договор между еирц и ук
УО вправе заключать агентские договоры для взыскания долгов за ЖКУ
Минстрой РФ в новом письме дал разъяснение по применению управляющими многоквартирными домами, РСО и регоператорами по обращению с ТКО нормы о запрете передавать коллекторам долги потребителей. Поставщики ЖКУ не могут уступать третьим лицам право по возврату задолженности, но имеют возможность заключать агентские договоры.
В письме от 14.10.2020 № 41140-ОЛ/04 Минстрой РФ объясняет применение ч. 18 ст. 155 ЖК РФ, внесённой в кодекс Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ. Эта норма устанавливает, что УО, ТСЖ, кооперативы, а также поставщики коммунальных услуг не имеют права уступать право/требование по возврату просроченной задолженности за жилищно-коммунальные услуги третьим лицам, в том числе коллекторам.
Минстрой РФ в письме указывает на то, что, если поставщик ЖКУ заключит подобный договор, то он будет считаться ничтожным. При этом ведомство разъясняет, что признаком договора уступки является полная передача всех прав и требований новому кредитору (ч. 1 ст. 384 ГК РФ). В таком случае УО/ТСЖ/РСО полностью выбывает из правоотношений с должником.
В то же время поставщики ЖКУ не лишены права заключать агентские договоры: когда третьи лица за вознаграждение от их имени и в их интересах выполняют ряд порученных им действий по возврату задолженности (ст. 1005 ГК РФ). Ответственность за их работу несёт участник рынка ЖКХ, заключивший такой договор.
Выстраивая работу с должниками, управляющие организации должны помнить об обязательном условии досудебного урегулирования спора. Если УО не сможет в суде доказать, что этот этап претензионно-исковой работы пройден, суд откажется рассматривать иск о принудительном взыскании долга. Подробнее читайте в этом материале.
Расчеты за жилищно-коммунальные услуги через автоматизированную систему управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (система АСУ ЕИРЦ) на базе ГБУ «МФЦ города Москвы»
Полезная информация
АСУ ЕИРЦ – это городская информационная система, предназначенная для автоматизации процессов начисления и учета платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги, а также обеспечения информационного обмена между участниками системы и сопровождения государственных услуг.
Формирование начислений за жилищно-коммунальные услуги в системе АСУ ЕИРЦ производит ГБУ МФЦ города Москвы.
В настоящее время через систему АСУ ЕИРЦ обслуживается около 90% многоквартирных домов Москвы, начисления по ЖКУ ведутся по 3,9 млн лицевых счетов.
«Визитной» карточкой АСУ ЕИРЦ является Единый платежный документ (ЕПД). ЕПД получают более 87% москвичей.
Система АСУ ЕИРЦ помогает управляющим организациям.
Центры государственных услуг районов (МФЦ), оснащенные новейшими информационными технологиями и располагающие автоматизированной системой начисления и приема платежей, становятся для управляющих организаций надежным и квалифицированным партнером.
Опыт показывает, что ведение расчетов за ЖКУ через систему АСУ ЕИРЦ позволяет существенно сократить операционные и базовые расходы управляющих компаний.
МФЦ предоставляет управляющим компаниям возможность войти в единую систему города по оплате ЖКУ с учетом предоставления субсидий и льгот на оплату ЖКУ.
Взаимодействие с МФЦ избавляет управляющие организации от расходов:
– на поддержку и внесение изменений в программное обеспечение для проведения начислений и сбора платежей за ЖКУ (при изменении законодательной базы и др.);
– на организацию начисления платежей за ЖКУ;
– на содержание офиса и оплату труда персонала, производящего начисления;
– на доставку платежных документов;
– на приобретение оборудования для печати платежных документов;
– на оплату дополнительных сервисных функций (колл-центры, личные кабинеты на сайтах и т.д.);
– на информационную работу с населением.
Не менее важно и то, что управляющая организация, сотрудничающая с МФЦ, не только сокращает расходы, но и улучшает свой имидж. Люди больше склонны доверять тем организациям, которые ведут расчеты через государственную организацию, каковой и является МФЦ. Жителям важно также получать объективную информацию о начислении платежей, эта процедура должна быть понятной и прозрачной для них.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА
Управляющая организация, вступив в управление МКД, обязана заключить с РСО договор поставки ресурса. На основании данных договоров (управления, поставки) и при наличии необходимых документов, предусмотренных законодательством, УК заключает Договор «Об организации расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого платежного документа».
Перечень документов, необходимых для заключения договоров на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги утвержден Постановлением 11.05.2017 № 267-ПП «Об утверждении регламента взаимодействия государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, поставщиками иных услуг и кредитной организацией».
Четырехсторонний договор: Банк, УК, МФЦ, РСО.
При 4-стороннем договоре денежные средства с транзитного счета в банке поступают на расчетный счет РСО. На р/счет УК поступают только оплаты за жилищные услуги.
В каждом районе открыт отдельный транзитный счет. С транзитного счета района денежные средства расщепляются Банком по каждому коду услуги в адрес управляющей организации и ресурсоснабжащих организаций.
В ежедневном режиме on-line происходит обмен файлами между системами Банка и АСУ ЕИРЦ в части начислений и оплат.
Жителям многоквартирных домов, которые ведут расчеты через МФЦ, ежемесячно в почтовые ящики доставляется Единый платежный документ (ЕПД).
Форма ЕПД является унифицированной и соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Необходимо отметить, что данная форма ЕПД является приложением к договорам на расчеты населения за ЖКУ через ЕПД, заключаемым между МФЦ города Москвы, банковской организацией, управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
Дополнительно осуществляется формирование и печать долговых ЕПД (в целях информирования жителей о наличии задолженности и возможности оплаты без посещения МФЦ).
ЕПД печатаются с полным набором услуг и конвертируются в закрытом виде в целях соблюдения норм федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», что обеспечивает контроль защищенности конфиденциальной информации от санкционированного доступа, от утечки информации третьим лицам. Кроме того, ЕПД защищен от коммерческой рекламы.
Единый платежный документ, возможно оплатить через:
* Портал Мэра Москвы,
* платежные терминалы и платежные системы,
* через отделения Почты России.
В Москве созданы все условия для дистанционной оплаты ЖКУ и минимального сбора комиссии (на Портале Мэра Москвы).
Средства жителей, поступающие в счет оплаты за ЖКУ по единому платежному документу, не аккумулируются на счетах управляющих организаций (кроме платежей за услуги, которые оказывает УК), а расщепляются по поставщикам ресурсов и услуг финансовым оператором системы АСУ ЕИРЦ. Это обеспечивает собираемость платежей в валовом показателе более 98%, позволяет исключить нецелевое использование средств, обеспечивает стабильную работу предприятий коммунального сектора, позволяет вести аналитический учет финансовых потоков и жестко регулировать ценовую и тарифную политику.
Посредством АСУ ЕИРЦ обеспечивается информационное взаимодействие с:
– ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» (предоставление данных о начислениях за ЖКУ с целью расчета размера субсидии);
– финансовым оператором в части обмена информацией о начислениях и оплатах ЖКУ;
– ГУП «МосгоБТИ» с целью актуализации данных о зданиях и строениях;
– ДСЗН с целью получения данных об умерших гражданах и использованию их при формировании начислений за ЖКУ.
– АСУ ЕИРЦ аттестована согласно требованиям Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
– АСУ ЕИРЦ зарекомендовала себя как уникальный и незаменимый продукт при расчете и начислениях за услуги ЖКХ в условиях социально ориентированного мегаполиса. При эксплуатации АСУ ЕИРЦ в городе Москва улучшилось качество обслуживания населения, уменьшился общий уровень задолженности по оплате ЖКУ по городу.
Жителям МКД, которые ведут расчеты за ЖКУ через систему АСУ ЕИРЦ, гарантируется возможность контроля за правильностью начислений и предоставлением льгот и субсидий. Обращение в МФЦ по вопросам начислений за ЖКУ, тарифам на коммунальные ресурсы и услуги возможно в ежедневном режиме с 8-00 до 20-00 без выходных.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Договор между еирц и ук
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 267-ПП «Об утверждении Регламента взаимодействия Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, поставщиками иных услуг и кредитной организацией»
В целях повышения эффективности организации работы по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги на территории города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Регламент взаимодействия Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, поставщиками иных услуг и кредитной организацией.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 11 мая 2017 г. N 267-ПП
Регламент
взаимодействия Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, поставщиками иных услуг и кредитной организацией
1. Общие положения
1.2. Правила взаимодействия подразделений ГБУ МФЦ города Москвы по вопросу организации работы в части заключения договоров на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги в соответствии с настоящим Регламентом устанавливаются приказом ГБУ МФЦ города Москвы.
1.3. Обработка информации, передаваемой в соответствии с настоящим Регламентом, обмен информацией в соответствии с настоящим Регламентом осуществляется на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, законодательства Российской Федерации о защите информации.
Информация, представленная для заключения договоров на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги, а также полученная при исполнении указанных договоров, не подлежит разглашению или передаче третьим лицам.
Разглашение или передача такой информации допускается только в случаях, предусмотренных договорами на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги, и иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Лица, которые вправе обратиться в ГБУ МФЦ города Москвы для заключения договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги
2.1. Для заключения договора на выполнение функций по начислению платы за жилое помещение в ГБУ МФЦ города Москвы обращается:
2.2. Для заключения договора на выполнение функций по начислению платы за коммунальные услуги в ГБУ МФЦ города Москвы обращается:
2.3. Для заключения договора на выполнение функций по начислению платы за обслуживание запирающих устройств в ГБУ МФЦ города Москвы обращается:
2.3.3. Поставщик услуги по обслуживанию запирающих устройств- в случае заключения договора по обслуживанию запирающих устройств между поставщиком услуги по обслуживанию запирающих устройств и жителями многоквартирного дома.
2.4. Для заключения договора на выполнение функций по начислению платы за иные услуги, не указанные в пунктах 2.1-2.3 настоящего Регламента, в ГБУ МФЦ города Москвы обращается:
3. Порядок обращения в ГБУ МФЦ города Москвы для заключения договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги
Представляемые документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными в указанном Перечне.
3.2. Перечень документов размещается на официальном сайте Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и сайте ГБУ МФЦ города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.3. Внесение изменений в Перечень документов осуществляется Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы по согласованию с ГБУ МФЦ города Москвы.
Принятые изменения направляются Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в ГБУ МФЦ города Москвы в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем внесения таких изменений.
Принятые изменения подлежат размещению на официальном сайте Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и сайте ГБУ МФЦ города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
3.4. ГБУ МФЦ города Москвы принимает представленные заявителем документы и осуществляет их проверку на предмет комплектности.
3.5. В случае представления заявителем неполного комплекта документов документы возвращаются заявителю без рассмотрения:
3.6. ГБУ МФЦ города Москвы проверяет представленные документы на предмет их соответствия требованиям, утвержденным в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Регламента, и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня принятия документов к рассмотрению:
3.6.1. В случае соответствия документов требованиям направляет заявителю экземпляры проекта договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги в количестве экземпляров, равном количеству сторон для последующего его заключения.
3.6.2. В случае несоответствия документов требованиям, утвержденным в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Регламента, уведомляет заявителя об отказе от заключения договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги способом, подтверждающим получение такого уведомления.
3.7. Заявитель в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения проекта договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги и иные услуги представляет в ГБУ МФЦ города Москвы для его подписания ГБУ МФЦ города Москвы и направления в кредитную организацию подписанный всеми сторонами договора (за исключением ГБУ МФЦ города Москвы и кредитной организации) договор на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги и иные услуги.
При заключении договора на выполнение функций по начислению платы за обслуживание запирающих устройств в ГБУ МФЦ города Москвы заявителем представляется договор, подписанный лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, и поставщиком услуги по обслуживанию запирающих устройств для его подписания ГБУ МФЦ города Москвы и направления в кредитную организацию.
3.8. ГБУ МФЦ города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения подписанного в порядке, установленном пунктом 3.7 настоящего Регламента, договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги подписывает и направляет его в кредитную организацию.
3.9. В случае непредставления заявителем в порядке, установленном настоящим Регламентом, подписанного договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги в срок, установленный пунктом 3.7 настоящего Регламента, или представления указанного договора с внесенными в него изменениями ГБУ МФЦ города Москвы с таким заявителем договор не заключает, о чем ГБУ МФЦ в срок не позднее 7 рабочих дней со дня истечения срока, установленного пунктом 3.7 настоящего Регламента, уведомляет заявителя способом, подтверждающим получение такого уведомления.
3.10. После представления в ГБУ МФЦ города Москвы подписанного кредитной организацией договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги заявитель обращается за получением соответствующего количества экземпляров указанного договора исходя из количества сторон такого договора в ГБУ МФЦ города Москвы.
Обзор документа
ГБУ МФЦ осуществляет взаимодействие с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, поставщиками иных услуг и кредитной организацией при заключении договоров на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги.
Для заключения договора на выполнение функций по начислению платы в ГБУ МФЦ обращаются управляющая организация, ТСЖ, ЖК, ЖСК, СК, ресурсоснабжающая организация, поставщик услуг. При обращении в ГБУ МФЦ заявитель представляет документы, перечень которых утверждается Департаментом жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с ГБУ МФЦ. ГБУ МФЦ рассматривает представленные документы и в случае соответствия их установленным требованиям направляет заявителю экземпляры проекта договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги. Заявитель в десятидневный срок со дня получения проекта договора представляет в ГБУ МФЦ для его подписания и направления в кредитную организацию подписанный всеми сторонами (за исключением ГБУ МФЦ и кредитной организации) договор на выполнение функций по начислению платы. Полученный договор ГБУ МФЦ подписывает и направляет в кредитную организацию.
После представления в ГБУ МФЦ подписанного кредитной организацией договора заявитель обращается за получением соответствующего количества экземпляров договора в ГБУ МФЦ.
Как заключить договор ресурсоснабжения для жилых помещений
П. 14 ПП РФ № 354 устанавливает, что управляющая организация предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений с даты, указанной в решении ОСС о выборе управляющей организации, или с заключения договора управления МКД. Но эта дата не может быть раньше начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении такого ресурса.
Отсюда следует, что без заключения договора ресурсоснабжения УО не может быть исполнителем коммунальных услуг. Сегодня мы расскажем, как заключить такой договор с ресурсоснабжающей организацией для жилых помещений и обслуживания общего имущества МКД.
Определите исполнителя КУ
Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 внесло изменения в определение понятия «исполнитель коммунальных услуг» в договоре ресурсоснабжения (п. 2 ПП РФ от 14.02.2012 № 124). Теперь оно отличается от формулировки, данной в ПП РФ № 354.
Исполнитель коммунальных услуг для целей договора ресурсоснабжения – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, у которого есть обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и/или которое предоставляет потребителю коммунальные услуги в случаях, когда такая обязанность возложена на него договором управления МКД или уставом ТСЖ/ЖСК.
То есть если в МКД выбран способ управления управляющей организацией или создано ТСЖ/ЖСК, то исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация или ТСЖ/ЖСК соответственно.
В случае, когда ТСЖ заключило договор управления с управляющей организацией, по договору ресурсоснабжения исполнителем коммунальной услуги будет управляющая организация, если в договоре управления между ТСЖ и УО прописана её обязанность обслуживать общее имущество МКД и/или предоставлять коммунальные услуги.
Исполнитель коммунальной услуги обращается в РСО для заключения договора ресурсоснабжения (п. 4 ПП РФ №124).
Сформулируйте предмет договора
В таком случае управляющая организация или ТСЖ всё равно должны заключать договор с РСО. Предметом договора будет закупка коммунальных ресурсов для содержания общего имущества МКД.
Направьте в РСО оферту
Если коммунальные ресурсы поставляются в МКД без письменного договора, владеющая такими ресурсами РСО вправе сама направить исполнителю коммунальных услуг оферту (п. 10 ПП РФ № 124).
К оферте исполнитель КУ прикладывает заверенные руководителем УО/ТСЖ копии:
1. Правоустанавливающих документов.
2. Документов, подтверждающих обязанность по содержанию общего имущества МКД и/или предоставлению коммунальных услуг.
Для управляющей организации это будут протоколы общих собраний собственников, на которых приняли решения о выборе способа управления МКД и управляющей организации, и договор управления. Если УО выбрана органом местного самоуправления по открытому конкурсу, она предоставляет протокол открытого конкурса и договор управления. Когда договор с УО заключило ТСЖ/ЖСК, в РСО предоставляется протокол ОСС по выбору управляющей организации и договор управления.
Если договор управления ещё не заключён, это не является препятствием для подачи заявки. В таком случае УО позже подтверждает факт заключения договора.
ТСЖ прикладывает к оферте копию протокола общего собрания собственников, на котором было принято решение о выборе способа управления, и копию устава. ЖСК предоставляет копию протокола общего собрания членов кооператива по выбору способа управления и копию устава.
3. Документов об установке и приёме в эксплуатацию общедомовых приборов учёта при наличии.
4. Протокола ОСС с решением о прямых расчётах с РСО – при наличии такого решения.
5. Документов, подтверждающих факт подключения МКД к центральным инженерным сетям. Если дом был подключён до 13 февраля 2006 года, такие документы не обязательны и предоставляются при наличии.
6. Документов, содержащих сведения о площадях каждого жилого и нежилого помещения, общей площади помещений, включая общее имущество.
7. Иных документов, предусмотренных нормативно-правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Вместо заверенных копий управляющая организация или ТСЖ/ЖСК могут направить в РСО с заявкой одновременно оригиналы и копии документов. Ресурсоснабжающая организация сверит их и вернёт оригиналы.
Обратитесь в суд, если нет ответа
Если в указанный срок ресурсоснабжающая организация не ответила на заявку или отказала по иным основаниям, исполнитель коммунальной услуги вправе обратится в суд с требованием
о понуждении РСО к заключению договора (п. 11 ПП РФ № 124).
В случае, когда ресурсоснабжающая организация проигнорировала заявку на заключение договора о закупке коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в МКД и в течение 30 дней не предоставила ответ, такой договор считается заключённым с даты направления заявки (п. 11 ПП РФ № 124).
Отказ РСО от заключения договора ресурсоснабжения в соответствии с п. 13 ПП РФ № 124 не распространяется на случаи приобретения коммунальных ресурсов для содержания общего имущества МКД.