договор между арменией и азербайджаном 1994 года
Нагорный Карабах (1991 – 1994): неоконченная война
Карабахский конфликт нарастал, но СССР разваливался, и Москве оказалось не до закавказских противоречий.
Осенью 1991 года президенты новых государственных образований ещё не подписали в Беловежской пуще судьбоносное соглашение, но фактически Союз уже перестал существовать. В республиках перераспределялись властные полномочия и перекраивались политические системы. Карабахский конфликт, который вовсю тлел уже несколько лет, вот-вот должен был разгореться. У Кремля не хватило мудрости решить эту проблему ещё до того, как она вылилась в вооружённое противостояние. По данным 1979 г., армянское сообщество Нагорного Карабаха, который формально считался с 1921 г. автономией в составе Азербайджанской ССР, насчитывало 123 тыс. человек, а азербайджанское — 37 тыс. Стремление армянского большинства воссоединиться с Арменией, о котором Карабах не раз открыто заявлял Москве, Баку и Еревану с 1988 года, не было услышано. В 1991 году время для пусть и сложных, но бескровных административно-правовых решений о границах республик и их субъектов в составе СССР вышло.
Право на самоопределение — быть или не быть Нагорно-Карабахской республике
В середине 1991 года межэтнический конфликт обострился. Азербайджан вёл политику подавления армянского национального движения и депортировал жителей нескольких десятков армянских сёл Нагорного Карабаха. Продолжались локальные вооружённые столкновения, взаимные обстрелы и погромы. В Армению стекались тысячи беженцев из Азербайджана, в обратном направлении тянулись беженцы-азербайджанцы. На этом фоне начался «парад суверенитетов» союзных республик. 29 августа о своей государственной независимости объявил Азербайджан. 21 сентября то же сделала Армения, а позднее — и Нагорный Карабах.
Право на самоопределение одного народа столкнулось с правом другого на сохранение территориальной целостности. Баку не признал право Степанакерта на самоопределение и факт образования Нагорно-Карабахской республики. Азербайджанцы стремились установить над этой территорией суверенитет репрессивными мерами и отказывались от переговоров с Армений, настаивая, что Карабах — их внутреннее дело. Однако фактически Карабах вышел из-под контроля Баку, азербайджанские отряды (в основном ОМОН) к тому времени оставались только в поселениях, жителями которых были азербайджанцы. Тем не менее карабахцы оказались в трудном положении — в блокаде. Попытки Армении вести переговоры с Азербайджаном при посредничестве Ельцина и Назарбаева закончились весьма скромными успехами: объявленное 23 сентября намерение сторон прекратить огонь до 1 января 1992 года не подкреплялось никакими механизмами его обеспечения. Остальные договорённости (информационное сотрудничество, взаимодействие правоохранительных органов ) имели мало значения.
Фактически началась полномасштабная война. Советская армия заняла нейтральную позицию и постепенно покидала Азербайджан и Армению, стороны начали формировать собственные вооружённые силы, которые, однако, ещё долго будут походить скорее на полупартизанские отряды ополченцев, чем на армию. Жителям Нагорного Карабаха предстояло воевать за своё право на самоопределение.
Карабахская война — за границы суверенитета
В этот период Нагорный Карабах ещё раз заявил о своей независимости. 10 декабря на референдуме 99,89% избирателей проголосовало за создание самостоятельной республики (против высказалось всего 24 человека).
Реализовать своё преимущество в численности и вооружении азербайджанцам не удалось (катастрофически не хватало дисциплины, единого командования, а главное — мешали политические распри в Баку). В январе 1992 г. армяне Нагорного Карабаха перешли в наступление — захватили ряд деревень вокруг Степанакерта и изгнали множество азербайджанских жителей. 26 февраля штурмовали город Ходжалы — единственный в НКР, где имелся аэродром. После штурма штурмующие отряды убили, по данным азербайджанского парламентского расследования, 485 человек, в основном мирных жителей (вопрос о том, сколько именно погибло в результате резни, и отстреливались ли бежавшие из города, до сих пор не прояснён). В мае 1992 г. армяне наконец захватили г. Шуша и сняли осаду Степанакерта (55-тысячный город превратился к тому времени в руины). Итогом стала ещё одна политическая междоусобица в Азербайджане — оппозиция свергла президента Аяза Муталибова.
После этого начались бои за карабахские деревни вокруг городов. Одним из самых жестоких событий 1992 г. стала бойня 10 апреля в Мараге — небольшом армянском поселении. Жертвами вновь оказались мирные жители (около 50 человек). Однако постепенно азербайджанцев вытеснили почти из всего Карабаха (кроме северной части). В мае армяне захватили азербайджанский г. Лачин в коридоре между НКР и Арменией. Его гарнизон не стал обороняться и отступил. Так Карабах получил постоянную сухопутную связь с Арменией, а значит — военные поставки.
В ходе 1992−1993 гг. вооружённые формирования сторон всё больше приобретали характер регулярных войск. К концу конфликта в распоряжении Азербайджана насчитывалось более 40 тыс., человек, Армении и Карабаха — более 20 тыс. Кроме ополченцев, наёмников и «солдат удачи» армии комплектовались призывниками. Летом 1993 г. карабахцы использовались очередной политический кризис в Азербайджане и за несколько месяцев заняли почти весь север Нагорного Карабаха, затем Агдам, Физули и Джебраил (а всего 5 районов Азербайджана). Больше всего крови пролилось в последние полгода войны — с декабря 1993 г. по май 1994 г. Множество недавно призванных молодых солдат погибло в боях за карабахские поселения. Армяне потеряли около 2 тыс. человек, а азербайджанцы — примерно 4 тыс., но достигли лишь незначительных успехов.
К маю 1994 г. обе стороны истощили свои ресурсы. Люди устали от войны. Лишь тогда начались переговоры, хотя международные посредники (Россия, Казахстан, Иран, западноевропейские страны и США, ООН и ОБСЕ) и прежде пытались призвать Армению и Азербайджан к миру. Соглашение о бессрочном режиме прекращения представители НКР (командующий армией Самвел Бабаян), Армении (министр обороны Серж Саркисян) и Азербайджана (министр обороны Мамедрафи Мамедов) подписали 11 мая. В ночь на 12 мая оно вступило в силу. Фактически Баку пришлось признать участие армян в судьбе Нагорного Карабаха и существование неподконтрольной Азербайджану НКР, воссоединившейся с Арменией. Наступил «холодный мир».
В ходе войны 1991 — 1994 гг. погибло более 11 тыс. азербайджанцев и около 16 тыс. армян (не считая мирных жителей). Несправедливость и чудовищную жестокость терпели люди обеих сторон. Армению покинуло около 170 тыс. азербайджанцев, ещё около 20 тыс. беженцев уехало из Нагорного Карабаха. Азербайджан (включая Карабах) оставило 350 тыс. армян.
С тех пор армяне и азербайджанцы так и не заключили мирный договор, статус НКР остался неопределённым, а конфликт неразрешённым. Нагорный Карабах по-прежнему — кровоточащая рана Закавказья, а жизни его жителей — разменные монеты в руках политиков.
25 лет назад Москва остановила нагорно-карабахский конфликт
5 мая 1994 года был подписан так называемый Бишкекский протокол, закрепивший нынешний статус нагорно-карабахского конфликта. Позиции сторон до сих пор далеки от консенсуса, а Баку и Армения тратят все большие суммы на новейшие системы вооружения.
Юбилей Бишкекского протокола, заявления, призывающего к прекращению огня в нагорно-карабахском конфликте, проходит в обстановке крайне холодного мира, готовящегося в любой момент вспыхнуть горячей войной.
Москве удалось невозможное
Бишкекский протокол, в первую очередь, являлся политическим успехом Москвы и совета Межпарламентской ассамблеи стран Союза Независимых Государств. Официально за подписанием документа, на котором базируется нынешнее шаткое перемирие, стоит Минская группа ОБСЕ, однако именно влияние Кремля в 1994 году помогло остановить войну.
России тогда удалось фактически невозможное. Под документом стоит подпись трех сторон. Договоренности скрепили председатель азербайджанского парламента Расул Гулиев, председатель парламента Армении Бабкен Араркцян, и председатель парламента Нагорного Карабаха, Карен Бабурян.
Последующий документ о прекращения огня, подписанный 12 мая 1994 года, завизировали министр обороны Азербайджана, министр обороны Армении и Командующий Армией Обороны Народного Карабаха.
Для Азербайджана участие НКР в подписании документа являлось вынужденной мерой. По сути, подпись под Бишкекским протоколом де-факто легитимизировала положение Степанакерта как силы, неподконтрольной Баку.
Однако на тот момент Азербайджан стоял перед трудным выбором. Армии НКР и Армении с большой долей вероятности могли захватить важный участок железной дороги Баку – Тбилиси. В случае утраты контроля над этим транспортным узлом Азербайджан терял выход к грузинским портам, а с ними – и возможность транспортировки нефти через бассейн Черного моря. Однако Армения тоже нуждалась в передышке. Поэтому в итоге стороны сели за стол переговоров.
Мирные переговоры
На данный момент и Ереван, и Баку декларируют мирные намерения. Государства пытаются примирить и США, которые устами помощника посла в Азербайджане выразили готовность предоставить площадку для переговоров, и ОБСЕ, которое убеждено, что Москва способна повлиять на враждующие страны, и сама Россия, которая в середине апреля устроила встречу премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Однако между сторонами существует ряд непримиримых противоречий. К примеру, Баку настаивает на том, что целостность территории страны является незыблемым условием переговоров. Кроме того Азербайджан, в отличие от 1994-го года, отказывается признать Степанакерт полноценным участником переговоров. Армения, со своей стороны, ссылаясь на Бишкекский протокол подчеркивает, что прецедент уже был.
Баку и Ереван готовятся к войне
Хотя спонсоры переговоров утверждают, что другого пути решения вопроса, кроме мирного, нет, враждующие стороны усиленно вооружаются.
Армения пытается склонить чашу весов при помощи закупки многофункциональных истребителей Су-30СМ: 4 самолета должны быть поставлены в конце этого года. Они куплены в рамках кредита, предоставленного Россией. Ереван закупает российское вооружение по ценам ниже рыночных, что позволяет ему сохранять паритет с Азербайджаном, чей военный бюджет имеет составляет 1,7 миллиарда долларов против 608 миллионов от Армении.
Азербайджан, в свою очередь, усиливает сотрудничество с Турцией и Израилем, и заявляет о готовности укреплять армию.
В среднем в зоне конфликта за год гибнет несколько десятков человек.
МОСКВА, 21 апр — РИА Новости. Соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе 1994 и 1995 годов имеют бессрочный характер и составляют основу перемирия в зоне конфликта, заявили в МИД России.
Очередное обострение ситуации в Нагорном Карабахе произошло 2 апреля. В Баку заявили об обстрелах со стороны армии Армении, при этом Ереван сообщил о «наступательных действиях» с азербайджанской стороны. О прекращении огня удалось договориться лишь 5 апреля, но обе стороны продолжают обвинять друг друга в провокациях.
Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской республики (НКР). Азербайджан в ходе последующего военного конфликта потерял контроль над Нагорным Карабахом.
С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.
Подробнее об армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе читайте в справке РИА Новости >>
Нагорный Карабах — история конфликта. Причины вечной войны между Арменией и Азербайджаном в Чёрном саду
Сложные отношения между народами Армении и Азербайджана, веками населявшими Карабах, вылились в многочисленные войны и множество межнациональных столкновений. Рассказываем историю и суть конфликта в Нагорном Карабахе.
Фото © ТАСС / Геннадий Хамельянин
27 сентября в Нагорном Карабахе произошло очередное обострение ситуации. Впервые за последние четыре года конфликтующие стороны возобновили боевые действия. Нагорный Карабах исторически является одной из главных горячих точек на карте мира. Веками населявшие Чёрный сад (именно так переводится с тюркского название Карабах) народы очень быстро переходили от шаткого мира к войне, поскольку и те и другие считали край своим и только своим. За один лишь XX век Карабах пережил три волны кровавых межэтнических столкновений и две полномасштабные войны.
Кому принадлежит Нагорный Карабах
Вопрос об исторической принадлежности региона является предметом острых споров между армянскими и азербайджанскими историками. Первые со ссылками на античные источники доказывают, что исторически Карабах входил в состав Армянского царства, в то время как вторые утверждают, что он был частью Кавказской Албании и является прародиной азербайджанцев.
Фото © ТАСС / Яшар Халилов
Позднее Карабах попал под власть Сефевидов. После этого территория равнинного Карабаха была исламизирована, но в нагорной части региона преобладало армянское население. В середине XVIII века возникло Карабахское ханство — протекторат Персии. Жёсткое давление тюркских элит вынудило армянское население покинуть родные края. В результате к началу XIX века большую часть жителей ханства составляли уже тюркские народы.
В начале XIX века ханство перешло под протекцию России, а в 1926 году было окончательно включено в её состав. После этого в Карабах устремились миграционные потоки армян из исламских Ирана и Османской империи (и аналогичные потоки тюрок в обратном направлении), благодаря чему в конце XIX века их численность в регионе превысила 40%.
Фото © ТАСС / Геннадий Хамельянин
Накопившиеся к началу XX века национальные, религиозные и классовые противоречия вылились в кровавую резню, охватившую не только Карабах, но и крупные города Закавказья одновременно с началом революции 1905 года. Успокоить конфликт удалось только после подавления революции, но спокойствие было недолгим.
Обострение конфликта в Нагорном Карабахе в начале XX века
В 1918 году, после Октябрьской революции, от России одна за другой начали отпадать национальные окраины. Армения и Азербайджан провозгласили независимость и сразу же начали активно выяснять отношения друг с другом. Конфликт из-за спорных территорий перерос в очередную кровавую резню и завершился победой Азербайджана, который воспользовался имевшимся козырем — поддержкой Османской империи. Та сформировала азербайджано-турецкую исламскую армию и вторглась на Кавказ, силой заняв спорные территории. Нагорный Карабах заявил о своей независимости в надежде на объединение с остальной частью Армении, однако вскоре его крупнейшие населённые пункты были заняты исламской армией, хотя в регионе сохранилось сильное повстанческое движение.
Но уже через несколько месяцев всё полностью переменилось. Германия и Османская империя капитулировали в Первой мировой, турки ушли с Кавказа, взамен туда прибыли англичане. Осознавая непрочность своего положения и не имея желания вникать в сложнейшие хитросплетения местной истории, они решили оставить всё как есть и отложили окончательное решение вопроса о территориальном размежевании до Парижской мирной конференции. Карабах де-юре остался частью Азербайджанской Демократической Республики.
Фото © ТАСС / В. Пащенко
Это решение привело к возобновлению кровавой межнациональной вражды в спорных регионах. Попытки мирного урегулирования ситуации, предпринятые членами Антанты, не принесли никаких результатов.
Спорные территории — Карабах, Нахичевань и Зангезур
К 1920 году большевики наконец разобрались с внутренними противниками — и их внимание переключилось на отпавшие окраины. При непосредственном участии местных коммунистов были советизированы и Армения, и Азербайджан, что привело к пусть и шаткому, но миру в регионе. Теперь решать сложнейший вопрос урегулирования территориальных споров в регионе предстояло большевикам.
И армянские, и азербайджанские лидеры сразу же попытались решить вопрос в свою пользу при помощи Москвы. И те и другие заваливали ЦК письмами с требованиями передать именно им спорные территории, в противном случае угрожая тем, что население республик воспримет отказ как предательство и отвернётся от новой власти.
Самые горячие споры разгорелись вокруг трёх регионов: Карабаха, Зангезура и Нахичевани. Все три имели смешанное армяно-азербайджанское население в разных пропорциях. До революции Нахичеванский уезд входил в состав Эриванской губернии, большинство которой составляли армяне. Однако непосредственно в этом уезде азербайджанцев проживало вдвое больше. В Зангезурском уезде до революции число проживавших армян и азербайджанцев было примерно равным. В Карабахе существовало разделение: в Равнинном Карабахе жили преимущественно азербайджанцы, а Нагорный почти целиком был населён армянами.
Для урегулирования спорных вопросов было создано специальное Кавбюро ЦК, которое возглавили Орджоникидзе и Киров. Кавбюро предложило компромиссный вариант: Нахичевань переходит к Армении, а Зангезур и Карабах — к Азербайджану. Но тут в спор вмешалась новая сторона.
Турецкий лидер Мустафа Кемаль предложил Ленину заключить договор о дружбе. Ленин воспринял это как шанс на прорыв дипломатической блокады и охотно согласился на не самый выгодный договор. Согласно его условиям, часть бывших российских территорий переходила Турции, кроме того, Нахичевань на правах автономии присоединялась к Азербайджану. Взамен турки давали добро на существование Советского Азербайджана.
Фото © Wikipedia, © ТАСС
После вмешательства Турции вопрос с Нахичеванью был урегулирован и главным камнем преткновения стал Карабах. Из восьми членов Кавбюро трое однозначно выступали за его передачу Армении, а трое других — Азербайджану. Всё зависело от позиции непосредственных руководителей — Орджоникидзе и Кирова, которые колебались в этом вопросе.
4 июля 1921 года состоялось заседание Кавбюро, посвящённое окончательному решению карабахского вопроса. По результатам голосования большинство решило передать его Армении, в поддержку этого решения выступили оба руководителя бюро. Однако глава Азербайджана Нариманов настоял на том, чтобы окончательное решение осталось за ЦК. После голосования состоялись консультации Орджоникидзе и Кирова со Сталиным, который в то время курировал национальную политику. Неизвестно, о чём именно шёл разговор и какие аргументы выдвигались (вероятно, это были какие-то стратегические соображения, связанные с Турцией), но руководители Кавбюро неожиданно передумали за одну ночь. На следующий день состоялось новое голосование, на котором они высказались в пользу передачи Карабаха Азербайджану с условием создания в Нагорной части региона армянской автономии. Что касается третьего спорного региона, то Зангезур передали Армении в качестве компенсации за утрату остальных спорных территорий.
Решение большевиков, принятое как максимально компромиссное, на деле стало лишь прологом к новым конфликтам. Азербайджанские коммунисты хотели Карабах, но без армян и уж тем более без навязанной в качестве компромисса автономии. Армяне же не желали мириться с решением о передаче этнически однородного региона другой республике. После территориального размежевания установился хрупкий мир, скорее похожий на холодную войну. Руководство Армянской ССР каждые несколько лет пыталось пролоббировать через союзную столицу вопрос о передаче ей карабахской автономии. После окончания Второй мировой ему едва не удалось это сделать. Политбюро поручило Маленкову проконсультироваться с главой Азербайджанской ССР Багировым по этому вопросу. Багиров ответил, что уступит Нагорный Карабах, если взамен Азербайджану передадут территории Дагестана и Грузии, где компактно проживало азербайджанское меньшинство. Устраивать масштабное перекраивание карты тогда не стали.
В ответ на попытки руководства Армянской Республики вернуть контроль над автономией азербайджанские власти начали стимулировать переселение азербайджанцев в спорный регион. За время существования советской власти национальный баланс в регионе существенно изменился. Если на момент создания автономии Нагорного Карабаха армяне составляли там 90% населения, то к моменту распада СССР уже 76%.
Кроме того, руководство азербайджанской компартии тщательно подбирало кадры для руководства автономией, стараясь выдвигать на эти должности бакинских армян, лояльных непосредственно Баку, а не уроженцев Карабаха или выходцев из Армянской ССР.
Возобновление войны между Арменией и Азербайджаном
Фото © ТАСС / Сергей Мамонтов, Геннадий Хамельянин
Через несколько дней после распада СССР между самопровозглашённой Республикой Арцах (Карабах), поддержку которой оказывала Армения, и Азербайджаном началась полномасштабная война. Она продлилась два года и четыре месяца и, по примерным подсчётам, унесла жизни 20–25 тысяч человек. По итогам войны Арцах/Карабах де-факто остался независимой, хоть и непризнанной даже самой Арменией республикой. Азербайджанской армии не удалось установить контроль над регионом.
Заморозка конфликта в Нагорном Карабахе
В 1994 году при посредничестве России конфликт был заморожен, но не решён. Активные боевые действия прекратились, но периодически на линии соприкосновения случаются столкновения. В 2016 году произошло самое масштабное со времён войны обострение, бои продолжались на протяжении четырёх дней.
Ситуация вокруг Карабаха превратилась в «вечный» конфликт, не имеющий устраивающего всех решения. И армяне, и азербайджанцы исторически связаны с Карабахом, но ужиться вместе, как показало время, у них не получилось. Однако решение в пользу одних непременно приведёт к недовольству других. Найти компромисс не удалось даже сто лет назад — при более благоприятных для этого условиях. А сейчас, после стольких войн и конфликтов, это представляется почти невозможным. Все переговоры по карабахскому вопросу, начинавшиеся за последние 20 с лишним лет, неизменно заходили в тупик.
Карабахский конфликт с позиции международного права
Заявления Реджепа Тайипа Эрдогана о поддержке вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и критика Минской группы ОБСЕ нарушают нормы международного права и противоречат позиции ООН по вопросу конфликта на Южном Кавказе. ФАН рассказывает о правовой подоплеке формирования и урегулирования нынешнего конфликта.
История административно-территориального формирования Нагорно-Карабахской Республики
Советское государство во главе с коммунистическими органами де-факто было признано субъектами международного права еще в 1918 году во время инцидента с арестом румынского дипломата Диаманди. Новая власть немедленно приступила к административно-территориальному формированию государства. Весной 1921 года ЦК КП(б) Армении разработал документ «Основные положения по вопросу о присоединении Нагорного Карабаха к Республике Армения». Эта инициатива не получила поддержки. Осенью 1921 года Закавказский краевой комитет РКП(б), вышестоящий по отношению к Армянскому ЦК КП(б), поручил Азербайджанскому ЦК разработать положение о Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). Решение лоббировалось Кировым, членом ЦК компартии Азербайджана. Включение НКАО в состав Азербайджанской ССР было важно ему для приобретения веса в партийном руководстве, поскольку на момент принятия решения он был кандидатом в члены ЦК РКП(б).
В 1924 году Азербайджанский ЦИК РКП(б) опубликовал положение о Нагорно-Карабахской автономной области. Территория Нагорного Карабаха отнесена к Азербайджанской ССР с пропорциональным представительством в органах власти Азербайджана и государственными языками армянским и азербайджанским. Население автономии составили преимущественно армяне, около 90%. В состав автономии были включены населенные пункты, преимущественно с тюркским мусульманским населением (10%). Для международного права важен тот факт, что административно-территориальное деление НКАО произведено советской властью, которая в первые десятилетия своего существования, как и новое государство СССР, признано 30 государствами с наибольшим политическим весом во всех регионах мира.
Конфликт при распаде СССР
Старт открытой публичной культивации конфликта был дан в 1987-1988 годах, как это обычно бывает, в СМИ — газете Нагорно-Карабахского обкома КП Азербайджана «Советский Карабах». У издания было 90 тысяч подписчиков. Газета стала пропагандистской площадкой для сторонников присоединения Нагорно-Карабахской автономной области к Армянской ССР и поддерживала митинговую активность. Легитимация протестов в государственном СМИ послужила основой к открытому межнациональному конфликту, межэтническим столкновениям, массовой эмиграции азербайджанцев из автономии и появлению непредусмотренных советскими законами органов управления НКАО. Территория Нагорного Карабаха стала зоной открытого вооруженного противостояния Азербайджана и Армении с 1990 по 1994 годы.
Мирный договор так и не был заключен. 12 мая 1994 года между государствами подписано соглашение о перемирии при посредничестве России.
Вопреки сведениям из открытых источников, в НКАО референдум о самоопределении проживающего на территории области населения не проводился. К референдуму некоторые авторы относят состоявшийся в 1991 году сбор подписей о независимости. Однако эта процедура проводилась с ущемлением политических прав: к ней не было допущено все население территории. Подготовка сбора подписей и их подсчеты не проводились легитимной государственной властью или организациями со специальным международно-правовым статусом. Референдум не проведен до сих пор.
Появились ли признаки суверенитета у Нагорно-Карабахской Республики
За 26 лет НКР не обзавелась внешнеполитическим суверенитетом. ООН не признает государственный статус республики, суверенитет Карабаха до сих пор не подтвердило ни одно государство мира. Отдельные сведения о признании есть от органов власти без достаточной самостоятельности наподобие парламента Страны Басков — испанской автономии.
НКР не имеет самостоятельной финансовой системы. В 2004 году Арцах эмитировал собственные банкноты, алюминиевые и бронзовые монеты, однако их выпуск был ограниченным, сейчас они представляют большой интерес для нумизматов. Единственный банк, созданный местным руководством, ЗАО «Арцазбанк», действует на основании лицензии Центробанка Армении.
Об информационном суверенитете НКР говорит тот факт, что все официальные сайты органов власти республики, в том числе сайт правительства, базируются на доменных именах Армении. На 2017 год республика не имела полной собственной энергетической независимости.
Мирное урегулирование конфликта при посредничестве России
Эффективным органом урегулирования армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе стала Минская группа ОБСЕ. К ее работе Баку и Ереван присоединились в 1992 году. Армения и Азербайджан при содействии России подписали соглашение о прекращении огня 12 мая 1994 года.
2 ноября 2008 года в Москве президенты России, Армении и Азербайджана подписали Майендорфскую декларацию, в которой признали приоритет международного права в вопросе разрешения нагорнокарабахского конфликта, подтвердили мандат Минской группы ОБСЕ и приверженность Мадридским принципам.
Под Мадридскими принципами (мадридскими предложениями) в декларации подразумеваются положения урегулирования конфликта, разрабатываемые при участии сторон конфликта Минской группой ОБСЕ с 2006 года. Они предполагают возвращение под контроль Азербайджана территории НКР с предоставлением ей автономии, гарантии возвращения беженцев всех этносов и проведение в будущем обязательной процедуры самоопределения территории (референдума).
27 сентября 2020 года Генеральный секретарь ООН выразил готовность вести диалог с Арменией и Азербайджаном, а также подтвердил легитимность международного статуса посредника — Минской группы ОБСЕ. В обращении генсекретаря НКР не упоминается. ООН не признает это квазигосударственное образование.
Выводы
За четверть века Арцах не вырос до самостоятельного государственного образования и не получил международного признания. Его существование зависит от поддержки Арменией титульной нации этой территории, а экономика интегрирована в армянскую. С позиции международного права Азербайджан и Армения должны исполнить обещание идти путем мирного разрешения конфликта, обозначенное в Мадридских принципах Минской группы ОБСЕ, обеспечив возврат на территорию НКР беженцев и проведение референдума о самоопределении территории.
Как мы видим, Турция не наделена полномочиями по участию в конфликте на Кавказе, а вербальные интервенции турецкого президента недопустимы для политика такого высокого уровня. ООН и ОБСЕ вправе обсуждать введение санкционных мер в отношении провокаторов и инициаторов конфликта.