договор между нами и ними намаз
Разъяснение хадиса об оставлении намаза
В «Сахихе» Муслима приводится хадис:
بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالكُفْرِ تَرْكَ الصَّلاَةِ
«Между человеком и многобожием (ширком), неверием (куфром) – оставление намаза»
Шейхуль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 гг. по хиждре/1233-1277 гг.) в комментарии к этому хадису сказал:
«Тот, кто оставляет намаз, если отвергает обязательность намаза, – кяфир, по единогласному мнению мусульман, [он] вышел из религии Ислам. Исключение [делается], если он недавно принял Ислам и не провел вместе с мусульманами время, достаточное для доведения до него обязательности намаза.
Но если он оставил намаз из лени, веря при этом в его важность, – что так происходит со многими (в 7-м веке по хиджре) – то ученые разошлись [во мнении] о нем.
Часть саляфов сказала, что он будет кяфиром. Это было передано от Али ибн Аби Талиба, карамаллаху ваджхах, и это один из риваятов от Ахмада ибн Ханбаля, рахимахуллах. Таково же мнение Абдуллаха ибн аль-Мубарака, Исхака ибн Рахавейх, и это мнение некоторых сподвижников имама аш-Шафии, ридвануллаху алейхи.
Абу Ханифа, некоторые куфийцы, аль-Музани (сподвижник аш-Шафии, рахимахумаллах) сказали, что он не будет кяфиром и не надо его убивать. Его надо наказать таъзиром и заключить в тюрьму, пока он не совершит намаз.
В доказательство мнения о такфире [сторонники этого мнения] привели явный смысл второго упомянутого хадиса и сравнение (кыяс) со словами таухида».
Далее имам ан-Навави говорит:
«А те, кто сказал, что не надо убивать его, привели в доказательство хадис:
«Не дозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трех случаев…» – и в этом хадисе не [упоминается] намаз.
Большинство (джумхур) привело в доказательство того, что он не будет кяфиром, аят Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (4:116).
Еще они привели в качестве доказательства слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто скажет: “Ля иляха илляЛлах”, – войдет в Рай»; «Кто умрет, зная, что нет божества, кроме Аллаха, войдет в Рай»; «Если раб встретит Всевышнего Аллаха с двумя свидетельствами, без сомнения, не будет он отстранен от Рая»; «Аллах запретил огню того, кто сказал: “Ля иляха илляЛлах”», – и другие хадисы.
Еще привели слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: “Ля иляха илляЛлах”, – пока не будут совершать намаз и выплачивать закат; когда же они сделают это, то тем самым защитят от меня свою кровь и имущество».
Куфр оставления намаза
Оставление молитвы может иметь три положения:
Относительно каждой из перечисленных ситуаций есть довод из Кур’ана или Сунны, однако в рамках этой публикации мы их приводить не станем, поскольку это не является предметом исследования статьи и слишком удлинит чтение.
مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَٱتَّقُوهُ وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَلَا تَكُونُواْ مِنَ ٱلْمُشْرِكِينَ
«Кайтесь перед Ним, бойтесь Его, совершайте молитву и не будьте в числе мушриков» (30:31)
فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَٱتَّبَعُواْ ٱلشَّهَوَٰتِ ۖ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
«После них пришли потомки, которые оставили молитву и стали потакать прихотям. Они окажутся в убытке, [и зло поразит их]» (19:59)
مَا سَلَكَكُمْ فِى سَقَرَ
قَالُواْ لَمْ نَكُ مِنَ ٱلْمُصَلِّينَ
وَلَمْ نَكُ نُطْعِمُ ٱلْمِسْكِينَ
وَكُنَّا نَخُوضُ مَعَ ٱلْخَآئِضِينَ
وَكُنَّا نُكَذِّبُ بِيَوْمِ ٱلدِّينِ
حَتَّىٰٓ أَتَىٰنَا ٱلْيَقِينُ
««Что привело вас (обитателей Ада) в Сакар?» Те скажут: «Мы не были в числе молящихся, и не кормили бедняков, и несли чепуху вместе с другими, и считали ложью День Воздаяния, пока к нам не явилась смерть»» (74:42-47)
Сунна пророка разъясняет вопрос оставления молитвы ещё более подробно. Ключевыми хадисами в этой теме являются следующие риуаяты:
Убада ибн Самит рассказывает, что посланник Аллаха ﷺ завещал:
لَا تُشْرِكُوا بِاللَّهِ شَيْئًا وَإِنْ قُطِّعْتُمْ وَصُلِّبْتُمْ، وَلَا تَتْرُكُوا الصَّلَاةَ مُتَعَمِّدِينَ فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمِّدًا فَقَدْ خَرَجَ مِنَ الْمِلَّةِ
« Никого не приобщайте Аллаху в сотоварищи (не делайте ширк), даже если вас будут резать, и даже если будут распинать на кресте! И не оставляйте намаз преднамеренно! А кто оставил его преднамеренно — тот уже вышел из религии!… »
(«Муснад» аш-Шаши 1309, «Шарх усуль аль-иктикад Ахль ас-Сунна ва-ль-джамаа» аль-Лялякаи 1520, Ахмад 21659, «Тарх ат-тасриб» аль-Иракий 174, Ибн Маджа 4034, Хаким 900, хадис хасан сахих).
В одной из версий этого хадиса сказано:
فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمِّدًا، فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُ الذِّمَّةُ
« … а кто оставил её (молитву) преднамеренно, то расторгнут с ним договор » (Ибн Маджа 4034).
Здесь слово — الذِّمَّةُ – означает «право, договор». Имеется в виду обещание Аллаха о том, что человек находится под Его защитой и что ему обещан Рай. Этот договор будет с ним расторгнут, если он оставит намаз.
Подтверждает это и другой хадис.
Анас ибн Малик передает слова посланника Аллаха ﷺ:
مَنْ صَلَّى صَلاَتَنَا وَاسْتَقْبَلَ قِبْلَتَنَا، وَأَكَلَ ذَبِيحَتَنَا فَذَلِكَ المُسْلِمُ الَّذِي لَهُ ذِمَّةُ اللَّهِ وَذِمَّةُ رَسُولِهِ، فَلاَ تُخْفِرُوا اللَّهَ فِي ذِمَّتِهِ
« Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кыбле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его посланника. Не предавайте же Аллаха, (предавая тех, кто находится) под Его защитой! » (Бухари 391).
Далее идёт целая группа похожих хадисов с очевидным смыслом.
Абдулла Ибн Бурейда передает от своего отца, что тот слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:
الْعَهْدُ الَّذِي بَيْنَنَا وَبَيْنَهُمُ الصَّلَاةُ، فَمَنْ تَرَكَهَا فَقَدْ كَفَرَ
« Договором [разницей, отличием] между нами и ними [кафирами] является намаз, а кто оставил его — совершил куфр » (Ахмад 22428, Тирмизи 2621, Ибн Хиббан 1454, Хаким 11, хадис сахих).
В этом хадисе чётко сказано, что отличием мусульманина от кафира является намаз : когда человек оставил его, то он совершает куфр и становится кафиром.
Передаётся от Джабира, что он слышал, как пророк ﷺ сказал:
بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالْكُفْرِ تَرْكُ الصَّلَاةِ
« Поистине, между человеком и ширком и куфром — оставление намаза » (Муслим 82, Насаи 465, Тирмизи 2620, хадис сахих).
От Джабира передаётся, что пророк ﷺ сказал:
بَيْنَ الكُفْرِ وَالإِيمَانِ تَرْكُ الصَّلَاةِ
« Между куфром и иманом — оставление намаза » (Тирмизи 2618, хадис сахих).
Так, спросили у Джабира Ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах:
مَا كَانَ يُفَرِّقُ بَيْنَ الْكُفْرِ، وَالْإِيمَانِ عِنْدَكُمْ مِنَ الْأَعْمَالِ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ
« Что из дел считалось у вас различением между куфром и иманом во время посланника Аллаха ﷺ? »
(«Шарх усуль аль-иътикад Ахлю Сунна ва-ль-джамаа» аль-Лялякаи 1249, аль-Марвази в «Тазыму кодри ас-соля» и Мухаммад ибн ан-Наср 892, Ибн Батта в «аль-Ибана» 876, хадис хасан).
Сообщается, что табиин Шакык бин Абдуллах сказал:
كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَرَوْنَ شَيْئًا مِنَ الأَعْمَالِ تَرْكُهُ كُفْرٌ غَيْرَ الصَّلَاةِ
« Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы » (Тирмизи 2622).
Наглядно иллюстрирует эту мысль следующий хадис.
Абу Умама аль-Бахили рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَتُنْقَضَنَّ عُرَى الْإِسْلَامِ عُرْوَةً عُرْوَةً، فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا، وَأَوَّلُهُنَّ نَقْضًا الْحُكْمُ وَآخِرُهُنَّ الصَّلَاةُ
« Будут разрываться звенья Ислама одно за другим, и когда разорвется одно, то будут люди браться за другое, и первым звеном (которое разорвется) будет хукм [положения религии], а последним будет намаз » (Ахмад 21655, Ибн Хиббан 6715, «аль-Му’джам аль-Кабир» Табарани 7486, Байхакы 7524, хадис хасан).
Однако здесь требуется одно важное разъяснение: во всех этих хадисах используется слово — ترك — «тарк», которое традиционно переводится на русский язык как «оставление». Именно по причине разногласий в понимании этого слова и произошли разногласия у учёных.
Понятно, что оставление намаза является большим куфром, однако вопрос состоит в том, оставление какого именно числа молитв имеется в виду?
Так, одним из мнений среди ученых является то, что куфром является сознательное оставление даже одной обязательной молитвы. В качестве довода они используют следующий хадис.
Бурайда ибн аль-Хусайб, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ تَرَكَ صَلاَةَ العَصْرِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ
« Тщетными станут дела того, кто (умышленно) оставляет молитву Аср » (Бухари 528, Ахмад 23007).
В этом хадисе не имеется в виду, что куфром является пропуск одного аср намаза. Аср намаз упомянут для того, чтобы подчеркнуть достоинство и величие этой обязательной молитвы, а под оставлением асра подразумевается полное оставление его совершения изо дня в день.
Такое понимание подтверждает следующий хадис.
Сказал посланник Аллаха ﷺ:
مَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ سُكْرًا مَرَّةً وَاحِدَةً، فَكَأَنَّمَا كَانَتْ لَهُ الدُّنْيَا وَمَا عَلَيْهَا فَسُلِبَهَا، وَمَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ سُكْرًا أَرْبَعَ مَرَّاتٍ، كَانَ حَقًّا عَلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ أَنْ يَسْقِيَهُ مِنْ طِينَةِ الْخَبَالِ
« Кто оставил салят по причине опьянения один раз, то будто был у него этот мир и всё, что в нём, но он это потерял, а кто оставил салят по причине опьянения четыре раза, то право Аллаха над ним, чтобы Он напоил его из «тынату-ль-хабаль!» »
وَمَا طِينَةُ الْخَبَالِ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟
« А что такое «тынату-ль-хабаль», о посланник Аллаха? »
عُصَارَةُ أَهْلِ جَهَنَّمَ
(Ахмад 6621, «аль-Му’джам аль-Аусат» Табарани 6371, Хаким 7298, Байхакы 1582, хадис хасан).
Обратите внимание: если бы оставление одной молитвы само по себе было бы большим куфром, то не имело бы смысла описывать последствия оставления большего числа намазов. Кроме того, внимательное прочтение хадиса указывает на то, что четырехкратное оставление намаза обязывает человека к Аду, но при этом не сказано, что он останется там навечно.
Здесь уместно упомянуть следующий хадис.
Сказал посланник Аллаха ﷺ:
خَمْسُ صَلَوَاتٍ افْتَرَضَهُنَّ اللَّهُ تَعَالَى مَنْ أَحْسَنَ وُضُوءَهُنَّ وَصَلَّاهُنَّ لِوَقْتِهِنَّ وَأَتَمَّ رُكُوعَهُنَّ وَخُشُوعَهُنَّ كَانَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ أَنْ يَغْفِرَ لَهُ، وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ فَلَيْسَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ، إِنْ شَاءَ غَفَرَ لَهُ وَإِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ
« Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. Тот, кто совершит для них омовение должным образом и совершит их в установленное для них время, будет совершать как следует поясные поклоны и выстаивать их со смирением, то Аллах обещал ему, что Он простит его (грехи). А кто не сделает этого, то для него нет обещания от Аллаха, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает — накажет » (Абу Дауд 425).
В этом хадисе чётко сказано, что человек, который халатно относится к своему намазу, находится под желанием Аллаха. Такое положение — это положение грешника, а не кафира.
Под оставлением намаза понимается скорее полное оставление его совер шения, и каждый человек внутри себя сам понимает, когда можно посчитать что кто-то оставил намаз, а когда — нет.
Как следствие, с одной стороны человек, пропуская обязательные молитвы, боиться попасть в куфр, а с другой стороны, в отношении того, кто всё-таки это допустил, мы сохраняем надежду на его прощение Аллахом.
Именно такой, срединный подход к этому вопросу является наиболее взвешенным и полностью согласуется со всеми аятами и хадисами из данной темы.
Будет неправильно смотреть лишь на те хадисы, которые говорят о надежде и заявлять, как это делают мурджииты, что оставление намаза вообще не является куфром.
Точно также будет неправильным обвинять в неверии по личности каждого, кто пропустил одну или несколько обязательных молитв, как это делают такфиристы.
Позиция ахлю-с-Сунна уаль-Джама’а, на которую указывает понимание сподвижников, занимает срединную позицию между этими двумя крайностями.
Выносится ли личный такфир за оставление намаза?
Сподвижники пророка, да будет доволен всеми ими Аллах, единогласили на том, что оставление обязательной молитвы является большим куфром.
Сообщается, что табиин Шакык бин Абдуллах сказал:
كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَرَوْنَ شَيْئًا مِنَ الأَعْمَالِ تَرْكُهُ كُفْرٌ غَيْرَ الصَّلَاةِ
« Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы » (Тирмизи 2622).
Вместе с этим, не существует ни одного достоверного сообщения, из которого мы бы увидели, что сподвижники выносили за оставление молитвы личностный такфир или переставали принимать в пищу мясо, зарезанное человеком, оставившим намаз.
Договор между нами и ними намаз
ПОЛОЖЕНИЕ ОСТАВИВШЕГО МОЛИТВУ
«Спрашивающий спрашивает о положении оставившего молитву (намаз): становится ли он неверным или нет?»
Ответ: «Муслим передал в своем «Сахихе»[1] в хадисе от Джабира то, что Пророк (ﷺ) сказал: «Воистину, между человеком и между неверием и многобожием — оставление молитвы».
И передается от Бурайды, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Договор, который между нами и между ними — молитва. И кто ее оставил – совершил неверие». Передал ат-Тирмизи.[2]
И передается от ‘Абдуллаха ибн Шакъикъа что он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха (ﷺ) не считали оставление чего-либо из деяний неверием (куфр), кроме молитвы». Передал ат-Тирмизи.[3]
Хадисы в этом разделе многочисленны и известны, и все они указывают на то, что тот, кто оставил молитву является неверным, и он призывается к покаянию, если кается (то все хорошо), а если нет, то необходимо его казнить.
И Аллах знает лучше».
выдающийся ученый, «шейх ханбалитов»:
‘Абдуллах ибн ‘Акъиль (да помилует его Аллах)
(бывший глава «Постоянной Комиссии Верховного судебного совета» Саудовской Аравии)
___
[1] Муслим 82
[2] ат-Тирмизи 2621, сказавший: «Это — хадис хасан сахих гъариб»
[3] ат-Тирмизи 2622 и Ибн Наср в «Та’зым къадр ас-саля» 948
(Фатауа Ибн ‘Акъиль, № 67, раздел молитвы, стр. 192)
«О такфире определенной личности»
Выдающийся ученый, имам Мухаммад ибн Са́лих аль-‘Усеймин (1347-1421 г.х), г. ‘Унейза, провинция аль-Къасым, Саудовская Аравия.
Говорит шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах:
«Так же как, если мы увидим неверующего, то поистине мы строим с ним взаимоотношения, как с неверующим. И не говорим мы о том, что не выносим ему такфир по личности. Подобно некоторым студентам сейчас, которые усомнились (в этом) и говорят: «Если ты увидишь того, кто не совершает молитву, то не выноси ему такфир по личности!»
Как это мы не выносим ему такфир по личности?!
(Или они говорят:) «Если ты увидишь того, кто делает земной поклон идолу, то не выноси ему такфир по личности, т.к возможно в его сердце покоится твердая вера!»
Это великая ошибка (заблуждение)! Мы судим по внешности (по явным делам), если видим человека, который не совершает молитву, то смело говорим: «Это кафир!». И если увидим того, кто делает земной поклон идолу, говорим: «Это кафир!», определяя его по личности, и обязываем его положениями Ислама, и если он не сделает этого, то казним его».
( тафсир суры аль-Маида, 14 кассета, вторая сторона)
ПОЛОЖЕНИЕ ОСТАВИВШЕГО МОЛИТВУ
На вопрос отвечает выдающийся ученый Йемена шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уадии
Вопрос: «Каков хукм (постановление) того, кто не совершает молитву? Является ли он мусульманином или же он из числа кафиров?»
Спрашивающий говорит: В одной из стран бывшего Советского Союза люди приписывают себя к Исламу, однако не молятся, не дают закят, и отворачиваются полностью от религии. Учитывая что в этой стране есть мечети, есть перевод Священного Корана на их язык, есть книги акыды и хадиса, есть люди кто встал на прямой путь там. И эти люди не читают молитву. Являются ли они оправданными в такой ситуации по невежеству, и разрешено ли есть зарезанное ими мясо?
Ответ: В этом вопросе есть тафсыль (разграничение). Если человек не знает об обязательности молитвы, и до него ничего не дошло – то такой может быть оправдан, Аллах сказал: «Мы не наказывали, пока не посылали Посланника». И если до людей не дошли ни Коран, ни Сунна, никто не донёс их им – то такой может быть оправданным. Но до кого дошёл Коран – над тем установлен довод. Сказал Всевышний Аллах: «Скажи мне был внушен этот Коран, чтобы я предостерег им вас, и тех до кого он дойдёт». И также Аллах сказал: «Мы не наказывали, пока не посылали Посланника». И если там в этой стране есть какие то темные неизведанные места, где не знают арабского, и до куда ничего не дошло – то их дело оставляется Аллаху, и они будут в хукме людей фатры, которые не слышали о Коране. Однако спрашивающий упомянул, что до них дошло, и что у них есть кто доносит иман, Ислам, и раз это так и дошёл призыв, и они узнали об обязательности молитвы, и не молятся то это вероотступничество. Да.
Шейх Абдуль Азиз ар Роджихи, Шабан 1433
ЕСТЬ РАЗНИЦА УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВА «КУФР» С АРТИКЛЕМ «АЛЬ-» (КАК В ХАДИСЕ ПРО ОСТАВЛЕНИЕ НАМАЗА) И БЕЗ НЕГО
Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя сказал в его книге «Иктида ас-сыротоль-мустакым» (стр. 70, ас-Сунна аль-Мухаммадия), относительно хадиса Посланника (мир и благословения Аллаха ему) “есть два качества, которые существуют среди людей, которые являются качествами куфра”:
НЕЛЬЗЯ СОВЕРШАТЬ ДЖАНАЗА-НАМАЗ НАД ТЕМ, КТО НЕ МОЛИЛСЯ
Шейх Салих ас-Сухейми, да хранит его Аллах
Вопрос: «Да сохранит вас Всевышний Аллах, спрашивающий говорит: Человек не молится, можно ли молиться (джаназа) над ним?»
КТО НЕ СОВЕРШАЕТ МОЛИТВУ ВЫХОДИТ ИЗ РЕЛИГИИ
Ответ: «Нет, этот хадис не так понимается, потому что в указанном хадисе говорится: «Кто сделал эти молитвы, усовершенствовав в них поясные и земные поклоны, а также был смиренным в них. То есть, кто не сделал эти молитвы в таком виде. И обязательно нужно понимать этот хадис по данному образу. Так как существуют другие хадисы, которые указывают на то, что оставляющий молитву является неверующим. И путь обладающих знанием в подобных вопросах, это не следовать неясным высказываниям оставляя ясные. Если мы имеем ясные высказывания о том, что оставляющий молитву неверующий, в подобных случаях мы отводим противоречащие высказывания к ясным, чтобы все высказывания оставались ясными для понимания.
А по поводу вопроса: «Является ли молитва условием (шартом) имана, то мы скажем, что из дел есть такие, которые являются шартом имана, и есть те, которые не являются шартом имана. И совершение молитвы является шартом имана, то есть основой имана, но не дополнением его.
И тот кто не совершает молитву является неверующим (кафиром), который выходит из религии»
О ПОСТЕ ТОГО, КТО ОСТАВИЛ МОЛИТВУ
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах
Вопрос: «Каково положение поста с оставлением молитвы в Рамадан?»
Шейх салих аль-Фаузан, да помилует его Аллах
Вопрос: «Да воздаст вам Аллах добром! Говорит спрашивающий:
Является ли тот, кто не делает такфир тому, кто оставил молитву по небрежности из числа мурджиитов?»
Ответ: «Да, это разновидность ирджа (т.е. из мурджиитских мнений, где неверующего называют верующим). Это из разновидностей из ирджа.
Если он убежден, что дела не из имана, а молитва из их числа, то он мурджиит!
А если же он убежден, что дела из имана, но говорит, что оставление молитвы не приводит к неверию, также, как остальные дела, оставляя которые уменьшается иман, но не приводит к неверию, то такой следует за словами некоторых ученых, и у них шубухаты (т.е. сомнительные аргументы, которые они посчитали приемлемыми), у них шубухаты, однако они не являются мурджиитами. См. Фатауа шейх Фаузан 5059.
На вопрос отвечает выдающийся ученый, имам, шейх: Са́лих ибн Фауза́н аль-Фауза́н из Постоянного Комитета по фетвам
Да воздаст вам Аллах наилучшим! Уважаемый шейх! Задающий вопрос говорит: «Некоторые люди утверждают, что тот, кто обвиняет в неверии за оставление молитвы – является хариджитом. А другие (наоборот) говорят, что тот, кто не выносит решение о неверии человека оставляющего молитву – относится к мурджиитам. Каким будет ваше наставление?!
А также сказал: «Граница, которая пролегает между нами (мусульманами) и ними (неверными) – это намаз». Разве Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хариджит? Это абсолютно неправильные слова. Прибегаю к Аллаху от этого! И тот, кто обвиняет в неверии оставившего молитву, не говорит это от себя, он говорит лишь то, доказательством чего являются слова Посланника (мир ему и благословение). Более того (он говорит) с доказательствами из Корана: «А если они [многобожники] покаются (в своем неверии), и будут (своевременно и надлежащим образом) совершать молитву, и давать обязательную милостыню [закят], то они – ваши братья по Вере [по Исламу]» (Сура «Ат-Тауба» 11 аят) Этот аят указывает на то, что не совершающие молитву, не являются нашими братьями по вере!
Так же Аллах Свят Он и Велик сказал: «О бунтарях [неверующих]. (Затем они спросят неверующих, которые испытывают мучения в Аду) «Что завело вас в (адский слой) ас-Сакар?» Скажут они [адские мученики] (отвечая обитателям Рая): «Мы (в своей земной жизни) не были из числа молящихся» (Сура «Аль-Муддассир» 41-43 аяты) Как же они могут говорить подобное?! Тогда как Аллах и Его Посланник вынесли решение о том, что оставляющий молитву является неверным!
А что касается того, кто говорит, что человек оставивший молитву, не становится неверующим, то он ошибается, и поступает вопреки доказательству. Он ошибается, не нужно утверждать, что он является мурджиитом. Говорится про такого, что он ошибается, поступая вопреки доказательствам, но не обязательно он будет мурджиитом. Однако он поступает вопреки доказательству»
ХУКМ ОСТАВИВШЕГО НАМАЗ
РАЗБОР ДОВОДОВ ОБЕИХ СТОРОН
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
В мирской жизни такой человек является вероотступником. Правитель обязан призвать его к намазу. Если человек начнет совершать намаз, то его оставляют, если же он отказывается, его казнят, как вероотступника. Пусть Аллах убережет нас от подобного! Если он умирает, его не омывают, не заворачивают в саван, не читают над ним молитву, ибо он – неверующий.
1 ― Слова Аллаха Всевышнего.
2 ― Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Послушай же то, что передает имам Муслим в своей книге «ас-Сахих» со слов Джабира ибн ’Абдуллаха о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Между человеком и между многобожием и неверием стоит оставление молитвы» (Муслим, 82).
Следовательно, оставивший молитву становится неверующим.
Сообщается со слов Бурейды ибн Хусайба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Договор между нами и ими – молитва, кто оставил её, стал неверующим»
(ат-Тирмизи, 2621; ан-Насаи, 463; ибн Маджах, 1079; Ахмад, 5/346, 355. Хадис достоверный. См. «аль-Мишкат», 574).
То есть: молитва – это вещь, разделяющая нас и неверующим.
3 ― Слова сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Слушай же слова известного таби’ина ’Абдуллаха ибн Шакыка, который сказал:
«Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не считали оставление чего-либо из деяний неверием, кроме оставления намаза»
(ат-Тирмизи, 2622. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. «аль-Мишкат», 579).
Также единогласное мнение сподвижников относительно неверия оставившего молитву передано от известного имама Исхака ибн Рахауейха и других обладателей знания.
Относительно человека, оставившего молитву, существуют мирские законоположения и законоположения, связанные с Последней жизнью.
а) Мирские законоположения
Во-первых, его призывают к молитве, если же он отказывается, то его убивают. Это является обязанностью правителя.
Во-вторых, если он сватается, за него не выдают замуж. Если он заключает брачный договор, то этот договор является недействительным.
В-третьих, такой человек лишается опекунства над своими детьми и сестрами.
В-четвертых, если он умирает, его не обмывают, не заворачивают в саван и не совершают над ним заупокойную молитву.
И многое другое!
б) Законоположения, связанные с Последней жизнью
В-третьих, он войдет в Огонь и пребудет там вечно.