договор между лейблом и артистом

Права на псевдоним – как их защитить и почему это важно и для шоу-бизнеса, и для интернет-предпринимателей

Недавно обсуждали в нашем юр.клубе в клабхаус тему псевдонима и персонажа в контексте шоу-бизнеса, интернет- и медиа-отрасли. Хочу поделиться в этом тексте некоторыми интересными выводами.

На практике эта тема чаще всего становится актуальной в контексте отношений артиста и продюсера/музыкального лейбла. Если артист становится успешным, то его имя – это раскрученный бренд. И становится важным вопрос, кому же он принадлежит.

С названием групп всё более-менее ясно, так как они не так тесно связаны с личностью. Например, когда Jackson 5 ушли с Motown на CBS, права на название остались у Motown, и им пришлось переименоваться в Jacksons.

Интереснее вышло с Принсом, когда в результате конфликта с лейблом он не имел права выступать под именем Prince, и, пока вопрос не разрешился, выпускал музыкальную и видеопродукцию под графическим символом вместо собственного имени. Я говорю «имени», потому что полное имя артиста – Принс Роджер Нельсон, и человеку, по сути, запретили выступать под собственным именем – после того, как оно стало крупным брендом.

Напомню, что речь идёт о сверхуспешных проектах: Принс продал более ста миллионов пластинок, был обладателем Оскара и Грэмми, «Джексоны» же многократно возглавляли Bilboard Hot 100 и дали «путёвку в жизнь» Майклу Джексону, одному из наиболее успешных артистов в истории музыки в принципе.

Это я к тому, что вопрос не лирический, а вполне себе коммерческий, и интересно разобрать его деловую и правовую сторону.

Для этого рассмотрим далее три объекта – псевдоним, товарный знак и персонаж – и затем опишем практический аспект: что же продюсеру/лейблу или артисту (смотря «за кого» играем) делать в этой ситуации.

ПСЕВДОНИМ

Для понимания правового регулирования псевдонима в российском гражданском законодательстве обращаемся к части 4 ГК РФ и видим следующую картину.

Здесь же говорится, что «отказ от этих прав ничтожен», и пока всё выглядит так, будто псевдоним – это что-то очень личное, тесно связанное с автором и неотчуждаемое, как само авторское право ☝️

Однако часть 1 ГК РФ смотрит на этот вопрос шире.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 19 ГК РФ «в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя)». Очень хорошо: тут сразу и дефиниция, и «мостик» к части 4.

Далее смотрим абзац 2 пункта 4 этой же статьи, и видим в ней следующую норму: «имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах».

То есть псевдоним можно разрешать (а значит, и запрещать) использовать. Что в известной степени приближает его к объекту правовой охраны. Однако в статье 1225 ГК РФ «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» его нет. Правда, там нет и единой технологии, и мультимедийного продукта, но они хотя бы упоминаются в части 4 ГК РФ (глава 77 и статья 1240 соответственно) в качестве объектов интеллектуальной собственности, тогда как псевдоним по смыслу упомянутых выше статей 1265 и 19 ГК РФ – это «вымышленное имя», которое может быть использовано другими лицами с согласия физического лица, чьим псевдонимом это вымышленное имя является. Вымышленность же приближает его по правовой природе к объекту авторского права – в качестве «другого произведения» по смыслу пункта 1 статьи 1259 ГК РФ.

Исходя из этого, псевдоним можно назвать квази-объектом правовой охраны: он имеет нематериальную природу, и, хоть в 1225 ГК РФ прямо не упомянут, на него можно выдать что-то вроде лицензии (разрешить использование в соответствии со ст.19 ГК РФ).

При этом «главным» в этих отношениях будет артист: захочет – даст лицензию на использование псевдонима, а захочет – «отберёт».

ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Регистрация псевдонима в качестве товарного знака – интересный и эффективный ход. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (п.1 ст.1482 ГК РФ), и словесное обозначение прекрасно подходит для псевдонима. Наличие товарного знака существенно облегчает защиту псевдонима, борьбу с «клонами», недобросовестной конкуренцией, этот объект понятен судьям и правоохранителям – в общем, одни плюсы.

Теперь о минусах. Если вы артист – всё прекрасно: у вас есть и псевдоним, и товарный знак. Однако если вы продюсер/лейбл, вы впадаете в зависимость от артиста при регистрации товарного знака, а также в последующие за ним периоды, ведь товарный знак является, по сути, производным от псевдонима, и для законности его регистрации (а также продления этой регистрации) понадобится разрешение обладателям псевдонима, отношения с которым могут со временем драматически меняться.

Нужна ли продюсеру/лейблу такая зависимость? Думаю, что нет. А потому, поищем выход из ситуации в таком объекте, как персонаж (п.7 ст.1259 ГК РФ).

ПЕРСОНАЖ

Согласно пункту 7 статьи 1259 ГК РФ, авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что «авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».

Исходя из этого, персонаж охраняется в качестве объекта авторского права, если он выражен в какой-либо объективной форме (п.3 ст.1259 ГК РФ): письменной, устной, объемно-пространственной, в форме аудио или видео.

Итак, можно создать (выразить в объективной форме) персонажа и затем делать с ним всё, что можно делать с объектом правовой охраны: разрешать и запрещать его использование, а также привлекать артиста для исполнения роли данного персонажа.

То есть продюсер/лейбл может создать персонажа, а затем пригласить артиста исполнить его роль. Гораздо удобнее, чем псевдоним, так как не создаёт зависимости от артиста – обладателя «вымышленного имени», которая возникает, если мы идём по пути псевдонима.

На практике известны случаи, когда продюсеры так и делали. Яркими примером является ведущая радио NRG (входит в контур Газпром-медиа) Лена Горностаева: люди менялись, а имя сохранялось. Однако такой номер возможен только в случае, если артист не был известен ранее – в обратном случае на радио приходит звезда с именем, которой псевдоним уже не навяжешь.

Из музыкальных же примеров приходит на ум группа KISS, в которой грим оставался прежним (правда, тоже не всегда), а участники менялись, однако тут уместней говорить о «сценическом образе», а это уже не «персонаж», а образ конкретного артиста, и я, пожалуй, отложу разбор этого вопроса и напишу по нему отдельную статью, а пока вернёмся к персонажу.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Итак, теперь давайте разберёмся, как нам применить эти знания на практике.

Мы оперируем тремя объектами – псевдоним, персонаж, товарный знак. На деле их может быть и больше (например, если вы делаете игрушки или иной мерч, уместно говорить о регистрации промышленных образцов, компьютерные игры – программ для ЭВМ и мультимедийных продуктов и так далее), но мы пока остановимся на этих трёх, иначе эта статья никогда не кончится⏳

1. Фиксируйте свой псевдоним так, чтобы потом можно было доказать, что это вы под ним выступаете. Публикация, указание на выходных данных альбома и депонирование вам в помощь.

2. Регистрируйте свой псевдоним в качестве словесного товарного знака. Это облегчит вам защиту (борьбу с пиратами, клонами и проч.), монетизацию (товарный знак можно передавать по лицензии) и укрепит переговорную позицию в отношениях с продюсером/лейблом.

Если вы продюсер/лейбл:

1. Создавайте персонаж, и конструируйте отношения с артистом так, что вы – правообладатель персонажа, а артист – исполнитель роли персонажа и/или лицензиат этого объекта. Не забывайте только, что закон ведёт речь о «персонаже произведения», и это придётся учесть.

2. Регистрируйте товарный знак на основании этого персонажа на себя. Если вы оттолкнулись от своего персонажа, а не от чужого псевдонима, сделать это будет гораздо легче.

В обоих случаях делайте это с юристом. Эта статья призвана побудить вас пойти к нему, а не заняться «самолечением». Надеюсь, у вас всё получится!

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Псевдонимы, персонажи – обычно эти категории актуальны для музыки, литературы и кино. Однако посмотрите на современную креативную интернет-индустрию. Блогеры – это современные артисты, и сегодня они «рвут зубами» интернет-рынок. А где рынок – там споры, активы, права.

Между тем, перечисленное вполне применимо к этой части интернет-отрасли. К тому же, помимо блогеров, на этом рынке есть эксперты (т.н. «инфо-бизнес»), а в их раскрутке нередко участвуют интернет-продюсеры, и это уже тоже сложившаяся отрасль с немалым оборотом. Растущая отрасль.

По сему, изложенное может быть применимо к:

— иным интернет-предпринимателям, в проектах которых есть креативные элементы и/или отношения с продюсером или лицом, исполняющим схожие функции.

Хорошие ведь цифры. Особенно для частных проектов. Есть, что терять, а значит – есть, что защищать😉

Источник

Оформление договора между артистом и Музыкальный лейблом

Начинаю открытие музыкального лейбла с целью распространения музыки определенных жанров, которые не особо популярны в настоящее время.

Это как некое сообщество автором определенного подхода к музыкальному творчеству, Музыка распространяется в большинстве случаев свободно.

в рамках гражданского законодательства действует свобода договора и вы можете подробно расписать все вышеуказанные пункты, с уточнением распределения доходов между лицами и т. д.

ГК РФ Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности

1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

С уважением, Логинов Сергей

Здравствуйте, Егор, прежде всего необходимо руководствоваться тем, что интеллектуальные права на музыкальные произведения состоят из личных неимущественных прав (право авторства, оно неотчуждаемо) и исключительных прав (имущественных), вот они могут отчуждаться и передаваться в определенном объеме (ст. 1226 ГК РФ).

Отношения по предоставлению и передаче исключительных прав оформляются путем заключения следующих договоров:

— об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 ГК РФ);

— лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ);

договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Все они имеют свои особенности и подвиды, поэтому для надлежащего оформления взаимоотношений по поводу совместного создания произведений, создания площадки для размещения произведений, распределения доходов от их использования — досточно сложный вопрос, требующий детальной проработки. Как правило, это даже не один единственный договор, а несколько разных, подходящих для каждой конкретной ситуации, для каждого варианта взаимоотношений.

Более подробная консультация с разъяснением норм действующего законодательства и судебной практики относительно Вашего вопроса возможна в чате. Если Вам требуется помощь в составлении документов или желаете получить разъяснения по имеющимся у Вас документам — это тоже возможно в чате. Услуги в чате оказываются на платной основе.

Источник

Образец лицензионного договора с композитором (автором музыкального произведения) о предоставлении права использования музыкального произведения, заключаемого между юридическим и физическим лицом

Первым Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение искусства, литературы или науки, а также любая другая интеллектуальная собственность. Автору принадлежит весь комплекс личных неимущественных прав и исключительное право на любое использование произведения.

Правообладателями могут быть другие лица, которым перешло исключительное право от Автора на основании договора либо в силу закона, например: наследники автора, работодатели, заказчики, если автор работал за их счет.

Правообладатели используют знак охраны авторского права, этот знак представляет из себя букву «С» в окружности.

Условно авторские права могут быть разделены на две взаимосвязанные между собой группы: Первая группа – Личные неимущественные права и имущественные права. Первая группа включает в себя: быть Автором и издаваться под собственным именем, а также обнародовать произведение.

Вторая группа – это исключительное право совершать действия и использовать произведение для извлечения прибыли или без прибыли, а именно: размножение и продажа экземпляров произведения, публичные показы, выступления, импорт оригинала, воспроизведение звуко- и видеозаписей, реализация различных проектов (архитектура, дизайн) и любые иные, не противоречащие закону, действия в средствах массовой информации.

В соответствии со ст.1281 ГК РФ срок действия исключительного права сохраняется в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, после этого срока произведение считается национальным достоянием.

Согласно ст.1259 ГК РФ объектом авторского права являются произведения (части произведения) науки, литературы, искусства, независимо от вида их назначения, достоинства, а также от способа выражения. Произведения могут быть в письменной устной форме, рисунки, картины, все виды записей, танцы, спектакли, географически и топографические карты, программы ЭВМ, аранжировки, сборники и др.

Официальные документы, информационные сообщения, произведения народного творчества не могут быть объектами авторского права.

Авторское право не связано с материальным (вещественным) носителем произведения. Без согласия Автора допускается только цитирование произведения с обязательным указанием Автора. Вознаграждение, в этом случае, Автору не выплачивается.

Регистрация авторского права на произведение необязательна, но желательна, поскольку, в случае плагиата, Автору будет значительно легче доказать свое первоначальное право. Существует организация, которая будет сохранять произведение в своем депозитарии в оригинальном экземпляре.

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Автор (иной правообладатель) передает Лицензиату право использования музыкального произведения (далее – «Произведение») в обусловленных настоящим договором пределах и на определенный договором срок, а Лицензиат за предоставление этих прав уплачивает вознаграждение Автору. Под использованием в настоящем договоре понимается использование Произведения любым способом и любым не противоречащим закону способом в объеме, установленном настоящим договором.

1.2. Автор (иной правообладатель) гарантирует наличие у него предоставляемых по настоящему договору авторских прав на Произведение.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1.Права и обязанности Автора:

2.1.1. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения Автор Произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования Произведения.

2.1.2. Автор имеет право на своевременное получение вознаграждения в порядке и размере, установленном настоящим договором.

2.1.3. Автор обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление Лицензиатом предоставленного ему права использования Произведения.

2.2.Права и обязанности Лицензиата:

2.2.1. Лицензиат вправе использовать Произведение в порядке и на условиях, установленных настоящим договором.

3. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И ПОРЯДОК ЕГО ОПЛАТЫ

3.1. Лицензиат обязан выплачивать Автору вознаграждение за использование Произведения по настоящему договору.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой Стороне причиненные таким неисполнением убытки. Если Сторона, нарушившая договор, получила вследствие этого доходы, Сторона, права которой нарушены, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

4.2. Стороны в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему договору несут ответственность в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.

4.3. В случае несвоевременной уплаты Автору причитающегося ему вознаграждения за использование Произведения Лицензиат обязан уплатить Автору по выбору последнего: неустойку в размере % от суммы вознаграждения или штраф в размере рублей, а также возместить убытки в части, превышающей эти суммы.

4.4. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, имущественная ответственность Сторон определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.5. При нарушении Лицензиатом обязанности уплатить Автору в установленный настоящим договором срок вознаграждение за предоставление права использования Произведения Автор может в одностороннем порядке отказаться от настоящего договора и потребовать возмещения убытков, причиненных его расторжением.

5. ФОРС-МАЖОР

6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

6.1. Условия настоящего договора и дополнительных соглашений к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства РФ.

7.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

8.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения ими своих обязательств по нему.

9. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

9.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному письменному соглашению.

9.2. Лицензиат вправе расторгнуть договор в случае, если на момент заключения Автор не обладает авторским правом на предмет договора. При расторжении договора по указанному основанию Автор обязан возвратить всю сумму вознаграждения, полученного по договору.

10. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

10.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

10.3. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.

10.4. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

10.5. Договор составлен в двух экземплярах, из которых один находится у Автора, второй – у Лицензиата.

Источник

Договор музыканта с лейблом

Примерно полтора года назад вышла моя статья Про лейблы и контракты. В ней мы говорили о правах на песни, правах на псевдонимы и о том, на что стоит обращать внимание, подписываю договор с лейблом. На тот момент на слуху были скандалы вокруг Black Star и страшилки о том, как артисты остаются после разрыва контракта даже без собственного имени.

Когда я писал ту статью, у меня уже был достаточный опыт работы с несколькими лейблами и их контрактами, причем один из них даже входил в так называемую Большую тройку лейблов звукозаписи. В большинстве своем эти контракты представляли из себя кабальные соглашения, расторгнуть которые без суда артисту было невозможно, а по суду – крайне затруднительно, и предусматривали они, что артист отдается лейблу со всеми потрохами и чуть ли не в рабство. При этом, кстати, контракты самого большого и сильного лейбла были на удивление вменяемыми и комфортными для артистов и по ним видно, что юристы этого лейбла все-таки в курсе, что крепостное право отменили.

Но прошло полтора года, и я вижу, как меняется обстановка. А значит пришло время поговорить о том, как дела обстоят сейчас.

Как известно, концертная деятельность сейчас является весьма проблематичной, а потому все сосредоточились на издании и дистрибуции. И я наблюдаю, что появляется очень много новых игроков на этом рынке. По большому счету такие компании и лейблами-то назвать нельзя. Просто кто-то в один момент начинает понимать, как работает эта индустрия и решает заняться дистрибуцией музыки. Благо сейчас полно различных агрегаторов музыкального контента и лейблу фактически остается посредническая роль между артистом и этими агрегаторами, которые и обеспечивают попадание музыки на самые разные площадки и сервисы. Это площадки платят агрегатору, агрегатор платит лейблу, лейбл оставляет некоторый процент себе и платит артисту. Такая вот «пищевая» цепочка.

При всём при этом у меня складывается устойчивое впечатление, что понятия «продюсер», «продюсерский центр» и «лейбл» уходят в историю. Если раньше роль продюсера в деятельности артиста была очень велика, и продюсер всегда стремился помять все права под себя, то сейчас уже очень многие артисты совершенно спокойно обходятся без продюсеров в том классическом понимании. У них есть директор, который организует концерты и прогоняет через себя рекламные контракты, организует съемку клипов и корпоративы; по факту – нанятое лицо. Таким образом, артист теперь главный и независимый. А роль лейблов сводится к функции распространения музыки. Нет, конечно встречаются еще динозавры из эры крепостного права. Буквально пару месяцев назад я участвовал в переговорном процессе по расторжению договора с таким вот лейблом. Договор этот был подписан молодым артистом аж на 8 лет и по нему он как раз попадал в очень неприятную историю без права расторжения или расторжения через неустойку в несколько сотен тысяч евро; и в этом договоре было всё: и захват права на имя, и влияние на творческий стиль и нищенские проценты и много ещё чего. Артист понял, что лейбл больше душит его, чем способствует творческому развитию и уже подготовил к релизу новый альбом, который планировал выпускать уже без участия лейбла. Но расторгнуть договор не получалось, денег на отступные не было, времени на суд тоже не было и пришлось договариваться. Так вот такие ситуацию еще, конечно, встречаются, но редко. А роль современных лейблов сводится к функции распространения музыки.

Таким образом, если речь теперь идет только о распространении, то и структура договоров с лейблами должна меняться. А это значит, что теперь достаточно простого лицензионного договора. Однако и к его заключению стоит отнестись внимательно.

Вот несколько советов артисту о том, на что обратить внимание:

Во-первых, конечно, существенные условия. Для лицензионных договоров это предмет договора (путем указания на конкретные произведения) и способы использования. То есть в договоре (или в приложении к нему) должны быть указаны конкретные и уже существующие произведения. Также указываются и объекты смежных прав (фонограммы и исполнения). И обязательно в договоре должны быть прописаны способы их использования. Обычно такие договоры заключаются на условиях исключительной лицензии. То есть на время действия договора нельзя привлечь для распространения этих же произведений какую-либо еще компанию или гражданина.

Во-вторых, срок. Убедитесь, что срок адекватный. Конечно, что такое адекватный срок каждый для себя решает сам, но я не рекомендую заключать договор на слишком длительный срок. Может ведь случиться так, что работа лейбла Вас не устроит и Вы захотите отдать эти произведения на распространение другой компании. Расторгнуть досрочно договор в одностороннем порядке зачастую можно только в судебном порядке. Согласно ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Так что если в самом договоре не прописано, что артист может досрочно расторгнуть договор, то придется ждать окончания срок договора. Я рекомендую согласовать срок 6-9 месяцев; за это время можно понять, комфортно ли Вам сотрудничать с этим лейблом.

Далее следует обратить внимание на отчеты. Отчеты предоставляются лейблом артисту, чтобы можно было понять, на каком основании рассчитано вознаграждение. Желательно, чтобы приложением к договору шла форма такого отчета. И еще я очень рекомендую предусматривать в договоре возможность его расторжения артистом в случае нарушения лейблом правил составления отчета, сроков предоставления отчета и его формы, установленных в самом договоре. Также желательно предусмотреть возможность контроля достоверности информации, содержащейся в отчете. Есть у меня в практике случай, когда отчеты по договору артисту предоставлялись, но не выдерживали никакой критики и их достоверность вызывала сомнения. Повлиять на лейбл в ходе переговоров и убедить его предоставить надлежащие отчеты не удалось и сейчас это дело направляется в суд.

Вот основные моменты, которые стоит учитывать в ситуации, когда лейбл выступает в роли дистрибьютора музыки.

Если у Вас есть вопросы по договорам, заключаемым с лейблом или с артистом, я с удовольствием помогу Вам в них разобраться. Но помните, что я не отвечаю на вопросы на данном ресурсе. Все вопросы можно задать через мой сайт.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *