна обладать сертификатом эксплуатанта и быть финансово стабильной.
Коммерческую авиатехнику могут приобрести компании среднего размера. Но здесь есть обязательные условия — не менее одного года деятельности и наличие финансовой прибыли.
Требования к авиатехнике
Самыми жесткими будут требования при оформлении операционного лизинга, а при финансовом лизинге они практически отсутствуют.
Особенности
Лизингополучателю придется смириться с тем, что страхование авиатехники по КАСКО будет дорогим. Также придется выполнять ремонт самолета при его возврате.
Договор лизинга воздушного судна
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 03-07-11/99079 О применении НДС при оказании услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, по договорам аренды (лизинга)
Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в главу 21 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2020 года реализация услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга) подлежит налогообложению по ставке 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Поскольку указанным Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ не установлено иное, положения пп. 17 п. 1 ст. 164 НК РФ (ставка НДС 0%) подлежат применению к стоимости услуг лизинга, реализуемых с 01.01.2020 г., независимо от даты заключения договора лизинга (аренды) гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.
Отношения сторон в рамках договора лизинга носят длящийся характер; суммы аванса (предоплаты), полученные лизингодателем от лизингополучателя, как правило, учитываются в стоимости оказанных услуг в течение всего срока договора лизинга.
Принятие Федерального закон от 29.09.2019 N 324-ФЗ приводит к тому, что суммы аванса (предоплаты), полученные лизингодателем до 2020 г., с которых лизингодателями был исчислен и уплачен ранее в порядке пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ НДС по ставке 18% или 20%, с 01.01.2020 г. будут учитываться в оплату стоимости услуг лизинга, облагаемых по ставке 0%.
В соответствии с п. 6 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 НК РФ, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Поскольку с 01.01.2020 г. суммы налога, исчисленного со стоимости оказанных услуг лизинга гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, не возникнет, АО просит разъяснить следующее:
1. Правильно ли Общество понимает, что с 01.01.2020 г. лизингодатели вправе осуществлять вычеты сумм налога, указанные в пункте 8 статьи 171 НК РФ (вычеты НДС, исчисленного с сумм предоплаты, с которых лизингодателями был исчислен и уплачен ранее в порядке пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ НДС по ставке 18% или 20%), с даты отгрузки услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга), облагаемых по ставке 0%, в размере стоимости оказанных услуг, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий)?
2. Правильно ли Общество понимает, что поскольку в силу прямого указания пп. 17 п. 1 ст. 164 НК РФ применение ставки 0% напрямую зависит от факта предоставления налогоплательщиком в налоговый орган документов, установленных ст. 165 НК РФ (т.е. применение пп. 17 п. 1 ст. 164 НК РФ носит диспозитивный характер), лизингодатель вправе не предоставлять в налоговый орган документы, установленные ст. 165 НК РФ, отражать стоимость услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга) в налоговой базе, облагаемой по ставке 20% и осуществлять вычет суммы НДС, исчисленных с сумм полученной оплаты, частичной оплаты в общем порядке, установленном п. 6 ст. 172 НК РФ?
В случае невозможности осуществления вычета налога при оказании услуг у АО возникают потери в сумме 108 млн руб.
Таким образом, с 1 января 2020 года услуги по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга) подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса в редакции Федерального закона.
Что касается возможности применения ставки НДС в размере 20 процентов в отношении указанных услуг после 1 января 2020 года, то на основании пункта 7 статьи 164 Кодекса налогоплательщик вправе производить налогообложение НДС операций по налоговым ставкам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 164 Кодекса, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2.1-2.5, 2.7 и пунктом 2.8 пункта 1 статьи 164 Кодекса в отношении таких товаров.
Таким образом, применение ставки НДС в размере 20 процентов в отношении оказываемых с 1 января 2020 года услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга) пунктом 7 статьи 164 Кодекса не предусмотрено.
В отношении применения вычетов сумм НДС, исчисленных лизингодателем с сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящего оказания услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, по договорам аренды (лизинга), сообщаем следующее.
Согласно пункту 8 статьи 171 Кодекса суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычетам. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 172 Кодекса вычеты указанных сумм НДС производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |
Обзор документа
С 2020 г. услуги по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Госреестре, в аренду (лизинг) облагаются НДС по ставке 0%. В налоговые органы нужно представить документы, предусмотренные НК.
Таким образом, с 2020 г. не предусмотрена ставка НДС 20% при передаче в аренду (лизинг) гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Госреестре.
В отношении применения вычетов сумм НДС, исчисленных лизингодателем с сумм предоплаты (частичной оплаты) по аренде (лизингу) гражданских воздушных судов, Минфин пояснил следующее.