договор между россией и китаем 1896
«Влияние России на Дальнем Востоке усилилось»: какую роль в истории сыграл русско-китайский договор 1896 года
3 июня 1896 года в Москве был заключён русско-китайский договор, включавший в себя положения о создании оборонительного союза между Санкт-Петербургом и Пекином, а также о строительстве Китайско-Восточной железной дороги. По мнению специалистов, документ был выгоден обеим сторонам. Китай получал поддержку со стороны более мощной в военном плане державы, а Россия усиливала свои позиции в Дальневосточном регионе.
Предпосылки к заключению договора
Как отмечают историки, непосредственные предпосылки для подписания Московского договора создала экспансионистская политика Японии, а также активность западных держав в Дальневосточном регионе. Официальный Токио навязал Пекину ряд неравноправных договоров, а затем одержал победу в войне 1894—1895 годов. Согласно условиям заключённого по итогам войны Симоносекского договора, империя Цин отказалась от сюзеренитета над Кореей, а также согласилась передать Японии остров Тайвань, архипелаг Пэнхуледао и Ляодунский полуостров. Кроме того, Китай должен был выплатить Японии крупную контрибуцию и открыть для её судов свои торговые порты.
«Договор с Японией был унизительным для Китая. В то же самое время такое резкое изменение геополитической ситуации было невыгодно ряду других государств, в частности России», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.
По его словам, Россию сильно встревожила перспектива перехода под контроль Японии Ляодунского полуострова. Санкт-Петербург видел в этом угрозу создания антироссийского плацдарма — как самой Японией, так и союзной с ней Великобританией. Более того, российские власти хотели договориться с Китаем об аренде незамерзающего порта в этом регионе. В итоге Санкт-Петербург, заручившись поддержкой Парижа и Берлина, путём дипломатического давления вынудил Японию отказаться от прав на Ляодунский полуостров. Кроме того, Россия и Франция предоставили империи Цин кредит для уплаты предусмотренной Симоносекским договором контрибуции.
Ещё во время Китайско-японской войны в Санкт-Петербурге началось обсуждение перспективы заключения с Цинской империей договора о совместной защите от дальнейшей экспансии со стороны Японии и о строительстве на территории Китая железной дороги, ведущей по кратчайшему пути на российский Дальний Восток. В 1895 году Китай посетила группа российских инженеров, изучавших возможные пути прокладки железнодорожной магистрали.
«Думаю, что теперь именно время на переговоры с Китаем для получения концессии на постройку через Маньчжурию железной дороги из Забайкалья прямо во Владивосток», — написал 15 ноября 1895 года Николай II на секретной телеграмме, полученной из посольства России в Китае и посвящённой заключению франко-китайской железнодорожной конвенции.
Китайские власти сначала сомневались в целесообразности передачи России всех прав на строительство проходящей по территории империи Цин железной дороги. Весной 1896 года из Китая в Россию на коронацию Николая II выехала делегация во главе с влиятельным чиновником Ли Хунчжаном. Китайские власти поручили ему договориться о строительстве железной дороги силами самой Цинской империи, но с привлечением российских инвестиций и специалистов. В переговоры с ним в Санкт-Петербурге вступил министр финансов России Сергей Витте. Кроме того, встречу с Ли Хунчжаном провёл император Николай II. После неё китайский чиновник склонился к тому, чтобы принять условия, предложенные российской стороной, и по телеграфу получил согласие из Пекина на подписание договора.
Московский договор
3 июня 1896 года русско-китайский договор был официально заключён. Его подписание состоялось в Москве, поэтому историки часто называют его Московским договором. Свои подписи под документом с российской стороны поставили министр финансов Сергей Витте и министр иностранных дел Алексей Лобанов-Ростовский, а с китайской — Ли Хунчжан как государственный секретарь и чрезвычайный и полномочный посол Цинской империи.
Согласно документу, обе стороны договорились поддерживать друг друга «всеми сухопутными и морскими силами» в случае нападения Японии на одну из них. Китай пообещал в случае начала военных действий открыть для России все свои порты. Кроме того, «чтобы облегчить русским сухопутным войскам доступ в угрожаемые пункты и обеспечить их съестными припасами», правительство империи Цин согласилось на строительство через Амурскую и Гиринскую провинции Китая российской железной дороги в направлении Владивостока. В мирное время Россия получала право на сквозной транзит войск через территорию Китая. А в случае войны железная дорога могла использоваться Российской империей в военных целях без каких-либо ограничений.
По словам историков, русско-китайский договор 1896 года позволил Пекину завершить эпоху неравноправных международных актов, подписанных между Китаем и западными державами во второй половине XIX столетия.
«По итогам Опиумных войн с Великобританией и Францией Китай был превращён в полузависимое государство. Контроль над страной в значительной мере перешёл к иностранцам. Московский же договор с Россией частично восстанавливал самостоятельность Китая», — заявил в беседе с RT врио директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.
Как отметил руководитель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Карнеев, новый договор с Китаем позволял России более активно защищать свои интересы на Дальнем Востоке.
«Россия была заинтересована в продвижении к Тихому океану. Она имела серьёзные экономические интересы в регионе и поэтому хотела видеть в Китае надёжного партнёра. Договор стал большим шагом в данном направлении», — подчеркнул эксперт.
В рамках реализации положений Московского договора в августе 1896 года был подписан контракт на постройку и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги. Управлять магистралью должно было специально учреждённое «Общество Китайско-Восточной железной дороги». Китайское правительство получало право выкупить магистраль через 36 лет после запуска движения поездов. В свою очередь, власти Цинской империи бесплатно передавали «Обществу КВЖД» земли, необходимые для строительства, эксплуатации и охраны дороги. Предприятие было освобождено не только от контроля со стороны китайского правительства, но также от ряда местных налогов и пошлин.
Состав управления КВЖД утверждался министром финансов России. Для обеспечения безопасности магистрали была создана специальная Охранная стража, преобразованная в дальнейшем в пограничную стражу Заамурского округа Отдельного корпуса пограничной стражи.
Основные работы по строительству КВЖД производились в 1897—1903 годах. Общая протяжённость железной дороги составила 2450 км. Было построено 92 станции и проложено девять тоннелей.
Как рассказал Виталий Захаров, помимо строительства КВЖД, Россия, развивая достигнутые в Москве соглашения, подписала в 1898 году конвенцию по аренде у Китая Порт-Артура и Дальнего, получив их в полное и исключительное пользование на 25 лет.
«В результате реализации положений Московского договора влияние России на Дальнем Востоке резко усилилось. Однако это, в свою очередь, привело к росту напряжённости в отношениях с Японией, следствием чего стала Русско-японская война», — отметил эксперт.
По словам Алексея Маслова, договор 1896 года и строительство КВЖД были выгодны обеим сторонам.
«КВЖД создала позиции для укрепления России в регионе, предоставила ей военный доступ в Маньчжурию. Россия усилила защиту дальних рубежей. С другой стороны, она принесла пользу Китаю — оживилась торговля, возникли новые населённые пункты, учебные заведения, которые существуют до сих пор, была создана промышленная база. Если бы не неудачная для нас Русско-японская война, после которой действие договора было приостановлено, обе стороны и дальше могли бы пользоваться его выгодами», — резюмировал Маслов.
Секретные русско-китайские договоры: Большая политика за закрытыми дверями
Третьего июня 1896 года в Москве был подписал секретный русско-китайский договор, благодаря которому Россия получила небывалое влияние на Дальнем Востоке. В будущем Москва и Пекин открыто подпишут ещё немало соглашений, но эксперты полагают, что имеют место и секретные русско-китайские договоры. В том числе соглашения, заключённые во время пандемии коронавируса – на фоне попыток США обвинить в создании вируса Китай. Как большая политика делается за закрытыми дверями – в спецпроекте Царьграда.
Тайна русской железной дороги
Секретный договор от 3 июня 1896 года положил начало сотрудничеству двух империй. Согласно документу, Россия обещала Китаю защиту от возможной агрессии Японии, а взамен получала право на строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
Россия, которая планировала активно развивать свои удалённые территории на Дальнем Востоке, давно надеялась возвести Великую Сибирскую магистраль. Возможности для этого изучались с 1892 года, но раз за разом инженеры сталкивались с трудностями. Согласно плану, намечалось продление Забайкальской линии параллельно Амуру – от Сретенска до Хабаровска, но реализация упиралась в сложную местность.
После длительных раздумий и подсчётов русские специалисты пришли к выводу, что соединить Сибирский путь напрямую с Владивостоком – через Маньчжурию – гораздо выгоднее и экономически, и эксплуатационно.
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), как назвали этот участок, могла выпрямить Сибирскую магистраль, сократив её на 514 вёрст (примерно 550 км). Всего длина КВЖД составила 2536 км.
На тот момент положение Китая на мировой арене было шатким. Империя находилась в упадке, чем активно пользовались западные страны и Япония. Так, Англия, Франция, Германия и Америка укрепились в Гонконге, Шанхае и Индокитае. Однако самые агрессивные намерения в отношении династии Цин демонстрировала Япония.
Фото:Evgeniy Kanaev/Russian Look/Globallookpress
В 1895 году после ряда грабительских войн Токио навязал Пекину кабальный Симоносекский договор, по которому Китай отказывался от своего патроната в Корее, уступал Формозу (Тайвань) и Пескадорские острова, а также передавал «в аренду» стратегически важный Ляодунский полуостров с городами Дайрен и Порт-Артур.
Но четыре европейские державы (Россия, Франция, Великобритания и Германия) посчитали, что Япония зарвалась, и потребовали от Токио отказа от Ляодуна.
Соглашение с Россией о железной дороге вырисовывалось для ослабшего Пекина спасительной соломинкой.
Да и условия русские предложили выгодные: через 36 лет Китай мог выкупить дорогу. В то же время для России открывался путь к укреплению на Дальнем Востоке – русское правительство добилось от Китая не только аренды Порт-Артура, но также и обширной территории по обе стороны железной дороги. На этой территории были построены новые города, такие как Харбин и новый порт Дальний.
Договор о молчании?
А 14 февраля 1950 года в Москве между правительствами СССР и Китайской Народной Республики уже открыто был подписан исторический Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Тогда же было заключено соглашение, по которому Советское правительство передало Китаю безвозмездно все свои права по совместному управлению Китайской Чанчуньской (бывшей КВЖД) железной дорогой.
Ещё один договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве будет подписан между Россией и КНР в 2001 году. И, как отмечал министр иностранных дел России Сергей Лавров, документ позволил без создания формального военно-политического союза сформулировать основу для самой тесной координации в стратегически важных вопросах, затрагивающих коренные интересы Москвы и Пекина.
Но возможно ли, что не обо всех договорённостях страны сообщают общественности? Как известно, в мировой практике не раз заключались соглашения за закрытыми дверями.
Год назад японский специалист по международным отношениям Нагоси Кэнро неожиданно заявил: «Россия и Китай могли заключить «секретное соглашение», из-за которого Москва не обвиняет Пекин в пандемии».
Натолкнули на эти мысли эксперта частые звонки китайского лидера Си Цзиньпина президенту России Владимиру Путину. После января, когда Китай охватила эпидемия, Си Циньпин позвонил главам более 40 стран, но с президентом России он общался целых три раза. Не повод ли это для подозрения, учитывая тесные связи России и Китая?
Кэнро не мог понять, почему, когда США и страны Евросоюза всё чаще в унисон обвиняют Пекин в начале пандемии и создании коронавируса нового типа, Москва этого не делает.
Так, например, США, Великобритания, Италия, Германия, Египет, Индия и ещё ряд стран заявили о намерении требовать компенсацию от Китая. По данным агентства RFI, сумма претензий достигает 100 триллионов долларов.
«Эта цифра соответствует ВВП Китая за семь лет. Если это движение получит широкое распространение, Китай окажется в «компенсационном аду». Россия – это единственная держава, которая считает теорию об ответственности Китая провокацией», – писало международное издание Foresight.
Китай в свою очередь категорически отвергал и отвергает обвинения, а также широко транслируемые в США теории о том, что вирус появился в результате «утечки» из лаборатории в Ухане. Китайский МИД не отставал от американцев и обвинил в пандемии их, заверив, что заболевания, схожие с COVID-19, обнаружили в США ещё в 2019 году или что американские военные завезли его в Китай.
Но в своей статье Нагоси Кэнро считает заявления официального Пекина абсурдными, а вот «голос Америки», по его мнению, звучит здраво.
Специалист уверен, что Россия должна быть серьёзно недовольна Китаем, так как по заболеваемости COVID-19 русские оказались в тройке стран-лидеров, из-за пандемии пришлось перенести ряд важных событий, в том числе военный парад в юбилейный День Победы, сократился спрос на нефть и в апреле цены опустились до минус 40 долларов, что стало рекордным отрицательным значением за всю историю.
Да и в целом последствия пандемии экономика России на себе ощутила не слабо. По мнению японца, Москва должна стоять на стороне тех, кто требует от Китая компенсации, но она встаёт на защиту Китая.
Причину эксперт видит в одном – тайный договор. Однако эта теория больше отдаёт конспирологией, чем логичными выводами специалиста по международным делам.
Если проанализировать все заявления МИД России и официальных лиц, то открытой и слепой защиты Китая там не найти.
Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров отмечал необходимость внимательного и беспристрастного расследования причин появления коронавируса. Кремль призывал дождаться результатов исследования ВОЗ. Тут стоит напомнить, что, как только эксперты Всемирной организации здравоохранения позволили себе усомниться в возможности «утечки» коронавируса из уханьской лаборатории, США отозвали финансирование организации, обвинив её в пособничестве Китаю.
Как бы то ни было, Москва, знакомая не понаслышке с голословными обвинениями, требовала детально изучить произошедшее, а не назначать виноватого, особенно столь выгодного для США – главного торгового врага.
Союзный договор между Российской Империей и Китаем (1896)
Союзный договор между Российской Империей и Китаем 1896 года
Москва, 22 мая/3 июня 1896 г.
Е.в. император всероссийский и е.в. император китайский, желая укрепить счастливо восстановленный на Дальнем Востоке мир и охранить азиатский материк от нового чужеземного вторжения,
решили заключить между собой оборонительный союз и назначили для этой цели своими уполномоченными: е.в. император всероссийский — князя Алексея Лобанова-Ростовского, министра иностранных дел, статс-секретаря, сенатора и действительного тайного советника, и г-на Сергея Витте, министра финансов, статс-секретаря и тайного советника, и е.в. император китайский — графа Ли Хун-чжана, государственного секретаря, чрезвычайного и полномочного посла при е.в. императоре всероссийском, каковые, по размене своих полномочий, найденных в должной форме, условились о нижеследующих статьях:
статья 1
Всякое нападение Японии, как на русскую территорию в Восточной Азии, так и на территорию Китая или Кореи, будет рассматриваться, как повод к немедленному применению настоящего договора.
В этом случае, обе высокие договаривающиеся стороны обязуются поддерживать друг друга всеми сухопутными и морскими силами, какими они будут располагать в этот момент, и, елико возможно, помогать друг другу в снабжении вооруженных сил.
статья 2
Как только обе высокие договаривающиеся стороны предпримут совместные действия, никакой мирный договор с противной стороной не может быть заключен одной из них, без согласия другой.
статья 3
Во время военных действий все порты Китая будут, в случае необходимости, открыты для русских военных судов, которые найдут со стороны китайских властей всяческое содействие, в котором они могут нуждаться.
статья 4
Чтобы облегчить русским сухопутным войскам доступ в угрожаемые пункты и обеспечить их съестными припасами, китайское правительство соглашается на сооружение железнодорожной линии через китайские Амурскую и Гиринскую провинции, в направлении на Владивосток. Соединение этой железной дороги с русской железной дорогой не может служить предлогом к какому-либо захвату китайской территории или покушению на верховные права е.в. императора китайского. Постройка и эксплоатация этой железной дороги будут предоставлены Русско-Китайскому банку, и статьи контракта, который будет заключен для этой цели, будут надлежащим образом обсуждены китайским посланником в С.-Петербурге и Русско-Китайским банком.
статья 5
Условлено, что во время войны, предусматриваемой статьей 1, Россия будет свободно пользоваться железной дорогой, упомянутой в статье 4, для перевозки и снабжения своих войск. В мирное время Россия будет иметь то же право на транзит своих войск и припасов с теми остановками, которые вызываются лишь требованиями службы транспорта.
статья 6
Настоящий договор войдет в силу с того дня, когда контракт, обусловленный ст. 4, будет утвержден е.в. императором китайским. С этого момента он будет иметь силу и действие в течение пятнадцати лет. За шесть месяцев до истечения этого срока, обе высокие договаривающиеся стороны войдут в соглашение о продлении этого договора.
ПОДПИСАЛИ:
ЛОБАНОВ,
ВИТТЕ,
ЛИ ХУН-ЧЖАН
МОСКОВСКИЙ ДОГОВОР 1896 ГОДА
Заключён в Москве 22 мая (3 июня) 1896 году, вскоре после поражения Китая в китайско-японской войне 1894-1895 годов.
Инициирован Витте с целью сократить протяжённость Транссибирской магистрали (ранее предполагалось вести линию по Амурской дуге) и усилить российское влияние в Северо-Восточном Китае, опередив в этом отношении Японию.
Договор предусматривал создание сроком на 15 лет оборонительного союза между Россией и Китаем. Стороны обязались в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею «поддерживать друг друга всеми сухопутными и морскими силами» и заключить мирный договор только с взаимного согласия. Во время военных действий все порты Китая подлежали закрытию для всех военных судов, кроме российских. Для обеспечения Россией союзнических обязательств китайское правительство соглашалось на сооружение и эксплуатацию Русско-Китайским банком (был подконтролен российскому Министерству финансов) КВЖД, которая по кратчайшему направлению через китайскую территорию должна была связать Читу и Владивосток. Устанавливалось право России осуществлять транзит и снабжение войск по КВЖД как в мирное, так и в военное время.
Союзничские обязательства, закреплённые в договоре, стороны не реализовали: Китай после начала русско-японской войны 1904-1905 годы заявил о своём нейтралитете, что устраивало Россию, которая в условиях военной слабости Китая не желала нести ответственность за защиту его территории.
Фактически Московский договор 1896 года утратил силу после заключения Портсмутского мира 1905.
Исторические источники:
Сборник договоров России с другими государствами. 1856–1917. М., 1952.
Союзный договор между Российской империей и Китаем (1896)
Союзный договор между Российской империей и Китаем (империей Цин) был подписан в Москве 22 мая (3 июня) 1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора.
Договор также предоставил России право на постройку железнодорожной магистрали через территорию Маньчжурии (см. Китайско-Восточная железная дорога).
Действие договора было прекращено Портсмутским мирным договором от 1905 года, заключенным по итогам неудачной для России русско-японской войны 1904—1905 годов.
Договор был заключен после полного разгрома Империи Цин в Японо-китайской войны 1895 года и практически полной ликвидации китайской армии и флота. А также полного отсутствия средств у Империи Цин на восстановление армии в связи с гигантскими репарациями, наложенными на нее.
Идеологически был направлен против союза Японской Империи, Британской Империи и США.
Источник
Военная тревога 1875 года • Войны (Русско-турецкая • Англо-зулусская • 1-я англо-бурская • Франко-тунисская • Англо-египетская • 2-я франко-вьетнамская • 3-я англо-бирманская • Франко-китайская) • Бой на Кушке • Военная тревога 1887 года • Войны (Франко-дагомейские (1-я • 2-я) • Японо-китайская • 1-я итало-эфиопская • Англо-занзибарская • Испано-американская) • Ихэтуаньское восстание • Завоевание Францией Чада • Войны (Англо-бурская • Филиппино-американская • Русско-японская • Революция 1905—1907 годов в России • Антияпонское сопротивление в Корее • Младотурецкая революция • Итало-турецкая война • Российская интервенция в Персию • Балканские войны
Полезное
Смотреть что такое «Союзный договор между Российской империей и Китаем (1896)» в других словарях:
Советско-китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» — (кит. трад. 中蘇友好同盟互助條約, упр. 中苏友好同盟互助条约, пиньинь: Zhōng Sū Yǒuhǎo Tóngméng Hùzhù Tiáoyuè) был подписан в Москве 14 февраля 1950 года и вступил в силу 11 апреля 1950 года[1]. Хотя договор явился результатом личных встреч И. В. Сталина и… … Википедия
Российско-китайский договор о союзе России и Китая против Японии — Союзный договор между Российской империей и Китаем был подписан в Москве 22 мая (3 июня) 1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора. Договор также… … Википедия
Неравноправный договор — Известная французская карикатура конца 1890 х годов представляет Китай, который делят как пирог королева Виктория (Великобритания), Бисмарк (Германия), Николай II (Россия) и император Мэйдзи (Япония), а также Марианна, представляющая Францию… … Википедия
Портсмутский мирный договор — ポーツマス条約 Слева направо: с русской стороны (дальняя часть стола) Г. А. Плансон, К. Д. Набоков, С. Ю. Витте, Р. Р. Розен, И. Я. Коростовец; с японской стороны (ближняя часть стола) Адати (нем.), Отиай, Комура (англ.),… … Википедия
Портсмутский договор — Портсмутский мирный договор договор между Российской империей и Японией, завершивший русско японскую войну 1904 05 годов. Подписан 23 августа (5 сентября) 1905 года в г.Портсмут (Нью Гемпшир), США. С российской стороны договор подписали… … Википедия
Портсмутский мирный договор 1905 — Портсмутский мирный договор договор между Российской империей и Японией, завершивший русско японскую войну 1904 05 годов. Подписан 23 августа (5 сентября) 1905 года в г.Портсмут (Нью Гемпшир), США. С российской стороны договор подписали… … Википедия
Китайско-российские отношения — Российско китайские отношения … Википедия
Ли Хунчжан — 李鴻章 … Википедия