договор между татарстаном и россией
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (Москва, 26 июня 2007 г.) (не действует)
Договор
о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан
(Москва, 26 июня 2007 г.)
ГАРАНТ:
Настоящий Договор прекратил действие в связи с истечением срока
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное
Настоящий Договор утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан,
действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан;
учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан;
исходя из исторических, культурных, экономических, экологических и иных особенностей Республики Татарстан,
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ
«Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»
Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года
Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года
Утвердить Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, подписанный в городе Москве 26 июня 2007 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль
24 июля 2007 г.
№ 199-ФЗ
Договор
о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан
от 26 июня 2007 года
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан,
действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан;
учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан;
исходя из исторических, культурных, экономических, экологических и иных особенностей Республики Татарстан,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и настоящим Договором.
Статья 2
2. Учитывая, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории Республики Татарстан составляют основу жизни и деятельности ее многонационального народа, Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Республики Татарстан заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горногеологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями Республики Татарстан. Правительство Российской Федерации и Государственный Совет Республики Татарстан по затронутым в данном пункте проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, участвует в деятельности специально созданных для этих целей органов международных организаций, а также заключает соглашения об осуществлении международных, внешнеэкономических связей и осуществляет такие связи с органами государственной власти иностранных государств по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Республика Татарстан по согласованию с Правительством Российской Федерации оказывает государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка.
5. Государственными языками в Республике Татарстан являются русский и татарский языки, статус и порядок использования которых определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральным законом и законом Республики Татарстан.
Для кандидатур на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан, вносимых в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливается дополнительное требование, предусматривающее владение государственными языками Республики Татарстан. Владение государственными языками Республики Татарстан устанавливается в заявительном порядке.
Статья 3
Статья 4
Органы государственной власти Республики Татарстан имеют соответствующее представительство при Президенте Российской Федерации в г. Москве.
Статья 5
2. Порядок продления действия настоящего Договора, а также порядок и основания досрочного прекращения его действия (расторжения) определяются федеральным законом.
Статья 6
Совершено в г. Москве 26 июня 2007 года в двух экземплярах, каждый на русском и татарском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Президент Российской Федерации
В. Путин
Президент Республики Татарстан
М.Шаймиев
Договор – все. Что это значит?
Сегодня, 11 августа, истек срок действия договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией. В последний год руководство республики неоднократно заявляло о необходимости продления договора, однако федеральный центр каждый раз игнорировал эту тему. Теперь наступает правовая коллизия.
ЧТО ЗА ДОГОВОР ТАКОЙ?
До этого дня Татарстан и Россию связывали договорные отношения. Первый договор о разграничении полномочий был заключен 15 февраля 1994 года. Его подписали Ельцин с Черномырдиным с одной стороны, и Шаймиев с Сабировым с другой. В документе Татарстан объявлялся государством объединённым с Россией. В договоре прописано, что Татарстан имеет право на свою Конституцию и законодательство, может устанавливать и взимать республиканские налоги, вводить республиканское гражданство, устанавливать и поддерживать отношения с субъектами РФ и иностранными государствами, создать Национальный банк, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Органы госвласти республики имели право решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые были объявлены «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана».
КОГДА ИСТЕКАЕТ?
Любопытно, но точную дату истечения срока действия договора определить было не так то просто… Второй договор, был подписан Минтимером Шаймиевым и Владимиром Путиным 26 июня 2007 года сроком на 10 лет, так что логично было бы считать, что его действие закончилось еще в июне этого года. Однако вопрос, с какого момента отсчитывать то самое десятилетие, обозначенное в тексте документа? После копания в юридических дебрях депутат Госсовета РТ Николай Рыбушкин все-таки установил точный срок истечения — 11 августа 2017 года.
КАКОВА ПОЗИЦИЯ РУКОВОДСТВА ТАТАРСТАНА?
А ЧТО ГОВОРЯТ В МОСКВЕ?
Администрация президента и не собиралась продлевать договор о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном, по крайней мере так пишет РБК со ссылкой на федерального чиновника и собеседника, близкого к администрации президента. Заключать новый договор, описывающий особые полномочия региона, в Кремле не намерены. Высокопоставленный источник «Коммерсанта» в администрации президента ранее также заявлял, что «никакого нового договора» нет.
– Казань хотела бы сохранить договор, но, понимая, что федеральный центр резко против этого, республиканские власти «пытаются выторговать для себя преференции, – пояснил изданию федеральный чиновник.
В качестве компенсации может рассматриваться право сохранения действующего наименования высшего должностного лица Татарстана. Республика – единственный субъект, где ее глава называется президентом.
ЧТО БУДЕТ?
В случае отсутствия нового договора возникнет правовая коллизия, считает председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.
– Наша Конституция была принята на год раньше, чем российская Конституция. Первая и другие статьи Конституции РТ были взяты из текста референдума. Там написано, что мы обладаем суверенитетом в рамках делегированных российской Конституцией полномочий субъекту, что мы на основе договора работали и работаем и этот договор тоже легитимен – 11-я статья российской Конституции, – объяснил Фарид Мухаметшин. – К сожалению, или может быть, к счастью, у нас в конституции есть статья 123. В ней прописано, что первая статья, где записано, что мы обладаем суверенитетом в рамках делегированных полномочий и договора РФ и РТ, не может меняться парламентом, а только на референдуме. Вот это и есть правовая коллизия. Это предмет уважительного двустороннего разговора федерального центра и субъекта РФ. Мы, безусловно, найдем правовые пути решения вопроса.
А ЧТО ДУМАЕТ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ?
Среди жителей республики, судя по всему, нет единого мнения относительно главного политического вопроса этого года. Как показали дебаты, которые прошли на прошлой неделе, у договора достаточно, как сторонников, так и противников. Есть и те, кто разделяет нейтральную позицию. Каких либо серьезных социологических исследований в республике на эту тему про проводилось.
КАК ЭТО СКАЖЕТСЯ НА ЖИТЕЛЯХ РЕСПУБЛИКИ?
Пока последствия отказа от договорных отношений видятся исключительно политическими, а значит, повлиять на жителей республики это обстоятельство может самым непредсказуемым образом. От кардинальных перемен в федеративном устройстве государства и передела собственности в республике, до фактически отсутствия каких либо последствий для граждан. Очевидно лишь, что Татарстан фактически лишился сегодня особого статуса, которым де-юро обладал с 1994 года. Если не полностью, то весомой его части
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан
(Москва, 26 июня 2007 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное
Настоящий Договор утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан;
учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан;
исходя из исторических, культурных, экономических, экологических и иных особенностей Республики Татарстан,
оговорились о нижеследующем:
Статья 1
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и настоящим Договором.
Статья 2
2. Учитывая, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории Республики Татарстан составляют основу жизни и деятельности ее многонационального народа, Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Республики Татарстан заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горно-геологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями Республики Татарстан. Правительство Российской Федерации и Государственный Совет Республики Татарстан по затронутым в данном пункте проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами и администативно-территориальными образованиями иностранных государств, участвует в деятельности специально созданных для этих целей органов международных организаций, а также заключает соглашения об осуществлении международных, внешнеэкономических связей и осуществляет такие связи с органами государственной власти иностранных государств по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Республика Татарстан по согласованию с Правительством Российской Федерации оказывает государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка.
5. Государственными языками в Республике Татарстан являются русский и татарский языки, статус и порядок использования которых определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральным законом и законом Республики Татарстан.
Для кандидатур на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан, вносимых в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливается дополнительное требование, предусматривающее владение государственными языками Республики Татарстан. Владение государственными языками Республики Татарстан устанавливается в заявительном порядке.
Статья 3
Статья 4
Органы государственной власти Республики Татарстан имеют соответствующее представительство при Президенте Российской Федерации в г. Москве.
Статья 5
2. Порядок продления действия настоящего Договора, а также порядок и основания досрочного прекращения его действия (расторжения) определяются федеральным законом.
Статья 6
Совершено в г. Москве «26» июня 2007 года в двух экземплярах, каждый на русском и татарском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Президент Российской Федерации В.В.Путин
Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»
Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года
Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года
Утвердить Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, подписанный в городе Москве 26 июня 2007 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Договор между татарстаном и россией
Полномочные представители органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан:
руководствуясь Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан;
исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления;
гарантируя сохранение территориальной целостности и единства экономического пространства;
способствуя сохранению и развитию исторических и национальных традиций, культур, языков;
заботясь об обеспечении гражданского мира, межнационального согласия и безопасности народов;
реализуя приоритет основных прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий;
учитывая, что Республика Татарстан как государство объединена с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, участвует в международных и внешнеэкономических отношениях, договорились о нижеследующем:
Статья I
Разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан осуществляются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и настоящим Договором.
Статья II
Республика Татарстан имеет свою Конституцию и законодательство. Органы государственной власти Республики Татарстан осуществляют полномочия государственной власти, в том числе:
1) обеспечивают защиту прав и свобод человека и гражданина;
2) формируют республиканский бюджет, устанавливают и взимают республиканские налоги;
3) решают вопросы адвокатуры и нотариата;
4) осуществляют правовое регулирование административных, семейных, жилищных отношений, отношений в области охраны окружающей среды и природопользования;
5) осуществляют помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан;
6) решают вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, а также государственными предприятиями, организациями, другим движимым и недвижимым государственным имуществом, расположенными на территории Республики Татарстан, являющимися исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана, за исключением объектов федеральной собственности. Разграничение государственной собственности регулируется отдельным Соглашением;
7) устанавливают систему государственных органов Республики Татарстан, порядок их организации и деятельности;
8) решают вопросы республиканского гражданства;
9) устанавливают порядок прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Татарстан гражданами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы;
10) устанавливают и поддерживают отношения и заключают договоры и соглашения с республиками, краями, областями, автономной областью и автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом Российской Федерации, не противоречащие Конституциям Российской Федерации и Республики Татарстан, настоящему Договору и иным соглашениям между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан;
11) участвуют в международных отношениях, устанавливают отношения с иностранными государствами и заключают с ними соглашения, не противоречащие Конституции и международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и настоящему Договору, участвуют в деятельности соответствующих международных организаций;
12) создают Национальный банк в соответствии с отдельным Соглашением;
13) самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Разграничение полномочий в области внешнеэкономической деятельности осуществляется отдельным Соглашением;
14) решают в порядке, установленном отдельным Соглашением, вопросы конверсии на предприятиях, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан;
15) устанавливают государственные награды и почетные звания Республики Татарстан.
Статья III
Органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан совместно осуществляются следующие полномочия:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств;
2) защита суверенитета и территориальной целостности;
4) общие и коллизионные вопросы гражданства;
5) координация международных и внешнеэкономических связей;
6) координация ценовой политики;
7) образование фондов регионального развития;
8) проведение денежной политики;
9) управление объектами собственности Российской Федерации или Республики Татарстан, которые могут быть переданы в совместное управление с учетом заинтересованности по добровольному и взаимному согласию. Формы и порядок совместного управления конкретными объектами определяются отдельными соглашениями;
10) координация деятельности по вопросам геодезии, метеорологической службы, исчисления времени;
11) создание общих фондов для финансирования совместных программ, ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф на основе взаимных соглашений;
12) координация управления общими: энергетической системой, магистральным, железнодорожным, трубопроводным, воздушным и водным транспортом, связью, информационными системами;
13) обеспечение режима беспрепятственного и беспошлинного передвижения транспорта, грузов и продукции по воздушным, морским, речным, железнодорожным и шоссейным путям, а такжк по трубопроводному транспорту;
14) оценка в соответствии с международными стандартами состояния качества природной среды, осуществление мер по ее стабилизации и восстановлению, обеспечение экологической безопасности, координация действий в области использования земельных, водных и других природных ресурсов; предотвращение экологических катастроф; вопросы особо охраняемых природных территорий;
15) проведение общей политики в социальной сфере: занятости населения, миграционных процессов, социальной защиты, включая социальное обеспечение;
16) координация деятельности по вопросам здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; подготовка национальных кадров для школ, учебных заведений, учреждений культуры, средств массовой информации и других учреждений и организаций; обеспечение дошкольных учреждений и учебных заведений литературой на родном языке; координация научных исследований в области истории, культуры народов и их языков;
17) кадры судебных и правоохранительных органов;
18) адвокатура,арбитраж и нотариат;
19) координация деятельности правоохранительных органов, взаимодействие органов безопасности, разработка и реализация целевых программ по борьбе с преступностью;
20) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
21) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
22) вопросы совместного использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
23) другие полномочия, устанавливаемые по взаимной договоренности.
Статья IV
В ведении Российской Федерации и ее органов находятся:
1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
3) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
4) федеральная государственная собственность и управление ею;
5) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
6) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
7) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
9) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
10) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
12) определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
13) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно процессуальное законодательство;
14) федеральное коллизионное право;
15) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
16) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
17) федеральная государственная служба.
Статья V
Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации и Республики Татарстан в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, действительны.
Статья VI
Органы государственной власти Российской Федерации, равно как и органы власти Республики Татарстан, не могут издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению.
Органы государственной власти Республики Татарстан, равно как и федеральные органы государственной власти, вправе опротестовывать законы Российской Федерации и Республики Татарстан, если они нарушают настоящий Договор.
Споры по осуществлению полномочий в сфере совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан разрешаются в согласованном между ними порядке.
Статья VII
В целях осуществления настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан могут заключать дополнительные соглашения, создавать совместные структуры, комиссии на паритетных началах.
Статья VIII
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан имеют полномочные представительства в г. Казани и в г. Москве.
Статья IX
Договор или его отдельные положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
Договор вступает в силу через 7 дней после подписания и подлежит опубликованию.
Совершено в г. Москве 15 февраля 1994 г. в двух экземплярах, каждый на русском и татарском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.